28.01.2012 20887

Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе

 

В научно-исследовательской литературе под условиями понимается «совокупность факторов, существенных обстоятельств, от которых что-то зависит; обстановка, в которой что-либо происходит». Следовательно, педагогические условия выступают как совокупность факторов становления и развития управленческой культуры специалиста в системе образования. Образование рассматривается как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде (Е.В. Бондаревская), поскольку оно ориентировано на культуру, обращено к человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность.

Основными компонентами педагогических условий являются: 1) отношение к воспитаннику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; 2) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; 3) отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Начальный этап становления (адаптации и самоактуализации) управленческо-педагогической культуры студента осуществляется в условиях вуза - в процессе обучения; совершенствование, дальнейшее развитие происходит уже в процессе практики, профессиональной деятельности специалиста - в условиях работы в ДОУ. Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс подготовки будущего специалиста, необходимо проанализировать особенности управления современными дошкольными учреждениями, с целью определения ориентиров профессионального становления и развития управленческой культуры будущих специалистов дошкольного образования.

Анализ состояния проблемы практики управления современным дошкольным учреждением позволит нам решить следующие задачи:

1. Выявить особенности функционирования системы современных ДОУ и вычленить видовое разнообразие, специфику их работы.

2. Определить, особенности управления образовательным процессом на двух уровнях: административном и педагогическом.

Реализация данных задач позволит нам наиболее эффективно осуществлять подготовку специалистов по развитию управленческой культуры, поскольку в последние годы в стране складывается видовое разнообразие ДОУ и создается гибкая многофункциональная система управления. Все эти изменения необходимо учитывать при подготовке будущих специалистов.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания», «Концепцией модернизации образования», а также нормативными документами Министерства образования осуществляется построение новой системы дошкольного образования, альтернативной по идеологии и ключевым организационным моментам системе, господствовавшей в советское время. На первый план выводится личностное развитие ребенка: учебно-дисциплинарная модель воспитания постепенно уступает место личностно - ориентированной. Реформаторы подчеркивают эту смену парадигм изменением семантики - переходом от понятия «дошкольное воспитание» к понятию «дошкольное образование», понимаемого как «процесс расширения возможностей развития личности, направленный на обеспечение компетентного выбора жизненного пути и саморазвитие ребенка; образование начинает полностью переходить от парадигмы информационной к социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка».

Новый подход требует пересмотра, как содержания образования, так и форм взаимодействия воспитывающих взрослых с детьми и между собой в процессе педагогического управления. Хотя определение содержания образования и, в частности, его вариативности, составляет сейчас большую проблему для теоретиков и практиков дошкольного образования, не менее важным является вопрос состояния профессиональной культуры специалистов дошкольного образования, способности действовать в современных условиях, поскольку статус детского сада оказался в непосредственной зависимости от социально-экономической ситуации. Если в прежней системе дошкольного образования повсеместно отодвигались понятия о самоценности дошкольного возраста в силу господства учебно - дисциплинарного подхода, то сейчас сходное положение вещей продиктовано социальным заказом, ориентацией в условиях рынка на запросы родителей и появлением в детском саду дополнительных специалистов.

Этим объясняется появление негосударственных и «элитных» дошкольных образовательных учреждений, которые принадлежат частным лицам, акционерным, кооперативным обществам и другим предприятиям. Но можно отметить, что их число незначительно, даже в крупных городах. В основном они обслуживают узкую часть населения, которая имеет большие доходы. В негосударственных дошкольных учреждения родители требуют создание для своих детей особых условий, меньшей наполняемости групп. А это, в свою очередь, повышает стоимость пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следует отметить, что «элитные» детские сады не составляют конкуренции для государственных детских садов. И причина здесь, прежде всего, в общем ухудшении материального положения значительной части населения. Ухудшение материальных условий жизни привело к снижению рождаемости, особенно в городах, это одна из существенных отрицательных причин снижения потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях. Освобождающиеся помещения в большинстве случаев используются для создания разнообразной предметной среды (физкультурные залы, комнаты сказок, музыкальные и т.п.) или организации дополнительных услуг. Эти услуги оказываются с учетом социокультурной среды региона или конкретных запросов родителей.

Создание в ДОУ студий, секций, кружков и т.д. позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, их родителей, делают педагогический процесс более дифференцированным и гибким, с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Однако, в настоящее время не хватает квалифицированных образованных специалистов. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования, привело к уходу более квалифицированных специалистов из государственных дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. Одновременно в дошкольные учреждения приходят кадры, не имеющие педагогического образования. В результате резко снижается общий профессиональный уровень педагогов. В последние годы в детские сады пришли профессионалы-специалисты (спортсмены, художники, скульпторы и др.). Обычно они ведут кружковую работу в рамках дополнительных услуг или руководитель ДОУ включает их в штатное расписание для работы с детьми по конкретному направлению. Однако эта работа не всегда приводит к положительному результату. Как показывает практика, профессионалы-специалисты в своей области не знают специфики дошкольников, их возрастных и психологических возможностей, не владеют методикой обучения детей дошкольного возраста. Руководитель должен в этом случае организовать работу «предметников», чтобы она способствовала развитию всех детей.

При анализе дискуссий, ведущихся по данному вопросу в литературе, можно сделать вывод, что беспредельное введение дополнительных предметов с привлечением узких специалистов приведет к плачевным результатам: детский сад, ставший минишколой, губителен для ребенка. Однако реальная практика диктует свое: дополнительные специалисты в детском саду существуют, и это положение стоит рассматривать не столько как негативное явление, сколько как объективный факт, с которым необходимо считаться и использовать в интересах дела.

Существенные изменения необходимы в системе подготовки кадров. Сегодня требования к педагогическим работникам не могут базироваться лишь на показателе стажа работы и наличия диплома об образовании. Актуальной является идея специализации на факультетах дошкольного образования, которая позволит подготовить для дошкольных учреждений профессионалов, способных обеспечить как основные, так и дополнительные услуги для детей. В связи с этим, в настоящее время предъявляются большие требования к руководителю ДОУ, его профессиональной компетентности, управленческой культуре, организаторским способностям.

Условием оптимизации работы в дошкольном учреждении является «дифференцированная организаторская деятельность со стороны руководителей детским садом: целесообразная расстановка кадров; четкое распределение обязанностей между всеми членами педагогического коллектива и обслуживающего персонала, установление взаимосвязи между ними внутри коллектива, а также с коллективом родителей и общественностью». Современному руководителю дошкольного учреждения при создании организационно-управленческой структуры необходимо учитывать многие проблемы,  связанные с зависимостью образовательного процесса в детском саду от быстро происходящих в обществе перемен, общих ценностей и убеждений персонала, возможности обеспечения постоянного его самосовершенствования.

Традиционные методы подготовки специалистов дошкольного образования явно не отвечают сейчас задаче подготовки и развития педагогических кадров детского сада. Необходимы такие «формы обучения и подготовки, которые помогут освободиться от сложившихся нежелательных стереотипов и предрассудков». Необходим такой уровень развития профессиональной культуры, который позволил бы создать благоприятную позицию для построения системы управленческого взаимодействия и предотвращения частых в «традиционных» детских садах конфликтов.

В ходе исследования изучено 10 программ развития ДОУ г. Нижнего Новгорода. Анализ материалов и бесед с их разработчиками позволили сделать следующие выводы. На этапе подготовки и написания программы более 75% руководителей затруднялись в выборе приоритетных направлений и определения статуса учреждения. Из них только 25% обсуждали идеи развития с педагогическим коллективом и 10% с учредителями; 50% принимали управленческое решение самостоятельно и представляли на обсуждение коллектива программу в законченном варианте; после обсуждения вносили поправки и серьезные изменения в проект программы 55% руководителей.

Эти данные подтверждают положение о том, что в современных условиях главным является повышение профессиональной, управленческой культуры руководителей в процессе подготовки, где, в первую очередь, должны раскрываться вопросы теории и практики управления в системе дошкольного образования.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловившая резкое сокращение сети ДОУ, поставила перед учреждениями дошкольного образования проблему развития своего образовательного потенциала, поиска новых возможностей, обеспечивающих жизнеспособность ДОУ. Все это способствовало развитию инновационных процессов в системе дошкольного воспитания, в ходе которых осваиваются новые модели образования детей. В последние годы процесс дифференциации сети ДОУ продолжает развиваться, что связано с расширением спектра услуг, предоставляемых детям и родителям, создание адаптивной системы дошкольного образования.

В инфраструктуре дошкольного образования имеют место ДОУ разных режимов жизнедеятельности: дошкольные учреждения, находящиеся в режиме становления, в режиме стабильного функционирования, в режиме развития (инновационные ДОУ); разных спектров деятельности: детские сады, коррекционные ДОУ; дошкольные учреждения комбинированного типа (детский сад-ясли); учреждения, реализующие программы детского сада и начальной школы (детский сад - школа); различных приоритетов деятельности: ДОУ физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального направления; центры развития личности. Открыты первые «Материнские школы», оказывающие помощь семье в воспитании детей первых трех лет жизни. Налицо рост потребностей коллективов ДОУ в обновлении программно - методического обеспечения образовательного процесса, о чем свидетельствует увеличивающееся количество учреждений, внедряющих инновационные программы и технологии, а также рост экспериментальных площадок, на которых отрабатываются новые образовательные модели.

Анализ состояния системы дошкольного образования является исходной базой оценки обоснования основных мероприятий по совершенствованию и повышения результативности управления и соответственно процесса подготовки специалистов в вузе. Он позволяет получить основной материал для оценки сложившегося уровня управленческой культуры специалистов, выявления прогрессивных подходов в системе подготовки специалистов в области дошкольного образования с учетом стратегических направлений и реальных возможностей развития ДОУ.

Все многообразие анализа задач управления ДОУ можно свести к двум основным: изучение глубины влияния управленческих воздействий на результативность работы ДОУ, т.е. эффективность управления; и обоснование мероприятий по подготовке специалистов в области дошкольного образования, эффективности развития управленческой культуры будущих специалистов. Исходя из анализа характеристики современных дошкольных учреждений, мы рассмотрим особенности управления ими.

Изменения в области дошкольного образования и управления им ориентированы на повышение эффективности педагогического процесса, качества развития личности ребенка. Изучение проблемы управления - достаточно сложное дело. Несмотря на то, что в теории и практике существует достаточное количество разработок по теории и практике управления в области экономики и в области педагогики, все-таки в силу развития социально-экономических условий, требований общества к системе дошкольного образования, развития науки - данная проблема остается до сих пор недостаточно исследованной.

Проведенный нами анализ исследований по управленческой деятельности в ДОУ показал, что в них уделяется недостаточное внимание управленческой деятельности педагогов (воспитателей, специалистов). Во многом это объясняется царившим длительное время авторитарным характером педагогики, признающей управление как административную деятельность руководителей ДОУ. От воспитателей, специалистов требовалось лишь обучать и воспитывать детей, а не управлять процессом формирования знаний, умений, развитием их качеств и способностей. Да и дети рассматривались лишь как объекты педагогических воздействий.

С другой стороны, анализируя деятельность педагогических коллективов ДОУ, можно увидеть: педагоги мало что изменяют в своей деятельности, одни из них не готовы работать по-новому, а другие не хотят. Возникает проблема - изменение деятельности педагога, имеющего сложившиеся жизненные и педагогические стереотипы. Поэтому одной из важнейших проблем современного дошкольного образования является управление профессиональным развитием педагогического коллектива.

Управленческую деятельность в ДОУ можно рассматривать на различных иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая деятельность педагогов (воспитателей и специалистов). При этом управленческая деятельность администрации имеет организаторский характер, связанный с нормативно-правовым аспектом, с распределением функциональных обязанностей, разработкой стратегических идей по развитию дошкольного учреждения и т.д. Управленческая деятельность педагогов в ДОУ направлена на воспитание, обучение и развитие детей.

Управленческая деятельность административного аппарата, в частности заведующего ДОУ, методиста, отражена в различных работах (В.Г. Алямовская, В.А. Андреева, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, А.И. Васильева, Л.М. Денякина, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк О.С. Саметис, Р.Я. Спружа и др.). И в работах, посвященных проблемам управления школой (В.И. Безруков, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Пикельная, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, В.А. Сластении, Т.Н. Шамова и др.).

Однако имеющиеся традиционные (в понимании управления) направления чаще всего сводятся к перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами он должен обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого понятия через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как деятельность по организации педагогического процесса в ДОУ.

Рассматривая взаимосвязь управленческой деятельности администрации и управленческой деятельности педагогов, следует подчеркнуть, что управление предполагает преемственный и взаимообусловленный характер, оно создает условия соответственно и для развития педколлектива, и для развития воспитанников. Следовательно, основные направления управленческой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения должны иметь инвариантный характер как для администрации, так и для коллектива.

Целостную картину управления педагогическим процессом в ДОУ можно представить только с учетом влияния внешних и внутренних факторов, производственных и педагогических задач, обучения и воспитания в их единстве и взаимосвязи.

Таким образом, исходя из вышесказанного анализа современных ДОУ и требований к специалистам, осуществляющим в них свою деятельность по педагогическому управлению, стоит вопрос о подготовке кадров, способных работать в быстро меняющихся социальных условиях, осуществляя эффективно управление педагогической системой. Все это требует от будущего специалиста дошкольного образования достаточно высокого уровня развития профессиональной, управленческо-педагогической культуры.

 

АВТОР: Горюнова Т.М.