28.01.2012 2311

Состояние управленческой культуры специалистов-практиков дошкольного образования

 

Совершенствование уровня управленческой культуры специалистов дошкольного образования требует изучения его современного состояния. Поэтому важно исследовать степень развитости управленческой культуры непосредственно у практиков-специалистов в области педагогического управления в системе дошкольного образования: руководителей ДОУ, молодых специалистов и оценка экспертами (преподавателями вуза) содержательной характеристики управленческой культуры выпускников дошкольного отделения.

В исследовании управленческой культуры педагогов-практиков приняло участие 102 человека - заведующие и их заместители (старшие воспитатели) дошкольных учреждений, а также специалисты департамента управления образованием г. Нижнего Новгорода.

В структуре профессиональных взглядов и отношений руководителей ДОУ к своей деятельности мы выделили четыре блока, которые, по-нашему мнению, в какой-то степени характеризуют их управленческую культуру: цели и принципы деятельности руководителя; взгляды на объект управления; технологические (стилевые) предпочтения в управленческой деятельности; отношение к конкретным способам осуществления конкретных управленческих процедур. Первые два блока преимущественно составляют модель образовательного менеджмента логико-культурного уровня, следующие два - соответствуют социокультурным моделям управления в целостной системе управленческой культуры педагога.

Верхним уровнем структуры профессиональной культуры является совокупность отношений руководителя к целям педагогической системы дошкольного учреждения, а также общие подходы к деятельности. Это выражается в системе взглядов на свои функции, в ценностных ориентациях при построении взаимоотношений с другими участниками педагогического процесса (коллегами, детьми, родителями). Верхний уровень профессиональных взглядов состоит в выборе общей модели управления образовательной системой. Вопросы анкеты были направлены на то, чтобы выяснить отношение респондентов к позициям педагогического управления.

Таким образом, данный блок профессиональных ценностей и стереотипов представляет собой взгляды и отношение руководителя к основной логике менеджмента: постановке и обеспечению реализации целей деятельности управляемой подсистемы, координации усилий ее элементов, информационной составляющей управления, особенностями управления дошкольной образовательной системой. Отношение к объекту управления - важный элемент в системе профессиональных взглядов. Действительно, даже само понимание (или непонимание) руководителем основных закономерностей, процессов, происходящих в образовательной системе, есть отражение профессиональной позиции как составляющей управленческой культуры. Также важно отношение руководителя к нижестоящим в управленческой иерархии субъектам и их взаимодействиям, что выражает его отношение к закономерностям объекта управления, степень его готовности учитывать эти закономерности в своей деятельности.

Далее мы изучали технологические (стилевые) предпочтения в управленческой деятельности руководителей ДОУ. Этот уровень профессиональной направленности определяется предпочтениями при выборе способов построения взаимодействия руководителя с нижестоящими субъектами педагогического управления. Выражается это в выборе способов (методов) организации; степени формализации (регламентации) в управленческом взаимодействии с нижестоящими субъектами; в степени дистанцирования от подчиненных; в отношении к различным педагогам и, наконец, в характере отношений с заместителями. Данный блок профессиональных взглядов мы рассматриваем как отношение руководителя к различным методам профессиональной деятельности.

Наконец, отношение к способам осуществления конкретных управленческих процедур является во многом индивидуальным уровнем профессиональных взглядов и отношений. В этих отношениях преломляются все предыдущие ценности и стереотипы, однако выбор конкретного варианта поведения, например, собеседования с воспитателем, в значительной степени зависит от чисто индивидуальных (не только профессиональных) качеств руководителя.

Данная схема изучения управленческой культуры руководителей ДОУ, по нашему мнению, позволяет рассмотреть ее, с учетом выделенных нами основных элементов управленческой культуры личности: аксиологического, гносеологического и технологического.

Анализ опросов на первый блок профессиональных взглядов об общей модели управления дошкольной образовательной системой показал их внутреннюю противоречивость. Так, менее четверти опрошенных считают своей целью «обеспечение достижения определенных образовательных результатов», примерно 46 % считают, что предназначение управления состоит в «создании условий для осуществления образовательного процесса», около 15 % ориентированы на «создание благоприятного психологического климата в ДОУ», примерно 12 % стремятся «удовлетворять интересы членов родительского комитета». При этом 5,5 % респондентов ориентированы на «удовлетворение интересов членов педагогического коллектива».

Таким образом, лишь меньшинство руководителей четко осознают в качестве цели управленческой деятельности образовательные результаты (для чего собственно и предназначено дошкольное образовательное учреждение). Таким образом, изучение реальных профессиональных взглядов руководителей ДОУ г. Нижнего Новгорода показывает противоречивость их профессионального сознания именно в плане общей логики управления. Это является следствием того, что до недавнего времени «внешний заказ» формулировался почти исключительно как требования к деятельности заведующей, а не к ее результатам. Причиной противоречивости является и отсутствие у руководителей базового образования, большинство руководят, исходя из своего практического опыта управления ДОУ. Все это говорит о недостаточном уровне развитости управленческой культуры. Подтверждением тому являются следующие факты.

Изучение данных о сформированности аксиологического компонента показало, что 79 % опрошенных осознают значимость управленческой культуры для профессиональной деятельности. Сформированность ценностных ориентации представляется следующим образом: на управленческое взаимодействие (осознание ценности «общение») - 52 %; на культурные формы управленческого взаимодействия (ценность «этикет») - 23 %; на гуманистические ценности («человек», «ребенок», «детство») - 49 %; на детей, коллег как субъектов управления - 41,5 %. Далее, анализ данных позволяет констатировать, что потребность во взаимодействии в процессе педагогического управления развита у 29 % опрошенных, рефлексия управленческой деятельности - у 59 %, перцептивные способности, в частности, эмпатия - у 75 %. Что касается социальных установок на совершенствование собственной управленческой культуры, 77 % выделяют ее важной для себя ценностью. В итоге, в соответствии с выделенными нами показателями, можно констатировать тот факт, что уровень развития аксиологического компонента управленческой культуры у 49 % является низким, у 47 % - средним, у 4 % - достаточным.

Анализ ответов специалистов-практиков на предмет сформированности гносеологического компонента управленческой культуры показал, что система знаний об управлении педагогическими системами сформирована у 53%; о нормах и правилах, культуре управленческого взаимодействия - 17%, о приемах и методах самосовершенствования, самоменеджмента - 17%, наличие способности решать нестандартные управленческо-педагогические ситуации - 37%. Из числа опрошенных 76% не имеют четких представлений, что включает в себя понятие «управленческая культура», лишь 24% могут охарактеризовать ее как ведущий компонент их профессиональной культуры. Свои трудности специалисты-практики объясняют недостаточным арсеналом знаний о научном управлении педагогическими системами, культуре управления вообще, о культурных формах управленческого взаимодействия и т.п. У 79% респондентов уровень сформированности гносеологического компонента является критическим, у 19% - допустимым и достаточным - лишь у 2%.

Специалисты-практики отметили трудности, связанные с практической готовностью к управлению педагогическом процессом, коллективом. Коммуникативные умения сформированы у 45 %; умения в области культуры управленческого взаимодействия - 17 %; умения оптимально решать педагогические задачи - 34 %; умения диагностировать уровень развития управленческой культуры - 4 %.

Оценивая свою подготовку, 25 % из общего числа опрошенных специалистов считают готовность к управлению педагогическим процессом достаточной, 31 % -допустимой; 33 % -критической; 11 % -низкой. Основные трудности, выделяемые специалистами связаны с недостаточной сформированностью культуры самоменеджмента.

Эксперты (специалисты городского и районных департаментов управления образования) оценили степень важности развития управленческо-педагогической культуры специалистов дошкольного образования, состояние реального уровня его сформированности.

Эксперты ответили на вопросы:

1. Какие компоненты управленческой культуры специалиста дошкольного образования оказываются, по Вашему мнению, сформированными к началу работы в ДОУ?

2. Чем должны овладеть студенты в процессе подготовки к управлению педагогическим процессом ДОУ?

3. Что положительного, в плане развития у будущего специалиста управленческой культуры, осуществляется в вузе?

4. Каковы пути совершенствования подготовки будущих педагогов дошкольного образования по развитию управленческой культуры?

Ответы на вопросы охарактеризовали уровень управленческой культуры специалистов дошкольного образования как допустимый у 38 %, критический и низкий - у 62 %. Они указали на необходимость формирования у педагогов дошкольного образования управленческой культуры посредством: обеспечения условий для овладения ими научными основами управления педагогическими системами как важного фактора повышения профессионализма специалиста; целенаправленного использования содержания, форм и методов обучения, придания им большей гуманитарной направленности; формирования у будущих специалистов умений проводить анализ ситуаций, возникающих в процессе педагогического управления.

Для того, чтобы сведения о современном состоянии исследуемой нами проблемы были более полными, мы обследовали студентов-выпускников дошкольного отделения, которые отвечали на разработанные нами вопросы анкеты. Всего было опрошено 115 студентов-выпускников дошкольного отделения НГПУ (выпуск 2000 г., дневная и заочная формы обучения).

Изучение данных о сформированности аксиологического компонента управленческой культуры выпускников показал, что ими понимается важность управленческой культуры для успешной профессиональной деятельности 73%. У студентов недостаточно сформированы гуманистически-ценностные ориентации. Так, осознание другого участника процесса педагогического управления как субъекта взаимодействия, наблюдается лишь у 41 %; 55 % признают значимость коммуникативной культуры, ее ведущей роли в управлении педагогической системой; рефлексия управленческо-педагогической деятельности наблюдается у 62 % выпускников; у 73 % развиты перцептивные потребности и интересы; у 67 % потребности в совершенствовании самоменеджмента. Важно отметить, что уровень сформированности гуманистической позиции относительно субъектности ребенка в педагогическом управлении (имеющий особое значение для специалиста дошкольного образования) наблюдается у 47 % выпускников. Итак, в соответствии с выделенными нами показателями, уровень сформированности аксиологического компонента управленческой культуры у 43 % студентов является критическим (низким), у 39% - средним (допустимым), 12 % -достаточным.

В плане сформированности когнитивного компонента управленческой культуры студентов, получены следующие данные: владеют системой знаний о педагогическом управлении, ведущей роли в развитии профессиональной культуры - 59 %; 24 % - владеют научными знаниями эффективного управления педагогическими системами; 35 % - знаниями о личности ребенка как субъекте педагогического управления; 72 % - способность находить ряд нестандартных решений управленческих задач, разрешение конфликтных ситуаций; 49 % - знание культурных форм управленческого взаимодействия. Выделенные показатели сформированности гносеологического компонента распределились по уровням следующим образом: достаточный - у 21 % выпускников; 47 % -допустимый; 32 % -критический.

Сформированность технологического компонента управленческой культуры выпускников представлены следующим образом: необходимость овладения управленческими умениями осознается и используется у 51% опрошенных; коммуникативные умения сформированы у 62 %; умения оптимально использовать средства и методы управления развитием педагогического коллектива - 16%; умение предвидеть и разрешать конфликтные ситуации - 8 %; владение технологиями решения задач педагогического управления - 16 %; умение диагностировать уровень развития педагогического коллектива - 12%.

Итак, лишь у 16,5 % достаточный уровень сформированности технологического компонента управленческой культуры; у 41,5 % - допустимый; у 42 % - критический Уровень управленческой культуры специалистов-практиков дошкольного образования, можно сказать, низкий.

В завершение необходимо сказать, что Государственный стандарт предполагает формирование основных элементов управленческой культуры будущего специалиста дошкольного образования. Однако, нет четкой интеграции в процессе его реализации, поэтому при подготовке будущего специалиста они не находят достаточного воплощения. Необходимо выделить такие условия, при которых реализация дидактической системы по подготовке педагогов учитывала бы современную ситуацию и способствовала эффективному решению проблемы развития управленческой культуры будущих педагогов дошкольного образования.

 

АВТОР: Горюнова Т.М.