29.01.2012 2660

Программа социального становления курсантов вузов МВД России

 

Нами использовалась опытно-экспериментальная работа, в определении сущности которой мы опирались на точку зрения В.И Загвязинского. Он исходит из того, что:

– передовой опыт в социально-педагогической практике складывается исходя из прикладных задач. Его анализ и обобщение позволяют выявить новые подходы или методики, зарегистрировать позитивные результаты;

– эксперимент предполагает изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях. Характерными чертами эксперимента являются запланированное вмешательство исследователя в изучаемый процесс, многократное воспроизведение явления, относительно точное измерение их параметров. Меняя отдельные факторы и условия, можно выявить именно их влияние на результат;

– опытно-экспериментальная работа занимает промежуточное положение, взять определённые характеристики из каждого рассмотренного выше метода. В частности, её в отличие от анализа, обобщения и использования передового опыта отличает изначальная исследовательская установка, наличие поисковой задачи и плана её реализации. В тоже время в этой работе не ставится цель специально выделить отдельные исследуемые факторы из других элементов и связей объекта изучения, строго не фиксируются по параметрам исходный и достигнутый уровни.

Таким образом, вслед за автором этой точки зрения, опытно-экспериментальную работу мы будем рассматривать как способ изучения социально-педагогического процесса (явления) путём внесения, рассчитанных на повышение его эффективности, преднамеренных изменений с постоянной проверкой и оценкой результатов. Иными словами, будем её считать специально поставленным опытом, проводящимся по заранее разработанной программе. Такая работа имеет исследовательское начало, направлена на проверку на практике предлагаемых идей. О её результатах судят по общему социально-педагогическому эффекту.

Программа опытно-экспериментальной работы обычно включает подробное, четкое и завершенное изложение методологической (указание проблемы, цели, логический анализ понятий, формулировка частных гипотез) и методической (характеристика используемых методов и методик сбора и обработки информации).

В данном конкретном случае проблема связана с необходимостью найти подтверждение, что выдвинутые условия в своей совокупности будут способствовать эффективности социального становления курсантов вузов МВД России. В соответствии со сказанным целью будет: проверить тот факт, что именно в таком содержательном наполнении предположенные методические условия обеспечивают успешность социального становления курсантов.

Логика цели, специфика способа изучения предполагает проведение пилотажного и описательного исследования. Первое (в социологической литературе имеет ещё название зондажного или разведывательного) используется для предварительного обследования определённого процесса или явления, для уточнения или корректировки задачи, выбора инструментария, установления границ изучаемой совокупности. В нашем конкретном случае с его помощью фиксировались: отношение курсантов к происходящему, эффективность воспитательных дел и мероприятий, проверялись методики.

Описательное исследование - это более сложный вид анализа, который позволял составить целостное представление об изучаемом явлении, структурных элементах. В отличии от пилотажного описательное исследование реализует множество методов сбора и обработки информации, опирается на принципы: целенаправленности, объективности, представительности, центрированности. Сочетание этих двух видов позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Программа опытно-экспериментальной работы включала три основных этапа: организационно-постановочный, преобразующий, обобщающий. На каждом из них ставились и решались свои задачи.

I этап: организационно-постановочный. На нём была составлена общая схема исследования, определена последовательность действий, характер и объём необходимой для получения достоверных выводов информации, способы её получения, источники, отобран методический инструментарий. Кроме того, были определены виды предоставления результатов изучения. Кратко охарактеризуем каждую составляющую.

При разработке общей схемы опытно-экспериментальной работы мы учитывали специфику протекания образовательного процесса в вузе, график учебного процесса. В итоге остановились на таких моментах:

а) начальные замеры делаются преимущественно специалистами службы профессионального отбора на момент участия будущих курсантов в конкурсе и в первый месяц после зачисления в академию. В поле зрения специалистов находится ряд свойств и качеств будущих юристов, и прежде всего, направленность личности.

Офицеру и преподавателю знание направленности курсанта необходимо, так как в ней выражается основное содержание личности. От направленности зависит, что делает и собирается делать курсант, в каком направлении он развивается, каковы его цели и генеральная линия в жизни, какую психокоррекционную работу с ним необходимо проводить, на чем делать акцент в воспитательной деятельности.

Поведение курсанта зависит от темперамента, от таких индивидуально- психологических особенностей личности, в которых проявляются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Темперамент - это психическое свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений. Как экспериментально доказал И.П. Павлов, в основе всей психической деятельности человека лежат два нервных процесса: возбуждение и торможение. Особенности темперамента обусловлены соотношением возбуждения и торможения, зависят от их силы, уравновешенности и подвижности.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Эта активность обеспечивает образование новых условно-рефлекторных связей и оживление старых нервных связей. На этой основе функционирует мышление, память и все другие психические процессы.

Торможение можно представить как процесс прекращения активности нервных клеток и центров, затухания нервных связей. Торможение лежит в основе ослабления внимания, прекращения активной мыслительной деятельности, забывания.

Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, уравновешенность и подвижность. Эти процессы высшей нервной деятельности могут быть сильными или слабыми, уравновешенными или неуравновешенными, подвижными или малоподвижными.

Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы, проявляется в их способности выдерживать воздействия интенсивных раздражителей, энергично реагировать на них. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях. Курсант с сильным процессом возбуждения может длительное время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки, сохранять работоспособность, заданный темп и высокое качество работы вопреки помехам. У курсанта со слабым процессом возбуждения корковые связи в неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил. Сильные процессы торможения позволяют курсанту контролировать свои поступки и поведение, сдерживать себя в трудных условиях.

Равновесие нервных процессов - это равное соотношение сил возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными - один процесс может быть более сильным, чем другой.

Уравновешенность свидетельствует о том, что у курсанта возбуждение и торможение как бы сбалансированы. Проявляться это может в его выдержанности, способности контролировать свои реакции, ровном поведении. Если же преобладает процесс возбуждения, то в поведении курсанта наиболее характерными будут активные реакции, возможно проявление несдержанности, опрометчивости, экспансивности. Если неуравновешенность имеет в своей основе преобладание торможения, то в поведении курсанта будут преобладать замедленные реакции.

Подвижность имеет в своей основе скорость и легкость смены процессов возбуждения и торможения, обеспечивающие приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Например, подвижность проявляется в способности легко переходить от состояния покоя к высокой активности, в умении ориентироваться в условиях быстро меняющейся обстановки.

Различное сочетание силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствует определенный вид темперамента:

1. Сильному, неуравновешенному, подвижному типу (иногда его называют безудержным) соответствует холерический темперамент.

2. Сильному, уравновешенному, подвижному (живому) типу соответствует сангвинический темперамент.

3. Сильному, уравновешенному, малоподвижному (спокойному) типу соответствует флегматический темперамент.

4. Слабому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.

Следует особо подчеркнуть, что неправомерно полностью отождествлять тип высшей нервной деятельности и вид темперамента. Первое - понятие физиологическое, второе - психологическое. Тип высшей нервной деятельности генетически наследуется и составляет физиологическую основу темперамента. Его следует учитывать, определяя задачи профессиональных заданий. Темпераментом во многом обуславливается стиль профессиональной деятельности и поведения. Поэтому характеристика темперамента раскрывается как через типы высшей нервной деятельности (силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание особенностей его проявления в динамике реакций, действий и поступков курсанта.

Как отмечается в научной литературе, холерик обычно бывает решительным, энергичным, инициативным, общительным, легко ориентируется в обстановке, быстро схватывает суть задачи и энергично ее решает, способен внести «живинку» в дело. Однако в его поведении и деятельности могут появляться отрицательные стороны: несдержанность, раздражительность, вспыльчивость. Холерик отличается неуравновешенностью, быстрой сменой настроения, с трудом сдерживает себя, в действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым. Нервные процессы у холерика очень сильные, но не уравновешены, преобладает возбуждение. Холерический темперамент был у А.В. Суворова, В.И. Чапаева.

Сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, жизнерадостен, бодр, общителен, хорошо ориентируется в быстро меняющейся обстановке, легко справляется с работой, быстро запоминает учебный материал, устойчиво контролирует свое поведение и действия. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости, настойчивости. Он не всегда доводит начатое дело до конца. Чертами сангвинического темперамента обладал МБ. Фрунзе.

Флегматик - настойчив, работоспособен, легко переносит большие психические нагрузки, способен к длительному напряжению. Решения принимает не торопясь, но, взявшись за дело, доводит его до конца. И.П. Павлов говорил, что флегматики - труженики жизни, они могут одинаково успешно выполнять и интересную, и малоинтересную работу. В поведении флегматик уравновешен, настроение у него обычно устойчиво. Отрицательные стороны флегматика: часто медлителен, иногда неловок, малоподвижен, что проявляется в мышлении и поведении. Решая задачу, долго ее обдумывает, может быть пассивным, безразличным к делам коллектива. Судя по описанию Л.Н. Толстого, известный русский полководец М.И. Кутузов был флегматиком.

Меланхолик обладает высокой чувствительностью органов чувств, восприимчивостью к воспитательным воздействиям, душевностью. Он тонко понимает людей, может быть очень преданным и отзывчивым другом, умеет выслушивать, посочувствовать, помочь товарищу. Он легче, чем другие, переносит монотонную работу. Однако для него характерно отсутствие уверенности в принятых решениях, расслабленная мимика, вялые движения и жесты, низкая работоспособность, особенно в неблагоприятных условиях. Меланхолик легко раним, уязвим, мнителен, очень болезненно переносит обиды, грубость. Во внешнем поведении часто замкнут, малообщителен, склонен к самоанализу, самоуглублению. Возбуждение и торможение у меланхолика не уравновешены, преобладают тормозные реакции.

В чистом виде охарактеризованные выше темпераменты встречаются нечасто. Их отдельные черты, как правило, сочетаются. Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные стороны. Это необходимо учитывать, планируя воспитательную работу, подбирая группы для выполнения разного рода повседневных и решения профессиональных задач, подстраховывая отдельных обучающихся в экстремальных ситуациях, стимулируя поддержание служебно-боевой натренированности.

Каждая специальность предъявляет свои требования к будущему сотруднику ОВД, знание этих особенностей поможет офицерам и преподавателям выбрать из арсенала учебно-воспитательных средств наиболее верные. Не менее значима информация об особенностях характера того или иного будущего курсанта.

Характер, по мнению Н.Ф. Феденко, «это свойство личности, определяющее поведение человека, накладывающего отпечаток на все его действия и поступки и выражающееся в его отношениях к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе». Курсанты отличаются друг от друга не только по своим личностным качествам, темпераменту, направленности, характеру, адаптационному потенциалу, они различаются также и по возможностям достижения успехов в профессиональной деятельности, то есть по степени проявления своих способностей. Повседневная учебная деятельность показывает, что одни курсанты легко и быстро осваивают учебный предмет, другим это дается с трудом. Это во многом объясняется различием в способностях.

Важным психологическим ресурсом, который вкладывает курсант в процесс профессионально-личностного и социального становления, являются его профессиональные способности.

«Способности - писал Н.Ф. Феденко, - это свойство личности, заключающееся в той быстроте, с которой необходимые для данной профессии процессы, свойства и образования могут быть развиты, той степени, до которой они в развитии могут быть доведены». Из данного определения видно, что способности представляют собой совокупность таких индивидуально-психологических особенностей курсанта, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Сущность способностей составляют качества психических процессов, лежащих в основе овладения знаниями, навыками, умениями и определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности, а те, в свою очередь, опосредованы природными предпосылками (задатками) и социальным опытом. Способности проявляются в деятельности, поэтому следует всегда рассматривать способность курсанта к чему-либо, к какому-то конкретному виду деятельности.

В психологии принято различать способности общие, специальные и частные. Все виды способностей практически взаимосвязаны, развивают и обогащают друг друга.

Общие способности - это возможность быстрого развития индивидуально-психологических особенностей курсанта, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Общие способности являются предпосылкой и проявляются в быстром освоении и высокой эффективности деятельности вообще. К ним относят:

– способность к жизни (жизнеспособность);

– способность к труду (трудоспособность);

– способность к активности и саморегуляции, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата;

– способность к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию, способность к духовному обогащению других средствами своей профессии;

– способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда;

– способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противостоянию неблагоприятным воздействиям среды и др.

Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной деятельностью. Они определяются предметом труда в конкретной профессии.

На фоне общих способностей возникают и развиваются специальные способности.

Специальные способности - это возможность быстрого развития тех психических особенностей, которые позволяют достичь высоких результатов в выполнении конкретного вида деятельности. Например: художественные, музыкальные, математические способности. Применительно к видам профессиональной деятельности сотрудника ОВД проявляются специальные способности: тактические, строевые, огневые, технические, физические и т.д.

Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной конкретной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, опасные для жизни ситуации, перегрузки). Специальные профессиональные способности необходимы при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важен высокий уровень развития специальных профессиональных способностей.

Частные способности - это возможность быстрого развития отдельных психических познавательных процессов, органов чувств. К ним относятся: память, внимание, наблюдательность, глубина и гибкость ума, творческое воображение и т.д. Если у курсанта могут быть в высокой степени развиты такие качества внимания, как объем, переключение, распределение, то это и есть частные способности.

Благоприятное сочетание общих, специальных и частных способностей позволяет достигать успехов в конкретных видах деятельности.

При анализе ряда профессий с жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам специалиста ОВД используют понятие профпригодности. Профпригодность в психологическом словаре характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Она определяется не только профессиональными способностями, но и зависит также от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбие, самостоятельность), психических состоящей, удовлетворенности процессом и результатом труда.

Абсолютная профпригодность требуется в сложных условиях деятельности (быстрая смена задач, высокий темп работы, недостаток информации, возможность неожиданного возникновения опасных для жизни ситуаций, отказы, аварии техники и вооружения).

Большинство же видов профессионального труда могут осуществляться при относительной профпригодности, то есть менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств.

Рассмотрение личностных качеств и изучение профессионально-важных на начальном этапе обучения служит отправной точкой для фиксации в будущем происходящих в курсантах изменений, с одной стороны, и для определения в целом стратегии и тактики воспитательной работы с ними - с другой.

Для составления развернутой психолого-педагогической характеристики на каждого зачисленного, специалисты используют рекомендованный Министерством ВД России набор стандартизированных методик, на основании полученных с их помощью данных формулируются рекомендации для офицеров-воспитателей. Учитывая цель и задачи нашей опытно-экспериментальной работы, были расширены методики.

Особое внимание на данном этапе уделялось составлению социально-педагогического паспорта каждой учебной группы курса. Источниками для этого стали: анализ документов, представленных абитуриентами, стенограмм собеседований, дневников наблюдения за поведением в различных ситуациях (на экзамене, тренировке, в свободное время), беседы. Фиксировались: их социально-экономическое положение, отношение к семье, школе, мотивация выбора, система увлечений, широта кругозора и т.д.

На этом же этапе в ходе мозгового штурма с участием будущих помощников исследователя (командиров-воспитателей, курсантов-наставников) были выработаны требования к отбираемым методикам:

– доступность для восприятия;

– соответствие содержания возрастной категории обследуемых;

– практическая ценность результатов;

– полнота и логичность описания;

– педагогическая целесообразность;

– объективность и системность.

Методическим инструментарием стали опросные листы, бланки - интервью, карты - фиксации результатов наблюдения, бланк - карты для систематизации данных из документов.

Методы сбора данных, рассчитанные на выявление интересующих нас фактов (событий, действий, поступков, признаков, отношений), сочетали те, которые относятся к психолого-педагогическим, социально-педагогическим, юридико-педагогическим. Ими были: биографические, деятельностные, контактные, тестовые, праксиметрические.

В качестве экспериментального был определён курс Нижегородской академии МВД РФ. Контрольной группой стали курсы филиалов.

На втором - третьих курсах проводились точечные (разовые) исследования, позволяющие сделать статичные срезы.

На четвертом курсе с привлечением специалистов-психологов было проведено расширенное обследование, которое дополнялось анализом стажерских листов после прохождения заключительной практики пятикурсниками.

II этап: преобразующий. На этом этапе выделялись тенденции, уточнялась модель, планировались изменения и дополнения к традиционному содержанию воспитательной деятельности.

Систематизированные материалы первичного обследования указали на выявленные уровни социальной зрелости курсантов, их социализированность. Для уточнения отдельных моментов потребовалось дополнение используемого методического комплекса методикой незаконченных предположений, тестированием (для выявления системы социальных знаний, определения социальной ориентированности курсантов) и методиками:

– модифицированным вариантом теста «Три планеты» (Й. Шванцара) в интерпретации Б.И. Хасан и Ю.И. Тюменевой.

Процедура: курсантов просят представить себе некий мир (планету, город, время и т.п.), где бы не существовало ни одной нормы, ни одного общего правила, ни одного закона. Нужно описать несколько сцен из жизни людей этого мира, затем представить себе ещё один мир, на этот раз такой, где бы на каждое действие, каждый поступок существовало своё правило, своя специальная норма. Нужно описать вновь несколько ситуаций из жизни людей этого, второго мира. После этого просят выбрать наиболее приемлемый для своей жизни какой-то один мир из этих двух, сделать письменные описания ситуаций. Работа по времени не ограничивается.

Обработка данных: ответы оцениваются по следующим критериям:

1. «Наказуемость»: норма описывалась как-то, нарушение чего влечёт наказание. При чём наказание не обязательно и даже редко связывается по смыслу с самим проступком. Оно важно само по себе и переживается, видимо, как атрибутивная характеристика нормы.

2. «Ограничение свободы»: норма воспринималось как нечто, сдерживающее импульсивное поведение (у младших подростков часто пересекается с асоциальными действиями), и поэтому отсутствие нормы с неизбежностью приводит к беспорядкам и гибели. Либо же нормы несут лишь однообразие и скуку. Несмотря на признание курсантом необходимости нормирования, ответы по этому критерию попадают в первую группу именно в силу исключительно сдерживающей функции норм.

3. «Саморегулирование» отсутствие норм не связывается с антисоциальностью или наказанием, но плохо само по себе в силу непредсказуемости последствий поступков или появления неудобств в привычных жизненных ситуациях. Или же норма вводилась в качестве заведомо глупой, и акцент ставился именно на её неадекватности, ненужности, нарушения элементарных удобств.

В итоге ответы подразделяются на две группы: 1) ответы, подходящие под первый или второй критерии; 2) ответы, подходящие под третий критерий. Ответы также могут группироваться по эмоциональному принятию - непринятию «мира без норм».

– методикой «Ряды самооценки».

Цель методики: диагностика самооценки

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, ряд своих качеств, выбрав один из предложенных вариантов и отметив его в бланке». Бланк обследования.

Обработка результатов: каждому утверждению присваивается определенный балл от 0 (крайне отрицательные характеристики) до 8 (крайне положительные характеристики). Сравнение выбранных позиций при начальном и итоговом замерах позволяет зафиксировать личную динамику самооценки. Групповая динамика оценивается с помощью сравнения средних групповых показателей по каждой из характеристик;

– анкетой М.И. Рожкова «Социальная автономность, адаптивность и активность».

Цель методики: определить уровень социальности курсантов.

Инструкция: Перед началом работы, укажите, пожалуйста, свой возраст и подразделение, в котором вы учитесь. Затем ответьте на следующие вопросы – утверждения и оцените их приемлемость для себя, пользуясь пятью оценками: да; скорее да, чем нет; не могу ответить определенно; скорее нет, чем да; нет. Каждый вопрос допускает лишь один вариант ответа из пяти возможных.

1. «Социальная автономность»

1. Я считаю, что при принятии важных решений нужно полагаться только на себя.

2. Я часто конфликтую с окружающими.

3. Я готов отстаивать свое мнение, даже если большинство окружающих его не разделяет.

4. Я дорожу только своими суждениями, своим отношением к чему-либо.

5. Иногда окружающие меня люди, в своем большинстве, могут ошибаться.

6. Всегда стараюсь делать то, что хочу, а не то, что требуется.

7. В случае конфликта стараюсь остаться при своей точке зрения.

8. Мои поступки мало зависят от мнения окружающих.

9. Компромисс - это не для меня.

10.  Я стараюсь избегать контактов с неприятными мне людьми.

2. «Социальная адаптивность»

1. Я конфликтуют с окружающими очень редко.

2. При выработке своего отношения к какому-либо вопросу я учитываю мнение окружающих.

3. Если окружающие не согласны со мной, я всегда готов пересмотреть свою точку зрения.

4. Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным.

5. При принятии важных решений я всегда советуюсь со значимыми для меня людьми.

6. Многие мои поступки зависят от мнения окружающих.

7. Я часто делаю не то, что хочу, а то, что надо.

8. Я считаю, что достижение высоких результатов в деятельности возможно лишь при взаимодействии с окружающими.

9. Я всегда стремлюсь к контакту и общению с другими людьми.

10. В случае конфликта я стремлюсь найти компромиссное решение.

3. «Социальная активность»

1. Я активно принимаю участие в работе клуба, секции, общественной организации, группы, курса, факультета.

2. Я стараюсь не пропускать общественные встречи, собрания, митинги.

3. Постоянно стараюсь участвовать в соревнованиях, олимпиадах, концертах, других делах, проводимых клубом, моей группой, курсом, факультетом.

4. Стремлюсь всегда находиться в центре событий и быть всегда активным участником любого дела.

5. Считаю, что каждый должен заботиться об общественной пользе, общем благе.

6. Стараюсь точно и быстро исполнять различные задания, общественные поручения.

7. Активно привлекаю к общественной работе окружающих, в том числе сверстников.

8. Переживаю свои промахи и ошибки в работе, относящейся к моей секции, клубу, организации, группе, курсу, всегда стремлюсь их исправить.

9. Успех или неудача моего клуба, курса, академии волнуют меня не меньше, чем собственные достижения и успехи.

10. Участие в общественной деятельности является для меня важным и необходимым.

Обработка результатов: Ответы респондентов оцениваются следующим образом: да - 4 балла; скорее да, чем нет - 3 балла и т.д. Затем подсчитывается общий балл, набранный испытуемым.

– методиками диагностики эмоциональной привлекательности совместной деятельности и степени удовлетворенности ее содержанием.

Методика «Остракизм»

Цель: определить степень удовлетворенности курсантов содержанием собственной деятельности.

Инструкция: «Внимание! Сегодня мы вместе работали и я предлагаю всем вместе оценить, насколько нам понравилось то, чем мы сегодня занимались. В Древней Греции был такой обычай: при решении важных вопросов, касающихся, например, осуждения человека, начала войны или заключения перемирия, после всех выступлений вносился большой кувшин и мудрейшие, написав на черепке амфоры «за» они или «против» принятия этого решения, опускали их в этот кувшин.

У нас вместо глиняных черепков будут камешки: белые и черные. Вам предстоит выбрать один из них, подумав, «А доволен ли я тем, что я сегодня делал?». Так каждый из вас сможет оценить содержание нашей совместной работы.

Обработка: подсчет количества «проголосовавших» в каждой группе.

Цветограмма

Цель: определение степени активности учащихся в совместной деятельности.

Может проводиться при завершении работы или несколько раз на различных ее этапах.

Инструкция: «Выберите и укрепите на листе кружок того цвета, который соответствует вашей степени активности в нашем сегодняшнем деле:

Красный - был постоянно активен, был лидером.

Желтый - подавал некоторые идеи, помогал их реализовывать.

Зеленый - активно исполнял решения группы.

Синий - помогал в работе, когда меня об этом просили.

Коричневый - был наблюдателем, мало участвовал в работе.

Обработка проводится путем определения процентного числа курсантов соответствующих каждой группе и свидетельствует о степени их включенности в совместную деятельность.

Главное внимание на этом этапе было сосредоточено на:

– введение активных форм воспитательной работы в повседневную деятельность;

– включение курсантов в рефлексию и самоанализ;

– расширение практики участия в совместной деятельности с курсантами преподавателей, офицеров-воспитателей;

– обеспечение последних необходимыми методическими материалами;

– использование плановой методической работы для освоения офицерами-воспитателями умениями организовывать совместную деятельность курсантов, регулировать отношения внутри групп, между группами и курсами.

Также были проверены и уточнены критерии определения социального становления личности через уровень его социальности, выражающуюся в уровне овладения знаниями, умениями и другими элементами накопленного в обществе социального опыта, способность к совместной деятельности, её продуктивность, ценностные ориентации, степень самореализации.

В ходе этого этапа, таким образом, проверялась целесообразность предложенной системы организационных форм и методов воспитания, отобранных технологий, дополнительных воспитательных программ, направленных на приобретение курсантами социальных знаний, умений и навыков, правил поведения в социуме.

III этап: обобщающий был посвящен систематизации эмпирического материала, интерпретации основных показателей эффективности проведённой опытно-экспериментальной работы, детализации отдельных положений, разработке рекомендаций, которые оформлены в виде брошюры объёмом 5 печатных листов.

Данные рекомендации касались:

1. Системы отбора кандидатов при поступлении в вузы МВД России и их сопровождения в последующие годы обучения в академии.

2. Для успешного решения задачи разработки системы психологического отбора абитуриентов, кандидатов для зачисления в учебные заведения МВД необходима определенная последовательность действий. Общая задача заключается в выборе наиболее информативных методик, с помощью которых можно было бы полностью охарактеризовать те качества специалистов, от которых зависит их успешная и эффективная работа. Особая трудность заключается в том, что надо охарактеризовать не только имеющиеся личные свойства, но и предсказать, как они будут развиваться при обучении и профессиональной подготовке. Начинать исследования рекомендуется с проведения анализа профессиограммы специалистов. Нет нужды анализировать всю деятельность, надо выделить лишь некоторые, наиболее ответственные ее элементы. При этом следует основываться на объективных данных, получаемых при анализе условий профессиональной деятельности, ритма и динамики становления специалиста. Все это явится основным материалом для определения путей управления и повышения эффективности деятельности на каждом из последовательных этапов служебного процесса.

Психологическое изучение кандидата должно проводиться комплексно.

3. Особое внимание рекомендуется уделить довузовскому периоду, который условно можно разделить на три этапа: ознакомительный, ориентировочный и подготовительный.

Ознакомительный этап должен включать работу со школьниками младших классов. На этом этапе осуществляется изучение личности учащихся, формирование положительного отношения к деятельности ОВД и уголовного розыска, выявление склонности и интереса к милицейскому делу.

Ориентировочный этап должен охватывать работу со школьниками средних 8-9 классов. Конечная цель работы на этом этапе - правильный и обоснованный выбор школьниками профессии и вида учебного заведения (средние специальные учебные заведения, высшие заведения и факультеты). Эффективной формой работы со школьниками являются юридические классы. На этом этапе осуществляется всестороннее изучение личности учащихся, собираются сведения о способностях, интересах, склонностях, профессиональных намерениях, проводится ознакомление с кругом милицейских профессий. Важнейшей задачей является отбор лиц, имеющих выраженные способности и склонности к оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Подготовительный этап довузовского периода должен быть ориентирован на работу с учащимися 10-11 классов, выпускниками и кандидатами на поступление в вузы МВД и имеет целью подготовку их к избранной профессии в юридическом вузе. Работа на этом этапе осуществляется в юридических классах общеобразовательных школ и других организациях. Он предусматривает решение следующих задач: раскрытие сущности выбранной профессии; формирование устойчивого профессионального интереса и склонности к оперативно-розыскной деятельности; углубленное изучение личности учащихся; уточнение профессионального выбора. Здесь возможна переориентация учащихся в случае разочарования в выбранной профессии и обнаруженного несоответствия профессии их личностному складу.

Основные пути профессионального воспитания школьников на данном этапе отбора следующие: создание адекватного представления о выбираемой профессии; привлечение школьников старших классов к научно-исследовательской работе в научном обществе при юридическом вузе; привлечение старшеклассников к практической деятельности по профилю выбранной профессии; развитие и упрочение познавательной активности школьников в отношении к выбранной профессии; активизация самопознания школьников (анализ своих способностей, интересов, мотивов и т.д.); формирование истинных профессиональных ценностей и профессионального идеала.

4. Для отбора кандидатов в вуз МВД недостаточно использовать только психодиагностический комплекс методик: прогрессивные матрицы Равена; исследование особенностей мышления (Амтхауэр); счетно-оперативная методика (СОМ); стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ); метод 16-ти личностных факторов (тест Кеттелла); методика диагностики межличностных отношений (тест Лири); рисуночный тест; социально-психологические методы: наблюдение, беседа, биографическая анкета, характеристики поведения кандидатов.

Психологическое обследование с помощью этих методик позволяет выявить следующие свойства личности:

1) уровень интеллектуального развития, работоспособность, склонность к абстрагированию, оперированию понятиями, подвижность мышления;

2) особенности эмоционально-волевой сферы, эмоциональную неустойчивость;

3) особенности поведения и реагирования в стрессовой ситуации, устойчивость к стрессу;

4) асоциальные тенденции, склонность к допингам (алкоголь, наркотик);

5) агрессивность, конфликтность, степень социальной адаптации;

6) лживость (стремление приукрасить себя, скрыть имеющиеся недостатки характера);

7) степень осведомленности о будущей профессии, устойчивость интересов;

8) уровень тревожности;

9) степень самоконтроля за поведением;

10) эмоциональную зрелость.

Необходимо также выявление социальной зрелости абитуриентов.

5. На первоначальном этапе адаптации по результатам психологической диагностики курсант условно может быть отнесен к одной из следующих групп пригодности:

первая группа - годен, рекомендуется для зачисления в первую очередь. По результатам исследования на настоящий момент полностью соответствует требованиям специальности, каких-либо отклонений в структуре личности и интеллекта не обнаружено. Выявлены свойства личности, интеллекта, черты характера, благоприятствующие обучению;

вторая группа - годен, рекомендуется для зачисления во вторую очередь. По результатам обследования на настоящий момент в основном соответствует требованиям специальности, каких-либо отклонений в структуре личности и интеллекта не обнаружено;

третья группа - ограниченно годен («группа риска»).

6. К «группе риска» (группы с возможными трудностями в адаптации к учебно-служебной деятельности) следует отнести по таким признакам:

а) биологические факторы: неблагоприятная наследственность (наличие у близких родственников психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, отклоняющегося поведения, суицидальных попыток); экзогенный факторы (перенесенные черепно-мозговые травмы с потерей сознания, эпизоды нарушения сознания, судорожные пароксизмы, энурез, перенесенные острые и хронические нейроинфекции с остаточными явлениями поражения ЦНС, перенесенные общие инфекционные заболевания, протекавшие в тяжелой форме).

б) психосоциальные факторы: неблагоприятные социально-средовые факторы (воспитание в неполной семье, у родственников, в детском доме, серьезные дефекты воспитания, затруднения в учебе, низкая успеваемость, аутистические и сверхценные увлечения и интересы, приводы в милицию, эпизодическое употребление алкоголя, дисциплинарные взыскания и конфликты во время службы в ВС); участие в вооруженных конфликтах и локальных войнах.

7. Социально-профессиональное воспитание включает работу с курсантами 1-Й курсов, целью которой является ознакомление слушателей со специальностями и окончательный выбор конкретной специальности. Его основные задачи сводятся к следующему: физическое, нравственное, эстетическое воспитание, овладение комплексом теоретических основ выбранной профессии; формирование профессиональной направленности и профессионально важных качеств; создание адекватного представления о выбранной профессии; воспитание профессионального долга, чести и гордости за свою профессию; управление адаптацией слушателей к новым условиям. На этом этапе возможна доориентация слушателей.

Необходимым условием профессионального воспитания является привлечение их к практической деятельности в роли стажеров по профилю выбранной специальности, что позволит им удостовериться в правильности своего профессионального выбора и ускорить процесс перехода к новой специальной роли - роли профессионала. На этом этапе целесообразно, во-первых, своевременно выявить среди обучающихся тех слушателей, которые не могут выполнять свои функции вследствие появления неблагоприятных изменений их первоначального состояния, и, во-вторых, определить степень точности и правильности первых этапов довузовского отбора и выявить их слабые, недостающие стороны. Данный этап отбора (коррекции) курсантов в период вузовской подготовки должен начинаться с того момента, когда они приступают к обучению, и продолжаться в течение первого года обучения до момента вынесения специалистами группы ППО заключения о целесообразности дальнейшего обучения.

8. Необходимо более широкое использование в профессиональном воспитании социальных и профессиональных проб, вариативно-программного подхода.

 

АВТОР: Грибанов А.В.