05.02.2012 3576

Этническая идентичность и межэтническое поведение современных башкир

 

Тест Куна-Макпартленда (Kuhn-McPartland). Выяснение значимости идентичности осуществлялось с помощью известного в социологии и психологии теста Куна-Макпартленда. Респондента просили 5 раз ответить на вопрос «Кто Я?». По устной инструкции интервьюер просил назвать наиболее важные для респондента характеристики, дать самоидентификацию идентичности эксперта. Основу идентификационной матрицы человека составляют множество идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и др. Распределением информации в идентификационной матрице руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей. Идентичность, которая становится ведущей в данный момент времени, организует свою иерархию и свой порядок. Именно она определяет значимые параметры сравнения собственной группы с другими группами. Процедура обработки данных взята у авторов данной методической разработки Кун, Макпартленд. Также учитывался опыт российских исследователей по данной методике - коллектив авторов Л.М.Дробижева, А.Р.Аклаев, В.В.Коротеева, Г.У.Солдатова (исследования титульного и русского населения республик Российской Федерации - Тыва, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания)), Г.У.Солдатовой (исследования титульного и русского населения республик - Тыва, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания)).

Полученная совокупность свободных самохарактеристик (т.е. не навязанных, не комментируемых, не подсказанных со стороны исследователя) у титульного населения республики была подвергнута контент-анализу. Проводился контент-анализ для определения и выявления в идентификационных матрицах приоритетных категорий, которые задают основное направление в построении идентичности. При контент-анализе идентификационных матриц все ответы были отнесены к объективным или субъективным характеристикам. Объективные характеристики были разделены на базовые (общечеловеческая, семейная, половая (гендерная), возрастная, профессиональная принадлежности) и этнополитические (этническая, гражданская, религиозная, субкультурная) категории. В число субъективных характеристик вошли самоидентификации, которые принадлежат к личностным признакам (самопредставления), позитивным и негативным самооценкам (любознательный, умный, справедливый, застенчив, скрытный и т.д.)

Собирательный Л-образ этнической группы мы анализируем, как это принято в данной методике, на основе обобщения личностных Я.

Групповой Л-образ это наиболее очевидная и центральная часть группового самосознания. В исследованиях восприятия себя субъектом в системе социальных связей и отношений число объективных характеристик обычно преобладает над субъективными. По нашей выборке объективные характеристики составили 95,6% от всего числа самоидентификаций. Таким образом самофидентификации, составляющие личностные Я респондентов, отражают основные статусные позиции, занимаемые ими в социуме.

Контент-анализ Л-образов показал, что среди базовых Л-образах заняли следующие категории: семейная, профессиональная, общечеловеческая, тендерная принадлежности.

Основное место в этнополитической категории в Л-образах башкир заняла категория этнической принадлежности. В целом по представленности в категории объективных характеристик она заняла третье место после семейной и профессиональной. В структуре Л-образов категория религии была представлена лишь 0,2%, что подтверждает складывающуюся ситуацию в республике в целом, где религиозная составляющая не играет первостепенной и значимой роли.

В категориальной системе идентификационных матриц по данным нашего исследования исчезла стержневая собирательная категория, актуальная еще в недавнем прошлом - категория «советский человек», что также подтверждают данные других исследований. Также отсутствовала другая категория - гражданин России, уступив место категории -гражданин Башкортостана.

Категории, отнесенные нами к субъективным характеристикам (самооценки и самопредставления) были выявлены у 4,4% респондентов

Таким образом, результаты исследования структуры Л-образа экспертов, отнесших себя к башкирам, выявил, что общегражданское сознание претерпело значительные изменения. Респонденты не осознают себя гражданами России, но идентифицируют себя как граждане Республики Башкортостан. Национальная идентичность компенсировала утрату гражданской идентичности. Категория этничность заняла место определяющей стратифицирующей категории.

Исследование этнических аффилиативных тенденций по Г.Триандису

Данный метод применялся российскими исследователями Г.У.Солдатовой, СВ. Рыжовой (метод «идеологемы) в выявлении этноаффилиативных тенденций у русских и у титульного и русского населения ряда республик Российской Федерации (Тыва, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания)), активистов и лидеров национальных партий в Северной Осетии (Алании) и Туве в ходе общероссийских этносоциологических исследований.

Исследование этнических аффилиативных тенденций осуществлялось на основе разработки «Этническая аффилиация» по Г.Триандису. Г.Триандис выделял оллоцентрический (allocentric) тип личности (нуждающийся в групповой присоединенности и поддержке) и идеоцентрический (ideocentric). Г.Триандис выделял три критерия в качестве основы оллоцентрического типа личности (подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя). Две пары таких суждений, связанные со вторым и третьим критерием по Г.Триандису нами были включены в этносоциологическое исследование. Индикаторы, отражающие высокую потребность в этнической принадлежности («этноаффилиативные тенденции»): «Никогда не забываю о своей этнической принадлежности/Я никогда не забываю, что я башкир», «Человеку необходимо ощущать себя частью своей национальной группы». Индикаторы, отражающие низкую потребность в этнической принадлежности («анти-этноаффилиативные тенденции»): «Для меня не имеет значения моя национальность и национальность окружающих», «Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какой-то национальности». Анализ данных индикаторов, полученных в ходе этносоциологического исследования, показал следующее.

Таким образом, во-первых, результаты исследования структуры Я-образа, по данным экспертных интервью, выявил, что общегражданское сознание претерпело значительные изменения. Респонденты не осознают себя гражданами России, но идентифицируют себя как граждане Республики Башкортостан. Национальная идентичность компенсировала утрату гражданской идентичности. Категория этничность заняла место определяющей стратифицирующей категории.

Во-вторых, доминируют этноаффилиативные тенденции, выявлена склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической группы.

Кроме языкового и религиозного поведения, рассмотренных нами , в конативный компонент этнической идентичности входят установки личности на межэтнический контакт, ориентации межэтнического поведения.

В условиях национальных движений и конфликтов шкала Богардуса стала «работать» и на постсоветском пространстве. Возрастание уровня этнической идентичности, рост национального самосознания, как это определялось в массовой литературе, фиксировалось практически во всех этносоциологических исследованиях. Два фактора наиболее отчетливо были взаимосвязаны с этим процессом - рост образованности населения и расширение контактности, прежде всего через средства массовой информации, позволяющие актуализировать межэтнические сопоставления «мы - они». Шкала социальной дистанции Э.Богардуса - метод измерения установки одной социальной группы относительно установок других социальных групп - использовался нами в исследовании. Согласно методике, респондентам предлагалось выразить свое согласие или несогласие с семью суждениями, относящимися к определенной социальной группе и выражающими их социальные дистанции к типичным членам изучаемой группы. Групповая установка измерялась как сумма оценок членов групп или как среднее по группе.

Шкала социальной дистанции Богардуса, характеризующая степень приемлемости представителями башкирской элиты представителей других этнических групп (метод предполагает выявление готовности человека контактировать с людьми другой национальности в качестве граждан республики, деловых партнеров, начальника, соседей, друзей, членов семьи).

Данные нашего исследования выявили следующее. Социальная дистанция увеличивается в соответствии со следующей последовательностью: сосед, деловой партнер, друг, начальник, гражданин, супруг (супруга), супруг (супруга) детей. 80% опрошенных готовы принять человека другой национальности в качестве соседа, 76% в качестве делового партнера, 74% в качестве друга, 56% в качестве начальника, 50% в качестве гражданина республики. Неготовность принять людей другой национальности в качестве гражданина РБ обусловлено проблемами, связанными с увеличением роста внешней и внутренней миграции в Башкортостан, особенно мигрантов из республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии.

Социальная дистанция увеличивается, когда речь идет о семейной, приватной сфере - 74% опрошенных не готовы принять человека другой национальности в качестве супруга (супруги) и 72% - в качестве супруга (супруги) детей. Данный показатель подтверждается данными и других измерений - этноизоляционнистские тенденции доминируют и являются тенденцией сохранить свой этнос. По данным экспертных интервью межэтнические установки претерпевают изменения и для многих опрошенных важным становится этническая составляющая при выборе будущего супруга (супруги) и супруга (супруги) детей для гармоничной жизнедеятельности.

Межэтнические установки по отношению к возможным межэтническим бракам ближайших родственников также были нами включены в полуструктурированные экспертные интервью. Опрошенным был задан вопрос «Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с человеком другой национальности?» на который предлагались варианты ответов: а) Считаю брак нежелательным; б) Национальность в браке не имеет значения, если муж (жена) соблюдает обычаи моего народа; в) Предпочел бы человека своей национальности, но возражать бы против брака не стал; г) Национальность в браке не имеет значения; д) затрудняюсь ответить. Доминировал ответ (50%) «Считаю брак нежелательным» и 38% ответили, что «Предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы против брака не стали», 4% считают, что «Национальность в браке не имеет значения». Последние идентифицировали себя как башкиры и состояли в межэтническом браке. Что примечательно, данный вопрос не вызвал затруднений и ни один из опрошенных не затруднился с ответом (вариант «затрудняюсь ответить» не выбрал ни один из опрошенных). В целом межэтнические установки носят толерантный характер, имея предпочтения сохранения связей со своей этнической группой, значительный процент представителей элиты (38%) не возражают против межэтнических браков в отношении своих ближайших родственников.

Тенденции формирования этнической идентичности и типы этнической идентичности. Выявление тенденции формирования этнической идентичности и измерение типов этнической идентичности проводилось по разработанному и апробированному методу Солдатовой Г.У. в ходе исследования трансформаций этнических идентичностей и выявление их типов (исследования русских переселенцев из Грозного, лидеров и активистов национальных движений Северной Осетии (Алании) и Тывы, титульного и русского населения в республиках Российской Федерации (Тыва, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания)) в ходе общероссийского этносоциологического исследования). Оценка этнической идентичности по степени этнической толерантности осуществлялась на основе уровня «негативизма» отношения к другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности различных агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам. Эти критерии явились основой для измерения типов этнической идентичности, выработанные в ходе специальной методической разработки Солдатовой Г.У.. Мы применили данную методику в ходе нашего исследования для выявления типов идентичности на основе шести суждений-индикаторов.

Индикаторы отражали отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

В ходе нашего исследования нами рассматривались тенденции формирования этнической идентичности по следующим типам: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность (норма) и гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм). Гипоидентичность (этнонигилизм) и гиперидентичность - это кризисные формы изменения самосознания. В качестве главных показателей указанных тенденций использовались шесть индикаторов, показавших свою высокую надежность в ходе исследований авторов и разработчиков данной методики.Индикаторами, которые выступили основаниями для выделения групп респондентов с разными типами этнической идентичности, явились следующие: «Часто испытывают стыд за свой народ» (этнонигилизм), «Никогда серьезно не относятся к национальным проблемам» (этническая индифферентность), «Любят свой народ, но уважают язык и культуру других народов» (позитивная этническая идентичность (норма)), «Считают, что межнациональные браки разрушают народ» (этноизоляционизм), «Раздражаются при близком общении с людьми другой национальности» (этноэгоизм), «Считают, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа» (национальный фанатизм).

Формирование этнической идентичности по типу «нормы» (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. За «норму» принято считать установку, которая входит в число одобряемых нашим обществом социальных ролей, определяющих позицию личности в межэтнических отношениях. Этническую идентичность по типу «нормы» характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. По данным нашего исследования позитивная этническая идентичность («норма») занимала доминирующую позицию над всеми другими тенденциями этнической идентичности у башкир (в среднем 55% выбрали данный индикатор), что подтверждает ситуацию в целом по республике.

Основой формирования гиперидентичности как кризисной формы этнической идентичности, является акцент на этничности, переход от нормального предпочтения собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве на «чужими», «другими». Гиперидентичность - это характеристика самосознания «наступательного» типа, отражающего стремление представителей группы к этническому доминированию. По данным нашего исследования второй по степени выраженности после позитивной этнической идентичности заняли гиперидентичные установки. Выявленные особенности гиперидентичности являются отражением общего стремления титульного народа (башкир) к доминированию на своей этнической территории, их ассоциированностью со своей этнической группой по самым разным параметрам.

Один из видов гиперидентичности - «этноизоляционизм» -понимается как убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межнациональным бракам. Этноизоляционистская тенденция была выявлена в среднем у 25%.

Крайним видом гиперидентичности является «национальный фанатизм» - готовность идти на любые действия во имя этнических интересов. Национальный фанатизм выявлен в среднем у 8%.

«Этноэгоизм» - является более лояльным видом гиперидентичности. Он может выражаться в естественной форме, когда точкой отсчета всех интересов и призмой восприятия в этнической сфере становится «мой народ». Этноэгоистические тенденции представлены в среднем 5%.

Индикатор «этноиндифферентность» - служил для выявления степени индифферентности, безразличия к этническим вопросам и проблемам и выявлял тенденцию к позиции нахождения вне процессов этнокультурной и этнополитической мобилизации. В среднем 5% экспертов отнесли себя к этноиндифферентным.

Этнонигилистические тенденции трансформации этнической идентичности (гипоидентичность) предполагает нежелание поддерживать собственные этнокультурные ценности, ощущение этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним и трудности в общении с ними. Этнонигилстические установки находятся на последнем месте по степени выраженности (в среднем составили 2%). Невыраженность этнонигилистических тенденций сочетается с усилением этнической компоненты в групповых идентификационных матрицах.

Таким образом, во-первых, одновременно с увеличением установок на позитивную этническую идентичность (55%), произошло увеличение доли гиперидентичных тенденций (38%), в основном, этноизоляционных (25%), скорее всего вызванных большей обеспокоенностью за сохранность своего народа. Во-вторых, межэтнические установки являются скорее благоприятными. В-третьих, социальная дистанция увеличивается в сфере семейно-брачных отношениях. В целом, закрытость сферы семейно-брачных отношений, представляется закономерной, т.к. способствует сохранению этноса, препятствует размыванию границ, разделяющих один народ от другого.

Контент-анализ республиканской прессы проводился по республиканским печатным изданиям: русскоязычной газеты «Республика Башкортостан», башкироязычной «Йэшлек» (с башкирского «Молодость») и русско-, башкиро-, англоязычному журналу «Ватандаш»/ «Соотечественник»/»Compatriot». При отборе печатных изданий учитывались следующие параметры: распространенность газеты в республике (тираж); продолжительность существования; язык издания (русский, башкирский, английский); кому принадлежит издание (является оно государственным, или относительно независимым). Кроме того, учитывалась аудитория издания (сельская или городская). Всего было отобрано три периодических издания - официальные: «Республика Башкортостан» и относительно независимые издания: газета «Йэшлек» («Молодость») и журнал «Ватандаш»/«Соотечественник»/«Сотраитог». Также при отборе газет и журналов были использованы данные социологического исследования, проведенного Институтом социально-политических исследований РАН в 2003 г. по социально-политической ситуации в Республике Башкортостан, где измерялся также рейтинг доверия/недоверия печатным изданиям и были выявлены как «наиболее популярные и вызывающие доверие у населения республики» периодические издания. Период исследовательской базы: газеты «Республика Башкортостан», «Йэшлек» («Молодость») за 2004 год и журнал «Ватандаш»/ «Соотечественник»/«Сотраитог» за 2002-2004 гг.

Анализ республиканского информационного поля проводился следующими методами - контент-анализ и дискурсивный анализ текстов.

Контент-анализ был нацелен на выявление интенсивности подачи этнической информации. Под этнической информацией понимается «информация об этнических особенностях жизни, появляющаяся в СМИ в разных формах... упоминания в публикациях о представителях тех или иных этнических общностей, их обычаях, ценностях, явлениях, связанных с этнической психологией людей... освещение журналистами этнополитических и этнокультурных тем» (данный подход успешно применялся в социологических исследованиях, проводимых в рамках ряда проектов Института социологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН, н., проект «Этническая идентичность, национализм и разрешение конфликтов в РФ», 1993-1996 гг., руководитель Л.М. Дробижева). При этом основной акцент делался на интерпретативном прочтении публикаций. Задачи исследования требовали выявления смысловых конструкций, с помощью которых акторы придавали значимость тем или иным этническим категориям в формировании этнического самосознания и этнической идентичности.

Краткая характеристика исследуемых изданий.

Газета «Республика Башкортостан» (Республиканская общественно-политическая газета) выходит на русском языке. Газета основана в 1906 г. Выходит ежедневно, кроме воскресенья и понедельника. Тираж - 31 487 экземпляров. Учредители газеты: Правительство Республики Башкортостан, Государственное Собрание -Курултай - Республики Башкортостан. Освещает события, происходящие на республиканском и федеральном уровне. По результатам социологического исследования (анкетного опроса) по социально-политической ситуации в Башкортостане, проводившимся в 2003 г. Институтом социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) с выборкой 4000 респондентов, был представлен рейтинг информационных предпочтений населения. Согласно полученным результатам второй по значимости источников информации (после телевидения) следует пресса, «где наибольшими предпочтениями пользуются республиканские газеты». Среди республиканской прессы, пользующейся доверием, среди республиканских газет на первом месте находится газета «Республика Башкортостан». Имеет Интернет-страничку, на которой представлены выпуски газеты за последние три месяца к моменту просмотра. Основные рубрики: Общество; Экономика. Финансы; Документы. Ракурс; Будни и праздники; Аспекты бытия; Картина дня; Калейдоскоп.

Газета «Йэшлек» (с башкирского «Молодость») выходит на башкирском языке. Печатается с 1923 г. Под названием «Йэшлек» («Молодость») газета начала выходить с 1990 г. Выходит 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота). Объём - 8 полос. Формат - АЗ.С 2002 г. газета начала выходить полноцветным. Тираж - 33 639 экземпляров (в 2003 г.), 25 474 экземпляров (в 2004 г.). Рубрики: О передовиках и тружениках республики; Предприниматель года; Люди дела; Село - моя судьба; Внимание: передовой опыт; Современник; В здоровом теле - здоровый дух; Будущее страны - в руках молодежи; История молодежи и страны; О жизни студентов и т.д. Учредители газеты: Министерство печати Республики Башкортостан, Государственный комитет по делам молодежи Республики Башкортостан. Репрезентирует себя как «молодежная газета», хотя читается не только молодыми, а также всей возрастной категорией. Популярна как среди сельского, так и городского населения (данные выводы сделаны в ходе контент-анализа откликов и писем читателей, пишущих в газету). Имеет Интернет версию, но Интернет версия не совпадает с печатной версией издания и включает лишь небольшую часть публикаций газеты. Мы рассматривали в нашем исследовании печатную версию газеты «Йэшлек».

Журнал «Ватандаш»/ «Соотечественник»/ «Compatriot» - общественно-политический, научно-популярный и художественный ежемесячный журнал, выходит на башкирском, русском, английском языках, т.е. все статьи представлены на одном из языков - русском, башкирском, английском. Также ряд статей публикуется на двух языках (башкирском/ русском, башкирском/английском или русском/английском языках). Журнал имеет Интернет версию на русском, башкирском и английском языках, совпадающую с номерами печатного издания, но в Интернете представляются только все номера журнала за год (т.е. в настоящее время за 2004 г.). Учредители журнала - Кабинет Министров Республики Башкортостан, Исполнительный комитет Всемирного курултая башкир. Основан в 1996 г. Тираж постоянно меняется и зависит от конкретного номера и года издания. Так за 2002 г. тираж журнала составил от 6580 экз. до 7 480 экз. (№1- 6580 экз., №2 -6700 экз., №3- 6780 экз., №4 - 6990 экз., №5 - 7480 экз., №6 - 6730 экз., №7- 6220 экз., №8 - 6607 экз., №9 -6557 экз., №10-6550 экз., №11- 6580экз., №12 - 7000экз.), за 2003 г. от 6 500 экз. до 7 490 экз. (№1- 6500 экз., №2-3 - 7240 экз.,№4 - 7255 экз.,№5 - 7350 экз., №6 - 7490 экз.,№7- 7100 экз.,№8 - 6800 экз.,№9 -6900 экз., №10-12 – 7000 экз.), за 2004 г. от 6500 экз. до 7250 экз. (Ш- 7250 экз.,№2 - 7340 экз., №3 7000 экз.,№4- 7150 экз.,№5 - 6855 экз., №6 - 7000 экз., №7- 6500 экз., №8 - 6690 экз., №9 - экз., №10 - экз., №11 -6650 экз.). Журнал имеет свою аудиторию - учителя, студенты, аспиранты, ученые, журналисты и «рассчитан на массового читателя, интересующегося общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизнью республики». Основные рубрики журнала: Районы, города; Политика; Государство и право; Публицистика; Голос курултая; Народы Башкортостана; Ассамблея народов Башкортостана; Всероссийская перепись населения; Промышленность; Экономика; Архитектура и строительство; Образование; Высшие учебные заведения; Наука; Языкознание; История; Социология; Философия; Этнография; Демография;        Фольклор; Литература; Литературная критика; Литературное наследие; Шежере; Сыны отчизны; Культура и искусство; Музеи; Мир женщины; Молодой соотечественник; Топонимика; Терминологический словарь; Печать; Народная педагогика; Библиография; Здравницы Башкортостана; Природа Башкортостана; Здоровье, Экология; Религия; Народная медицина; Духовное наследие; Жемчужины природы; Спорт, Мозаика.

Характер и особенности подачи этнической информации в республиканской прессе были тесно сопряжены с политическими событиями. Так, перепись 2002 г. актуализировала вопрос этнической идентичности, идентификации кто ты есть, к какой этнической группе ты себя относишь. В изданиях за 2002 -2003 гг. шло обсуждение и подготовка к предстоящим парламентским выборам в Государственное собрание -Курултай Республики Башкортостан (состоялись в марте 2003 г.) и к парламентским выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4-го созыва (декабрь 2003 г.). Наибольший резонанс и освещение получили Президентские выборы в Республике Башкортостан, которые состоялись в декабре 2003 г. вместе с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Информационное поле за 2004 г. продолжило поднятую полемику на страницах газет и журналов обсуждением итогов выборов (президентских, парламентских) и итоги Всероссийской переписи 2002 г.

Социальные группы и процесс формирования этнической идентичности. Процесс формирования этнической идентичности башкир в постсоветский период проходил под влиянием различных акторов и процессов (политических, культурных, экономических и т.д.). Те или иные акторы в зависимости от своих интересов, ресурсов, статуса и внутренних мотиваций играли различные роли в этом формировании. Одни из них относятся к группе генераторов идентичности, другие могут быть отнесены к стимулирующим группам и к пассивным потребителям. В данном исследовании важны все группы участников коммуникационного процесса. Генераторами выступают элитные группы, которые подразделяются на властную элиту, задающую основной вектор социальных преобразований в республике, и интеллектуальную элиту, которая генерирует идеологии, поддерживающие стратегии властной элиты, или же оппозиционные ей. К стимулирующим группам относятся те, кто распространяет идеологию, этнические ценности и символы. К ним можно отнести средства массовой информации, систему образования и культуры. Третья группа - реципиенты (те, на кого направлено воздействие). Но главными участниками процесса формирования этнической идентичности выступают сегменты элиты. Властная элита дистанцировалась и всячески подчеркивала толерантный характер и принцип равного положения всех этносов республики. Для представителей элит этническая идентичность присутствовала в структуре ценностей и имела определяющее значение. Национальная принадлежность играла роль для равной представленности ведущих этносов во властных структурах, и порой являлась определяющей при отборе кандидатов на ту или иную руководящую должность. На практике этничность уступила место родственному или земляческому принципам рекрутирования элит. Продвигаться по карьерной лестнице становилось проще выходцам из тех сельских районов, откуда были родом руководители властных структур.

Интеллигенция. Активным участником процесса формирования этнической идентичности стала башкирская интеллигенция. Пожалуй, это единственная группа, интересы которой и самоидентификация глубоко встроены в генерируемый ею публичный дискурс.

Роль интеллигенции и общественных организаций в формировании этнической идентичности башкир. Включение в данное поле молодежных движений. В 1989 г. силами научной и творческой элиты был создан Башкирский народный центр «Урал» (БНЦ «Урал»), а на шестом съезде БНЦ «Урал», прошедшем в г.Уфе в 1991 г. была принята резолюция об учреждении новой общественной организации Башкирской народной ассамблеи. В мае 1990 г. создается Союз башкирской молодежи (СБМ), а в ноябре 1990 г. - Башкирская народная партия (БНП). В последнее десятилетие большое влияние имеет Всемирный Курултай (конгресс) башкир.

Содержательные позиции. Необходимо отметить, что степень представленности этнической тематики и статей, прямо или косвенно касающихся изучаемой проблематики, носил разноплановый характер. Для республиканской газеты «Республика Башкортостан» было характерно изложение национальной тематике в свете освещения определенных исторических личностей башкирского народа и освещение культурных мероприятий, проводимых в республике, посвященные 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева, открытие памятников историческим личностям башкирского народа, театральные постановки (н., пьеса «Башкир из Кузяна», отражающая жизнь башкирского государственного и общественного деятеля, ученого Ахметзаки Валиди Тоган и т.д.). Более полным содержательным уровнем по исследуемой теме составили публикации республиканской газеты «Йэшлек» (на башкирском языке) и журнал «Ватандаш»/ Соотечественникл/Compatriot (на русском, башкирском, английском языках).

Основные сегменты, выявленные в ходе контент-анализа прессы

- актуализация этничности в ходе проводимых реформ, начатых в 2000 г. («вертикаль власти») и последние события 2004 г. (проекты реформ политической системы Российской Федерации) (реакция со стороны региональной элиты: «реформы политической системы...ведут к... унитаризации и унификации политической системы Российской Федерации», «мы решительно осуждаем создавшуюся в стране обстановку, когда люди «неславянской» внешности подвергаются унизительным гонениям, как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны фашиствующих группировок. В этой связи требуем восстановления графы «национальность» в паспорте граждан России» (Решение комиссии Исполкома МСОО Всемирного Курултая (Конгресса) башкир по изучению исторического прошлого Башкортостана и башкирского народа; (Йэшлек, №119, 14 октября 2004 года, с.З));

- актуализация вопроса этнической идентичности башкир в ходе подготовки, проведения II Всемирного Курултая башкир и обсуждение итогов его проведения. Созданы рубрики, посвященные Курултаю (Конгрессу) башкир (в журнале «Ватандаш»/»Соотечественник» «Королтай тауышы»/»Голос курултая» и в газете «Иэшлек» («Молодость»).

Основные сегменты:

- Я-образ как путь к поиску собственной этнической идентичности (Н.Мажитов «Язмышыбыз узебеззен, кулда»! «Судьба наша в собственных руках», Ватандаш, №4,2002, с. 102-105; З.Рахматуллина «Башкирский национальный дух», Ватандаш, №1,2002, с. 178-187);

- этническая идентичность башкир, проживающих вне Башкортостана (Ф.Баширова «Башкиры в Татарстане», Ватандаш, №6, 2002, с.47-49; Сайгафаров А. «Сургуттын, йылы кулышы»! «Теплое дыхание Сургута», Ватандаш, №9, 2003, с.20-23; З.Шакиров «Кургандан Намарга тиклем»! «От Кургана до Самары», Ватандаш, №2, 2003, с.22-24; «Твмэн башкоршгпары янында»! «В гостях у тюменских башкир», С.Сабирьянова, Йэшлек, №149, 28 декабря, 2004 г., с.З; «Свердловск олкэпендэге миллэттэштэребезгэ сэйэхэт»/ «Путешествие к башкирам Свердловской области», Ф.Гайсина, Йэшлек, № 83, 22 июля 2004 г., №149, 28 декабря 2004 г., с.З).

- миграционные процессы (внутренняя и внешняя миграция) и влияние этого фактора на этническую идентичность башкир (Б.Хисматуллин «Проблемы миграции и башкирская нация в современном Башкортостане», Ватандаш, №11,2003, с.20-24);

- межэтнические контакты и восприятие группового Я-образа башкир (Б.Кельнер «Мы изучаем жизнь башкир», Ватандаш, №9, 2002, с.6-7; М.Шаймиев «Бер беребеззе каклайык»! «Будем беречь друг друга», Ватандаш, №9,2002, с.3-5).

- актуализация вопроса этнической идентичности башкир в ходе подготовки к Всероссийской переписи населения 2002 г. и обсуждение ряда ключевых вопросов (выделение отдельной рубрики «Всероссийская перепись населения» в ряде республиканских газетах и журналах, в т.ч. в рассматриваемых нами газете «Йэшлек» и журнале «Ватандаш»):

- этническая идентичность через этническое самосознание -культура, история, язык башкирского народа, с исследованием данного вопроса по районам и городам РБ (районы: Мензелинский, Кушнаренковский, Дюртюлинский, Чекмагушевский, Чишминский, Туймазинский, Илишевский и др. и города: Уфа, Нефтекамск, Сибай) (Н.Мажитов «История башкирских населенных пунктов», Ватандаш, №2, 2002, с.31-44; А.Акманов «Ведомость башкирских дач Мензелинского уезда», Ватандаш, № 2, 2002, с.47-50; М. Мурзабулатов, А.Низамов «Список населенных мест Оренбургской губернии» как источник по истории края», Ватандаш, № 2, 2002, с.51-53; Н.Мажитов, Н.Кулбахтин «Кушнаренковский район, Ватандаш, № 3, 2002, с.80-88; М.Кулыпарипов «Дюртюлинский район», Ватандаш, № 3, 2002, с.89-98; Н.Калмантаев, Р.Курбангулов, Н.Мажитов «Благоварский район», Ватандаш, № 4, 2002, с.76-82; М.Кульшарипов «Чекмагушевский район», Ватандаш, № 4, 2002, с. 8388; С.Касымов «Чишминский район», Ватандаш, № 5, 2002, с.64-70; Т.Мухтаров «Башкирская молодежь в современном городе», Ватандаш, № 5, 2002, с.71-75; Н.Кулбахтин, Г.Шаяхметов «Из истории Туймазинского района», Ватандаш, № 6, 2002, с.50-58; Х.Яппаров «О времени возникновения некоторых деревень Илишевского района», Ватандаш, №7, 2002, с.31-34; И.Акманов «Илишевский район», Ватандаш, № 7, 2002, с.35-36; Н.Кулбахтин «Ермекеевский район», Ватандаш, № 7, 2002, с.45-47; З.Ураксин «Научные и практические проблемы развития башкирского языка», Ватандаш, №5, 2002, с.102-103; Ф.Файзуллина «Тарихи атома эзетн»! «По следам исторического названия», Йэшлек, 14 сентября, 2004 г., №106, с.4; З.Айле «Узгэреузе top кем узенэн башларза тейеш»/ «Изменения каждый должен начинать с самого себя», Иэшлек, №140-141, 4 декабря, 2004 г., с.4; Г.Байгутлина «Бер-беребеззе башкортса ла котлап булла бит!»/ «Можно ведь друг друга поздравлять и на башкирском языке!», Йэшлек, №146, 18 декабря, 2004 г., с.6; НАминев «Башкорт теленен статусын нщэ hanrn кукмайзар? «1 «Почему не считаются со статусом башкирского языка?», Йэшлек, №146, 18 декабря, 2004 г., с.6; А.Юлан «Революция бишеген курсалаган башкорт гэскэрзэренен, какарманлыгы»/ «Мужество башкирских войск в революции» (к 85-летию защиты Петрограда башкирскими войсками), Йэшлек, №120, 16 октября, 2004 г., с.5);

- демографический аспект (Г.Зиякаева «Перепись населения: демографический аспект», Ватандаш, №2, 2002. с.45-46; А. Асфандияров, К.Асфандиярова «Национальный состав населенных пунктов Илишевского района по переписям XVII-XX вв.», Ватандаш, № 7, 2002, с.37-44; А.Асфандияров, К.Асфандиярова «Национальный состав населенных пунктов Ермекеевского района по переписям XVII- XX вв.», Ватандаш, № 7, 2002, с.48-50; А.Ганиев, С. Кадыров «О проблемах демографического развития РБ», Ватандаш, № 7, 2002, с.51-59; Р.Янгузин, Н.Томашевская «Новобашкиры»: численность, расселение (XVIII- середина ХГХ века)», Ватандаш, № 8, 2002, с.73- 77), в т.ч. вопрос малодетности в башкирских семьях, особенно в городах республики (М.Билалов «Халык Ианын арттырайык»! «Необходим демографический рост», Ватандаш, №1, 2002, с.78-81);

- этническая идентичность через этностатистику (обсуждение вопросов обеспечения корректного проведения переписи в районах и городах Республики Башкортостан и возможности избежать ошибки прошлой переписи (1989 г.), в ходе которой были зафиксированы нарушения: н., официальное фиксирование башкир не башкирами, особенно в северо-западном районе Башкортостана: «сейчас более 200 тысяч башкир записаны татарами» (С.Бадретдинов «Тамырзарбыбызза башкорт'каны»/ «В корнях наших башкирская кровь», №1, 2002, с. 7577; «Башкорттарым, арттык, таеы ла артыу. кэрж!»/ «Башкиры мои, численно выросли, нужно еще вырасти!», Йэшлек, №143, 9 декабря, 2004 г., с.1);

- ассимиляционные процессы (вследствие, в т.ч. и в ходе перехода башкирских школ на обучение на татарском языке (С.Бадретдинов «Тамырзарыбызза башкорт каны»1 «В корнях наших башкирская кровь», №1,2002, с.75-77);

- этническая идентичность через обращение к историческому опыту -к известным, авторитетным, уважаемым и почитаемым в народе личностям: Салават Юлаев (полководец, поэт, певец), Ахметзаки Валиди Тоган (политический деятель, тюрколог), Абдулкадир Инан (тюрколог, политический деятель), Хадия Давлетшина (писательница) и др. (Р.Резяпов «Йэшендэй йэшнэгэн шэхес (Абдулкадир Инандын тыуыуына 115 йыл)»1 «Гремел как гром (к 115-летию со дня рождения Абдулкадира Инана)», Йэшлек, №118, 12 октября, 2004, с.7; Ю.Максютов «Э Сибаща Салауат скверы барлыкка килде Ъэм унда батырыбыззыц бюсы асылды»! «А в Сибае создали сквер Салавата и был открыт бюст батыру», Йэшлек, №118, 12 октября, 2004, с.1; А.Утябай «Каруан ине гуйэ»/ «Велик был», Йэшлек, №97, 24 августа, 2004 г., с.5; А.Ахметгалиева «Салауатка мззхш»! «Посвящается Салавату», Йэшлек, №130, 11 ноября, 2004, с. 8; «Йыл йыйыны» I «Праздник года» («Праздник Салавата», к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева), Йэшлек, №150, 30 декабря 2004 г., с.2; З.Нургалин «Возвращение героя» («Башкир из Кузяна» - Ахметзаки Валиди Тоган), Республика Башкортостан, №240, 14 декабря 2004, с.№3; Э.Давыдова «И песнь неспетая была исполнена» (композитор Загир Исмагилов), Республика Башкортостан, № 241, 15 декабря, 2004, с.4; Е.Суховерхова «Рудольф Нуреев, сломавший границы», Республика Башкортостан, №235, 4 декабря 2004, с.6; И. Николенко «Первый портрет Салавата Юлаева находится во Франции», Республика Башкортостан, №250, 31 декабря 2004, с.5);

- предвыборная ситуация (в марте 2003 г. - парламентские выборы в Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан, декабрь 2003 г. - парламентские выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4-го созыва и Президентские выборы в Республике Башкортостан);

- подведение итогов Всероссийской переписи населения и их обсуждение в течение 2003-2004 гг. Проводится анализ в республиканской прессе данных Всесоюзных переписей населения 1926-1989 гг. и последней Всероссийской переписи населения 2002 г. За период с 1926 г. по 1989 г. (по данным переписей 1926 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г.) численность лиц, идентифицирующих себя как башкир, в период с 1926 г. по 1989 г. варьировалась и составляла +22-23%, а в 2002 г. произошел заметный рост численного состава коренного населения республики и составил 29.75% (прирост составил 6-7%). (Для сравнения: русские в республике составляли +40-42% с 1926-1989 гг., а в 2002 г. составили 36.32%, т.е. налицо снижение численности на 3-4%.

Широко обсуждались как причины варьирования в численном составе населения республики, так и значительный рост коренного населения, зафиксированного в ходе переписи 2002 г. Среди причин сокращения численности башкир, проживающих в Республике Башкортостан, в период с 1979 по 1989 гг. отмечаются следующие:

- миграция (особенно многочисленный миграционный отток прошел в период с 1979 г. по 1989 г. (по данным Всесоюзной переписи 1989 г. за пределами республики в 1979 г. проживало 31,8% и в 1989 г. -40,4%);о ассимиляционные процессы (западные, северо-западные районы Республики Башкортостан). В период с 1989 г. по 2002 г. заметное увеличение численного состава башкир обусловлено рядом объективных причин, отмеченных многими исследователями:

- миграционный прирост - обратная миграционная волна (возвращение на историческую родину башкир);

- возвращение к своей этнической идентичности, самоопределение (условно назовем их: «возвращенцы», т.н. «ассимилированные инокультурной средой, с истечением времени вернувшиеся в свою собственную культурную среду»);

- выявилась высокая этническая идентичность со своим народом в силу актуализации вопроса и противопоставления «мы» и «они» (условно назовем их как «определившиеся» и «бывшие космополиты»);

- естественный прирост - более высокие темпы рождаемости среди башкир по сравнению с другими этническими группами.

Таким образом, в ходе контент-анализа газет «Республика Башкортостан», «Йэшлек» (с башкирского «Молодость»), журнала «Ватандаш»/»Соотечественник» в представленных сегментах глубинные, личностные ценности глубоко переплетены с ценностями общественными (такие как Родина, свобода, факты исторической памяти народа, язык народа). Достаточно высокая степень включенности в общественные ценности характерна для периода актуализации этничности.

 

АВТОР: Шакурова Г.Р.