05.02.2012 13904

Геополитическая культура и геополитический статус современной России, их взаимовлияние

 

В целях объективной оценки геополитического статуса России на современном этапе необходимо проанализировать особенности нынешнего геополитического положения и геополитического развития страны. Для конструктивного, стратегически выверенного геополитического развития России в современных условиях требуется формирование своего рода геополитической идеи, способной объединить народы, проживающие на территории России. Подобная идея явилась бы выражением и нормативным основанием геополитической культуры государства в целом, так же, как и его отдельного региона.

Для начала следует определиться с основными элементами геополитического развития нашей страны. Во-первых, попытаемся оценить современное геополитическое положение, в котором оказалась Россия после распада СССР, во-вторых, определим основные геополитические интересы России на современном этапе, и, наконец, предположим возможные перспективы дальнейшего геополитического развития России, что может именоваться геополитической доктриной или идеей любого государственного образования. Имея достаточно чёткую, объективную картину геополитической реальности России, можно будет вести речь о степени и тенденциях взаимовлияния геополитического статуса России и геополитической культуры российского общества.

Обозначим геополитическое положение России. Необходимо отметить, что на геополитическое положение каждого государства непосредственно влияют: наличие выходов к морям, уровень развития системы коммуникаций, состояние и запасы природных, в том числе, минеральных ресурсов, протяженность сухопутных, морских, воздушных границ, климатические условия, уровень включенности в международные отношения   После развала Советского Союза геополитическое положение России изменилось не в лучшую сторону. Величайшая держава мира в конце XX века потеряла половину населения, 40% ВНП и четверть территории.

А. Нартов приводит следующие геополитические потери России в результате распада СССР:

Утрачено более 5 млн. квадратных километров территории (СССР).

Потеряны или сузились выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и Калининграда) и к Чёрному морю.

В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Чёрного, Каспийского, Балтийского.

Произошёл «сдвиг» всей территории на север и восток.

Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе.

На рубежах России появилось несколько маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей. В итоге, Россия вынуждена оставаться для них донором.

На юге Россия выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма.

На востоке России - «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона.

Россия получила необустроеннные границы.

Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России.

Россия, площадь которой составляет 17,1 млн. кв. км, почти вдвое больше Китая (9,5 млн. кв. км.), США (9,4 млн. кв. км), или Бразилии (8,5 млн. кв. км), по численности населения (146 млн. человек) находится на седьмом месте после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Население России составляет лишь 2,3 % населения планеты   Это связано с тем, что на большей части её поверхности по климатическим и экологическим причинам допустима только малая плотность населения.

Что касается наличия выходов к морям, то Россия, в силу своего географического положения, имеет следующие: на северо-западе, севере и северо-востоке - выход к Белому, Баренцеву, Карскому, морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому морям; на востоке Россия омывается Беринговым, Охотским и Японским морями; на западе и юго-западе Балтийским и Черным морями.

В отношении природных ресурсов Россия по-прежнему считается богатой страной, на её территории сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов природных ресурсов оценивается в 28,6 трлн. дол. На территории России, по одним показателям, сосредоточено 30 % мировых запасов угля, 40 % - нефти, 45% - газа, 50% -сланцев, 44% - железа, 30% - хромовых руд, 74% - марганцевых руд, 40% -редкоземельных ископаемых, 28% - алмазов, 30% - драгоценных камней, она обладает самыми крупными лесными массивами .

По другим источникам, природные богатства нашей страны несколько скромнее: 32% - газа, 23% - угля, 15% - нефти, 74% - металлических руд, 6%-редких металлов - такими процентами от общемировых природных ресурсов обладает Россия.

С учётом неосвоенных запасов Россия обладает крупнейшим в мире потенциалом природных ресурсов, но ни в одной области, кроме добычи природного газа (570 млрд. куб. м.), по которой она превосходит США (535 млрд. куб. м.), она не занимает первого места. По добыче нефти (300 млн. тонн) она на втором месте после США (370 млн. тонн), по добыче каменного угля - на четвёртом месте после Китая (1.400 млн. тонн), США (880 млн. тонн) и Индии (300 млн. тонн). Золотодобыча России составляет 100 т., отставая от показателей США (300 т.) и Китая (150 т.). Если же судить об уровне экономического развития по доходу на душу населения, то наш уровень жизни составляет 8-9% американского. По качеству жизни, экономического и человеческого развития Россия занимает 64-е место в мире, тогда как СССР занимал 35-е.

Одной из характеристик геополитического положения страны является протяженность сухопутных, морских, воздушных границ данного государства. Одно из последствий распада СССР - возникновение десятков тысяч километров новых государственных границ и необходимость адаптации к ним регионов РФ. Новое российское пограничье отличает огромная протяженность и исключительное разнообразие морфологических особенностей. Общая протяжённость государственных границ России равняется 60 933 км., в том числе 38807 км. морских границ. Среди субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Протяженность новых границ России-около 13 тыс. км. Граница между Россией и Казахстаном - самая длинная сухопутная граница в мире. Как правило, чем дольше существует политическая граница, тем более прочной частью национальной и этнической идентичности людей она является, тем менее она конфликтна.

Относительно природно-климатического своеобразия России стоит отметить, что это самая холодная страна в мире (среднегодовая температура -5,5° С ниже ноля), более 2/3 её пространства (11,57 млн. кв. км.) - это северные или приравненные к ним территории, расположенные 65 параллели. По площади эффективных территорий она уступает Австралии, Бразилии, Китаю и США.

В определении сильных и слабых сторон геополитического положения России интересной и ценной является работа К.С. Сорокина, позволяющая оценить плюсы и минусы геополитического положения России в перспективе.

Одним из факторов, определяющих геополитическое положение любого государства, является уровень включенности в международные отношения, позволяющий установить значимость и влиятельность того или иного государственного образования в регионе или на планете в целом, приоритеты в его геополитических интересах, предположительных геополитических партнёров или же соперников. Россия всегда была и остаётся наиболее активной участницей международных отношений, оказывая огромное влияние на происходящие в мире процессы. Хотя это положение существенно пошатнулось с распадом СССР.

С появлением в девяностых годах XX века работы «Великая шахматная доска» Збигнева Бжезинского, большую популярность приобрела теория однополярного или униполярного мира. «...В результате краха соперника Соединённые Штаты оказались в уникальном положении: они стали первой и единственной мировой державой». Далее автор продолжает: «...маловероятно, что какое-либо государство сможет добиться того мирового превосходства, которое в настоящее время имеют США».

В том же русле идея Pax Americana - однополярного мира под эгидой и во главе с США. По мнению, С. Хантингтона, лидерство США оправдано тем, что эта страна является наиболее свободной и либеральной.

В условиях современного процесса глобализации, который получает далеко неоднозначные оценки в современной отечественной науке, достаточно сложной представляется задача понимания и осмысления международного положения России.

Фондом общественного мнения за последние несколько лет были проведены ряд опросов относительно понимания россиянами нынешнего положения России в мире, в итоге подобных опросов большинство россиян в период с середины апреля 1999 года по начало апреля 2005 года соглашались с мнением, что Россия в своих решениях и действиях сильно зависит от Западных стран. Оценив современное геополитическое положение России, попытаемся определить основные геополитические интересы России на современном этапе, которые являются своего рода отражением геополитической культуры нашей страны. В определении геополитических интересов России существуют различные точки зрения, но как осознанные потребности нации, они сформулированы в официальном государственном документе страны - Концепции национальной безопасности.

Следует отметить, что к разряду геополитических интересов относятся далеко не все интересы субъектов геополитических отношений. По мнению Н.П. Медведева, к геополитическим интересам относятся, с одной стороны те, которые связаны с целями доминирования, господства, преобладания, либо в мире в целом, либо в крупных регионах мира, а с другой - с целями обеспечения безопасности.

Во внутриполитической сфере государственные интересы состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В международной сфере они заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Государственный документ, касающийся международной позиции России и, соответственно, геополитических интересов государства - Концепция внешней политики, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

В Концепции отмечено, что приоритетное направление внешней политики России - развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ.

Общие положения Концепции относительно взаимоотношений России с другими государственными образованиями, которые и отражают, собственно, геополитические интересы, можно обозначить следующим образом:

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.

Российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических, экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.

Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте. Вместе с тем, Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Россия будет всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования ситуации на Балканах, основанного на согласованных решениях международного сообщества.

Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона - форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России «шанхайской пятерке» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией.

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии.

Важно и далее развивать отношения с Ираном.

Усилия России будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.

Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы.

Россия будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире.

Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства.

Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями.

Россия будет стремиться к расширению взаимодействия с государствами Центральной и Южной Америки в международных организациях, поощрению экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитию с ними военно-технического сотрудничества и кооперации.

Следует отметить, что субъектом геополитических интересов необязательно должно выступать государство в целом, им может быть и часть государства, и республика, и область, и штат или иное территориальное образование. По мнению А.Н. Смирнова, и внутригосударственные образования могут служить объектами геостратегических разработок, в чём и состоит смысл низшего уровня восприятия положения России в мире, точнее «в самой себе».

В самом деле, регион - относительно самостоятельный политический актор на определённой территории в отношениях с федеральной властью, другими регионами, в том числе на международной арене. По мнению М.А. Аюпова, регион - «самодостаточная часть государства, его политико-территориальное образование, имеющее свой производственно-экономический потенциал, структуру собственности, природные ресурсы, налоговые поступления и бюджетные финансовые средства».

А.Н. Смирнов считает, что «если положение государства в мире обуславливает выбор внешнеполитических приоритетов, если положение страны на континенте определяет зоны её политического влияния, то от организации внутреннего пространства, в конечном счёте, зависит её территориальная целостность».

Для современного российского политического процесса характерно то, что по некоторым количественным показателям республики и края в составе РФ превосходят западноевропейские национально территориальные субъекты геополитических отношений и соответственно выстраивают своё политическое поведение.

В этом плане обращает на себя внимание столкновение двух разнонаправленных тенденций развития, происходящих на территории России на современном этапе. С одной стороны, объективна потребность в обеспечении государственного единства, однородности правового пространства Российской Федерации, с другой, необходимо сохранить этническую, культурную, экономическую самобытность ее субъектов - а их, как известно, 86.

Противоречия между центростремительными и центробежными тенденциями обусловлены самим характером территории России. Масштабы государственной территории, разнообразие местных национальных, региональных, культурно-цивилизационных особенностей изначально предполагают высокую внутреннюю самостоятельность регионов, делают невозможным достижение абсолютного централизма, больше характерного для небольших государств.

Действительно, с приходом к власти В.В. Путина были проведены такие инновации в региональной политике, как создание федеральных округов, изменение порядка формирования Совета Федерации и, как следствие, серьёзная ротация кадров губернаторского корпуса.

За последние 3 года в стране всё настойчивее обсуждается проблема объединения так называемых «сложносоставных» субъектов Федерации. Активно рассматривается объединение Тюменской области с входящими в неё Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, Читинской области с Анненским Бурятским автономным округом. Неоднократно поднимался вопрос об объединении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, объединения «несложносоставных» субъектов Федерации, например, Краснодарского края с Адыгеей, Ярославской и Костромской областей.

Непосредственно процесс объединения имеет массу сложностей, противоречий, что и объясняет наличие многообразных точек зрения по поводу проведения данной региональной реформы. Например, С. Маркедонтов, утверждает: «Степень демократии, финансовой прозрачности, экономической открытости, управленческой эффективности региона не зависит от его площади и периметра». Руководитель же Института политических исследований С. Марков отмечает, что региональная реформа остановила «расползание России».

А.В. Попов, отмечает важность трёх научных уровней в выборе критериев, методов и инструментария в рассмотрении проблем управления регионами:

- общецивилизационный (государственно-институциональный);

- национально-территориальный (региональный);

- конкретно-ситуационный (муниципальный, городской).

Такие исследователи проблемы регионов в составе РФ, как И.И. Кузнецов и И.И. Шестов предлагают аналогичным образом прослеживать событийную канву в каждом российском регионе и условно классифицировать факты, выделив:

- Геополитические (группа А);

- Региональные (группа Б);

- Переходные (группа В).

В данном случае, группа А - это инициативы губернаторских властных структур, связанные с пытками выхода на международную арену, минуя федеральный центр. Группа Б - инициатива региона в плане регионального политического процесса России. И, наконец, группа В - поиск собственной идентичности в общероссийском масштабе.

Историческое, этническое, конфессиональное, социокультурное разнообразие и своеобразие таких регионов, как Сибирь, Поволжье, Урал, Дальний Восток, Русский Север, Северный Кавказ требует того, чтобы объектом геополитического изучения стал каждый естественно-географический регион современной России, который рассматривался бы во всей совокупности социально-экономических, политических, природных, исторических, этнических черт. Тогда правомерно утверждение, что наряду с региональной политической культурой, можно говорить о геополитической культуре настоящих регионов. Именно геополитического подхода на региональном уровне требуют задачи выработки целостной концепции российской политики, например, на Северном Кавказе.

Так, национальным интересам и обеспечению безопасности на кавказском направлении отвечают:

- недопущение использования территории Закавказья (Грузии и Азербайджана) как для временного пребывания, так для размещения на постоянной основе любых групп военнослужащих третьих стран;

- окончательная ликвидация чеченского сепаратизма на Северном Кавказе и ликвидация его опорных баз в других странах;

- недопущение превращения региона Закавказья в новый полигон, на котором отрабатывалась бы «демократизация» по косовскому, афганскому, иранскому вариантам;

- недопущение возобновления попыток силового решения нагорно-карабахского, абхазской и южно-осетинской проблем.

А.А. Воронов считает необходимым образование нового государственного документа - Паспорта региональной безопасности Российской Федерации, в котором на научной основе могут быть отражены: «жизненно важные интересы, угрозы интересам, состояние защищённости национальных интересов в регионе, степень их реальной деформации в различных сферах жизни». Структурно Паспорт мог бы иметь следующие разделы:

- характеристика региона в системе субъектов РФ;

- национальные и региональные интересы, реализуемые в регионе;

- внешние и внутренние угрозы интересам региона;

- система региональной безопасности;

- система обеспечения региональной безопасности.

На сегодняшний день все вопросы инициативы регионов России на международном уровне зафиксированы в законе «О координации международных и внешнеполитических связей субъектов РФ», где указано, что региональные власти обязаны постоянно поддерживать связи с МИДом, где имеется специальный отдел с представительством на местах.

Далее, попытаемся обозначить некую геополитическую идею, геополитическую стратегию России, способную воплотить в жизнь геополитические интересы страны, максимально учитывая потребности населения.

С точки зрения К.Э. Сорокина, существует три типа геополитических стратегий: экспансионистские; уступающие, допускающие сжатия сферы влияния и даже физическое сокращение территории; позиционные, направленные на консервацию статус-кво или, по крайней мере, его основных позиций.

Исходя из того, что Россия по совокупной геополитической мощи на сегодняшний день уступает практически всем глобальным центрам силы, продолжает К.Э. Сорокин, ей остаётся выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух компонентов:

«Во-первых, удержание максимального числа стран «ближнего зарубежья» в орбите российского притяжения... Важны материальные связи и зависимости - сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в «ближнее зарубежье», являющееся для него «мягкой», доступной пока ещё зоной, поощрение инвестиций стран СНГ в России, а также развитие широкой россиецентристской военной кооперации пространстве Содружества.

Во-вторых, со странами «дальнего зарубежья», и, прежде всего, с глобальными центрами силы наиболее рациональна стратегия «балансирующей равноудалённости» (даже некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности делами домашними)».

Традиционная геополитическая позиция России включает:

- синтез геополитики Запада и Востока, оформленный в евразийскую геополитику;

- вековую борьбу за выход к теплым морям и океанам; стремление к континентальному расширению территории на Запад, Юг и Восток;

- укрепление мирового военно-политического могущества великой державы;

- выход на уровень мировой экономики, политики, культуры, религии.

Для реализации геополитических интересов России необходимо решение ряда важнейших задач:

- создание прочной экономической, социальной и политической базы для кооперации и интеграции внутри России, в рамках СНГ, во взаимоотношениях России с Западом и Востоком. Развитие мировых средств транспорта и связи, создание единого экономического и правового пространства Евразии;

- сближение, слияние СНГ в рамках единой великой державы в разных государственных формах. Задача состоит в том, чтобы на основе высокоиндустриальной и культурной России возродилась историческая традиция сближения и слияния народов этих регионов в единое многонациональное отечество;

- интеграция новой России с прибалтийскими государствами для закрепления на берегах Балтики на основе возрождения экономической и военно-политической мощи Калининградской области, установления добрососедских отношений с Финляндией, Норвегией, Швецией и Данией, ослабления господства НАТО в Северной Европе;

- полное восстановление позиций России на Чёрном море путём интеграции Украины, Молдавии и Кавказа, установления добрососедских отношений с Турцией, Ираном и Ираком, препятствия доминации НАТО на Ближнем и Среднем Востоке;

- укрепление позиций России в Центральной Азии путем взаимной интеграции государств Средней Азии и новой России, усиление геостратегических позиций в Иране, Афганистане, Пакистане, Индии и Китае;

- восстановление и усиление позиций России в бассейне Тихого океана путем расширения сотрудничества с Китаем, Вьетнамом, Японией, Кореей (Северной и Южной), США.

Для освоения Сибири и Дальнего Востока необходимо возрождение и всестороннее развитие государственной переселенческой и колонизационной политики, привлечение инвестиций отечественного и иностранного капитала, строгое соблюдение суверенитета России, территориально-экономической целостности региона, его производственно-экономической, продовольственной и демографической безопасности».

Новый внешнеполитический курс, по мнению геополитиков В.А. Колосова и Р.Ф. Туровского, основан на следующих позициях:

- политика на западном направлении становится скорее проевропейской, чем проамериканской. Делается ставка на формирование треугольника Россия - Германия - Франция.

- формируется азиатская политика, устраняющая прозападный уклон.

- контакты с ближнем зарубежьем приобретают большую осмысленность, а усилия концентрируются на самых важных геополитических проблемах.

Россия примыкает к процессам урегулирования международных конфликтов в качестве посредника.

- наше государство демонстрирует геополитический по содержанию подход к своей внешней политике.

Россия пытается расширить пространство своей внешнеполитической активности, чтобы в дальнейшей перспективе вернуть себе статус мировой державы.

В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах выработки Россией своей стратегической линии, от выбора которой во многом зависят геополитические перспективы России:

1. Первый вариант связан с попытками сохранения статуса великой державы и политикой, направленной на расширение зон влияния и контроля над другими государствами. Такой вариант возможен на основе использования военной мощи, а также определенных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических, национал-патриотических и др.)

2. Второй вариант предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В этом случае ее влияние может основываться, по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства. При этом варианте влияние страны обеспечивается налаживанием ее взаимовыгодных отношений с соседями при собственном доминирующем статусе и сопровождается сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

3. Третий вариант предполагает, что Россия будет занимать сугубо прагматическую позицию во внешнеполитических отношениях, основанную на принципе равноудаленности от различных центров силы и прагматическом сближении или удалении от конкретных коалиций и государств по принципу: «У России нет постоянных друзей и постоянных противников, у России есть постоянные интересы».

В реальном политическом будущем российского государства вероятно переплетутся элементы всех трех вариантов, что обеспечит преобладание геополитических успехов над геополитическими неудачами.

В отличие от отечественных исследователей, относительно будущего России американский политолог 3. Бжезинский считает, что «здесь перспективы позитивного развития весьма туманны... Америке необходимо создать геополитическую среду, которая благоприятствовала бы ассимиляции России в расширяющиеся рамки европейского сотрудничества и способствовала достижению такой независимости, при которой новые суверенные соседи России могли бы полагаться на собственные силы». Данный тезис достаточно эффективно претворяется в жизнь на территориях бывших союзных республик посредством различного рода «Оранжевых революций».

Бывший советник американского президента продолжает: «Роль, которую в долгосрочном плане будет играть Россия в Евразии, в значительной степени зависит от исторического выбора, который должна сделать Россия, возможно ещё в ходе нынешнего десятилетия, относительно собственного самоопределения. Даже при том, что Европа и Китай расширяют зоны своего регионального влияния, Россия несёт ответственность за крупнейшую в мире недвижимость. Эта доля охватывает 10 часовых поясов. И её размеры в 2 раза превышают площадь США и Китая, перекрывая в этом отношении даже расширенную Европу... В этой ситуации российской политической верхушке следует понять, что для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы».

Кеннет Уолтц также отмечает: «...Россия не останется великой державой, если она, в конечном счете, не сможет эффективно использовать свои ресурсы. Но в то же время, когда она стремится к этому, численность её населения, природные богатства, присутствие одновременно в Европе и в Азии компенсируют её слабости... Способность России играть военную роль за пределами своих границ невелика, но ядерное оружие гарантирует, что ни одно государство мира не бросит ей вызов». Таким образом, отношение к российской геостратегии со стороны Запада можно назвать «уважительно-снисходительным», исходя из сложившейся геополитической ситуации в России, в которую она попала с распадом Советского Союза.

Итак, приведённые точки зрения на дальнейшую перспективу геополитического развития России доказывают, что России необходимо выработать собственную геостратегию, базирующуюся на собственных силах и на необходимости формирования геополитической культуры России.

Резюмируем сказанное относительно характера влияния геополитического статуса РФ на геополитическую культуру страны:

Происшедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе России. В условиях новой геополитической ситуации перед Россией возникли новые проблемы, в соответствии с которыми необходимо решить множество жизненных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер. Одна из ключевых проблем, стоящих перед Россией - это необходимость сохранения геополитического единства самой РФ, устранение угрозы разрушения Российского пространства

Геополитическая привилегия России состоит в уникальности геополитическое положение России, которая территориально расположена, занимая большую часть евразийского континента. Россия представляет собой своего рода Евразийский мост. Грамотное использование этого геополитического статуса может привести к конструктивным и значительным результатам. Так, только лишь открытое воздушное пространство страны способно приносить доход, сопоставимый с доходами от продажи природных ресурсов.

Геополитическое положение России определяется также тем, что на ее территории расположены огромные источники природных ресурсов, которые столь необходимы, как стало ясно из последних событий вокруг поставки газа в Европу через Украину, для развития и Европы, и Азии. Поэтому во внешнеполитическом экономическом развитии страны на ближайшие десятилетия рациональное освоение природных недр станет важнейшим государственным проектом.

Россия обладает ракетно-ядерным потенциалом, сопоставимым с ядерной мощью США. Этот фактор сдерживания потенциального агрессора не только обеспечивает военную безопасность государства, но и во многом определяет роль страны в решении международных проблем, укрепляет российскую позицию в вопросе о путях выхода из кризисных ситуаций в том или ином регионе.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

Гражданская позиция каждого человека непосредственно связана с геополитической культурой, которая, в некоторой степени, обусловливает сознание и поведение людей во внутриполитической и международной жизни страны. Изучение геополитической культуры, геополитических представлений рядовых граждан будет способствовать принятию верных внешнеполитических решений в каждой области международного взаимодействия: экономической, финансовой, социальной, военной, культурной и других. С другой стороны, процесс информирования мировой общественности о российском политическом процессе, государственных интересах, внешней политике также нуждается в государственной поддержке, разработке специальных программ по формированию позитивного имиджа России в мире

Геополитическая культура россиян оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни общества. Она позволяет судить об уровне политической компетентности и зрелости общества. В процессе политической социализации субъекты политики осваивают ценности, нормы и правила поведения, характеризующие ту или иную геополитическую культуру, которая, непосредственно влияет на политическую жизнь, политический процесс и политическую систему общества.

Геополитическое положение России в качестве буфера между Европой и Азией сделала геополитическую культуру россиян местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского, которое предполагает не только переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и постоянную борьбу между ними. Для современной геополитической культуры российского общества характерна недостаточная степень активности россиян в сфере геополитических отношений, что связано с социально-экономической нестабильностью в России. Геополитическое сознание россиян не представляет собой единого целого, оно разделено на приверженцев пророссийской геополитической традиции и сторонников западной геополитики, поэтому возникают трудности с формированием геополитической культуры. На развитие геополитической культуры у россиян оказывают определённое влияние такие факторы как историческая составляющая, экономический компонент и геостратегический компонент, доминирующие в разные периоды политической жизни страны.

Основными источниками становления и повышения уровня геополитической культуры России на сегодняшний день являются: во-первых, законодательная и нормативно-правовая база в области геополитики и международных отношений, то есть, сформулированная правительством геополитическая доктрина с чётким, аргументированным геополитическим курсом, геополитическим приоритетами и перспективами развития; во-вторых, СМИ как регулятор и проводник-распространитель геополитических настроений, которые должны аккумулировать позитивное, и в то же время объективное геополитическое знание у населения посредством специальных телепередач, печатных изданий, Интернет-сайтов о геополитике и международных отношениях; наконец, высшее образование, которое непременно должно повернуться в сторону распространения и популяризации геополитических знаний, так как низкий уровень геополитической образованности населения может быть источником низкой политической активности, конфликтов, обострения проблемы самоидентификации, отсутствия стабильности в обществе.

 

АВТОР: Шубина Ю.Г.