07.02.2012 15117

Предприимчивость как категория современной науки

 

Анализируя проблему формирования предприимчивости в педагогической теории и практике и определяя его специфику относительно профильного обучения в рамках общеобразовательной школы, мы рассмотрим сначала основные понятия.

Само слово «предприимчивость» до недавнего прошлого не входило в педагогический лексикон. Как чуждое социализму и по форме и по содержанию, оно не нашло отражения и в советских энциклопедических и экономических словарях. Только словарь русского языка С.И.Ожегова даёт следующее толкование: «предприимчивый человек умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный».

Сегодня ситуация меняется и многие авторы в своих трудах рассматривают термин предприимчивость (А. И. Агеев, В. А. Беспалов, Р. Брокгауз, В. Н. Кузин, А. М. Омаров, Р. Хизрач и др.) Согласно словарю предпринимателя: «предприимчивость-это находчивость, соединённая с энергией и практичностью». В словаре В.Даля предприимчивый человек - «энергичный, находчивый и изобретательный, обладающий практической сметкой, смелый, решительный отважный организатор выгодных предприятий». Р.Брокгауз в своём труде «Психология предпринимательства» утверждает, что предприимчивость-это деятельность, демонстрирующая инновационность, экономическое творчество, высокую степень самостоятельности в выборе пути продвижения к намеченной цели. С точки зрения экономиста А.И.Агеева, предприимчивый человек, это человек, который способен управлять каким-либо делом, комбинировать ресурсы, труд, материалы таким образом, что в результате значительно повышается первоначальная ценность каждого из них.

Во многих исследованиях предприимчивости особое место отводится способности личности принимать решения в различных ситуациях. Так, в определении предприимчивости В.Н. Кузина говорится, что предприимчивость содержит элементы новизны и реализуется в деятельности, ориентированной на принятие и реализацию высокоэффективных решений. В. А. Беспалов определяет предприимчивость как активность, инициативность, творчество работников, направленные на повышение качества и эффективность принимаемых решений.

Во всех приведенных определениях доминирует экономическое содержание предприимчивости, как составляющей делового человека. Общепризнано, что слова «деловитость», «инициатива», «предприимчивость» синонимичны, но это не совсем так. Предприимчивость-категория более широкая и содержательная, чем деловитость, которая представляет собой форму проявления собственно деловых качеств. Предприимчивость отличает всеохватность подхода к оценке и реализации ситуаций, причём традиционно это понятие принято соотносить с решением сравнительно значимых экономических задач. В частности, ряд исследователей (А.И. Агеев, М.Вудкок, П.Ф.Дркуккер, Д.Френсис и др.), рассматривая личность предпринимателя, отмечают, что предприимчивость является одним из ведущих качеств личности, определяющих ее способность к организации предпринимательской деятельности. Семантический анализ исследуемого качества в английском языке показывает два значения: предприятие (предпринимательство) и предприимчивость (смелость, инициативность). Данное обстоятельство указывает на то, что эти два понятия взаимосвязаны. В подтверждение вышесказанного следует отметить, что Ф.Фон Хайек определяет предприимчивость и предпринимательство, как два тождественных понятия и утверждает, что предпринимательство и предприимчивость есть характеристика личности. Однако, не все предприимчивые по своему психологическому складу люди являются предпринимателями. Можно привести массу примеров, когда предприимчивые люди проявляют это свойство в самых разнообразных видах деятельности, но не становятся предпринимателями в бизнесе. Главным образом потому, что эти люди устремлены к другой цели и становились хорошими врачами, психологами, социальными философами. И только тогда, когда во главе угла лежит стремление к прибыли, предприимчивость становится залогом успешной предпринимательской деятельности. С другой стороны, предприимчивость людей проявляется не только в сфере бизнеса, но и в генерировании идей в науке, в изобретениях, в культурном творчестве, в политической деятельности и даже просто в бытовой сфере у многих, не занимающихся профессиональной предпринимательской деятельностью. На наш, взгляд, именно умение выдвинуть нестандартную идею и воплотить её в жизнь отличает предприимчивого человека. В качестве характеристик ситуации, в которой проявляется предприимчивость, отмечается её нестандартность, оригинальность, непредсказуемость (Р.Брокгауз, В.Н.Кузин, И. Г. Лунева, А.М.Омаров, И. И. Родак, Р.Хизрач и др.). По мнению А.М.Омарова, предприимчивым может считаться тот человек, который мыслит гибко, масштабно и перспективно, энергичен, умеет проявить настойчивость в реализации решений, готов идти на риск. Психолог Р.Хизрач подчёркивает, что предприимчивость характеризуется, прежде всего, независимостью мышления, его нестандартностью, чувством хозяина своей судьбы, способностью идти на риск. В исследованиях В.Н.Кузина отмечается, что предприимчивость носит индивидуально-личностный характер, проявляясь лишь в определённых экономических, социальных, политических, правовых ситуациях, то есть зависит от внешних условий. Человек вступает с другими людьми в различные отношения: производственные, политические, нравственные, общественные и другие. Именно в обществе он проявляет свои способности, возможности, свою предприимчивость. Таким образом, можно говорить о предприимчивости как о социальном качестве личности, реализующимся в трудовой, познавательной, научной, художественной, коммерческой деятельности. По существу нет сферы деятельности, не нуждающейся в инициативных, творческих, нестандартных идеях. Мы придерживаемся мнения Э.Д.Телегиной, которая считает, что предприимчивость отражает особое общественное качество человека и вытекающую из него способность социальных субъектов к целенаправленному взаимодействию со средой; качество, которое базируется на потребностях и интересах личности, проявляется как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей действительности и самих субъектов, также на преобразование самого себя.

Интересным для нас является понимание сущности предприимчивости Н.С.Мурадовой. В своей статье «Предпринимателями не рождаются» она отмечает, что возможны два вида проявления предприимчивости. Первый выражается в исполнении предпринимательских идей, второй в генерировании этих идей. В первом случае происходит осмысленное участие человека в производственной или другой сфере деятельности, которая определяется интеллектуальной и профессиональной квалификацией и связанным с ней уровнем заработной платы. Этот вид отмечается стремлением как можно дороже продать свой труд работодателю и вместе с тем, будучи соисполнителем идей предпринимателя, быть заинтересованным в рентабельности и расцвете производства, учреждения в котором работает. Второй вид предприимчивости проявляется в авторстве предпринимательских идей, в организации их осуществления, получения положительных результатов в виде прибыли, расширения производства, либо в организации другой, новой деятельности. Н. С. Мурадова считает, что не все могут быть носителями идей и предпринимателями-организаторами, хотя и мечтают стать ими. Должны быть предприниматели-соисполнители и исполнители предпринимательских замыслов. Формирование тех и других-процесс сложный и длительный. Порой носитель предпринимательских замыслов и их исполнитель может быть в одном лице. Не исключено, что при определённых обстоятельствах соисполнитель и исполнитель предпринимательских замыслов станет в последующем творцом и организатором новых предпринимательских идей. Несмотря, на то, что в представленном понимании предприимчивости опять преобладает экономическая составляющая предприимчивости как способности к предпринимательской деятельности, для нас важно, что здесь предприимчивость выражается в генерировании идей. А также утверждение, что при определенных условиях предприимчивость можно сформировать.

В социальной психологии предприимчивость рассматривается в двух направлениях: как свойство личности и как условие современного управления. В исследованиях, посвященных проблеме формирования предприимчивости, как профессионально-делового качества, рассматривается её интегративная природа (В.А.Беспалов, В.Е.Зябкин, Л.Д.Кудряшова, В.Н.Кузин, В.Л.Марищук, А.М.Омаров и др.) В этой связи, качество понимается и как совокупность свойств, и как отдельное свойство, выделяется интегративная характеристика качеств, позволяющих судить о подготовленности специалиста. Особое значение имеет положение о том, что «успешность во многих видах деятельности предполагает интегрирование частных способностей, качеств, элементов опыта». Такое понимание сущности интегративности предприимчивости опирается на философское положение о том, что интегртивные системы описывают систему в целом, раскрывая общественные свойства её элементов. Интегративность обусловлена психологической структурой личности, в частности тем, что всякая черта, свойство личности - продукт качеств системы более низкого уровня.

Предприимчивость как интегративное качество личности обладает своим составом и структурой. Существует несколько вариантов понятия «структура» В более широком смысле слова структура определяется как единство элементов, их связей и целостности (К. К. Платонов, Н.В.Овчинников). Структурный подход предполагает рассмотрение личности не только с точки зрения набора определённых свойств, но и отношений между ними. В литературе имеют место разные научные представления о структуре предприимчивости (Д. В. Коняев, М. Н. Умутбаев, Н. В. Чигиринская). Попытка перечислить все наиболее значимые компоненты предприимчивости показала, что их более сорока.По мнению И.А. Сасовой ядро системообразующих компонентов составляют 8-10 качеств. Задача построения структуры предприимчивости требует определить, какие свойства личности являются наиболее значимыми для становления данного качества. Каждый из исследователей предлагает свой набор свойств личности, характеризующий предприимчивость. Наиболее близок нам по содержанию состав предложенный Л. П. Михалевой. Однако в её исследовании предприимчивость определяется в одном ряду с инициативностью, целеустремлённостью, настойчивостью, а мы считаем, что эти свойства являются составляющими предприимчивости.

Основываясь на широко распространенном в науке подходе, признающим в личности трех основных сфер: когнитивной, аффективной, поведенческой, (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л С. Выготский и др.) мы предлагаем собственную структуру предприимчивости.

Отнесение конкретных свойств личности к различным компонентам предприимчивости условно. Все свойства личности взаимосвязаны и выражаются одно через другое. Попытаемся определить смысловую нагрузку каждого из свойств, присущих предприимчивой личности.

Целеустремлённость-последовательность, настойчивость, решительность, инициативность действий в решении поставленной цели, следование выбранному пути и принятым решениям. Таким образом, целеустремленность предполагает, так или иначе, наличие решительности и инициативности. Инициативность-способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющейся в творчестве, общении. Инициативность личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной проницательности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Инициативность подразумевает наличие у личности коммуникабельности как готовности легко устанавливать и поддерживать позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими и организаторских качеств.

Решительность - в философском словаре определяется, как способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Решительность особо ярко проявляется в ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность означает также способность смело брать на себя ответственность за принимаемое решение, своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать. Исходя из этого определения, можно утверждать, что решительность связана с готовностью личности к риску, а также с самостоятельностью и ответственностью. Самостоятельность трактуется как способность без регулярного контроля и посторонней помощи определить и сформулировать проблему, поставить цель и наметить пути ее реализации. Ответственность характеризуется сознательным соблюдением личности перед обществом моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость. Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате интериоризации социальных ценностей, норм и правил. Готовность к риску заключается в применении необычного метода или приема разрешения отдельной задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективными. Риск допустим при условии всестороннего анализа и учёта сложившийся ситуации. Таким образом, риск всегда связан с креативностью и находчивостью. Креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности и общества), то есть созданием нового продукта, находчивость трактуется, как способность личности эффективно вырабатывать решения в ситуациях, характеризующихся большим количеством условий, или уменьшать степень риска в ситуациях с недостаточным количеством информации по их решению. Компетентность качество личности, проявляющейся в общей способности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, который приобретается в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешной участие в деятельности.

Для подтверждения наших выводов было проведено исследование среди учащихся 10-х классов МОУ лицей №41. Всего в опросе участвовали 50 учащихся. Анкета состояла из двух вопросов: 1) «Что по вашему означает термин «предприимчивость»?», 2) «Какие свойства личности делают человека предприимчивым?» (из предложенного списка необходимо выбрать одиннадцать свойств).

Таким образом, анализ научной литературы и данные исследования подтверждают наши выводы о структуре предприимчивости.

Философские исследования определяют в качестве характеристик целостного явления, единство структуры и функций. Таким образом, более полно раскрыть сущность предприимчивости возможно благодаря анализу её функций в обучении и развитии личности в целом.

При анализе функций предприимчивости мы исходили из того, что функция - это «определённый способ поведения, присущий данному объекту и способствующий сохранению существования этого объекта»; «это такое отношение части к целому, при котором часть обеспечивает существование или какую-нибудь форму проявления целого».

Предприимчивость, являясь предрасположенностью личности к самостоятельным действиям, составляет предпосылку развития самой личности. Она проявляет себя одним из важных качеств человека, позволяющих ему добиваться успеха в условиях недостаточно организованной среды, когда требуется выдвинуть нестандартную идею и воплотить ее в жизнь.

Предприимчивость в целом характеризуется высоким уровнем саморегуляции, связанной с самостоятельной постановкой цели, выбором решения и контролированием хода решения, когда волевые усилия используются на то, чтобы найти нужную последовательность действий, проанализировать результат, скорректировать результат. Это содействует развитию целеустремлённости и решительности в действиях, подъёму энергии, преодолению трудностей.

Следующая функция предприимчивости выступает как своеобразное скрепление социального и индивидуального (П.П.Блонский), выражающая отличия, непохожесть каждого человека, с одной стороны, а с другой - характеристику такого уровня развития человека, достигнув которого он может действовать как социально-активная личность (Н. А. Половникова).

На основании имеющихся выводов о функциях предприимчивости в развитии творческой личности, а, также опираясь на философское содержание данной категории, Ю. А. Жадаев выделяет следующие функции предприимчивости: инновационно-прагматическую, выражающуюся в создании старшеклассником субъективно новых форм деятельности, ориентированных на достижение наивысшего результата, стимулирующую силы самодвижения, саморазвития личности, защитную, которая состоит в отстаивании интересов, утверждении своего «Я», динамическом единстве социального и индивидуального, активизирующую общий тонус жизнедеятельности, коммуникативную, осуществляющую взаимодействие индивида с окружающими, социальной средой.

В целом, соглашаясь с автором, мы считаем, уместным добавить ещё прогнозирующую функцию, которая выражается в умении просчитывать наперед результаты своей деятельности, предвидеть последствия своих решений, а так же оценивать риски.

На основании приведенного анализа подходов к сущности предприимчивости, мы в качестве рабочего определения будем понимать предприимчивость как интегральное свойство личности, обеспечивающее достижение цели и успеха в определенных экономических, социальных, политических, правовых ситуациях, когда индивиду необходимо выдвинуть идею и воплотить ее в жизнь.

Мы отмечаем социальную сущность предприимчивости. Общественная природа человека не передается по наследству от родителей детям. Ни инициативность, ни самостоятельность, ни ответственность не являются врожденными. Только в обществе, в результате совместной деятельности формируются свойства личности, характеризующие предприимчивость. Таким образом, можно управлять процессом формирования данного качества, создав соответствующие условия. Однако некоторые исследователи полагают, что предприимчивость это врождённое, генетически заложенное качество не только человека, но и животных. В своей работе «Психология бизнеса» авторы Е. И. Емельянов и С. Е. Поварницына приводят результаты эксперимента с крысами для подтверждения этой гипотезы. Наблюдения за самыми разными группами крыс дали удивительные результаты: от 10 до 20% крыс в каждой популяции, в силу своего врожденного любопытства, осваивали помещение, не смотря на то, что все там приводило их в ужас.

Мы не думаем, что данный эксперимент можно считать бесспорным доказательством врождённости предприимчивости. Впрочем, и сами авторы на этом не настаивают. Различия между людьми обусловлены количеством предприимчивых действий, а также характером этих действий. Кроме того, выраженность качеств, составляющих предприимчивость, может изменяться на протяжении жизни у любого человека. Известно также, что в самом процессе, в деятельной сущности человека, заложена способность людей изменять себя через общественно полезную деятельность, которая является специфической формой накопления и передачи опыта.

Необходимо отметить, что проектирование процесса формирования какого-либо качества непременно предполагает не только чётко выявить и зафиксировать различные изменения, но и определить степень качества зафиксированных изменений в тот момент исследования, то есть выявить уровень развития исследуемого качества. В современных исследованиях уже затрагивалась проблема выявления уровней предприимчивости (М. Вудкок, М. Н. Умутбаев, Н. В. Чигиринская и др.).

Так, представляет интерес подход, предложенный американскими психологами М. Вудкоком и Д. Френсисом. Ими в качестве одного из ведущих критериев выделения уровней предприимчивости была предложена способность личности к творческому решению предпринимательских задач, а также навыки и умения решения проблем экономического характера. В соответствии с этим были предложены четыре уровня предприимчивости от низкого к высокому.

1. Рутинный. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

2. Селективный. Требуется доля инициативы и свободы действий, но в определённых границах. Результативность зависит от способности выбирать направление действий с максимальной вероятность., что оно окажется приемлемым.

3. Адаптационный. Встречаются дополнительные трудности, так как необходимо выработать творческое решение, которое может быть абсолютно новым. Успех зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное.

4. Инновационный. Здесь необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить на новый манер. Об уровнях сформированности предприимчивости как качества личности исследователь Н.В. Чигиринская судит по степени соответствия между двумя компонентами: мотивационным и содержательно-операционным, по степени сформированности её структуры. Для каждого из психологических параметров были выбраны свои критерии оценки уровня его развития. Они устанавливались на основе качественного и количественного анализа. При изучении особенностей развития содержательно-операционной сферы школьника в качестве единого критерия для определения уровня сформированности предприимчивости было выбрано свободное применение знаний для организации деятельности, где может проявляться предприимчивости.

Несколько иначе определил уровни предприимчивости М.Н. Умутбаев, который разработал три основных критерия: когнитивный, мотивационный и операционно-деятельностный, и по полноте их проявления судил о сформированности данного качества. Когнитивный критерий включал наличие у школьников знаний о различных типах предприятий и организаций, осознание зависимости своего успеха от развития общественно-экономических отношений. Мотивационный критерий предусматривал стремление школьников к участию в конкретных видах деятельности, соответствующих их интересам, возможностям и способностям, направленность на достижение результатов в деятельности, отношение к различным источникам, способствующим достижению поставленной цели. Операционно-деятельностный критерий предполагал активное участие школьников в поиске путей реализации своих интересов и способностей через реальное включение в различные виды деятельности, проявление инициативы, способность идти на обоснованный риск, предполагающий получение прибыли, проявление деловитости, расчётливости, ответственности, экономического мышления.

Особенностью изложенных выше и других материалов является то, что в них представлен процесс развития предприимчивости несколько в ином понимании, где не прослеживается формирование составляющих компонентов предприимчивости, выделенных нами. А также существенны различия в самом составе качеств, характеризующих предприимчивость. Всё это подтверждает невозможность использования данных материалов для выделения уровней предприимчивости в нашем исследовании. Планируя, результаты формирования предприимчивости, мы исходили из уровневого подхода, представленного в Государственном обязательном стандарте. В настоящее время в исследованиях используют трёхуровневую шкалу.

На основании анализа научной литературы и опытно-экспериментальной работы, мы выделили три уровня сформированности предприимчивости. Все три уровня взаимосвязаны, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав.

Для успешного формирования предприимчивости у старшеклассников необходимо знать критерии её сформированности - показатели, по которым можно судить о том, насколько в ученике сформированы основные компоненты предприимчивости. Известно, что критерий служит мерилом какого-либо явления и позволяет определить его уровень.

Под критериями мы понимаем признаки, на основании которых производится оценка и определение состояния сформированности предприимчивости. Вопрос в том, как и чем, измерить новое качество. Не балловая тестовая система, не школьная оценочная не подходят. Скорее, в этом случае, определение результата обучения заключено в конкретной жизненной реализации полученных новых качеств, то есть вне школьной системы.

На основании выделенных нами уровней сформированности предприимчивости, а так же анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, и других источников, граничащих с темой нашего исследования (положения Ю.К.Бабанского, В.А.Сластёнина и др.) и в соответствии с компонентами предприимчивости, мы в качестве критериев сформированности предприимчивости определили: ценностно-мотивационный, творческий, деятельностный.

Степень реализации каждого из критериев базируется на динамике проявляющихся показателей.

Ценностно-мотивационный является интегративным, опосредовано проявляющихся в остальных и выражается в изменении отношения к другим людям, к себе, к предпринимательской деятельности. Показателями выраженности критерия служит уровень сформированности ответственности, целеустремлённости, коммуникативности, решительности.

Творческий выражается в способности генерировать идеи, способности обнаружить возможности получения выгоды, не замеченной другими. Показатели - степень выраженности инициативности, находчивости, креативности.

Деятельностный выражается в фактическом участии в специально-организованной школьной предпринимательской деятельности. Показатели - проявление старшеклассниками самостоятельности, уровень развития организаторских качеств, способности к риску.

Таким образом, за основной критерий была принята степень сформированности основных компонентов предприимчивости.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что единого мнения на предприимчивость как качество личности не существует. Во многих исследованиях предприимчивость рассматривается как категория широкая и содержательная. Предприимчивость отражает особое общественное качество человека и вытекающую из него способность социальных субъектов к целенаправленному взаимодействию со средой. При этом данное качество базируется на потребностях и интересах личности, проявляется определенная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей действительности и самих субъектов. Предприимчивость как интегральное качество личности обладает своим составом и структурой.

Нами выделены компоненты предприимчивости и определена смысловая нагрузка свойств, присущих предприимчивой личности. Обоснованы и определены уровни и критерии сформированности предприимчивости.

 

АВТОР: Чарушина Е.И.