07.02.2012 6431

Сущность процесса формирования предприимчивости у старшеклассников

 

Для экспериментального выявления особенностей организации процесса формирования предприимчивости, нам необходимо определиться в понимании категории «процесс». В самом общем смысле под «процессом» понимают «закономерную, последовательную и непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития определённой системы, переход рассматриваемой системы из одной формы в другую». С этой точки зрения педагогический процесс есть «изменение, смена состояний педагогической системы, отличающихся друг от друга своими возможностями в решении педагогических задач» (В.И.Столяров).

В мировой практике существуют два ведущих направления по организации развития деловых качеств личности и предприимчивости, в частности. В рамках первого направления наиболее целесообразным считается развитие деловых качеств посредством практического опыта. Яркими выразителями этой идеи являются сторонники прагматизма, отождествляющие действительность с «опытом», трактуемым как «поток сознания». Исходя из основного принципа данного философского направления, согласно которому «истинно всё, что полезно», Д. Дьюи отстаивал ценность практической деятельности и личного опыта, рассматривая проблему формирования деловых качеств с позиций, основывающихся на решении тех задач и вопросов, которые возникают в ходе конкретной работы. Таким образом, обучение осуществляется посредством практической деятельности.

Современные неопрагматисты диалектику формирования деловых качеств личности видят в количественных накоплениях и постоянной реконструкции личного, индивидуального опыта, а главное - в «самореализации» личности.

В рамках второго направления процесс формирования деловых качеств осуществляется в условиях специально организованной деятельности (учебной, трудовой, предпринимательской). Наиболее адекватной для такого качества личности, как предприимчивость, является предпринимательская деятельность. Об этом свидетельствуют многие исследователи, как у нас в стране, так и за рубежом (А. И. Агеев, М. Вудкок, А. М. Омаров, Д. Френсис), которые отмечают, что предприимчивость является неотъемлемой характеристикой предпринимательской деятельности. Во многих исследованиях, посвященных процессу формирования предприимчивости, отмечается, что именно предпринимательство является центральным звеном в процессе формирования предприимчивости.

Характеристику процесса формирования предприимчивости мы находим у исследователей В. В. Быкова и А. С. Борисова, Н. И. Городецкой, Ю. А. Жадаева, М. А. Селивановой, и др.) Большинство авторов сходятся во мнении, что процесс формирования предприимчивости сложный, многоступенчатый.

Так, В. В. Быков и А. С. Борисов выделяют 9 этапов процесса формирования предпринимательских способностей, а предприимчивость таковой является - осознание и появление идеи - по мнению авторов, любая идея возникает в тот момент, когда носитель будущего проекта осознаёт возможность решение личных проблем через собственные возможные шаги. Формирование умения генерирования идеи авторы предлагают посредством анализа собственных проблем обучающего; формирование собственного замысла - на этом этапе идея переоформляется в замысел, когда шаги обретают конкретные деятельностные очертания, начинается замысливание наиболее успешных вариантов реализации появившейся идеи; оформление замысла в проект - носитель проекта определяется в предмете, форме, месте, ресурсах и условиях реализации собственной идеи. Наиболее важными на данном этапе являются маркетинговые исследования, так как только они (в теоретическом плане) дают возможность понять, реален ли данный проект; перевод проекта в конкретную программу реализации - выстраивание реализации проекта в поэтапную схему шагов по реализации проекта; составление организационного плана-дш выполнения проекта составляется жёсткий организационный план с конкретными шагами во времени и ответственными за их выполнение. Именно на этом этапе по замыслу авторов у учащихся могут проявиться первые предпринимательские действия; составление бизнес-плана - именно от полноты расчётов и проработанности расчётов, представленных в бизнес-плане зависит успешность предпринимательской деятельности; экспертиза - чтобы оценить бизнес-план, необходимо организовать его экспертизу. Экспертную оценку дают квалифицированные специалисты: юристы, менеджеры, предприниматели; реализация проекта - на этом этапе проект окончательно входит в стадию реализации. Задача педагога помочь старшеклассникам в организации контроля за деятельностью, оказании консультативных услуг; рефлексия результатов развития проекта - в процессе деятельности возможна корректировка реализации проекта. Проводится экспертиза успешности проведённых действий по проекту, выбираются наиболее верные и оптимальные варианты решений деятельностных задач и трудностей, возникающих при реализации.

Данный процесс формирования деловых качеств реализуется на бизнес-фестивалях, лагерных сборах, профильных сменах в оздоровительных лагерях. Продолжительность таких смен не более 21 дня. И поэтому возникают разные сложности. Например, осознание учащимися недостатка знаний для организации всех шагов процесса проектирования и недостаток времени и возможностей, чтобы эти знания восполнить. Тем более на практике, такие лагерные сборы не предусматривают организацию целенаправленного процесса экономического образования. Кроме того, не всегда удаётся осуществить 8-ой этап процесса, а именно непосредственно реализацию своего проекта, так как слишком узок круг потребителей в рамках загородного детского лагеря. Поэтому очень часто проекты получаются виртуальными или очень упрощенными, что не способствует формированию предприимчивости.

М.А. Селиванова в своей работе рассматривает воспитание предприимчивости как сложный динамичный процесс, в основе которого заложено формирование системы нравственных ценностей и ценностных ориентации экономической деятельности и основ предпринимательской культуры. Она рассматривает процесс формирования предприимчивости не только через организацию собственного дела, но и в сфере делового общения и управления людьми, так как «привитие этических норм и знакомство с историей и культурой предпринимательства, является одним из главных моментов воспитания предприимчивости». По мнению М. А. Селивановой, такой процесс будет успешным при следующих условиях:

- совершенствовании содержания экономического воспитания и образования;

- формировании системы нравственных ценностей, основываясь на гуманистических традициях общечеловеческой культуры;

- связи воспитания с реальной жизнью и практикой.

Исследователь Н. И. Городецкая считает, и мы с ней согласны, что включение учащихся в многообразные виды деятельности во внешкольном объединении является важным организационно-педагогическим фактором успешного формирования предпринимательских качеств, в том числе и предприимчивости, у старшеклассников, поскольку включает детей в интегральные отношения, обеспечивающие постоянную актуализацию социально-экономических знании и умении, развитие значимых для этой деятельности личностных качеств.

Необходимо отметить, что у многих авторов в недостаточной степени рассмотрены возможности образовательных учреждений в формировании предприимчивости. Ни коим образом не умаляя достоинств каждого из этих авторов, попытаемся в своей работе отразить свой подход к формированию предприимчивости.

Формирование предприимчивости происходит в процессе социализации учащегося вообще и в процессе экономической социализации в частности. Феномен экономической социализации учащихся до сих пор ни в России, ни за рубежом достаточно не изучен. Впервые он был введён в работах по неомарксисткому анализу социализации. Согласно определению Л.Чайльда, социализация это наука о процессе превращения индивидуума со всеми его врождёнными задатками и потенциальными возможностями в члена современного ему общества, происходящим под влиянием воздействий социальных условий и воспитания.

Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента системы, то есть в результате человек становится частью социальной общности. У этого процесса есть много аспектов. Нас интересует возможности освоением индивидом социального пространства, ограниченного хозяйственной деятельностью личности, формирование представлений об экономических процессах и явлениях и их воплощение в конкретных формах социально-экономической деятельности, а также формирования экономического поведения личности. Такой целенаправленный процесс возможен при осуществлении социального воспитания. Одной из институциональных форм социализации (а значит и социального воспитания) является общеобразовательная школа, которая по мнению А.В.Мудрика, «фактически сочетает в себе: образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса».

Процесс обучения в школе как образовательно-воспитательном учреждении объективно создаёт возможности для реализации учащимися своих интересов и активности как в познавательной, так и в предметно-практической деятельности. А вот мера реализации этих возможностей, зависит от того какие формы, методы, средства используют учителя в педагогическом процессе.

В школе, как организации, школьники приобретают институализированные жизненный опыт и знания, которые в большей своей части не вписываются во взаимодействие в процессе реальных жизненных ситуациях. Современное общество диктует свои правила, сегодня успешными могут быть те, кто обладает конкурентоспособностью и предприимчивостью.

Проблема состоит в том, что общество стремительно меняется, и зачастую школа не может быстро среагировать на эти изменения, и воспитывать те качества, которые необходимы личности в изменившейся экономической, политической и социальной обстановке. В России появился и продолжает формироваться новый слой общества - «предприниматели», действия которого направлены на преобразование общества. Вместе с ним формируется и новый тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в плановой экономике. Идеалы среднего класса должны быть признаны доминирующими. Школа должна воспитывать в учениках такие качества как умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре, готовность к риску, предприимчивость.

Понимая процесс формирования предприимчивости как составную часть процесса образования, обратимся к его характеристике. Такие учёные, как Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, А. В. Петровский вскрывают сущностную характеристику процесса образования и обращают внимание на то, что под воздействием образования (в образовательный процесс включается обучение и воспитание) формируются социально-ценностные качества личности, разрабатываются учебные программы. Современная педагогическая наука рассматривает образование как средство, обеспечивающие полноценное развитие личности. Основываясь на этом утверждении, мы полагаем, что процесс формирования предприимчивости будет проходить более полно, если найдёт своё отражение в общеобразовательном процессе. Однако данный аспект не удалось обнаружить в опыте работы массовой общеобразовательной школы. Это позволяет сделать вывод о том, что есть необходимость создания модели формирования предприимчивости именно в условиях общеобразовательного учреждения.

Перед школой стоит задача перехода к личностно-ориентированному образованию, учитывающему многообразные интересы, потребности, возможности личности. Складывается система обучения, предполагающая овладение, как базовым компонентом образования, так и расширенное и углублённое изучение предметов по выбору учащихся, а так же овладение теми навыками, которые помогут адаптироваться в новых экономических условиях. В настоящее время Министерством образования и науки проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (приказ Минобразования РФ №1788 от 20.04.2001 г). В соответствии с Концепцией модернизации содержания и структуры общего среднего образования в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. По мнению авторов Концепции, переход к профильному обучению преследует следующие цели:

- повысить качество общего образования, обеспечив глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием.

В педагогической науке сложились определённые традиции, создающие условия для развития профильного образования и подготовки учителя к управлению этим процессом. Б.С.Гершунским, В.С Ледневым, А.А.Реаном на повестку дня поставлены новые аспекты проблемы образования (цели, стратегии, содержание, технологии, факторы и др.).

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Сама идея профильного обучения изобретение не сегодняшнего дня. Уже с 1864 г. в России существовали семиклассные гимназии двух типов: классическая и реальная. Первая готовила учащихся для поступления в университет, вторая -в специализированные учебные заведения, ориентируя их на профессиональную деятельность. В ходе реформы образования 1915-1916 гг. 4-7-е классы гимназии разделили на три ветви: новогуманитарную, в которой было увеличено количество часов по иностранным языкам, истории и русскому языку; гуманитарно-классическую, где за счет значительно сокращенной математики фундаментально изучались древние языки, и реальную, состоящую из естественного и математического отделения с преобладанием предметов соответствующего цикла. На Всероссийском съезде работников просвещения в 1918 г. было разработано положение, согласно которому в старших классах средней школы выделялось три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В тридцатые годы Совет народных комиссаров СССР принял постановление, предусматривающее создание единого учебного плана и единых учебных программ для школы. Буквально нескольких лет оказалось достаточно, чтобы убедиться: это отнюдь не способствует преемственности между единой средней школы и глубоко специализированными высшими учебными заведениями.

Ученые-педагоги были вынуждены вновь обратиться к идее профильной дифференциации обучения в старших классах в 1957 году. Академия педагогических наук выступила инициатором проведения эксперимента, в ходе которого предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. Все основные предметы средней школы присутствовали в каждом направлении, однако характер программ и число часов на дисциплину устанавливались с учетом интересов школьников. Дальнейшие эксперименты способствовали созданию системы факультативов, а также классов и школ углубленным изучением предметов, существующих и по сей день. По своей сути знакомые всем специализированные математические, спортивные, гуманитарные и другие классы являются в известной степени профильными.

На современном этапе профильная школа вновь переживает период становления. Но все, кто анализирует саму концепцию профильной школы или опыт функционирования профильных школ, в основном уделяют внимание проблемам содержания образования в таких школах: базовый и профильный компонент, система элективных курсов, связь с ВУЗами.

Несомненно, профильное образование должно обеспечить учащимся получение качественного общего образования, профессиональную ориентацию и подготовку к получению высшего профессионального образования. Но на наш взгляд никто не оценивает воспитательный потенциал профильного обучения. Конечно получение качественного образования и подготовка к поступлению в ВУЗ важная, но не главная цель профильного обучения. Главная цель профилизации - развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Профильное обучение должно в максимальной степени способствовать выявлению и развитию способностей ученика. Более глубокое изучение группы дисциплин, а так же воспитательная работа по данному профилю может привести учащегося (с помощью педагога) к мысли, что его первоначальный выбор специальности ошибочен, что эта деятельность не отвечает складу его ума и характера. И, наоборот, в случае убежденности ученика в правильности его выбора профильная школа должна способствовать развитию его способностей и качеств личности.

Начиная с 1990 г. в стране произошли экономические реформы, государству стали необходимы с одной стороны высококвалифицированные кадры, реформаторы экономического, хозяйствования, с другой стороны, государство стало заинтересовано, чтобы как можно больше людей стали экономически самостоятельными, независимы, открывали своё дело.

Реформы коснулись не только общества, но и образовательных структур. Экономические знания стали востребованы в полном объёме. Неудивительно, что в системе профильного обучения стержневым становится социально-экономический профиль. Данный профиль выполняет следующие функции: обучающую - углубление и расширение социально-экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышении эффективности всех видов деятельности; воспитательную - сочетание взаимосвязи экономического, трудового, правового и нравственного воспитания, формирование предприимчивости, расчётливости, деловитости, и других качеств личности, способствующих социализации старшеклассников; деятельностную - использование социально-экономических знаний и умений в реальной практической деятельности для повышения её результативности; социально-защитную - способствующую конкурентоспособности личности; функцию профессионального самоопределения личности - направленную на раскрытие возможности получения начальной профессиональной подготовки, позволяющей после окончания учебного учреждения работать в организациях экономического профиля либо участвовать в предпринимательской деятельности.

В соответствии с этими функциями социально-экономический профиль лицея №41 г. Костромы состоит из трех элементов: обучение (базовый компонент, профильные дисциплины, элективные курсы), воспитание (воспитание экономической культуры, формирование новых качеств личности, профессиональное самоопределение) и социальное взаимодействие (сотрудничество и реализация совместных проектов с КТУ, Костромским бизнес-клубом, Торгово-промышленной палатой Костромской области). Подробно структура социально-экономического профиля лицея №41 г. Костромы представлена на схеме.

Как видно из схемы, профиль можно наполнить учебно-воспитательным процессом, чтобы в нем сформировалась личность с заданными качествами. Мы выделили и обосновали особенности формирования предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения:

- учебно-воспитательный процесс имеет профессиональную направленность;

- ориентированность старшеклассников на углубленное изучение социально-экономических дисциплин;

- интеграция трех элементов профиля (обучения, воспитания, социального взаимодействия);

- наличие возможностей образовательного процесса для пробы, сил, самопроявления, самоприятия (многовариантная деятельность, в которую включены старшеклассники);

- последовательная реализация принципа индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании.

Процесс формирования предприимчивости мы рассматриваем как некую педагогическую систему, к которой может быть применён системно-деятельностный подход. Опора на понятие «педагогическая система», исходное условие применения системного подхода в педагогическом исследовании. К определению сущности педагогических систем в своих работах обращались В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. П. Симонов, Л. Ф Спирин и другие. Нам более близок системно-деятельностный подход к определению педагогической системы, основанный и внедрённый в практику профессором В.П.Симоновым. По мнению учёного, образовательный процесс в школе можно рассматривать как искусственную, открытую, централизованную, целостную систему, состоящую из двух основных компонентов (субъект и объект деятельности) и системообразующих факторов. Все основные компоненты и системообразующие факторы взаимосвязаны и разрыв любой линии связи между компонентами системы ведет к ее гибели (система становится дефектной).

На основании вышеизложенных утверждений, мы рассматриваем процесс формирования предприимчивости как педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательно-организационного и аналитико-результативного. Раскроем содержание каждого компонента.

Первый компонент включает в себя определение цели и конкретных задач процесса формирования предприимчивости. Под целью процесса мы понимаем формирование предприимчивости. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 1) формирование мотивов и ценностей необходимых для формирования предприимчивости, 2) освоение определённой системы знаний, привитие экономической грамотности, 3)выработка способов деятельности, направленных на формирование предприимчивости.

Разрабатывая содержательно-организационный компонент, мы следуем за А.В. Мудриком, который понимает социальное воспитание как взаимодействие трёх сфер: образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи. Поэтому мы выделяем в содержании нашего процесса формирования предприимчивости три элемента: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный.

Ценностно-мотивационный включает в себя социально-экономические ориентации, убеждения, установки на новое экономическое мышление. Развитое экономическое мышление у старшеклассников предполагает наличие у них видеть перспективу своей будущей деятельности, культуры социальных и нравственных взаимоотношений предприимчивости.

Когнитивный предполагает сформированную у старшеклассников экономическую компетентность, знания экономического устройства общества, основ бизнеса, видов собственности, денежных систем, знакомство с основами маркетинга и менеджмента.

Деятелъностный включает умение оперировать полученными знаниями, использовать различные подходы для анализа экономических процессов, общественно-экономических явлений и проблем, а также организацию практической экономической деятельности и, прежде всего школьного предпринимательства и бизнес планирования.

В основе организации работы со старшеклассниками нами положена ведущая идея выработки алгоритма деятельности, способствующая формированию предприимчивости у старшеклассников.

Идея - это форма отражения внешнего мира, включающая в себя осознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Надо научить школьников ставить цели, причём цели, направленные на созидание. Ценность генерируемой идеи, степень предприимчивости автора в первую очередь определяют вероятность успеха предпринимаемого дела. Генерирование идеи означает: а) фиксацию конкретного предмета на уровне сознания, б) возникновение интуитивного ощущения, что генератору идеи удастся реализовать весь комплекс необходимых для этого действий.

Умение предвидеть последствия своей деятельности, рассматривается, как умение оценить альтернативы и выбрать оптимальное решение. В процессе предпринимательской деятельности человек имеет дело как с информацией об управляемых переменных (банковская ставка процента, способ платежа), когда точно можно знать результат выбранного им варианта решения проблемы, так и с информацией о неуправляемых переменных, которые не дают возможности оценить вероятность потенциальных результатов (например, при составлении бизнес-плана).

Существует необходимость в проведении двух экспертных оценок, в начале - содержания самой идеи, а затем правильности её практического воплощения. На этом этапе оценка носит самый общий характер: возможно реализовать идею или нет.

Деятельность по внедрению идеи в жизнь. Если оттолкнуться от самого термина «предприимчивость», разделив его на составные части, то приставка «пред» означает опережение, а корень «прим» - практическое дело. Этим термином обозначается способность человека делать практические дела раньше других. Деятельность может быть связана с налаживанием партнёрских связей, формулированием предпринимательской идеи, решением творческих задач внутри бизнеса, переговорным процессом, выстраиванием технологической цепочки производства и т.д. Исполнение предпринимательской идеи может базироваться на непосредственном исполнительском труде самого предпринимателя или труде наёмной рабочей силы. О результатах деятельности будет говорить такой факт, как достижение успеха, признание, материальная выгода, полученная от реализации идеи.

Анализ своей деятельности, корректировка деятельности. На этом этапе подводится промежуточный итог о соответствии полученных первых результатов с замыслами, попытка совместить требования, соответствующие характеру и качеству идеи, с возможностями предпринимателя.

Развитие идеи. В рыночных отношениях, даже достигнутый успех сегодня, не говорит о том, что он повторится и завтра. Над развитием идеи надо работать уже тогда, когда не закончился первый цикл внедрения идеи в жизнь. Если работа над идеей далее невозможна, необходимо перейти к осмыслению другой идеи.

Данная организация процесса формирования предприимчивости позволяет скоординировать процессы воспитания подрастающего поколения в качестве полноценных членов новой экономической формации, сформировать достаточно высокий уровень экономической культуры, развить у школьников предприимчивость и знания основ предпринимательской деятельности.

Аналитико-результативный компонент процесса формирования предприимчивости основан на достижении намеченной цели в начале пути и включает в себя контроль, анализ и оценку деятельности старшеклассников. Школьники оценивают совместную деятельность, была ли она открытой и наглядной во всех своих проявлениях, этичны ли способы деятельности, взаимоотношения при достижении результатов. Оценивается фактор времени: насколько динамичной была деятельность, удачен ли ее старт, присутствует ли в деятельности неопределенности, риски, множественность решений. Осмысливается умение старшеклассников соотносить индивидуальные цели, коррелировать их с общими целями команды, проявлять состязательность, самостоятельность, мобилизовать свой потенциал. Дается оценка тому, была ли деятельность воспроизводимой, можно ли использовать имитационную наработку опыта в реальных проблемных обстоятельствах, научились ли старшеклассники прогнозировать результаты своих действий. На протяжении всего процесса происходит наблюдение за старшеклассниками, диагностика уровней сформированности предприимчивости, обсуждение результатов деятельности.

Анализ результативности процесса формирования предприимчивости проводится на основании разработанных нами критериев. Здесь мы использовали такие методы как анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Констатирующая диагностика проводится в начале процесса формирования предприимчивости с целью определения исходного уровня сформированности предприимчивости. Текущая диагностика проводится уж с целью отслеживания продвижения учащихся в процессе формирования предприимчивости. Итоговая диагностика (11 класс) показывает, как результат деятельности педагогов по формированию предприимчивости, так и уровень сформированности предприимчивости у старшеклассников.

Исходя из понимания педагогического процесса, как явления обладающего поэтапным характером, необходимо определить количество этапов процесса формирования предприимчивости. Учитывая, то обстоятельство, что предприимчивость определена нами, как интегральное качество личности, обладающие своим составом и структурой, а логика развёртывания педагогического процесса должна соответствовать логике развития формируемого качества, мы выделяем три основных этапа, при реализации которых будет достигнута цель - формирование предприимчивости у старшеклассников как качества личности. Количество этапов определено согласно количеству выявленных нами уровней развития предприимчивости у старшеклассников и в соответствии с возможностями социально-экономического профиля.

Первый этап - формирование положительного отношения к предпринимательской деятельности: включение учащихся в различные формы внеурочной деятельности, вызывающие интерес к предпринимательской деятельности. На этом этапе происходит осознание роли предпринимательства в экономической системе общества, образуются эмоциональные и рациональные отношения к экономической системе.

Второй этап - стремление к участию в предпринимательской деятельности: систематизированное усвоение информации о разнообразии и самой возможности участия в предпринимательской деятельности, осознание необходимости специальных знаний для осуществления предпринимательской деятельности, формирование менталитета делового человека.

Третий этап - участие в предпринимательской деятельности. Этот этап направлен на актуализацию потребности учащихся в инициативной, активной общественно-экономической деятельности. Формируются навыки генерирования прибыльной идеи, умения самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, принимать решения сопряжённые с риском.

Разработанный нами процесс формирования предприимчивости целесообразно начинать в старшем школьном возрасте, причиной тому служат психолого-педагогические характеристики данного возраста (Л. И. Божович, И. С. Кон, Б. Г. Эльконин). Остановимся на возрастных особенностях данного периода развития личности. В работах большинства отечественных психологов и педагогов интересующий нас возрастной период (15-17 лет) определяется как «ранний юношеский», «юношеский». По характеристике И.С.Кона, юность «обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельности и ответственности - к взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического созревания, а с другой, - достижение социальной зрелости». По периодизации психического развития ребёнка, разработанной Б.Г.Элькониным, старший школьный возраст относится к эпохе подростничества. Л.И.Божович определяет его как вторую фазу подросткового возраста.

Несмотря на неоднозначность трактовок, всеми исследователями отмечается, что в этом возрасте происходят дальнейшие значительные изменения в становлении личности учащихся, связанные с ведущей для данного возраста учебно-профессиональной деятельностью, новым статусом старших, который они занимают по сравнению с подростками в школьном коллективе. Всё это образует психологическую базу для самоопределения школьников, по определению психологов, центрального новообразования раннего юношеского возраста. Главным признаком этого явления выступает потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, члена общества, определить своё место в окружающем мире, понять себя, свои возможности, своё назначение.

Принципиальное отличие внутренней позиции старшего школьника от внутренней позиции подростка заключается, прежде всего, в том, что школьники старших классов это люди, обращенные в будущее, и всё настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность и все их интересы. Учащиеся этого возраста хотят «приносить пользу», «быть полезным членом общества».

Для данного возраста характерен рост интеллектуальных возможностей, когда мыслительная деятельность переходит на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, проявляется тенденция к причинному объяснению явлений, приобретается умение делать аргументированные и доказательные выводы.

В развитии самосознания-самой последней и важной, верхней из перестроек личности также происходят существенные изменения. Развитие самосознания становятся центральным психическим процессом данного возрастного периода. Для развития эмоциональной стороны самосознания характерно перестраивание частных самохарактеристик отдельных качеств личности и интегрированное, целостное отношение к себе. В связи с этим намечается тенденция к стабилизации общей самооценки личности. Подобное приобретение самосознанием старшеклассника качественно новых характеристик связано с потребностью осознать себя, как личность, уже в плане конкретных жизненных целей. Для этого периода характерно развитие временной перспективы личности, её ориентации на более отдалённые цели.

В то же время, в этом возрасте структура личности ещё находится в становлении, она достаточна «подвижна», открыта для внешних воздействий. К этим выводам приводит изучение трудов отечественных психологов. Б.Г.Ананьев обосновал двухфазовый характер развития психологических функций организма. Первая фаза характеризуется общим, фронтальным прогрессом функций в ходе созревания и ранних эволюционных изменений зрелости (в юности, молодости и начале среднего возраста). В этой зоне-пик той или иной функции в самом её общем, ещё не специализированном состоянии. Вторая фаза эволюции-специализация функций применительно к определённым объектам. Пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости.

Таким образом, к возрасту ранней взрослости (18-21 годы) первый пик психофизиологической зрелости сменяется новым периодом развития качеств: начинается их стабилизация и последующая инволюция.

Следовательно, формирование предприимчивости, на основе которой в дальнейшем будут формироваться специализированные качества, целесообразно начинать на первой фазе развития - в период ранней юности. Исходя из анализа специфики особенностей данного возраста, мы пришли к выводу, что именно период ранней юности наиболее благоприятен для организации работы по целенаправленному формированию предприимчивости как качества личности у старшеклассников.

Таким образом, теоретический анализ позволил нам представить процесс формирования предприимчивости как педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательно-организационного и аналитико-результативного. Данный процесс имеет поэтапный характер: от формирования положительного отношения к предпринимательской деятельности до участия в специально-организованном школьном предпринимательстве. Все рассматриваемые компоненты и этапы формирования предприимчивости представляют собой целостное образование и наиболее эффективно реализуются в условиях социально-экономического профиля обучения.

 

АВТОР: Чарушина Е.И.