07.02.2012 3070

Политическое сознание в условиях современной правоохранительной деятельности

 

Становление и развитие основных институтов демократии - процесс двойственной природы. С одной стороны, формирование и функционирование демократического общества представляет собой объективный процесс, который складывается и развивается благодаря сформировавшимся вне воли людей предпосылкам и по законам, инвариант которых социум не в состоянии изменить. С другой стороны, формирование и функционирование системы демократических институтов не может быть осмысленно вне активности человека и социальных групп, так как указанные субъекты, обладая потребностями и трансформируя их в социально-политические интересы, реализуют последние посредством институциональных отношений согласования и подчинения, одной из форм которых и выступает демократия. История важнейших социально-политических институтов в рамках военной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической демократии убедительно показывает, что варианты их развития - бифуркации - в существенной мере определяются, кроме объективных, также и субъективными личностными и групповыми факторами, усиливающимися синергетическим характером социального взаимодействия. Следовательно, формирование демократических институтов современного общества - процесс, в котором значительное место занимают различные социальные группы путем осознания и реализации своих интересов в процессе политического взаимодействия, тем самым выступая в качестве субъектов политики.

Несмотря на априорность положения современной политической науки о том, что социальные общности выступают в качестве важнейших субъектов политического процесса, их значимость в данном процессе, безусловно, различна.

Это обусловлено разноплановостью социальных общностей, которые занимают порой не просто различное, но и несопоставимое положение в системе современного разделения общественного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также в осознании значимости своего общественно-политического потенциала. Традиционными объектами социально-политического анализа становились те социальные общности, которые отличались чертами бесспорной социальной масштабности как по количественным, так и по качественным показателям. Среди них существенное место традиционно занимают социально-профессиональные общности, активно позиционирующиеся в политическом процессе. Вместе с тем, в исторических, социологических и социально-политических исследованиях роль целого ряда социально-профессиональных общностей в политическом процессе остается раскрытой не в полной мере. Это в большей степени относится именно к тем социально-профессиональным общностям, которые в силу своего особого социального положения были ограничены в социально-политическом позиционировании. Однако это особое положение не выключало такие социально-профессиональные общности из социально-политического взаимодействия, в ходе которого формировались те или иные институты реализации общественных или индивидуальных потребностей, а определяло особый характер их участия в политической жизни.

Наиболее ярко особенность участия в политической жизни проявляется у социально-профессиональной общности военных, система военно-политических феноменов в настоящее время изучена с многих наиболее важных сторон, однако на периферии социально-политических исследований была и по-прежнему остается социально-профессиональная общность сотрудников органов внутренних дел. Анализ отечественных источников и литературы, посвященных деятельности полиции и милиции России, показал, что и социально-профессиональная группа полицейских, и социально-профессиональная группа сотрудников органов внутренних дел не рассматривались и не рассматриваются в науке в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений, выступая, как правило, в качестве передаточного звена управленческого воздействия от государства к населению. Таким образом, отказывая данным социально-профессиональным общностям в социальной самостоятельности, наука тем более не ставила вопроса об особенностях их социально-политического потенциала. Такое положение дел было вызвано рядом факторов. Во-первых, на протяжении всей истории формирования и развития полицейских учреждений в России общеуголовная полиция была организационно отделена от политической полиции, такая же ситуация сохранилась в советское и в постсоветское время. Персонал общеуголовной полиции и личный состав органов внутренних дел РСФСР и СССР, в отличие от политической полиции, ВЧК, органов ГПУ и ОГПУ, структур Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, МГБ и КГБ СССР, функционально находился вне сферы политических отношений. Это, однако, не исключало наличия элементов социально-профессиональной консолидации персонала, в том числе - его социально-политического позиционирования. Во-вторых, социально-профессиональная, тем более - социально-политическая консолидация персонала правоохранительных органов в условиях функционирования феодального и социалистического государства рассматривались как фактор неустойчивости политического строя. Устойчивость этой опоры власти обеспечивалась не социальным, а функциональном единством: даже в условиях феодализма полиция в России являлась внесословной структурой (за исключением института Нижнего земского суда). Внесословность полиции России и, соответственно, внеклассовость советской милиции (в первые годы Советской Власти, в условиях ограничения политических прав бывших царских чиновников практиковалось включение в её штат бывших работников сыскной полиции) также автоматически не гарантировали только функциональное единство личного состава. Таким образом, научный анализ особенностей социально-правового и социально-политического потенциала общности полицейских, а тем более - сотрудников органов внутренних дел, рассмотрение их как социально-профессиональной общности, обладающей корпоративными интересами, был невозможен по идеологическим соображениям, следствием чего стало игнорирование этой тематики в социологических, социально-политических и социально-психологических исследованиях советского периода.

Постсоветская ситуация общественного развития на протяжении ряда лет объективно не давала возможности для глубокого анализа места и роли персонала правоохранительных органов в социально-политических процессах. Это было связано не только с масштабными сдвигами на макроуровне социального взаимодействия, но и с тем, что, во-первых, на протяжении ряда лет структуры органов внутренних дел являлись одним из немногих относительно эффективных гарантов безопасности общества, в целом ряде случаев принимая на себя функции армейских подразделений, спецслужб, МЧС, санитарных служб. Персонал органов внутренних дел, в условиях серьезнейших противоречий законодательства и правоприменительной практики, противостоял процессу резкого роста преступных посягательств. Во-вторых, личный состав органов внутренних дел с конца 80-х до конца 90-х гг. изменялся не только количественно, но и качественно: поколение ветеранов органов внутренних дел постепенно заменялось молодыми сотрудниками, обладающими совершенно иной системой ценностных ориентации, объективно сформированной развитием рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. Это, особенно в первой половине 90-х гг., создавало ряд существенных противоречий, порождало конфликт ценностей, жизненных позиций сотрудников.

Решение ряда важнейших экономических и социальных проблем в современном российском обществе, которое произошло в течение нескольких последних лет, не снизило актуальности социально-политической проблематики дальнейшего развития правового государства и гражданского общества, представив её новыми острыми гранями. В этих условиях, с нашей точки зрения, все большее значение приобретает проблема участия социальных общностей в реализации идеалов современной демократии, в том числе тех, роль которых ранее по разным причинам в политическом процессе не учитывалась. Данная проблема крайне обостряется тем обстоятельством, что в России корпоративистские тенденции развиваются практически беспрепятственно, а социально-политическая система в настоящее время не в состоянии сопоставить корпоративные и общенациональные интересы. Следствием этого является коррупция, имеющая системные черты. Как отмечает Ю.А. Красин, коррупция создала тепличную среду для государственно-бюрократического, криминально окрашенного корпоративизма, олицетворяющего не публичные общественные потребности, а корыстные устремления политических кланов и чиновников, связанных с мафиозными группами. Представляется, что именно отсутствие теоретических и эмпирических разработок проблем корпоративизма, в том числе - его социально-политической составляющей в системе органов внутренних дел во многом предопределило такую ситуацию, когда государство вынуждено констатировать наличие организованной преступности в структурах органов внутренних дел, именуя её как проблему «оборотней в погонах». Таким образом, исследование участия личного состава органов внутренних дел в формировании демократических институтов современного общества будет способствовать восполнению недостающих знаний о роли и месте этой социально-профессиональной общности в системе современных социально-политических отношений.

Анализ развития основных институтов демократии, закрепленных» в Конституции Российской Федерации, а также степени их социальной эффективности, представленный в социально-политических исследованиях последних лет, показывает, что трудности этого процесса в значительной степени породили определенные социальные условия для регенерации авторитарных тенденций. Имеет место существенное противоречие между тем, что представляют из себя реальные демократические институты и тем, как представления о демократии оформлены в общественном сознании. Реальная российская демократия не соответствует идеалу из-за социального неравенства, недостаточной теплоты человеческих отношений, их чрезмерного прагматизма, преступности и коррупции. Политическая система современного российского общества, с одной стороны, демократична, так как ей присущи ключевые признаки демократического строя: всеобщие выборы, разделение властей, двухпалатный парламент, многопартийность, свобода прессы, гласность, комплекс гражданских прав, местное самоуправление. Некоторые важнейшие демократические нормы, прежде всего свобода слова и выборность властных органов, уже стали для активного большинства граждан неотъемлемой характеристикой политической жизни. Это свидетельствует о том, что российское общество встало на путь, который, в конечном счете, может привести к превращению демократии в образ жизни. С другой стороны, как отмечают исследователи, указанные атрибуты демократии во многом декоративны, придавлены и обесточены, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепила общественный порядок, тяготеющий к самовластию. Переходное постсоветское общество в целом еще не пришло к согласию относительно смысла своего существования и, соответственно, целей трансформации. В сознании элит и широких масс сохраняется раскол между приверженностью традиционной державной идеологии, в центре которой стоят приоритеты власти, и либерально-демократическими ценностями, в основу которых положены политические и социально-экономические права личности. В этих условиях, по данным ВЦИОМ, уровень поддержки политического режима, оцениваемый по показателю степени доверия граждан институтам государственной власти и управления, свидетельствует о том, что сегодня только Президент и Государственный совет пользуются достаточной поддержкой российского общества. Правительству оказывается ситуативная поддержка, стабильно низким рейтингом обладает нижняя палата федерального парламента 3-го созыва, стала снижаться поддержка Совета Федерации. Кроме того, социологические исследования РОМИР, проведенные в 1995-1999гг. показали, что современная политическая система оценивается россиянами крайне низко - в 1-2 балла по 10-балльной шкале, поскольку не обеспечивает удовлетворения основных жизненно важных потребностей и не поддерживает порядка в стране. В этих условиях все более очевидным становится тот факт, что низкий уровень поддержки действующего политического режима населением связан не только с необоснованным и непоследовательным характером государственного управления в различных областях производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, в результате чего место государственных структур начинают занимать криминальные структуры, все более берущие под свой контроль экономику и политическую жизнь. Он также вызван тем обстоятельством, что государство в лице его структур во многих случаях сознательно отказывается выполнять свою исторически сложившуюся миссию быть регулирующей и направляющей силой общества. Ряд современных исследователей обоснованно полагает, что без направляющей и регулирующей роли государства российское общество становится неустойчивым, слабо консолидированным и попадает под влияние деструктивных сил, еще более ослабляющих и само общество и государство. В настоящее время население России предоставило государству возможность изменить существующее положение дел, оказав беспрецедентный вотум доверия партии «Единая Россия», которая обладает не только безоговорочным парламентским большинством, но и руководит всеми комитетами Государственной Думы Российской Федерации. Таким образом, созданы наиболее благоприятные условия для единства исполнительной и законодательной власти, которое позволят выполнить социальный заказ российского общества его управляющим структурам. По мнению исследователей, он включает в себя, среди прочего, возвращение государства не только в социальную, но и в идеологическую сферу при сохранении идеологического плюрализма в самом обществе. Действительно, большинство исследователей отмечают деидеологизацию политической жизни современного российского общества, в котором борьба идеологий все более уступает место борьбе за голоса избирателей. При этом важно, что не только противоборствующие политические партии идеологически все более нивелируются, но и то, что государство за более чем десять лет преобразований не сформировало системы идей, отражающих национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике. Представляется, что уход государства из сферы идеологии, обусловленный именно первой фазой демократических преобразований в России, в настоящее время оказывает существенное негативное воздействие на развитие самих демократических институтов, функционирование которых, как показывает практика, нуждается не только в экономических, социально-политических, но и в идеологических ресурсах. Успешность курса общественных преобразований в России, ориентированных на приближение к идеалам правового государства и гражданского общества, во многом будет зависеть от того, какой будет современная государственная демократическая идеология и каким образом она будет реализоваться на практике. Таким образом, учет объективной необходимости формирования эффективной государственной демократической идеологии, а также того, что личный состав органов внутренних дел по своему функциональному предназначению является не просто государственным исполнительным персоналом, с помощью которого реализуется система государственной идеологии, но и социально-профессиональной группой, обладающей совокупностью особых корпоративных интересов, через призму которых будет преломляться реализация этой новой идеологии, дает основание предполагать, что актуальность научного обоснования роли и места личного состава органов внутренних дел как субъекта формирования демократических институтов будет осознана в самое ближайшее время.

Движение к более совершенным формам реализации идеалов гражданского общества и правового государства в настоящее время инициирует институционализацию правоохранительных органов в новом качестве с более ёмким социальным статусом, обязывающим осуществлять не только уголовно-правовое и административно-правовое регулирование, но и широкое социальное обслуживание. Идея социального обслуживания как функции персонала органов внутренних дел при этом не является нововведением последних лет: она заложена в ст.2 Закона Российской Федерации «О милиции», которая определяет одну из её задач как оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Концепция перехода органов внутренних дел к социальному обслуживанию требует увеличения масштабов и интенсивности взаимодействия органов правопорядка с социальными группами, слоями, обществом в целом и его важнейшими социальными институтами. МВД официально признает переориентацию своих задач на выполнение функций социальной профилактики, а также тот факт, что за два последних года была создана стартовая площадка для превращения системы органов внутренних дел в организацию, ориентированную на социальный заказ, на построение в России цивилизованного гражданского общества. Сейчас МВД получило необходимые структурно-функциональные возможности для собственной трансформации в одно из главных ведомств по выработке и реализации внутренней политики страны. Характеризуя степень участия правоохранительных органов в процессе формирования в России основ правовой государственности на момент перехода к реализации концепции социальной профилактики, В.М. Сальников отмечает, что, в условиях радикальной трансформации общества, повлекшей изменение сложившихся массовых представлений и жизненных установок, должен измениться сам стиль служебной деятельности сотрудников милиции, прежде всего с точки зрения его нацеленности на правовые ориентиры. Во-вторых, нуждаются в переосмыслении теоретико-правовые основы организации и функционирования МВД, в том числе - применительно к деятельности милицейских подразделений. В-третьих, возрастает потребность использования в профессиональной деятельности, наряду с юридическими нормативами позитивного характера, так называемых надпозитивных норм (правовой культуры, нравственной убежденности в справедливости предъявляемых требований, соответствующего морального облика). Однако это направление реформирования системы МВД России продолжает находиться в настоящее время на начальном этапе своего развития. Ю.П. Пузанов указывает, что основные причины такого положения - это проблемы кадрового обеспечения, недостаточный уровень квалификации сотрудников, очевидная неготовность значительной части из них к эффективной работе в новых условиях. Анализ профессиональной деятельности персонала органов внутренних дел в современной России показывает, что его переориентация на социальное обслуживание, в том числе в сфере формирования институтов правового государства и гражданского общества - сложная, комплексная и многоуровневая задача социального управления, которая не может быть осознана и осуществлена иными способами, кроме научных. Для её решения уже задействованы крупные силы ученых, которые специализируются в разных направлениях анализа и выработки грамотных управленческих шагов. Но действительность показывает, что задача оптимизации социального управления выполнима тогда, когда учтены все параметры как управляющих, так и управляемых структур, в том числе и те, которые связаны с особенностями внутригруппового и межгруппового взаимодействия. В социальном процессе общности вступают в качестве управляемых и управляющих структур, внося в него такое содержание, которое становится значимым, а иногда - решающим фактором социальных преобразований. Отсюда возникает необходимость обращения к детальному анализу профессионально-группового фактора в процессе социального управления, в том числе в процессе реализации сотрудниками органов внутренних дел возложенных на них задач.

В силу ряда социокультурных обстоятельств личный состав органов внутренних дел Российской Федерации - один из самых больших в мире: с 1992 г. на службу в органы внутренних дел было принято свыше 1,3 млн. человек. Наиболее существенно в прошедшие годы пополнились кадры участковых инспекторов (принято более 40 тыс. человек), следственных аппаратов (почти 32 тыс. человек) и уголовного розыска (31 тыс. человек). В настоящий момент общая численность персонала органов внутренних дел составляет более 1,6 млн. человек.. Следовательно, сейчас более чем полтора миллиона граждан включены в систему обеспечения законности и правопорядка, которая подразумевает, в первую очередь, реализацию действия положений Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, в которых получили закрепление важнейшие демократические институты. Однако, значительное число сотрудников органов внутренних дел - как аттестованного так и неаттестованного состава - автоматически, в процессе выполнения свих служебных обязанностей, не в состоянии обеспечить в полном объеме функционирование указанных институтов, так как проблема эффективности функционирования институтов демократии в современном российском обществе является одной из самых сложных в контексте социального управления, в которой выделятся целый ряд общекультурных, экономических, политических, социальных и социально-психологических составляющих. Вместе с тем, очевидно, что успех демократических преобразований требует учета такого фактора, как способность социально-профессиональной группы сотрудников органов внутренних дел поддерживать функционирование демократических институтов современного российского общества. Ряд объективных показателей говорит о том, что в этой области имеют место существенные противоречия. Значительная часть кадровых ресурсов МВД России, будучи квалифицированной по критериям прежней системы государственного управления, оказывается недостаточно эффективной в условиях, когда речь идет о поддержании и эффективном функционировании институтов собственности, гражданства, прав и свобод человека, общественных объединений и т.д. Поэтому необходимость качественных изменений в деятельности кадров органов внутренних дел обусловлена потребностью модернизации всей системы государственной службы в контексте избранного россиянами демократического пути общественного развития. Однако в настоящее время неустойчивость приоритетов системы отбора, образования, воспитания а также служебной подготовки личного состава органов внутренних дел оказывает существенное негативное влияние на способность выполнять поставленные служебные задачи, связанные с поддержанием функционирования демократических институтов. Оно, кроме того, усиливается нерешенностью вопросов социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, несовершенством законодательной базы, отсутствием последовательной уголовно-правовой политики, а также неудовлетворительным уровнем материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

Эти крайне напряженные социально-психологические условия профессиональной деятельности работников органов внутренних дел обостряются и переживаемыми страной социально-экономическими трудностями. Задержки выдачи денежного содержания личному составу органов внутренних дел, трудности в решении многих социально-бытовых проблем, более высокая заработная плата в других правоохранительных органах (суде, налоговой полиции и таможне), рост агрессивных проявлений в отношении сотрудников органов внутренних дел и многие другие факторы оказали серьезное влияние на престижность службы, морально-психологическое состояние работников органов милиции.

Несмотря на принимаемые меры, в органах внутренних дел остается высокой (около 8%) текучесть кадров. Наиболее значительна она в службе участковых инспекторов - 9,6% и в следственных подразделениях - 7,6%. Значительный отток квалифицированных сотрудников привел к тому, что сейчас около 50% личного состава органов внутренних дел моложе 30 лет, а 58% служат в системе МВД менее пяти пет. В первой половине 90-х гг. сложилось беспрецедентное по своему критическому состоянию положение, когда возможности решать оперативно-служебные задачи имеющимися людскими ресурсами, по существу, исчерпали себя. Объем нагрузок на сотрудников основных служб в два-три раза превысил допустимые нормативы, сводя зачастую на нет усилия по наведению порядка и обеспечению безопасности граждан. Естественно, что в таких условиях доля уволенных сотрудников, прослуживших в органах внутренних дел до года, составляла 12%. Сохраняющаяся и в настоящее время высокая текучесть кадров во многом предопределяется также тем, что не в полной мере соответствует современным требованиям нравственно-психологический уровень сотрудников ведущих служб различных подразделений милиции. Отсутствие реального конкурса приводит к тому, что значительное число лиц, принимаемых на службу, не отвечает предъявляемым требованиями и оказываются склонными к нарушениям законности, дисциплины, уставного порядка. В последние годы по отрицательным мотивам оставили службу в среднем до 15%о общего числа уволенных. По данным специальных социологических исследований половине респондентов приходилось наблюдать действия сотрудников органов внутренних дел, при которых допускались нарушения прав граждан. По мнению 20%, это выражалось в проявлении жестокости, 20% называли вымогательство, поборы, взяточничество сотрудников; 16% - попытки исказить факты, фальсифицировать материалы; 26% - грубость, бестактность, 16% -использование положения в личных целях. Данные социологических исследований, проведенных в 1996г. более чем в 70 городах и населенных пунктах сельской местности России показали, что 34% респондентов предполагают возможность откупиться от милиции в случае совершения любого преступления. Хотя «милицейская доля» в общих показателях преступности относительно невелика, воздействие этих преступлений на правоохранительную деятельность неизмеримо значительнее. Как показывает практика, один милиционер-предатель, информируя преступное сообщество о планируемых против него мерах, способен свести на нет усилия многих оперативных работников и следователей на протяжении многих лет. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что сегодня структура преступных посягательств, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, значительно отличается от совершаемых ими, например, еще 10 лет назад. Прежде всего, выросла доля тяжких преступлений, совершаемых работниками милиции: с 1991г. их число увеличилось почти в 2 раза. За неполные 8 лет к ответственности за эти преступления привлечено почти 14 тыс. сотрудников. В глазах граждан милиционер зачастую предстает не как безупречный страж правопорядка, а как малокультурный, грубый представитель власти, который, к тому же, не брезгует при случае заниматься и вымогательством. Как следствие - в общественном сознании уже сформировался устойчивый отрицательный образ стража порядка, а в итоге - усиливается отчуждение общества от правоохранительных органов, которое создает дополнительные трудности в процессе реализации концепции социального обслуживания населения органами внутренних дел.

Решение проблемы кадрового обеспечения процесса перехода органов внутренних дел к приоритетам социального обслуживания населения, в том числе - к формированию и развитию демократических институтов, в настоящее время становится приоритетом деятельности Министерства внутренних дел России. Им определяются задачи новой системы образовательно-воспитательной работы с целью упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм. Основное внимание в перспективных планах уделяется индивидуально-воспитательной работе, организации психолого-педагогической подготовки руководителей подразделений и сотрудников, обеспечивающих целенаправленный воспитательный процесс, укреплению дисциплины, формированию морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизиологического состояния личного состава. МВД Российской Федерации в настоящее время принимает меры к повышению профессионального мастерства представителей различных служб милиции, рассматривая их профессиональную подготовку как организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования готовности к выполнению оперативно - служебных задач. Нормативные акты МВД Российской Федерации запрещают назначать сотрудников к несению службы без первоначальной подготовки, требуют постоянно повышать качество обучения своих сотрудников. В настоящее время правовые основы прохождения службы в органах внутренних дел и организация работы с кадрами приводятся в соответствие с Концепцией государственной службы в Российской Федерации, развивается контрактный и конкурсный порядок отбора кадров на службу, совершенствуется система работы с руководящими кадрами. Разработаны и внедряются новые документы, определяющие порядок и условия прохождения службы, усовершенствованы квалификационные требования к сотрудникам и кандидатам на службу, разработан порядок и механизм плановой замены сотрудников, прослуживших определенное количество времени в особых условиях. Постепенно осуществляется переход на двухуровневую подготовку кадров в высших учебных заведениях с ориентацией первой ступени обучения (два года) на уровень среднего специального образования, в структуре высших учебных заведений создаются отделения среднего специального образования, оптимизируется численность высших учебных заведений с переориентацией их на качественное развитие, создание новых научных и учебно-методических комплексов. Отрабатываются модели многоуровневого образования на основе организационного и научно-методического объединения высших, средних специальных учебных заведений и учебных центров в федеральные и региональные центры. Указанные перспективные направления деятельности МВД Российской Федерации необходимо рассматривать в качестве организационных предпосылок переориентации деятельности личного состава органов внутренних дел на целенаправленное формирование и развитие им важнейших институтов гражданского общества.

Однако, наиболее значимыми, с нашей точки зрения, являются все же социально-групповые предпосылки формирования и развития личным составом органов внутренних дел демократических институтов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, формирование и развитие институтов правового государства и гражданского общества в настоящее время не является прямой служебной обязанностью сотрудников органов внутренних дел. Оно осуществляется опосредованно, в процессе выполнения целого ряда оперативно-служебных задач. Только в отдельных случаях, в процессе осуществления воспитательной и разъяснительной работы такая задача может осуществляться непосредственно. Участие сотрудника органов внутренних дел в процессе формирования и развития указанных институтов не может быть измерено в простых количественных и качественных показателях, следовательно - не может эффективно корректироваться его руководством. Именно поэтому важнейшим фактором участия сотрудников в формировании и развитии демократических институтов становится характер и уровень их политического и правового сознания, определяемый не только уровнем их служебной и общеполитической подготовки, но и социально-политическими императивами, сформированными в рамках социально-профессиональной общности. Во-вторых, характер и уровень политического и правового сознания сотрудников органов внутренних дел определяется не только принадлежностью к данной социально-профессиональной группе, но и принадлежностью к другим группам, которые активно воздействуют на формирование системы политических представлений и на политическую диспозицию личности. Она предполагает наличие той или иной модели политического поведения, которая может реализоваться в процессе профессиональной деятельности. В-третьих, законодательство не ограничивает коллективного участия сотрудников органов внутренних дел в политической жизни вне организационных структур МВД РФ.

Представляется, что субъектом формирования демократических институтов современного общества в полном смысле этого слова может быть не вся социально-профессиональная общность сотрудников органов внутренних дел, а только та её часть, которая по уровню своей общегражданской и профессиональной подготовки, статусному положению в системе социально-профессиональных групп, степени непосредственного взаимодействия с населением, а также по возрастным характеристикам, которые тесно связаны с наличием социально-политического опыта, в состоянии наиболее активно воздействовать на политическое и правовое сознание гражданина, изменять политическое сознание на уровне малых социальных групп, а также более значимых социальных общностей. Безусловно, формирование институтов современной демократии происходит и в процессе добросовестного выполнения обязанностей всеми категориями личного состава органов внутренних дел, так как само по себе строгое выполнение административно-правовых, уголовно-правовых, а также служебных процедур по определению соответствует основным идеям и презумпциям демократического режима осуществления государственного управления. Но в этом случае, поддержка и развитие демократических институтов происходит опосредованно, как правило, без осознания их социальной значимости. Но именно осознание социальной значимости отделяет институты от прочих систем социальных отношений. Таким образом, активным участником формирования демократических институтов современного общества может стать не каждый добросовестный сотрудник органов внутренних дел. Анализ статистических количественно-качественных данных о личном составе органов внутренних дел показывает, что поиск общности, которая в состоянии целенаправленно формировать институты современной демократии во взаимодействии с населением, ограничен рядом показателей. С одной стороны, рассмотрение условной группы лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел показывает, что возраст 57,7% из них не достигает 30 лет, а стаж службы более 10 лет имеют только 16,2% лиц из этой условной группы. Количество лиц, имеющих высшее образование в этой группе в 18 раз меньше, чем у представителей группы лиц среднего и старшего начальствующего состава (3,1% против 56,3%). Среди них в 2 раза меньше тех, кто обучается в вузах по сравнению с категорией лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава (5,6% против 10,7%). Лица рядового и младшего начальствующего состава в системе органов внутренних дел, как правило, занимают должности низших исполнителей и технического персонала, поэтому их отношения с гражданами ограничиваются выполнением несложных обязанностей, как правило, детально регламентированных руководящими документами МВД Российской Федерации. Поэтому их взаимодействия с гражданами фрагментарны, носят, в основном, безличный характер, что при прочих равных условиях, объективно не позволяет им активно участвовать в процессе формирования институтов демократии. С другой стороны, руководящий состав органов внутренних дел (заместители руководителей и руководители городских и районных органов внутренних дел, управлений внутренних дел, главных управлений внутренних дел, начальники и т.д.), несмотря на свои значимые социальные показатели по уровню образования и статусному положению, а также возрасту, представляет собой довольно малочисленную, кроме того - условную социально-профессиональную общность. Её условность определяется тем, что непосредственного, социально-масштабного внутригруппового взаимодействия в ней не происходит как в силу особенностей выполняемых обязанностей, так и в силу невысокой территориальной и производственной концентрации такой группы лиц.

Таким образом, реальной социально-профессиональной общностью, которая в состоянии сознательно и масштабно формировать демократические институты современного общества в рамках концепции социального обслуживания населения структурами органов внутренних дел, выступает группа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Эти лица, как правило, занимают такие должности, которые предполагают непосредственное, длительное, причем личностное взаимодействие с гражданами как по поводу предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в различных сферах, так и по поводу их профилактики. Именно в процессе такого взаимодействия граждане не только сталкиваются с приоритетами социально-правового регулирования, но и испытывают на себе то, каким образом функционируют институты современной демократии, к которым, например, относятся права и свободы человека и гражданина. В равной степени воздействие институтов демократии испытывают на себе и указанные сотрудники. Наиболее часто в процессе взаимодействия указанной категории сотрудников органов внутренних дел с гражданами функционируют и реализуются такие демократические институты как помощь защитника с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения; презумпция невиновности обвиняемого; институт законности доказательств вины; институт свободы свидетельствования против себя, супруга и близких родственников; институт возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц; институт свободного проведения собраний, митингов и демонстраций, институт свободы передвижения и выбора места пребывания на территории Российской Федерации, институт неприкосновенности жилища и др.

Формирование и развитие демократических институтов данной категорией сотрудников органов внутренних дел в процессе социального взаимодействия обусловлено и тем статусным положением, которое она занимает. Лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава в системе органов внутренних дел носят специальные звания, относящие их к группе офицеров милиции. Несмотря на то, что статус офицера милиции действующим законодательством не определен, следовательно четко не отделен от рядового, сержантского и других составов, в общественном сознании четко закреплена разница между ними.

В частности, это относится к предъявлению офицеру милиции иных, качественно более высоких моральных, волевых, психологических, образовательных требований по аналогии с требованиями к кадровым армейским офицерам, или офицерам Федеральной службы безопасности. Офицер милиции, по сути, выступает в настоящее время в качестве первой инстанции, на уровне которой происходит реализация демократических институтов в такого рода социальном взаимодействии, в котором вмешательство государства является необходимым. Относительно высокое статусное положение офицерского корпуса современной милиции, дающее возможность ему выступать в качестве субъекта формирования демократических институтов, обусловлено, кроме того, следующим. Так как формирование и развитие демократических институтов в конкретных условиях социального взаимодействия выступает, в том числе, и как сознательная деятельность, существенное значение имеют знания офицерского корпуса милиции о демократии как системе социальных отношений, которые могут быть заложены только высшим образованием. Среди когорты лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, именуемых нами офицерским корпусом милиции, 93,7% имеют высшее и среднее образование, а 56,3% лиц имеют высшее образование в структуре которого преобладают юридические и педагогические специальности. 41,3% офицерского корпуса милиции имеет юридическое образование, которое предполагает обязательное наличие и возможность использования багажа знаний о механизмах функционирования основных институтов демократии. При этом лиц, имеющих высшее юридическое образование в 1,5 раза больше чем лиц, имеющих среднее юридическое образование (25,3% против 16%). В перспективе численность офицеров милиции, имеющих высшее образование будет увеличиваться: на «офицерские» должности в настоящее время принимается лица, 58,3%) которых уже имеют высшее образование, а 10,7 % всего офицерского корпуса в настоящее время получает высшее образование. Важно, что примерно половина обучающихся получает высшее образование не в системе учебных заведений МВД Российской Федерации, а в гражданских вузах: перевод существенного числа высших учебных заведений системы МВД Российской Федерации на предоставление специальности «Правоохранительная деятельность» существенно снизил общетеоретический и гуманитарный компонент в структуре профессиональной подготовки специалистов, что, с нашей точки зрения, затруднит реализацию концепции социального обслуживания населения органами внутренних дел в направлении формирования и развития демократических институтов. Возраст офицерского корпуса МВД Российской Федерации выступает как существенный дополнительный фактор его социально-политического потенциала: 41,7% лиц, входящих в эту группу, имеют возраст от 31 до 40 лет. Это значит, что наибольшая часть офицерского корпуса МВД прошла период первичной политической социализации. Причем процесс политической социализации большинства действующих офицеров МВД пришелся на наиболее сложный и насыщенный период политического развития России - от крушения тоталитаризма, через противоречия в развитии демократии к её современному нестационарному состоянию. Важной объективной предпосылкой возможности формирования и развития институтов демократии силами офицерского корпуса МВД Российской Федерации является длительность его опыта работы с гражданами. 28,8%о лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава в настоящее время служат более 10 лет, а 25,5% офицеров милиции увольняется только по выслуге лет (против 14,3%) у лиц рядового и младшего начальствующего состава). Формирование демократических институтов современного общества в процессе профессионального взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами, а также в процессе их внутригруппового неслужебного взаимодействия наиболее тесным образом связано с вопросом о политико-правовых ценностях и ориентирах поведения личного состава органов внутренних дел. Этот вопрос, несмотря на его непреходящую актуальность в плане укрепления основ государственности, в настоящее время остается в социологической и политической науке практически не изученным. Единственным исключением является работа Т.Ф. Сулейманова и A.M. Бушуева, посвященная формированию политической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации политической системы. В настоящее время, учитывая отсутствие специальных исследований, единственным источником оценки политического сознания сотрудников органов внутренних дел, в особенности - офицерского корпуса милиции является, с нашей точки зрения, его соотношение с императивами политического сознания более масштабной социальной общности - социального класса, в состав которого входит исследуемая социально-профессиональная общность. Согласно общепринятому в зарубежной социологической литературе подходу, современная наука различает три основных класса современного индустриального общества: высший, средний и рабочий. В последнее время исследователи все чаще выделяют и четвертый класс - низший, который состоит из нуждающихся в социальной помощи по имущественному статусу, а также инвалидов и деклассированных индивидов. Отечественные исследования социальной стратификации показывают наличие в современном российском обществе верхнего слоя (консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты; группа новой экономической элиты и субэлиты; либеральная элита; лица, принадлежащие к криминальному миру и сотрудничающие с ним), среднего слоя (среднее звено бюрократии; бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей; профессионалы технического, социального и гуманитарного профиля), базового и нижнего слоя (представители бывшего советского среднего слоя (в первую очередь - интеллигенции); рабочие, крестьяне, служащие и часть специалистов, адаптировавшиеся к новым условиям; наименее образованные, социально слабые представители базового и нижнего слоя), а также андекласса (социального дна) - люмпенизированной маргинально-периферийной группы. Задачи данной статьи предполагают необходимость идентификации социально-профессиональной группы сотрудников органов внутренних дел с одним из них. В частности, одним из формальных критериев разграничения так называемого среднего класса и рабочего класса является рубеж между квалифицированным нефизическим трудом и квалифицированным физическим трудом. Согласно данному, а также предыдущим критериям сотрудники органов внутренних дел относятся к среднему классу. Несмотря на то, что экономический кризис 1998г. отбросил сотрудников органов внутренних дел, как лиц, выполняющих квалифицированный нефизический труд, по уровню доходов и жизненным стандартам за пределы среднего класса, ряд данных говорит о том, что их принадлежность к указанной социальной страте сохранилась. Это обусловлено масштабностью социальных трансфертов, которые получают все слои населения независимо от уровня дохода (это, прежде всего, относительно невысокая квартирная плата, а также повышающаяся, но по-прежнему относительно невысокая цена коммунальных услуг), ранее существовавшими льготами сотрудников органов внутренних по оплате за жилье и коммунальные услуги (50% от их цены), а также продолжающими действовать льготами на проезд в общественном транспорте. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел, как и прочие категории населения, активно включены в систему вторичной занятости, несмотря на то, что нормативные документы МВД разрешают трудовое совмещение только в случае научной или педагогической деятельности. Статистика вторичной занятости, соответственно - оценка реальных доходов сотрудников органов внутренних дел отсутствует, как отсутствует оценка их доходов от ренты. Также не существует официальных оценок криминального дохода сотрудников органов внутренних дел, о наличии которого с уверенностью можно судить не только по негативной оценке деятельности сотрудников органов в опросах общественного мнения, но и по разоблачению отдельных фактов их криминального бизнеса, имеющего многомиллионный оборот.

Относя чиновничество, управленцев среднего и частично высшего звена, высший и средний персонал бюджетной сферы к среднему классу, М.К. Горшков в своем исследовании создает дополнительные предпосылки для обоснования положения, в соответствии с которым, по крайней мере офицерский корпус органов внутренних дел (лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава) можно отнести к среднему или нижнему слою среднего класса. Представляется, что в условиях отсутствия социологических исследований в этой области, которое вызвано по прежнему «закрытым» характером изучаемой социально-профессиональной общности, отнесение представителя офицерского корпуса к нижнему или среднему слою среднего класса носит индивидуальный характер, так как в системе МВД Российской Федерации действует система вознаграждения за труд в соответствии с выслугой лет, характером выполняемой работы, особыми условиями работы. Кроме того, в системе МВД по-прежнему сохраняется неофициальная система распределения благ в соответствии с занимаемой должностью и неофициальным, но высоким статусным положением личности в системе. Это имеет отношение к сфере распределения жилья, премий, наград, путевок на санаторно-курортное лечение, времени отпусков и т.д. Но, несмотря на существенную разницу в материальном и социальном положении представителей офицерского корпуса органов внутренних дел, их соотношение со средним классом предопределяет наличие ряда общих ценностей, значимых в процессе формирования и развития институтов демократии. К ним относится ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности. Н.Е. Тихонова указывает, что важнейшими ценностными ориентациями среднего класса является индивидуализм, либерализм, демократия, либо же, напротив, самостоятельный русский путь развития. При этом доля тех, кто ориентирован на западные ценности больше доли сторонников самостоятельного российского пути развития. Важным с точки зрения задач исследования представляется вывод Н.Е. Тихоновой о том, что по целому ряду принципиальных вопросов позиция среднего класса тождественна мировоззренческой позиции нижнего слоя среднего класса. Это значит, что существует основания для рассмотрения единства мировоззренческого базиса офицерского корпуса и сержантско-рядового состава органов внутренних дел, несмотря на представленные ранее значимые (главным образом - образовательные) различия, что может стать основой для дальнейшего поиска общих черт в их политическом сознании, на основе которых необходимо будет строить работу по формированию сотрудниками органов внутренних дел демократических институтов в рамках существующего социального заказа. В исследовании В.В. Петухова, на основе данных социологических исследований показано, что средний класс предпочитает общество индивидуальной свободы, но с сочувствием относится к идее социального государства. В отличие от большинства населения, представляющего его базовые слои, представители среднего класса в значительно меньшем количестве случаев выступают за передел собственности, в целом выступают с позиций безусловного приоритета ценностей демократии и рыночной экономики. Вместе с тем, В.В. Петухов констатирует, что формирование политической идентичности среднего класса находится на своей начальной стадии: ни коммунистическая, ни либеральная, ни националистическая доктрины не являются в этой сфере доминирующими, большинство его представителей себя с каким-либо политическим течением не идентифицирует. Кроме того, исследователь отмечает наличие высокого, но до сих пор невостребованного потенциала гражданственности у среднего класса. Таким образом, обоснованное соотнесение социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел со средним классом, дает основание говорить, что имеются существенные предпосылки для того, чтобы рассматривать личный состав органов внутренних дел, представленный в большей степени его офицерским корпусом, как реальный субъект формирования демократических институтов современного общества.

При этом низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам, фиксируемый в значительном количестве исследований, автоматически не обозначает наличие низкого уровня доверия к конкретному сотруднику милиции, отрицание его авторитета и компетентности гражданами. Теоретически это создает условия для такого уровня социального взаимодействия представителя власти и гражданина, в ходе которого ими используются и развиваются институты правового государства и гражданского общества. Наличие такого уровня взаимодействия подтверждается следующим косвенным обстоятельством. Согласно экспертным данным, сотрудники органов внутренних дел, в особенности - представители офицерского корпуса, активно консультируют своё ближайшее социальное окружение по различным правовым вопросам, для наиболее квалифицированных его представителей такой род деятельности становится довольно стабильным источником дополнительных доходов, особенно учитывая рост стоимости юридической помощи населению. Вместе с тем, взаимодействие граждан и личного состава органов внутренних дел в процессе реализации институтов современной демократии, проходящее как на сознательном, так и неосознанном уровне, в настоящее время развивается безотносительно их научного осмысления, следовательно, без учета социальных перспектив такого взаимодействия, которые актуализируются в связи с концептуальной переориентацией деятельности органов внутренних дел на социальное обслуживание населения. Именно в этом контексте новый аспект приобретает не исследованная до настоящего времени проблема индивидуального и массового политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

 

Автор: Папура Т.А.