07.02.2012 5062

Культурный потенциал Нижнего Новгорода: культурная столица или провинция?

 

Крупнейшие российские региональные центры находятся в поле притяжения двух полярных по своей сути процессов - внешнего «европейства» и внутреннего провинциализма, не исключение и Нижний Новгород. Вопрос о том, Нижний Новгород - это культурная столица или культурная провинция активно дискутируется в городе на протяжении последних 10 с лишним лет.

По мнению, В. Каганского термин «провинция» включает обыденное значение слова за вычетом уничижительного оттенка. Провинция - мир культурной повседневности, в котором велика роль обыденного регулирования (обычного права). Если в центре - сгусток искусственности, театрализованности, то Провинция культивирует их как дефицитные.

Однако, все относительно, так по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом Нижний Новгород - это провинция, а по сравнению с Ульяновском, безусловно, столица.

Но «беда всех промышленных центров в том, что они их развивали для того, чтобы они были мощным пугалом НАТО. А душе рабочей силы вполне было достаточно инфраструктуры по принципу «родился, учился и пару раз за жизнь сходил в театр».  Да, Горький - Нижний Новгород был славен именно «Волгами», МИГами другой продукцией ВПК, но никак не какими-то особыми культурными событиями. Как известно, из-за закрытости города, здесь в годы советской власти не проходило международных фестивалей, поэтому значительным культурным событием для города стал ежегодный Сахаровский фестиваль (фестиваль искусства им. А.Д. Сахарова «Русское искусство и мир»). Как отметил один из художественных руководителей фестиваля В: Берлинский, Сахаровский фестиваль «стал очень значительным музыкальным событием не только для Нижнего и России, но и для всего музыкального мира».  Может быть, это слишком эмоциональное заявление, но Сахаровский фестиваль действительно одно из немногих культурных событий города, которое освещается федеральными СМИ. Среди других событий, замеченных на федеральном уровне - проекты Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства: выставка «Память тела», международный фестиваль фотографии «РгоЗрение» (который позиционирует город как фотографический центр Поволжья), проект «Архотека», тот самый, благодаря которому город признан архитектурной столицей России и проект создания центра современного искусства в кремлевском Арсенале. В городе проходят дни культуры различных стран, фестивали зарубежного кино, проводятся выездные «сессии» Московского международного кинофестиваля и театральной премии «Золотая маска». Универсальных критериев для того, что бы определить что такое Нижний Новгород- культурная столица или культурная провинция нет. Понятно, что развитая; инфраструктура культурных учреждений не является показателем благополучной культурной ситуации; это всего лишь база, которая должна быть востребована. Однако, востребованность это относительный показатель, который может быть результатом хорошей рекламы или отсутствия альтернативы. Другим показателем может быть конвертируемость культурного продукта за пределами города - удачные гастроли, премии на фестивалях, внимание критики? А может быть столичность заключается во включенности в международный культурный контекст, в импортировании и экспортировании культурных событий в город. А если происходит только одностороннее движение - только импортирование событий, то это уже признак провинциальности?

Наличие развитой инфраструктуры учреждений культуры также нельзя назвать критерием культурного потенциала города, ведь он определяется не наличием или отсутствием тех или иных культурных учреждений, а их востребованностью и культурной активностью горожан. Прежняя привычная; логика, согласно которой достаточно увеличить число учреждений культуры,, что бы состояние культуры в городе заметно улучшилось, не работала и ранее. Тем более о ней трудно даже упоминать в настоящее время, когда по финансовом соображениям, об увеличении не может идти и речи. Но ведь и раньше никто не мог ответить на вопрос - сколько таких учреждений нужно? Вместо ответа полагалось посмотреть в соответствующий справочник нормативов, природа которых оставалась загадочной. Стотысячному городу «полагался» драмтеатр, а 300-х тысячному - еще и музыкальный. Районной библиотеке предписывался один набор литературы, и штатный состав сотрудников, областной - другой. Всякий разумный человек понимал, однако, что все эти мистические нормативы плохо (или никак) не согласовывались ни с прежним российским опытом, ни с опытом международным.

Однако нормативы действуют до сих пор. Так, по нормативам Министерства культуры России, определяющим государственный стандарт обеспечения населения музеями в зависимости от типа населенных пунктов, их административного статуса и численности населения, каждый райцентр должен иметь как минимум один музей, населенные пункты с числом жителей от 50 до. 100 тысяч - 2-4 музея, города с населением свыше 500 тыс. жителей - 0,14 на 10 000 человек. Таким образом, в Нижнем Новгороде должно быть 19 музеев, но на не деле их, к счастью, гораздо больше. В городе действует 54 музея.

По мнению ряда ученных, уже к началу 1980-х годов процесс количественного расширения культурно-просветительских учреждений в старых и новых городах страны себя исчерпал. Дело было не столько в нехватке финансирования, хотя его недостаточно всегда. Со всей определенностью обозначились органические недостатки самого процесса и прежде всего явная слабость соответствия между количеством учреждений культуры и действительными потребностями горожан. Когда в нашей стране у социологов возникла возможность изучать реальность, они сразу же выявили значительность разрыва между культурными запросами людей и «структурой предложения». Залы театров, даже музыкальных театров и концертных залов, заполнялись на треть и менее, тогда как эти залы строили все более вместительными. Стеллажи библиотек были заполнены книгами, которые никто не спрашивал, библиотекари заполняли фальшивые читательские формуляры, что бы в отчетах получался непременный прогресс, тогда как домашние библиотеки стремительно разрастались. Дома культуры, дворцы культуры все более откровенно демонстрировали, что их залы нужны были для проведения партийных конференций и сессий горсоветов,, в остальное время превращаясь в убыточные кинотеатры, и изредка - в концертные залы. При декларированной установке на обслуживание массового спроса, студии и кружки оставались центрами немногих (редко более 2 % горожан), да и характер занятий все менее отвечал ожиданиям этих немногих. По неписаному закону социальной компенсации формальная система учреждений культуры все очевиднее дополнялась неформальной, «неорганизованной» самодеятельностью «тусовки», размах которой приближался к масштабам организованной культуры. Отнюдь не будет преувеличением сказать, что неуклонно развертывался процесс обособления учреждений культуры от самой культуры. Библиотеки, многократно уступали домашним собраниям книги в объеме и, главное, в разнообразии, так как их комплектация осуществлялась из осознанно зауженного списка. Рабочие клубы, некогда задуманные: как боевые центры утверждения нового быта, успели сравняться с домами культуры, оказавшись вместе с ними на периферии интересов. Всеохватное телевидение с его тиражированием профессионального искусства неизбежно сократило аудиторию незатейливого любительства. Клубные кружки и секции оказались все более настроены не столько на самодеятельность в чистом ее виде, сколько на результаты состязания на конкурсах и фестивалях, то есть образовали собственный замкнутый мирок - соответственно, круг участников не возрастал, а сужался. То же самое произошло и с общественными музеями.На наш взгляд, дело здесь не в финансировании. При некотором непременном минимуме расходов на сферу культуры не просматривается прямой связи между увеличением затрат и конечным эффектом. Конечно же, некий минимум удобств необходим, но между оснащенностью и богатством отделки театральных или библиотечных зданий и уровнем их реального влияния на жизнь города тоже не усматривается прямого соответствия. Известны десятки сооружений, в которые были вложены гигантские средства, но дух творческой жизни так и не угнездился в этих пустых парадных пространствах. И напротив, известны десятки народных музеев, создававшихся вообще без денежных затрат или с ничтожными затратами, но влияние их на воображение, а значит и на жизнь горожан невозможно переоценить. Тайны здесь нет, и любой знает, что весь ключ - в том особом соединении людей дела, без которого культура остается мертвым телом и мертвым словом.

Типичный пример - нижегородские театры. Нижегородскую область отличают исторически сложившиеся традиции культурной жизни, прежде всего театральные и музыкальные. В городе действует 6 государственных и муниципальных театров, в т.ч. Театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, Академический театр драмы им. A.M. Горького, Театр юного зрителя, Театр кукол, театр «Комед1я», муниципальный театр «Вера» и др. За последние годы проведена реконструкция Театра драмы и построено новое здание театра «Комедия». В городе находится одно из лучших региональных театральных училищ - Нижегородское театральное училище - призер конкурса газеты «Культура» «Окно в Россию». Также в город ежегодно приезжают лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска». Но выступающие, на сценах театров в большом количестве антрепризы и эстрадные артисты имеют большое отношение к культуре, чем вручение премий работникам жилищно-коммунального хозяйства на сцене «Комедии» или выставка-продажа шуб в ТЮЗе. Еще одна особенность нижегородских театров - это начало спектаклей в 18:00.Ситуация с библиотеками в Нижнем Новгороде достаточно типична для России. Внезапное и сильное удорожание прессы и книг при резком расширении их разнообразия доказало, как быстро заглохшие, казалось библиотеки, могут восстановить и даже расширить свою аудиторию, не прикладывая к тому сверхъестественных усилий. В 1990-е была проведена реконструкция Областной универсальной научной библиотеки им. Ленина, в 2001 закрылась на реконструкцию городская библиотека. Типична для крупных российских городов и ситуация с нижегородскими кинотеатрами. 2000 год был объявлен годом возрождения кинотеатров, к сегодняшнему дню полностью реконструировано 5 кинотеатра - «Октябрь», «Канавинский», «Мир», «Спутник» и «Россия». Два последних входят в общероссийскую сеть кинотеатров «Каро-фильм», что позволяет им выпускать новые фильмы одновременно с московской; премьерой. Но эти кинотеатры рассчитаны исключительно на коммерческий показ, в городе действует также два кинотеатра ориентированных на показ арт-хаусного («авторского») кино. Это «Орленок», где часто проходят фестивали иностранных фильмов и Киноцентр («Рекорд»), находящийся в прямом смысле в руинах. Нижний Новгород известен и как один из крупных центров музыкальной культуры России. Здесь имеются консерватория, филармония, симфонический оркестр. Одной из главных проблем социокультурного развития является также значительная удаленность жилых районов Нижнего Новгорода, сосредоточивающих более двух третей городского населения, от центра, где расположены основные учреждения культуры. В заречных районах города происходит своя, параллельная культурная жизнь. Каркасом учреждений культуры здесь являются дворцы и дома культуры, многие из которых по-прежнему, хотя и не в той мере, что раньше, действуют.

В начале 90-х многим казалось, что «четыреста пятьдесят километров до Москвы почти перестали быть разницей между «городом и деревне», однако вскоре азарт прошел. Одна из лучших архитектурных школ России, большое число качественных событий в сфере современного искусства и сильное региональное телевидение, - вот точки, где действительно произошел прорыв. Причудливое и парадоксальное смешение столичности и провинциальности выразилось в идее, выдвинутой министром культуры России М. Швыдким: «Нужно разработать пилотный проект «Нижний - столица провинциальной культуры». Нижний Новгород действительно третий город в России, имеет глубокий потенциал, находится на исконно русской земле, здесь гармонично переплелись история и культуры разных народов. Все перемешалось, и в этом мне видится свой колоссальный смысл».  Формула, высказанная, федеральным министром очень точно описала состояние самосознания горожан. С одной стороны статус столицы для Нижнего Новгорода очень важен и почти что бесспорен, с другой стороны для города важна преемственность в культуре и сохранение традиций, что видится, в поддержании истинно российской, не испорченной влияниями извне, культуры, присущей именно провинции. И если само по себе слово «провинция» имеет несколько уничижительный смысл, то рядом со словом «столица» оно обретает нужный смысл и определенный вес.

Формула «Нижний Новгород - столица провинциальной культуры» -один из возможных концепций проекта «Культурная столица Поволжья 2005», который возможно будет реализован именно в Нижнем Новгороде. По мнению полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе «У Нижнего Новгорода есть серьезные основания побороться за звание «Культурная столица Поволжья 2005»«. «Культурная столица Поволжья» - это проект, реализуемый в ПФО, когда один из городов округа на год становится культурной столицей.

Правда, сами организаторы программы видят «Культурную столицу 2005» в Нижнем Новгороде совсем не провинциально. Как отметила директор программы А. Гор: «Уровень, на который может претендовать Нижний Новгород - это уровень, близкий к Европейскому месяцу культуры. Для этого нужны волевые усилия двух сторон. Одна сторона - это деятели культуры, причем, ориентированные инновационно. Они есть, проблема только в том, что они достаточно разобщены и не имеют связи между собой. Второй момент - воля тех, кто принимает решения в области культуры. В первую очередь, воля управленческих механизмов области и города». Программа развития города «Нижний Новгород - столица Поволжья» также предполагает культурную «столичность», так организаторы программы оперируют такими понятиями как «богатая культурная жизнь», «ощущение вовлеченности в культурные процессы всей страны», и, безусловно, «культурная столица». Итак, под культурным потенциалом города понимается способность городского сообщества к развитию через осознание самого себя. Невозможно обнаружить такие проявления культурной жизни горожан, которые не «вписывались» бы в городскую среду, так или иначе, не оставляли бы в ней свой след, и в свою очередь не испытывали бы совсем зависимости от нее.  Однако если закрепилось всеобщее убеждение в том, что в городе «ничего не происходит», если большая часть молодежи уверена в том, что «здесь ничего не может измениться», то очень сложно добиться, что бы люди поверили в возможность качественного рывка к другому, лучшему состоянию того, что их окружает. Типичный пример таких настроений - в 1992 году, во времена нижегородского «ренессанса», в одной нижегородской газете появилась статья с характерным названием «Город, где ничего не происходит».

 

Автор: Змеул А.А.