07.02.2012 7667

Социальные функции современного нижегородского музея

 

Музей играет свою роль и занимает свое место в социокультурном пространстве города через реализацию своих уникальных функций. Социальные функции музея - общественное назначение музея, роль, которую музей выполняет относительно изменяющихся потребностей общества и человека; зависимость между музеем и другими социальными институтами (наука и музей, школа и музей). Эти функции реализуются под воздействием внешних и внутренних факторов. Комплектуя фонд музейных предметов - памятников природы и памятников истории и культуры, музей создает источниковую базу для научных исследований; демонстрируя музейное собрание в соответствии с определенной научной и художественной концепцией, он распространяет знания, удовлетворяет культурные и эстетические потребности музейной аудитории. Социальные функции музея взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и находятся в постоянном развитии, что обусловлено изменением общественных запросов к музею. В советском музееведении было принято выделять две основные социальные функции, характеризующие музей: функцию документирования и образовательно-воспитательную. В учебном пособии «Музееведение», вышедшем в 1988 году были указаны три социальные функции музея: научно-документационная и охранная, исследовательская общественная и образовательно-воспитательная общественная. Неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется лишь этими функциями особенно остро стала проявляться начиная с конца 1980-х годов. Так, в отделе музееведения НИИ культуры проходила дискуссия на тему: «Социальные функции музея: споры о будущем». На данный момент по-прежнему нет единого мнения о том, что же относится к социальным функциям современного музея, поэтому все многообразие этих функций можно объединить в три крупных блока:

- Документирование;

- Коммуникативная интерпретация;

- Моделирование действительности.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании посредством музейных предметов тех процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые изучает музеи в соответствии со своим местом в музейной сети и профилем музея. Без этой функции музей уже не музей в полном смысле этого слова. В последние годы из-за отсутствия финансирования музейные фонды пополняются мало и нерегулярно. В принципе, это восполнимая потеря, однако, это не касается одного музея - ННГИАМЗ, который по своей сути музей исторический. Комплектование его фондов не может и не должно прерываться, это, пользуясь промышленной терминологией должно быть «безостановочное производство». Однако с 1996 года сотрудникам одного из филиалов ИАМЗ - МХП не удается выехать в экспедицию, музей практически не развивается, не пополняет коллекцию, фото - и видеоархив. В 2003 году за счет средств спонсоров (200 тыс.руб.) приобретена коллекция костюмов и изделий вышивки для ННГИАМЗ и Городецкого краеведческого музея.

НГХМ закупает картины современных нижегородских художников, растут фонды Музея Горького. Кроме того, в музее начала работать уникальная программа. В 1999 году ГМГ учредил Горьковскую стипендию. Теперь, музей следит за судьбами стипендиатов, собирает материалы о них. Предполагается, что эти материалы будет храниться вечно. По сути, это одна из первых попыток собирания материалов по истории повседневности. К сожалению, этот пласт истории обычно оставался в стороне от фондов музея. По схожему пути идет и музей истории и культуры Московского района, здесь предполагается создать музей быта - воссоздать атмосферу обычной комнаты жителя Московского района г. Горького середины 20 века.

Блок социальных функций, объединенных в группу «коммуникативная интерпретация» достаточно широк. Основной базой для осуществления этой функции является экспозиция и выставки. Трансляция культурных смыслов идет через интерпретацию музейных текстов и образов экспозиции. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что большинство экспозиций созданы еще в годы советской власти, а те, что были созданы в 90-е годы в новых музеях (РМФ, Музей Сахарова) находятся на крайне низком уровне. Интересные и полноценные экспозиции созданы в НГХМ (1992) и Литературном музее ГМГ (1993). В Музее Горького также проходит серия экспериментальных выставок и реализуется проект «На дне» - 100 лет обмана и надежд?» Проект с экспозиционными инновациями к 100-летию пьесы М. Горького «На дне» и ее сценическому воплощению на сцене Московского Художественного театра: «Конструирование литературного произведения в месте его создания».

Коммуникативная интерпретация включает в себя самые разнообразные виды деятельности - лекции, экскурсии, литературно-музыкальные вечера, концерты, литературные встречи, творческие встречи, работу клубов по интересам, музейные праздники, реализацию социально значимых проектов. Эти виды деятельности могут относиться и к культурно-образовательной функции музея, и к рекреационной (досуговой) функции, однако чаще всего они имеют непосредственное отношение к обеим функциям, тем более, что граница между ними сегодня размыта.

Согласно Российской музейной энциклопедии, культурно-образовательная функция основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач. Реализуется в процессе музейной коммуникации в различных формах экспозиционной работы и научно-просветительской деятельности музеев, развитие этой функции связано с поисками новых средств выразительности музейных экспозиций, новых форм научно-просветительской работы - как специфически музейных (музейная экскурсия), так и нетрадиционных для музея (музейный праздник, концерты, игровые формы работы с детьми, клубы по интересам и т.д.).

В предыдущие десятилетия учреждения культуры исполняли роль «миссионера», внедрявшего непререкаемые культурные образцы в сознание «просвещаемых масс». В 60-70-ее годы музей по-прежнему оставался идеологическим учреждением, деятельность которого зависит от решений партийного аппарата. Тогда эта функция называлась идейно-воспитательной работой. Существовали «отделы пропаганды», которые осуществляли «массовую идейно-воспитательную работу». Но, уже в конце 80-х годов начался отказ от этой модели. А. Б. Закс в 1991 году называла эту функцию как «содействие «прикосновению человека к культуре».  Сегодня культурно-образовательная функция трактуется более чем широко.

М. Ю. Юхневич, считает, что новая образовательная концепция отечественного музея выражается прежде всего в отказе от жестких идеологических установок, которые ранее диктовали содержательную направленность всей культурно-образовательной деятельности музеев. Развиваются диалоговые формы общения с аудиторией, когда на посетителя не смотрят как на объект воспитательного воздействия, а видят в нем партнера, собеседника. Получают развитие новые формы культурно-образовательной деятельности, ориентирующиеся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности. Музейные специалисты разрабатывают свои авторские программы, включающие спектр тем, видов, жанров, приемов, методов. Тенденцией следует считать адресность форм музейной работы. Все больше осознается практиками и специалистами музейного дела необходимость изучения музейного посетителя - его запросов, требований, пожеланий, восприятия им экспозиции.

Как один из авторов проектной концепции «Музей и образование» (1989) М.Б. Гнедовский определяет его образовательную специфику следующим образом: «Музей способен дать человеку то, чего не может обеспечит ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, - опыт личного соприкосновения-с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности. Не знание истории как совокупности умозрительных истин и сведений, но отношение к ней, личное отношение - вот что призван формировать музей. Поэтому музей «сообщает знания» лишь по необходимости, лишь по той причине, что неведение (или невежество) не может служить основой ценностного переживания». Образовательное назначение музея, который возник из потребности людей наделять ценностным смыслом определенные предметы и явления, заключается в формировании ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Это осуществляется в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного. Поэтому в новой образовательной концепции большая роль придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению. Необходимо отметить, что практика многих нижегородских музеев в определенной степени расходится с теоретическими разработками. Прежние формы работы музеев безнадежно устарели, так Университет краеведческих знаний, действовавший в ННГИАМЗ или многие программы Государственного музея Горького уже не отвечали времени. В одних музеях смогли найти новые формы, однако многие нижегородские музеи не смогли предложить своей аудитории актуальных программ. В последние годы по иному строится образовательная концепция Государственного музея Горького. Ведущие музейные сотрудники разработали свои авторские программы, включающие спектр разных видов, жанров, приемов, методов. В образовательной концепции выделены приоритетные группы музейных, посетителей:

- Дошкольники;

- Подрастающее поколение (школьники, дети с ограниченными физическими возможностями);

- Студенты (филологи, лингвисты, музеологи, культурологи);

- Туристы (местные, иногородние, иностранные);

- Взрослые;

- Случайные посетители;

- Люди «золотого возраста» (старшее поколение).

Приоритетные программы - программы, ориентированные на детскую и молодую аудиторию, но вместе с тем Музей Горького - привлекательный, культурно-образовательный центр для взрослой аудитории, в т.ч. для пожилых людей, пенсионеров. В 2000 году ГМГ проведено 30 форм массовых мероприятий, в которых приняло участие 128 293 человек.

Экскурсия - одна из основных форм музейной деятельности, и именно здесь возникает поистине широчайшее поле для деятельности. Но фактически все музеи - это музеи одной экскурсии. Особенно это удивляет в таких музеях, как Художественный и Архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. В лучшем случае существуют экскурсии для детей или школьников. Большой пакет экскурсий предлагается лишь в одном музейном объединении - Музее Горького.

Лекции. Эта форма работы в последнее время не очень распространена в музеях города. Лекции проводятся только для школьников, и при этом, сотрудниками, недавно пришедшими в музей. Конечно, выстроить работу с более взыскательной взрослой аудиторией гораздо сложнее, требуются не только знание, но и понимание материала, умение вести диалог. В этом плане интересна просветительская программа «Полиэкран», осуществленная ГЦСИ совместно с Центром культуры и искусства «Медиартлаб» (Москва). «Полиэкран» - это программа лекций и видео показов, посвященных видео арту, медиа искусству и экспериментальному кино. Литературно-музыкальные вечера, концерты, литературные встречи, творческие встречи. Это самые распространенные формы работы. В Музее Горького проходят спектакли, концерты, презентации книг. Музей нижегородской интеллигенции «проводит краеведческие и музыкально-литературные вечера из цикла «По четвергам на Полевой. Перекличка поколений». В Музее Добролюбова проводятся «Улыбышевские встречи» и презентации книг. В Музеи истории и культуры Московского района проходят презентации новых книг поэтов, проходят литературно-музыкальные вечера, проходили вечера литературных гостиных «Среды у Микулы», проходили и детские вечера поэзии. Многие другие мероприятия, проводимые музеем или в музее, содержат в себе культурно-общественный аспект, в особенности при проведении фестиваля мастеров древоделия «Тайны дерева» или других больших выставок, когда проходят конференции и семинары. Значительна помощь музея и в проведении уже ставшего широко известным конкурсом детской эстрадной песни «Ритм и мелодия».

Клубы по интересам. В Музее Добролюбова действует 11 любительских объединений, в т.ч. Театр поэтов и Школа поэтов, в Литературном музее - Общество старых нижегородцев. В Музее нижегородской интеллигенции проходят «Четверги на Полевой», в музее НГЛУ работает Салон. В Музее истории и культуры Московского района с сентября 1999 года начала действовать воскресная школа творчества, в которой занимаются дети с ограниченными возможностями и дети из неполных семей. В воскресной школе, которую посещает 300 детей, проводятся поэтические встречи, уроки изобразительного искусства, уроки лепки и работ на гончарном круге. Также в музее проводятся встречи ветеранов.

Музейные праздники. В Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья с 1976 г. проводятся фольклорные праздники, в т.ч. ежегодные проводы зимы с исполнением обряда сжигания масленицы.

Значительное место в культурно-образовательной деятельности музеев занимает работа с детской аудиторией. Если использовать классификацию М. Юхневич, то в Нижнем Новгороде фактически нет «детских» музеев. Отметим две особенности, присущие всем детским музеям: Ориентация на детей и семью, с учетом интересов которых музей создает свои выставки и программы. При этом их тематика может быть весьма разнообразна. Детский музей не боится затрагивать острые темы (такие, например, как Расизм, Страхи, Смерть), расширяя представление детей о мире и знакомя с его проблемами:

- Создание условий для проявления активности детей, которые или самым непосредственным образом участвуют в создании экспозиций, или получают возможность «работать» с предметом (трогать, исследовать, ставить опыты), или проявляют себя в творчестве (мастерят, рисуют, играют на музыкальных инструментах, готовят по старинным рецептам). Иными словами, в основе детского музея лежит принцип интерактивности, или hands on: знание через руки. Поэтому для детского музея обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление детской активности.

Там, где нет этих двух составляющих, считает М.Ю. Юхневич, там нет детского музея. На статус «детского музея» в Нижнем Новгороде претендуют два музея - «Домик Каширина» и Музей А.С. Пушкина.

«Домик Каширина» - это традиционный детский музей, со своей легендой, с давно наработанным ресурсом, на него приходится почти 79 тысяч посетителей, из них 50 тысяч детей. Есть попытки сделать театрализованные представления постоянными, создать развивающие программы. Особое внимание уделяется посетителям дошкольного и младшего школьного возраста. Опираясь на повесть «Детство», музей разработал развивающие программы, которые способствуют познания собственных возможностей ребенка, дают ему нравственный образец саморазвития, активного сопротивления негативной среде на примере жизни юного Алексея Пешкова, показывают пути поиска хорошего, светлого. Проект «Воспитание гения», опирающийся на традиции воспитания детей в России, на народную педагогику, разрабатывается в двух вариантах: Шуточный проект-розыгрыш - к 1 апреля и Научно-просветительный - к 1 июня. Эти программы предлагаются детям и как образовательные, и, как досуговые. В музее-квартире Горького работает специальный литературный абонемент для младшеклассников. Детям читают Андерсена. Также проводятся и Горьковские елки в 3 музеях. Музей принимает участие в организации областного школьного конкурса творческих работ, посвященных жизни и творчеству музея Горького.

В музее Добролюбова мемориальная экспозиция, действительно очень уютная, существует сама по себе, вообще же «музей интересен учащимся десятых классов, изучающим творчество Добролюбова, студентам техникумов и ВУЗов». Конечно, это очень удобная позиция быть иллюстрацией к школьному учебнику. В 1999 году была открыта еще одна иллюстрация к учебнику - Музей Пушкина на площади Минина. Интересная сама по себе идея была скучно исполнена, музей открыли для галочки, чтобы отчитаться к пушкинскому юбилею. Унылая комната, стены, которой выкрашены масляной краской; заполнена репродукциями низкого качества, несколькими вещами того времени, среди которых нет ни одной пушкинской. Это экспозиция, напоминающая фойе в сельском доме культуры, рассчитана на детей, взрослых в нее не затащить, а вот организованных школьников в принудительном порядке вполне можно. В планах музея значится - «Совершенствование (доработка) экспозиции «Пушкин в Нижнем Новгороде», но не лучше ли было сразу открыть полноценный музей, сделать именно детский музей - зрелищный, яркий, игровой, интерактивный.

Таким образом, в обоих музеях города, претендующих на звание «детского» отсутствуют условия для проявления активности детей, а значит эти музеи нельзя назвать полноценными детскими музеями.

Несмотря на то, что, по словам директора НГХМ «приоритетным направлением является работа с посетителями, образовательные программы хотелось бы ввести новые игровые формы работы». К сожалению, ничего этого нет. Сегодня в НГХМ лишь «разрабатываются программы, предполагающие систематическое воздействие на художественное развитие личности, начиная с раннего возраста», при этом делается на работу с дошкольниками. В Музее истории художественных промыслов Нижегородской области была предложена программа для детей, включающая ремесло, фольклор и театр. Разработали программу заведующая музеем Н. Панфилова и научный сотрудник М. Бойкачев, а претворили в жизнь - фольклорный ансамбль «Берегиня», Приокский центр дополнительного образования и кукольный театр. Естественно большая образовательная работа ведется в школьных музеях. Большое внимание работе с детьми должен был уделять Музей «Нижегородская радиолаборатория», открывшийся 2 декабря 2001 года как «Образовательный проект «Нижегородская радиолаборатория».

Особое место в культурно-образовательной функции занимает реализация социально-значимых проектов. Сегодня особое значение приобретают социальные проекты, ведь усилия культурных учреждений направляются, в первую очередь на формирование партнерских отношений различных групп населения. Это - социальная задача и её решение эффективно в той мере, в какой удается инициировать социальную и культурную активность самих участников культурного процесса. Интенсивное включение историко-культурных объектов в современный контекст сиюминутной социально важной работы и есть самый лучший способ их сохранения. Реализация социальных, инновационных проектов -одна из приоритетных задач современного музея. Наследие становится не просто элементом сегодняшней, живой культуры, но и инструментом решения различных социальных задач. Действительно, пространство музея подходит для реализации таких проектов. Социальные (или социальнозначимые) проекты можно условно разделить на следующие группы:

- Образовательные проекты;

- Проекты, направленные на работу с социальнонезащищенными;

- Проекты, направленные на взаимодействие национальных культур;

- Проекты, направленные на решение экологических задач.

Проекты, направленным на поддержку социальнонезащищенных групп населения является проект ГМГ «Солнце - «На дне»?». Сотрудники музея предложили, использую существующий мировой опыт, ставить знаменитую пьесу нашего земляка силами тех самых обездоленных, кому посвящена эта вещь. Важная социальная подоплека такой работы очевидна. Проект является победителем Первого областного конкурса социокультурных проектов «Содружество», в номинации «Помоги ближнему» (грант Департамента культуры и искусства Администрации Нижегородской области). Проект предполагает постановку пьесы М. Горького «На дне» (к 100-летию со дня ее написания) - в историческом месте, Музее-квартире A.M. Горького, в контексте уникальных музейных коллекций, силами учащихся школы-интерната для слабовидящих детей с целью поддержать их. В рамках проекта будут осуществлены благотворительные новогодние акции - аналоги «горьковских» елок.

На базе музеев - отделов ННГИАМЗ - Музея истории художественных промыслов и музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья были попытки наладить диалог различных национальных культур. В 2001 году ННГИАМЗ получил областной грант на Нижегородском форуме гражданских инициатив. Цель цикла мероприятий «Великая Россия: многообразие единства» - показать как интересно и своеобразно сплелись на Нижегородчине традиции, культура, история разных народов: татаров-мишарей, марийцев, мордвы, чувашей. Их фольклору, быту, традициям, особенностям верований, культуры, образа жизни, как раз и посвящена серия выставок и мероприятий в Музее истории художественных промыслов. Эта коллекция была собрана в результате многих экспедиций по территории области, которые проводились, начиная с 20-х годов 20 века Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Первой в рамках программ состоялась выставка в Музее истории художественных промыслов, посвященная культуре татар-мишарей. По мнению первого заместителя директора Департамента культуры Нижегородской области В. В. Гринько наиболее перспективным являются намерение Музея истории художественных промыслов наладить на базе своей уникальной экспозиции диалог культур. Некоторые диаспоры уже заявили о заинтересованности и готовности софинансировать проект. И он вполне может выйти за рамки чисто нижегородского, объединив в общих акциях различные территории Поволжья. Директор музея ННГУ Тамара Ковалева выступила автором проекта «Межрегиональный интернет-портал «Этнография народов Поволжья». Она считает необходимым поместить в интернете информацию об истории и культуре России: рассказы о праздниках и обычаях, календаре событий, справки об объектах культурного наследия. К сожалению, приходится констатировать, что многие нижегородские проекты, получая тот или иной грант, и благополучно отработав его, затухают, не находя дальнейшего продолжения. Таким образом, одно из приоритетных направлений в деятельности современного музея -социальные проекты - пока что находится в зачаточном состоянии. Однако в будущем, реализация социальнозначимых функций может быть выделена в самостоятельную.

До конца не признана в качестве полноценной функции рекреационная или досуговая функция. Многие музееведы считают, что эта функция входит в состав «культурно-образовательной», так как само посещение музея - это уже организация свободного времени. Но в современной ситуации, большинство потенциальных посетителей рассматривают музей не с точки зрения «приобщения к культуре», а с точки зрения рекреации, еще проще развлечения. При восприятии музеев как идеологических институтов одно время забывалось, что эти учреждения - еще и место проведения человеком своего свободного времени. Именно так, как явствует из социологического исследования «Музей в Вашей жизни», проведенного в 1987-88 гг. в 14 регионах РСФСР, значительное число опрошенных и представляет себе развитие музея.

До начала 1990-х крупнейшие музеи попадали в поле зрения горожан, а соответственно и в их досуговые программы, хотя бы в силу своего выгоднейшего положения - в рекреационной зоне, которой является Верхневолжская набережная. Однако теперь эти музеи закрыты. Кремлевская стена, находящаяся на балансе ННГИАМЗ привлекает посетителей не в силу своей экспозиции, а из-за уникального вида на Волгу, который с нее открывается. Уровень досуговых программа это, фактически, те же самые программы, что перечислены в «культурно-образовательной функции») предлагаемых в музеях Нижнего Новгорода, позволяет говорить о крайне низкой роли музея в структуре досуга нижегородцев. Большинство этих программ не выдерживает конкуренции на рынке культурных услуг, поскольку в них не учитываются актуальных запросов потенциальных посетителей. Безусловно досугом можно назвать и shopping в музее Добролюбова, однако к музейной деятельности это, как и ситуация с кремлевской стеной относится мало. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, находящийся в живописнейшем уголке города - на Щелоковском хуторе, также любим нижегородцами, однако в данном музее полноценные досуговые программы фактически отсутствуют.

Функция моделирования действительности наиболее выпукло формирует функциональное предназначение музея в обществе, посредством этой функции музей доносит до общества новые значения и смысл культурного наследия, выявляет для общества дополнительную информацию об интересующих его актуальных пластах истории и культуры. В специфически выстроенной среде из исходных данных образуется оригинальный текст и образы для ознакомления и диалога между посетителями музея и культурными ценностями. Важнейшей тенденцией развития современного музея представляется то, что в сохранении наследия музей не ограничивается фиксацией дошедших до нас из прошлого артефактов, но делает попытку моделирования самого процесса производства культуры, составления культурного текста. Для усиления чувственного восприятия музейного предмета, его стараются поместить в среду, или имитирующую условия его бытования, или максимально к ней приближенную.

Отсюда интерес музейщиков к интерьерным экспозициям, созданию музеев под открытым небом и другим приемам такого рода. В Нижнем Новгороде таким музеем является Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья, который является хранителем не только материальных свидетельств культуры, но и нематериальных - традиций, фольклора, народных праздников. «Общество старых нижегородцев» существующее при музее Горького более 40 лет и охватывающее посетителей старшего поколения постоянно проводит собрания, выпускает рукописный журнал. В ряде случаев на основе элементов существовавшей традиции конструируется новая - так в Государственном музее Горького проводятся «горьковские» елки, аналогичные тем, что проводились при Максиме Горьком, литературные гостиные также продолжают горьковские традиции. В Музее нижегородской интеллигенции проводятся «четверги на Полевой», которые поддерживают «дух» дома сестер Невзоровых. Однако данная функция не получила широкого распространения в практике музеев Нижнего Новгорода. Фактически все вышеперечисленные мероприятия можно отнести к культурно-образовательной функции.

Кроме экспозиционного пространства, значительную роль играют и охранные и визуальные зоны, и, кроме того важен процесс моделирования архитектурно-пространственной среды. Но практически все музеи нагорной части Нижнего Новгорода находятся в рекреационных зонах (Верхне-Волжская набережная, Большая Покровка), то есть музеи не могут быть инструментом социально-пространственной активизации территории, потому что эти зоны сами «работают» на музеи; Музеи заречной части в большинстве своем находятся на территории предприятий, вне рекреационных зон заречных районов (Центр Сормова, Центр Автозавода).

О роли музеев в социально-пространственной активизации возможно говорить при «освоении» Кремля. Существует Концепция использования башен Нижегородского кремля, разработанная рабочей группой под руководством директора департамента по охране и использованию историко-культурного наследия Н. Бахаревой. Проект предусматривает, в частности, создание в башнях нескольких музеев (музея Нижегородского кремля, музея реставрации Нижегородского кремля, музея археологии, музея ополчения 1612 года, музея восковых фигур).

Создание музеев в башнях Кремля является составной частью комплексной программы и тесно связано, а точнее зависимо от других ее элементов. Например, создание музея Нижегородского Кремля в Никольской башне, является следующим этапом после того, как была восстановлена историческая связь кремля и Большой Покровской улицы - открыт мост через Зеленский съезд к Никольской башне. В свою очередь вид на Никольскую башню с Покровки открылся после сноса гостиницы «Москва», на месте которой собирались построить новую гостиницу, которых так не хватает городу. Однако после сноса «Москвы» кроме прекрасного вида на Кремль обнаружилось и древнее захоронение, в результате чего строительство было приостановлено. Вместе с тем, реконструкция гостиницы «Москва» наряду с локально регенерационными задачами преследовала масштабные градостроительные цели, связанные с социально-пространственной активизацией Кремлевского бульвара и территории откоса с переброшенным через Зеленский съезд мостом.

Существует и проблема реанимации Нижневолжской набережной, в решении которой определенная роль отводилась музеям. Сейчас набережная представляет собой пыльное загазованное шоссе, застроенное административными и производственными зданиями. Вопрос устройства набережной, ее интеграции в городскую жизнь обсуждался давно. В 1983 году у подножия знаменитой Чкаловской лестницы, которая фактически ведет в никуда, началось сооружение музейно-мемориального комплекса «Площадь Победы», в частности предполагалось установить два катера времен Великой Отечественной войны, построить полукруглый выступ набережной и крытую галерею. Правда, был установлен только катер, который конечно не решил вопроса реанимации набережной.

В перспективе планируется воссоздание Зачатской башни Кремля, в которой, вероятно разместятся учреждения культуры (возможно музей). Вопрос воссоздания башни тесно связан с реанимацией прилегающего участка застройки на Нижневолжской набережной и является перспективным. Башня исторически была проездной и при ее воссоздании должны быть организованы функциональные связи территории Кремля с набережной. Есть и более локальные проекты. Например, Музей истории и культуры Московского района расположен на важной точки этого района - Площади Героев, на пересечении проспекта Героев и улицы 50-летия Победы(бывшая улица XXII партсъезда) Однако площадь Героев не является рекреационной зоной и для ее создания предполагается открытие у входа в музей небольшой парк скульптур, и возможно, открыть кафе. Таким образом, можно говорить о том, что в данный момент музеи не могут стать полноценным инструментом социально-пространственной активизации территории.

Итак, можно сделать вывод, что большинство музеев Нижнего Новгорода в свою деятельность строят исходя из устаревших представлений о социальных функциях музея. Упор в работе делается в основном на сохранение коллекций, но не на открытие и представление их публике. Музеи по-прежнему в своей деятельности ориентируются на просветительство, это функция подавляет собой все оставшиеся, прежде всего досуговую. Просветительством музеи занимаются в самой устаревшей форме, по инерции донося до посетителя информацию назидательным тоном. Многие же посетители (музейная аудитория) приходят в музеи просто провести свободное время. Отсутствие долгосрочных программ планирования, стратегии развития также свидетельствуют о полном непонимании современной социокультурной ситуации.

 

Автор: Змеул А.А.