07.02.2012 4558

Характеристика музеев Нижнего Новгорода в конце XX-начале XXI вв.

 

Согласно полевому исследованию, в Нижнем Новгороде по состоянию на 1 января 2003 года действуют 50 музейных сетевых единиц. За музей-единицу подсчета принимается т.н. сетевая единица - отдельный музей, отдел, филиал, экспозиция, имеющие свое помещение, ведущие учет посетителей и взимающие отдельную входную плату.

Формальное, то есть юридическое определение понятие «музей», дано в Федеральном законе от 24 апреля 1996 г. № 54 -ФЗ «О музеях и музейном фонде Российской Федерации». Согласно статье 3 этого закона Музей - это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения- и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Также этим законом предусматривалась регистрация музея в органах культуры и регистрационных органах, а также лицензирование музея. Однако, в соответствии с федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ? «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» такого понятия как «лицензирование музеев» не существует.

Также действуют институции, называющие себя музеями, но по сути такими не являющиеся, в их коллекции не имеются музейные предметы («Музей скульптуры под открытым небом», «Музей восковых фигур»). С другой стороны существует Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства, формально не музей, но устраивающий выставки музейного уровня и создающий новую институцию. Арсенал современного искусства и культуры, в деятельности которого будет большая музейная составляющая. Такие противоречия показывают то, что сегодня понятие музей более чем размыто.

Испытывает кризис и прежняя классификация музеев по формам собственности. Появились новые формы собственности (муниципальная, частная). То, что прежде в музееведческой практике именовалось государственными музеями сегодня можно разделить на государственные и муниципальные (согласно Конституции России государственная и муниципальная власть разделены). Государственные музеи - подчиняющиеся либо федеральным органам власти, либо органам власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и финансирующиеся из их бюджетов (регистрируются как государственные учреждения культуры - ГУК). Муниципальный музей - подчиняющиеся органам местного самоуправления (муниципального образования) и финансирующиеся из их бюджетов (регистрируются как муниципальные учреждения культуры - МУК).

Термин «ведомственные музеи» на сегодняшний день представляется устаревшим и не точным, так как слово «ведомство» обозначает лишь государственные органы управления. Термин «музеи организаций» представляется наиболее полным и точным, так как термин «организация» в юридической лексике обозначает предприятие, учреждение, общественную или иную организацию. Эта группа музеев подразделяется на три подгруппы: музеи, работающие на общественных началах (например, школьные), музеи, введенные в состав организаций- учредителей на правах секторов, музейных групп и музеи и введенные в состав организаций- учредителей на правах самостоятельных отделов (например, некоторые музеи ВУЗов). Термин общественный музей или народный, ныне также неточен. Заменой ему, по всей видимости, станет следующий тип: музеи - самостоятельные общественные организации (объединения). Сейчас такая форма музеев регистрируется как автономная некоммерческая организация культуры (АНОК), однако статус большинства общественных музеев Нижнего Новгорода в данный момент остается неурегулированным. Появился и новый тип музея - частный.

Таким образом, используя данную классификацию 50 музейных сетевых единицы в Нижнем Новгороде имеют следующий юридический статус: 11 государственных (в том числе 6 филиалов и центр современного искусства), 7 муниципальных (в том числе 4 филиала), 27 музеев организаций, 2 музея - самостоятельных общественных организаций и 3 частных музея. Музеи организаций можно разделить на музеи действующие при ВУЗах, школах, предприятиях, а также при библиотеках и общественных организациях (они объединены в группу «прочие»).

Таким образом, видно, что основная часть музеев сосредоточена в нагорной части города (68%), причем большинство в историческом центре (52%). В нагорной части сосредоточено абсолютное большинство государственных музеев (100%), муниципальных (86%) и музеев ВУЗов (100%). Напротив, большинство музеев, работающих при предприятиях расположены в заречной части города (73%). Эти музеи также составляют большинство музеев заречной части города (69%). Музеи - самостоятельные общественные организации, а также школьные и частные музеи распределены примерно равномерно.

Несмотря на финансовый кризис, в 1990-е годы в городе росло число музеев - появились Русский музей фотографии, Нижегородский мемориальный музей-квартира А.Д. Сахарова, музей А.С. Пушкина (филиал Нижегородского литературно-мемориального музея Н.А. Добролюбова). Возникали и новые производственные музеи, так были созданы музеи истории Горьковской железной дороги, «Паровозы России», ОАО «РУМО», компании «Нижновэнерго». Традиции церковного древлехранилища продолжает открытый в 1998 году при Духовной семинарии Нижегородский православный музей. Открылись частные музеи - музей самовара И. Ладышева и музей деревянной скульптуры А.И. Новикова «Зеленая веточка»

Ряд музеев в 1990-е годы изменили свой юридический статус. Мемориальный музей «Нижегородская радиолаборатория» в 1998 году постановлением губернатора области был передан из ведения Завода имени Фрунзе ННГУ им. Лобачевского. В 2000 году статус государственного учреждения Нижегородской области получил Русский музей фотографии, а в 2003 статус муниципального учреждения Нижнего Новгорода получил музей истории и культуры Московского района. В двух последних случаях изменение статуса де-юре признавало статус, сложившейся де-факто. Изменение статуса музея «Нижегородская радиолаборатория» привело к существенным изменениям в работе этой институции.

В данной статье будет подробно рассмотрена деятельность всех государственных и муниципальных музеев Нижнего Новгорода, то есть семи музейных институций, объединяющих 17 музейных единиц. На эти музеи приходится абсолютное большинство посещений музеев всей Нижегородской области, кроме того, эти музеи наиболее репрезентативно отражают ситуацию в музейной сфере как Нижнего Новгорода, так и в среднем по России.

1. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ННГИАМЗ).

В самом сложном положении на рубеже 1980х-90х годов оказался созданный за годы советской власти гигантский Историко-архитектурный музей-заповедник. Краеведческие музеи были определены в позднем советском музееведении как «музеи комплексного профиля, собрания которых документируют историю и природу конкретного административно-территориального региона». Структура краеведческого музея состояла из обязательных I) отдела природы; 2) отдела истории дореволюционного прошлого; 3) отдела истории советского общества, и при необходимости и возможности существующих коллекций мог дополняться и другими отделами. Такая структура была и у ГГИАМЗ.

Кризис проявился на всех уровнях: идейном, управленческом, материальном. В конце 1980-х стало ясно, что в прежнем виде музей-заповедник существовать более не может и его необходимо реформировать: проводить децентрализацию и реэкспозицию в Главном здании (которое большинство горожан по-прежнему называют краеведческим).

Децентрализация состоялась в октябре 1991 года, когда решением Совета народных депутатов Нижегородской области, а также в соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и переходом к самостоятельному формированию своих бюджетов его филиалам в районах области (Семеновский историко-литературный, Семеновский краеведческий, Семеновский музей художественных промыслов, Богородский краеведческий, Павловский исторический) с 1 января 1992 года был придан самостоятельный статус.. В 1989-1993 годах в ведение Патриархии были возвращены три собора, ранее входивших в состав музея-заповедника и монастырский комплекс в Макарьеве. Это достаточно чувствительно ударило по ННГИАМЗ, потому что, например, на Рождественскую церковь, в которой располагалась экспозиция народных промыслов, приходилась половина посетителей ННГИАМЗ. В 1991 году был ликвидирован Музей истории Горьковской областной организации КПСС в Кремле. Другие музеи-филиалы были перепрофилированы. В 1991 году мемориальный музей Я.М. Свердлова был преобразован в выставочный зал «Покровка, 8», с сохранением в витринах фрагментов прежней экспозиции.  В 1993 году Музей сестер Невзоровых был преобразован в Музей нижегородской интеллигенции.

Экспозиция по развитому социализму была разобрана в 1987 г., в музее-заповеднике, как и в большинстве российских краеведческих музеях, начались мучительные поиски. Музей переключился на: выставки из «прекрасного» - дореволюционного и «трагичного» - советского прошлого.

Так, на выставке «Шик и романтика старины», из фондов были впервые показаны костюм, мебель, предметы быта конца 19 - начала 20 века. Прошла и выставка «Хотелось бы всех поименно назвать» (Об отрицательном влиянии культа личности Сталина на процесс строительства социализма. 1928-1953 гг.). Окончательно экспозиция в Главном здании ИАМЗ, посвященная истории области исчезла в 1994 году, когда на капитальный ремонт было закрыто главное здание - особняк Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной. Идея ремонта казалась проста - пока ремонтируется фондохранилище, его роль выполняет само здание, потом экспонаты возвращались в фондохранилище и ремонтировалось уже главное здание. Всю работу планировалось проделать за 2-3 года. Но из-за отсутствия финансирования работы были прекращены. Сейчас особняк Рукавишникова находится в аварийном состоянии.

Что касается, новой экспозиции то вот, что в 1989 году поэтому поводу заявляла заместитель директора Горьковского ГИАМЗ, а в 1990-2002 гг. директор Нижегородского ГИАМЗ, 3: Халимулина: «Наш край знаменит нижегородской ярмаркой - она же всемирную известность имела! На примере ярмарки можно было бы показать все стороны жизни - это богатейший материал. Мы могли бы показать, как торговали, чем, кто съезжался в город и развернули бы все это на подлинниках, пусть и в ущерб общим темам, которые мы традиционно «даем» на фотокопиях». Эта идея реализована не была, и на многие годы ННГИАМЗ занял оборонительную позицию - в течении десяти лет сотрудники музея на вопрос о будущей экспозиции отвечали примерно так: «Сначала дайте денег на ремонт здания, а потом поговорим». Обнадеживающим фактом выглядела реализация проекта «Семь нот», который должен был стать пробным шаром в создании экспозиции по XX веку. В конце 2001 года музей-заповедник стал победителем конкурса Института «Открытое общество» (Фонда Сороса - Россия) на создание экспозиции по истории XX века. «Семь нот» были представлены осенью 2002 года в Дмитриевской башне Кремля. Проект, так красиво выглядевший на бумаге, на деле оказался бессмысленным нагромождением экспонатов, при котором замысел «история в нотах» абсолютно не читался.

Сегодня образ ННГИАМЗ в головах горожан весьма специфичен. Старшее поколение вспоминает лестницу и чучела животных в закрытом здании на Откосе. В письмах, направленных в местную прессу, старшее поколение нижегородцев говорит о том, что «раньше, мальчишками, мы сами, без учителей и родителей бегали в исторический музей поглазеть на чучела разных зверей, на макеты всяких битв».  В сознании горожан нет образа единого музея города и региона. Многие считают, что раз закрыто главное здание музея, то у города нет своего музея. В этом во многом виноват сам музей, о том, что это целая сеть музеев посетитель вряд ли узнает. На билетах нет информации о филиалах, как нет плакатов с информацией в музеях.

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья - уникальный музей под открытым небом, включает 14 построек русской деревни. Также предусматривалось размещение отдельных усадеб мордвы, татар, чувашей, отражающих своеобразие их материальной и духовной культуры. Но музей практически не предлагает никаких программ для своих посетителей, народные праздники проводятся редко.

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области - это музей-база, где могут работать и работают народные мастера - с фабрик и индивидуалы. Изучают, делают зарисовки, получают консультации. Долгие годы музей был фактически не доступен, сейчас ситуация изменилась, однако, два сотрудника не в силах осуществить яркие проекты, которые то и дело возникают.

В Музее нижегородской интеллигенции воссозданы быт и дух интеллигентского дома конца 19 - начала 20 века. Музей проводит краеведческие и музыкально-литературные вечера из цикла «По четвергам на Полевой. Перекличка поколений».

В двух своих выставочных залах - «Покровка, 8» и в Дмитриевской башне Кремля часто проводятся коммерческие и привозные выставки - оренбургские платки, персонажи детских телевизионных сериалов, эротические предметы и игрушки, голограммы, орудия пыток, то есть за последние годы образ краеведческого музея в умах очень многих сильно искажен.

В ведение ННГИЛМЗ находятся также Нижегородский Кремль и Нижегородский Острог. В последние годы активизировалась деятельность вокруг Кремля, однако работы по Острогу свернуты. Здание Острога передано музею, но не используется. В условиях хронического отсутствия финансирования ННГИЛМЗ начал сдавать свои помещения в аренду.

«Не затонуть бы «Титанику», - так в 1998 году выразилась бывший директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника 3. А. Халимулина. Речь шла о вверенном ей учреждении. За прошедшие десять лет музей фактически «выпал» из культурного пространства города. Растерянность была присуща всем краеведческим музеям, но растерянность давно переросла в тихую агрессию, в нежелание контактировать с кем-либо, а историях закрытием главного здания только усугубила ситуацию. Теперь музей-заповедник занял оборонительную позицию. Из связки музей - власть- общество последнее звено оказалось исключенным. ННГИАМЗ, как и многие историко-краеведческих музеев в конце 1990-х по-прежнему находится в условиях отсутствия, постоянной экспозиции. Проблема выбора модели музея отошла на второй план из-за резкого неприятия коллективом современной социокультурной ситуации.

2. Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ).

Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) сегодня заявляет о своих амбициях быть главным музеем региона, на данный он единственный крупный музей, работающий в городе. Собрание музея действительно уникально, первоначально оно складывалось за счет пожертвований Петербургской Академии художеств, отдельных художников и коллекционеров, с 1918 года в фонды музея поступали национализированные частные коллекции, ценности из закрытых церквей и монастырей, произведения из различных музеев и организаций. Несколько работ Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова передал музею М. Горький.

Ныне в фондах музея 10,7 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Коллекция русского искусства НГХМ выгодно отличается от подобных коллекция; других региональных музеев России своей цельностью и полнотой, что дает возможность проследить последовательно историю национального искусства - от древнерусской иконописи до современных произведений, созданных в последние годы XX века. Основу собрания составляют произведения мастеров русского искусства 18-20 вв. (Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, И.Е. Репина, В.А. Серова, Рериха, Кустодиева, В.В. Кандинского и др.). Отдельное место в экспозиции занимают произведения непосредственно связанные с историей и культурой Нижегородского края. В коллекции зарубежного искусства - произведения мастеров Италии, Германии, Франции, Голландии. Фландрии и др., небольшое собрание произведений декоративно-прикладного искусства Китая и Японии 16-20 вв. Существенным вкладом в формирование раздела новейшего современного искусства стала коллекция произведений живописи и графики художников «русского зарубежья»: О.Н. Щелкова, М.М. Шемякина, Э.И. Неизвестного и др. Она была закуплена у редакции «Литературной газеты» по решению Нижегородского областного Совета народных депутатов и в 1992 году передана музею. Местонахождение музея в Кремле, в бывшем губернаторском доме, где до 1990 года располагался горком КПСС, также говорит в пользу его «главности». Музей заявляет, что синонимом культуры в современном мире во многом является художественный музей. Свою миссию музеи, «сокровищница памятников национального и мирового значения», формулирует следующим образом: Музей - эталон художественной культуры региона, формирующий его эстетическое пространство.

- Музей рассматривает человеческую культуру через призму эстетического идеала.

- Музей предлагает традиционные и экспериментальные программы, предназначенные всем возрастам.

- Музей формирует доброжелательную и комфортную атмосферу, в которой творческие элементы и обучение приятны и интересны для зрителей и значимы для всего общества.

- Музей близок, доступен и открыт всем.

В 1989 году только что выбранная на; волне перестройки директором музея В.Н. Кривова заявила: «Новое время требует новых форм работы, не традиционного показа картин, произведений искусства, а духовного общения, диспута, обмена мнениями, душевного разговора, исходной точкой которого явилось бы произведение искусства, экспозиция, выставка». А в 1990 году в жизни НГХМ произошло знаменательное событие, которое рассматривалось как начало нового этапа: музею был передан бывший дом губернатора, в котором до этого располагался горком КПСС. 18 мая 1990 года был подписан договор, в котором предусматривалась передача здания горкома в аренду музею на пять лет, позже музей получил это здание в бессрочное пользование.» 1 января 1991 года на капитальный ремонт было закрыто здание музея на Откосе, а 11 сентября 1992 состоялось открытие Художественного музея в Кремле. Бывший горком с его коридорно-кабинетной системой был приспособлен под музейные нужды, была выстроена новая экспозицию, в которую, в частности вошли произведения, до этого хранившиеся в запасниках, например в бывшем кабинете первого секретаря - поставили Кустодиева - «Русскую Венеру», в кабинете второго секретаря разместили экспозиция русской живописи 20 века. Однако новое здание не воспринимается горожанами, некоторые до сих пор считают, что «музей где-то на Откосе», многие считают, что «он в Кремле временно». Общее мнение сформулировала директор одного нижегородского музея: «Там (имеется ввиду особняк Сироткина) был Музей с большой буквы, а здесь - казенный дом». Пресса тоже отражает эту тенденцию: «все нижегородцы, конечно, любят особняк в кремле, но старшее поколение знало и приходило в другое здание, на Верхне-Волжской набережной». Данное мнение разделяют и рядовые горожане, в своем письме читатель Н. Н. Лебедев отмечает: «был художественный. Мы заходили туда, чтобы постоять у любимых картин. Их было очень много, среди них были ценнейшие. Сейчас музей располагается в губернаторском доме Кремля, но там явно выставлено не все, что можно было бы показать».  Необходимо отметить, что на самом деле в Кремле и экспозиционная площадь больше, и выставлено больше чем в особняке Сироткина.

Такое отношение горожан к зданию музею объясняется не только привычкой, но и тем, что слова сказанные директором более 10 лет назад и записанные в миссии остаются всего лишь словами, это не более чем пожелательная ситуация. Диалога, о котором говорила Валентина Николаевна Кривова, не получилось. Хотя если брать официальные данные, предоставляемые музеем, есть 100 тысяч посетителей в год, одна выставка сменяет другую, проводятся лекции, музей зарабатывает деньги зарубежными выставками, казалось бы, музей живет. Но эта жизнь, при ближайшем рассмотрении оказывается ущербной и неполноценной.

Нет внятной выставочной политики, упор в основном делается на выставки современных нижегородских художников. Должен ли музей работать в режиме обыкновенного выставочного зала? Или можно проводить и выставки из запасников, и обменные выставки с другими музеями. Они, конечно, проходят, но крайне редко, ведь требуют гораздо более-сложной подготовительной работы, чем персональные выставки нижегородцев. Музей заявил о проекте « «Музейные запасники: время перемен», который предусматривал серию выставок из фондов музея. Однако, пока прошла только одна выставка. Периодически проходят зарубежные выставки, правда, последняя состоялась летом 2001 года. Истинным прорывом для музея стала выставка современных художников «Высокое напряжение», которая являлась совместным проектом с «Нижновэнерго». К чести музея, стоит отметить, что он никогда не проводил непрофильных выставок.

Что касается того, что «музей предлагает традиционные и экспериментальные программы, формирует доброжелательную и комфортную атмосферу, в которой творческие элементы и обучение приятны и интересны для зрителей и значимы для всего общества», то, к сожалению, это опять же не соответствует действительности. Основные экскурсии вполне традиционны:

- Обзорная экскурсия по НГХМ;

- Произведения Б.М. Кустодиева в НГХМ;

- Русское искусство рубежа 19-20 вв. в НГХМ.

Лекции проводятся только для школьников в рамках абонемента, и при этом, сотрудниками, недавно пришедшими в музей. Конечно, выстроить работу с более взыскательной взрослой аудиторией гораздо сложнее, требуются не только знание, но и понимание материала, умение вести диалог. Ни о каких «экспериментальных программах» и «творческих элементах» нет и речи. Интересные проекты, например образовательный проект для дошкольников, остаются лишь на бумаге. В то же время, по словам директора музея «приоритетным направлением является работа с посетителями, образовательные программы. Хотелось бы ввести новые игровые формы работы». В качестве примера директор ставила Бостонский музей изобразительного искусства.

Еще одна позиция, заявленная в миссии, а именно то, что «музей близок, доступен и открыт всем» также не соответствует действительности. Совершенно не используются возможности замечательного зала на третьем этаже музея, обладающего прекрасной акустикой и вместимостью 300 человек. Проводившиеся там некогда концерты не получили продолжения. А ведь концерты - это и повод вспомнить о музее, привлечь новую аудиторию, и, в конце концов, заработать деньги. В то же время по словам директора «сделать нижегородский художественный музей местом общения и культурной жизни, я думаю, можем и мы. В Америке в музее может быть кафе. В Метрополитен-музее в Нью-Йорке проходят показы мод, встречи интеллигенции». Но, наверное, главная проблема музея, это уже закрытое больше десяти лет здание музея на Верхне-Волжской набережной. Здание стоит, медленно разрушаясь, и уныло взирает на Волгу. В числе прочих есть концептуальная проблема, связанная со зданием на Откосе - размещение экспозиции в двух зданиях. Современные требования к реконструкции музейных зданий предполагают, что они «делаются» подо что-то конкретное, а не абстрактно под «музей» или под «живопись». Для решения этой проблемы можно было бы привлечь экспертов, в том числе и из крупнейших художественных музеев России. Казалось бы, это сугубо профессиональная проблема, но на самом деле экспозиция должна быть разделена так, что бы было понятно, где что находится, не только музейщикам, но и людям, не искушенным в искусстве. Привлечение партнеров, создание попечительского совета, могли бы сдвинуть с метровой точки историю с реконструкцией здания на Откосе. И, вполне возможно, что история, случившаяся в 2001 году, а тогда, к памятнику федерального значения - особняку Сироткина, в котором располагается музей, была сделана пристройка, не только исказившая облик здания, но и ставшая причиной трещин, появившихся в фундаменте музея, имела бы другое завершение.

Создается впечатление, что в музее все делается случайно. Нет продуманной концепции, нет стратегии развития, деятельность музея абсолютно непрозрачна. Ситуация в НГХМ поражает двумя парадоксальными по своим масштабам расхождениями: разницей между ценнейшей коллекцией, одной из лучших среди региональных художественных музеев, и той ролью, что играет музей в жизни города. Во-вторых, НГХМ - это пример того, как слова расходятся с делами. На словах - желание наладить диалог, а на деле музей все более отдаляется от посетителя и городского сообщества. Музей становится не «эталоном художественной культуры региона, формирующим его эстетическое пространство», а учреждением, в котором формально подходят к выполнению своих функций. Вряд ли в такой ситуации, возможно, говорить о какой-либо особой атмосфере в музее.

3. Государственный ордена Почета музей Горького.

Государственный музей Горького (основан в 1928 году как Литературный музей, современное наименование с 1956 года) - объединение, в состав которого входят три музея - Литературный музей, Музей детства A.M. Горького «Домик Каширина» и Музей-квартира A.M. Горького. Музей A.M. Горького определяет свою миссию - роль музея в культурной, социальной, экономической жизни Нижнего Новгорода, в России и за ее пределами следующим образом:

- Создавать культурную ауру, особенную нравственно-психологическую атмосферу высокой духовности, утверждая ценность наследия А.М. Горького как одного из выдающихся русских писателей, поддерживать интерес к нему как к человеку творческой судьбы, отразившей важнейшие стороны художественного и духовного развития России конца XIX века - первой половины XX века, как к одной из центральных и характерных фигур истории и культуры XX столетия, объективно освещая его жизнь и творчество;

- Быть источником знаний об истории культуры, литературы Нижегородского края, свидетельствовать о непрерывности культурного процесса, о лучших достижениях творческой мысли в наследии писателей-нижегородцев, писателей-горьковчан и писателей, творчески связанных с Нижним Новгородом;

- Охраняя традиции, быть музеем современным, то есть способным в своей профессиональной деятельности поднимать актуальные вопросы современности, быть местом диалога различных национальных культур;

- Быть воплощением идеи стабильности, где посетители получают положительные эмоции, благодаря общению с классическим наследием русских писателей, с музейными предметами-памятниками истории и культуры, местом интеллектуального отдыха, активно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- Расширяя доступ к музейным коллекциям, широко и эффективно используя их во всех видах музейной деятельности, добиваться привлечения в музей самой разнообразной публики с помощью образовательных и культурных программ;

- Путем развития новых форм деятельности, укреплять контакты с другими музеями.

Имя Горького для Нижнего Новгорода особенное, он входит в пантеон самых известных героев города, его имя город носил почти 60 лет, в прошедшие годы имя Горького не переставало звучать в общественной жизни, особенно в конце 1980-х во время дискуссий о социализме, о будущем. Пик горьковской темы пришелся на 1987-1990 годы, когда активно обсуждался вопрос возвращения исторического имени городу. Тогда же было и время открытия «другого» Горького. Государственный музей Горького смог не только выстоять в сложных условиях, но и, благодаря гибкому и умелому управлению превратиться в активный, динамично развивающийся музей. Так что нижеприведенные слова, взятые из отчета музея, не кажутся пустым звуком. «В повести «Фома Гордеев», сто лет назад Горький написал о Нижнем Новгороде: «А мне нравится наш старый славный город. В нем хочется жить широкой жизнью хочется работать много и серьезно». Музей Горького на родине писателя стремиться вести свои дела именно так: широко и серьезно». Амбиции музея стать главным и лучшим музеем региона имеют под собой весьма значительные основания.

Сейчас Государственный ордена Почета Музей Горького, самый посещаемый музей Нижегородской области - 200 тысяч посетителей в год. Музею Горького удается сохранять такой высокий уровень посещаемости благодаря умелой политике: одно событие сменяет другое: выставки, вечера, лекции, дни открытых дверей, детские елки. Программы музея рассчитаны на самые разные вкусы, возрасты, интересы, потребности. И в этом видна вдумчивая работа, в том числе, и попытка, наладить диалог с посетителями, что не всегда легко - российский посетитель воспитан в традициях благоговение перед музеем-храмом, а благолепие не предполагает диалога.

Музей провел серию экспериментальных выставок «Музейный предмет - современное мышление», целью которых является внедрение новой экспозиции в музейный контекст, введения яркого визуального ряда в контекст музея. Это выставки «Неустанное движение жизни» и «В ином контексте», а также инновационный экспозиционный проект «На дне» - 100 лет обмана и надежд?».

Музей всегда занимал активную позицию в жизни города: это и письмо в Горсовет по поводу переименования города, и позиция в связи: со строительством метро.  Сегодня музей также чрезвычайно активен: социальные проекты (Солнце «На дне»), проекты по культурному туризму («Сказочный Макарий», «Анненковы: реалии романтической любви»), проекты по развитию партнерских связей («Музей-купец. Купец-музей»), большой проект по развитию музея «Океанический человек». Музей отличается большим количеством партнерских связей.

Цель нижегородского Литературного музея - создание среды, которая бы способствовала духовному и интеллектуальному развитию личности, способствовала ее самоопределению в системе нравственных ценностей, воспитывала любовь к российской истории, культуре и родному краю. Горький в этом здании не был, но здесь разворачивалось действие романа Ивана Рукавишникова «Проклятый род». Литературный музей расположен в бывшем купеческом особняке (к. 19 века, архитектор Н.Д. Григорьев) В.М. Бурмистровой, сохранившем почти полностью свое внешнее и внутреннее убранство. Мраморная лестница, бархатные французские гобелены, бронзовые люстры служат историческим фоном экспозиции, посвященной культурной и литературной жизни Нижнего Новгорода в конце 19-начале 20 века. В 1991 году Литературный музей был закрыт на реставрацию, в 1993 году была открыта новая экспозиция «А. М. Горький и родной город», которая раскрывает многообразие связей писателя с Нижним Новгородом, его историей, событиями, людьми.  Включение рассказа о жизни и творчестве A.M. Горького (Горький и родной город 1868-1936) в широкий историко-культурный контекст эпохи и. в историко-культурную среду Нижнего Новгорода. Таким образом, музей, уделив внимание писателям-нижегородцам, вернулся к замыслу Горького иметь в Нижнем Новгороде Литературный музей. Здесь, рядом с горьковскими представлены материалы о жизни и деятельности поэтов и писателей А. Д. Мысовской, Л. Г. Граве, В. Г. Короленко, И. С. Рукавишникова, фотографов А. О. Карелина и М. П. Дмитриева, музыканта В. Ю. Виллуана и других деятелей культуры.

Основной контингент посетителей музея - индивидуальные посетители, самостоятельно осматривающие экспозицию, проводящие в музее по 3-4 часа. Экскурсии в музее проводятся по следующим темам: A.M. Горький. Личность. Судьба. Творчество; Горький и нижегородская культура на рубеже веков; Русская душа русским словом говорит о русском народе; Горький и революция. Новый взгляд на традиционную тему; «Горький без грима». Творчество Горького советских лет; За строкой романа Горького «Жизнь Клима Самгина» - Преподобный Серафим Саровский; «Правда вымысла и реальность факта» (нижегородские купцы в литературе). Музеи является постоянным местом встреч городской интеллигенции, проведения традиционных и нетрадиционных литературных вечеров, выставок и т.д.

Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина», открытый 1 января 1938 года - мемориальный и бытовой музей, создан «по мотивам» автобиографической повести А. М. Горького «Детство». Создатели музея, строя экспозицию, опирались, прежде всего на эту книгу а также на воспоминания потомков Кашириных, самого писателя, на тот план дома, который он начертил в последние годы жизни. Дом построен в конце 18 века купцом Брызгаловым, в период 1852-1872 принадлежал деду Горького -старшине нижегородского красильного цеха В.В. Каширину, где Алеша Пешков жил со своей матерью в конце 1871- начале 1872 гг. Музей занимает непосредственно Дом, две прилегающие к нему постройки и два служебных здания.

В экспозиции - «взаимопроникновение» художественного мира повести и «жестокого реального мещанского мира со «свинцовыми мерзостями» и победным прорастанием сквозь него «яркого, здорового, творческогодоброго - человечьего». Олицетворение «добра» - образ бабушки Лкулины Ивановны. В музее реализуется много программ, ориентированных на детскую аудиторию. По сути «Домик Каширина» совмещает в себе два музея - бытовой и детский.

Музей-квартира Горького, открыта 15 сентября 1971 года. Эта последняя квартира Горького в Нижнем Новгороде, в которой писатель жил с сентября 1902 года по 1904 год. В этот период его имя было уже популярно. Здесь он завершил работу над пьесой «На дне» и были сделаны первые наброски романа «Мать». В экспозиции - 2000 мемориальных вещей семьи Пешковых. В создании экспозиции принимали участие многие родственники писателя. С 2000 года в квартире действует Литературное кафе «Зеленая гостиная» - комната для приема гостей. В 2001 году здесь была проведена выставка «Без четверти вечность» (музейная коллекция часов нижегородских писателей и артистов). В музее постоянно проводятся литературные вечера.

Таким образом, Государственный музей Горького, сохраняя, лучшие традиции, не перестает развиваться. По словам директора музея Т.А. Рыжовой: «жаловаться, что денег нет, мы не можем. В данный момент важной задачей представляется создание на базе «старого» музея Музея-заповедника Горького. Музей видит перспективы своего развития: им реализуется проект «Океанический человек» (так называл A.M. Горького Б. Пастернак): Музей в XXI веке» (в рамках международного проекта по культурной политике сетевой программы по культуре и искусству, Будапешт, грант Института «Открытое Общество»), в результате которого будут разработаны перспективы развития Государственного музея А.М. Горького на ближайшие три года и десять лет. Цель проекта состоит в поиске возможных путей развития музея в будущем, попытке привнести в музейное планирование точку зрения культурологов и на основе сопоставления структурных моделей настоящего и будущего построить перспективу желательного и нежелательного развития музея в целом и его филиалов, определить стратегию развития. Государственный музей Горького, смог понять, что приходится конкурировать с другими учреждениями культуры, он предлагает новые продукты на рынке культурных услуг, выступает с инициативными проектами, привлекает профессионалов, зарабатывает деньги с помощью музейных проектов, а главное, делает культурное наследие живым и востребованным. Директор музея Т.А. Рыжова своим примером смогла доказать, что музея - это не скучное и пыльное собрание вещей, а живой организм, что сохранение традиций и отгораживание от внешнего мира не есть одно и тоже, что музей - это не резервация. При этом A.M. Горький, одна из ключевых фигур мифологии города, был не только не забыт, наоборот, его имя, его наследие, благодаря усилиям музея, постоянно актуализируется.

4. Нижегородский литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова.

Музей Добролюбова одним из первых почувствовал изменяющуюся конъюнктуру. Музей «прошел сложный путь от скромной мемориальной экспозиции, до музейного объединения, взявшего под свою опеку в нашем крае память об Аввакуме Петрове и П.И. Мельникове-Печерском, А. С. Пушкине и А.Д. Сахарове» (в итоге были созданы музеи Сахарова и Пушкина) . Словом, музей Добролюбова в конце 1980-х- начале 1990-х участвовал кажется во всем. По его инициативе был создан Пушкинский клуб, здесь начали проводится выставки-продажи и аукционы, а мемориальный дом стал «образцом быта провинциального священника». Личность самого Н.Л. Добролюбова отошла за всем этим на второй план.

Сегодня в музее «рассказывается о человеческом феномене, вундеркинде, человеке, который «сам себя сделал». Мемориальная экспозиция, действительно очень уютная, существует сама по себе, она повествует о быте семьи священника Добролюбова. В фондах хранится большое количество мемориальных вещей, книг, переданных семьей Добролюбовых. Проводятся традиционные экскурсии: «Жизнь и творчества Н.А. Добролюбова», «Детские и юношеские годы Добролюбова» и «Жизнь и быт семьи священника Добролюбова».

Что касается литературно-мемориальной экспозиции, созданной в 1986 году, то сначала (в середине 90-х) были разобраны первые четыре зала, а в 2001 году и оставшиеся четыре, которые были посвящены деятельности Н.А. Добролюбова в журнале «Современник». В планах музея - реэкспозиция историко-литературной экспозиции «Жизнь и деятельность Н.А. Добролюбова», будущее содержание которой держится в строжайшем секрете. Пробным шаром можно считать выставку «Романтики подслеповаты», представленную сначала на 4 музейной биеннале в Красноярске в июне 2001 года, а затем уже в Нижнем Новгороде. Правда длилась она всего лишь один месяц - июль 2001 года.

Проект имел полное название «Романтики подслеповаты: очки и очкарики сквозь линзу Времени» и реализовывался в рамках темы биеннале «Искусство памяти». Приведу описание проекта, данное его автором, заместителем директора музея Г. Дмитриевской: Основа концепции проекта - убеждение, что одна из наиболее актуальных знаковых примет ушедшего и надвигающегося тысячелетия, выраженная языком музейного экспоната, это очки. Если как минимум последние два столетия были веком «человека читающего» - HOMO LEGENS, то сейчас Человек, читающий книгу уходит в прошлое и скоро станет реликтом. Однако в 19-20вв. именно книжники -очкарики-романтики двигали прогресс и были катализаторами социальных преобразований. Начитавшись книг, они, как и скрытый герой, экспозиции музея Добролюбова Николай Добролюбов, начинали «мучиться вопросом, отчего же все страдают и как помочь этому горю». Они искренне верили в то, усилием своей воли, таланта, знаний, энергии могут преобразовать этот мир и сделать его счастливее.

В экспозиции использованы портреты кумиров прошлой эпохи: от Добролюбова и Чернышевского до Чехова и Ремизов: это «очкарики». Сквозь какие очки они смотрели на мир? Розовые? Черные? Во всяком случае, безнадежно расплывающийся перед их близоруким, испорченным чтением при свечах и лампадах, несфокусированным взглядом мир в их мечтах и иллюзиях представал четким и упорядоченным. Очкарики то теряли очки, то забывали их, то разбивали, тут же лишаясь ясной картины мира и блуждая в тумане. Точно так же в результате их социальных или научных экспериментов четко выписанная схема всеобщего благоденствия расплывалась и приходила к очередной катастрофе, в независимости от благих побуждений, вызванных, книжностью мировоззрения и воспитания. Прослеживается зависимость: книга - очки - иллюзия - романтика - попытки переустроить мир. Человек этого столетия смотрит не в книгу, а в компьютер, носит не очки, а контактные линзы. Как это скажется на будущем благоустройстве мира? Будущее покажет. Видят ли это будущее откуда-то сверху ушедшие в мир иной романтики? Мы не знаем

Ведущий экспонат экспозиции - очки времен Николай Добролюбова. Дополнительные экспонаты - коллекция старинных и современных очков и портретов великих очкариков. Современный раздел экспозиции авторы посвятили очкарикам XX века, включая Джона Траволту. «Наша экспозиция шла от своего «героя», была музейной по сути. К тому же оказалась остроумной и оригинальной». Доходный дом, в котором располагалась литературно-мемориальная экспозиция, стал в прямом смысле доходным, здесь проводятся выставки-продажи и антикварные аукционы! Заирский малахит и прибалтийские черти, уже стали отличительным знаком этих выставок-продаж. В музее также работает 11 любительских объединений, в том числе Театр поэтов и Школа поэтов, проводятся «Улыбышевские встречи», а также большое количество коммерческих выставок, в частности летом 2002 года проходила выставка «Ужасы телесных наказаний».

Позиция музея очень четко заявлена на его сайте: «вернуться к практике социально-культурного заказа в конце 80-х годов», просто вперед в прошлое. При этом в музее не перестают утверждать, что они находятся «в процессе поиска новых подходов и решений». В целом политика музея складывается из трех составляющих: ориентация на школьный учебник, православие, коммерческие выставки.

Театр поэтов, телесные наказания, взятие «под опеку памяти»,. выставки-продажи, православие, аукционы, заирский малахит - все это само по себе, видимо, замечательно, но в этом калейдоскопе не прослеживается никакой логики. Музей уже более десяти лет находится «в поиске», который, по мнению его руководства, видимо предполагает сдачу площадей под сомнительные выставки, ожидание помощи от государства и нахождение в состоянии иллюстрации к школьному учебнику. В данный; момент музей превратился в абстрактный «культурный центр», который вовсю использует свое выгодное географическое положение - в центре города, на Лыковой дамбе.

5. Нижегородский мемориальный музей-квартира А.Д. Сахарова.

Музей Сахарова создавался как уникальный пример демократизации нашего общества, развития его правового сознания. В обстановке ссыльной квартиры - документальный рассказ о нижегородских предках А.Д. Сахарова, о его работе над созданием ядерного оружия в Арзамасе-16 и его борьбе за сокращение ядерных испытаний. «Мы привлекаем внимание к тем общечеловеческим ценностям, которые он (А.Д. Сахаров) отстаивал: уважение к человеческой личности и ее правам, гражданская ответственность, интеллектуальная и политическая свобода».

Вокруг создания этого музея было сломано немало копьев. Инициативу взял на себя музей Добролюбова, однако Е. Г. Боннэр, у которой создатели музея попросили согласия, была категорически против создания музея Сахарова, тем более государственными структурами. Она заявила, что «Андрей Дмитриевич терпеть не мог мемориальные музеи вообще, да и ко всем остальным относился сдержанно».  Однако впоследствии, Боннэр в своем письме написала: «Я против музея одного имени - культа, но история - другое дело». Как сказал бывший директор Пономарев: «мы хотели сделать так, чтобы квартира ссыльного академика стала объединяющем началом- мемориальной экспозицией и общественно-культурным клубом, собранием материалов правозащитного движения, жертв репрессий». Таким образом, музей предполагалось сделать своеобразным центром по изучению правозащитного движения в стране и штаб-квартирой его участников. Однако музей стал известен не как центр правозащитного движения, а в основном благодаря скандалам с отделением от своего учредителя - музея Добролюбова и со сменой директора. Музей Добролюбова, по словам его директора, «не смог убедить городское руководство в необходимости особого внимания к созданию в нем экспозиции, достойной мирового уровня, не привлекли влиятельных и достойных спонсоров в лице, например АН GCGP или ЮНЕСКО, наконец, допустили принятие решения о его преждевременном отделении для самостоятельной жизни». Однако, глядя на то, что происходит сейчас в Музее Добролюбова, вряд ли стоит сожалеть об отделении музея. Музей стал самостоятельным с 1 января 1992 года, а уже в 1993 году вокруг должности директора разгорелись судебные тяжбы.

На данный момент в музее-квартире по фотографиям и воспоминаниям воссоздана типологическая обстановка на момент вселения Сахарова, так как, в музее нет мемориальных вещей: после того, как в конце 1986 году Сахаров вернулся в Москву, ссыльную квартиру начали активно ремонтировать. В состав музея также входят и соседние, соединенные между собой квартиры, в которых расположены служебные помещения и выставочный зал. Сформирована экспозиция, но у нее нет единой концепции, она состоит из разрозненных фрагментов - раздел, посвященный Сахарову, фрагменты инсталляции Даниэля Шриера, материалы, предоставленные в 2001 году музеем ядерного центра в Сарове. Посетители могут познакомиться с видеоматериалами и аудиозаписями из фондов музея.

Музей проводит с 1992 года конкурс теоретико-публицистических работ памяти А.Д. Сахарова: «Свободомыслие: его прошлое, настоящее и будущее». В конкурсе принимают участие школьники и студенты, журналисты, ученые и все заинтересованные граждане. По итогам конкурса музей издает сборник «Свет свободомыслия», кроме того, раз в два года проходят «Сахаровские чтения», проводится конкурс детского рисунка и тому подобное.

Понятно, что музею пора выйти на принципиально новый уровень развития. Благодаря созданному в прошлом году Попечительскому совету из представителей городской администрации и нижегородских бизнесменов, сформировалась материальная база. Силами района проведено благоустройство территории около дома, а на деньги спонсоров закуплена оргтехника и мебель. Но не это главное, музею необходимо четко сформулировать свою концепцию, если Е. Г. Боннэр, сначала выступавшая против создания музея, видела его как центр по сбору информации о правозащитном движении в Горьком, то сам музей видит свою миссию в том, что бы быть центром, занимающимся мониторингом современного состояния прав и свобод человека. Кроме того, продолжается сбор информации о репрессированных горьковчанах. Создание полноценного музея-центра, посвященного свободам и правам человека, личности, кажется наиболее оптимальным решением. Память о Сахарове не только в сохранении мемориальной квартиры, но и в продолжении тех идей, из-за которых, он собственно и оказался в ссылке в Горьком.

6. Государственный Русский музей фотографии (РМФ).

Нижний Новгород по праву может гордиться мастерами фотографии, но вот с фотомузеем городу явно не повезло. В городе, овеянном славой всемирно известных имен, долгое время вообще не было специального музея фотографии. В принципе, идея музея много лет витала в воздухе, высказывалась и в 1920-х годах, и в 1970-х, но для его создания была необходима коллекция. После революции наследие Карелина, Дмитриева и прочих нижегородских фотографов, частично было утрачено, частично рассеяно по многочисленным собраниям, частным и государственным (музей-заповедник, московский и нижегородский музеи Горького, нижегородский областной архив).

Инициативная группа оформилась к началу 1990-х в общественную организацию «Нижегородский фотографический фонд «Дмитриев и Карелин»«, которая и занялась организацией будущего музея, для которого была необходима коллекция. Члены фонда предполагали взять экспонаты из архивов и других музеев, но эта идея была, естественно отвергнута. Также они требовали присвоения музею статуса государственного: у В. Войтенко, одного из активистов фонда, были грандиозные планы по созданию музея. Кроме того, большая коллекция была собрана другим участником инициативной группы, историком-краеведом и фотографом М. Хоревым. Однако за несколько месяцев до долгожданного открытия музея он, ссылаясь на ряд причин (в частности, отсутствие сигнализации в помещении), отказался передавать коллекцию музею.

Распоряжением мэра города Д. Беднякова под музей был отдан первый этаж дома №9 по улице Пискунова, в котором когда-то работали Дмитриев и Карелин. А губернатор Немцов выделил на музей 1 миллион рублей «подъемных». В итоге, когда 8 сентября 1993 Русский Музей Фотографии все-таки открылся его директором стал фотограф В. Войтенко, которому «достались» название и первый этаж, а Хорев остался с коллекцией, которая не передана музею до сих пор. Экспозиция музея представляла собой два небольших зала с минимальным количеством подлинников. Дальше - хуже. По сведениям местной прессы В. Войтенко, уверенный в своем монопольном праве на проведение фотовыставок в городе, наотрез отказывался с кем-либо общаться. РМФ позиционировал себя как «первый и единственный музей фотографии в России». Однако, за прошедшие годы в Нижнем Новгороде было реализовано немало интересных проектов, например, два международных фестиваля фотографии «РгоЗрение», выставки фотографий Дмитриева и Карелина в Государственном музее Горького и галерее «2/2», серия выставок современных нижегородских фотографов в кафе «Дионис». Однако РМФ не принимал в перечисленном никакого участия, проводя выставки фотолюбителей и сдавая свои площади в субаренду. Единственным ярким проектом стал «Взгляд через столетие», осуществленный совместно с Центром современного искусства «Кариатиды» (НФ ГЦСИ) и московским художником В. Куприяновым. Со стороны музея партнером выступала заместитель директора по научной работе и руководитель местного отделения Союза фотохудожников России В. Перепелова. Но то было исключение, которое подтвердило правило: директор РМФ В. Войтенко не желает находить партнеров, а значит, эффективно управлять современным музеем.

В 2000 году Русский музей фотографии получил статус государственного. В начале 2002 года В. Войтенко ушел на пенсию, и Министерством культуры Нижегородской области был объявлен конкурс на замещение должности директора, в результате которого новым директором музея стала В. Перепелова. На данный момент в музее произведен ремонт, создана новая небольшая экспозиция, состоящая из подлинников и небольшой выставочный зал. Изменилась и выставочная политика - теперь в музее проходят выставки профессиональных фотографов. Решаются проблемы со зданием, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин пообещал содействие в расширении площадей музея. История с Русским музеем фотографии, ставшим заложником амбиций своего прежнего директора, наглядно показывает к чему приводит отсутствие общественного контроля, за деятельностью музеев.

7. Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства МК РФ (НФ ГЦСИ).

В Нижнем Новгороде сложилась парадоксальная ситуация: самой активной и инициативной институцией в музейной сфере является не музей, а Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства МК РФ (НФ ГЦСИ). НФ ГЦСИ был создан решением министерства культуры России в июле 1997 года на базе центра современного искусства «Кариатида», созданного в свою очередь в 1990 году Л. Гор и Л. Сапрыкиной. Такая схема создания НФ ГЦСИ была выбрана в связи с тем, что у «Кариатиды» имелись широкие партнерские связи, был накоплен большой опыт работы, имя центра было хорошо известно. Таким образом, интеллектуальный ресурс общественной организации был использован государством. Созданный в 1991 году как галерея современного искусства «Кариатида», центр с самого начала заявил о себе. Сегодняшняя деятельность НФ ГЦСИ направлена на продвижение современного искусства в культурное пространство региона и поддержку инновационных проектов. Среди таких проектов - «Архотека» - архив новейшей архитектуры, международные фестивали фотографии «РгоЗрение», серия видео показов «Полиэкран», экспертное участие в программе «Культурная столица Поволжья».

Но в рамках данного исследования интересна «музейная» составляющая деятельности Центра. НФ ГЦСИ выдвинута идея создания мощной культурной институции - музейно-выставочного центра современного искусства в здании Арсенала - памятника архитектуры на территории Кремля. Рабочее название проекта - «Арсенал. Территория современного искусства». Функции Арсенала не будут ограничиваться лишь музейно-выставочными, здесь будут и резиденции художников. В «послужном списке» НФ ГЦСИ осуществление различных проектов в рамках Арсенала: в 1999 году была проведена выставка «Технические символы века», в котором НФГСЦИ сотрудничал с производственными музеями и современными художниками. В 2000 году проводился семинар «Технология партнерства», осенью 2001 года был издан «Путеводитель по техническим музеям Нижегородской области» , в июне 2002 года проведен архитектурный семинар по Арсеналу. В 2003 году здание Арсенала было передано из ведения Министерства обороны в ведение Министерства культуры. I июля 2003 году в Арсенале открылась первая выставка - «Проекция».

НФ ГЦСИ представляет также выставочные экспозиции музейного уровня. По истине музейной можно назвать выставку «Память тела» (организованную совместно с музеем истории Санкт-Петербурга и петербургским фондом искусства и культуры «Институт ПРО АРТЕ»), с триумфом представленную также в Москве и Санкт-Петербурге, выставку «Взгляд через столетие» (совместно с РМФ). В апреле 2001 года проводилась выставка «Мода и стиль в фотографии. Жерар Юпера и Сара Мун». Выставка проходила в рамках Дней Франции и была подготовлена совместно с Московским Домом Фотографии. В Нижнем экспозиция открылась на неделю раньше, чем в Москве и на 10 дней раньше, чем в Музее моды и текстиля в парижском Лувре.  Но у центра есть и свои проблемы, так не хватает выставочных площадей, в Доме архитектора, где располагается офис центра, выставляться невозможно, поэтому используются возможности музея «Нижегородская радиолаборатория», выставочного комплекса. В АО «Нижегородская ярмарка», офиса Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Последнее время в России прослеживается тенденция формирования на базе музейно-выставочных центров, национальных и региональных полифункциональных культурных институций, причем этот процесс идет не «сверху». К таким центрам можно отнести Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге, называемый «координационным центром отечественной культуры», Тольяттинский краеведческий музей, создавший Содружество музеев Поволжья. Культуртрегерская деятельность этих институций, возникшая не по указке сверху, а по их собственной инициативе включает различные проекты - образовательные, научные, выставочные. Эти институции проводят различные семинары, тренинги, направленные на укрепление коммуникативных связей с посетителями, другими институциями, стимулирование инициатив. Деятельность НФ ГЦСИ показывает, насколько эффективней деятельность институции, которая не находится в плену догм. Можно констатировать, что НФ ГЦСИ за десять лет своего существования прошел путь от выработки стратегии своей деятельности до превращения в ресурсный центр, занимающийся продвижением крупных проектов, формирующих имя не только самому НФ ГЦСИ, но и всему Нижнему Новгороду. Фестиваль «РгоЗрение» позиционирует город как фотографический центр Поволжья, с помощью «Архотеки» Нижний превращается в архитектурную столицу России, а программа «Культурная столица» вписывает целый регион в европейские культурные сети.

Материал, позволяет сделать вывод о том, что нижегородские музеи, являющиеся составной частью культурного пространства города, одновременно находились с ним в сложном взаимодействии. Музеи, как и прежде, остались особой формой локальной культуры, многофункциональным институтом социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации музейных предметов. Проделав типичный для крупного областного центра России путь, нижегородские музеи к концу 80-х оказались в центре противоречивых изменений, происходивших в стране, в целом, и в Нижнем Новгороде, частности. Необходимо, отметить, что во многом внешние факторы влияли на деятельность нижегородских музеев, ведь в локальном музее, как в зеркале отражается (или должна отражаться) специфика конкретного региона.

С одной стороны нижегородские музеи полностью соответствовали пространственно-временным характеристикам города: территориальное расположение музеев копировало сложившуюся структуру города, а процессы, начавшиеся в музеях в конце 1980х- начале 1990-х в определенной степени отражали общественно-политическую ситуацию в городе. Социальный климат в Нижнем Новгороде в 1990-е был крайне благоприятным для различных культурных инициатив, однако тогда же стали проявляться и противоположные тенденции - на фоне эволюции Нижнего Новгорода от «культурной провинции» к «культурной столице», в некоторых нижегородских музеях стали заметны процессы отгораживания от города.

Таким образом, поведенческие модели музеев Нижнего Новгорода в культурном пространстве города можно разделить на две основные группы: консервативную и прогрессивную.

Консервативная модель. Деятельность музеев, относящихся к этой группе, характеризуется высоко степенью закрытости. Их экспозиции, большинство из которых созданы ещё при советской власти, отличаются крайне низким уровнем. Эти музеи предлагают также устаревшие музейные программы, закрыты от контактов с городскими сообществами, другими музеями. Также в этих музеях культивируется «культ нищеты» - на отсутствие должного финансирования списываются все проблемы-Представители музеев данной группы уверены, что отсутствие должного финансирования дает музею «неприкосновенность» от всякого рода критики. Привлечение этими музеями материальных средств из внебюджетных источников не представляется возможным, опять же по причине непрозрачности деятельности музеев.

К консервативной группе относится абсолютное большинство музеев Нижнего Новгорода. Однако это группа неоднородна, в ней можно выделить два наиболее характерных типа - «законсервированный» музей и «консервативный» музей с элементами приспособления к современной ситуации. «Законсервированный» музей - это музей, остановившийся в своем развитии на уровне конца 80-х годов. Здесь полностью сохранены экспозиции, темы экскурсий, прежними остались и сотрудники. К этой группе относятся, прежде всего, заводские и школьные музеи, у некоторых из них сменились названия и собственники, но прежний дух в них остался.

Тип «консервативный» музей с элементами приспособления к современной ситуации» гораздо более интересен. Ему присущи все характеристики консервативной поведенческой модели, вместе с тем есть и особенности. Так, эти музеи ведут достаточно агрессивную политику в прессе - имея доступ к медиа-ресурсам они «продвигают» свои абсолютно фантастические идеи, вроде «возвращения к государственному заказу», то есть возвращение к прежней практики функционирования музеев, что в данный момент неактуально. Кроме того, менеджмент музеев вполне освоился в новой экономической ситуации и активно сдает музейные площади. К этому типу музеев относятся крупнейшие музеи города -Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, Нижегородский художественный музей и Нижегородский историко-мемориальный музей Н.А. Добролюбова. Особый тип этой группы составляют музеи, созданные на волне перестройки, на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Речь идет, прежде всего, о Русском музее фотографии и мемориальном музее-квартире А.Д. Сахарова. Факт создания этих музеев был «вспышкой» на унылом позднесоветском музейном небосклоне. Однако после создания эти музеи фактически перестали развиваться, так и не создав даже полноценной экспозиции.

Прогрессивная модель музеев характеризуется высокой степенью прозрачности своей деятельности. Они предлагают интересные и экспериментальные выставки. Кроме того, у институций данной группы существует большое количество партнерских связей, что в итоге приводит к успешным совместным проектам. Несмотря на то, что это группа крайне малочисленна (к ней относятся Государственный музей Горького и Нижегородский филиал ГЦСИ), деятельность этих институций крайне важна, так как они задают определенную планку, к которой теоретически должны стремится остальные музеи. Однако на практике этого не происходит.

Таким образом, многие учреждения культуры Нижнего Новгорода, бывшие при тоталитарном режиме составной частью пропагандистской машины, не смогли «вписаться» в новую реальность. В ситуации, когда сверху перестали поступать указания как надо работать и до минимума было сведено финансирование, необходимо было искать новые пути выживания и развития. Но некоторые музеи пошли по простому пути - крича о защите «духовности» и «нравственности», они сдавали свои помещения в аренду. Не желая налаживать новые формы работы что бы привлечь посетителей, музеи, превративлись в места «для своих». Абстрактная работа для «вечности», а, по сути, нежелание реагировать на современную социокультурную ситуацию фактически привели к тому, что многие музеи находятся вне культурного поля Нижнего Новгорода.

 

Автор: Змеул А.А.