08.02.2012 8117

Эволюция взглядов на конституционализм в зарубежной политической науке

 

О конституционализме как о политической реалии заговорили в эпоху буржуазных революций XVIII-XIX веков, когда проблема ограничения конституционными рамками прежде абсолютной власти монарха либо замены ее иным, подконтрольным «народу» институтом стала основной и требовала своего скорейшего решения.

Наиболее лаконично конституционализм как идея о наличии в государстве реально действующей конституции, обеспечивающей соблюдение прав человека и реализацию принципа разделения властей, была сформулирована во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции» (ст.16). Предыстория же конституционализма как предмета более или менее научных (познавательных) исследований уходит глубоко в древность, к самым истокам политико-правовой мысли.

Религиозно-мифологические представления древних евреев, согласно которым единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем народом и является его главой - верховным законодателем, правителем и судьей, - предполагали именно договорной характер власти, который в последующем выразился в теории общественного договора как предпосылки возникновения конституционализма.

Согласно древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти император Китая концентрировал всю власть в себе, это его внутренняя сила, он - верховный правитель Поднебесной. Все же остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - это лишь помощники личностной власти правителя, что означает временный, т.е. срочный, избирательный характер исполняемых ими полномочий. Данное утверждение восходит к современным основам состязательности, срочности и избирательности в формировании публичной власти, осуществляющей свои полномочия на договорных, паритетных началах - принципах конституционализма.

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие - основы законодательной, исполнительной и судебной власти соответственно - олицетворяла богиня Маат. Божественный характер земной власти фараона, жреца, чиновника и официально одобренных правил поведения, источников тогдашнего права - обычаев, законов, судебных решений - означал их соответствие или возможность соответствия естественно-божественному порядку справедливости. Это в какой-то степени формулирует некий субстрат «правды-справедливости», который в последующих естественно-правовых концепциях стал обозначаться как естественное право, что в современной науке соответствует термину «естественные права личности» и является предпосылкой возникновения конституционализма.

Разумеется, действительность была далека от того, что писалось, но важен сам факт, что уже на самом раннем этапе развития политической мысли встречаются прототипические формы и элементы конституционализма.

Древнешумерские мифы, воспринятые Вавилоном во II тысячелетии до н.э., в качестве покровителя справедливости - законности в нашем понимании - рисуют бога Шамаша, который жестоко карал все лживое и злое. Нарушить «стезю Шамаша» - значит совершить преступление, нарушить право, т.е. нарушить закон, превысить свои полномочия, ущемить права личности. Здесь явно прослеживается эволюция принципа верховенства закона и соблюдения неотъемлемых прав личности как основ конституционализма.

Согласно зороастризму государство, в котором нашли свое воплощение древнеперсидские мифы, должно быть воплощением некоего небесного царства Ормузда, а монарх - его служитель - должен защищать подданных от зла и насаждать добро, борясь в государстве со злом. Сословное деление общества основывалось на свободном выборе каждым того или иного рода занятий, что в определенной степени напоминает современную трактовку конституционного принципа права личности на свободный труд, самоопределение, свободу нравственного выбора.

Таким образом, мы можем констатировать, что уже на самых ранних этапах развития человечества обнаруживаются, хотя и в наивной форме, в виде абстрактных представлений, еще не претендующих на звание какого-либо законченного учения или теории, предпосылки возникновения особой модели взаимодействия общества (народа) и государства, получившей свое развитие в последующие эпохи. Это модель конституционализма.

Под заметным влиянием мифолого-религиозных представлений формировалась и развивалась политико-правовая мысль Древней Индии. В основе идеологии брахманизма лежит тезис о делении общества на четыре варны - сословия, члены которых были относительно свободны в пределах своей варны, хотя два первых сословия - брахманы и кшатрии - были господствующими, а два остальных - вайшьи и шудры - практически во всем подчинялись им.

Конечно, говорить о каких-либо явных признаках конституционализма не приходится, но стоит отметить относительную свободу жителей каждой из варн, ведь именно свобода является залогом совершенствования не только мысли, но и жизни человека во всей ее полноте и сложности.

Отметим также, что идеологами брахманизма составлялись многочисленные дхармашастры и дхармасутры - своеобразные правовые сборники - конгломераты, которые были призваны унифицировать жизнь древних индийцев, подчинив их воле «закона», «всеобщего закона». Безусловно, это не были законченные конституции, но подобные схематично-упрощенные сборники норм, правил, обычаев стали исторически первыми попытками каким-то образом подчинить волю - имеется в виду негативная семантика слова - всех членов общества определенным нормам поведения.

В буддийском каноне IV-III в. до н.э. «Дхаммападе» в противовес брахманизму отчетливо «проявляется тенденция к ограничению роли и масштабов наказания, особенно при отсутствии вины. Восхваление дхаммы означает восхваление законности, законного пути. Представления о естественном характере законов миросозерцания и общественного устройства были последовательно развиты школой локаяты, согласно которой все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей, а виднейший представитель данной школы Брихаспати отмечал также, что все явления естественны. «Ни в опыте, ни в истории не находим мы никакого проявления сверхъестественной силы. Мораль естественна: она вызвана общественным соглашением и выгодностью, а не божественным указанием». Мы полагаем, подобные высказывания локаятиков позволяют говорить о том, что их политическое и правовое сознание является одним из самых ранних вариантов светской концепции естественного права как неотъемлемого атрибута конституционализма.

Основатель даосизма Лао-Цзы, живший в VI в до н.э., отстаивая права народа и каждой личности на свободу, жилище и труд, трактовал дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей и естественную закономерность и понимал его как справедливость и добродетель. Он говорил, что в отношении к дао все равны, т.е. закон для всех един и право на жизнь, свободу, жилище, труд есть у всех. По сути, Лао-Цзы сформулировал принцип естественных прав личности. Объясняя сущность социально-политического неравенства людей он писал: «Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них было отнято. Человеческое же дао наоборот: оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». В этом смысле дао понималось как естественное право непосредственного действия, что открывало определенные перспективы в толковании и обосновании естественных прав личности, которые органично вливаются в понятие конституционализма.

Развивая патриархально-патерналистскую концепцию государственного устройства, Конфуций (551-479 до н.э.) свой политический идеал правления видел в основах знания и добродетели. Требование конфуцианства соблюдать в государственном управлении принципы добродетели -правила ритуала, человеколюбие, забота о людях, почтительное отношение к родителям, преданность правителю - существенно отличало его от типичной для Древнего Китая практики деспотичного правления и отвергания моральных сдержек в политике, а ведь так называемая система «сдержек и противовесов» - это одна из составляющих современной модели конституционализма.

Неслучайно Конфуций всегда призывал к достижению внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления, говоря о необходимости преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, китайский философ высоко ценил блага гражданского мира.

Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), последовательно развивая идею естественного равенства всех людей и обосновывая договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной власти, большое внимание уделял вопросу о признании всеобщего равенства людей: «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди - слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы (люди) почтительно служили небу». А если учесть тот факт, что Небо в моизме - это образец и идеальная модель человеческих взаимоотношений и идеал государственного устройства, то становится ясным и очевидным признание моизмом важности построения взаимоотношений народа и государства на основе равенства, уважения и справедливости - древних постулатах современного конституционализма, о котором, конечно, еще не было и речи. Выдвигая идею договорного происхождения государства и управления, Мо-Цзы тем самым v оправдывал важную для конституционализма идею единой для всех справедливости и единой законодательной власти, которая была направлена против вседозволенности и произвола местных властей и сановников, прибегающих к жестоким и необоснованным наказаниям и насилию.

Как видно из вышесказанного, мыслители Древней Индии и Древнего Китая пытались не только описать те или иные реалии, но также стремились разработать относительно строгие и последовательные учения, способы организации справедливых отношений между обществом и государством. На данном этапе развития общественно-политической мысли были заложены твердые основы для дальнейшего формирования законодательной власти как залога справедливости, порядка и гармонии в обществе и государстве. Признавая авторитет верховного правителя, ученые говорили о возможности ограничения вседозволенности и всевластия за счет соблюдения особых поведенческих норм, правил, обычаев. Вопрос социального неравенства и необходимости перераспределения материальных благ уже на данном этапе требовал своего разрешения. Сформулированные идеальные модели и формы организации внутригосударственной жизни получили свое развитие в будущем. «Закон для всех един!» - это своеобразный девиз политической мысли описанного выше исторического периода. Уже в Древнем Китае говорили о договорной сущности государства и принадлежности верховной власти народу, а не императору, верховному правителю и т.п. Поэтому мы можем говорить о том, что идеи Древнего Китая и Древней Индии были плодотворно восприняты последующими эпохами и реализованы в современной модели конституционализма.

В трудах ученых и философов Древней Греции мы обнаруживаем вполне определенные прообразы современного конституционализма как модели взаимодействия общества и государства. Центральной посылкой, обеспечивающей системное понимание конституционализма, является доктрина естественного права, достаточно четко сформулированная еще древнегреческими философами, разработавшими почти все основные принципы и признаки конституционализма, конечно, применительно к своему времени. Античная эпоха подарила миру политико-правовой институт верховенства закона, договорную теорию происхождения государства, с учетом предыдущих учений Древнего мира были разработаны концепция естественного права и положение о принадлежности власти гражданской общине.

Попытки Гомера и Гесиода рационализировать представления о нравственном, этическом и правовом порядке в человеческих делах и отношениях получили развитие в творчестве семи мудрецов: Фалеса, Питто-ма, Бианта, Периандра, Солона, Клеобута, Хилона. Их основным постулатом было господство законов, справедливых в силу своей природы, в политической жизни полиса. Биант говорил, что наилучшее государственное устройство предполагает равную боязнь граждан закона и тирана, если бы таковой был. Хилон полагал, что лучшим полисом является тот, где закона слушаются больше, чем оратора. «Повинуйся законам», - это основа политических взглядов Хилона. Согласно учению Солона (около 638 - 559 гг. до н.э.) государство нуждается в законном порядке. Закон - это самое большое добро для полиса, а наибольшее зло - это беззаконие и междоусобица. Солон установил такой политический режим, который буквально был пронизан идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных, т.е. здесь вполне уместно говорить об «античном конституционализме», который отвечал политико-правовым запросам того времени. Солон был одним из первых, кто четко сформулировал и реализовал систему «сдержек и противовесов». Взяв государство в свои руки, он произвел отмену частных и государственных домов, упразднил кабалу за прошлые долги, запретил на будущее обеспечение ссуды личной кабалой, разделил афинское население на четыре класса в зависимости от имущественного положения, подорвал авторитет ареопага вновь учрежденным Советом 400 - представительным органом, призванным осуществлять законотворческие функции. Само понятие закона Солон трактовал как сочетание права и официальной силы полиса, а не силы одной из противоборствующих сторон.

Пифагорейцы и их идейный вдохновитель Пифагор (580-500 гг. до н.э.) заложили основы теоретического обоснования понятия «равенство», говоря о нем как о воздаянии равным за равное. Идеалом для пифагорейцев был полис, в котором главенствуют справедливые в силу своей природной справедливости законы.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) последовательно различал естественное право и позитивные законы полиса, полагая, что они восходят к разумному началу, и отождествляя разумное, справедливое и законное. Подобный тезис может служить ориентиром для любого современного государства, которое пытается строить свои отношения обществом на основе конституционализма. Сократ также был уверен, что править должны знающие, а это означает следующее: принцип компетентного правления должен всегда коррелировать с самой сущностью государства.

В своем диалоге «Государство» Платон говорил о том, что в идеальном государстве правление философов и действие справедливых законов -это два взаимозависимых аспекта единого проекта. В диалоге «Политик» Платон утверждал, что политика есть царское искусство, «требующее знания и умения управлять людьми; если правители будут обладать такими способностями, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них». А во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться только через законы. Исходя из принципа законности, Платон способы правления - монархию, власть немногих и власть большинства - делил на правильные и неправильные. Законная монархия - царская власть, незаконная - тирания; законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия; демократия с законами и без законов. Таким образом, принцип законности - один из основных принципов конституционализма - находит свое признание в платоновских схемах, хотя ему и отводится второстепенная роль.

Интересны в плане развития идеи конституционализма рассуждения Платона в его диалоге «Законы». 37 правителей платоновского государства избираются, что характерно, путем многоступенчатых выборов, проводимых при помощи четких и последовательных способов избирания народом своих руководителей. Предоставляя правителям обширные полномочия, Платон говорил о том, что они прежде всего - «стражи законов». Здесь уже четко проводится мысль об обязанности власти соблюдать законы и действовать от имени закона во благо народа, причем Платон утверждал, что «правителям так же, как и народу, предписаны законы, которые по существу являются справедливыми и устанавливаются ради общего блага государства, а не какой-то отдельной группы, захватившей власть. Мы признаем, - отмечает философ, - что там, где законы установлены в интересах нескольких людей, речь идет не о государственном устройстве, а о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя». Платон рекомендует законодателю быть умеренным, т.е. ограничивать власть правящих, с одной стороны, и свободу управляемых - с другой. Платон полагал, что практика применения системы «сдержек и противовесов» является одним из главных постулатов успешного и справедливого правления. Мысль древнегреческого мыслителя идет дальше остальных: «на страже законов должно стоять правосудие». Платон считал, что государство, в котором «суды надлежащим образом не устроены, перестает быть государством». Напомним, что независимый судебный контроль за конституционностью законов является одним из основных принципов современного конституционализма. Выступая за активность суда, Платон отмечал его важность для законного управления государством, хотя правосудие у него так и не получило своей самостоятельности, своей особой государственной функции, что играет важную роль в системе отношений между гражданским обществом и государством на основе конституционализма.

Правопонимание Аристотеля сводится к тезису о тождественности законного и справедливого. Само право он делил на естественное и условное: «естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его; условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, то это безразличие прекращается». Признавая неотчуждаемость естественных прав личности - необходимой составляющей современной модели конституционализма,- Аристотель считал, что и естественное, и волеустановленное право носят сугубо политический характер. Он писал, что «всякий закон в основе предполагает своего рода право. Следовательно, право должно найти свое выражение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означает скатывание к неполитическому, деспотическому правлению. Политическое правление - это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - уравновешенный разум». По существу, Аристотель в своих рассуждениях обосновал и теоретизировал еще один признак конституционализма - верховенство основанного на праве закона, который с течением времени лишь уточнялся и корректировался.

Эпикур идеальной формой политического устройства считал такую, при которой господство законов сочетается с максимой свободы индивида. Подобное утверждение Эпикура позволяет говорить о том, что он был одним из первых, кто предпринял попытку теоретизировать основополагающий принцип конституционализма - принцип свободы личности.

Римские мыслители и юристы также внесли большой вклад в развитие понятий о справедливости, законности, естественного и позитивного права. Свои мысли по вопросам государства и права Цицерон освятил в трудах «О законах», «О государстве». Определив государство (respublica) как выражение общего интереса всех его свободных членов и их согласованное правовое общение, Цицерон заложил мощный теоретический фундамент юридизации понятия государства, которая переросла с течением времени в политико-правовую доктрину правового государства. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон трактует как грубое нарушение справедливости и, прежде всего, права. Главным достоинством государства со смешанным типом правления Цицерон считает правовое равенство его граждан. Римский оратор ратовал за взаимное равновесие политических сил в государстве, подчеркивая необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий между магистрами, советом первенствующих людей и народом. В своем учении о естественном праве Цицерон исходил из того, что справедливость требует не причинять вреда другим и не претендовать на чужую собственность. Естественное право, согласно Цицерону, является воплощением природной справедливости и права. Соответствие или несоответствие человеческих законов естественному праву служит мерилом их справедливости. Говоря о правовой регламентации государственной деятельности, Цицерон полагал, что следует установить «не только для магистров меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». Таким образом, Цицерон впервые сформулировал идею правового государства, дополнил теорию естественных прав личности, обосновал необходимость принципов верховенства закона и системы «сдержек и противовесов», тем самым внес существенный вклад в развитие идей конституционализма.

В целом, античная эпоха сыграла важную роль в становлении современной модели конституционализма. В частности, древние греки и римляне отстаивали идеи верховенства закона и договорного происхождения государства, в значительной степени теоретизировали существующие до них взгляды на естественное право, придав им статус определенной концепции; детально разработали принцип принадлежности, власти гражданской общине; обосновали и по-своему претворили в жизнь институт выборности и ответственности органов государственного управления, ведь непременным атрибутом правильных форм государства является следование истинным законам, которые обязательны для всех и должны препятствовать совершению несправедливости со стороны власть имущих. Поэтому мы с достаточной степенью уверенности можем сказать, что политические идеи античного мира есть не что иное, как реальная и продуктивная предыстория конституционализма.

Своеобразие средневековой политико-правовой мысли объясняется сильным влиянием на неё христианской религии и римско-католической церкви, безраздельно господствовавшей в сфере духовной жизни Средневековья. Одной из центральных проблем средневекового политико-юридического знания оказался вопрос о приоритетах власти: духовная или светская власть должна стоять у истоков государства. Поэтому идея конституционализма рассматривалась в данную эпоху только в контексте поиска решения данного вопроса.

Так, Фома Аквинский (1225-1274 гг.), развивая идею конституционализма, целью государственности считал «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни. Среди всех предложенных Аристотелем форм государства Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии, разделяя ее на абсолютную и политическую, обладающую рядом преимуществ: весомую роль в ней играют крупные феодалы, что является предпосылкой возникновения сословно-представительного строя, а власть государей зависит от закона и не выходит за его пределы и рамки. Такое государственное образование в силу ограничения его законом целесообразней, на наш взгляд, было бы назвать конституционной монархией. Сами законы, по мнению Фомы Аквинского, сосуществуют, образуя строгую иерархию: вечный закон - естественный закон, который является отражением вечного закона в человеческом разуме,- закон человеческий, позитивный, служащий для того, чтобы помочь каждому человеку избежать зла и достигнуть добродетели. Нормы позитивного закона отличаются от естественного тем, что это императив с меняющимся содержанием. Его нормы в разных странах могут быть разными, но общее в них и составляет «право народов», специфическое в них является «правом граждан» отдельного государства. Подобные рассуждения Фомы Аквинского позволяют говорить о том, что идею конституционализма он пополнил необходимостью и потенциальной возможностью соблюдения в любом государстве с учетом национальной специфики неотъемлемых прав и свобод личности.

Идея конституционализма в части народного суверенитета получила свое развитие и в учении Марсилия Падуанского (1275-1343 гг.), считавшего народ источником всякой власти. Данное утверждение заслуживает высокой оценки, как с позиции конституционализма, так и с точки зрения общечеловеческих ценностей. Государственная власть, по мнению Марсилия, действует только посредством издания законов. Право издавать юридические законы имеет народ, точнее его достойные представители. Законы обязательны для всех: для народа и для тех, кто эти законы издает. По сути, Марсилий Падуанский был одним из первых, кто заговорил о возможности разделения властей и провел различие между законодательной и исполнительной властью государства, причем законодательная власть должна определять компетенцию исполнительной и ее организацию. Исполнительная власть осуществляет волю законодателя - народа. Таким образом, идеи Марсилия Падуанского о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, о верховенстве и единстве закона существенно дополнили и обогатили новыми тенденциями идею конституционализма.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в эпоху Средневековья идея конституционализма была дополнена политическим представительством и народным суверенитетом, согласно которым власть духовного владыки исходит от Бога, а светского государя - от народа, передающего на договорных началах исполнительную власть монарху.

Конституционализм как предмет научного познания в его современном понимании берет свое начало в истории Нового времени. Данный исторический период ознаменован переходом от лично-зависимых отношений к индивидуальной свободе, гарантированной упразднением сословного деления и признанием равенства всех граждан перед законом, сменой феодально-сословного представительства представительством на основе всеобщего и равного избирательного права. Появляется обособленная отрасль регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти в центре и на местах, которая в дальнейшем получила название конституционного права.

Политико-философские взгляды Нового времени, в своей совокупности образовывающие достаточно стройное и логическое учение, составили основу теории конституционализма. Так, голландский ученый Бенедикт Спиноза (1632-1677) разработал теорию естественного права и договорного происхождения государства, лежащую в основе конституционализма. Он утверждал, что естественное право запрещает только то, что никто не желает и чего никто не может. В естественном состоянии все равны в том смысле, что все одинаково имеют право на все по своему произволу и желанию. Но в естественном состоянии безопасность каждого из людей недостижима, поэтому сама жизнь диктует переход посредством общего договора в состояние гражданское, т.е. к обществу и государству. Ссылаясь на исторический опыт, Б.Спиноза утверждал, что все люди повсюду находятся в общении и живут в определенном гражданском состоянии. Особенность спинозовской теории состоит в том, что основа конституционализма - естественное право каждого - в гражданском состоянии не прекращается, поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется установленное естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же: верховной суверенной власти, т.е. закона. Конституционно-прогрессивным в учении Б.Спинозы является утверждение о том, что конечная цель государства должна заключаться в освобождении каждого гражданина от страха, обеспечении его безопасности и возможности наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим.

Идеолог английской партии левеллеров Джон Лилберн отстаивал другой основополагающий принцип конституционализма - принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. Прирожденными и неотъемлемыми правами Дж.Лилберн признавал свободу личности и право собственности, свободу совести и печати, свободу промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом. Отстаивая теорию всеобщего избирательного права, политик ратовал за ликвидацию сословий, устранение сословных привилегий и феодальных повинностей. Ученый был глубоко убежден, что в целях предотвращения узурпации власти необходимо избегать сосредоточения всех публично-властных полномочий в одних руках, даже если это будут руки законодателей. Он утверждал, что власть депутатов состоит лишь в издании законов, правил и инструкций для судов и лиц, назначенных по закону для их исполнения, которым должны подчиняться и депутаты, и граждане; неразумно, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Подобное утверждение подразумевает четкое разделение властей и нецелесообразность сосредоточения власти в одних руках, что и является одной из основных задач конституционализма. Целостность народной свободы гарантируется лишь при разграничении власти между депутатами, принимающими законы, и должностными лицами, применяющими их. Для установления в государстве конституционализма Дж.Лилберн считал необходимым отделение суда от администрации и подотчетности должностных лиц парламенту.

Рационалистические трактовки естественного права и общественного договора как концептуальных основ конституционализма появляются уже у Томаса Гоббса и Джона Локка, теории которых дают целостное рациональное объяснение социального порядка, исходя из понимания перспективы революционной катастрофы и поиска путей выхода из нее. Полемика двух ученых по этому вопросу предопределила взаимоисключение политико-правовых доктрин революции: народного суверенитета и представительского правления.

Т.Гоббс впервые использовал достижения естественных наук для изучения общества и государства. Геометрический метод, основанный на математических расчетах, предполагал, что процесс познания идет от установления причин явлений к пониманию их действия. Именно поэтому появилась возможность рассмотреть общество как определенный механизм, подчиненный в своем функционировании известным законам. Учение Гоббса изложено им в трех основных трудах: «Основы философии» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) и «О свободе, необходимости и случае» (1668 г.). Отправной точкой размышления для ученого служила природа индивида как первичного элемента общежития. Человек является существом с двойственной природой: с одной стороны, он является физическим телом и в этом отношении служит объектом изучения общественных наук, с другой - составляет часть государства, «политического тела», в котором выступает в качестве гражданина. Т.Гоббс видел свою задачу в создании на этой основе единой концепции общества, из которой путем дедукции выводятся основные понятия - естественное состояние, общественный договор и государство. Т.Гоббс отрицал гармонический характер своей эпохи, противопоставлял вечные и неизменные принципы естественного права реальной практике взаимоотношений между людьми и подчеркивал изначально индивидуалистическую природу человека. Различая естественный закон как общие правила, основанные на разуме, и естественное право, вытекающее из природы права силы, Т.Гоббс фактически ставил перед собой только одну проблему: как дать реализоваться первому и по мере возможности исключить действие второго. Суть естественных законов выражается известной заповедью: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе. К числу таких законов относятся прежде всего этические нормы поведения. Важнейшими из них являются необходимость стремиться к миру, пока это возможно, рассматривать других людей как равных себе, поддерживать нерушимость права, верность соглашениям и неприкосновенность посредников на переговорах, независимость судей.

Впоследствии эти нормы трансформировались в принципы конституционализма.

«Естественное право человека, вытекающее из его эгоистической природы, дает ему возможность делать все, что угодно, и против кого угодно ради своей пользы. Каждый является судьей самому себе и для достижения своих целей использует те средства, которые он считает возможным использовать. Поэтому в естественном состоянии господствует полная анархия - постоянная война всех против всех, которая не может завершиться чьей-либо окончательной победой. В принципе люди ненавидят и боятся друг друга, а главное чувство, которое ими владеет, - это страх. Поэтому основным движущим мотивом их поведения является самосохранение. Решение проблемы мыслитель видит в преодолении деструктивного индивидуализма естественного состояния путем заключения общественного договора, когда свобода индивида приносится в жертву его самосохранению». Здесь Т.Гоббс исходит из чисто юридической трактовки договора как соглашения двух и более сторон о соблюдении взаимных обязательств, порядке и сроках их исполнения. «Общественный договор носит фундаментальный и длительный характер, он охватывает всех индивидов. Люди объединяются в общество и заключают между собой договор из страха друг перед другом и для создания суверенной власти, которая бы поддерживала состояние равновесия, достигаемого в ходе реализации конституционализма. Расторжение договора допускается только тогда, когда он перестает соответствовать главной цели своего существования - обеспечению безопасности общества. Такая ситуация возникает в случае возникновения угрозы жизни индивида со стороны самого государства. Основным вкладом Т.Гоббса в развитие конституционализма следует считать не разработку теории общественного договора как основы возникновения государства, а стройное и логическое изложение принципа соотношения суверенной власти и права. Человеческое общество, по мнению Т.Гоббса, характеризуется единством воли. Это единство позволяет говорить о гражданском обществе или государстве как о едином лице, в котором воплощается общая воля. На основании согласия многих людей, действующих под влиянием страха, эта воля предстает как всеобщая. Образование государства происходит следующим образом: многочисленные естественные лица объединяются в гражданское лицо либо под влиянием страха, либо в надежде на защиту. В первом случае возникает деспотическое или патримониальное государство, во втором - политическое. Однако в обоих случаях для выполнения основного условия общественного договора, т.е. сохранения безопасности подданных, суверен должен обладать всей полнотой власти. Отсюда ученый делал ошибочный вывод, который можно было бы определить как закон неделимости суверенитета: тот, кто обладает верховной властью, стоит над законом, ибо он творит его сам».

Суверенитет тождественен абсолютной власти и предполагает абсолютное подчинение ей. Общая воля или воля государства не связана гражданским законом или обязательствами по отношению к отдельным гражданам, которые должны беспрекословно выполнять веления высшей власти. Свобода личности - относительное понятие. Согласно математическому определению Т.Гоббса, свобода есть не что иное, как отсутствие препятствий к движению. Свобода в этом случае есть лишь право выбирать степень и способ ее ограничения.

Таким образом, учение Томаса Гоббса дополнило теорию конституционализма такими идеями, как государственный суверенитет, верховенство права, необходимость решения любых конфликтов и проблем правовыми способами, равенство людей и соблюдение их прав и свобод на уровне государства и независимость судей.

Другое направление в теории общественного договора как предпосылки возникновения конституционализма восходит к Джону Локку и политической мысли эпохи Просвещения и Французской революции. Оно использовало теорию общественного договора для обоснования ограничения монархической власти со стороны общества, создав теоретические предпосылки возникновения реального конституционализма. Основным сочинением Дж.Локка по социально-политическим проблемам является «Трактаты о государственном правлении», над которым он работал более десяти лет.

Дж.Локка обычно рассматривают как идеолога Славной английской революции 1688 - 1689 гг., в результате которой были существенно ограничены права короны и заложены основы парламентарного строя. Он последовательно выступал против такой теологической трактовки теории естественного права, из которой вытекает представление о незыблемости и законности монархической власти. Причину отказа людей от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу ученый видел в отсутствии единого центра, регулирующего отношения между людьми и разрешающего конфликты между ними, возникающие из-за взаимного несоответствия свободных воль. Естественное состояние вовсе не тождественно состоянию постоянной войны индивидов друг с другом, скорее даже противоположно ему, однако, содержит потенциальную угрозу таких столкновений ввиду отсутствия общего арбитра для разрешения споров и взаимных противоречий. Поэтому разум требует от людей объединения в общество и создания государства. В результате коренным образом меняется понятие свободы, которое определяется как право на любые действия, не противоречащие законам.

В соответствии с этим в естественном состоянии свобода человека заключается в том, что его воля не связана ничем, кроме законов природы, а в обществе - она не ограничена ничем, кроме его законов, установленных с общего согласия. Переход к взаимоотношениям государства и общества на основе конституционализма возникает при введении таких законов, которые содержат реальные гарантии жизни, свободы и собственности человека.

Частная собственность является фундаментом гражданского общества как основы конституционализма и неразрывно связана со всеми другими правами человека, в том числе и на свободу, как экономическую, так и политическую в рамках установленного закона.

Выделив три власти в государстве - законодательную, исполнительную и федеративную,-Дж.Локк подробно определил их содержание и соотношение. Основной властью в обществе является законодательная, непосредственно вытекающая из общественного договора и составляющая сущность и организующую силу гражданского общества. В трактовке этой проблемы Дж.Локк подходит очень близко к сформулированной позднее Ж.-Ж.Руссо теории народного суверенитета, хотя и не дает ей такой максималистской интерпретации.

Законодательная власть действует в рамках закона, но не вопреки ему, а ее временные носители по мере выполнения своих функций сами оказываются вынужденными выполнять те законы, которые они приняли.

Исполнительная власть возникает благодаря практической необходимости проводить решения законодательной власти в жизнь и осуществляет непрерывное наблюдение за их исполнением.

Федеративная власть регулирует отношения государства с другими государствами, находящимися по отношению к нему в естественном состоянии. Сюда относится круг вопросов, традиционно связанных с ведением международных отношений: право войны и мира, участие в коалициях и союзах, ведение переговоров с другими государствами и иностранцами.

Хотя Джон Локк и рассматривал разделение исполнительной и федеративной властей, он считал целесообразным совмещение их в одних руках, видя в этом средство усиления общества. Конечно, последовательности в понимании Дж.Локком разделения властей как одного из основных принципов конституционализма мы не находим, т.к. в схеме их разделения отсутствует единый критерий и наблюдается функциональный параллелизм. Тем не менее ученый хорошо осознавал, что разделение властей создает объективную возможность конфликта, а потому довольно подробно характеризовал отношения между властями, усматривая в отношениях законодательной и исполнительной власти главную, порой неразрешимую проблему. Теоретически законодательная власть имеет неоспоримое преимущество над исполнительной, но на практике их отношения могут быть значительно сложнее. Создание законов - во многом кратковременная процедура, а их исполнение - долговременная. Отсюда возникает угроза того, что власть имущие, не желающие расстаться с властью и теми ощутимыми привилегиями, которые она дает, пожелают продлить свое господство, попытавшись для этого расширить полномочия высшего законодательного органа или совместить функции законодательной и исполнительной власти в одних руках.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что вкладом Джона Локка в теоретическую базу конституционализма является то, что он применил системный подход к анализу общественного договора как переходной стадии от естественного состояния к гражданскому обществу - основе конституционализма; обосновал тезис о согласии как главном условии такого договора; указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы конституционализма и гражданского общества, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей традиции европейской политической мысли.

Большое внимание идее конституционализма уделял Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Будучи последовательным защитником теории разделения властей, он говорил, что государственный строй, при котором четко разделяются законодательная, исполнительная и судебная власти, предполагает такое положение людей, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет. Основной целью разделения властей Ш.Л.Монтескье считал избежание злоупотребления властью: нужно, чтобы в государстве был такой порядок, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга, что является необходимым условием их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) разрабатывал другой принцип конституционализма - принцип народного суверенитета. Появление частной собственности порождает неравенство, которое предполагает борьбу бедных и богатых. Выход состоит, по мысли Ж.Ж.Руссо, в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Основная задача общественного договора при этом сводится к рождению суверенного народа и превращению каждого отдельного человека в гражданина. Новое гражданское состояние - гражданское общество - возмещает людям то, что было утрачено ими еще до образования государства^. Различая общую волю и волю всех, ученый говорил, что в гражданском состоянии имеется различие между частным лицом с его частными интересами и гражданином как носителем общих интересов. Подобное различие легло в основу концепции прав человека и гражданина и сыграло значительную роль в развитии конституционно-правовой мысли последующих эпох.

Иммануил Кант (1724-1804), разрабатывая концепцию правового государства, принципы которого лежат в основе конституционализма, применил системный подход к обоснованию и описанию теории либерализма. Назначение государства философ видел в современном ему праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права. Центральным институтом публичного права он считал прерогативу народа требовать участия в установлении правопорядка путем принятия реально действующей и процессуально оправданной конституции, которая выражала бы волю народа. Эта прогрессивная идея подлинного народного суверенитета порождала другую немаловажную идею - верховенство народа, которое обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, что в конечном итоге предопределяет потенциальную возможность возникновения в государстве реального конституционализма.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) впервые на высоком теоретическом уровне обратился к проблеме гражданского общества, принципы которого органично вплетаются в ткань конституционализма. Гражданское общество - это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности, включающая в себя следующие компоненты: определенная система потребностей, отправление справедливого правосудия, полиция и корпорация. В основе гражданского общества лежат право частной собственности и всеобщее равенство людей. Примечательно, что Г.В.Ф.Гегель серьезно заговорил о взаимосвязи и соотношении гражданского общества и политического государства. Идея самого государства связана у него с правовой действительностью, в иерархической структуре которой государство, будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое. Сама идея государства применима лишь к развитым европейским государствам, - считал Гегель, - где реализована идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. Говоря о конституционной оформленности государства, Гегель подразумевал, что отношения между обществом и государством должны строиться на основе конституционализма.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своих работах основывался на таких постулатах, как свобода человеческой личности, оптимальный политический строй, границы государственного интервенционализма. Каждый человек должен обладать индивидуальной свободой, быть независимым в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. Человек должен быть в границах подобной сферы господином над самим собой и действовать в нем по своему разумению. В качестве граней индивидуальной свободы Д.С.Милль выделял свободу мысли и мнения, свободу действовать сообща с другими индивидами, свободу выбора и преследования жизненных целей и самостоятельного устроения личной судьбы. Подобные свободы являются необходимым условием для развития и самоосуществления индивида. Идеи Д.С.Милля говорят о его стремлении создать зрелое гражданское общество, способное обеспечить реализацию частных целей индивида, и реализовать идею конституционализма, претворить ее в жизнь. Отстаивая принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, Д.С.Милль говорил о том, что законодательная власть в лице парламента призвана заниматься законотворчеством, но к ее компетенции относятся также наблюдение и контроль над правительством, отстранение «от должности людей, составляющих правительство, если они злоупотребляют своими полномочиями или выполняют их противоположно выраженному мнению нации. Парламент также должен быть местом выражения жалоб и мнений нации. А вопрос управления - это уже дело администрации, которая неустанно следит за исполнением законов и обращается в суд для восстановления силы закона. Следует сказать, что Д.С.Милль развил и дополнил теорию конституционализма принципом соблюдения личных свобод индивида и необходимостью применения принципа разделения властей. Описав критерии разграничения ветвей власти и сформулировав пределы их компетенции, а также разработав осуществление ими взаимного контроля, Д.С.Милль заложил мощный теоретический фундамент под определение понятия правового государства, смысл которого и в настоящее время не теряет своей актуальности.

Ряд принципиально новых идей применительно к конституционализму выдвинул французский ученый Бенжамен Констан (1767-1830). Свои взгляды он связывал с проблемой индивидуальной свободы, которая выражается в личной независимости, самостоятельности, безопасности, праве влиять на управление государством. Порядок организации политической жизни государства, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов людей, Б.Констан по праву считал оптимальным. Народный суверенитет должен заканчиваться там, где начинается независимость частного лица и собственная жизнь индивида. Наличие подобных рамок превращает институт сдерживания власти и контроля над ней в один из главных принципов политико-институционального устройства общества и формирования конституционализма.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) был одним из первых, кто теоретически доказал необходимость четкой дифференциации общества и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между:

1. системой национальных учреждений (организаций, союзов, других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и государственными институтами и службами;

2. «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством;

3. «человеком» и «гражданином».

Проводя границу между обществом и государством, В. фон Гумбольдт говорил о большей значимости общества, а человека признавал более, чем гражданина - члена политического союза. По тому же принципу строится и взаимодействие естественного права с позитивным. По существу, целью государства как института является служение обществу. В. фон Гумбольдт говорил, что государство и государственный строй не есть самоцель, это лишь средство для развития человека. Идеи Вильгельма фон Гумбольдта заложили основу таких принципов конституционализма, как приоритет прав человека, неотъемлемость естественных прав человека, принцип разумного невмешательства государства в частную жизнь и частные интересы личности.

Последовательное теоретическое обоснование системы сдержек и противовесов как способа реализации принципа разделения властей дал лидер американских федералистов Александр Гамильтон (1757-1804). Он полагал, что установление четкой системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Без учета этого обстоятельства любая конституция превращается в пустое хвастовство.

Систему противодействия факциям (группировкам, кликам и т.д.) как выражению паритета между обществом и государством разрабатывал Джеймс Мэдисон (1751-1836). Под факцией он понимал ту или иную группу граждан, объединяемых и побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения, которая является враждебной или стеснительной для прав других граждан и совокупных интересов общества. Подобные группировки наносят урон гражданскому обществу и принципам организации легитимной государственной власти. Исправление последствий вреда, приносимого факцией, возможно, по мнению Дж.Мэдисона, двумя способами: устранение вызывающих появление фак-ции причин и регулирование последствий ее существования. Дж.Мэдисон особое внимание уделял системе разделения властей. Главную трудность в подобном разделении он усматривал в способах разделения власти между отраслями и в регулировании взаимоотношений между ними в случае разногласий и конфликтов. Поэтому создание системы обособления и сбалансированного распределения трех властей представляется одним из решающих факторов в создании конституционализма.

Немаловажным в теории конституционализма является тезис об одновременном противостоянии и тесном взаимодействии, сотрудничестве государства и общества. Подобные взгляды впервые были высказаны Лоренцем Штейном (1815-1890). Причем он выявил четкую закономерность подобного явления: общество стремится сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство - создать собственный и угодный ему общественный строй. Л.Штейн был уверен, что исполнительная власть должна верно и надежно служить власти законодательной. Именно в этом он усматривал гарантию превращения простого государства в государство правовое, в котором право управления основывается и опирается на реальную конституцию и реальный конституционализм, а между законом и распоряжением имеются четкие правовые разграничения.

Алексис де Токвиль (1805-1859), размышляя над возможностями установления демократии, утверждал, что ее основой является принцип равенства, в то время как основой установления конституционализма является индивидуальная свобода личности. Ученый полагал, что торжество равенства как такового не есть стопроцентная гарантия воцарения свободы: всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического строя, который твердо оберегает автономию индивида, исключает произвол и пренебрежение правом со стороны властей. Свобода и равенство - явления разнопорядковые. По мнению А. Де Токвиля, люди всегда предпочитали свободе равенство. Социальная ценность свободы заключается в том, что благодаря ей индивид получает возможность реализовать себя в жизни, а общество процветает и прогрессирует. Алексис де Токвиль был убежден, что демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Проблема состоит в том, чтобы одновременно избавиться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для демократии, и создать способные к развитию и реальному функционированию политико-правовые институты, которые обеспечат поддержание описанного выше баланса. Говоря о негативном значении централизации власти, ученый особое значение придавал таким принципам, как разделение властей и местное самоуправление, в котором он усматривал истоки народного суверенитета. Самоизоляция людей, отключение от участия в общественных делах, политическое равнодушие и апатия - это, по мысли А. де Токвиля, неизбежное следствие демократии. Противодействие такому процессу ученый усматривал в создании независимого и сильного гражданского общества, которое предоставляет реальные возможности каждому гражданину жить своей собственной политической жизнью в рамках сообщества. Поэтому вкладом А. де Токвиля в развитие теории конституционализма является институциональное обоснование свободы и необходимости функционирования гражданского общества для реализации гражданами своих целей и возможностей.

Таким образом, в эпоху Нового времени идея конституционализма была существенно дополнена такими политико-правовыми понятиями и институтами, как правовое государство, гражданское общество, верховное правление народа, принцип разделения властей, система «сдержек и противовесов», необходимость, неотчуждаемость и гарантия прав и свобод человека и гражданина, всеобщее избирательное право, парламентское представительство и т.д. Это позволило выйти на более высокий, по сравнению с предыдущими эпохами, уровень обобщения анализируемого явления и уже на данном этапе определить его как научно обоснованную логически стройную теорию. Складывающиеся в это время реальные условия для возникновения между нарождающимся гражданским обществом и государством отношений особого рода, которые основывались на фактическом следовании конституции, соблюдении верховенства закона, естественных и неотъемлемых правах личности, позволили ограничить конституционными рамками прежде абсолютную власть монарха либо вообще заменить ее иным, подконтрольным «народу» институтом.

В течение XX - начала XXI веков теория конституционализма получила свое дальнейшее развитие и обрела статус научной концепции, само понятие «конституционализм» расширялось и дополнялось по мере совершенствования предмета конституционного регулирования и совершенствования политико-правовых институтов.

 

Автор: Лисицын Д.В.