08.02.2012 6918

Типология конституционализма как модели взаимодействия общества и государства

 

Следует обратить внимание на тот факт, что в разных государствах, несмотря на инвариантность принципов конституционализма как политико-правовой теории, сформировались разные модели конституционализма, которые при их сопоставлении существенно отличаются друг от друга.

Для того чтобы понять, в силу каких причин и обстоятельств в разных государствах существует своя, неповторимая модель конституционализма, нужно проанализировать конкретные социально-политические и культурно-исторические особенности формирования конституционализма. В основу анализа могут быть положены несколько подходов, среди которых основными являются формальный и функциональный.

Формально-типологический анализ, предполагающий сопоставление форм государства, исторически сложившихся в обществе обычаев, традиций и норм поведения с возможностью установления конституционализма, позволяет говорить о существовании англо-американской, евро-континентальной и российской моделях конституционализма.

Англо-американская модель конституционализма. Если проанализировать способы формирования и развития конституционализма в Англии и США, то стоит обратиться, прежде всего, к Великой хартии вольностей, подписанной английским королем Иоанном Безземельным в 1215 году. Так, согласно Хартии налоги должны были взиматься только в строго оговоренных случаях: выкуп короля из плена, выдача дочери замуж, посвящение в рыцари королевского сына - или по решению общего совета королевства, состоящего из короля, баронов и прелатов. Общий совет королевства смело можно считать прообразом парламента. Наиболее значимой с точки зрения принципов конституционализма, на наш взгляд, оказалась статья 39, содержавшая гарантии личной и имущественной неприкосновенности свободных людей королевства. В ней говорилось, что ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо способом обездолен, кроме как по законному решению суда равных или по закону земли.

В 1628 году Карлу Стюарту была представлена на утверждение Петиция о правах, в которой внимание акцентировалось на единоличность парламента в принятии законов, гарантию и неприкосновенность естественных прав человека.

В декабре 1641 года парламент проголосовал за Великую реконструкцию, которая одобряла курс на дальнейшее ограничение полномочий короля и его чиновных служителей и защиту основных законов и начал управления, на которых прочно покоилось правосудие Английского королевства. В феврале 1642 года парламент принял закон, лишающий епископов и всех прочих лиц, занимающих духовные должности, права осуществлять какую-либо светскую юрисдикцию и полномочия. Этим законом светская законодательная власть навсегда ограничила себя от религиозного вмешательства.

Весной 1642 года парламент потребовал от короля отменить чрезвычайные суды и всеобщую корабельную подать. 2 июня 1642 года парламентарии обратились к королю с «19 предложениями», в которых речь шла об ответственности министров перед парламентом, о предоставлении парламенту возможности контролировать внешнюю и внутреннюю политику, наблюдать за воспитанием королевских детей, о предоставлении парламенту права вето при назначении пэров. По сути дела, речь шла об установлении последовательной конституционной монархии, но король отказал парламенту в принятии данных предложений, увидев в них стремление превратить его в живописный портрет, украшенный короной и скипетром.

В 1679 году был принят закон «Хабеас корпус акт» который был направлен на ограничение произвола в судопроизводстве: произвольный арест, тайные расправы и т.д. Так, задержанное лицо или его родственники должны были получить письменный приказ об аресте, судья при выдаче приказа мог освободить лицо из-под ареста или из тюрьмы, отпустить его под залог либо назначить дело к разбирательству. Срок доставки арестованного в суд ограничивался тремя днями, для решения вопроса судье давалось два дня. За нарушение данного закона назначались штрафы. Все содержание «Хабеас корпус акт» было направлено на соблюдение законности при осуществлении правосудия. «Хабеас корпус акт» венчал собой триаду основных конституционных гарантий защиты личной свободы гражданина, первыми в этом ряду были рассмотренные выше Хартия вольностей и Петиция о правах.

Англия была одной из первых стран, где был усвоен и обеспечен принцип возмещения морального ущерба. Подобная система вознаграждения за моральный вред до сих пор поражает своей житейской гибкостью и глубоким практическим смыслом. «Неуклонное стремление судей давать удовлетворение каждому пострадавшему за счет виновного, не упуская ни одного случая, постоянное присуждение денежных сумм с нарушителей чужих личных прав и благ во многом содействовали выработке идеала гражданина и служителя государства, укрепляя уважение к чужому праву и чужой личности как в обывателе, так и носителях власти».

Долговременной основой английского монархического конституционализма стал Билль прав от 13 февраля 1689 года, навсегда закрепивший верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики государства: любой закон и любой налог исходят только от парламента. Провозглашалась свобода выборов членов парламента, слова, подачи петиций, гарантировался регулярный созыв парламента.

Последующие законы уделяли все больше внимания регулированию прав и обязанностей должностных лиц, невозможности совмещать должность парламентскую и должность, оплачиваемую за счет короны.

Таким образом, английский конституционализм в своей основе сформировался уже к концу XVIII века. Основными его признаками являлись верховенство парламента в системе взаимоотношений трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом, независимость судей, судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального вреда и любого другого в пользу пострадавшего.

Последующие изменения, реформы и государственные преобразования протекали в русле конституционализма. Среди наиболее значительных изменений можно выделить формирование прочной двухпартийной системы, формирование современного английского кабинета министров и административной юстиции, что в своей основе отвечало признакам реально действующей модели конституционализма.

Реализация американской модели конституционализма берет свое начало в 1620 году, когда пассажиры корабля «Майский цветок» обсудили и одобрили Соглашение о «возможных и желательных путях объединения колонистов в гражданский и политический организм во имя лучшего порядка и безопасности. С этой целью предусматривалось создание и введение таких справедливых и одинаковых для всех законов и административных учреждений, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии и которым нужно следовать и подчиняться».

Декларация прав американских колоний (1765г.) и Декларация прав (1774г.) законодательно закрепили права американского народа на жизнь, свободу и собственность, представительство в законодательном собрании, пользование защитой общего английского права, суд согласно закону, организацию мирных сходок и собраний для обсуждения и составления петиций королю.

В Декларации независимости 13 штатов от 4 июля 1776 года говорилось о всеобщем равенстве людей, их неотъемлемых правах, к которым относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения данных прав люди создают правительства, при нарушении которыми вышеописанных принципов, народ имеет право изменить или отменить их.

Значительным шагом в реализации конституционализма было принятие Конституции США 4 марта 1789 года. В ней очень четко была разработана система взаимного обособления, контроля и уравновешивания трех властей: законодательной, исполнительной, судебной. Эта конституционно-правовая конструкция получила наименование системы сдержек и противовесов. Она выражалась в том, что все три власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями. Но несмотря на все свои достоинства - право на выдачу приказа «хабеас корпус», запрет на принятие закона с обратной силой действия, гарантия суда присяжных, запрет вынесения наказания без суда, запрет на привилегию для какого-либо вероисповедания, отмена дворянских титулов и званий, представительное правление, система сдержек и противовесов, процедура импичмента - американская Конституция 1787 года требовала своего совершенствования в части конституционного признания и гарантий защиты некоторого минимума основных гражданских прав и свобод. Этого удалось достичь в десяти поправках к федеральной Конституции США, которые устанавливали такие права и свободы, как свобода слова, печати, выбора вероисповедания, право на защиту личности, жилища и имущества, право не быть привлеченным к ответственности дважды за одно и то же преступное деяние, право не быть принуждаемым свидетельствовать против себя, право на справедливую компенсацию за причиненный ущерб, право на законное разбирательство и другие процессуальные права в области правосудия.

Последующие уточнения гражданских свобод находили воплощение в решениях Верховного Суда, дополнительных поправках, и законах, среди которых Закон о гражданских правах 1957 и 1964 годов, Закон о свободе информации 1967 года и др.

Таким образом, необходимо отметить, что в англо-американской модели конституционализма внимание акцентируется на общественно-политической свободе индивида как доминирующей ценности и недопущении вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. Мы помним, что в Декларации независимости США (1776 год) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: «все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ - источник власти и ему принадлежит суверенитет, а правительство является слугой» народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство». В дальнейшем, как показывает опыт, англо-американский конституционализм все же во многом использовал государственное регулирование, которое наиболее ярко проявилось в 30-е гг. XX века при «новом курсе» Ф.Рузвельта и в послевоенное время.

Евро-континентальная модель конституционализма сложилась в странах Западной Европы, где отношения между обществом и государством развивались иначе. Традиции сильного государства, которые отсутствовали в странах англо-американской модели конституционализма, сформировали во Франции, Германии и других странах Западной Европы особую модель взаимоотношений между гражданским обществом и государством.

Так, Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года разделяла права и свободы на права человека и права гражданина. Ограничением прав являлись требования закона, который выражал общую государственную волю. Права человека включали свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Права гражданина основывались на правах человека и на предполагаемом верховенстве власти народа по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной. Предусматривалась формула презумпции невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора. Обеспечивалось наличие публичной власти. Презюмировалось право общества требовать отчета от каждого должностного лица о его деятельности.

Первая Конституция королевства Франции от 3 сентября 1791 года закрепляла необходимость перемен в общественном и политическом устройстве нации. Государство гарантировало отмену дворянских привилегий, отличий, вотчинных судов, национальных, сословных и профессиональных преимуществ, религиозных обязательств, противных естественным правам или Конституции.

Провозглашались и гарантировались следующие естественные и гражданские права: право выбирать и быть избранным, право на справедливый и независимый суд, право передвижения без опасения подвергнуться задержанию или заключению, право устного и письменного слова без предварительной цензуры; свобода собраний, вероисповедания, обращения с петициями, запрет издавать законы, препятствующие осуществлению перечисленных естественных и гражданских прав или нарушающих эти права.

Законодательная власть вверялась депутатам Национального собрания, избранным народом на определенный срок. Форма правления в стране - конституционная монархия, при которой исполнительная власть вверена королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими ответственными лицами. Король становится верховным чиновником в силу присяги на верность нации и закону и царствует только в силу закона и лишь именем закона может требовать повиновения.

Исполнительная власть лишена законодательной возможности, она может издавать предписания и обращения лишь на основе законов и во имя их реализации.

Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок. Она не может осуществляться никакой другой властью, даже народ не имеет право осуществлять правосудие.

Девятнадцатый век оказался весьма сложным для французской государственности. Быстрая смена власти и режимов не привели к последовательному и реальному развитию конституционализма.

Конституция 1946 года закрепляла создание парламентарной республики, государство гарантировались такие права человека и гражданина, как равноправие мужчины и женщины, право на создание профсоюзов, право на труд, отдых, право на забастовки, на коллективное определение условий труда, всеобщее бесплатное светское образование. Единственным законодательным органом являлось Национальное собрание. Президент избирался сроком на семь лет, обладал полномочиями распускать нижнюю палату, назначать на высшие должности по своему усмотрению. Правительство могло распустить парламент после двух правительственных кризисов и после вынесения вотума недоверия со стороны Национального собрания. Судебная система была сохранена в прежнем виде.

Конституция 1958 года определяла Францию в качестве сильной президентской республики, в которой президенту принадлежала роль высшего арбитра во взаимоотношениях и конфликтах в треугольнике: президент - правительство - парламент.

Германский конституционализм, по сути, начинается с Конституционной хартии Пруссии от 31 января 1850 года. Высшие органы власти, согласно Хартии, состояли из короля, министров, двухпалатного парламента и Верховного суда. Законодательная власть осуществлялась совместно королем и обеими палатами парламента. Узаконивались равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, переписки, неприменение смертной казни и конфискации. Судебная власть осуществлялась от имени короля. Исполнительная власть принадлежала одному королю.

Среди значительных успехов Веймарской имперской конституции 1919 года следует отметить всеобщее избирательное право, провозглашение права родного языка, право эмиграции, право на защиту за границей. Был сформулирован ряд социально-экономических прав и свобод: свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства для всех лиц и профессий.

Государством устанавливался общий минимум социальных прав, обозначалась структура организаций и учреждений по обеспечению социальных и хозяйственных интересов всей массы рабочих и служащих, вырабатывалось единообразное рабочее право.

12 лет нацистского режима свели к минимуму все достижения Германии в области конституционализма. Только после падения в 1945 году нацистов стало возможным возвращение к низвергнутым ценностям. Боннская Конституция 1949 года объявляла ФРГ парламентской республикой/Государственная власть обязана соблюдать и защищать достоинство человека и гарантировать классические права и свободы: право на жизнь и физическую неприкосновенность, равенство перед законом, неприкосновенность жилища, право на свободу слова и т.д.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что акцент в евро-континентальной модели конституционализма был сделан на идее о доминирующей роли государства в жизни общества. Свобода индивида во многом зависела и определялась мощью государственной машины, так как только сильное государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу и порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка, национального, но не националистического, единства ставится выше ценности свободы отдельной личности.

Говоря о российской модели конституционализма, следует помнить, что само понятие «российский конституционализм» сравнительно ново для отечественной политико-правовой науки. На наш взгляд, при раскрытии понятия российского конституционализма необходимо учитывать как минимум три теоретико-методологических уровня исследования. Первый уровень - формирование самого понятия на основе интегративно-го сочетания политических, правовых и философских идей и постулатов, отражающих динамику отечественного развития и освоение, а подчас и рецепцию западноевропейского и англо-американского конституционного опыта и наследия. Второй уровень предполагает установление каузальных взаимозависимостей между развитием теории конституционализма и позитивным правом, в различных формах которого приобретают нормативный характер политико-правовые взгляды, являющиеся теоретическим обоснованием российского конституционализма. Третий уровень выявляет проблемные вопросы соотношения политико-правовой основы российского конституционализма и способов его реализации, которое выражается в политической философии современного конституционализма как соотношение нормы и факта.

В современной политической науке можно выделить две полярных точки зрения на характер возникновения и формирования конституционализма в России. Суть первой из них сводится к тому, что российский конституционализм не был заимствован с Запада и имеет глубокие национальные традиции. Подобное утверждение проникнуто теорией автохтонного происхождения конституционализма и, доведенное до крайности, может являться оборотной стороной представлений о возможности развития только самобытных, национальных государственно-правовых форм и институтов в отдельном государстве. Сторонники второй точки зрения полагают, что для большинства государств, в том числе и России, конституционализм может иметь исключительно заимствованное происхождение.

Теория полной рецепции конституционализма исходит, прежде всего, из того, что вызревшая в недрах западной цивилизации политико-правовая теория и практика конституционализма переносится, транслируется в неадекватную социально-политическую среду, не имеющую необходимых внутренне присущих условий для его развития. Отсюда российский конституционализм трактуется как опыт политической трансплантации и характерный пример «существования и развития конституционных начал в неадекватной их природе культурной среде».

Исходной посылкой теории полной рецепции конституционализма является представление об уникальном, а не об универсальном характере данной политической модели, которая появляется как результат продолжительной эволюции западной культуры при стечении исключительных обстоятельств.

Мы полагаем, что обе теории - автохтонного развития и полной рецепции - являются проявлением мировоззренческих позиций двух противоположных современных интеллектуальных групп, существующих в модернизирующемся обществе. Прообразом таких групп в российской истории были славянофилы и западники, являвшиеся носителями двух типов политической философии в XIX веке. Обе теории, на наш взгляд, страдают однобокостью, преодолеть ее можно только через интеграцию положительных сторон каждой из них, которые отражают реальный процесс формирования и возникновения предпосылок развития российского конституционализма. Пожалуй, лишь «синтетическая» теория происхождения позволяет адекватно воспринять и объяснить общее и особенное в формировании российского конституционализма. Основой такой теории является определенный набор универсальных принципов конституционализма, характерных для государств, различающихся по этническим и социально-экономическим характеристикам, но в то же время имеющих национальные особенности их реализации. Однако подобные принципы существуют наряду с уникальными, неповторимыми и специфическими для каждого отдельного государства, составляющими конституционализма. В данном статье мы даем лишь общую характеристику российской модели конституционализма.

Функциональный анализ, суть которого заключается в оценке степени проявления принципов конституционализма в реальной политико-правовой жизни общества и государства, позволяет говорить о действительном, мнимом и номинальном конституционализме. И здесь уместно провести проекцию на политический режим, который в определенной степени коррелирует с тем или иным типом конституционализма.

«Традиционно различают три основных политических режима - демократию, тоталитарный и авторитарный режимы». Критерием первого из них является то, что органы правления формируются прямо или косвенно за счет свободных выборов, права и свободы человека гарантируют-ся конституцией. Но и при таком минимальном наборе институциональных признаков становление и развитие реального конституционализма на основе присущих ему принципов народного суверенитета, верховенства права принципа разделения властей и гарантии основных прав и свобод человека и гражданина представляется возможным.

Тоталитарный режим (СССР при Сталине, гитлеровская Германия) претендует на отмену всех разделений в обществе во имя уничтожения классов или превосходства расы и принципа фюрерства. Правительство при таком режиме не принимает автономного существования независимого мнения. Оно ставит целью переделать мировоззрение с помощью террора и интенсивной пропаганды. Существенными характеристиками тоталитаризма являются отмена всякой правовой или институциональной стабильности и установление идеологической монополии, развитие карательной системы, направленной на уничтожение целых категорий населения. В таких социально-политических условиях конституционализм как модель взаимоотношений между обществом и государством представляет собой лишь красивую политико-идеологическую декорацию, а реализация его принципов невозможна в силу того, что собственно конституционные нормы вообще не действуют, а на конституционном уровне фиксируется неограниченная власть - диктатура, которая сама по себе исключает отрицает верховенство права, суверенитет народа, разделение властей и т.д. «В настоящее время тоталитаризм постепенно эволюционирует в различные формы авторитаризма».

Авторитарный режим преобладает в современном мире. Он характеризуется отказом от уважения публичного выражения несогласия по важным вопросам, однако, как правило, не доводит этот отказ до теоретического отрицания права как легитимирующей основы. Принимая лишь внешнее, формальное применение принципов конституционализма, которые получают совершенно иное, популистское политическое звучание, авторитаризм отрицает легальную оппозицию либо подвергает ее жесткому контролю и преследованию. По характеру социальных сил, поддерживающих правительство, и по технической организации режима псевдо-многопартийность, единственная партия, запрет всякой оппозиционной политической деятельности - авторитаризм, минуя суверенитет народа, верховенство права, последовательное разделение и взаимоконтроль властей решают вопрос о соотношении общества и государства, признавая доминирующее значение последнего в преодолении деструктивных тенденций. Механизм реализации права выводит принятие политических решений из сферы конституционного контроля. Это достигается путем конституционного закрепления очень больших правовых прерогатив главы государства, сохранения пробелов в конституции и такой практики их заполнения, которая всегда проводится в пользу власти, которая оказывается способной активно действовать вне конституционного поля, принимая конституционные нормы лишь постольку, поскольку они не мешают проведению властных решений. Конституционализм при такой политико-правовой ситуации теоретически не отвергается, напротив, признание его принципов на уровне законодательства оправдывает в глазах общества существующий строй, однако подлинная их реализация невозможна в силу их мнимого, популистского звучания.

Несмотря на закономерные соотношение и зависимость между политическим режимом и моделью конституционализма, проблема корреляции между последними не может быть решена столь однозначно. Некоторые ученые вообще выдвигают тезис об отсутствии такой корреляции в принципе, т.к. один режим может иметь в разных странах и на разных этапах различное формальное выражение. Но практика доказывает совсем иное: проблема взаимного влияния политического режима и определенной модели конституционализма на современном этапе является центральной для обществ так называемого переходного типа. Это нашло реальное отражение и выражение в появлении новых научных конструкций, которые пытаются связать воедино политологическую и формально-правовую характеристики государственного устройства в целом. Так появляются понятия «парламентский режим», «президентский режим», «смешанный режим» и т.д.

 

Автор: Лисицын Д.В.