10.02.2012 3599

Междисциплинарные объединения учащихся в контексте формирования толерантности личности

 

Воспитательная деятельность, направленная на формирование толерантности личности в полиэтнической среде лицея, является важнейшим элементом педагогической системы школы. Педагогическая теория и практика рассматривает педагогическую систему школы как целенаправленную, самоорганизующуюся систему, где в качестве основных целей выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных, толерантных личностей, освоивших культуру общества. Педагогическая система школы может быть описана ее организационной и образовательной моделями. Образовательной моделью называется логически последовательная система соответствующих элементов, включающая в себя структуры, реализующие образовательные и воспитательные цели, содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки учебно-воспитательного процесса. «Под образовательной моделью можно понимать реально сложившуюся образовательную и воспитательную практику... Рассматриваемая теоретически, она предстает как модель в том смысле, что дает определенный образец постановки дела образования» (Э.Н.Гусинский).

В.В.Гузеев в монографии «Образовательная технология: от приема до философии» (1996г.) рассматривает пять образовательных моделей, существующих в европейских странах, выделяя следующие признаки:

Селективно-поточная. На основе жесткого входного тестирования все ученики делятся на три потока - облегченный, основной и продвинутый. Классы внутри потоков гомогенные. Жесткие границы между предметами. Нацеленность на требование выпускных экзаменов. Переход из потока в поток возможен только в конце учебного года, главным образом - в более слабый поток из более сильного. Управление и воспитательную работу осуществляет руководитель потока.

Селективно-уровневая. Селекция, как и в предыдущей модели, есть, но осуществляется она не между классами, а внутри них: выделяются группы облегченного обучения, основная и продвинутая. Переход из группы в группу возможен два или три раза в год, обычно тоже сверху вниз. Обучение тоже предметное, но связи между предметами несколько сильнее, чем в поточной модели. Допускается некоторый выбор предметов учениками. Иногда в учебном процессе гомогенные группы комбинируются с гетерогенными. Управление и воспитание осуществляет классный руководитель.

Смешанных способностей. Классы немногочисленны и гомогенны. Изучение темы все дети начинают вместе. По истечении отведенного времени проводится тестирование, и класс делится на два потока: в одном эта тема изучается вновь на более высоком уровне, в другом она повторяется в облегченном варианте. По истечении этого времени класс вновь сливается вместе для работы по следующей теме. Связи внутри предметов более лонгитюдны. Особое внимание уделяется некоторым наиболее важным предметам. В содержании материала возможны изменения с учетом результатов работы. В руководстве и воспитательной работе добавляется акцент на функционирование класса как важное условие благоприятного обучения.

Интегративная. Группы смешанных способностей создаются по большему числу критериев, чем только когнитивные в предыдущих моделях.

Предметы в учебном плане представлены аффективными, нормативными и экспрессивными областями. Родственные предметы сгруппированы и часто интегрированы в предметные области; широко представлено проектное обучение. Большое внимание уделяется развитию личности. Использование в учебном процессе гетерогенных групп переменного состава, адаптация траекторий учения к возможностям и желаниям учеников. Воспитательная работа имеет собственные цели и направлена на обеспечение хорошего самочувствия ученика.

Инновативная. Внутри класса или группы существуют малые группы, каждая из которых автономна. Группу ведет постоянная команда учителей. Содержание изучаемого материала в принципе обязательно, но большее влияние на него оказывают команды учителей и учащихся. Границы предметов размыты. Много места уделяется проектной работе, актуальным для общества темам и задачам. События в школе или обществе также могут влиять на учебный процесс. В воспитательной работе заметен акцент на взаимодействие личности с обществом и обучение сотрудничеству. Мнение учащихся может привести к совершенствованию программ обучения и улучшению деятельности учителей.

Считается, что развитие школы идет от модели 1 к модели 5, все более учитывая способности, потребности, цели учащихся, предоставляя все больше возможностей влиять на процесс обучения и воспитания как в отборе содержания, так и в технологии, уделяя все больше и больше внимания развитию личности ученика.

Как видно из приведенной классификации образовательных моделей, междисциплинарные объединения учащихся могут функционировать в школе, построенной как 4 или 5 модели.

Проблема создания и функционирования междисциплинарных объединений учащихся в последние пять лет становится все более актуальной, что обусловлено рядом факторов:

во-первых, быстрыми темпами научно-технического прогресса, неизбежно приводящего к повышению научного уровня содержания обучения и увеличению объема информации, подлежащей усвоению подрастающими поколениями в период школьного обучения;

во-вторых, процессом интеграции наук, отражением которого является образование «гибридных» наук, например: физическая химия, молекулярная биофизика, биогеохимия и т.д.;

в-третьих, воспитательный процесс, организуемый современной школой, построенной в соответствии с IV или V образовательными моделями, направлен на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся, на создание необходимых и многосторонних отношений к окружающему миру (природе, людям, науке, культуре), на формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности, в том числе толерантности.

Образование таких наук характеризует подъем научных знаний на более высокий уровень, более глубокое проникновение ученых в тайны природы, в ее закономерности.

Философской предпосылкой возникновения междисциплинарных объединений учащихся является положение о необходимости раскрытия взаимосвязи явлений природы, общества, мышления, отражаемых наукой. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы, оно свидетельствует о том, что природа в своей основе едина и нераздельна, представляет собой единство в многообразии, общее в особенном.

Процесс интеграции требует особого метода мышления - диалектического метода, умения комплексно применять знания из области различных наук.

Все это требует выработки особого склада мышления, и вырабатывать его необходимо у подрастающего поколения в период школьного обучения. Междисциплинарные объединения призваны решать эту задачу.

Междисциплинарные объединения учащихся, являющиеся средством формирования толерантности личности в полиэтнической среде, строятся на принципе свободной личности. Это означает, что педагогическая деятельность направлена на формирование у школьника способности быть субъектом собственной жизни; делать выбор, понимая его последствия и оценивая его влияние на судьбы других людей; брать на себя ответственность за произведенный свободный выбор.

Проблема свободы неминуемо ставит педагогов перед вопросом духовности школьника. Свобода дикаря страшна и для общества, и для него самого. Она быстро завершается жесткой несвободой. Истинно свободной, по мнению Н.Е.Щурковой, может быть только духовно развитая личность, поднявшаяся в своем духовном развитии на уровень общечеловеческой культуры.

Практика доказывает жизнеспособность таких объединений учащихся, в основу которых положены идеи толерантной творческой педагогики как современной идеологии воспитания. Под идеологией воспитания следует понимать основные идеи, принципы, положения, выражающие интересы детей и молодежи как определенной социальной группы общества.

Важнейшими функциями воспитания толерантности являются: - приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям культуры; - социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, их достоинства и прав человека;

- создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей; в жизненном самоопределении, самореализации в семье, школе, окружающей среде, независимо от принадлежности к какой-либо национальности или социальной группе.

Одним из перспективных средств формирования толерантности личности в полиэтнической среде являются междисциплинарные объединения учащихся. Эта форма предполагает организационное разделение деятельности детей на обязательную (учебную) и добровольную (занятия в объединении).

Учебная деятельность междисциплинарных объединений учащихся становится особенно актуальной в связи со стандартизацией образования.

Государственные образовательные стандарты имеют целью определить обязательный минимум знаний по предметам различный циклов (блоков) для всех учащихся, независимо от типа учебного заведения - так называемый инвариантный компонент. Наряду с этим стандарт предполагает региональный - вариативный компонент, учитывающий особенности экономики, культуры, производства, природного фактора региона.

Стандарты образования исходят из понимания общего образования как основного звена системы непрерывного образования, призванного обеспечит разносторонне развитие и ценностно-эстетическую ориентацию личности, освоение ею духовных богатств национальной, отечественной и мировой культуры, активное включение в основные сферы трудовой и общественной деятельности, формирование готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание образования является средством реализации целей образования, обозначенных в социальном заказе школы. Практически оно представлено на уровне базисного учебного плана в виде перечня областей и видов деятельности и ориентировочного распределения между ними планируемой учебной нагрузки. Наконец, наиболее конкретно и детально содержание образования может быть представлено на уровне учебных и методических пособий.

При определении областей знания в основу был положен принцип полноценности общего образования. С учетом этого принципа, опыта и традиций мировой и отечественной школы в стандарте выделены 8 следующих предметных областей: 1) русский язык, 2) языки и литература, 3) искусство, 4) общественные дисциплины, 5)естественные дисциплины, 6) математика, 7) физическая культура, 8) технология. Отдельные блоки инвариантного федерального образования вместе с региональным (вариативным) компонентом призваны обеспечить формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нем, формирование гуманистического мировоззрения и синергетического, а также диалектического методов мышления.

Это возможно достичь посредством осуществления связей между дисциплинами одного блока, а также между дисциплинами различных блоков, используя эти связи в работе междисциплинарных объединений учащихся. Для успешного решения этой задачи необходимо охарактеризовать общие теоретические основы междисциплинарных связей, пути, способы и средства успешной их реализации. Прежде всего необходимо рассмотреть, что такое междисциплинарные связи, каковы их дидактические функции.

С гносеологической точки зрения междисциплинарные связи являются отражением объективно существующих межнаучных связей и связей наук с производством в содержании и методах обучения.

Основными дидактическими функциями междисциплинарных связей являются:

- системообразование, систематизация, обобщение знаний;

- формирование у учащихся целостной картины мира;

- формирование диалектического и синергетического методов мышления;

- координация учебных дисциплин в учебных планах по горизонтали и вертикали.

Рассмотрим, из каких компонентов состоят междисциплинарные связи, реализующиеся в работе междисциплинарных объединений учащихся.

Одним из основных компонентов междисциплинарных связей являются теоретические знания, общие для циклов дисциплин, и общенаучные понятия, такие как материя, движение, причина, следствие и т.

Вторым компонентом междисциплинарных связей являются познавательные умения, общие для циклов учебных дисциплин и общеучебные умения. Общеучебными умениями являются умение читать, писать, говорить логично, последовательно, аргументированно излагать свои мысли, планировать свою деятельность.

Координация учебных дисциплин на основе междисциплинарных связей должна обеспечить такое расположение учебных предметов, при котором достигалось бы непрерывное развитие теоретических знаний, интеллектуальных умений и навыков (умение, осуществлять наблюдение объектов, их свойств, выделять в них общие черты и различия, синтезирование существенных признаков и понятий, выделение существенных связей изучаемых процессов и явлений), формирование общественно значимых качеств личности.

Третьим компонентом междисциплинарных связей являются методы научного познания: наблюдение, эксперимент, мысленное моделирование, теоретический анализ и теоретическое обобщение.

Четвертым компонентом междисциплинарных связей являются общие для циклов учебных дисциплин практические умения: умение обращаться с приборами, измерительные, графические и вычислительные умения и навыки.

Анализ дидактических функций междисциплинарных связей, их содержательной основы и общих структурных компонентов позволяет сделать вывод об основных направлениях в деятельности педагогов по их реализации. Наиболее значимыми являются следующие.

1. Согласование во времени изучения учебных дисциплин так, чтобы один предмет готовил «почву» для изучения последующих. Роль такой «почвы» выполняет система понятий и учебных умений.

2. Обеспечение преемственности в формировании общих понятий и социально значимых качеств личности.

3. Обеспечение единства в интерпретации общих понятий, законов и теорий.

4. Обеспечение общих подходов к формированию у учащихся общих умений и навыков, социально значимых качеств личности.

5. Создание условий для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися.

6. Раскрытие взаимосвязи явлений различной природы, изучаемых разными науками.

7. Показ общности методов исследования, применяемых в различных науках (наблюдение, эксперимент, теоретический анализ и т. д.).

8. Разработка системы заданий, требующих от учащихся комплексного применения знаний из различных предметов.

9. Разработка комплексных форм занятий, на которых успешно решалась бы задача систематизации и обобщения знаний, получаемых учащимися при изучении различных предметов, формирования социально значимых качеств личности, в том числе толерантности.

Реализация указанных направлений невозможна без специальной деятельности, связанной с моделированием и построением целесообразной и эффективной системы междисциплинарных объединений учащихся. Результативность этой системы во многом зависит от правильного выбора методологических подходов и принципов организации совместных действий взрослых и детей.

В науке под методологическим подходом принято понимать ориентацию в человеческой деятельности, предусматривающую использование определенного комплекса понятий, идей, приемов и методов в процессе познания или преобразования какого-либо объекта природной или социальной действительности. В него входят основные понятия, употребляемые при использовании того или иного подхода; основополагающие идеи, составляющие вместе с понятиями мировоззренческую и теоретическую основу деятельности и поведения человека; методы и приемы построения процесса познания или преобразования. Наиболее полно современные общенаучные и педагогические подходы к формированию воспитательной системы общеобразовательной школы рассматриваются в работах Л.В.Байбородовой (1994), В.А.Караковского (1997), Л.М.Лузиной (2000), Е.Н.Степанова (2004), Л.А.Байковой (1998) и др.

В большинстве случаев человек или группы людей используют в своей деятельности не один, а несколько подходов. Разумеется, при условии, что они не исключают, а взаимодополняют друг друга, составляя стратегию деятельности, определяя тактику предпринимаемых действий в конкретной ситуации и определенный промежуток времени.

Выбор подходов, которые во взаимосвязи могут составлять методологическое основание деятельности по моделированию и построению учебно-воспитательной системы и системы междисциплинарных объединений учащихся в частности, является сложной и важной педагогической проблемой. На наш взгляд, это основание может состоять из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть включает такие методологические подходы, как системный, синергетический, вариативно-модельный и личностно-ориентированный. Перечисленные подходы необходимо использовать в деятельности любого школьного объединения, чтобы оптимально выстроить процесс формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе. Вариативная часть может включать один или два подхода, которые в наибольшей степени соответствуют своеобразию создаваемой воспитательной системы или системы междисциплинарных объединений учащихся. Например, при моделировании и построении междисциплинарных объединений учащихся на основе традиций русской национальной культуры целесообразно использовать культурологический подход, при создании системы дифференцированного обучения и воспитания школьников - дифференцированный подход и т. п.

Методологическое основание, по нашему мнению, должно представлять собой минимально достаточную совокупность методологических ориентации. Рассмотрим подходы, составляющие инвариантную часть методологического основания.

Главную роль здесь играет системный подход, который применяется при создании модели преобразования воспитательной практики. Сущность этого подхода заключается в том, что он служит ориентиром в деятельности,, при которой объект изучения или управления рассматривается как система. Необходимо заметить, что системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Они связаны с именами Аристотеля, Платона, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля, В.Шеллинга, К.Маркса. Ф.Энгельса, Ч.Дарвина, Д.И.Менделеева, А.А.Богданова, Н.Винера, Л.С.Выготского, И. Р. Пригожина и др. Применение системного подхода в педагогической деятельности предполагает использование специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов.

Первая составляющая системного подхода - понятия. Разумеется, ключевым понятием здесь служит «система». В научной литературе можно найти несколько сотен его толкований. В процессе опытно-экспериментальной работы мы опирались на определение, предложенное С.А.Саркисяном и Л.В.Головановым, которые полагают, что система - это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.

Наряду с ключевым, существуют и другие понятия системного подхода, такие как «компонент», «элемент», «структура», «связь», «отношение», «интеграция», «целостность», «системообразующий фактор», «среда» и т. д. Известный ученый-педагог Ф.Ф.Королев в одной из первых отечественных публикаций о возможностях применения данного подхода предложил обогатить педагогическую терминологию перечисленными понятиями и использовать из в качестве инструментов мыслительной деятельности при исследовании неизвестных или слабо изученных явлений.

Второй составляющей системного подхода являются основополагающие идеи-принципы деятельности по познанию и преобразованию природных и социальных систем. Назовем наиболее важные из них.

Идея целостности. Большинство исследователей обращают внимание на следующие аспекты: 1) система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливают целостность системного образования; 2) целостность характеризуется наличием у системы интегративных свойств; 3) систему можно представить целостным образованием, только когда она обоснованно, с учетом существующих связей и отношений, выделяется из окружающей среды.

Идея коммуникативности (связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает прежде всего изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи. Очень близкое мнение о значении и роли связей в управлении качеств социальными системами и процессами выразил академик В.М.Глушков. По его мнению, управление это «процесс дирижирования связями». При моделировании и построении воспитательной системы важно установить связи между:

- целевыми ориентирами, содержанием, способами организации и результатами воспитательного процесса;

- подсистемами учебной и внеучебной деятельности учащихся;

- прошлым, настоящим и будущим состоянием воспитательной системы;

- педагогами, учащимися, родителями и другими участниками педагогического взаимодействия.

Принцип коммуникативности не только нацеливает педагога на выявление многообразных связей учебно-воспитательного процесса, но и заставляет обратить особое внимание на так называемые системообразующие связи, которые порождают интегративные качества системы, ее специфику.

Идея структурности. Под структурой понимается способ устойчивых связей и отношений между элементами системы. Исследователи педагогических систем усматривают взаимосвязь между их структурами и эффективностью функционирования. Нам также неоднократно приходилось наблюдать эту взаимосвязь при анализе результативности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Нередко педагогические коллективы школ, работающие практически в одинаковых условиях, добиваются совершенно разных результатов. Одна из главных причин этого состоит в отличии степени структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности.

Идея управляемости и целенаправленности. Цель и управление рассматриваются учеными не только как неотъемлемые атрибутивные характеристики социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель определяет состав компонентов системы, их свойства и способ взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров - важнейшее условие успешного становления и развития системного образования. В свою очередь достижение этих ориентиров зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы.

Идея развития. Развитие системы можно определить как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий ее переход с одного уровня целостности на другой. Формирование каждой системы включает следующие этапы: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Это положение очень важно знать и учитывать руководителю учебного заведения при моделировании, построении воспитательной системы и управлении ею.

Третьей составляющей системного подхода являются методы изучения и преобразования систем. Чаще всего к ним относят системный анализ, системный синтез и моделирование.

Системный анализ - это совокупность взаимосвязанных приемов и способов изучения явлений и процессов как системных объектов. Можно выделить четыре его аспекта:

- морфологический анализ, позволяющий определить, из каких элементов состоит система, что представляют собой ее основные компоненты;

- структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов и подсистем, выявлению системообразующих связей и отношений;

- функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее элементов, на изучение механизма функционирования системы;

- генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение. Становление, дальнейшее развитие и преобразование системы.

Сущность метода системного синтеза заключается в интеграции представлений, полученных в результате различных аналитических процедур, для формирования системного видения того или иного объекта.

Под моделированием понимается метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системного образования, получить информацию о прошлом, настоящем и будущем состоянии системы, о возможностях и условиях ее построения, функционирования и развития.

Таким образом, системный подход можно представить как ориентацию в исследовании и управлении социальными и природными системами посредством опоры на понятия, основополагающие идеи-принципы и методы изучения и преобразования сложных объектов. Этот подход и соответствующий ему принцип системности могут и должны стать неотъемлемой частью методологического основания деятельности по созданию системы воспитания школьников.

Другая составляющая методологического основания деятельности, связанной с моделированием воспитательной системы учреждения образования, - синергетический подход. Это постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем для изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.

Синергетика - молодая отрасль науки, ее концептуальное ядро сформировалось в 1970-е годы благодаря идеям ученых - представителей естественнонаучных дисциплин. Значительный вклад в становление теории самоорганизации внесли немецкий физик Г.Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения И.Р. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П.Белоусов (Институт биофизики Минздрава АН СССР) и группа горьковских ученых, работавшая под руководством акад. А.А.Андронова над созданием теории автоколебаний. В дальнейшем в синергетические программы исследований стали включать и социальные явления. Так ученые стремились выявить общие принципы и закономерности процессов самоорганизации и саморазвития в системах самой разной природы.

В философско-методологическом плане синергетика, по мнению В.И.Аршинова (1993), представляет собой особого рода симбиоз идей неклассической физики, кибернетики, системного подхода, связанных с функционированием и развитием нелинейных системных образований. Философ Е.Н.Князева (1995), считая синергетику современным этапом развития идей кибернетики и системных исследований, обращает внимание на своеобразие этого научного направления, которое заключается в том, что оно «не только синтезирует фрагменты обыденного и научного, дисциплинарно разбросанного знания, но даже связывает эпохи - древность с современностью, с новейшими достижениями науки, - а также принципиально различные, восточный и западный, способы мышления и восприятия». От Востока синергетика принимает и развивает идеи целостности, Цикличности, единого пути мира в целом и человека в нем; от Запада - опору на анализ, эксперимент, общезначимость научных выводов, их транслируемость от одной школы к другой от науки к обществу. Исходя из особенностей нового направления исследований, Е.Н. Князева склонна считать синергетику скорее парадигмой, чем теорией. Она подчеркивает, что «синергетика важна, в первую очередь, как подход к пониманию развития открытых нелинейных систем, как особый стиль мышления, т. е. своей методологической и эвристической стороной» (Е.Н.Князева, 1995).

Раскроем содержание основных понятий синергетики:

- самоорганизация - процесс или совокупность процессов, которые происходят в системе, способствуют поддержанию ее оптимального функционирования, содействуют самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению;

- открытость - свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией, информацией;

- нелинейность - наличие у системы множества вариантов возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

- неравновесность - качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия;

- бифуркация (латин. «раздвоенный») - разветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

- флуктуация (латин. «колебание») - случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т. е. к возникновению новой системы;

- диссипативные структуры (введено И.Р. Пригожиным) - новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии;

- аттрактор (близко к понятию «цель») - относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» движения (развития) системного объекта.

Синергетическая парадигма миропонимания складывается из паттернов (образцов) синергетического мышления. Назовем те паттерны, которые содержат в себе новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обогатить наши представления о системах и процессе из развития. Практически все существующие системы можно отнести к нелинейным и открытым, следовательно, они строятся на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития. Предпосылками возникновения и протекания этих процессов служат: способность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; достаточная удаленность системы от точки равновесия; неравновесность системы, вследствие чего усиление флуктуации может « привести к дезорганизации прежней структуры.

В большинстве работ синергетика рассматривается как особая парадигма мировосприятия и как специфический (нелинейный) стиль мышления. Именно это, на наш взгляд, объясняет тот факт, что в литературе уделяется незначительное внимание описанию синергетических приемов и способов познания и преобразования природной и социальной действительности.

Здесь особенно ценным представляется мнение В.И.Аршинова о необходимости разделения синергетики (по аналогии с кибернетикой) на синергетику первого (наблюдаемых систем) и второго (наблюдающих) порядка. Главным инструментом синергетики второго порядка, по его мнению, должен быть диалог познающих систему и создающих модель нового системного объекта.

Именно эту черту синергетического познания имел в виду Г.Хакен, когда в предисловии к своей известной книге «Синергетика» разъяснял смысл названия нового научного направления. «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин».

Нельзя оставить без внимания рассуждение Е.Н.Князевой о целесообразности применения специальных методик сценарного мышления, в том числе и методики мозгового штурма, для обсуждения сложной проблемы и поиска вариантов ее разрешения. Такие методики направлены на преодоление стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности.

Итак, синергетический подход - это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Необходимость и эвристические возможности использования синергетического подхода в моделировании и построении междисциплинарных объединений учащихся, являющихся частью воспитательной системы образовательного учреждения, заставляет добавить к принципу системности и принцип биологичности.

Принцип диалогичности (диалог действий, мнений, мотивов, ценностных установок членов междисциплинарного объединения учащихся) - необходимое условие для создания эффективной и педагогически целесообразной системы междисциплинарных объединений. Внимательной отношение к мнению каждого члена объединения, фиксация и учет различных точек зрения имеют существенное значение при прогнозировании путей формирования толерантности личности. Диалог педагогов, учащихся и родителей при формировании толерантности личности, несомненно, повышает шансы на успех совместной деятельности.

Следующий компонент методологического основания деятельности по моделированию и построению междисциплинарных объединений учащихся, формирующих толерантность личности, - вариативно-модельный подход. Он представляет собой методологическую ориентацию субъекта воспитания, основанную на признании вариативности как важнейшей характеристики воспитательной практики и применении метода моделирования для изучения и преобразования педагогических явлений и процессов.

Данный подход используется по двум основным причинам. Во-первых, стала очевидной несостоятельность попыток создать одну модель (программу) воспитательного процесса для всех образовательных учреждений страны. Большинство исследователей и практиков выступают против единообразия и шаблона. Взят курс на создание в каждом учебном заведении собственной системы воспитания. Во-вторых, успех руководителей и педагогов образовательных учреждений в изменении системы обучения и воспитания в соответствии с собственными замыслами во многом зависит от психологической, научно-методической и организационной готовности членов школьного сообщества. К сожалению, не все педагоги умеют сформировать системные модельные представления об учебно-воспитательном процессе, их деятельность не строится на основе научно обоснованных подходов, что в итоге приводит к проектированию неэффективных и педагогически нецелесообразных систем формирования толерантной личности.

Ключевым понятием этого подхода служит вариативность как множественность путей, форм и способов формирования толерантной личности и модель как аналог прошлого, настоящего и будущего междисциплинарных объединений учащихся, формирующих толерантную личность.

В состав этого компонента входят такие понятия, как «образ», «абстракция», «аналогия», «изоморфизм» и др.

Существует несколько основополагающих идей вариативно-модельного подхода.

1. Многообразие способов и условий человеческого бытия и постоянная их изменчивость определяют вариативность содержания, форм и способов формирования толерантной личности посредством междисциплинарных объединений учащихся.

2. Вариативность характерна не только для воспитательной практики в целом, но и для отдельных ее фрагментов. Например, она присуща воспитательной деятельности образовательного учреждения, его структурных подразделений, педагогов-воспитателей.

3. Вариативность предполагает возможность выбора целевых ориентиров формирования толерантной личности посредством междисциплинарных объединений учащихся и существование множества путей, форм и способов (в том числе альтернативных) их достижения.

4. Формирование модельных представлений о формировании толерантной личности, адекватных особенностям междисциплинарных объединений учащихся и условиям их жизнедеятельности, способствует оптимальному построению воспитательной деятельности и повышению ее эффективности.

5. Модель формирования толерантной личности в образовательном учреждении создается в ходе совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, при проявлении ими субъектности, творчества и ценностно-ориентационного согласия.

Модельные представления о формировании толерантной личности в образовательном учреждении должны строиться на основе целостного образа учебного заведения и быть системными.

Процессы моделирования и построения междисциплинарных объединений учащихся, формирующих толерантную личность, непрерывны и взаимосвязаны.

В педагогической литературе упоминается применение вариативно-модельного подхода при формировании социально значимых качеств личности. Возможности его использования очевидны. Постараемся доказать это, раскрывая содержание принципов конкретности, оптимальности и непрерывности.

Принцип конкретности. Вариативно-модельный подход нацеливает разработчиков системы междисциплинарных объединений учащихся на создание модели личности. Формируемые представления должны адекватно отражать общие, особенные и единичные черты процесса формирования толерантной личности в полиэтнической среде лицея, учитывать интересы. Потребности, ценностные ориентиры отдельных участников воспитательного взаимодействия, быть сопряженными с конкретными условиями кадрового, финансово-материального и научно-методического обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения. Разумеется, при моделировании и построении системы междисциплинарных объединений, формирующих толерантную личность, нужно опираться на известные концепции, поскольку в них рассмотрены закономерности воспитательного процесса, теоретические и технологические основы его совершенствования и обновления. Некоторые их положения педагоги могут заимствовать и использовать при разработке собственных моделей. Это значительно обогащает модельные представления, делает их более наукоемкими и обоснованными. Недопустимо лишь полное копирование существующих образцов воспитательных систем.

Принцип оптимальности. Его необходимо использовать по следующим причинам. Во-первых, создаваемая модель междисциплинарных объединений, формирующих толерантную личность, должна содержать информацию об оптимальных путях и способах функционирования и развития этой системы. Во-вторых, следует избрать оптимальный вариант самого процесса моделирования. Для этого надо понимать логику его развития, иметь отчетливые представления о его целях, этапах, формах и методах, правильно распределять силы. Роли и функции участников, выбирать наиболее благоприятное время для этой работы. В-третьих, оптимальной должна быть и форма опредмечивания модельных представлений. Будет ли модель изображена в виде схемы, изложена в форме концепции формирования толерантной личности, или опредмечена с помощью компьютерной технологии - решать самим разработчикам, исходя из возможностей и учитывая ситуацию ее дальнейшего применения.

Принцип непрерывности. Непрерывность процессов моделирования и построения системы формирования толерантной личности посредством междисциплинарных объединений учащихся обусловлена постоянной изменчивостью ее элементов, связей, структуры и внешних факторов. Система междисциплинарных объединений учащихся - это живой организм, в котором меняется состав детей и взрослых, их интересы, потребности и ценностные установки; корректируются межличностные и межгрупповые отношения; появляются новые направления, формы и методы совместной деятельности, становятся другими связи с окружающей социальной и природной средой. Некоторые новшества привносят в систему преднамеренно, другие проникают в нее случайно. Непрерывность определяется и тем, что практически невозможно получить абсолютно полную и достоверную информацию о сложном моделируемом объекте и составить максимально точный прогноз развития системы. Следовательно, неизбежно приходится вносить коррективы в модельные представления о будущем состоянии системы междисциплинарных объединений учащихся и в уже существующую практику воспитания.

Еще одна составляющая методологического основания деятельности по моделированию и построению междисциплинарных объединений учащихся - личностно-ориентированный подход. Его появление в современной российской науке и практике, по мнению Э.Н.Гусинского и Ю.И.Турчаниновой, связано с идеологическими (на уровне государственной политики), теоретическими (на уровне построения моделей образования в психологии и педагогике) и практическими (на уровне деятельности отдельных педагогов и учебных заведений) попытками преодолеть отчуждение личности как ученика, так и учителя в традиционной системе образования. Личностно-ориентированный подход необходим для преобразования социоцентрического и авторитарного процесса обучения и воспитания детей.

Теоретическими предпосылками возникновения личностно ориентированного подхода послужили идеи философской и педагогической антропологии (Н.А.Бердяев, Б.М.Бим-Бад, Н.И.Пирогов, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Федоров, Н.Г.Чернышевский и др.), гуманистического движения в психологии и педагогике (Ш.А.Амонашвили, Р.Берне, У.Глассер, Я.Корчак, А.Г.Маслоу, Г.Олпорт, К-Роджерс, В.Сатир, В.А.Сухомлинский, С.Френе, Э.Фромм и др.). Значительный вклад в разработку теоретических и методологических основ этого подхода внесли Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская, С.Л.Братченко, О.С.Газман, В.В.Горшкова, Э.Н.Гусинский, И.Д.Демакова, Л.М.Лузина, В.В.Сериков, Ю.И.Турчанинова, И.С.Якиманская и др.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода относятся субъект, индивидуальность, субъектный опыт. Свобода, творчество, активность, целостность, самоактуализация, смысл жизни, саморазвитие, доверие, самоопределение, самореализация, самоутверждение, педагогическая поддержка, фасилитация.

У этого подхода есть несколько основополагающих идей-принципов.

1. «В каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала» (А.Г.Маслоу). Сущность человека не статичное и неизменное «нечто», она находится в процессе непрерывного развития.

2. «Признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки взаимоотношений в обществе» (Д.А.Белухин).

3. «Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность» (Е.В.Бондаревская).

4. «Конечная цель образования и педагогики - это помощь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей» (А.Г.Маслоу). Этот педагогический подход направлен в первую очередь не на передачу и усвоение информации, не на формирование знаний и освоение способов деятельности, а на обеспечение личностного роста ребенка.

5. Содержание обучения и воспитания должно способствовать удовлетворению «экзистенциальных потребностей человека, т.е. по- требностей его бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя. Своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества» (Е.Н.Бондаревская).

6. «Если мы хотим быть помощником ребенку, советчиком, наставником, руководителем, психотерапевтом, мы обязаны принять ребенка таким, каков он есть, и помочь понять ему, что он из себя представляет» (А.Г.Маслоу). «Основная функция образовательного учреждения заключается не в нивелировании субъектного опыта ребенка, а наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, «окультуривании» путем обогащения результатами общественно-исторического опыта» (И.СЯкиманская).

7. «Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без веры в ребенка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся, как карточный домик» (В.А.Сухомлинский).

8. «Право на принципиальное равенство, право на проявление своих индивидуальных личностных свойств, собственных суждений. Мнений, позиций в педагогическом процессе имеет абсолютно каждый из его участников, независимо от возраста, имеющегося педагогического и жизненного опыта, общественного и социального статуса» (В.В.Горшкова).

Методический арсенал личностно ориентированного подхода составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют определенным требованиям: диалогичности, деятельностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлению учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство ученых склонны включать в этот список диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития.

По мнению Т.В.Фроловой, использование личностно ориентированного подхода в воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно ориентированной педагогической деятельности.

Таким образом, личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, становления и проявления его индивидуальности.

Личностно ориентированный подход предусматривает реализацию принципов индивидуальности и субъектности.

Принцип индивидуальности. Соблюдение этого важнейшего положения нацеливает членов школьного сообщества на создание воспитательной системы, в которой индивидуальность ребенка и взрослого станет ценностью, а ее развитие и проявление - одной из главных задач этой системы. Только при выполнении такого условия она будет иметь гуманистический характер. Принцип индивидуальности предполагает также учёт и развитие особенностей членов междисциплинарного объединения учащихся.

Принцип субъектности. Только при наличии субъектной позиции у большинства членов междисциплинарного объединения учащихся можно успешно смоделировать и построить систему, воспитывающую толерантность личности.

Междисциплинарные объединения учащихся представляют собой реализацию различных «образовательных технологий» в практической деятельности педагога и учителя. Технологический подход в образовании имеет давнюю историю. В настоящее время многообразие подходов и позиций настолько велико, что в разряд образовательных технологий попадают теперь и жестко алгоритмизированные процедуры, и опыт отдельного педагога, и любая инновационная практика. Эти крайности очень точно охарактеризовал А.М.Кушнир: «Среди специалистов и учителей сложились два доминирующих типа представлений о технологиях обучения. Первый принимает любой сложившийся способ обучения за технологию, другой связывает технологию непременно с инновационной практикой, с экспериментальным режимом работы» (А.М.Кушнир, 1998).

В последнее время под названием «педагогическая технология» все чаще публикуются в России работы, посвященные проблемам воспитания. Приведем образец применения этого термина педагогами-воспитателями: Педагогическая технология. 1. Принцип педагогической технологии. 2. Технология педагогического общения. 3. Технология предъявления требований. 4. Технология успеха и оценки. 5. Технология искусства любить ребенка. 6. Технология демонстративного воздействия» (Л.Н.Лазутина, 1997). Так как подобное понимание термина весьма свободно, необходимо использовать более точную и разграничивающую терминологию. Педагогической технологией обычно называют «направление педагогики, цель которого - повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса, гарантированное достижение запланированных результатов обучения и воспитания» (М.В.Кларин).

В.А.Сластенин и Н.Г.Руденко в статье «О современных подходах к подготовке учителя» (Педагог, 1997) называют причины, порождающие возникновение и практическое использование педагогических технологий в современных условиях:

- назревшая необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизация способов обучения и воспитания в школе и вузе;

- потребность в осуществлении личностно-ориентированного обучения и воспитания во всех звеньях образовательной системы;

- возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя.

«Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику, которая раскрывается с помощью функционально-операционного подхода. Педагогическая технология- это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует высочайший результат, это закономерности в их прикладном значении» -такую характеристику рассматриваемому термину дает В.Ю.Питюков в монографии «Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие» (В.Ю.Питюков, 1999).

Конструирование педагогических технологий, как отмечают Ф.Персиваль, Г.Эллингтон и ряд других учёных, имеет в своей основе системную методологию, позволяющую синтезировать педагогический опыт на основе таких различных областей знания, как «психология, социология, профессиональный менеджмент и системный анализ в сочетании с усовершенствованиями в технологических областях» (Ф.Персиваль, Г.Эллингтон).

Если представить конструирование педагогической технологии как построение системы операций, ведущих к разрешению некоторого противоречия, то логика построения соответствующей педагогической технологии принимает следующий вид:

- анализ противоречия в педагогической практике как источника проблемы;

- определение дидактической цели и критериев её достижения;

- выявление психолого-педагогического механизма ожидаемых новообразований в личности (опыте, знании, поведении) воспитанника;

- проектирование модели педагогической ситуации (её содержательного и процессуального аспектов), способной обеспечить функционирование данного механизма личностных новообразований;

- разработка предметно-коммуникативного «поля», структуры и движущих сил развития ситуации как последовательности генетически связанных эпизодов педагогического взаимодействия учителя и учащихся;

- управленческое (информационное), методическое, психологическое обеспечение соответствующего вида деятельности.

Завершая рассмотрение методологических подходов и их составных частей, ещё раз подчеркнем их методологическое значение при определении целевого, содержательного, организационного и оценочно-результативного аспектов деятельности по созданию и реализации модельных представлений о системе междисциплинарных объединений учащихся, формирующих толерантность личности в полиэтнической среде.

Педагогический подход к содержанию и технологиям развития междисциплинарных объединений учащихся предполагает, прежде всего, поиск и оптимальный выбор наиболее эффективных концепций воспитательной деятельности, направленной на формирование толерантности личности в полиэтнической среде.

Рассмотрим наиболее известные современные концепции моделирования (создания) и развития объединений учащихся, в том числе и междисциплинарных, ориентированных на оптимизацию деятельности членов коллектива.

Управленческая концепция воспитания, согласно которой «воспитание есть управление развитием личности», считается высшим проявлением авторитаризма в воспитании, скрытого за благородными фразами.

Концепция личностно ориентированной системы деятельности (авторы: О.Газман, С.Поляков, Н.Михайлова и др.) характеризуется переходом от декларативного постулата «ребёнок - субъект воспитания» к методически обеспеченной системе развития личности как помощи ребёнку в самостоятельном решении жизненных проблем, в преодолении трудностей учения, в проведении досуга и т.д.

Системно-ролевая концепция (автор Н.М.Таланчук) предполагает, что жизнь и деятельность каждого человека объективно связана с исполнением системы социальных ролей. Гармоничность личности человека определяется тем, насколько он готов и способен выполнять полноценно систему этих ролей.

Из названных концепций наиболее отвечает, по нашему мнению, современным требованиям личностно ориентированная и системно-ролевая концепции.

Согласно данной концепции основными задачами воспитания школьников являются активизация познавательной деятельности учащихся как в урочное, так и внеурочное время; формирование внутренней потребности личности к общению, выполнению различных социальных ролей. Использование личностно ориентированного подхода в процессе формирования толерантности личности предполагает включение приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить работу междисциплинарных объединений учащихся и достижение целевых ориентиров их деятельности.

Под актуализацией субъектного опыта учащихся нами понимается совокупность действий педагога, направленных на формирование толерантности личности в полиэтнической среде. Эти действия педагог осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала, связанного с различными аспектами анализа одного и того же явления;

во-вторых, содействовать установлению в сознании ребёнка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

в-третьих, обеспечить включённость в процесс познания механизмов самостоятельной деятельности ученика.

Ситуация актуализации субъективного опыта учащихся крайне редко возникает самопроизвольно. Её организация предусматривает деятельность педагога, в процессе которой формируются и соблюдаются следующие педагогические условия:

1. Осознание педагогом важности и необходимости проявления субъектных возможностей учеников, их жизненного опыта. Если учитель привык строить свою преподавательскую деятельность в контексте традиционного урока, организация которого чаще всего не предполагает создания ситуации актуализации субъектного опыта учащихся, и он не убеждён в целесообразности моделирования и построения такой ситуации, то вряд ли данный учитель сможет корректно и эффективно использовать этот технологический приём.

2. Теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала и формирования толерантной личности. Требуется проведение специально организуемых по данному вопросу занятий психолого-педагогического семинара, заседаний кафедр и методических объединений учителей, открытых уроков, в процессе которых необходимо ознакомить педагогов с теоретическими и технологическими аспектами применения в учебно-воспитательном процессе приёмов и методов актуализации и обогащения субъектного опыта детей.

3. Знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей учеников, занимающихся в междисциплинарном объединении. Это позволяет учителям составлять задания, формулировать проблемы заседания объединений, адекватные возможностям детей и способствующие их развитию. Педагогам надо иметь отчётливое представление не только об уровне обученности детей по одному предмету, но и о сформированное™ их знаний, умений и навыков по смежным и другим учебным дисциплинам. Межпредметные связи служат опорой при моделировании и построении ситуации актуализации субъектного опыта учеников.

4. Готовность и способность ребёнка оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности. Результативность развития этих качеств повышается, если педагог помогает воспитанникам овладеть умением систематизировать, рефлексировать и презентовать свой опыт, накопленный в процессе обучения и других сферах жизнедеятельности, основываясь на принципе терпимости к высказываемым противоположным точкам зрения. В качестве тренинга данного умения можно рассматривать сами ситуации актуализации субъектного опыта учащихся, создаваемые в ходе заседания междисциплинарного объединения учащихся.

5. Сформированность в коллективе учащихся, посещающих междисциплинарное объединение, благоприятного эмоционально-психологического климата, базирующегося на принципе толерантности, терпимости к иным взглядам, иным позициям и мнениям. Если ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и всё происходящее во время работы междисциплинарного объединения вызывает у него положительные эмоции и интерес, то возрастает желание проявить и обогатить свой жизненный опыт, занять открытую позицию в процессе взаимодействия с другими членами коллектива.

Использование педагогами специальных технологических приёмов и методов «вызова» ранее накопленных детьми знаний, умений и навыков. Учитель должен владеть широким спектром приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся и умело применять их в зависимости от содержания и способов организации работы междисциплинарных объединений, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, занимающихся в них, специфики конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Педагогическое обеспечение окультуривания и развития актуализированного опыта учащихся. Актуализация субъектного опыта учащегося - это не самоцель, а лишь одно из условий обеспечения развивающего влияния процесса обучения и воспитания на личность ребёнка. Данную ситуацию можно создавать на заседании междисциплинарного объединения учащихся только тогда, когда она служит начальным звеном в цепочке учебно-воспитательного взаимодействия, направленного на обогащение индивидуального багажа знаний, умений и навыков ученика ценностями общечеловеческого опыта и культуры.

С учётом вышеизложенного можно сформулировать следующие наиболее общие требования к педагогической технологии, основанной на личностно ориентированном подходе и применяемой педагогом с целью формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея посредством междисциплинарных объединений учащихся:

- трансформация содержания работы междисциплинарного объединения в целостный проект, который включает в себя толерантность как принцип деятельности, её мотивационно-психологическое обеспечение;

- представление деятельности междисциплинарных объединений учащихся в процессуальной форме (в виде системы задач или заданных ситуаций, обеспечивающих формирование толерантности личности в полиэтнической среде);

- построение работы междисциплинарных объединений в виде последовательности обучающих и воспитательных действий, ситуаций, которые произвольно нельзя поменять местами;

- выявление способов взаимодействия членов междисциплинарных объединений, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развёртывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента работы созданного коллектива;

- с целью формирования толерантности личности в полиэтнической среде в работе междисциплинарных объединений учащихся сферы правилосообразной и творческо-импровизированной деятельности разграничиваются;

- в работе междисциплинарных объединений учащихся используются материально-технические факторы, информационные средства и программные продукты, способствующие эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации, цель которой - формирование толерантности личности в полиэтнической среде.

Деятельность междисциплинарных объединений учащихся, основанная на личностно ориентированном подходе и формирующая толерантность личности, предполагает целостное развитие личности, а не только получение системы знаний (т.е. образованность); качественно новую конструкцию содержания, отражающую специфическую природу личностного опыта; специальные технологии, направленные не на «передачу содержания», а на конструирование ситуации, которая должна востребовать личностное развитие воспитанника.

 

АВТОР: Черникова И.С.