10.02.2012 3072

Особенности формирования политического имиджа политиков в Карачаево-Черкесии

 

Особенности политического процесса в Карачаево-Черкесии обусловлены геополитическим условиями, ролью и местом народов КЧР в полиэтничном социуме Северного Кавказа. В 1828 году присоединение Карачая к Российской империи считалось очень важным достижением имперской власти. Вот как описывал свою победу генерал Эмануэль: «Термопилы Северного Кавказа взяты нашими войсками, и оплот Карачаева у подошвы Эльбруса, для всех горских народов враждебных против России, помощью Божией и храбростью войск, под личным моим предводительством, разрушен».

А столичная газета «Северная пчела» писала в те дни о факте присоединения Карачая: «Блистательный успех предполагает путь к успокоению всего края Кавказского. Пример покорения сего народа, почитавшегося у всех горских жителей самым непобедимым, дает прочим подумать о возможности повторить с ними такое же происшествие

Стратегической важности Карачаево-Черкесии способствует ее географическое положение. Республика расположена на северо-западе Кавказа. Территория КЧР чуть больше 14 тысяч кв.км. Это столько же, сколько и площадь государства Израиль. Граничит Карачаево-Черкесия с регионами разной политической и экономической окраски: Ставропольским и Краснодарским краями, Кабардино-Балкарией, Грузией и Абхазией.

Великий шелковый путь и тыловая горная местность с богатой природой и мягким климатом стали основой пересечения интересов представителей разных народов и цивилизаций. Даже в XX веке, пользуясь силой и могуществом советского режима, первое лицо СССР Иосиф Сталин 2 ноября 1943 организовал депортацию карачаевского народа в Среднюю Азию и присоединил часть территории Карачаевской автономной области к Грузинской ССР. Причин депортации множество, и все это можно сравнить, по мнению ученых, лишь с антисемитизмом по отношению к евреям, и подтверждением тому является хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев.

По данным переписи 2002 года население республики составляет около 435 тысяч человек, почти столько же сколько проживает в одном г. Ставрополе. На небольшой территории живут представители более пяти больших национальностей. Они выражают разные культуры, мировоззрения, расы и религии. По Конституции КЧР субъектообразующими народами являются: карачаевцы (43%), русские (35%), черкесы (9%), абазины (6%), и ногайцы (3%). Так же есть населенные пункты компактного проживания греков, осетин, эстонцев, армян, немцев, поляков, украинцев, белорусов.

3 июля 1991 года Верховный совет РСФСР преобразовал КЧАО в Карачаево-Черкесскую ССР, позволив новому субъекту федерации выйти из состава Ставропольского края. Этот политический шаг имел два последствия: первое - народы республики получили неограниченные возможности решать свои проблемы напрямую с федеральным центром; второе - целая армия административных чиновников осталась без работы и радужных перспектив.

Представители народов КЧР были «недостаточно благонадежны», поэтому «главные кадры» для автономии присылались из Ставрополья. Начиная, например, только с 1974 г. в течение последующих 15 лет извне в КЧАО были «командированы»:

- партийных руководителей - 7 секретарей, 6 зав. отделами, 20 заместителей зав. отделов и инструкторов обкома, 14 первых и вторых секретарей райкомов и обкомов КПСС;

- советских руководителей - 4 первых заместителя председателя облисполкома, 10 председателей райисполкомов и их заместителей;

- а также 20 хозяйственных руководителей.

В 1991 году многослойная партийно-советская номенклатура, считавшая себя непоколебимой, не смогла справиться с резким изменением политических реалий, частично потеряла функции управления и значительная ее часть попыталась возглавить активизировавшиеся общественные процессы. Этим и объясняется резкое увеличение количества общественных организаций, партий и движений, создаваемых безработными, но амбициозными советскими чиновниками. В Карачаево-Черкесской республике в этот период сформировалось крылатое выражение: «...там, где есть два отставных чиновника - создаются три партии».

В республике начали активно развиваться этнополитические процессы путем политизации этничности. За короткое время одна за другой в Карачаево-Черкесии были провозглашены 6 республик: Карачаевская, Зеленчукская, Баталпашинская, Черкесская, Абазинская, Ногайская. Движение по республиканизации Карачаево-Черкесии лидеры активно создающихся политических партий проводили на основе этнизации политики, путем призывов и оскорблений национальных и религиозных чувств, что вызвало негативную реакцию большей части населения республики.

Нежелание жителей региона оказаться активными или пассивными участниками этих процессов было связано, прежде всего, с тем, что около 90% населения как минимум в последних трех поколениях жили и живут в многонациональных и поликонфессиональных семьях. Со времен образования аланского государства на территории нынешней КЧР не было конфликтов на национальной и религиозной почвах, поэтому население не поддержало создание нового этнического административного деления КЧР.

Ситуация с распадом республики достигла такого состояния, что 28 марта 1992 года власти вынуждены были провести референдум по вопросу о единстве Карачаево-Черкесии. В тот день народы республики проголосовали за неделимую автономию. Референдум положил конец этому этапу общественно-политической жизни КЧР. Республиканская власть во главе с Владимиром Хубиевым одержала морально-психологическую победу над оппозицией, влияние политических образований на национальной основе катастрофически упало. По инерции все еще проводились съезды, митинги, провозглашались очередные республики, однако это не оказывало серьезного влияния на социально-политическую жизнь региона.

События, происходившие в начале 90-х годов, показали, что в КЧР использование национально-политических лозунгов не привело к серьезным социально-политическим изменениям, так как они не затрагивали экономическую ситуацию и не способствовали улучшению жизни населения.

Особенности формирования имиджа политиков КЧР нельзя рассматривать без учета анализа экономической ситуации в регионе. С начала экономических реформ в постсоветской России в Карачаево-Черкесии начались активные процессы приватизации и капитализации экономики, в который включились как представители партийно-советской номенклатуры, так и наиболее активные слои населения. Благодаря этому 10 лет назад в Карачаево-Черкесии были развалены крупные промышленные и аграрные предприятия. Оставшиеся без работы люди начали заниматься торговлей и открывать малые предприятия легкой и пищевой промышленности. Эту тенденцию подтверждают данные за первое полугодие 1997 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, когда объем розничного товарооборота вырос на 37%, а удельный вес предприятий торговли в общей численности зарегистрированных субъектов составил почти 42%. При внешней, кажущейся нищете населения, реальный уровень доходов определенного слоя, достаточно большого, людей резко возрос. В тот год по насыщенности автомобилями Карачаево-Черкесия вошла в пятерку лучших из 89 субъектов РФ. По данным Госкомстата РФ динамика денежных доходов в 2002 году по сравнению с 2001 годом возросла на 56%. По этим показателям республика занимает 2 место в рейтинге лучших регионов страны, далеко опережая Москву и Санкт-Петербург. Таким образом, вырисовывается еще одна особенность местных выборов: «сытый человек требует зрелищ». Политическая практика показывает, что советско-коммунистические лозунги не имеют у населения достаточной значимости.

Даже советская власть, которая обещала рабочим и крестьянам сытную жизнь, в Карачаево-Черкесии установилась с пятой попытки.

Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления Карачаево-Черкесии показывают высокую гражданскую активность местного населения. Одной из основных причин этого, безусловно, является достаточно небольшое число избирателей республики, 300 тысяч человек и в связи с этим актуальной становится борьба за каждого избирателя. Так как примерно 20% населения с осени до весны свою образовательную и торгово-экономическую деятельность ведут за пределами КЧР выборы выгодней проводить летом, таким образом, будет обеспечено участие в голосовании самой активной части населения.

Особенностью КЧР является то, что уровень урбанизации населения составляет около 38%. Одна из причин этого - географическая особенность региона. Горная местность не позволяет расширяться городам. Но и в сельской местности многие люди обладают городским менталитетом. К примеру, поселок Буково в Зеленчукский район, в котором проживает научная элита республики, работающая в местной астрофизической обсерватории Академии наук РФ. Поселки Архыз и Домбай - это курортная территория, где жители работают в туристической сфере. Село Учкекен негласный «Манхеттен» Карачаево-Черкесии. В этом населенном пункте сосредоточено основное количество предприятий малого и среднего бизнеса республики. В селе имеется 3 университета, несколько банков и собственное государственное телевидение.

В Карачаево-Черкесии всего 4 города (Черкесск, Карачаевск, Усть-Джегута, Теберда), 8 административных районов (Карачаевский, Малокарачаевский, Урупский, Зеленчукский, Усть-Джегутинский, Хабезский, Адыге-Хабльский, Прикубанский), а также 83 муниципалитета. Границы понятия «город-село» стираются и за счет маленьких расстояний от одного населенного пункта к другому. Самое яркое тому подтверждение - город Черкесск, аул Псыж и поселок Дружба. Между ними нет никаких расстояний: границы определяются условно, когда одна сторона улицы принадлежит столице, а другая селу. В этой связи обозначается еще одна особенность политических выборов: жители республики хорошо знают друг друга.

На исход предвыборных кампаний влияет также достаточно высокий уровень образованности избирателей. Этому способствуют высокое благосостояние людей и множество ВУЗов в городах и муниципалитетах. Только в Карачаевске с населением 18 тысяч человек работают КЧГУ и 7 филиалов федеральных университетов. И это не считая того, огромное количество студентов из КЧР обучаются в крупнейших ВУЗах страны.

Большой уровень влияния имеют местные СМИ. 6 телеканалов, 4 радиостанции, 60 газет и журналов рассказывают о событиях в КЧР. Журналисты работают на 5 государственных языках республики, таковыми согласно местной Конституции являются карачаевский, русский, черкесский, абазинский и ногайский языки. Каждое СМИ представляет интересы различных учредителей, что возможно благодаря главному достижению республики - полной в соответствии с Законами РФ свободе слова. Роль СМИ в удовлетворении собственных политических амбиций по достоинству была оценена лишь в 1998 году в период подготовки к первым президентским выборам. Основное количество всех СМИ было создано в последние 4 года.

Высокий уровень образования и благосостояния, свобода слова порождают и свободу мнения. А это выводит на совершенно иные качественные приемы и методы ведения предвыборных кампаний в КЧР. От выборов к выборам возможна трансформация не только мнения избирателей, но и способов ведения политической борьбы. Выборы показывают, что некоторые PR-технологии, которые в типичных регионах приводят к ошеломляющему успеху, в КЧР могут стать причиной катастрофического провала. Особенностью формирования имиджа политиков так же является и цивилизационная специфика республики, население Карачаево-Черкесии сочетает в себе циливилизационные особенности и Востока и Запада.

Развитие демократических процессов в республике началось по сравнению с демократизацией политической жизни России гораздо позднее, лишь с 1 ноября 1993 года в КЧР была прекращена деятельность районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Этот день можно считать окончательной ликвидацией Советской власти в Карачаево-Черкесии. Переход к демократическим институтам власти оставил без работы многих партийно-советских деятелей прежней эпохи, они лишись административного ресурса и политического влияния и уже не решались с помощью «карманных» общественных движений и партий будоражить общественно-политическую ситуацию в республике. Если до референдума 28 марта 1992 года стремление объявить очередную независимую республику воспринималось как проявление ультракрайних патриотических чувств, то в конце 1993 года такой патриотизм однозначно назывался экстремизмом. Клеймо экстремиста автоматически ставило крест на дальнейшей политической карьере. Единственным законным путем удовлетворения политических амбиций акторов политического процесса стали выборы в законодательную и исполнительную ветви власти. Поэтому к началу декабря 1993 года все политические силы включились в предвыборную гонку по выборам депутатов первого состава Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации. На кресла в Федеральном Собрании РФ претендовало 15 человек: 10 - в Совет Федерации и 5 в Государственную Думу. Накануне голосования один из кандидатов в Совет Федерации и двое в Государственную Думу сошли с предвыборной дистанции.

Следует отметить, что претенденты в российский парламент все в один голос призывали к единству республики в составе России. Предвыборная гонка напоминала конкурс миротворцев, пацифистов и прочих любителей дружбы народов. В результате победителями в Совет Федерации стали: бывший Глава КЧР Владимир Хубиев (46,3%) и руководитель крупнейшего сельхозпредприятия Виктор Стригин (25,5%), а депутатом Государственной Думы РФ стал поэт Азрет Акбаев. Данные выборы укрепили позицию действующего главы республики. Поддержка почти половины населения позволило Владимиру Хубиеву одержать очередную политическую и морально-психологическую победу над оппозицией. Однако до февраля 1994 года Карачаево-Черкесия все еще оставалась без Парламента, Президента, Правительства и Конституции. Активное государственное строительство в КЧР началось с того, что сначала бывшему советскому руководителю КЧР Владимиру Хубиеву удалось сформировать первое в истории постсоветской республики Правительство, в состав которого вошли 9 министров и 11 председателей госкомитетов. Набрать свою команду советскому руководителю удалось благодаря тому, что новая политическая элита еще не сложилась, среди политических лидеров не было единства, и после длительных обсуждений и переговоров было сформировано новое правительство прежним главой республики. Однако спустя месяц общественно-политическая ситуация обострилась вновь. Депутаты Верховного Совета КЧР без конца продлевавшие свои полномочия объявили о том, что выборы в Народное Собрание нет смысла проводить сейчас, потому что время и без того тяжелое. В ответ группа избирателей стала пикетировать Дом Советов. Становилось очевидным, что намеченные на 24 апреля 1994 года выборы в Парламент не состоятся. Тем более, что государственно-правовое управление Администрации Президента РФ признало противоречащими федеральному законодательству Закон КЧР «О Народном Собрании», согласно которому формирование законодательного органа должно было проходить по национальному признаку.

Такое развитие событий было предсказуемо, депутаты прежнего Верховного Совета не имели популярности и поддержки населения, и не надеялись на то, что их вновь переизберут. Оставалось одно: как можно дольше продлевать свои полномочия и затягивать новые выборы. Однако оппозиция прежней власти, а это нарождающаяся политическая элита инициировала отставку Верховного Совета. Целью было - парализовать деятельность Главы республики и расшатать политическую ситуацию в Карачаево-Черкесии. Этого не произошло, так как в нарастающую негативную тенденцию политической жизни республики вмешался федеральный центр. 6 марта 1995 года Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О ситуации в Карачаево-Черкесской Республике». Глава государства предписывал властям КЧР в срок до 1 апреля 1995 года принять Законы «Об органах государственной власти» и «О выборах представительного органа республики» и не позднее 1 июля 1995 года провести выборы депутатов Народного Собрания КЧР и сформировать органы государственной власти. Хотя не все сроки были выдержаны, указ Президента РФ сыграл положительную роль в форсировании государственного строительства Карачаево-Черкесии.

Для того чтобы выполнить требования федерального центра Верховный Совет КЧР аннулировал свое решение о роспуске и начал законотворческую деятельность. Народные избранники абсолютным большинством проголосовали за три постановления, которыми утверждались Закон «Об организации государственной власти КЧР», Закон «О выборах Народного Собрания КЧР» и назначались Парламентские выборы на 10 июля 1995 года.

На основании Закона «Об органах государственной власти» спустя менее месяца на сессии Верховного Совета КЧР 26 апреля 1995 года депутаты дали согласие на назначение Владимира Хубиева Главой КЧР. Затем сразу же последовал Указ Президента РФ Бориса Ельцина о таком назначении. Это была серьезная победа Владимира Хубиева над оппозицией, которую необходимо было закрепить на выборах в Народное Собрание.

Почти четыре года спустя после юридического утверждения республиканского статуса Карачаево-Черкесии, 10 июня 1995 года наконец-таки прошли выборы ее законодательного органа. На 73 депутатских мандата претендовали 354 человека (почти 5 кандидатов на одно место), что свидетельствовало скорее об избытке в маленькой республике амбициозных и честолюбивых деятелей, нежели о большом числе авторитетных политиков. В соответствии с итогами выборов депутатов Народного Собрания КЧР был сформирован новый законодательный орган республики, большинство, в котором поддерживало Главу КЧР В.Хубиева. Депутатам победившим на выборах не нужна была серьезная работа по формирования имиджа, главное было получить поддержку Главы КЧР и его административные ресурсы. После окончания выборов стало ясно, что профессиональный состав первого парламента КЧР характеризуется безраздельным господством прежней государственно-административной элиты.

Депутаты данных категорий составляли почти 80% состава Народного собрания. Все они в той или иной степени зависели в своей основной деятельности от связей от ресурсов исполнительной власти и бюджетного финансирования. Поэтому высший законодательный орган Карачаево-Черкесии не обладал реальной самостоятельностью и во многом зависел от исполнительной власти КЧР. Первый состав Народного Собрания КЧР характеризовался как «карманный парламент» Главы республики. Еще одной особенностью Народного собрания первого созыва стало то, что представители формирующейся новой политической элиты, опирающиеся в своей деятельности на националистические, а порой и экстремистские настроения определенной части населения не прошли по итогам выборов в парламент республики.

Эти политические силы попытались укрепить свои позиции на следующих выборах. Уже в декабре 1995 года прошли выборы в Госдуму РФ, на которых был поставлен рекорд - на одно депутатское кресло претендовали 22 кандидата. В связи с этим голоса в ходе выборов распределились так, что дисциплинированные сторонники КПРФ не имея серьезной поддержки среди населения позволили местному лидеру коммунистов Михаилу Якушу стать депутатом Государственной Думы РФ. Благодаря такому серьезному дроблению электората многонациональная коммунистическая оппозиция получила возможность и силу критиковать Главу республики Владимира Хубиева и отождествлять его с уже непопулярным в стране Борисом Ельциным. Сторонки КПРФ одержали серьезную победу и на следующих выборах. В первом туре выборов Президента РФ в июне 1996 года избиратели КЧР отдали свои голоса кандидату КПРФ Геннадию Зюганову (55,4%), в то время как Борис Ельцин получил лишь около 26%.

Глава КЧР понимая то, что кандидату в президенты о КПРФ Геннадию Зюганову не дадут победить на выборах и стать Президентом РФ, соответственно победа коммунистического лидера во втором туре президентских выборов серьезно осложнит его отношения с федеральным центром, Владимир Хубиев предпринял ряд решительных мер по поддержке Бориса Ельцина.

Среди карачаевского электората было развернута массовая работа по популяризации и реализации отдельных положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и это нашло поддержку среди карачаевских избирателей. Активная поддержка Бориса Ельцина Владимиром Хубиевым среди казачества осуществлялась на основе Указа Главы КЧР «О реализации Указа Президента РФ «О главном управлении казачьих войск при Президенте РФ», что дало положительные результаты, большая часть казачества подрежала данного кандидата в Президенты РФ. Среди работников бюджетных организаций также развернулась активная кампания по поддержке Бориса Ельцина. Одно за одним проходили собрания в трудовых коллективах всех без исключения бюджетных организаций. Бюджетникам и пенсионерам пригрозили, что в случае, если жители КЧР вновь проголосуют против Ельцина, а он все равно станет Президентом РФ, при любых обстоятельствах, то в этом случае республика не получит не дотаций, ни трансфертов, а бюджет республики формируется за счет них. Такая тактика Владимира Хубиева была созвучна с предвыборной кампанией в целом по России, когда избирателям СМИ постоянно напоминали голодные 30-е годы и огромные очереди в период советской перестройки.

Во втором туре выборов Президента РФ 3 июля 1996 года симпатии электората существенно изменились, и Б.Н.Ельцин получил более 50% голосов избирателей республики. И Глава КЧР В.Хубиев немедленно поздравил сограждан с «победой сил демократии.

Следующей избирательной компанией стала кампания по выборам глав местного самоуправления осенью 1997 года. Мэрами городов и главами муниципалитетов стали избираться люди без партийно-советского прошлого. Самыми ключевыми фигурами стали мэр Карачаевска - Сапар Лайпанов и мэр Черкесска - Станислав Дерев.

Таким образом, только к концу 1997 года в республике были сформированы основные демократические институты власти и государственного управления в Карачаево-Черкесии появились: сформировано Правительство, избран Парламент, назначен Глава и принята Конституция. Состояние социально-политической жизни республики этого времени отличалось стабильностью и управляемостью. В республике отсутствовала серьезная межэтническая напряженность, хотя межэтнические конфликты сотрясали соседние республики, и шла кровопролитная «первая чеченская война». Особенностью предыдущих избирательных компаний являлось широкое применения административного ресурса и манипуляции массового сознания выборы были демократичными по форме и «советскими» по содержанию и технологиям. Необходимость формирования политического имиджа акторов электорального процесса в основном отсутствовала, поэтому формирование имиджа политиков в КЧР началось только в 1997 году в ходе муниципальных выборов.

Серьезным шагом по становлению государственного устройства республики стало принятие Народным Собранием КЧР - Конституции республики 5 марта 1996 года. Основным законом Карачаево-Черкесии была введена президентская форма правления. Однако избирательная кампания по выборам Президента КЧР началась только в январе 1999 года. Глава КЧР В.Хубиев в течение почти трех лет делал все для оттягивания этого процесса.

В ходе избирательной компании было зарегистрировано 13 кандидатов в Президенты КЧР. Первым о своих намерениях объявил действующий Глава Владимир Хубиев. Основой его избирательной программы стал тезис о единой и неделимой Карачаево-Черкесской республике. Вторым основным кандидатом стал Владимир Семенов - генерал армии, бывший главком Сухопутных войск, советник Министра обороны РФ, главный слоган его компании был: «Законность, справедливость и достойную жизнь!».

Кандидат в Президенты Борис Эбзеев - доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ попытался сделать ставку на большую часть местной интеллигенции, а Магомед Каитов - собственник заводов по производству водки и минеральной воды, предлагал каждому избирателю высокую зарплату и гарантированный труд. Лозунгом мэра города Черкесска и эффективного предпринимателя Станислава Дерева стало выражение: «Сильным работу, слабым заботу». Доктор медицинских наук, хирург Исрафиль Чаушев был уверен в своей победе потому, что он прооперировал 70 тысяч человек, по его мнению, если к ним прибавить и их родственников, то президентом стать не сложно. Борец за социальную справедливость, коммунист и депутат Государственной Думы РФ Михаил Якуш надеялся на такую же лёгкую победу, как и на федеральных парламентских выборах в 1995 году. Поэтому он избирателям, как и раньше, обещал «светлое коммунистическое будущее».

Еще одним заметным кандидатом стала единственная женщина Валентина Патова - директор крупнейшего в Европе тепличного комбината. В. Патова позиционировала как эффективный руководитель хозяйства, которое она подняла на ноги и 3000 человек обеспечила высокооплачиваемой работой. Остальные кандидаты были мало известны и мало, что из себя представляли.

Такой предвыборной кампании с мощной политической рекламой в Карачаево-Черкесии еще не было. Первое, что сделали кандидаты, открывали каждый свою газету. Они были и цветные, и черно-белые, и глянцевые, и большие, и маленькие, и толстые, и худые. Эти издания были ориентированы на старшее поколение, представителей рабочего класса и сельских жителей. Электорату меньше всего было известно, кому та или иная газета принадлежит, поэтому они охотно верили в неангажированность прессы. А для людей с высшим образованием, владеющих тонкостями местной политики, закупались огромные площади на страницах федеральных газет. Но ближе к концу предвыборной кампании московская пресса за карачаево-черкесские деньги опубликовала столько противоречащих и не соответствующих действительности компрометирующих материалов, что доверие к ней было практически исчерпано.

Роль СМИ в ходе избирательной компании по сравнению с другими средствами и формами работы с избирателями была достаточно высока.

Накануне выборов Президента КЧР новых телеканалов и радиостанций никто из кандидатов открывать не стал, в связи с высокой затратностью и техническими сложностями. В основном предвыборная борьба кандидатов шла на телеканалах КЧР и НТР, а также на радио «Карачаево-Черкесия». Из этих электронных СМИ особо следует выделить НТР. Данный телеканал, работающий в эфире около года, в ходе избирательной компании исправно трудился только на своего владельца Станислава Дерева и против всех остальных кандидатов. ТНР не имея технических возможностей вещания на всю территорию республики, а охватывала только часть КЧР, где проживали потенциальные избиратели Дерева: Зеленчукский, Хабезский, Адыге-Хабльский районы и г. Черкесск.

В свою очередь государственный телеканал КЧР и радио «Карачаево-Черкесия» транслировали предвыборные материалы все кандидатов на правах платной рекламы, в основном обладающих самыми большими финансовыми ресурсами кандидатов в Президенты КЧР: Станислава Дерева и Магомета Каитова. Наличие серьезного финансового обеспечения избирательной компании позволило данным кандидатам привлекать самых дорогих и эффективных специалистов для подготовки предвыборных материалов. Региональные государственные электронные средства массовой информации старались не втягивать в предвыборную борьбу и стремились к объективному и взвешенному информированию населения. Зато федеральные телеканалы активно включились в формирование имиджа и аниимджа кандидатов в президенты. Самым скандальным оказался репортаж «Сахарная болезнь», где Глава Владимир Хубиев обвинялся в том, что вся экономика КЧР находится в руках криминальных авторитетов.

Самую агрессивную предвыборную кампанию вел штаб кандидата Станислава Дерева. Руководители его предвыборного штаба на основе постоянного мониторинга рейтинга кандидатов сделали ставку на победу в первом туре президентской гонки, так как по их прогнозам победить во втором туре будет достаточно сложно, в связи с тем, что все остальные кандидаты планировали объединить усилия в борьбе против него.

Единственно на кого мог надеяться С.Дерев во втором туре, так это на кандидата от КПРФ Михаила Якушева, только подкупив как данного кандидата и его штаб, так и его электорат. Финансовые ресурсы С.Дерева это позволяли.

Глава КЧР Владимир Хубиев в своей избирательной компании в основном рассчитывал на административный ресурс руководителя республики. Однако он не имел реальной поддержки даже у назначенных им Глав районов и других руководителей государственного управления. Ничего кроме декларативных заверений в поддержке и личной преданности данные руководители не сделали в ходе избирательной компании, а некоторые открыто поддержали других кандидатов.

Наиболее яркой и экстравагантной была предвыборная кампания Магомета Каитова. В небе над городами летали воздушные шары и самолеты с призывами голосовать за Каитова. Порой даже на головы избирателей вместе с листовками падали и конфеты. Все это вызывало смех и отрицательно отражалось на имидже кандидата. Однако вместо развлечений избирателям были нужны конкретные идеи и программы их реализации.

Что касается кандидатов в Президенты КЧР И.Чаушева и В.Патовой, то у избирателей по поводу них сформировалось непоколебимое мнение: профессиональный хирург должен лечить людей, а женщина - хранить домашний очаг.

Формированием политического имиджа кандидата генерала Семенова в его избирательном штабе никто не занимался. У него не было средств на привлечение специалистов по имиджу, он не имел свободного доступа к телевидению. Поэтому главной формой работы с электоратом стали встречи с избирателями. Перед ними генерал появлялся таким, какой он есть на самом деле, что обеспечило Владимиру Семенову наибольшую симпатию у народов Карачаево-Черкесии. Главным достоинством и преимуществом перед другими кандидатами было его высокое воинское звание, солидная генеральская должность и достаточной большой послужной список служения Родине. Население КЧР устало от невнятного и аморфного правления Владимира Хубиева, хотели от новой власти решительных действий в отношении прежней чиновничьей номенклатуры. Люди хотели видеть у власти сильного, твердого руководителя с четким планом действий.

Именно в этот момент перед измученными взорами избирателей и появился Владимир Семенов - «белый рыцарь в сияющем золотом мундире», выкрикивающий на своих на своих предвыборных встречах пламенное: «Я его посажу! Подать мне сюда, этого Мамая!». Именно это высказывание было адресовано бывшему директору развалившейся Курджиновской мебельной фабрики Сайрамбеку Кипкееву.

В эту избирательную компанию генерал В.Семенов выступал в роли оппозиции существующей власти, как жестокий борец с коррупцией и криминалом. Владимиру Магомедовичу как бывшему члену ЦК КПСС симпатизировали даже коммунисты, поэтому еще в самом начале предвыборной кампании его рейтинг был самым высоким - 24% и в дальнейшем стабильно рос. Но за несколько дней до выборов штаб В.Семенова подал в суд на кандидата Эбзеева, с требованием отменить его регистрацию. Заявители были уверены, что член Конституционного суда не имеет права баллотироваться в Президенты. Суды всех инстанций иск отклонили. Вслед за этим упал и рейтинг Владимира Семенова. Во-первых, поражение в суде избиратели восприняли как юридическую некомпетентность генерала. И второе, самое главное, людей разозлило, что Семенов начал наступать « на порядочного и интеллигентного Эбзеева», в то время как его оппонентом был Станислав Дерев.

Впервые в 1999 году в предвыборную кампанию включились и духовные лидеры Православной церкви. Они ходили, агитировали и зарабатывали деньги. В Карачаево-Черкесии стремительно появились церкви, построенные на деньги водочного «короля» - Станислава Дерева. А в самом центре столицы висел плакат, на котором Дерев и владыка Гедеон жали друг другу руки.

Мусульманское духовенство в отличие от православного публично придерживалось нейтралитета. В мусульманской общине не имеет смысла кандидату перед выборами вдруг ударяться в религию и в мечетях публично совершать намаз. В маленькой республике всегда найдется человек, который видел тебя вчера за праздничным столом с рюмкой водки в руках. Лицемерие никто не простит.

Также впервые в республике были использованы технология «мертвых душ». За несколько месяцев до выборов президента в Карачаево-Черкесии временно прописались 30000 человек из Абхазии, Адыгеи, и Кабардино-Балкарии. Например, в каждой комнате общежития №1 треста «Карачаево-Черкесскстрой» по документам проживало по 150 человек. Такую избирательную технологию мог позволить только очень богатый кандидат, желающий победить сразу в первом туре, а именно Станислав Дерев.

В ходе первого тура выборов Президента КЧР 25 апреля 1999 года никто из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей. Итоги выборов показали, что во второй тур выходят два кандидата: Станислав Дерев (39,23%о) и Владимир Семенов (17,63%).

Бывший Глава КЧР Владимир Хубиев и получил лишь 6,61% голосов, почти столько же Борис Эбзеев, на 2% больше Магомет Каитов. Те же 2% отделяли Михаила Якуша от Владимира Семенова. Результатами остальных кандидатов стали показатели от 0,06% до 1,11%.

Одной из активно применяемых политических технологий в ходе выборов Президента КЧР стала покупка голосов избирателей. В период предвыборной кампании кандидаты на подкуп населения тратили огромные суммы. Этим занимались доверенные лица кандидатов в президенты. Но после 25 апреля выяснилось, что в некоторых округах за того или иного претендента проголосовало людей меньше, чем даже количество доверенных лиц данного кандидат. Были случаи, когда кандидат покупал голоса избирателей, а результат оказывался ничтожным. Зато доверенные лица, которым выдавали деньги на подкуп голосов, после выборов обзавелись новыми автомобилями, дачами и квартирами. Поэтому такая выборная технология как подкуп избирателей, на которую кандидаты больше всего и надеялись, мало повлияла на исход голосования.

Второй тур выборов тур выборов Президента КЧР прошел 16 мая 1999 года. В ходе предвыборной кампании второго тура ничего особенного не произошло. Вокруг Семенова, как и ожидалось, объединились все кандидаты, за исключением коммуниста Михаила Якуша. Однако большинство коммунистически настроенного электората проголосовало во втором туре за кандидатуру Владимир Семенов.

Несмотря на внешнее отсутствие активности избирательных штабов двух претендентов на президентский пост во втором туре, команда С.Дерева понимая грядущее поражение в ходе второго тура выборов стала активно готовиться к тому, чтобы взорвать политическую ситуацию в республике. В день голосования был намечен срыв выборов на ряде избирательных участков Хабезском, Адыге-Хабльском районах и в Черкесске. В ночь с 15 на 16 мая прошло совещание продеревских председателей участковых избирательных комиссий, где они договорились бойкотировать голосование. В других районах голосование шло полным ходом. В результате победил Владимир Семенов с 78%.

Утром 17 мая в Черкесске начались митинги сторонников Станислава Дерева с требованием к судебной власти отменить результаты выборов. Позднее митинговать и пикетировать начали и сторонники Владимира Семёнова с требованием к продеревскому Ресизбиркому признать итоги голосования. Митинговые страсти продолжались до 22 октября 1999 года, когда Верховный Суд РФ признал победу Владимира Семенова. В этот же день вновь избранный Президент КЧР приступил к исполнению своих обязанностей на посту Главы республики, таки образом в Карачаево-Черкесской Республике через 8 лет после отделения от Ставропольского края демократическим путем был избран Президент КЧР. Демократия в КЧР приобрела окончательные очертания, соответствующие свободному волеизъявлению граждан: вся вертикаль исполнительной и законодательной власти КЧР прошла через процедуру выборов.

В ходе первых демократических выборов стало очевидным, что возможности манипулировать мнением избирателей намного преувеличены. Значит, надо выявить новую тактику по формированию имиджа политиков. Тем более что стратегические задачи подвергаются корректировке политической конъюнктурой.

 

Автор: Коркмазов Р.Р.