10.02.2012 4793

Роль СМИ в формировании политического имиджа кандидатов в Карачаево-Черкесии

 

Первые итоги выборов в КЧР показали, что средства массовой информации играют определенную, достаточно заметную роль в формировании имиджа основных акторов электорального процесса. Однако эта роль в ходе первых выборов, как представителями власти, так и оппозицией, явно недооценивалась. Политические лидеры, борющиеся за власть, считали ненужным использовать финансовые ресурсы на формирование собственных средств массовой информации, а действующая власть удовлетворялась административным контролем над государственными СМИ. Во всех этих случаях никто не мог надеяться на успех в борьбе за высшие посты. Недооценка роли СМИ в ходе предвыборных кампаний явилась «ахиллесовой пятой» и власти и тех, кто к ней стремился.

Ярким примером непонимания роли СМИ и других средств формирования политического имиджа, что стало одной из причин потери политической власти в КРЧ бывшим Главой республики В.Хубиевым. Конечно, качественные масс-медиа и профессиональные журналисты - стоят достаточно дорого, однако они являются одним из главных слагаемых победы на демократических выборах. Неудачи Владимира Хубиева происходили из-за того, что местные государственные СМИ не проявляли ярко выраженную позицию сторонников власти, так как они не были уверены в политическом потенциале руководителя республики и стремились к взвешенной и объективной подаче информационных материалов, тем самым стараясь ничего не потерять в случае поражения данного руководства.

Такое позиционирование большинства региональных государственных СМИ не осуществилось в ходе политической практики, так как действующая политическая власть, используя административные ресурсы, превратили их в информационный рупор пресс-службы правительства, Главы КЧР. Подобная необъективность, стремление приукрасить ситуацию, сгладить серьезнейшие проблемы в экономической и социально-политической жизни республики привели к недоверию к данным средствам массовой информации и серьезно подорвали рейтинг Владимира Хубиева.

Борьба за власть в Карачаево-Черкесии велась и на страницах федеральных газет. 6 сентября 1992 года в «Российской газете» было опубликовано интервью Главы КЧР о ситуации в республике. В данной газете В.Хубиев говорил о том, что республику попытались разделить «экстремистски настроенные лидеры общественных объединений». Это интервью как элемент формирования имиджа удачно сочеталось с результатами референдума (о чем референдум?) 28 марта 1992 года. В данном случае речь шла о формировании имиджа Владимира Хубиева как политического лидера, стремящегося сохранить целостность республики и единство народов КЧР. К сожалению, этот подход не был в полной мере реализован из-за непродуманных ошибочных действий команды Главы КЧР. Региональные СМИ подконтрольные действующей власти периодически публиковали материалы, предлагаемые командой В. Хубиева, в которых ответственность за тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, раскол населения по этническому признаку на оппозицию власти.

Оппозиционные СМИ постоянно обвиняли В.Хубиева в том, что в республике царит карачаевская гегемония, что вся экономика находится в руках представителей одной национальности и во всех бедах региона виновата действующая власть, лично В.Хубиев и все карачаевское население.

Практически вслед за каждой критикующей оппозиционной публикацией руководство республики давало пресс-конференции, где на все болезненно реагировала. Однако пресс-служба Главы КЧР показала полное неумение грамотно и профессионально выстраивать систему публичных коммуникаций действующей власти. Неудачи в экономике объяснялись тем, что и в других регионах также плохо. То есть республика живет как все.

В целом пресс-конференции, задуманные как «решительный отпор заказным статьям» производили весьма странное впечатление. В первую очередь потому, что, реагируя столь «болезненно» на газетные статьи, руководители КЧР наносили ущерб имиджу и престижу власти республики.

Стремление премьер-министра или спикера Парламента выступать в роли агрессивно-оправдывающейся стороны негативно сказывалось на рейтинге власти и поддержке населения. Со всем по другому позиционировал себя действующая власть в Кабардино-Балкарии, она практически не реагировала на публикации компрометирующие Валерий Коков по этому поводу в интервью газете «Северный Кавказ»: «Я стараюсь не обращать на это внимание».

Многочисленные пресс-конференции, публикации в местных газетах, в которых действующая власть пыталась приукрасить ситуацию, обвинить во всех существующих проблемах оппозицию нанесли серьезный урон политическому имиджу действующего руководства. В место реальных дел по улучшению социально-экономической ситуации, повышению благосостояния планировались и проводились красочные фестивали, конференции и другие массово-политические мероприятия и все это широко освещалось в региональных СМИ. В ноябре 1995 года в газете «Карачаево-Балкарский мир» было опубликовано интервью министра культуры КЧР Султана Темирова, где сообщалось о подготовке ко второму фестивалю национальной культуры балкарцев и карачаевцев. По словам министра, проведение фестиваля планировалось провести еще в 1994 году. Но только сейчас, фестиваль состоится с приглашением многочисленных гостей. В том же номере газеты была опубликована и правительственная телеграмма министра культуры РФ Е.Сидорова: «Сердечно поздравляю участников второго фестиваля национальной культуры балкарцев и карачаевцев, желаю счастья, успехов вам, жителям многонациональной республики!» Ко всему этому была добавлена подробная программа намечающегося мероприятия.

Однако разрекламированный на весь Северный Кавказ фестиваль так и не состоялся. Были оскорблены национальные чувства карачаевцев и балкарцев, это стало еще одним ударом по политическому имиджу действующей власти, рейтинг среди населения Главы КЧР значительно снизился. Одним из шагов по снижению негативных тенденций в политическом позиционировании стало проведение еще одной компании СМИ по формированию позитивного имиджа В.Хубиева.

В региональных газетах прошла серия публикаций, приукрашивающих реальную и мнимую деятельность Главы КЧР, в которых В.Хубиев стал «творцом межнационального мира гарантом своевременной выплаты зарплат бюджетникам и пенсионерам»,- именно так называют его лидеры женских организаций из Карачаевска. Директор одной из фирм в А.Кумыш объявил: «Хубиев - мудрый политик, из-за умного правления которого в КЧР нет забастовок и митингов». Если поверить статье группы ветеранов-карачаевцев из Усть-Джегуты, то только благодаря В.Хубиеву карачаевский народ добился реабилитации. Другой ветеран убеждает: «Хубиев является любимцем всех народов Карачаево-Черкесии, и ему даже надо объявить благодарность за его труды». Последовательным защитником интересов аграриев провозглашает Хубиева председатель одного из развалившихся колхозов. В другой публикации автор заявляет: «Хубиев в Москве пользуется большим уважением. В столице никто ему ни в чем не откажет».

Внесло свою лепту в стремление сформировать положительный имидж Владимира Хубиева и руководство Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. В одной из публикаций было написано: «...профессора считают, что мир между народами сохранен благодаря личному героизму (не меньше) Хубиева». Одной из особенностей данной PR-компании было то, что авторы подобных слов и публикаций были людьми с сомнительной репутацией, так в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом университете в этот период наблюдался высокий уровень коррупции. Подобные высказывания и публикации не привели к необходимому результату, не смогли сформировать положительный имидж Главы КЧР.

Не способствовало формированию положительного политического имиджа Владимира Хубиева и государственное телевидение КЧР. 19 января 1993 года молодая республика открыла свое ТВ, которое начало вещать на 5 языках. За редким исключением, передачи делали непрофессиональные журналисты и такие же технические работники. Техническое оснащение молодого ТВ не соответствовало уровню современных требований и не позволяло эффективно проводить информационную политику.

Эта информационная политика, которую вели чиновники и государственные газеты, в полном объеме была представлена и на экранах государственного регионального телевидения. Вместо информации о состоянии дел в республике на телевидении постоянно проходили сюжеты о так называемой работе исполнительной власти КЧР. Основу новостных блоков составили ТВ съемки заседаний правительства, различных конференций и других публичных мероприятий с участием руководящих лиц региона, в которых приукрашивалась социально-экономическое состояние республики, «лакировалась» существующая действительность, с экранов телевизоров вещалось о больших достижениях руководства КЧР в социально-экономической сфере, что абсолютно не соответствовало реальному положению дел и не способствовало формированию положительного имиджа Главы КЧР.

Единственной, кто не дискредитировал Владимира Хубиева, стала его супруга Зоя Кибировна. Она вела себя как обычная женщина: ездила преподавать в Карачаево-Черкесский технический университет на троллейбусе, продукты покупала на рынке. У простых жителей, видевших «первую леди» рядом с собой, это вызывало симпатию и уважение не только к ней, но и к ее мужу. Но она не могла преподавать во всех ВУЗах одновременно, ездить на всех маршрутах троллейбусов и автобусов, целыми днями ходить по рынкам, поэтому положительное влияние на имидж В. Хубиева не охватывало основной массы населения.

В 1997 году в связи с приближающимися первыми демократическими выборами глав муниципалитетов роль СМИ в формировании политического имиджа акторов электорального процесса заметно усилилась. Быстро росло количество альтернативной прессы. Мэр Карачаевска Сапар Лайпанов учредил городской муниципальный информационно-аналитический центр. Этот центр занимался выпуском газеты «Минги Тау» и работой городского радио. В своей информационной политики С.Лайпанов ориентировался на культуру и развитие туризма в Теберде и Домбае, потому что он считал, что основой жизни людей является культурная сфера и повышение уровня благосостояния людей, тем самым население отрывалось от политических баталий и межнациональных конфликтов. Мэр города Карачаевска не позиционировал себя как активного политического регионального лидера.

Совсем по-другому действовал команда столичного мэра Станислава Дерева. Еще до победы на муниципальных выборах они готовились к предстоящим президентским. Появились продеревские газеты «Черкесск», «Народная» и телекомпания НТР. К работе по формирования политического имиджа С.Дерева были привлечены профессионалы из московских PR компаний. Его кампания по формированию была на столько эффективна, что за считанные недели Станислав Дерев стал самым популярным политиком КЧР. Избирателям казалось, что мэр Черкесска влиятельнее самого Главы республики. Основными факторами, формирующими его политический имидж, стали: во-первых, позиционирования С.Дерева как эффективного бизнесмена, развивающего экономику региона; во-вторых, стремление показать бизнес С.Дерева как социально ориентированный и развивающий социальную сферу республики.

Впервые на уровень публичности была выведена семья политика высшего эшелона. Это стало новым явлением в жизни республики, которая не знала, чем занимаются жены и дети политической элиты. Например, избиратели увидели, что самый богатый отпрыск в КЧР малолетний сын Станислава Дерева учится в обычной школе и играет в шахматном клубе с простыми детьми и седыми пенсионерами. Популярным Станислава Дерева делали также ГТРК КЧР и государственные газеты, благодаря солидным финансовым вливаниям в эти структуры. Населению через СМИ показывали успешную работу деревской фирмы «Меркурий», деятельность самого столичного мэра, который намерен был сделать Черкесск красивее Парижа.

О том, что государственная телерадиокомпания формируют положительный политический имидж Станиславу Дереву Владимир Хубиев знал, однако, был не готов к публичной политической борьбе и не имел ресурсов противостоять этому. К тому же продеревские материалы в государственных СМИ чаще появлялись тогда, когда Глава уезжал из региона в командировки. Да и прессу, работающую на пяти языках проконтролировать, достаточно сложно. Достоинством Главы республики было и то, что в силу своей благородности горца он не ставил перед собой задачу бороться с журналистами.

Политическая деятельность В. Хубиева с опорой только на администрирование и прежнее «советские» методы управления регионом не позволили ему в полном объеме оценить роль СМИ в формировании политического имиджа, Отсутствие у него опыта взаимодействия с газетами и телевидением, стремление подчинить их себе стало одной из причин его катастрофического поражения на выборах Президента КЧР. Широкое использование средств массовой информации другими акрами электорального процесса и особенно В.Семеновым и С. Деревым позволили им стать региональными политическими лидерами.

Смена власти - это процесс неотвратимый. Это доказано в ходе развития человеческой цивилизации. Этот процесс в основном происходит путем смены политических лидеров. Процесс смены политических лидеров, его цикличность достаточно глубоко и аргументировано описал итальянский ученый Моска. Согласно его концепции, политические лидеры, несмотря на все разнообразие задач и целей, делятся на два имиджевых типа - «лис» и «львов». «Лисы» - это дипломаты. Их путь - уступки, компромиссы и сделки. Независимо от внешнего оформления, политика «лис» всегда мягка и аморфна. Необходимость решительных действий пугает их, повергает в панику. Поэтому «лисы» проводят в жизнь не реформы, а лишь их видимость, опираясь в своих действиях не столько на коренные изменения существующих условий, столько на одномоментные меры, дающие надежду на получение желаемого. Возникающие в период их правления конфликты решаются только при помощи переговоров (тайных или явных) и консультаций, в результате чего решающий момент оттягивается насколько возможно, и проблема либо разрешается сама собой, либо переходит в стадию «вооруженного» конфликта, требующего разрешения силовым путем. За время правления «лис» таких конфликтов (экономических, производственных, межнациональных и так далее), требующих твердого разрешения, становится все больше. Когда же они накапливаются в этакую критическую массу (как в атомной бомбе), то происходит социальный взрыв, в результате которого на смену «лисам» приходят «львы» - жесткие, решительные, проводящие политику «сильной» руки. «Львы» не только готовы на решительные действия, но и делают на них свою основную ставку. Все возникающие конфликты «львы» решают сразу, четко и быстро, не углубляясь в дебри дипломатического процесса. В арсенале их средств на первом месте стоят решительность, твердость вплоть до жесткости, непримиримость к обозначенным врагам и четкое следование принципам.

«Львы» не развязывают узлы, а рассекают их, в зародыше уничтожая все будущие конфликты в этой сфере. В кадровой политике «львы» ведут себя также четко и последовательно: никаких недомолвок, всем все объясняется, фронт работ каждого определяется, и тут же назначаются сроки исполнения и ответственные. Но здесь повторяется та же история: решив все судьбоносные проблемы и исчерпав свое поле деятельности, «львы» оказываются ненужными, и их сменяют вновь оказавшиеся ко времени «лисы».

Если сравнивать процесс управления государством со строительством здания, то «львы» - это те, кто выбирает место под застройку, составляет архитектурный проект, выкапывает фундамент и возводит стены. Естественно, что дальше возникает необходимость в тонких и мягких «лисах», которые лучше всех смогут довести здание до приемлемого стандарта и в деталях отделать помещение. А затем, как только возникает необходимость в новом здании, на сцену опять выйдут решительные и резкие «львы».

Подобные процессы прихода к власти то политических лидеров имиджевого типа «лис», то на смену им политических лидеров - «львов» наиболее характерны для политической жизни КЧР второй половины XX века. Магомед Абдурзакович Боташев, руководивший Карачаево-Черкесией с 1966 по 1979 годы, - несомненный «лев». Он заложил большинство направлений экономического развития республики: строил дома, прокладывал дороги, «ковал» кадры. Суть его политики можно выразить словами: «Обеспечивая настоящее, закладывай фундамент будущего». Его «львиность» доказывается тем, что никто за двадцать лет после его поражения не смог достроить железную дорогу, которую М.А. Боташев планировал довести до Карачаевска. Последний период его правления был отравлен аппаратными интригами завистников и травлей, чего он, как настоящий «лев», долго терпеть не смог. В итоге М.А. Боташев согласился на новое, куда более высокое и почетное назначение - в представительство СССР в Польше.

Следом за ним в 1979 году к власти пришёл Владимир Исламович Хубиев - типичный «лис». Его правление характеризовалось отсутствием четких экономических программ и планов действий, дефицитом энергичных и решительных шагов по спасению экономики республики и... покоем, со временем перешедшим в застой. «Лисовость» В.И. Хубиева привела к возникновению немалых проблем. Во-первых, Карачаево-Черкесия до выхода ее из Ставропольского края финансировалась из краевого бюджета, где приоритетными являлись развитие территории края, а не республики, по этому некоторые направления развития финансировались по остаточному принципу.

Во-вторых, после выхода КЧР из состава Ставропольского края Карачаево-Черкесия как самостоятельный субъект Российской Федерации не смогла в полном объеме вернуть себе причитающуюся ее собственность. На Кавказских Минеральных Водах есть ряд санаториев, подаренных Карачаево-Черкесией Ставропольскому краю.

К тому же за 20 лет в республике накопились системные проблемы, требующие немедленного решения. Надо было принимать решительные меры по оздоровлению социально-экономической ситуации, а не развязывать их годами, чего «лис» В.И. Хубиев сделать не мог. Республика все эти годы просто существовала на том фундаменте, который заложил в советское время М.А. Боташев. Поэтому в ходе первых президентских выборов победил смелый и решительный генерал Владимир Семенов. Интеллигентный ученый Борис Эбзеев показался не достаточно твердым политиком. Напористый бизнесмен с темным прошлым Станислав Дерев оказался, наоборот, не только слишком богатым, но и излишне напористым, а во втором туре он просто отпугнул всех своими откровенно националистически-окрашенными телесюжетами.

Со временем деятельность В. Семенова изменила мнение населения о нем. 18 сентября 2001 года, например, газета «Возрождение республики» писала: «Наш уважаемый свет очей в очередной раз встречался в Домбае со знаменитым Хапсироковым, то бишь Назиром Хапсироковым. И что на хапсироковской даче были еще и чины помельче - Кипкеев, Арашуков, главы некоторых районов (из самых рьяных). Был там еще и Монте-Кристо, прилетевший на встречу с самого Урала на отдельном, зафрахтованном лично для него, самолете. А еще говорят, что гости, разомлевшие в гостеприимных объятиях уважаемого хозяина, в перерывах между сменами блюд услаждали свой взор и слух песнями райских гурий и танцами кипарисоподобных красавиц. И что даже якобы особо разомлевшие из участников этого исторического заседанса все порывались облагодетельствовать красоток, для чего осыпали их дождем из стодолларовых купюр... Когда слышишь такое, одно утешение врут люди! Завидуют, вот и приврали, а сплетня уже и пошла. Может, и не было ничего совсем! А если уж и было, то наверняка купюры были помельче, долларов в 10».

В глазах населения В. Семенов оказался не тем долгожданным «львом», за которым народ мог броситься в огонь и в воду. Из «льва» Семенов превратился в «лиса», говорящим одно, а делающим совсем другое. И вот, что сообщает по этому поводу оппозиционная пресса: «Я против такой непоследовательности, потому что я, простой человек, не знаю тогда, в кого мне верить и кого уважать, кого, в конце концов, считать настоящим -вчерашнего Семенова или сегодняшнего? Иногда так и хочется подойти и сказать: Ведь если ты, генерал, так поступаешь, то чего же тогда ждать от других? От мальчишек, которые вырастут завтра в мужчин на твоем примере?» Но знаю, что не скажу. Потому что не зачем. Вот если бы он хотя бы попытался сделать то, что говорил, хотя бы попробовал, тогда - другой разговор. А так - нет. Потому что незачем человеку говорить в лоб: обещал - делай. Это каждый либо понимает с самого начала, либо никогда не поймет.

Избиратели Карачаево-Черкесии ждали от В.Семенова обещанного: составления твердого, четкого плана действий, прозрачной кадровой политики, обозначения ясных, всем понятных целей, ради которых стоит работать. В место этого население КЧР получило президента, который абсолютно не оправдывал доверия избирателей. Социально-экономическая ситуация не улучшалась, материальное благо состояние падало, а власть поразила коррупция, бюджетные средства разворовывались, промышленность не развивалась и республика существовала только за счет трансфертов и дотаций из федерального центра. Все это привело к разочарованию населения в своем выборе, что негативно сказалось на политическом имидже В.Семенова. К сожалению, практика реальных Президента КЧР показала населению, что он не обладает имиджевыми качествами «льва» и в его политическом имидже преобладают качества «лиса» это стало одной из причин поражения В.Семенова на следующих выборах Президента КЧР, так как избирателям в этот период нужен был политический лидер с качествами «льва».

Формирование имиджа политиков в Карачаево-Черкесии после 1999 года приобрело еще один качественный показатель. Стало возможным прогнозировать приход той или иной персоны к власти согласно формуле смены политических имиджей лидеров на противоположную от «льва» к «лису» и наоборот. В Карачаево-Черкесии открылось широкое поле действий для политтехнологов и политических психологов по выявлению и формированию имиджевых качеств у акторов электорального процесса или «львов» или «лисов» в зависимости от потребностей избирателей.

Региональные государственные СМИ внесли большой вклад в формирование политического имиджа В.Семенова, особенно активизировалась эта деятельность перед новыми выборами Президента КЧР. Количество телесюжетов о деятельности Президента КЧР В.Семенова. Иногда показывались в новостных блоках региональных «Вестей», по два раза в один вечер все это повторялось по пять раз в неделю. Естественно такой объем телевещания не мог выполнить поставленную задачу, сформировать положительный имидж В.Семенова. У населения возникало пресыщение и отторжение данной информации. Особенно любит государственное телевидение показывать Президента Семенова в окружении народа. Правда, не того народа, который перекрывает дороги из-за постоянного отключения электричества, не того народа, который воюет с местным начальством по поводу лукавой ликвидации наводнения в 2002 году. И даже не того народа, который во время обсуждения депутатами бюджета на этот год встречал республиканскую власть у Дома Правительства с плакатами «Президент Семенов! Не надо обманывать ветеранов!» Нет, среди такого народа Президента Карачаево-Черкесии не увидишь, тем более, что он его и народом-то зачастую не считает. «Толпой обзовет, то паршивым батальоном, то еще чем ни будь»,- пишет оппозиционная пресса.

Президент Карачаево-Черкесии в последнее время часто появляется только в рамках дружественного окружения, например, на каком-нибудь банкете или юбилее, в сопровождении хорошо одетой свиты. В феврале 2003 года, ТВ КЧР показало непосвященным жителям республики банкет в честь трехлетия Благотворительного фонда Семенова. В этом же месяце на экранах ТВ показали Президента на нескольких банкетах юбиляров самых разных категорий Заслуженных работников различных отраслей народного хозяйства. Президент КЧР В.Семенов организовал для журналистов банкет в честь 300-летия российской прессы, который также показали по телевидению. В январе и феврале 2003 года ГТРК КЧР целых четыре раза показало один и тот же новогодний банкет карачаевцев с участием Владимира Семенова. Все это также негативно сказалось на политическом имидже Президента КЧР.

Серьезной ошибкой в политическом позиционировании президента являлась его поддержка региональной организации политической партии «Союз правых сил», депутаты республиканского парламента члены СПС выступи с предложением о продлении срока полномочий нынешнего президента еще на полгода, что абсолютно не соответствовало общественному мнению и желанию избирателей.. К тому же местный лидер СПС Асият Хабичева у избирателей не имела популярности у большинства населения и поддержки избирателей на выборах. С 1993 года Асият Хабичева куда бы и сколько бы раз не баллотировалась, никогда не получала заметное количество голосов.

Основным аргументом сторонников В.Семенова в парламенте, предложивших продлить полномочия Президента стала необходимость экономии бюджетных средств. Только в их интерпретации сэкономленная сумма почему-то выросла по сообщению ГТРК КЧР до 15 млн. рублей - на 9 млн. больше необходимого. А газета «Возрождение республики» возражает: « В самом деле, нехорошо получается - депутатам продлить свои полномочия на три месяца да по уважительным причинам нельзя, а Президенту удлинить свой срок на шесть месяцев и только из экономии денег - можно. А что ж тогда Президент, если он заботился об экономии бюджетных средств, разрешил так пышно отремонтировать Белый Дом? Зачем облицевали фундамент этого здания мрамором и гранитом? Зачем меняли все двери в коридорах президентского крыла на суперсовременные, да еще с электронными и магнитными карточками-ключами? Зачем выстроили внутри Белого Дома целый двор с фонтаном, вымостили все плиткой и перекрыли подъезд новыми воротами?». Данный аргумент и его комментарии со стороны СМИ постепенно сформировали у избирателей мнение о том, что главной причиной продление срока президентских полномочий является не уверенность действующего Президента КЧР в победе на будущих выборах и стремление его в течение предлагаемого срока продления повысить свой рейтинг, усилить положительный имидж, сформировать организационные и финансовые ресурсы для безусловной победы на выборах.

В.Семенов на протяжении долгого времени заказывал у Федерального агентства правительственной связи и информации мониторинг собственной популярности, который не придавался гласности и не освещался в СМИ. Специалисты журнала «Эксперт» и Центра политических технологий поставили В.Семенова не зависимо друг от друга на последнее место в своих рейтингах.

Отличительной особенностью формирования политического имиджа акторов электорального процесса КЧР является то, что в силу малочисленности населения и избирателей, а также компактного проживания людей не зависимо от их социального статуса предполагает широкую информированность населения о реальных действиях региональной власти, их целей и задач, и последствий управленческих решений. Другой особенностью является активная роль СМИ в информированности населения и наличие реальной свободы слова и независимых средств массовой информации, что не позволило политическим деятелям манипулировать общественным мнением и массовым сознанием в целом.

Роль СМИ по-новому проявилась в 1999 году на выборах Государственную Думу Российской Федерации. Президент КЧР В.Семенов предоставил свой административный ресурс и свои PR структуры кандидату в депутаты руководителю поволжского отделения Госрезерва РФ Магомету Борлакову. Наряду с другими кандидатами по КЧР выдвинул свою кандидатуру и серьезный актор политического процесса федерального уровня, один из олигархов Борис Березовский. Длительное время в предвыборной кампании кандидата Б. Березовский внешне не представлял опасности для остальных кандидатов. Однако, за несколько дней до выборов в политическую борьбу активно включился известный тележурналист Сергей Доренко, который активно включил ресурсы федеральных СМИ в предвыборной борьбе на стороне Бориса Березовского. В ходе закулисной борьбы Б. Березовский добился поддержки действующего Президента КЧР В.Семенова, который отказался поддерживать своего кандидата М.Борлакова и с экранов ГТРК КЧР призвал голосовать за кандидатуру Б.Березовского. Мощная поддержка федеральных региональных СМИ, в конце концов, сформировало у избирателей положительный имидж Б.Березовского как политического лидера способного быстро изменить социально-экономическую ситуацию в республике и повысить благосостояние населения и Б.Березовский победил на выборах. Действия В.Семенова по поддержке то одного кандидата, то другого, негативно сказались на его политическом имидже.

В январе 2000 года с приходом к власти и.о. Президента РФ Владимира Путина Борис Березовский сложил свои депутатские полномочия, в связи с этим в декабре 2000 года в Карачаево-Черкесии были назначены новые выборы депутата Государственной Думы РФ. В очередной предвыборной кампании один из ярких представителей СМИ шеф-редактор газеты «Горские ведомости» Магомет Текеев сам стал одним из акторов электорального процесса. В этой избирательной компании региональные СМИ стали самостоятельной политической силой. Независимая газета «Горские ведомости» начавшая свою жизнь в период политического противостояния в 1999 году за год стала самой влиятельной газетой, которая имела свою независимую позицию, отличавшуюся от позиции региональной власти. Это была единственная газета, объяснявшая, чем грозит Карачаево-Черкесии поддержка Бориса Березовского. Открытое противостояние с влиятельным олигархом способствовало популярности издания и формированию политического имиджа шеф-редактора газеты М.Текеева. Населению нравилось, что их проблемы отражаются на страницах газеты, что она выступает в защиту простого человека от чиновничьего произвола и беспредела во властных структурах. В критике «Горских ведомостей» доставалось и Президенту, и даже криминальным авторитетам.

За три недели до выборов в Карачаево-Черкесии произошло громкое политическое событие - покушение на одного из кандидатов в депутаты ГД РФ Магомета Текеева, которое широко освещалось на страницах региональной прессы. Это событие так же сказалось на формировании положительного политического имиджа данного кандидата как борца за народную справедливость, преследуемого властью и криминальными структурами.

В период предвыборной кампании произошло событие, которое показало важную роль СМИ в электоральном процессе и увеличившее популярность М. Текеева. На телеканале РТР был показан документальный фильм Елены Масюк «Кавказский полумесяц». Народы в Карачаево-Черкесии обвинялись в ваххабизме, терроризме и экстремизме. Фильм получил большой резонанс. Люди вспомнили сталинские времена, когда репрессиям предшествовали беспочвенные обвинения. Правительственные чиновники на многочисленных собраниях общественности уверяли жителей республики, что руководству ВГТРК со стороны республиканской власти предъявлены серьезные претензии за трансляцию телефильма, порочащего честь и достоинство народа КЧР, и в скором времени в эфир российского телевидения выйдет опровержение. Воспользовавшись не довольством населения Магомед Текеев организовал сбор подписей жителей республики под заявлением в суд на авторов клеветнического телевизионного фильма, что также способствовало формированию политического имиджа шеф-редактора «Горских ведомостей».

10 декабря 2000 года на выборах депутатов в Государственную Думу Российской Федерации с небольшим отрывом в 1% победил М. Текеев, став депутатом Госдумы РФ.

Наряду с имиджем политических лидеров важную роль в электоральном процессе играет и репутация политика. Избиратели судят о политиках, в том числе, и по последствиям этих решений, по изменениям в своей жизни, которые эти решения принесли лично для них. Представления, складывающиеся таким путем, уже не носят имиджевый характер. Поэтому принято разделять понятия имиджа и репутации политика.

«Репутация - мнение о человеке, сложившееся на основе его профессиональных качеств и профессиональной деятельности, передающиеся по каналам личной коммуникации - от человека к человеку».

Наиболее существенна роль репутации акторов электорального процессов ходе муниципальных выборов, так как выборы органов местного самоуправления предполагают избрание таких акторов электорального процесса, от которых зависит существование населения на конкретных территориях.

Ключевыми муниципальными выборами в республике являются выборы мэра столицы КЧР города Черкесска. Будучи столицей Карачаево-Черкесской республики г. Черкесск исполняет роль главного субъекта социально-экономического развития региона. Основные финансовые и товарные потоки в республике проходят через столицу, основа промышленного потенциала региона сосредоточена в Черкесске. Поэтому в борьбу за пост руководителя города включаются все политические лидеры и основные политические группировки региона.

Роль репутации акторов муниципального электорального процесса наглядно проявилась в ходе выборов мэра города Черкесска. Рассмотрим ее на ряде конкретных примеров. Одним из основных претендентов на пост главы города стал А. Головко. Основу его репутации составляло то, что, во-первых, он популярный чемпион по вольной борьбе. Его хорошо знала спортивная молодежь и старшее поколение, помнящее период массовой физкультуры и спорта. Семья Головко из 11 человек уважаемая в Карачаево-Черкесии. Мать и отец - труженики-передовики, дети - спортсмены отличники. Во-вторых, Анатолий Головко владел деревообрабатывающей фирмой, где работают и получают по черкесским меркам хорошую зарплату многие горожане. А качественные окна и двери, паркет и балюстрада попадали почти в каждую новостройку. В-третьих, кандидат уже работал депутатом Народного Собрания КЧР от одного из округов столицы, где исправно выполнял свои предвыборные обещания. И последнее, с приходом Головко на «Водоканал» полуразваленное предприятие вновь встало на ноги. «Зарплату - рабочим, воду - горожанам, качество услуг не за счет необоснованного роста цен» - по такому принципу работал новый директор.

Вторым основным кандидатом стал лидер республиканской организации коммунистов - Михаил Якуш, который, опираясь на коммунистический электорат и протестное голосование, стремился победить на выборах. Поддержка населением г. Черкесска кандидата о КПРФ была достаточно высока в связи с тем, что основные предприятия города Черкесска не работали, а тысячи человек остались без работы и зарплаты. Социальная сфера города находилась в запустении, и прежнее руководство города ничего не делало для улучшения социально-экономической ситуации в городе.

Итоги выборов показали, что репутации регионального лидера КПРФ Михаилу Якушу вполне хватило для победы на выборах мэра г. Черкесска, за него во втором туре проголосовало более 70% избирателей.

Вторым по значимости в республике является город Карачаевск. Одним из главных достоинств Карачаевского городского муниципального образования являются - курорты Домбай и Теберда, входящие в его состав. Эти курорты составляют основу благосостояния населения города и наполняемости городского бюджета, поэтому их развитие стало основой программы социально-экономического развития города и основой избирательной компании по выборам главы города. Значимость должности мэра города Карачаевска связана с его властными ресурсами и возможностями по распределению, перераспределению земли на этих горных курортах и в связи с этим возможно по привлечению инвестиций в развитие горного курортного бизнеса. Поэтому визит в 2001 году мэра Москвы Юрия Лужкова в Домбай, вызвал большой ажиотаж среди политической и бизнес элиты КЧР, региональные газеты бурно обсуждали перспективы московских инвестиций. «Ведь ни для кого не секрет, что за Юрием Михайловичем стоят мощные финансовые структуры, перед которыми наши доморощенные олигархи - просто тьфу, не более». Ю.Лужков сообщил с экрана ГТРК КЧР, что московский финансовые структуры готовы инвестировать в строительство гостиницы «Аманауз» порядка 12 миллионов долларов и это событие активно обсуждалось на страницах региональной прессы. Все это активно подогревало политические страсти вокруг выборов мэра города Карачаевска, так как мэрия распоряжается землей на территории муниципального образования и владение земельными участками может принести колоссальный доход.

Благодаря СМИ в 2001 году накануне выборов мэра г. Карачаевска избиратели имели полное представление о позиции местных властей по домбайской земле. Все последние 4 года курорты развивались за счет собственных средств местных жителей. Городская власть не чинила представителям малого среднего бизнеса, работающего в сфере развития горного курорта, бюрократических проволочек и предоставляла всевозможные налоговые льготы. Это позволило еще 1500 горожанам заняться туристическим бизнесом. Жителям маленького городка не нужны были инвестиции московского бизнеса в развитие курорта, так как это уничтожило бы развивающийся малый бизнес горожан, и мэрия стала на их поддержку. Дело в том, что городская мэрия согласилась на внешние инвестиции только при соблюдении каждой буквы Закона. Когда этот процесс начался, у гостиницы «Аманауз» выявилось сразу несколько владельцев. В итоге начались бесконечные судебные разбирательства хозяйствующих субъектов, которые серьезно затормозили продвижение московских инвестиций.

Такая принципиальная позиция городских властей привела к поддержке избирателей действующего главы города и 18 ноября 2001 года переизбрали Сапара Лайпанова мэром Карачаевска в первом же туре почти с 80% голосов, а на некоторых участках результат достигал 97%.

Данные примеры показывают, что репутация является важным фактором формирования политического имиджа акторов электорального процесса. Выборы мэра Карачаевска выявили основной фактор успеха - «ты получишь столько голосов, сколько хорошего и полезного для избирателей до этого сделал». Тебя будут оценивать по реальным делам, а не по предвыборным обещаниям. Поэтому на выборах в КЧР кандидат во властные структуры, только тогда имеет шанс победить, если его репутация основана на такой психологической модели формирования имиджа как «личность -деятельность - отношения».

Одним из важных факторов формирования политического имиджа акторов электорального процесса в КЧР является наличие у политических лидеров харизмы. В политологической литературе под понятием «харизма» понимаются «природные или искусственно созданные свойства личности, вызывающие перед ней преклонение или, во всяком случае, массовый интерес» Часто под харизмой понимается обаяние, шарм и умение нравиться. Харизма в карачаевской литературе является особым проявлением избранности. А исторические события это подтверждают. Еще из глубины веков известно, что князья выбирая верховного правителя всегда голосовали за обаятельного человека, чтобы по впечатлениям о нем соседние народы были хорошего мнения о Карачае.

Бывший советский руководитель республики Магомет Боташев в полной мере обладал харизмой. Его обаяние и шарм, данные от природы дополнялись имиджем, которые создавала ему первая леди - Тамара Тугановна. Она следила за прической, одеждой и парфюмерией своего супруга с первых дней совместной жизни. Да так, что Магомет Боташев считался самым стильным мужчиной и политиком своего времени.

Президент Владимир Семенов пришел к власти благодаря в том числе и харизме военного лидера. Для электората КЧР этого оказалось не достаточно. Быть в военной форме одно, а предстать в образе политика совершенно другое. Стиль Президента даже стал предметом обсуждения на газетных страницах: «Этот, в общем-то, симпатичный и телегеничный человек в эфире нашего ТВ странным образом предстает все время взъерошенным (чтоб не сказать лохматым), раздраженным и вечно кого-то распекающим, стучащим пальцем по столу».

Важная роль в популяризации харизматических качеств политического имиджа принадлежит СМИ, поэтому борьба за контроль над региональными СМИ в электоральных процессах имеет очень большое значение. Основная борьба в КЧР наблюдалась за контролем над ГТРК. Эта телерадиокомпания охватывает большую часть территории республики и вещает на пяти языках и, учитывая ее значимость в предвыборной кампании, борьба за контроль над ГТРК ЧКР свелась к стремлению поставить своего человека во главе этой структуры. В связи этим за последние три года сменилось 7 председателей ГТРК, каждый из которых вел собственную информационную политику, которая не всегда позицией республиканского руководства. Это проявлялось в том, что государственные региональные СМИ не информировали население о позиции республиканской власти по важнейшим событиям происходившим в республике. Так, например, не узнало население о позиции Президента КЧР В.Семенова о политических заказных убийствах, потрясших республику, ни о заявлении генпрокурора В.Устинова, назвавшего КЧР «гнездом террористов». Зато, например, его поездки по городам и весям республики транслируются государственным телевидением с завидной регулярностью. А посещение Прикубанского района вообще звучало в эфире три дня подряд. Причем показывают Президента по самым пустяковым причинам и в огромных количествах - иногда по три раза за один выпуск «Вестей». Подобная информационная политика не способствовала формированию имиджевых качеств Президента КЧР.

 

Автор: Коркмазов Р.Р.