12.02.2012 3481

Индивидуальность педагога начальных классов

 

Основной характеристикой педагогического труда является интенсивное взаимодействие в системе «учитель-ученик». Особенно значимыми становятся такие исследования в системе начального школьного обучения. Именно учитель начальных классов в значительной степени наделен референтностью, властью и симпатией со стороны учащихся, а также имеет и является объектом обратной связи «учитель-ученик».

Современные исследования в области начального образования свидетельствуют о глубокой специфике деятельности учителя начальных классов. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться на этой специфичности, прежде чем анализировать проблемы метаэффекта в деятельности этой категории учителей.

Так, в настоящее время существенно меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников, утверждает Т.М. Сорокина.

Долгое время в отечественной науке и практике подготовка и профессиональная деятельность учителя начальной школы рассматривались иначе, чем подготовка учителя-предметника. В системе вузовской подготовки отсутствовали соответствующие факультативы; учителей начальных классов готовили педагогические училища. Отсюда и требования к образованности такого учителя были значительно снижены. Характеризуя начальное образование, Д.Б. Эльконин указывал, что оно было построено по - принципу примитивно замкнутого на самом себе концентра. Дети получали элементарные знания и навыки, которые могли служить им только в начале учения.

В системе начального образования наметились проблемы, которые требуется решать уже сегодня. Неготовность большей части учителей к преподаванию в начальной школе проявляется в недостаточном понимании личностно-направленных целей образования, неспособности учителя к быстрому многоаспектному анализу образовательных ситуаций и адекватному проектированию необходимых траекторий развития ребенка.

С другой стороны, наметился разрыв между требованиями к уровню квалификации учителя начальных классов и содержанием его подготовки в педагогических учебных заведениях.

В исследованиях Т.М. Сорокиной сделана попытка решить вопрос об оценке профессионализма педагога начальной школы. По мнению автора, специфические особенности профессионального облика современного учителя начальной школы можно обозначить термином «профессиональная компетенция». Между понятием «компетентность» и «компетенция» есть разница, указывает Т.М. Сорокина. Профессиональная компетенция учителя начальной школы трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений (как мотивационных, так и деятельностных). С одной стороны, это интегральная профессионально-личностная характеристика, с другой - область приложения его профессиональных возможностей. Профессиональная компетенция учителя начальной школы особая - многопредметная. Ее высокий уровень позволяет:

- выполнять сложную профессиональную деятельность по прогнозированию целей и задач психического развития детей в процессе обучения;

- создавать продуктивные условия их разрешения;

- разрабатывать диагностические программы, в том числе на предметном материале.

Т.М. Сорокина обращает особое внимание на уникальность деятельности педагога младших классов, которая заключается в выстраивании предметных и технологических решений в соответствии с моделью целей образования. Причем, в начальной школе педагог вынужден учитывать двоякую цель: с одной стороны - это совершенствование детского интеллекта, а с другой - развитие личности. Это сверхсложное профессиональное действие, так как оно требует определенной гибкости в овладении предметной и технологической подготовкой.

В связи возросшим интересом к проблемам метаиндивидуальности в последние годы появились некоторые исследования, характеризующие влияние учителя начальных классов на личность его воспитанников. Так, первой работой подобного рода было диссертационное исследование С.В. Субботина. Опираясь на утверждение, что устойчивость к психическому стрессу является одним из важнейших профессионально значимых качеств учителя, он исследовал особенности индивидуальности школьников, обучающихся у стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых учителей. В результате исследования обнаружено, что ученики стрессоустойчивых учителей более доброжелательны, открыты, общительны, расслаблены и интровертированы; а ученики стрессонеусточивых учителей более замкнуты, холодны, эмоционально нестабильны, покорны, зависимы, напряжены и экстравертированы.

В диссертационном исследовании Т.С. Рожок была сконструирована нормативная модель учебно-воспитательных умений. Они формировались с учетом функциональных компонентов педагогической системы «учитель-ученик»: гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского. По степени важности умения распределяются таким образом: организаторские умения, коммуникативные, гностические, проектировочные и конструктивные. Приоритет групп организаторских умений и следующих за ними коммуникативных определяется тем, что в эти группы входят умения, непосредственно обуславливающие эффективность деятельности учителя.

Данная система является эффективной, утверждает Т.С. Рожок. Критериями эффективности деятельности учителя начальных классов, согласно результатам исследования автора, можно считать: организацию активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе; формирование мотива предстоящей деятельности; использование различных, в том числе и технических, источников знаний; обучение учащихся различным способам переработки информации; опору на сильные стороны ученика; опору на самостоятельность и самодеятельность ученика. При этом основными показателями эффективности взаимодействия в системе «учитель-ученик» становится познавательная и социальная самостоятельность учащихся.

Анализ образа «ученик» показывает, что в своих установках на ученика учителя разных групп существенно отличаются. Учителя низкого уровня мастерства не ожидают от типичных учащихся школы хороших учебных успехов, оправдывая это тем, что их индивидуальный потенциал не является для этого достаточным. Негативная эмоциональность образа типичного учащегося, неверие в силы ученика не создают важного мотивационного обеспечения в контактах учителя с учащимися. Учителя среднего уровня мастерства более оптимистически смотрят на своих воспитанников, на их возможности в овладении необходимыми знаниями, что сообщает образу ученика положительную валентность, являясь дополнительным мобилизующим эффектом в актах взаимодействия с ним. Учителя-мастера испытывают доверие к интеллектуальным и личностным возможностям ученика. В образе учащегося отражаются не только непосредственно; связанные с процессом обучения качества, но и те личностные особенности, которые являются ядром его индивидуальности. Обращение к ним учителя-мастера создает благоприятные возможности для раскрытия этих черт и качеств в учебном взаимодействии.

 

АВТОР: Долгополова И.В.