12.02.2012 3189

Взаимосвязь индивидуальности и деятельности учителя с индивидуальностью учащихся

 

В теории и практике воспитания и обучения постулат «личность формирует личность» все более оправдывает себя. Для нужд практики необходима четкая и правдивая информация о связи индивидуальности педагога и индивидуальности учащихся. Этот вопрос имеет смысл рассматривать с позиций анализа метаиндивидуальности, которая детерминирована, с одной стороны, специфическими особенностями контактной группы и конкретной социальной ситуации, в которые она включена, с другой стороны - интраиндивидуальными свойствами.

В контексте теории метаиндивидуальности было проведено исследование Т.И. Марголиной. В нем было выделено две группы учителей с полярным проявлением конфликтности - «конфликтные» и «неконфликтные». Обнаружено, что конфликтность является сложным, многоуровневым образованием, детерминированным разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. При этом отмечено, что структура интегральной индивидуальности неконфликтных учителей более гармонизирована и направлена в основном на интраиндивидуальный уровень (внутренняя конфликтность), а структура интегральной индивидуальности конфликтных учителей преимущественно направлена на социальный уровень и олицетворяет собой поведенческую конфликтность.

Подтвердилось предположение о том, что на свойства и структуру личностных качеств учащихся влияет различный уровень конфликтности учителя. Так, у школьников, обучающихся у конфликтных учителей, более выражены показатели тревожности, враждебности. Кроме того, обнаружено, что воспитанники этих педагогов несдержанны, раздражительны, часто конфликтуют с родителями и учителями по поводу правил и норм поведения.

С этими данными согласуются результаты исследования А.Г. Исмагиловой. Она изучала своеобразие проявления конфликтности воспитателей с различными стилями педагогического общения. Автор утверждает, что немаловажное значение в проявлении конфликтности имеют индивидуальные характеристики педагогов, которые можно рассматривать как предрасположенность субъекта к конфликтному взаимоотношению с окружающими. Результаты исследования показали, что воспитатели с демократическими тенденциями в стиле педагогического общения, вероятно, менее конфликтны во взаимоотношениях с окружающими благодаря более гармоничному сочетанию их личностных характеристик. А воспитатели с авторитарными и либеральными тенденциями в стиле, наоборот, вследствие определенного сочетания у них свойств, взаимно усиливающих друг друга и поэтому затрудняющих их общение с окружающими, более конфликтны во взаимодействии с людьми, и с детьми, в частности.

В исследовании Т.А. Мантовой изучалось влияние общей активности учителя на развитие личности его учащихся. Были выявлены две группы учителей: высокоактивные и низкоактивные. Первые отличаются импульсивностью, энергичностью, разговорчивостью. Они дружелюбны, жизнерадостны, верят в свою удачу и умеют справляться с трудностями. Для низкоактивных учителей характерна холодность и жесткость в отношении с окружающими. Эти педагоги уравновешены, послушны и легко внушаемы, следуют за более активными, осторожны в своих поступках, часто находятся в состоянии подавленности. Интересно, что ученики высокоактивных учителей являются более импульсивными, не способны контролировать свои эмоции. В то же время они стремятся к самостоятельности, лидерству, настойчивости. По сравнению с учениками низкоактивных учителей эти дети менее восприимчивы к угрозам, более решительны и смелы, а также склонны к риску. Таким образом, доказано что общая активность учителя влияет на развитие личности учеников.

Интерес представляет исследование Е.В. Толстиковой, в котором изучалась агрессивность как метаиндивидуальная характеристика воспитателя. Автором были определены две полярные группы воспитателей: с высоким уровнем агрессивности - 40 % и с низким уровнем агрессивности - 60 %. Воспитатели с высоким уровнем агрессивности - это вспыльчивые, резкие, раздражительные, неуживчивые, подозрительные и конфликтные люди. Для них характерны демонстративность, холодность, негативизм, они часто впадают в депрессивное состояние, ярко выражают недоверие и недовольство окружающими, у них отсутствует чувство сопереживания, привязанности.

Воспитатели с низким уровнем агрессивности демонстрируют жизнерадостность, веру в свою удачу, коммуникабельность, способность сопереживать. Они умеют справляться со своими трудностями, менее раздражительны, сдержаны, не любят жаловаться на свое здоровье и на неудачу, имеют высокий уровень регуляции поведения.

Выявленные Е.В. Толстиковой особенности агрессивности воспитателей находят свое отрицательное проявление в личности дошкольников и, следовательно, позволяют рассматривать данное свойство как метаиндивидуальную характеристику. При исследовании свойств личности дошкольников, воспитывающихся у воспитателей с высоким и низким уровнем агрессивности, обнаружены различия по ряду характеристик. Так, дети воспитателей с высоким уровнем агрессивности отличаются более высокими показателями тревожности, враждебности, агрессивности, обиды, неуверенности в себе.

Факты, накопленные в психологической литературе, иллюстрируют влияние стиля общения и стиля деятельности педагога на развитие детей. Установлено, что стиль общения учителя влияет на характер эмоциональных переживаний подростков: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, неуверенность в себе, астению. А состояния спокойного удовлетворения и радости гораздо чаще возникают в тех коллективах, во главе которых стоит воспитатель, придерживающийся демократического принципа в своем общении с детьми, т.е. гармонично сочетающий требовательность и доверие. Наиболее разработанной областью является сфера дошкольного воспитания. Так, изучалось влияние оценочных воздействий воспитателя да взаимоотношения детей (В. Калишенко, P.M. Миронова), на отношение ребенка к самому себе (В.М. Слуцкий).

В работе З.С. Целенко, где исследовались особенности общения дошкольников в условиях совместной деятельности, было установлено влияние стиля педагогического руководства (демократического с элементами авторитарного) на взаимодействие между детьми, на стремление к лидерству, на преобладающее эмоциональное состояние.

Т.С. Семенова рассматривала, как влияет смешанный стиль общения (авторитарный со стороны воспитателя и альтруистический со стороны ассистента воспитателя) на развитие у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, инициативы в действиях, элементов творчества.

Исследования, проведенные под руководством А.Г. Исмагиловой, наиболее полно раскрывают некоторые аспекты проблемы влияния стиля деятельности и общения на индивидуальность детей. Обнаружено, что у воспитателей с разными стилями педагогического общения дети характеризуются разными проявлениями реакций на фрустрацию. У воспитателей с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия дети имеют высокий уровень реакций самозащитного и препятственно-доминантного типа экстрапунитивной направленности, что свидетельствует о фрустрированности, об агрессивной защите себя путем возложения вины на других и внешние препятствия. У воспитателей с личностно ориентированным типом взаимодействия дошкольники характеризуются преобладанием разрешающего типа реакций интроггунитивной и импунитивной направленности, что позволяет говорить об активности детей, адекватном реагировании на ситуацию путем самостоятельного решения проблемы.

Таким образом, подчеркивает А.Г. Исмагилова, личностно-ориентированное общение, основанное на сотрудничестве воспитателя с ребенком, его безусловном принятии и признающее его «Я», не ограничивающее его самостоятельность, позволяющее ему проявлять активность и инициативу. Кроме того, оно способствует формированию фрустрационной толерантности воспитанников, которая проявляется в способности брать на себя ответственность, самостоятельность и инициативу в решении возникающих проблем.

К сожалению, исследователи недостаточно внимания уделяют проблемам СПД учителя в связи с его влиянием на формирование личности учащихся. Одна из работ (Т.Ю. Бильгильдеева) убедительно показывает, что подобная зависимость реально проявляется в педагогической практике. Так, автором обнаружены различия в индивидуальных особенностях детей, обучающихся у учителей с авторитарным и демократическим СПД.

Результаты исследования представляются весьма красноречивыми. Например, самооценка, уверенность в себе и независимость у детей, обучающихся у учителей с демократическим СД значительно выше, чем у представителей второй группы. Учащиеся педагога с демократическими тенденциями демонстрируют более высокий уровень самоконтроля.

Школьники, обучающиеся у учителя с авторитарными тенденциями имеют более высокий уровень притязаний (что может быть проекцией высоких требований педагога), они менее уверены в своих силах, но в то же время более невозмутимы и оптимистичны.

Л.Н. Башлакова обобщила факторы, опосредующие характер общения с детьми, объединив их в субъективные и объективные. К последним относятся: уровень образования и характер педагогической подготовки воспитателей; возраст детей, с которыми они работают; особенности общения педагогов, работающих в паре; характер требований, предъявляемых к воспитателю со стороны заведующей и методиста Дошкольного учреждения. Среди субъективных факторов названы характерологические свойства личности педагогов и особенности ценностных ориентации в области воспитания.

Таким образом, приведенные исследования убедительно показывают наличие метаэффекта в деятельности педагогов. Их метаиндивидуальность реализуется как те вклады, которые производит индивидуальность данного человека в других людей, осуществляя реальные изменения в их личности, сознании, поведении.

 

АВТОР: Долгополова И.В.