12.02.2012 89233

Педагогические технологии формирования ключевых компетенций учащихся профессиональных школ

 

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.

Эффективность системы российского профессионального образования, как начального, так и среднего, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий.

Потенциал педагогических технологий используется в различных областях знания, помимо профессионального образования: филология, история, правовое образование, география, экология, экономика, техническое и информационное образования и т.д.

В странах Европейского Союза в середине XX века уже велась разработка новых путей повышения качества образовательного процесса, которая одновременно представлялась и как условие его совершенствования, и как результат внедрения последних достижений науки и техники; ставился вопрос о поиске адекватной этому развитию модели педагогической технологии, о решении связанных с ней проблем, о разработке научных основ.

Термин «педагогическая технология» (education technology) появился в педагогических изданиях в 60-х годах прошлого века. В США издается журнал «Педагогическая технология» с 1961 года, в Великобритании «Педагогическая технология как процесс обучения» с 1964 года, в Японии «Педагогическая технология» с 1965 года, в Италии - с 1971 года. ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» в бюллетенях международного бюро по образованию.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций:

- педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов др.).

Педагогическая технология - организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов);

- педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающей применение системного анализа для улучшения обучения (В.П. Беспалько, В.М. Монахов).

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике. Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности с заданными качествами.

В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев).

Педагогическая технология - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

Педагогическая технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В. Гузеев);

- педагогическая технология представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько ее значений одновременно (М.В. Кларин).

Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, цель которого повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения (М.В. Кларин).

Таким образом, авторы рассматривают педагогическую технологию обучения как метод или совокупность приемов, дидактическую конструкцию информационного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, отражающую закономерности учебного познания.

В исследовании в качестве базового определения педагогической технологии принято следующее.

Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательности развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся.

Наиболее полной и логичной классификацией педагогических технологий, является классификация Г.К. Селевко, она является многоаспектной: и осуществляется по двенадцати признакам: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, концепции усвоения, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу управления познавательной деятельностью и др.

Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру.

1. Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более высокого уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

- метатехнологии - это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс;

- макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой - либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень) - технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения;

- мезотехнологии, или модульно - локальные технологии - технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно - воспитательного процесса, или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач - технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний;

- микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень) - тренинг по коррекции отдельных качеств индивида.

2. Горизонтальная структура педагогических технологий содержит три основных аспекта:

- научный - технология является научно разработанным решением опре-деленной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики;

- формальноописательный - технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

- процессуально - действительный - технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов.

Таким образом, согласно классификации Г.К. Селевко, педагогическая технология функционирует: в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения; в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

В качестве базового определения педагогической технологии в исследовании принято следующее: педагогическая технология - реализация системы последовательности развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развитие личности учащихся.

Для выявления признаков педагогических технологий целесообразно сопоставить их с методами и методикой обучения.

По сравнению с обучением, построенным на основе методов и методики, обучения, педагогическая технология имеет существенные преимущества:

во-первых - основой педагогической технологии, служит четкое определение конечной цели, цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определить степень ее достижения. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется нечетко;

во-вторых, педагогическая технология, в которой цель (конечная, промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения;

в-третьих, педагогическая технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда преподаватель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспериментам в поиске приемлемого варианта;

в-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на преподавателя и виды его деятельности, технология предполагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Существенными чертами понятия «педагогическая технология» является:

- педагогическая технология разрабатывается под конкретную педагогическую задачу, в основе которой лежат ценностные ориентации, целевые установки, имеющие конкретный ожидаемый результат;

- функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося с учетом принципов индивидуализации;

- частью педагогической технологии должны быть инструменты контроля качества обучения, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

- применение педагогических технологий гарантирует всем учащимся определенное качество обучения в соответствии с поставленной целью.

В отличие от методов и методики обучения, педагогические технологии предполагают характеристики и системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; гарантирует достижение и воспроизводимость целей обучения. Главным отличительным качеством педагогической технологии от метода, методики и технологии обучения является измеримость и воспроизводимость результатов, что предполагает в ее наличии системы контрольных заданий, адекватных поставленным задачам, и алгоритма контроля, включая его виды и способы.

Современные педагогические технологии обладают широкими возможностями, которые:

- создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания;

- способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информационных единиц (включая их организацию, построение и структурирование);

- технологические приемы позволяют аудитории проявить собственные силы, так как каждый «выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста, вступает в диалоговое взаимодействие со всеми участниками».

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированны на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного Контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Педагогические технологии как педагогическая категория имеют свою структуру и уровни.

Структура педагогических технологий включает в себя следующие компоненты:

- содержательная часть - это концептуальная система знаний об инструментарии достижения целей, эффективности процесса обучения, дидактическая система, включающая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства, а также диагностическая система, включающая в себя профессионально - педагогическую компетентность педагога, индивидуальные особенности личностей и исходного уровня подготовленности учащихся; это найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности;

- процессуальная часть - это воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация непосредственной деятельности учащихся по формированию компетенций и управление процессов обучения.

Уровни педагогических технологий:

- общепедагогический (общедидактический) уровень - педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведение. В педагогическую систему включается совокупность целей, содержания средств и методов обучения;

- частнометодический (предметный) уровень - технологическая педагогическая технология, употребляется в значении частная методика, т.е. совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методы работы преподавателя, воспитателя);

- элементный (модульный) уровень - на нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях начального и среднего профессионального образования педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования: Федеральных государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения.

Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования (направленности, целях, содержании) все более явно ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность высококвалифицированных рабочих и специалистов, достичь которых можно через формирование ключевых компетенций.

Формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий: демонстрация обучающимся различных предметов и явлений; наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей; когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; установление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы; абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах; обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии, направленной на формирование ключевых компетенций учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, можно назвать процессом проектирования. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных педагогических технологий направлены на повышение качества профессионального образовании. Проектирование педагогических технологий - это исследовательская деятельность по разработке оптимальных дидактических условий, обеспечивающих максимальную реализацию потенциала обучающегося и продуктивность обучения на основе сопоставления существующих и инновационных подходов и поиска их оптимального сочетания, а также диагностика уровня подготовленности, возможностей и способностей обучающегося.

Анализ теоретических и практических исследований в области педагогических технологий показал, что в настоящее время мало внимания уделено технологиям формирования ключевых компетенций учащихся, остаются недостаточно изучены вопросы диагностики, отсутствуют общепринятые методы измерения и методическое обеспечение процесса их формирования.

Обучающийся должен осознавать значимость своей будущей профессии/специальности; быть способен к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, использовать современные технологии; владеть методами сбора и обработки информации, приемами и методами формирования системы межличностного общения и другими качествами.

Так как современный этап развития начального и среднего профессионального образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных, подходы к организации образовательного процесса и усиление его профессиональной направленности, то решение проблемы формирования ключевых компетенций учащихся в системе начального и среднего профессионального образования оказывается более эффективным, если создаются благоприятные условия для самореализации личности путем раскрытия ее потенциала, актуализации имеющихся способностей, проектирования педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.

Для анализа комплекса педагогических технологий в исследовании взяты семь педагогических технологий, которые по результатам исследования эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.

Метод проектов.

Среди множества педагогических технологий, наиболее адекватных поставленным целям ориентации на формирование ключевых компетенций учащихся, является метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, информационные, коммуникационные и т.д. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.

Эффективность проектных методик в профессиональном образовании обусловлена следующими причинами:

- проектные методики личностно-ориентированы, а развивающий аспект обучения является одним из ведущих в профессиональном образовании;

обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- в проектных методиках иерархия взаимоотношений «педагог-обучающийся» существенно отличается от традиционных методов обучения.

Повышенная степень мотивации обучающихся при выполнении проекта является обязательным условием, которое предопределяет высокую степень эффективности данного метода.

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.

Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.

Но проблема данной технологии заключается в том, что сегодня методом проектов владеет далеко не каждый преподаватель, поэтому метод проектов должен войти в обязательный перечень профессиональных компетенций преподавателя учреждения профессионального образования (начальное, среднее).

Технология проблемно модульного обучения.

Технология проблемно модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

Модульное обучение, общие положения которого были сформированы в конце 60-х годов XX века в США, быстро распространилось в образовательных системах стран Европы и Америки как один из наиболее целостных подходов к обучению, обеспечивающих его высокую эффективность.

Модульное обучение - дидактическая основа множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники; оно представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие составляющие - модули. Модуль - это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения (деятельность обучающихся), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения; границы модуля при его разработке определяются уровнем развития компетенции.

Сущность модульного обучения рассматривается как метод, способ, тип обучения, а также как система и педагогическая технология.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.

Обучение в рамках модульного подхода представляет собой освоение учащимися модульных программ, где осуществляется интеграция различных учебных дисциплин, видов и форм обучения, подчиненных общей проблеме -формированию готовности к действиям в реальных ситуациях профессиональной деятельности, т.е. профессиональным компетенциям. Модульные программы состоят из набора модулей содержания профессионального образования и обучения.

Признаками модульного обучения является:

- индивидуализация обучения, увеличение доли времени для самообучения;

- представление содержания обучения в модулях, завершенных информационно и обеспеченных методическими комплексами;

- гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям;

- паритетные субъект - субъектные отношения;

- реальное право выбора.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Эффективность технологии модульного обучения связана с качеством учебного модуля и организационно - дидактической системой обучения.

Модульно - компетентностный подход решает задачу формирования у обучающихся необходимых ключевых компетенций, дает возможность управлять качеством подготовки работников квалифицированного труда и обеспечивает прозрачность его оценки.

При применении в образовательном процессе технологии модульного обучения у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, общий интеллектуальный уровень.

Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в начальном и среднем профессиональном образовании. Преимуществами ее является:

- повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки;

- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

- создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода;

- создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально-значимых дисциплин;

- уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзаменов;

- реализация принципа «обучение в течение всей жизни».

Целью внедрения технологии проблемно - модульного обучения является существенное повышение качества практико-ориентированного образования (начальное и среднее профессиональное образование) по профессиям и специальностям, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, получение возможности индивидуального обучения.

Технология проблемно - модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально - педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,' повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность технологии модульного обучения, которая характеризуется самостоятельной работой обучающихся по модулю; в модули отражены фаницы, в которых обучающийся будет оцениваться, и стандарты, в соответствии с которыми происходит обучение и оценка.

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

- репродуктивные педагогические технологии - предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок - лекция, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - семинар, типовой урок практического (производственного) обучения. Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.

При применении репродуктивных педагогических технологий у обучающихся формируются следующие компетенции: обучаемость, гибкость мышления, организованность, исполнительность, ответственность, аналитические способности, прогнозирование и профессиональные компетенции;

- проблемно - развивающие педагогические технологии - технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно - развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция - беседа, комбинированный урок, урок -экскурсия, урок - конференция, интегративный урок. Методами обучения являются: методы проблемно - развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях; на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; на анализ и обобщение. Задания проблемно - производственного характера.

При применении проблемно - развивающих педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные, такие как: установление контакта, уравновешенность, стрессоустойчивость, способность регулировать свое поведение, лабильность, обучаемость, умение самостоятельно принимать решения, творческие способности, креативность, организаторские способности;

- эвристические педагогические технологии - предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно - развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок - конференция, творческое задание, конкурсная работа, курсовая работа, квалификационная работа, дипломная работа. Методами обучения являются: методические приемы развития творческого мышления, продуктивные методы системы МПРО, задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в нетиповых ситуациях.

При применении эвристических педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные, так и личностные компетенции, такие как: уравновешенность, стрессоустойчивость, мотивация самореализации, творческие способности, креативность.

Кроме того, принципы личностно-деятельностных педагогических технологий тесно взаимосвязаны с принципами модульного обучения.

технологий с принципами модульного обучения

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.

Личностно - ориентированные педагогические технологии.

Анализ тенденций развития системы профессионального образования в мировой педагогической практике показал, что основным стратегическим направлением этого развития являются личностно - ориентированные педагогические технологии - формирование и развитие принципиально новых способов взаимодействия между людьми в профессиональной деятельности. Характерными признаками этих технологий является: перенос приоритетов на личность обучаемого и его познавательную деятельность, замена традиционной парадигмы профессионального образования «учитель - учебник - ученик» на новую «ученик - учебник - учитель»; ориентация на индивидуальные особенности обучающегося; формирование целостной личности обучающегося, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; собирать, отбирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для выполнения профессиональной деятельности.

Разработка и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, реализующих принципы личностно - ориентированного обучения, осуществляется во многих высокоразвитых странах и в России.

Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:

а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально 'профессиональных ситуаций, диалогические лекции.

Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.

б) фасилитационный подход. Одним из основополагающих принципов личностно - ориентированного образования является фасилитационный подход, т.е. личность педагога, особенности его профессионально - психологической деятельности также могут быть отнесены к разновидности личностно ориентированных технологий. Естественно, что не всякая педагогическая деятельность соответствует сути личностно - ориентированного образования. В наибольшей мере ей адекватно личностно ориентированное общение педагога и обучающихся, которое создает наилучшие условия для развития мотивации обучения, придает профессионально - педагогическому процессу творческий характер и позволяет максимально учесть личностные особенности педагогов и обучающихся.

К сожалению, на практике часто предполагается, что если обучающиеся в процессе обучения отвечают на поставленные вопросы, решают задачи того или иного содержания, работают друг с другом, то они автоматически научатся общаться, сотрудничать, решать проблемы, однако, это не так. Требуется целенаправленная деятельность педагога по определению конкретных целей в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а также выбор необходимых педагогических средств и способов достижения поставленных целей. При этом необходима, в первую очередь, ориентация на обучающегося как на центральную фигуру педагогического процесса.

При использовании фасилитационного подхода у обучающихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные: мотивация самореализации, обучаемость.

в) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации производственного (практического) обучения.

Метод направляющих текстов относится к методам когнитивного инструктирования. Сущностью метода направляющего текста является кодирование и сообщение учащемуся с помощью словесно - знаковых средств информации сравнительно небольшого объема для индивидуального восприятия. Метод направляющих текстов обеспечивает самостоятельное выполнение обучающимся учебного задания и обучает его контролировать процесс и результат своего труда. Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий.

Методы направляющих текстов формируют у учащихся профессиональные компетенции, а также умение устанавливать контакт, организованность, самостоятельность.

г) интерактивное обучение. Безусловно, «формирование компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в применении интерактивного обучения». Здесь основным источником познания становится опыт учащихся.

Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.

Преимущества интерактивных форм очевидны:

во-первых, интерактивные методы дают возможность интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний, что «обеспечивается за счет более активного включения в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем»;

во-вторых, интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Это способствует поисковой активизации обучающихся, создает ситуацию успеха, творческого сотрудничества: «интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность...».

д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.

Игровые технологии формируют у учащихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.

е) тренинговые технологии. В меньшей степени в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации специалистов они широко применяются; действие этих технологий очень эффективно.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности:

- как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, способа, умения посредством повторения упражнений;

- как способ профессионального и личностного развития;

- как комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на личность и др.;

- как практика психолого-социально - педагогического воздействия на обучающихся или группы.

Формально тренинг - это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.

Существует четыре основных вида тренингов:

- обучающие тренинги - любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому. Мероприятия по развитию во время обучающего тренинга охватывают любую деятельность, при которой обучение претворяется в практику.

При применении на практике обучающих тренингов у обучающихся развиваются следующие личнгостные компетенции: обучаемость, гибкость мышления. Профессиональные компетенции формируются в условиях приближенным к реальным ситуациям в ходе будущей профессиональной деятельности, в которых обучающемуся приходится проявлять профессиональные знания и умения;

- профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств: развитие профессиональных способностей, пополнение профессиональных умений и т.д. Профессиональные тренинги варьируются в зависимости от тех профессиональных компетенций, способностей, которых недостает конкретным участникам тренинга для эффективного выполнения профессиональной деятельности в современных условиях. Профессиональный тренинг может иметь разные задачи:

- формирование целостной личности субъекта труда (тренинг субъекта труда);

- формирование отдельных видов профессиональной деятельности или профессионального общения (например: исследовательской деятельности);

- развитие мотивационной сферы как поиск новых мотивов, смыслов новой системы целей профессиональной деятельности (мотивационный профессиональный тренинг);

- усиление потребности и способности в построении позитивной Я - концепции, самовосприятия в профессии/специальности (психотерапевтический профессиональный тренинг);

- стимулирование потребности и способности самовыражения в труде (тренинг индивидуальности в профессиональной деятельности);

- побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования, апробации разных стратегий профессионального роста (тренинг профессионального самосовершенствования) и т.д.

При применении профессионального тренинга у обучающихся формируются профессиональные компетенции, а также такие личностные компетенции как установление контакта, гибкость мышления.

С профессиональным тренингом не следует смешивать широко распространенные общеличностные тренинги:

- общеличностные тренинги. В этих тренингах развиваются отдельные способности и качества личности, необходимые для его профессиональной деятельности. При примении общеличностного тренинга у обучающихся формируются такие компетенции как отношение с окружающими, речь, работа в команде, неконфликтность, уравновешенность, самоконтроль, иуверенность в себе, организованность стресссоустой-чивость, креативность, самопонимание, влияние, восприимчивость к изменениям;

- тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения участник может раскрыть и осознать интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты.

Тренинг личностного роста помогает развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, преодоления стереотипов. Общая цель таких тренингов - развитие личности, т.е. развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Как правило, тренинг личностного роста направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Целесообразно использование тренинговых технологий как вспомогательных технологий, поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и строятся под отдельные задачи развития личности.

Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий обучения.

Мотивационные педагогические технологии.

Мотивационные педагогические технологии - это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность.

Формирование мотивации имеет индивидуально - личностный характер, она не возникает сама по себе, ее формирование - задача педагога. Мотивация в процессе обучения - это побуждения, вызывающие активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно - познавательной деятельности.

Один из важных показателей результатов мотивации является быстрота включения обучающегося в учебную или учебно - производственную деятельность, устойчивость интереса к ней, настойчивость в решении учебных проблем.

Мотивационные педагогические технологии должны способствовать включению учащихся в профессиональную деятельность. Поддержание деятельности на требуемом уровне активности полностью зависит от ее организованности - основными условиями при этом являются доступность и результативность заданий для самих обучающихся.

Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализаци, лояльность;

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности.

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности - это такая педагогическая технология, которая позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и систему педагогической деятельности по развитию личности учащихся средствами изучаемого предмета.

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, професиональные компетенции.

Технология «полного» усвоения.

Технология «полного усвоения» - технология, гарантирующая усвоение предмета всеми обучающимися в группе, но эта технология менее эффективна в развитии познавательной деятельности, мотивов и потребностей учащихся. Технология «полного усвоения» формирует у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.

Все вышеперечисленные педагогические технологии могут быть применены на практике как отдельно, так и в комплексе. При комплексном подходе к применению педагогических технологий должны быть учтены все уровни контроля: экзамены, зачеты, коллоквиумы, аттестации, рубежные контрольные работы; тактический (текущие контрольные работы, контроль за выполнением курсовых работ); оперативный (самоконтроль, взаимоконтроль, экспресс - контроль, пооперационный контроль). Комплекс педагогических технологий формирования ключевых компетенций показан на примере кластера «Коммуникабельность» по профессии начального профессионального образования.

Современные педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны гарантировать достижение стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Также педагогические технологии уделяют большое внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделяется процессу организации деятельности обучающихся, то в педагогических технологиях компоненты и организации деятельности, и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока; недостаточное внимание на любую из них ведет к снижению возможностей педагогических технологий и увеличению необходимого для обучения времени.

Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:

- от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;

- от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;

- от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

 

АВТОР: Читаева Ю.А.