14.02.2012 10411

Современные концепции информационной политики

 

Современный мир характеризуется глобализацией всех явлений. Массовые потоки мигрантов, приобретая глобальные масштабы, поставили перед человечеством огромный круг вопросов. В то же время в последние несколько лет Россия вступила в принципиально новые отношения, которые во всем мире называют формированием постиндустриального или информационного общества. В научных трудах это время характеризуют «комплексностью подходов, попыткой выработать общенациональные приоритеты, соединив уже имеющиеся достижения и проекты на ведомственных и региональных уровнях». Сложность глобальных информационных и миграционных процессов, их взаимодействие и взаимозависимость порождает проблемы, требующие тщательного и всестороннего изучения теоретических и практических аспектов. Поскольку глобализация вызвана развитием новых информационно-коммуникативных технологий, основанных на новых знаниях о свойствах и особенностях информации, то числу главных дефиниций понятийного аппарата исследования относим определение «информации».

Этимологическое значение слова информация (лат. Informatio) - разъяснение, изложение, истолкование, осведомление, просвещение. В словарях 80-х гг. прошлого века под информацией понимались: «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь» и «сведения, являющиеся объектом хранения, переборки и передачи». Эти определения относятся по утверждению В.Д. Попова, к самым простым, классическим, докибернетическим. Известно, что докибернетическое понимание информации как передачи сообщений сохранялось на протяжении более двух тысячелетий - вплоть до середины XX в. В науке начала XX в. понятие информации было существенно углублено и связано с теорией отражения, что дало возможность Р.Ф. Абдееву утверждать, что «именно философское понимание категории отражения как всеобщего свойства материи (первичной по отношению к отражению) оказалось методологически плодотворным для проникновения в сущность информации». Философское понимание категории отражения как всеобщего свойства материи оказалось методологически плодотворным для проникновения в сущность информации.

Однако следует помнить, что классическое латинское informatio трактуется и как «приведение в порядок». В 1943-м году в американском журнале «Философия наук» была опубликована статья «Поведение, цель и телеология». Ее авторами были врач и физиолог Артуро Розенблют, математик Норбер Винер и инженер Джулиан Бигелоу, специалист по электронной аппаратуре. Через пять лет Н. Винер выпустил книгу «Кибернетика, или управления и связь в животном и машине». Ядро этой книги составило сжатое изложение теории Колмогорова - Винера о предсказании сигналов в последовательностях, подчиненным постоянным статистическим зависимостям. Это дало толчок, благодаря которому информацию стали рассматривать как нечто самостоятельное и самоценное.

Новая наука доказала, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим устойчивость и выживаемость любых систем. Также в кибернетике под информацией понимают «количественную меру устранения неопределенности (энтропии), меру организации системы». В кибернетике выделили два фактора «информации» и «организации», которые чрезвычайно сложны по своему строению, но оказывают определяющую роль при формировании управления.

В свою очередь, разработка феномена организации вывела исследователей на проблему самоорганизации, которая стала основным содержанием другой кибернетической науки - синергетики. «Синергетическая парадигма представляет мир в целостности его материально-энергетических и информационных систем, изучает открытые, нелинейные, вероятностные, находящиеся в динамическом состоянии системы. В свете этой парадигмы мир выглядит как нечто единое, взаимосвязанное, сложное, многоуровневое, диалектически развивающееся, константно-вероятностное, имеющее несколько типов и уровней материальности, в том числе информационной природы, которые оказывают существенное влияние на жизнь человечества».

Фундаментальным в новой синергетической парадигме оказывается понятие нелинейности, избирательности, необычной реакции на внешние воздействия, когда «правильное» воздействие оказывает больше влияния на эволюцию системы, чем воздействие более сильное, но организованное неадекватно ее собственным тенденциям. Нелинейность обладает рядом особенностей: принцип разрастания «малого» или «усиления» флуктуации, пороговость чувствительности (ниже определенного порога все уменьшается, стирается, забывается, не оставляя никаких следов в природе, науке, культуре, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает), квантовый эффект дискретности путей эволюции (возможен не любой, а лишь определенный спектр путей эволюции), эмерджентность (случайность) изменений направления течения процессов.

В тоже время возникла главная проблема - «выяснение отношений между информацией и организацией». Организацию стали понимать как совокупность отношений, в которые вступают люди в процессе какой-либо деятельности при взаимодействии с природой и друг с другом. В современных исследованиях организацию, в соответствии с системным подходом, рассматривают также как: 1) открытую систему, обменивающуюся с внешней средой энергией, информацией и материалами; 2) систему, обладающую способностью к адаптации, то есть способность приспосабливаться к окружающей среде; 3) сложную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем, каждая из которых с свою очередь является системой.

Организации присущи все те особенности, которыми характеризуется форма: предметность (вещность и материальность) и целостность, «то есть разделяться на части и элементы, между которыми устанавливаются определенные взаимосвязи. Как форма опредмечивает содержание, так и организация опредмечивает информацию, вырабатываемую в процессе соответствующей деятельности».

Сегодня информацию и организацию считают двумя составными частями (сторонами) управления. Непосредственно под управлением в самом общем виде понимается «процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком». Управление возникает и складывается в коммуникативных видах деятельности только во взаимодействии информации и организации, точнее, управление, как специфический феномен, возникает лишь при воздействии информации на организацию.

Обращаясь к государственному управлению, отметим, что его основами следует считать: 1) природно-географические условия, т.к. каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое положение и т.д.) диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни; 2) естественно-общественные условия, которые сформировались после длительного взаимодействия человека и природы.

Формирование представлений об информации, приведенных выше, привело к возникновению новых трактовок. Одно из современных определений информации с точки зрения теоретико-методологических основ информационной политики звучит следующим образом «информация в широком смысле слова - результат отражения в различных формах фактов общественного бытия и общественного сознания. В более узком (функциональном, социальном) плане информация - это передача, циркулирование отраженного и взаимоотраженного многообразия жизни социума».

Информация в социальном плане представляет большой интерес для исследователей. Причем в последние годы, как отмечает В.Г. Афанасеьев, наблюдается тенденция отхода от чисто количественного, статистического анализа информации, к раскрытию ее содержания, смысла, ценности, то есть переход к изучению качества информации. Это происходит в связи с необходимостью осмысления информации в социальном управлении, раскрытию ее качественных особенностей - смыслового содержания и практической ценности.

Другой исследователь В.Б. Титов выделяет такие качества информации как ценность, периодичность и организованность. С доминированием организованности, которое отражает уровень количества информации, относительно которого изменяется ее качество. Причем, если под количеством информации понимается число неких условных единиц информации (газетных сообщений, музыкальных произведений, телевизионных картинок), то качество информации, считает он, нужно связывать со стратегией (выбор, реакция респондента на нее и т.д.) управления количеством, периодичностью и ценностью. Последнее определяется способностью информации удовлетворить интерес того, кто в этой информации нуждается.

А.А. Цыганкова отмечает, что, так как информация циркулирует в обществе, а также используется в управлении общественными процессами то, она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой она используется обществом, вовлеченным в орбиту общественной жизни.  Социальная информация, активно используемая субъектом, называется актуальной. Реальный процесс превращения (извлечения) потенциальной информации в актуальную зависит не только от качества информации, но и в первую очередь от качества социальной системы, т.е. тех возможностей, которые представляет система для распредмечивания сущностных сил человека.

Для социальной системы (как и для других) первичным качеством является ее устойчивость, которая объединяет такие свойства, как прочность, стойкость к внешним воздействиям, сбалансированность, гомеостазис (как способность системы возвращаться в равновесное стояние при выводе из него внешними воздействиями). Для сложных систем характерны различные формы устойчивости. Это и надежность, и живучесть и др.

Более сложной, чем устойчивость, как отмечает B.C. Анфилатов, является помехоустойчивость, понимаемая как способность системы без искажений воспринимать и передавать информационные потоки. Помехоустойчивость объединяет ряд свойств, присущих в основном системам управления. Это надежность информационных систем, систем связи, их пропускная способность, возможность эффективного кодирования или декодирования информации, электромагнитная совместимость и т.д.

Еще более сложным уровнем качества системы является управляемость, то есть способность системы переходить за конечное (заданное) время в требуемое состояние под влиянием управляющих воздействий. Управляемость обеспечивается, прежде всего, наличием прямой и обратной связи.

Следующим уровнем по сложности является способность системы, которая определяет ее возможности по достижению требуемого результата на основе имеющихся ресурсов в заданный период времени.

И, наконец, самым высшим, сложным качеством системы является ее самоорганизация. Система, обладающая таким качеством, способна изменить свою структуру, параметры, алгоритмы функционирования и поведение для повышения эффективности своей жизнеспособности. Принципиально важными свойствами этого уровня являются свобода выбора решений, адаптируемость, самообучаемость, способность к распознаванию ситуаций.

Социальная система - целостное взаимодействие социальных общностей, обуславливаемое каким-либо интегративным качеством. Такая система характеризуется следующими качествами:

1. целостностью, т.е. принципиальной невозможностью свести свойства системы к совокупности свойств составляющих элементов ее элементов и вывести из последних свойства целого;

2. взаимосвязанностью каждого свойства от его места внутри целого, система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;

3. структурностью, обусловленностью поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами всех ее элементов в совокупности;

4. иерархичностью, каждый элемент системы направляется интегративным качеством, что делает взаимодействие этих элементов системным.

В социальной системе присутствуют два основных механизма взаимодействия: самоорганизации и управления.

Управление состоит в том, отмечает Е.П. Тавокин, что своими направленными действиями субъект определяет и контролирует состояние управляемого объекта, побуждает его изменить параметры для достижения заданных (извне) или сформулированных самим субъектом результатов. В свою очередь объект действует на субъект и способствует или препятствует выполнению его роли в процессе управления. Таким образом, в управлении выделяется активная часть - субъект управления, вырабатывающая управленческие воздействия, и часть, подвергающаяся управленческому воздействию, - объект управления. Это две части единого целого - системы управления.

Сложность в процессе управления заключена в его целеполагании, а именно в том, что необходимо отобрать цели, выделить из их естественного множества именно те, которые не только нужно, но и можно практически реализовать. «Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность».

Одной из важнейших целей управления выделяют гомеостаз системы. «При этом сам процесс не следует недооценивать или упрощать: гомеостаз - это функциональное состояние системы, а не покой или простое постоянство, гомеостаз системы - это состояние, обеспечиваемое динамическим процессом».

Поддержание гомеостаза обеспечивают в процессе своей работы прямые, обратные и перекрестные связи, действующие в системе управления материальными объектами.

Открытость системы - это положительная обратная связь, наличие внешних источников (энергии, информации и других ресурсов), как необходимое условие существования неравновесных состояний, в противоположность замкнутой системе, неизбежно стремящейся к одинаковому состоянию.

В управленческой структуре обратная связь проявляется как реакция на это управление, которое осуществляет субъект управления, в виде системы информации о состоянии управляемого объекта и его изменении в соответствии с заданной программой. В этом вопросе важна роль управления - федерального, регионального, муниципального.

Включение в структуру социально-политической системы механизма обратной связи позволяет при возникновении негативных тенденций в ее развитии искоренить или хотя бы минимизировать проблемы и факторы вызывающие их. Наличие обратной отрицательной связи способствует корректировке управленческих действий и развитию всей управляюще-управляемой системы.

Методологически важно осмыслить, что главной целью управляющей системы является ее собственное существование и существовать она может исключительно только как система управления. Для сохранения своего существования системе необходимы «специализированные структуры, принимающие решения, их реализующие (воздействие на объект управления или систему в целом), контролирующие полученные результаты». Разработка обоснованных и разумных целевых ориентиров является непременным условием эффективного управления, однако выполняется не сама по себе, а во взаимосвязи и в последовательности с комплексом других функций, которые в совокупности образуют своеобразный управленческий цикл:

1. сбор информации, отражающий состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных элементов в отдельности;

2. всесторонний (общий анализ) информации, имеющий целью получение картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и при реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование);

3. обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений;

4. организация текущего постоянного и выборочного (ситуационного контроля) выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают, благодаря этому управление и приобретает циклический характер. Можно, таким образом, заключить, что ядром управленческой деятельности являются сбор, анализ, производство, тиражирование и распространение информации.

Силы, факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, по утверждению Н.И. Глазуновой, оказывают непосредственное влияние на процесс управленческого воздействия, позволяют насыщать его ресурсами.

Синхронизация управленческой и информационной деятельности достигается далеко не всегда. С одной стороны работники органов власти не могут справиться с потоками «не адаптированной к их интересам информации, а с другой принятые решения зачастую остаются в пределах управляющей подсистемы не получая поддержки в общественном мнении». Это вызывает асимметричность информации между теми, кто управляет, и теми, кем управляют. Асимметричность информации дает значимые результаты в данной области, так «правительственным чиновникам она дает возможность проводить в жизнь политику, отвечающую в большей степени их собственным интересам, чем интересам граждан». Эта «системная идеология» лиц, связанных с управлением, вызывает малую эффективность функционирования информационных систем.

Корректировка и совершенствование информации и правил, регулирующих ее распространение, может уменьшить масштабы злоупотребления в сфере политики.

Одно из важнейших положений современной теории информации, как отмечают многие ученые, состоит в том, что во многих отношениях информация является общественным товаром, превращается в стратегический ресурс, «значимость и влияние которого сопоставимо с ролью капитала и труда в эпоху индустриальную». Эта информация не только влияет на решения частных лиц, например, в области миграции, но и воздействует на суждения людей. Если она наводит на мысль, постоянно проводит идею о том, что уровень преступности в среде мигрантов стремительно растет, то люди начнут выражать недовольство непродуманной миграционной политикой. Таким образом, у правительства иногда есть причины для того, чтобы искажать или ограничивать информацию. Порой выгоду из таких искажений извлекает не само правительство, а те группы, в чьих интересах оно действует.

Непосредственно под управлением в самом общем виде понимается «процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком». Управляемость социальных систем обеспечивается, прежде всего, наличием прямой и обратной связи.

Понятие «информационной политики» в теориях социальной информациологии и журналистики толкуется в большинстве случаев однозначно. Под этим термином подразумевается способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов (например, государства или же государственных органов), либо отдельных организаций и учреждений, которые также могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией. Базовым, смыслообразующим в категории «информационная политика», безусловно является, понятие «политика». Среди множества существующих сегодня определений политики приемлемо обращение к следующему: политика - деятельность классов и других социальных групп, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определение его целей, форм, задач, функций, содержания и направленности его деятельности, а также взаимоотношения с другими государствами.

Формулировка и развитие принципов и положений государственной информационной политики в России началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Одним из первых ее проявлений стало принятие 12 июня 1990 года Закона «О печати и других средствах массовой информации». В основе его концепции лежали свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах. Тогда же были сформулированы основные представления о научном обеспечении гласности:

1. открытость в деятельности государственных и общественных организаций;

2. наличие статистики, соответствующей международным стандартам и охватывающей помимо производственной и непроизводственную сферу жизни общества;

3. существование развитой социологической службы, позволяющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозировать возможные последствия принятия или, напротив, непринятия тех или иных мер;

4. доведение с помощью средств массовой информации до сведения широкого круга лиц альтернативных, авторских концепций решения социально значимых вопросов. Превращение печати, телевидения и радио в трибуну общественного мнения, канал выражения плюрализма мнений и интересов;

5. открытость в отношении не только настоящего, но и прошлого страны (организации доступа к архивам, публикация документов министерств и ведомств по истечении определенного срока и т.д.), а также будущего (выпуск изданий с проектами законодательных актов, введение правила предварительной публикации проектов других нормативных актов);

6. публичность: от назначения или избрания на руководящие должности до публикации в специальных изданиях решений судов по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу.

Немного позднее эти и другие положения легли в основу принимавшихся в 1992 - 1995 гг. законов, поправок и дополнений к уже имевшимся документам, регулирующим деятельность журналистики.

Однако тогда главные направления этой политики сводились в большей мере к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, «проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций».

Следующим этапом развития государственной информационной политики стало принятие в 1992 году Закона «О средствах массовой информации», в котором были закреплены принципиальные основы информационного права: свобода мысли и слова, беспрепятственное движение информации, идеологический плюрализм, запрет на антигуманную пропаганду во всех ее видах. Позднейшие поправки и дополнения этого закона еще более развили насущные для становящегося информационного общества положения.

Новым импульсом в развитии государственной информационной политики стало именно осознание необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы. В России это выразилось в разработке (под руководством Д.С. Черешкина и О.А. Финько) Концепции государственной информационной политики, которая была предложена в 1998 г. комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ. Тогда впервые была официально обозначена проблема построения в России информационного общества, а целями были определение целей, задач и объектов государственной информационной политики, основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века. Однако несоответствие между заявленными целями, задачами и уровнем социально-политического и законодательного развития России не позволили полноценно предварить в жизнь эту концепцию.

Это во многом обусловило появление Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, которая была принята 9 сентября 2000 года. В ней было отмечено, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» на фоне «низкой эффективности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики».

Проведение политики, ориентированной на снятие этих проблем, будет способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны. Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Ее эффективность зависит от комплексности, системного характера и открытости, направленной на согласование интересов граждан, общества и государства.

Проблема заключается в том, что пока информационная политика не воспринимается как явление комплексное, с множеством взаимоувязанных компонентов и субъектов, которые должны составлять единую систему. На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации и их взаимоотношений с государством.

Сегодня информационной политике (и теоретическому, и практическому аспектам) учеными уделяется много внимания. Она рассматривается как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактике, задачах государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как собственно процессов информационного взаимодействия в общественно-политической жизни и социально-экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, так и процессов обеспечения такого взаимодействия.

Для проведения эффективной политики важен учет ресурсно-технологической и содержательно-информационной сторон.

Ориентировочным для всех государств документом является Окинавская хартия глобального информационного общества. В России же пока не сформировалось единой точки зрения на содержание государственной информационной политики, на ее роль и функции государственного управления. Информационную политику интерпретируют как государственную политику в области:

1. средств массовой информации;

2. информатизации, информационных технологий, телекоммуникации и связи;

3. информационного законодательства;

4. информационной безопасности и международного информационного обмена.

Такая обособленность и слабая координация государственного регулирования информационной сферы связана с тем, что до настоящего времени не определены единые стратегические и методологические основы государственной информационной политики. Только в последнее время наметилась тенденция комплексного, системного подхода к формированию концепции государственной информационной политики. Непреложной основой и основополагающим механизмом при разработке концепции государственной информационной политики, как отмечает Ю.А. Нисневич, является нормативное правовое регулирование, суть которого заключается в принятии нормативных правовых актов - национального информационного законодательства, структурированного по уровням законодательства, методам нормативного регулирования отношений и степени охвата предмета регулирования включающего как специальные акты, целиком посвященные вопросам правового регулирования в информационное сфере, так и отдельные нормы по данному предмету в других правовых актах. При этом следует особо подчеркнуть, что акты информационного законодательства, которые должны в принципе быть актами прямого действия, не только составляют законодательную базу, но и сами являются определенными управленческими решениями, Направленными на проведение той или иной информационной политики.

В общем, структуру информационной политики можно рассматривать как разработку критериев оценки и цели информационной политики по схеме.

В нее включаются производство, накопление и хранение актуальных сведений о социально-значимых событиях, происходящих в государстве и за его пределами. Эта информация должна проходить этап адаптации, интерпретации и определения ее приоритетности в соответствии с принятыми установками. Потом проходит упорядочивание, тиражирование и распространение информации по каналам массовой коммуникации и, прежде всего, по государственным. Следующий этап - это обеспечение координации деятельности негосударственных каналов массовой коммуникации и пресс-служб государственных структур.

Для проведения этих этапов необходимо формирование и развитие государственных информационных ресурсов, обеспечение прав граждан на получение общедоступной информации, развитие научно-технического и производственного потенциала информации в области государственных средств массовой информации, связи и телекоммуникации, выработка юридической базы в сфере информационной деятельности, развитие и укрепление системы информационной безопасности, целенаправленная (в соответствии с принятыми установками) подготовка кадров, занятых в информационной сфере. Причем, выше обозначенные моменты должны проходить систематический контроль.

В ресурсно-технологической стороне главное в создании соответствующих времени технических и технологических условий производства и потребления информации. Если за последние годы содержательно-информационная сторона во многих аспектах была проработана, то проблема ресурсов и технологий - лишь в ограниченных. Сегодня в России существуют реальные проблемы в:

1. доступе к средствам связи. В России связь стоит очень дорого. В то же время обеспеченность ею (особенно в дальних регионах) остается крайне низкой. Единственный пример современной антимонопольной тенденции - появление IP-телефонии, удешевившей связь;

2. доступе к компьютерам. Большая часть компьютеров по-прежнему находится не в частном пользовании. Решением проблемы может быть в снижении пошлин на ввоз компьютеров, как это делается в других, даже развитых государствах (например, в Италии);

3. доступе к интернету. Количество пользователей, реально пользующихся интернетом в десять раз меньше, чем в развитых странах. Нерешенность этих проблем и отсутствие тенденций к их снятию констатируют некоторые теоретики (к числу их относится А.А. Грабельников) и у многие практические журналисты, которые утверждают, что «государственной информационной политики в России нет». По мнению А.А. Грабельникова «государственная информационная политика должна создавать равные возможности всем членам общества в доступе к средствам массовой коммуникации, в праве на коммуникацию». Вышеуказанные проблемы не позволяют создавать системы государственной информационной политики и, вследствие этого, масштабно развиваться «информационному пространству».

Как отмечает К.В. Маркелов, в общем рассмотрение проблем информационной политики позволяет утверждать следующее: чтобы проводить успешную информационную политику, органы государственной власти в полном объеме должны владеть методологией исследования информационных систем и процессов, явлений; методы исследования информационных систем, процессов и явлений можно условно разделить на теоретические и практические. Качество проводимого исследования будет во многом определяться синтезом исследовательской теории и практики. Информационной политике государства следует опираться на основные законы социальной и индивидуальной психологии. От этого в значительной степени зависит успех ее проведения.

В изучаемой проблеме нам кажется наиболее приемлемым обращение к определению, предложенному В.Д. Поповым: «информационная политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государств и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними». Именно этот подход к рассмотрению информационной политики максимально конкретизирует субъекты и объекты, участвующие в проведении информационной политики. Кроме того, диалог является интегрирующей целью всех участников государственной информационной политики в сфере миграции.

В.Д. Попов подтверждает это мнение, отмечая, что «в цивилизованном государстве ведется диалог между средствами массовой информации и властью во имя достижения политической стабильности в обществе и социального прогресса. Во имя защиты и реализации национального интереса всей страны. В этом заключатся самый большой информационный ресурс. Диалог - это должно быть встречное движение власти и массмедиа».

Для того, чтобы наладить диалог, необходимо установить информационно-политические отношения между властью - СМИ - народом. В этом треугольнике в идеале средства массовой информации являются не только средством связи между властью и народом, но и инициирующим субъектом, «формирующим «повестку дня», артикулирующим интересы разных участников политического процесса, анализирующих ситуацию, организующих обсуждение актуальных проблем, экспертирующих тактику деятельности органов власти. В такой стране как Россия, полиэтнической, многонациональной, с огромными пространствами, с разными социальными укладами, своеобразием культуры разных регионов решение задачи интегрирующего диалога обеспечивается средствами массовой информации».

Ориентация средств массовой информации на непрерывный диалог обеспечит реализацию принципа «демократического контакта» - соглашения между обществом и властью, полагающего, что власть устанавливается, распределяются и контролируется обществом в публичном пространстве - свободы формирования и выражения мнения граждан.

Важнейшая основа диалога знаньевая. Ее можно обеспечить при общей информированности участников, предварительной ориентированности в предметной ситуации, представление о круге заинтересованных в решении проблемы субъектов, и их позициях. Выявить основу для диалога можно с помощью информационных потоков:

- документированной нормативно-правовой информации, содержащей законодательные и иные правовые акты, определяющие экономические, социальные, политические и другие правила развития общества и государства и реализующие прямые регулирующие воздействия власти на общество;

- информация о состоянии общества, поступающая по специальным образом организованным каналам обратной связи в систему органов и используемой этими органами для принятия управленческих решений;

- информация, отражающая выраженную в различных формах реакцию общества, его структур и отдельных граждан на текущие события и действия власти и реализующую воздействие общественного мнения на систему органов власти;

- адаптирующие информационные воздействия власти на общество в форме специально подготовленной и публично распространяемой самой властью информации, объясняющей ее отношение к текущим внутриполитическим и внешнеполитическим событиям и с определенным упреждением разъясняющей смысл и направленность ее конкретных решений и действий;

- массовый информационный обмен и коммуникация между гражданами, их организациями и объединениями;

- документооборот системы органов власти, содержащий административно-распорядительные акты, определяющие правила и порядок работы, а также взаимодействия различных ветвей, уровней отдельных элементов системы, аналитическую, справочную и прогнозную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Вместе с тем нельзя не отметить, что существуют проблемы:

1. Требуется обеспечить участие в диалоге представителей всех сторон. Ведь если какая-то из них не будет представлена, то «продуктивность диалога уменьшается пропорционально «весу» роли неучастника, причем в некоторых случаях может оказаться вообще бессмысленной.

2. Важно обеспечить участие всех оттенков позиции каждой силы, вовлеченной в конфликт, чего нередко не могут и не хотят делать «органы», представляющие точку зрения лидеров, руководящего звена, тогда как внутренняя оппозиция, не представленная в руководстве фракция, может внести важные нюансы в ход и исход диалога.

3. Кто-то должен предоставить возможность высказаться «выламывающимся» из представляемых разными средствами массовой информации позиций и поэтому неудобным социологам, специалистам, простым гражданам.

Подводя итоги статьи, отметим, что на современном этапе теоретические подходы к информационной политике находятся в развивающемся состоянии. Под понятием «информационная политика» в теориях социальной информациологии и журналистики подразумевается способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов (например, государственных органов) либо отдельных организаций и учреждений. Базовым в категории «информационная политика», безусловно, является понятие «политика». Среди множества существующих сегодня его определений приемлемо обращение к следующему: политика - деятельность классов и других социальных групп, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определение его целей, задач, функций, содержания и направленности его деятельности, а также отношения с другими государствами.

Государственная информационная политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними. Именно этот подход к рассмотрению информационной политики максимально конкретизирует субъекты и объекты, участвующие в проведении информационной политики. Диалог является интегрирующей целью участников государственной информационной политики во имя достижения политической стабильности в обществе и социального прогресса. Для того, чтобы наладить диалог, необходимо установить информационно-политические отношения между властью - СМИ - народом. В этом треугольнике в идеале СМИ являются не только средством связи между властью и народом, но и инициирующим субъектом, формирующим «повестку дня», артикулирующим интересы разных участников политического процесса, анализирующим ситуацию, организующим обсуждение актуальных проблем, экспертирующим деятельность органов власти. Ориентация СМИ на непрерывный диалог обеспечит реализацию принципа «демократического контакта» - соглашения между обществом и властью, предполагающего, что власть устанавливается, распределяется и контролируется обществом в публичном пространстве.

 

Автор: Умнова Е.Ю.