15.02.2012 5921

Технология формирования профессионально-этической культуры будущего учителя

 

Формирование профессионально-этической культуры будущего педагога осуществляется через организацию его жизнедеятельности в процессе обучения в институте.

Мы выделяем следующие структурные компоненты технологии формирования профессионально-этической культуры педагога: когнитивный компонент; конативный компонент; ценностно-мотивационный компонент (аксиологический); личностно-творческий компонент. Рассмотрим когнитивный компонент.

В процессе проведенного опроса одним из качеств, являющимся условием наличия профессионально-этической культуры, был выделен профессионализм. Под профессионализмом подразумевается владение педагогом необходимыми профессиональными знаниями, умениями, четкими позициями и владение технологией работы с детьми. В эти знания также включается знание общих категорий этики, истории нравственности и закономерностей ее развития, знание различных этических воззрений, профессионально-этического кодекса. Наличие этих знаний является результатом этического образования и нравственного просвещения. Но если нравственное просвещение может осуществляться на уровне обыденного сознания, в процессе стихийной социализации, то этическое образование требует специальной подготовки, научной обоснованности.

Многие предметы, которые включены в программу обучения педагога, несут определенную этическую и нравственно-психологическую нагрузку. Такие знания интегрирует в себе, прежде всего, теоретический курс профессиональной этики. Но данный курс не рассчитан на целенаправленное формирование и развитие качеств, являющихся показателями и условиями наличия профессионально-этической культуры педагога. Он не учитывает специфику педагогической деятельности в вузах практически отсутствует целенаправленная система формирования профессионально-этической культуры.

На наш взгляд необходимо, как минимум - проводить разработанные нами спецкурсы, направленные на формирование профессионально-этической культуры будущих педагогов и обучать технике педагогического общения студентов через предлагаемую нами «Школу общения», систему тренинговых занятий, а как максимум - разработать и внедрить в вузовское образование и воспитание систему целенаправленного формирования профессионально-этической культуры будущих педагогов.

В проведенных нами спецкурсах были прочитаны лекции, в содержание которых вошли вопросы этической теории и истории формирования профессионально-этического кодекса педагога, культуры делового и педагогического общения.

Полученные знания становятся убеждениями, когда человек умеет применить их на практике. В практической деятельности студенты используют свои знания, нарабатывая умения и навыки. В этом реализуется конативный компонент технологии формирования профессионально-этической культуры.

Как в свое время Джон Локк уделял большое значение нравственным упражнениям, так и в нашем случае имеет смысл использовать подобные упражнения для развития личности педагога. В качестве подобного рода упражнения преподавателям и студентам целесообразно моделировать педагогические ситуации, связанные с моральным выбором. В этом случае обучающиеся более продуктивно будут осваивать навыки и умения, которые затем пригодятся им в практической работе.

Большие возможности для формирования и развития необходимых умений и навыков дает использование психолого-педагогического тренинга. Различные упражнения направлены на развитие способности вступать в контакт с учащимся, тактично и умело вести с ним беседу, находить индивидуальный подход, учитывать его потребности и интересы студента, понимать мотивы его поведения, прогнозировать его возможные действия после консультации. Освоение искусства вербального и невербального общения позволяет педагогу открыть путь к душе воспитанника, лучше донести ему свои мысли, сопереживать ему.

Практика, которую студенты проходят в школах, позволяет осознать важность своей профессии, значение нравственных качеств педагога. Подобная практика, особенно под руководством опытных специалистов, помогает переосмыслить полученные теоретические знания и выработать на их основе практические навыки.

Научно-исследовательская работа позволяет развивать навыки не только научной и исследовательской деятельности, но и навыки самосовершенствования и саморазвития. Надо сказать о том, что сам процесс обучения в вузе, с его установкой на самостоятельность обучающихся, способствует развитию этих навыков.

Одно из направлений профессионально-этической подготовки -формирование ценностно-мотивационной направленности - ценностно-мотивационный компонент будущих педагогов. Через изучение теории педагогических учений, философии, культурологии, профессиональной этики и других дисциплин студенты приобретают знания о ценностном содержании профессии. Представления о нравственных требованиях и нормах педагогической работы формируются не только в учебной и практической деятельности, но и через организацию жизнедеятельности студентов во внеучебное время. Неформальное общение с преподавателями в рамках различных внеучебных мероприятий, возможность общения с представителями педагогической профессии, способствуют созданию особого отношения студентов к своей будущей работе.

- Личностно-творческий. компонент

Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия.

Разделение профессионально-этической подготовки на компоненты достаточно условно, поскольку все эти компоненты прочно взаимодействуют и перетекают из одного в другой, но подобное выделение компонентов позволяет определить основные направления работы.

В качестве одного из средств повышения уровня профессионально-этической культуры нами предлагаются спецкурсы, которые включают теоретические и практические вопросы. Целесообразно назвать эти курсы «Технология формирования профессионально-этической культуры педагога», «Культура общения». Программа «Культура общения» напечатана нами в отдельном сборнике учебных программ кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского госуниверситета под редакцией заведующего кафедрой доктора педагогических наук, профессора М.В. Ретивых.

Содержание курса.

Тема 1. Педагогическая деятельность и ее роль в обществе./u>

Педагогическая деятельность, ее цели и задачи. Профессиональная педагогика и социальная работа. Субъекты педагогической деятельности. Культура и ее роль в педагогической деятельности.

Возрастание роли педагога в современных условиях.

Образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, организационно-коммуникативная, охранно-защитная, управленческая, и предупредительно-профилактическая и функции педагога.

Основные направления работы педагогов: просвещение и консультирование родителей, обучение и воспитание учащихся, координация и кооперирование деятельности институтов воспитания по созданию условий для развития детей, профилактика и преодоление виктимогенных факторов, помощь в социальной адаптации, создание различных по направленности клубов и организаций и т.д.

Место работы и специализация педагога.

Вопросы и задания к практическому занятию.

«Заглянем в себя».

Цель: рефлексия собственной системы ценностей.

1. Выполните задания:

1.1. Составьте список своих главных ценностей, которые необходимы вам для удовлетворенности жизнью. Сохраните этот список до конца наших занятий.

1.2. Подведите баланс ваших жизненных страданий и удовольствий, зафиксируйте на листе бумаги два соответствующих списка. Какие выводы для своей дальнейшей жизни вы можете сделать из полученной картины?

1.3. Составьте перечень удовольствий, которые имеют наибольшую значимость в вашей жизни. Все ли из них обладают нравственным смыслом? Связаны ли они с «ущемлением» интересов других людей?

1.4. Используя позицию Эпикура, можно все удовольствия разделить на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) неестественные и не необходимые. Проведите эту классификацию применительно к нижеследующему списку удовольствий: от хорошего обеда, от «пятерки» на экзамене, от беседы с другом, от комплимента, от повышения по службе, от выигрыша в лотерее, от благодарности коллеги, от просмотра комедии, от сделанного открытия, от быстрой езды, от любимой работы.

После выполнения каждого задания идет обсуждение полученных результатов.

Темы для рефератов:

1. Содержание педагогической деятельности.

2. Связь педагогики с другими гуманитарными науками (философия, социология, психология, этика, право и т.д.)

3. Основные направления педагогической работы.

4. Педагог как носитель общечеловеческой культуры.

Тема 2. Историко-этический анализ модели личности педагога.

Развитие нравственно-этических представлений о педагогической деятельности в истории мировой цивилизации.

Моральный кодекс воспитателя и педагога в античности, Средние века, Эпоху возрождения и Новое время.

Роль в педагогике Конфуция, Аристотеля, Сократа, Августина, Фомы Аквинского, Яна Амоса Коменского, Френсиса Бекона, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Канта, Гегеля и т.д.

Светская и религиозная педагогика.

Развитие педагогической деятельности в России.

Вопросы и задания к практическому занятию.

«Путешествие по миру мудрых мыслей»

Цель: рефлексия этического наследия.

Проинтерпретируйте данные фрагменты текстов. Согласны ли вы с позицией авторов?

«Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома... И если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью». (М. Монтень).

«Бог... есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли. Подобно тому как, приводя в движение естественные причины, он не вызывает того, чтобы их акты утратили естественный характер, точно также, сообщая движение причинам доброй воли, он не ликвидирует добровольности вызываемых ими действий, а скорее вызывает в них добровольность, ибо бог в каждой вещи действует в соответствии с ее особенностью». (Фома Аквинский).

«Нравственность есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, веление, а через его действование свою действительность... нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». (Гегель).

«Внутреннее основание и безусловное начало нравственной деятельности, т.е. начало и основание, в силу которого должно делать добро другим, есть без сомнения любовь...» (B.C. Соловьев).

«Этика заключается... в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». (А. Швейцер).

«Единение, достигаемое в созидательной работе, не межличностно; единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще; единение, достигаемое приспособлением, оскопляет личность. Следовательно, оно дает только частичное разрешение проблемы существования, бытия человека.

Полное - в достижении межличностного единения, слияния своего «Я» и «Я» другого человека, т.е. в любви». (Э. Фромм).

«Благородные живут в согласии (с другими людьми), но не следуют за ними, низкие - следуют (за другими людьми), но не живут с ними в согласии». (Конфуций)

«Благородный муж думает о девяти (вещах): о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы лицо его было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.» (Конфуций)

Темы для рефератов:

1. Педагогические взгляды в истории античности.

2. Развитие идей о воспитании в религиозной педагогике.

3. Формирование педагогических идей в эпоху Возрождения и Нового времени.

4. Педагогическое просвещение в России.

Тема 3. Современные профессионально-этические требования к педагогу.

Профессиональная этика педагога как система моральных принципов.

Профессионально-этическая культура педагога, ее аксиологическая, регулятивная, нормативная, воспитательная функции.

Нравственные качества педагога: честность, порядочность, отзывчивость, толерантность, доброжелательность и т.д. Профессионализм как нравственное требование.

Роль психологических особенностей личности в профессиональных взаимоотношениях, влияние этих особенностей на моральное поведение. Потребности и мотивы, способности, интересы и идеалы, характер, стереотипы и установки, особенности памяти, внимания, воображения, мышления и т.д.

Связь нравственной культуры педагога с другими видами культуры (политическая, правовая, эстетическая, физическая и т. д.).

Творчество и профессионально-этическая культура педагога.

Вопросы и задания к практическому занятию.

«Типология».

Цели: развитие способности к объективной нравственной оценке людей, умения классифицировать их по нравственным критериям, определять мотивы их поступков.

Разработайте и напишите типологию нравственной личности. Можете использовать предложенную типологию, наполнив ее содержанием: «Потребительский», «конформистский», «аристократический», «героический», «религиозный» типы личности. Каковы ведущие ценности и мотивы различных нравственных типов личности?

Смоделируйте проблемную ситуацию, связанную с нравственным конфликтом, который может возникнуть в профессиональной деятельности педагога. Рассмотрите, каким образом будут выходить из этой проблемной ситуации люди с различным нравственным типом личности.

«Мнения».

Цели: коррекция самооценки, развитие умения чувствовать партнера по общению, развитие интуиции, осознание своего положения в группе, улучшение психологического климата в группе, развитие умения точно и тактично охарактеризовать человека.

Процедура.

Ведущий просит испытуемого выйти из комнаты. Оставшимся участникам тренинговой группы предлагается дать три характеристики испытуемого. Ведущий фиксирует характеристику и ее автора. Затем приглашается испытуемый и ему задается вопрос: «Как вы думаете, кто из присутствующих дал вам эту характеристику?» Испытуемый делает три попытки угадать авторов. В протоколе фиксируются ответы испытуемого, указывается количество правильных ответов в каждой из трех попыток.

«Зеркало-1». «Зеркало-2».

Цели: развитие способности чувствовать и понимать своего партнера, развитие интуиции, находчивости, творческих способностей, развитие скорости реакции.

Процедура.

Упражнение выполняется в парах. Попеременно партнеры выполняют роль зеркала и отражения. Необходимо учитывать особенность обратного отражения в зеркале. «Смотрящийся» в «Зеркало», двигаясь перед ним, может использовать свои отличия от партнера, для усложнения задания. Например, он может поправить очки или галстук, тогда как у его партнера ни очков, ни галстука нет. Второй вариант этого упражнения заключается в задании повторять движения своего партнера в точности наоборот.

«Князь».

Цели: развитие способности чувствовать партнера, развитие интуиции, развитие способности анализировать мотивацию и мотивировать партнера по общению.

Процедура.

Упражнение выполняется в паре. Один из партнеров делает другому какое-нибудь предложение. Например: «Давай сходим в театр». В ответ нельзя соглашаться или отказываться сразу, можно переспросить, уточнить. Диалог должен продолжаться. Побеждает тот, за кем останется последнее слово. Нужно почувствовать момент, когда ваш собеседник готов идти на попятный и закончить разговор самому.

Темы для рефератов.

1. Моральный кодекс педагога.

2. Модель личности педагога.

3. Нравственные противоречия в профессиональной деятельности педагога.

Тема 4. Технология формирования профессионально-этической культуры педагога.

Структура процесса формирования профессионально-этической культуры педагога.

Методы формирования профессионально-этической культуры педагога.

Моделирование и решение проблемных ситуаций.

Роль теоретической подготовки в формировании мировоззрения, профессионализма и индивидуальной нравственности педагога.

Место формального и неформального общения в становлении личности воспитателя, учителя.

Стили общения. Ролевое общение.

Культура вербального и невербального педагогического общения. Конфликт, решение конфликта, снятие агрессии. Творчество и профессиональное взаимодействие. Вопросы и задания для практических занятий. «Глупые роботы»

Цели: развитие умения правильно формулировать свои мысли, развитие способностей к руководству. Процедура.

Группа делится на две команды. Из одной команды выбирается «менеджер», который садится на стул, лицом к группе. «Менеджер» выбирает себе «помощника», который становится за его спиной. Из команды соперников выбираются два исполнителя - «роботы».

Ведущий объясняет «менеджеру» задание, которое состоит в необходимости построить строго определенное сооружение из конкретных предметов, находящихся в комнате (обычно это столы, стулья, вещи членов группы и т. д.). «Менеджер» должен руководить «роботами» с завязанными глазами. Приказы «менеджера» должны быть точны и определенны настолько, чтобы роботы не могли понять эти приказы неправильно. «Роботы» же должны использовать любую возможность и, находя многозначность, двусмысленность, неточность или неопределенность в сказанных «менеджером» словах, выполнять указания неправильно. Проверять выполнение указаний «менеджер» может, задавая вопросы своему «помощнику». Эти вопросы должны быть максимально конкретны, повторяя примерно или точно приказы, отданные «роботам». Например: «Поставили ли «роботы» первый от входной двери стул перпендикулярно доске, на которой обычно пишут мелом? Придвинут ли этот стол к стене вплотную?» «Помощник» имеет право отвечать на вопросы «менеджера» используя только два слова «да» и «нет».

В первой игре, демонстрируя и объясняя ее цели и содержание, можно отпускать на выполнение задания нерегламентированное время. В дальнейшем необходимо это время регламентировать, постепенно сокращая его для усложнения задания.

После проигрывания упражнения обеими командами, происходит обсуждение ошибок и удачных моментов.

«Пластилин».

Цели: отработка передачи невербальной информации с минимальными искажениями, формирование умения работать в команде, улучшение психологического климата в группе, эмоциональная разгрузка и развитие творческих способностей.

Процедура.

Пять участников становятся в шеренгу. Всем, кроме стоящего слева крайним, завязываются глаза. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас я напишу на доске слово, обозначающее эмоцию или чувство. Первый участник, причитав написанное, должен придать своему соседу положение тела, соответствующее заданному слову. Полученная информация передается таким же образом далее до конца цепочки. Последний человек в цепочке должен назвать заданное слово. До этого момента разговаривать запрещается. По окончании анализируются все этапы искажения информации.

«Пластилин-2».

Процедура.

Два человека с завязанными глазами выполняют роль «пластилина». «Скульптор» действует так же с завязанными глазами, «лепя» из «пластилина» сказочных персонажей, занимающихся какой-нибудь деятельностью. Задание «скульптор» получает от ведущего.

По окончании работы «скульптор» может снять повязку с глаз. Его же персонажи должны рассказать друг другу о том, как они стоят, в каких позах и должны предположить, кого или что они изображают. Только после этого они могут снять повязки.

«Бомба»

Цели: развитие навыков невербального общения, развитие творческих способностей, развитие умения работать в паре. Процедура.

Вызываются два участника. Один из них садится на стул, лицом к группе, другой выходит из комнаты. В его отсутствие прячется небольшой предмет, выполняющий роль бомбы. Приглашается первый участник и ему дается инструкция: «Ваш друг привязан к стулу и может объясняться с вами только при помощи мимики. В помещении находится бомба, и ваш друг мимикой покажет, где она находится. У вас нет времени для освобождения вашего друга, поскольку бомба через минуту взорвется». Двум испытуемым дается минута на выполнение задания. «Разыгрывание скетчей».

Цель: отработка коммуникативных умений, овладение навыками высказывания и принятия обратных связей, отработка умения описывать поведение, а так же мотивом поступков. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защищенной манере.

Процедура.

Предлагаются несколько коммуникативных стилей общения:

«Умиротворяющий» - угождающий и соглашающийся человек, непрестанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. «Умиротворяющий» чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

«Обвиняющий» - противоположен «умиротворяющему», упрекает, провоцирует, считает других виновными. «Обвиняющий» действует высокомерно и объясняет объективными причинами свои недостатки. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

«Человек-компьютер» - ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать свои чувства, демонстрировать эмоции и переживания. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким и зажатым.

«Уводящий в сторону» - высказывает приводящие в недоразумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

Четыре (или более, соответственно количеству предложенных стилей) участника данного упражнения включаются в дискуссию на любую тему. Остальные наблюдают взаимодействие.

Возможные варианты и дополнения: могут быть предложены другие стили общения; в качестве темы дискуссии может быть предложена проблемная ситуация, разработанная группой или ведущим. В нашем случае эта проблемная ситуация может касаться вопросов нравственного выбора в профессиональной деятельности педагога.

«Разговор руками»

Цели: Развитие искусства невербального общения, способности чувствовать и понимать партнера, интуиции и творческих способностей. Упражнение основано на тактильном невербальном взаимодействии.

Разминка: подержаться за руки партнера, сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

Процедура:

Одному из партнеров необходимо передать информацию только при помощи контакта руками. Сначала этому участнику дается информация для передачи, состоящая из несложного предложения или словосочетания. Например: «В вазе стоят цветы», «Птица летит», «Ты скачешь на коне» и т.д. Партнеры с завязанными глазами выполняют обмен информацией. Участник, принимающий информацию, должен предлагать свои варианты вслух, а передающий информацию может отвечать по принципу «холодно-горячо».

«В Аэропорту».

Цели: Развитие искусства невербального общения и артистизма, проработка различного ролевого поведения, совершенствование творческих способностей, улучшение эмоционального климата в группе.

Процедура.

Двум участникам предлагается следующая ситуация: «Вы находитесь в аэропорту, провожаете своего друга (подругу, родственника, коллегу по работе). Ваш друг уже пересек паспортный контроль и находится по другую сторону толстого стекла. И тут вы вспоминаете, что забыли сказать ему нечто очень важное. Вы должны передать эту информацию всеми доступными вам средствами, за исключением речи. Ваш партнер может «переспрашивать» вас подобным образом и кивнуть вам, когда он решит, что понял. После этого ваш партнер сообщит свое понимание переданной информации.

«Карандаш».

Цели: развитие творческих способностей и воображения, развитие умения избегать стереотипов и мыслить оригинально. Процедура.

Группе предлагается по цепочке называть 50 различных способов использования карандаша или ручки. Повторений быть не должно.

Упражнение может использоваться как разминка перед упражнением «Мозговой штурм».

«Мозговой штурм».

Цели: развитие творческих и аналитических способностей, умения согласованно работать в команде, правильно излагать и аргументировать свои мысли, проработка метода «Мозговой штурм».

Процедура.

Группа делится на две команды. Команды придумывают проблемную ситуацию, касающуюся профессиональной этики педагога. Команды обмениваются проблемными ситуациями и приступают к разработке вариантов их решения.

Разработка вариантов выхода из проблемной ситуации идет по следующей схеме:

1 этап. Генерация идей.

Важное условие на этом этапе – необходимость воздержаться от критики. В команде по кругу пускаются несколько листочков бумаги, на которые члены команды записывают свои предложения. Пишутся все идеи, даже, на первый взгляд, абсурдные.

2 этап. Оценка идей.

Общим решением полученные идеи делятся на три категории:

- идеи, пригодные к использованию без доработки;

- идеи, требующие доработки;

- непригодные идеи.

3 этап. Обоснование идей, защита.

Представитель каждой команды докладывает выработанные варианты выхода из предложенной проблемной ситуации, обосновывает их и отвечает на вопросы.

«Снятие агрессии».

Цели: формирование моделей поведения в экстремальных ситуациях, умения разрешать конфликты и делать их управляемыми, тактично воздействовать на партнера по общению, понимать мотивы и причины поведения человека, развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции.

Процедура.

Группой моделируются конфликтные ситуации. Затем эти ситуации проигрываются. После чего происходит обсуждение и анализ поведения участников игровой ситуации.

Темы для рефератов.

- Моделирование проблемных ситуаций в педагогической деятельности.

- Педагогическое общение.

- Риторика как наука о мастерстве устной речи.

- Роль языка телодвижений в педагогическом взаимодействии.

Тема 5. Диагностика профессионально-этической культуры педагога. Использование диагностики в оценке профессионального и личностного развития педагогов.

Разработка и составление тренингов и опросников. Вопросы и задания к практическому занятию.

- Разработать и провести опросник, направленный на изучение профессионально-этических качеств личности педагога. Описать и проанализировать результаты.

- Разработать и провести тренинг, направленный на повышение уровня профессионально-этической культуры педагога. Описать и проанализировать результаты.

Использовать для разработки тренинга следующую схему:

- Название.

- Цели (диагностические и развивающие).

- Процедура (инструкция, ее выполнение, действия испытуемого, действия ведущего, форма ведения протокола).

- Подсчет результатов.

- Анализ (сравнение с результатами других, сравнение с результатами предыдущими при повторном прохождении тренинга, интерпретация по психологическим параметрам).

- Приложения (набор заданий, прикладной материал и т.д.).

- Возможные пути совершенствования тренинга.

Темы для рефератов.

- Диагностика в педагогической деятельности.

- Использование тестов в оценке нравственных качеств педагога.

- Тренинг как средство диагностики.

Реализация спецкурса «Технология формирования профессионально-этической культуры педагога» включает обязательные групповые и индивидуальные консультации, проведение «Круглых столов», привлечение для передачи опыта практических педагогов и другие воспитательные мероприятия.

 

АВТОР: Шарова Л.М.