19.02.2012 5026

Программы систем 1С Предприятие, Project expert в обучении будущих экономистов

 

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ одним из основных способов познания, наравне с наблюдением и экспериментом, стал метод моделирования. Применяемые модели становятся все более масштабными: от моделей функционирования предприятия и экономической отрасли до комплексных моделей управления какими-либо системами (процессами), эколого-экономических моделей рационального природоиспользования в пределах целых регионов и до моделей различных образовательных процессов.

Простираясь на изучение все более сложных систем, метод моделирования становится необходимым средством, как познания, так и преобразования действительности. В настоящее время можно говорить как об одной из основных, о преобразовательной функции моделирования, выполняя которую оно вносит прямой вклад в оптимизацию сложных систем. Преобразовательная функция моделирования способствует уточнению целей и средств реконструкции реальности. Свойственная моделированию трансляционная функция способствует синтезу знаний - задаче, имеющей первостепенное значение.

Из всех видов моделирования - математического, информационного, аналитического, имитационного, ситуационного, статистического, мы исследовали последние четыре.

Для аналитического моделирования характерно то, что процессы функционирования элементов системы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, интегро-дифференциальных, конечно-разностных и т.д.) или логических условий.

При имитационном моделировании реализующий модель алгоритм воспроизводит процесс функционирования системы во времени, причём имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания во времени, что позволяет по исходным данным получить сведения о состояниях этого процесса в определённые моменты времени, дающие возможность оценить характеристики системы.

Ситуационное моделирование основано на модельной теории мышления, в рамках которой можно описать основные механизмы регулирования процессов принятия решений. В основе модельной теории мышления лежит представление о формировании в структурах мозга информационной модели объекта и внешнего мира. Эта информация воспринимается человеком на базе уже имеющихся у него знаний и опыта.

Целесообразное поведение человека строится путём формирования целевой ситуации, а затем мысленного преобразования исходной ситуации в целевую. Основой построения модели является описание объекта в виде совокупности элементов, связанных между собой определёнными отношениями, отображающими семантику предметней области.

Модель объекта имеет многоуровневую структуру и представляет собой тот информационный контекст, на фоне которого протекают процессы управления, образования и т.д. Чем богаче информационная модель объекта и выше возможности её манипулирования, тем лучше и многообразнее качество принимаемых решений.

К выбранным методам моделирования предъявляются различные требования. Среди основных можно назвать гибкость и информационную полноту.

Гибкость системы моделирования подразумевает возможность моделирования различных предметных областей при помощи одинаковых моделей. Это достигается путём использования наиболее универсальных методов.

Информационная полнота - возможность моделирования максимально большого количества характеристик объектов предметной области. Непосредственное обучение работе с профессионально-ориентированным программным обеспечением ведется в курсах «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в бухучете». Собственный опыт работы в качестве преподавателя, а так же анализ имеющейся методической, педагогической и специальной литературы показал, что методика обучения основывается на следующих принципах:

- обучение обязательно ведется в контексте будущей профессиональной деятельности, когда любая решаемая задача отражает одну из сторон будущей профессии. Цель обучения - научить решать профессиональные задачи с помощью выбранной программы, а не только освоить приемы работы с ней;

- обучение является системным и опирается на единую информационную модель, например, на систему документооборота, которая является отражением информационных потоков предприятия;

- обучение ведется в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами;

- обучение является интенсивным, личностно-ориентированным и в основном рассчитано на самостоятельную работу студентов;

- при выборе профессионального программного обеспечения в обучении учитывается популярность программ в настоящий момент, а также соответствие программного обеспечения современному уровню развития информационных технологий и возможные тенденции его развития в будущем.

В настоящее время в сфере финансового планирования, экономического учета и анализа в нашей стране наибольшей популярностью пользуются такие программы как 1С: Предприятие, Project expert и некоторые другие что и должно определять широкое их использование в учебном процессе.

Методы обучения ведению компьютерного учета с помощью программ 1С: Предприятие, Project expert можно подразделить на следующие:

а) контролируемая самостоятельная работа на основе единой обучаю- щей задачи;

б) курсовое и дипломное проектирование с использованием программ 1С: Предприятие, Project expert;

с) деловые игры на основе сетевых программ как одна из форм контекстного обучения.

Рассмотрим эти методы подробно:

а) контролируемая самостоятельная работа на основе единой обучающей задачи.

Суть данного метода заключается в следующем. На основе сквозной задачи бухгалтерского учета промышленного предприятия разрабатывается единая обучающая задача, включающая все аспекты компьютерного ведения учета на данном предприятии, начиная с формирования справочников и ввода остатков по счетам и кончая формированием квартального баланса.

Единая задача разбивается на несколько заданий по работе с наиболее распространенными разделами бухгалтерского учета (касса, банковские операции, учет материалов, основных средств, реализация и т.д.). Все задания по учету в различных разделах увязаны между собой, что в целом создает единую картину ведения компьютерного бухгалтерского учета.

Каждое задание состоит из двух частей обучающего примера, в котором подробно расписывается порядок ведения учета в данном разделе, и нескольких самостоятельных заданий. Студенту сначала предлагается выполнить обучающий пример, а затем самостоятельные задания. В конце каждого задания приведены контрольные суммы по счетам. Студенты по отчетам могут проверить соответствие своих итогов контрольным суммам. Если итоги не сходятся, необходимо с помощью указанных отчетов проанализировать свою работу и найти допущенные ошибки Обучение на собственных ошибках, хотя и требует большего времени, тем не менее, приводит к лучшим результатам.

В среднем на выполнение единой обучающей задачи затрачивается примерно 16-20 часов. Наиболее быстро и эффективно её выполняют студен- ты, которые лучше знают теорию и методику ведения бухгалтерского учета, т.к. правильный анализ данных основывается, прежде всего, на умении студента грамотно интерпретировать отчетные данные с точки зрения бухгалтерского учета.

В результате сразу решается несколько педагогических задач:

- обучение основным приемам работы с программой;

- обучение методике ведения компьютерного учета;

- повторение теории и практики бухгалтерского учета, изученной ранее. Теория и практика при этом соединяются в одном учебном действии.

Данный метод способствует интенсификации и индивидуализации обучения. Преподаватель не тратит время на объяснение учебного материала всей группе, он работает в основном лишь со слабыми студентами, выполняя во время занятия роль консультанта по неясным вопросам.

б) курсовое и дипломное проектирование с использованием программ 1С: Предприятие, Project expert.

В курсе «Информационные системы в экономике» студенты специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» могут выполнять курсовую работу на тему «АРМ Бухгалтера», используя программу «1С: Бухгалтерия в 7.7».

Исходными данными для работы служат курсовые проекты по бухгалтерскому учету и экономическому анализу, выполненные ими ранее при изучении соответствующих дисциплин.

Причем курсовой проект по бухгалтерскому учету в компьютерном варианте выполняется в расширенном виде, так как он сопровождается полной разработкой аналитического учета, в то время как в исходном проекте основное внимание уделяется синтетическому учету.

Студенты имеют возможность сравнить методики ведения бухгалтерского учета «вручную» и в компьютерном варианте, оценить их достоинства и недостатки.

Достигается соединение теории с практикой. При обучении компьютерному ведению бухгалтерского учета в контексте конкретной профессиональной задачи происходит повторение и осмысление теории учета бухгалтерского и экономического анализа на новом уровне. При обучении студентов экономических специальностей большие требования предъявляются к умению анализировать отчетные данные и принимать на основе этого управленческие решения.

В Государственном образовательном стандарте специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» записано: «Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий».

Большим достоинством программ 1С: Предприятие, Project expert является их «прозрачность». Всегда можно проследить, каким образом был получен любой результат, и проанализировать какие изменения произойдут, если изменить какие-то исходные параметры. Варьируя исходные данные, можно проигрывать на компьютере различные финансовые ситуации и анализировать их с целью принятия управленческих решений.

Другим несомненным достоинством является открытость систем 1С: Предприятие, Project expert для различных дополнений и изменений.

Например, в состав программного комплекса системы «1С Предприятие», не входит отдельная программа внешнего финансового анализа, которую можно было бы использовать в учебном процессе. При выполнении курсовой работы студенты могут в «Конфигураторе» разрабатывать специальный внешний отчет для расчета аналитического баланса и основных коэффициентов финансового анализа.

Следует сказать, что иногда для компьютерного финансового анализа используется специализированная программа «1С: АФСП» В данной программе после экспорта квартальных балансов из «1С: бухгалтерии» сразу рассчитываются все необходимые результаты. Недостаток программы в ее «непрозрачности» - неясно каким образом получаются результаты. При обучении очень важно понимать процесс получения конечных данных, поэтому предпочтительнее самостоятельная разработка дополнительного модуля.

Программы систем 1С: Предприятие, Project expert могут использоваться также и при выполнении некоторых дипломных работ. В содержании дипломных работ могут быть включены вопросы компьютеризации учета на определенных предприятиях, разработка методики компьютерного учета некоторых нестандартных областей учета и др.

в) деловые игры на основе сетевых программ как одна из форм контекстного обучения.

В соответствии с концепцией контекстного обучения деловая игра является коллективной формой взаимодействия участников на основе имитационной модели, создающей производственный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.

В основе деловой игры лежит имитация производственных ситуаций. Все производственные ситуации сопровождаются созданием различных документов. Потоки документов отражают движение товарно-материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений, трудовых ресурсов. Документооборот создает информационную среду, моделирующую работу предприятия.

Программы системы 1С: Предприятие, Project expert, созданные для решения определенных производственных задач, могут служить основой для моделирования производственных ситуаций. Например, на основе сетевой версии программы «1С: Бухгалтерия», можно провести деловую игру, имитирующую работу бухгалтерии какого-то предприятия. Сценарий игры следующий: предполагается что, в бухгалтерии работает несколько сотрудников, отвечающих за определенные участки учета. На каждый компьютер ставится табличка с обозначением раздела учета: касса, учет материалов, расчет зарплаты, реализация и т.д. Как бы создается рабочее место специалиста. На каждое рабочее место поступают первичные документы, с которых надо внести данные в общую информационную базу предприятия. Пакет исходных документов распечатывается из информационной базы реального предприятия.

Студенты, работающие за компьютерами, разыгрывают роли сотрудников бухгалтерии, выполняя те же самые действия по обработке документов, что и работники реальной бухгалтерии.

В процессе игры студенты периодически меняются местами, разыгрывая различные роли. Таким образом, достигается полная имитация коллективной работы компьютерной бухгалтерии со всеми конфликтными ситуациями, возникающими при обработке экономической информации

Программы систем 1С: Предприятие, Project expert обладают большими дидактическими возможностями для обеспечения качественного обучения информационным технологиям в сфере учета, анализа и планирования. Основные достоинства программ: широкое распространение, дружественный стандартный интерфейс, прозрачность получения конечных результатов, открытость для внесения различных изменений являются прекрасной основой для использования их в учебном процессе высших учебных заведений.

Выпускник учебного заведения должен быть хорошо подготовленный, способный эффектно использовать возможности информационных технологий в своей будущей работе. Необходимо выработать у студентов навыки работы с информацией в любых ее видах и представлениях. Для этого необходимо:

- формирование потенциала для развития будущего рынка;

- воспитание и подготовка будущих клиентов и сотрудников;

- чем лучше подготовлен выпускник учебного заведения, тем с меньшими трудностями ему приходится сталкиваться в процессе взаимной работы, как в качестве сотрудника, так и в качестве клиента.

На наш взгляд, в учебных заведениях необходимы:

- переход на качественно другой уровень преподавания экономических дисциплин;

- проведение стандартизации учебно-методических программ обучения работе со специализированным прикладным программным обеспечением;

- автоматизация собственной деятельности - ключ к повышению ее эффективности;

- повышение качества обучения, что увеличит спрос на выпускника, а значит и престиж учебного заведения;

- максимально приближенная к реальности система знаний и практических умений выпускника;

-расширение дополнительных возможностей в предоставлении образовательных услуг;

- гарантированная стажировка и трудоустройство выпускников. Практический опыт нашей работы в качестве преподавателя говорит о том, что необходимо следующее:

- тестирование и обучение преподавателей, изменение и рецензия учебных программ - результат переход на качественно другой уровень преподавания, и как следствие повышение качества обучения;

- участие в целевой программе «Информатизация образовательного процесса в высших и средних учебных заведениях», ожидаемый результат - стандартизация и автоматизация учебных процессов, повышение информационной культуры;

организация стажировки студентов-выпускников, результат - адаптация полученных знаний к реальным условиям работы и получение дополнительных практических умений;

- обучение студентов в Авторизованном учебном центре «1С» в Институте повышения квалификации при Пятигорском технологическом университете, с последующим направлением на работу;

Возможна организация следующих мероприятий:

- проведение олимпиады среди студентов ВУЗов по ПП 1С: Предприятие, Project expert, ожидаемый результат - дополнительный стимул для совершенствования и стандартизации учебно-методического комплекса, актуализация и популяризация необходимости введения изучения специализированного прикладного программного обеспечения в учебных заведениях;

- проведение ежемесячных дней открытого тестирования студентов и преподавателей ВУЗа на знание 1С: Предприятие, Project expert, ожидаемый результат - увеличение числа специалистов, способных эффективно использовать возможности информационных технологий в своей будущей работе;

- проведение тематических семинаров для студентов и преподавателей ПГТУ, ожидаемый результат - переход на качественно другой уровень преподавания экономических дисциплин.

Методы ускоренного изучения 1С:Бухгалтерии 7.7

Стажировка на действующем предприятии, как метод обучения практическим навыкам, безусловно эффективна, однако широкого применения при изучении компьютерной бухгалтерии не нашла (большая стоимость, организационные трудности стажировки больших групп и др.)

В то же время стажировку в бухгалтерии виртуального предприятия организовать легко. Управление стажировкой обеспечивается учебно-методическим пособием, которое содержит набор заданий, пути решения каждого задания и контроля правильности решения этого задания.

Изучение возможностей автоматизированной бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия 7.7 происходит в ходе дублирования обучающимся текущей деятельности реального бухгалтера предприятия, оснащенного аналогичной программой. Каждому обучающемуся предоставляется индивидуальное рабочее место (компьютер) с программой 1С: Бухгалтерия 7.7 и выдается (в собственность) экземпляр учебного пособия практикум, в котором обучающийся делает рабочие пометки, выделяет наиболее важную (с его точки зрения) информацию.

За ограниченное учебное время обучающиеся проходят, по существу, 2-х месячную практику в компьютерной бухгалтерии 1С: Бухгалтерия 7.7 виртуального предприятия. Каждому слушателю предоставляется комплект первичных документов, описывающих хозяйственную деятельность условного предприятия. Практическое пособие имеет большой объем управляющей информации, обеспечивающей самостоятельную работу каждого обучающегося. В него включен сценарий деятельности условного предприятия по темам:

Тема 1. Создание предприятия.

Ввод информации о предприятии, учредителях и сотрудниках. Формирование уставного капитала, Ввод справочной информации о предприятии.

Ввод справочной информации об учредителях предприятия.

Учет формирования уставного капитала предприятия.

Тема 2. Кассовые и банковские операции. Оплата уставного капитала.

Учет оплаты уставного капитала через кассу.

Учет оплаты уставного капитала через банк.

Бухгалтерское оформление сдачи наличных денежных средств из кассы предприятия на расчетный счет.

Бухгалтерское оформление операции поступления денежных средств в кассу предприятия с расчетного счета.

Тема 3. Расчеты с поставщиками и покупателями.

Ввод справочной информации о новых покупателях и поставщиках.

Выписка платежных поручений на оплату поставщикам.

Бухгалтерское оформление операции оплаты (предоплаты) поставщикам.

Бухгалтерское оформление операции получения оплаты (предоплаты) от покупателя

Тема 4. Приобретение и ввод в эксплуатацию основных средств.

Оприходование ОС, поступивших от поставщика за плату.

Оприходование ОС, поступивших в качестве вклада в уставный капитал.

Оприходование ОС, поступивших на безвозмездной основе.

Оприходование оборудования, поступившего от поставщика за плату.

Учет выполнения работ по монтажу и наладке оборудования.

Ввод в эксплуатацию основных средств.

Постановка арендуемых ОС на забалансовый учет.

Расчеты с монтажными организациями, арендодателями.

Тема 5. Создание производственных запасов. Расчеты с подотчетными лицами.

Бухгалтерское оформление поступления ТМЦ от поставщика.

Зачет ранее сделанной предоплаты.

Учет поступления ТМЦ при обнаружении недостачи.

Учет транспортно-заготовительных расходов.

Бухгалтерское оформление прихода ТМЦ, приобретенных подотчетными лицами у производителей и в розничной торговле.

Регистрация счетов-фактур, полученных от поставщиков.

Формирование записей в книге покупок.

Тема 6. Учет затрат на производство.

Организация аналитического учета затрат на производство.

Списание стоимости отпускаемых в производство материалов, инструмента и инвентаря.

Учет затрат на оплату труда.

Учет затрат на оплату процентов по банковским кредитам.

Учет затрат на аренду помещений.

Тема 7. Сдача готовой продукции на склад.

Учет выпуска готовой продукции в течение отчетного периода.

Оприходование готовой продукции на складе.

Тема 8. Отгрузка готовой продукции покупателю.

Выписка счета покупателю.

Формирование товарных накладных.

Бухгалтерское оформление отгрузки готовой продукции.

Корректировка бухгалтерских записей по отгрузке готовой продукции при изменении формы оплаты.

Формирование счетов-фактур

Формирование записей в книге продаж.-

Корректировка записей в книге продаж при отгрузке по предоплате.

Тема 9. Завершение отчетного периода. Формирование отчетности.

Начисление амортизационных отчислений.

Учет остатков незавершенного производства.

Закрытие собирательно-распределительных счетов.

Определение отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой.

Определение прибыли (убытка) отчетного периода.

Формирование бухгалтерского баланса и других регламентированных отчетов.

В конце обучения студентам предлагаются контрольные вопросы по темам. По данным бухгалтерского учета необходимо сформировать отчеты, раскрывающие информацию.

Выдайте информацию о номинальной стоимости доли каждого учредителя в уставном капитале предприятия.

Подготовьте информацию о номинальной стоимости доли учредителей - физических лиц в уставном капитале предприятия.

Подготовьте информацию о номинальной стоимости доли учредителей - юридических лиц в уставном капитале предприятия.

Дайте перечень всех операций поступления денежных средств от учредителей на расчетный счет предприятия.

Дайте перечень операций поступления денежных средств от учредителей в кассу предприятия.

Приведите сведения о сумме задолженности каждого из учредителей по оплате уставного капитала на 16.07 и 17.07 т.г.

Дайте сведения о сумме задолженности группы учредителей - юридических лиц по оплате уставного капитала на определенную дату: 17 июля т.г.

Подготовьте сведения об изменении состояния расчетов с учредителями по оплате уставного капитала по датам.

Каковы остатки денежных средств на расчетном счете предприятия на конец дня по следующим датам: 16.07, 20.07,28.07, 30.07?

Каков итог взаиморасчетов с контрагентами:

КБ «Топ-Инвест»

НПО «Боровик»

на конец июля т.г.? Объясните, за счет чего получен такой результат.

Сформируйте ведомость, в которой будет представлена информация о том какие суммы были перечислены с расчетного счета на оплату счетов контрагентов в июле т.г.

Какие основные средства числятся на балансе предприятия на 01.08.?

Какова их балансовая стоимость?

Какова балансовая стоимость всех ОС предприятия на 1.09?

Какое оборудование, какими организациями было поставлено на наше предприятие в августе т.г.?

Какие объекты основных средств поступили на предприятие в качестве вклада учредителей в уставный капитал? Какова стоимость этих объектов? Какими учредителями они были внесены? Какова задолжность этих учредителей по вкладам в уставный капитал после внесения объектов основных средств?

Дайте перечень основных средств (с указанием стоимости), введенных в эксплуатацию в течение июля т.г. и (отдельно) в течение августа т.г.

Какова стоимость всего оборудования, предназначенного для монтажа и наладки на конец дня 5.08 и на начало дня 10.08?

Какое оборудование и на какую сумму находится в монтаже и наладке на начало дня 03.08, на 06.08?

Каковы расходы предприятия на оплату услуг сторонних организаций по наладке и монтажу оборудования в августе т.г.?

Какова стоимость краткосрочно арендуемых ОС, учитываемых на забалансовом счете, по данным на 1 сентября т.г.?

Какие инструменты и хозяйственный инвентарь, в каком количестве и на какую сумму находятся в запасе на 21.08 т.г.

Каковы складские запасы материала «Шпон ореховый» на 21 августа т.г.

Каковы складские запасы материала «Шпон дубовый» на 21 августа т.г.

Каковы учетные запасы материала «Плита ДСП 1.2x1.2» на 15 и 21 августа т.г.

Каковы учетные запасы материала «Плита ДСП 1.0x0.6» на 12 и 16 августа т.г.

Какие материалы, в каком количестве и на какую сумму поступили за первую, вторую и третью декады августа т.г.

Какова стоимостная оценка всех материалов, находящихся на складе № 1 на конец дня 31 августа т.г.

Какова стоимостная оценка всех материалов, находящихся на складе № 2 на конец дня 31 августа т.г.

Какие поставки материалов от НПО «Боровик» имели место в августе т.г.?

Какие материалы, в каком количестве и на какие суммы были приобретены сотрудником Крохиным Д.Ю. в июле и в августе т.г.?

Каковы итоги взаиморасчетов с подотчетным лицом Крохиным Д.Ю. на конец дня 23, 24,25, 26 июля?

Сформируйте ведомость, в которой будет отражено от каких поставщиков, какие материалы поступали на наше предприятие в августе т.г. (с указанием количества и стоимости материалов).

Каков итог взаиморасчетов с поставщиком НПО «Боровик» по счету №3 1 от 23.07 и по счету 37 от 12.08?. За счет чего получены такие результаты?

Каков итог взаиморасчетов с поставщиком завод «Фрезер» на конец июля? Если имеется задолжность, то чем она вызвана?

Выдайте список имущества амортизируемого в августе т.г. с указанием суммы амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения?

Сформируйте оборотно-сальдовые ведомости движения материалов за август т.г. отдельно по складу 1 и по складу 2.

На какую сумму и в каком количестве поступили материалы на предприятие в течение июля и августа.

Каковы запасы материалов каждого вида в целом по предприятию на следующие даты: 02.08, 09.08, 12.08, 16.08?

В каком количестве и на какую сумму был произведен отпуск материала «Плита ДСП 1,2x1,2» на производство письменных столов в течение отчетного квартала.

На производство каких видов продукции отпускался материал «Брус осиновый»? Каковы количество и стоимость отпущенного материала в разрезе видов номенклатуры?

Какую величину составила сумма затрат на производство по статье «Материалы» (и другим статьям) за август т.г.?

Какова средняя учетная стоимость материала «Плита ДСП 1.0x0.6» на даты: 3, 9, 13, 30 августа т.г.?

Какова средняя учетная стоимость материала «Плита ДСП 1,2x1,2» на даты: 3,9,13,30 августа т.г.?

Каковы затраты на оплату труда основных рабочих по видам производимой продукции в августе т.г.?

Каковы затраты на плату труда административно-хозяйственного персонала в августе т.г.?

Каковы затраты на оплату труда цехового персонала в августе т.г.?

Выдайте список рабочих основного производства, которым в августе начислялась заработная плата за производство письменных столов, с указанием сумм затрат на заработную плату.

Выдайте список работников административно-хозяйственного персонала, которым в августе начислялась заработная плата, с указанием сумм затрат на заработную плату.

Выдайте список цеховых работников, которым в августе начислялась заработная плата, с указанием сумм затрат на заработную плату. 1 б.Каковы затраты нашего предприятия по оплате кредита банка «Топ-Инвест» в августе т.г.? Какая часть из августовских затрат принимается для целей налогообложения, а какая не принимается?

Каковы запасы готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении (по видам продукции):

- на начало августа, на конец августа

- на конец дня 20, 24, 25, 27 августа?

Какие операции по выпуску готовой продукции имели место в течение августа т.г.?

Какова учетная стоимость всей продукции, выпущенной в течение отчетного периода.

По каждому наименованию продукции дайте информацию о ее выпуске в августе - количество выпуска и стоимость (по плановой себестоимости).

Какова выручка от реализации продукции вида «Столы письменные» Торговому Дому «Калинка» в августе текущего года?

Какова выручка от реализации продукции вида «Столы кухонные» Торговому Дому «Осинка» в третьем квартале текущего года?

Каким покупателям и на какую сумму была отгружена продукция вида «Столы обеденные» в третьем квартале т.г.?

Каким покупателям и в каком количестве была отгружена продукция «Стол Директорский» в третьем квартале т.г.?

Дайте список покупателей, которым была реализована продукция «Стол клерк» с 14 по 22 августа т.г.

Дайте перечень всех операций по реализации готовой продукции, которые были выполнены в течение августа т.г.

Дайте список всех счетов, которые были выписаны покупателям, в третьей декаде августа т.г.

Имеется ли задолженность покупателей за отгруженную продукцию на 1 сентября т.г.? Дайте список таких задолжников с указанием суммы задолженности.

Какова задолженность торгового дома «Осинка» за отгруженную продукцию по состоянию на 25 августа т.г.?

Оплачены ли покупателями счета на оплату готовой продукции: № 3 от 27.08 (ТД «Осинка»), № 4 от 27.08 (ТД «Калинка» на 3 сентября т.г.?

Представьте бухгалтерский баланс на 1 сентября т.г.

Какова полная производственная себестоимость продукции, произведенной в августе в целом по предприятию и по каждому виду номенклатуры?

Какая прибыль получена (понесен убыток) за отчетный период от производства продукции в целом по предприятию и по каждому виду номенклатуры? Какой вид номенклатуры наиболее прибыльный для предприятия, наименее прибыльный, убыточный? Почему этот показатель отличается от величины прибыли в балансовом отчете (строка 470)?

На какую сумму должна быть скорректирована балансовая прибыль для целей налогообложения?

Какова сумма отклонения фактической себестоимости продукции от плановой себестоимости по каждому виду номенклатуры? Чем объясняется полученный результат?

Какова величина НДС, подлежащего уплате в бюджет за август т.г.?

Какие суммы подлежат перечислению в социальные фонды?

По окончании занятий этот практикум становится настольной книгой в практической работе с бухгалтерской программой 1С: Предприятие 7.7. Учебная база, которую создает обучающийся во время выполнения заданий практикума, становится полигоном для апробирования вариантов перестройки пользовательского интерфейса при настройке рабочей базы на особенности бухгалтерского учета своего предприятия.

Практикум содержит информационную, контролирующую и управляющую информацию и имитирует стажировку обучающегося в компьютерной бухгалтерии виртуального предприятия.

Информационная составляющая описывает ситуацию, раскрывает сущность ситуации и напоминает в общем виде основные правила и приемы бухгалтерского учета, применительно к выполнению конкретной хозяйственной операции.

Контролирующая составляющая практикума состоит из заданий, которые отражают деятельность бухгалтера по учету хозяйственных операций в автоматизированной бухгалтерии.

Управляющая информация - это, прежде всего, заданная последовательность отражения хозяйственных операций в компьютерной бухгалтерии, а также образцы выполнения заданий и контрольные суммы операций. Управляющая информация практикума дает возможность обучающемуся самостоятельно (или с минимальным участием преподавателя) освоить бухгалтерскую программу.

Каждому обучающемуся предоставлена возможность изучать программу в своем темпе, поэтому уже через несколько занятий происходит дифференциация изучаемых тем одни еще изучают вторую - третью тему, а другие уже изучают четвертую - пятую.

В процессе выполнения практических заданий обучающиеся постоянно контролируют свою деятельность. Характерно, что на большинство возникающих вопросов они находят ответы самостоятельно. Лишь в редких случаях, в основном там, где пособие еще не откорректировано, они обращается с вопросом к преподавателю. Возникает парадоксальная ситуация: в учебной группе преподаватель оказывается «безработным». Помощь слушателям по их запросам занимает не более 5-7% учебного времени.

Основной функцией преподавателя во время занятий становится не предъявление учебной информации, а индивидуальные консультации.

Преподаватель должен сам выявлять отстающих и помогать им работать в графике. И, как правило, встречает отказ от помощи.

Срабатывает психологический фактор: все начинали изучать программу в равных стартовых условиях, а к третьему-четвертому занятию выполнили разное количество заданий. Почему? Ведь с точки зрения обеспечения учебного процесса все работали в равных условиях. Следовательно, дело не в программе, а в способностях обучающегося. Трудно списать отставание на лень («умный, но лентяй»), ведь все затратили одинаковое время, а результат получили разный. Никому не хочется выглядеть недостаточно способным. Поэтому, вместо консультаций преподавателя, отстающие предпочитают взять программу домой и прийти на занятия с приготовленными заданиями.

Более того, успешно работающие с программой также не торопятся с каждым вопросом обращаться к преподавателю. Они предпочитают вначале пообщаться с не менее успешным соседом и лишь после неудачи совместного поиска обратиться к преподавателю.

Большое количество индивидуальных заданий вносит (по отзывам обучающихся) в процесс изучения программы не только дух соревнований, но и элементы увлекательной игры типа популярных телевизионных «ответь правильно».

Практикум обеспечивает самостоятельное изучение Бухгалтерии 1С: 7.7 в режиме самообучения без преподавателя, либо при минимальном участии преподавателя-консультанта.

Фирма «1С» предлагает с целью обеспечения льготных условий для приобретения экономических программных продуктов специальный вид договора - договор о создании Авторизованного Учебного Центра фирмы «1С». Институтом повышения квалификации при Пятигорском Технологическом Университете такой договор заключен. Таким образом, мы получили возможность приобретать для учебного процесса программные продукты 1С: Предприятие на особо льготных условиях, бесплатно обновлять их при выходе новых версий, бесплатно аттестовать своих сотрудников на знание экономических программных продуктов продукты 1С: Предприятие, уделять большое внимание методическому обеспечению учебного процесса. Основная проблема при создании АУЦ - это подготовка квалифицированных преподавателей. В первую очередь это связано с теми высокими требованиями, которым они должны удовлетворять:

- знание предметной области;

- хорошее знание программ продукты 1С: Предприятие на уровне пользователя и умение проводить необходимые настройки в типовой конфигурации на уровне специалиста;

- иметь хорошие педагогические навыки, уметь работать с группой разной подготовленности.

Важно то, что непосредственное участие фирм-производителей ПО в обучении позволяет обеспечить подготовку молодых специалистов в соответствии с реальными потребностями различных отраслей. ВУЗу это сотрудничество позволяет обеспечить для своих студентов качественное обучение современным программным продуктам, занимающим большую часть российского рынка средств автоматизации. Первые же занятия показали, что и студенты относятся к новым предметам серьезно и с большим интересом. Посещаемость занятий практически стопроцентная, более того прослушать эти курсы просятся студенты других специальностей.

Таким образом, спрос на специалистов, хорошо владеющих навыками работы с программами 1С: Предприятие, Project expert, стабильно превышает

предложение, и соответствующая квалификация существенно повышает шансы выпускников на престижное трудоустройство.

Если в начале эксперимента фиксировалось трудоустройство по специальности 45 % слушателей, то после проведения - 70 %.

 

АВТОР: Шипулина Л.А.