19.02.2012 2757

Педагогические технологии качества обучения старшеклассников в процессе глобализации образования

 

Категория «качество» всегда предполагает соответствие показателей, характеризующих какой-либо процесс или объект, некоторым требованиям, которые и определяют собственно качество. В свете образовательных технологий следует говорить о соответствии их основных компонентов современным достижениям в области электронной и компьютерной техники.

Статистика свидетельствует, о возросшем во всем мире росте ведущей профессиональной функции - обработка информации - в период с 1985 г. по 2000г. увеличилась в целом на 37-48 % во всем мире.

Информатизация образования определила необходимость разработки новых - информационных технологий обучения. Традиционные технологии постепенно уступают место новым, прогрессивным, способствующим повышению качества подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых связана с использованием компьютеров, Интернета, специализированных программных продуктов.

Интернет - технологии в современном образовании получили широкое распространение, благодаря чему появилась возможность учиться вне зависимости от места, времени и в соответствии с индивидуальными потребностями обучаемого.

Разработка системы обучения на базе новых технологий включает в себя следующие структурные составляющие:

- цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения;

- содержание обучения;

- средства диагностики и контроля состояния результатов обучения;

- методы обучения;

- организацию учебного процесса;

- средства обучения;

- обучаемых;

- преподавателя;

- результат деятельности - достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Проектирование новых педагогических технологий предполагает реализацию в учебном процессе конкретной психолого-педагогической концепции обучения, т.е. ориентацию на конечный результат. Новые технологии обучения определяют, в свою очередь необходимость разработки и использования новых методов обучения - концентрированного, модульного, контекстного и другие виды обучения.

Системный подход к анализу педагогических технологий свидетельствует о том, что информатизация предполагает не только внедрение современных средств информатизации обучения, но и информатизацию всех других компонентов образовательных технологий.

Влияние информатизации на развитие технологий обучения следует рассматривать с двух позиций:

- содержательной трансформации, обусловленной влиянием информатики как фундаментальной отрасли научного знания и информатизационных технологий как постоянно растущей сферы деятельности человека на цели и содержание обучения;

- системно-информационного и методологического аспектов проектирования и реализации технологий, что связано с появлением нового понятийного аппарата, проникающего в различные учебные предметы.

Создание сложных технологических образовательных систем определило необходимость стандартизации всех системообразущих компонентов учебного процесса. В разработке образовательных технологических стандартов сегодня принимают активное участие различные международные организации, заинтересованные в достижении технологической интероперабельности международного образовательного пространства.

Тесная связь качества обучения с внедрением новых образовательных технологий требует гармоничного сочетания нововведений с используемыми методами обучения. Современная педагогика располагает широким спектром методов, использование которых является уместным и целесообразным в условиях интенсивной информатизации образования.

Для Интернет-технологий характерно отсутствие прямого контакта педагога и учащегося. Педагогический процесс в данном случае является опосредованным, поэтому в сочетании с Интернет-технологиями рекомендуется применение таких методов, как проблемное обучение. Основными требованиями качества к процессу обучения являются: наличие опыта творческой работы у ученика и определенного уровня педагогического мастерства у педагога.

Рассмотрим возможность использования проблемного обучения в дистанционном образовании рассмотрим в рамках следующей логики. Учебная деятельность студента не должна быть репродуктивной, и процедура обучения должна формировать положительную мотивацию. В процессе оценку уровня творческого опыта учащегося осуществляет преподаватель. Он же осуществляет выбор соответствующего уровня заданий, генерирующих проблемную ситуацию. Критерии выбора формируются в результате общения с учениками.

При дистанционном обучении общение педагога и ученика в режиме реального времени, возможно, только на телеконференции. Однако телеконференция не создает того реального педагогического контакта, при котором для оценки реакции ученика на полученное задание преподавателю не требуется общаться общения с учащимся на вербальном уровне. В тоже время создания проблемной ситуации, - ключевого момента проблемного обучения, информация о реакции ученика просто необходима.

Данную проблему можно решить путем разработки учебных материалов, содержащих проблемно-поисковые задания разного уровня сложности. Причем рекомендации для самостоятельного выбора задания, позволяющего создать проблемную ситуацию для конкретного ученика, могут быть даны только после предварительного тестирования. Тестирование должно выявить уровень начальной подготовки ученика и его способности к деятельности поискового характера, а также особенности стиля его мышления.

Принципиальные особенности методов обучения можно оценить, воспользовавшись тремя основными критериями:

- результативность;

- позитивное взаимодействие;

- психическое здоровье.

Метод AMEL использует индуктивную схему обучения (действие измерение - объяснение - усвоение). Ученики сами группой находят закономерность, которая влияет на результаты их работы; при этом развивается привычка искать совместные решения, опираясь на факты. Достоинством данного метода является приобретение навыков работы в коллективе, творческий подход к решению поставленных задач.

Среди современных методов обучения заслуживает внимания «Обучение в сотрудничестве». Один из аргументов противников и критиков обучения в сотрудничестве основан на отсутствии достаточного количества доказательств его большей продуктивности в сравнении с индивидуальным обучением или обучением, основанным на соревновании. В действительности таких доказательств более чем достаточно. С тех пор как в 1898 году были проведены первые эксперименты по обучению в сотрудничестве, выполнено около шестисот научных работ именно по этой теме и более ста сравнительных исследований трех основных методов обучения - в сотрудничестве, индивидуального и «соревновательного».

Сравнение обучения в сотрудничестве с индивидуальным и «соревновательным» обучением позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев оно обеспечивает:

- более высокие достижения и большую результативность;

- более ответственное и внимательное отношение друг к другу;

- психическое здоровье учеников, которые приобретают не только навыки работы в коллективе, но и чувство собственного достоинства.

Огромное влияние метода обучения в сотрудничестве на формирование научного мышления делает методику его преподавания важнейшим инструментом педагогики.

Обучение в сотрудничестве, конечно, не сводится к простому распределению обучающихся по группам. Для того, чтобы можно было говорить о сотрудничестве, явно недостаточно только лишь создать группы, чтобы они вместе работали, сидя рядом во время занятий. Члены одной группы преспокойно могут и соревноваться, и постигать учебный материал, не обращая решительно никакого внимания друг на друга. Проведение занятий, на которых ученики действительно будут обучаться, сотрудничая друг с другом, требует от преподавателя приобретения определенных знаний о том, из каких компонентов слагается коллективная работа. Получив эти знания, он должен приспосабливать принцип обучения в сотрудничестве к конкретным целям, обстоятельствам, программам, предметам и обучаемым, «диагностировать» проблемы, возникающие у некоторых учеников при работе в коллективе.

Педагог, желающий следовать принципам обучения в сотрудничестве, должен на каждом занятии четко обозначить пять важнейших элементов этой методики.

Первый и наиболее важный элемент - позитивное взаимодействие. Конкретное задание и общая цель должны быть сформулированы так, чтобы у учеников не осталось ни малейших сомнений в том, что они либо вместе «выплывут», либо вместе «потонут». Позитивное взаимодействие между членами группы возникает лишь тогда, когда они осознают зависимость друг от друга и то, что залогом успеха одного является успех всех членов группы. Если один терпит неудачу, та же участь постигает и остальных.

Таким образом, к учащимся приходит понимание того, что усилия каждого полезны не только лично ему, но и другим членам коллектива. Позитивное взаимодействие создает условия для возникновения чувства ответственности не только за личный успех, но и за успех товарищей и представляет собой самый важный элемент обучения в сотрудничестве, его краеугольный камень.

Вторым существенным элементом обучения в сотрудничестве является индивидуальная и коллективная ответственность. Для групп, вовлеченных в процесс обучения, характерны два уровня ответственности: группа несет ответственность за достижение поставленной перед ней цели, а каждый член группы отвечает за свою часть работы. А это значит, что никто не имеет никаких шансов «проехаться за чужой счет». Группа должна совершенно ясно представлять стоящие перед ней цели и быть в состоянии оценить как свои успехи на пути к их достижению, так и личный вклад каждого в общее дело. Речь о личной ответственности заходит тогда, когда оценивается вклад каждого в общую работу и когда группе становятся известны ее результаты. Тогда-то и важно понять, кто из исполнителей нуждается в помощи и поддержке. Одной из задач групп, создаваемых для обучения в сотрудничестве, является стремление делать каждого ее члена более яркой индивидуальностью. Нередко учащиеся, имеющие опыт обучения в сотрудничестве, при индивидуальном обучении добиваются более впечатляющих успехов, чем те, кто не имеет такого опыта.

Третья важная особенность обучения в сотрудничестве - стимулирование тесного общения учащихся друг с другом, причем предпочтительными следует признать личные контакты. Учащимся необходимо вместе выполнить вполне конкретную работу, и они заинтересованы в успехах друг друга, а потому помогают друг другу, хвалят, поддерживают и подбадривают один другого. В процессе совместного обучения улучшается не только успеваемость всех членов группы (рядом с каждым из них есть кто-то, всегда готовый прийти на помощь), но и их настроение (рядом всегда есть кто-то, способный оказать моральную поддержку). При этом возникают такая тяга к знаниям и такая потребность в межличностном общении, какие возможны только при условии, что учащиеся стимулируют и поддерживают друг друга. Члены группы объясняют друг другу разные подходы к решению стоящей перед ними задачи, обсуждают основные положения изучаемого материала, обучают друг друга и сообща устанавливают связи между новой темой и изученной ранее.

Именно благодаря такому общению, таким контактам у членов группы возникает чувство ответственности друг за друга и за достижение общей цели.

Четвертой важной особенностью обучения в сотрудничестве следует признать то обстоятельство, что в процессе его учащиеся приобретают весьма полезные навыки социального поведения, в частности навыки поведения в небольших коллективах. В группах, созданных для обучения в сотрудничестве, учащимся приходится не только решать чисто академические задачи (приобретать новые знания), но и вести себя так, как должен вести себя член коллектива, работающего как единая команда. Обучение в сотрудничестве по своей сути более сложная форма, чем индивидуальное обучение или обучение, основанное на соревновании, ибо ученику приходится одновременно, и усваивать новую информацию, и учиться работать в коллективе. Совместный труд позволяет достичь высоких результатов только тогда, когда люди владеют навыками социального поведения и у них есть серьезные основания (мотивация) для их использования. Умению быть лидером, принимать решения, брать на себя ответственность, улаживать конфликты и общаться с другими людьми нужно учить так же серьезно и целенаправленно, как и любой академической дисциплине. Поскольку совместная деятельность редко обходится без конфликтов, длительная и успешная работа групп невозможна без умения быстро и конструктивно разрешать их.

Пятым важным элементом обучения в сотрудничестве является сама «технология» совместной работы, ее организация, включающая обсуждение различных способов достижения целей, стоящих перед коллективом, и поддержание нормальных рабочих отношений. Группа должна четко понимать, кто из ее членов справляется со своими обязанностями, а кто - нет, и при необходимости решить, кому нужно изменить свое поведение, а у кого все в порядке. Тщательный анализ результатов совместной работы и поиск путей ее интенсификации - непременные условия успешного и долговременного существования ученических групп.

Обучение в сотрудничестве может быть плодотворным только при соблюдении дисциплины. Наличие в работе группы перечисленных выше пяти важнейших элементов еще не свидетельствует о ее эффективности. Достижение высоких результатов обучающимися в сотрудничестве возможно лишь при строжайшей дисциплине, необходимость соблюдения которой никто не должен подвергать сомнению.

Знания приобретаются при постановке проблемы и при ее решении, при проведении исследований, при обдумывании и при разрешении противоречий. Для приобретения глубоких познаний все указанные процессы совершенно необходимы равно как и применение различных методов обучения, а не какого-либо одного, которого придерживается в данный момент большинство образовательных учреждений. Ученикам нужны не бесправие и зависимость от преподавателей, а возможность думать и учиться самостоятельно; иными словами, обучение - это то, что делает сам обучаемый, а не то, что делается за него.

В зависимости от конкретной ситуации обучение в сотрудничестве приобретает разные формы. В некоторых случаях необходима формальная кооперация (создание формальных групп), в других полезнее базовые группы или специальные сценарии («сценарии сотрудничества»). Чтобы понять суть метода обучения в сотрудничестве и плодотворно использовать его на практике, нужно знать, к какой именно его форме целесообразно прибегать в том или ином конкретном случае. Однако практически всегда подготовка к занятиям, основанным на обучении в сотрудничестве, начинается с планирования работы учащихся и обеспечения их всем необходимым.

Создавая группы для обучения в сотрудничестве, педагог должен:

- четко обозначить цель урока;

- проинструктировать учеников;

- объяснить ученикам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута;

- наблюдать за работой учеников, помогать, когда у них возникают вопросы по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы;

- оценить результаты работы группы как по ее содержанию, так и по организации взаимодействия членов группы между собой.

Неформальное обучение в сотрудничестве предполагает создание групп для совершенно конкретной работы. «Продолжительность жизни» таких групп - от нескольких минут до одного урока. В то время, когда преподаватель излагает новый материал (читает лекцию, демонстрирует фильм или видеокассету), «быстрые», неформальные группы нужны для того, чтобы привлечь внимание учеников к материалу, который им предстоит изучать, создать в аудитории творческую атмосферу, способствующую ее усвоению, помочь ученикам определить для себя, что именно должно быть изучено на данном занятии.

Такая организация учебного процесса явно предпочтительнее пассивного слушания объяснений учителя, ибо предполагает вовлечение учащихся в мыслительный процесс, направленный на понимание материала, его систематизацию и на установление его связей с уже имеющимися знаниями. Педагог вовлекает учеников в трех-, пятиминутные дискуссии перед началом урока и в двух-, трехминутные обсуждения конкретных вопросов в его процессе (или во время демонстрации фильма, кассеты).

Базовые группы для обучения в сотрудничестве - это коллективы, создаваемые на длительный срок, прежде всего для того, чтобы их члены помогали друг другу добиваться академических успехов и поддерживали друг друга.

Сотрудничество и конфликт существуют бок о бок и неотделимы друг от друга. Сочетание навыков разрешения «интеллектуальных конфликтов» с умением вести переговоры в тех случаях, когда возникает конфликт интересов, целей и желаний, создает прекрасные предпосылки для достижения максимальной эффективности обучения в сотрудничестве: группы, в которых умеют быстро и конструктивно улаживать конфликты, добиваются значительно больших успехов.

Не все группы могут быть названы «группами сотрудничества». Поместить людей в одну комнату и сказать им, что отныне они будут работать (или учиться) вместе, - одного этого недостаточно для того, чтобы появилась команда. Несколько человек, работающих вместе, не всегда сотрудничают друг с другом. Разные ученические группы, работающие над теми или иными проектами, всевозможные комитеты и «группы быстрого реагирования» - все это коллективы, но члены этих коллективов совсем не всегда сотрудничают друг с другом. Группы людей не становятся группами сотрудничества только потому, что кто-то назвал их именно так.

Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что между структурой группы (уровнем сотрудничества ее членов друг с другом) и результатом ее деятельности (ее эффективностью) существует определенная связь. Такая связь отчетливо демонстрирует различие между традиционными группами, существующими в классах, и группами, обучающимися в сотрудничестве, и подтверждает тот факт, что успехи группы зависят от ее структуры.

Группа, члены которой совершенно не заинтересованы в том, чтобы сотрудничать друг с другом, хотя она и создавалась именно для обучения в сотрудничестве, может быть названа псевдогруппой. Члены такой группы встречаются друг с другом, но не желают ни вместе работать над заданиями, ни помогать друг другу в учебе. Нередки случаи, когда они просто мешают один другому, плохо согласовывают свои действия, расхолаживают друг друга, вводят друг друга в заблуждение, и при этом кто-то обязательно отлынивает от работы и старается «проехаться за чужой счет». В итоге - результат псевдогруппы гораздо хуже тех результатов, которых достигают «одиночки». Такая группа не прогрессирует, ибо ее члены не думают ни о будущем друг друга, ни о будущем группы в целом.

Традиционная учебная группа - это коллектив, члены которого смирились с тем, что должны работать сообща, но не видят в этом никакой пользы для себя. В такой группе взаимозависимость находится на очень низком уровне. Задания, которые она получает, сформулированы так, что либо вовсе не требуют коллективных усилий, либо эти усилия незначительны. Члены группы не несут никакой ответственности за знания своих товарищей, и каждый отвечает только за себя. Они встречаются исключительно для того, чтобы обменяться информацией и решить, как именно нужно выполнить задание, после чего каждый работает над ним самостоятельно. Педагог проверяет и оценивает знания каждого ученика так, словно он не член команды, а обучается индивидуально. Учащиеся не приобретают социальных навыков, а лидером группы становится тот, на кого возлагается ответственность за то, чтобы она вовсе не распалась. Качество знаний в таких группах не прогрессирует.

Навыки работы в команде не прививаются, на них вообще не обращают внимания. Лидер назначается для того, чтобы группа не распалась.

Группа не обсуждает ни качество своей работы, ни ее результаты. Знания каждого ученика проверяются и оцениваются отдельно.

В группах сотрудничества основное внимание уделяется навыкам работы в команде. Члены группы овладевают социальными навыками и используют их в своей работе. Лидером может стать любой (в зависимости от ситуации).

Группа обсуждает качество своей работы и эффективность сотрудничества. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию навыков работы в команде и академическим успехам.

Группа, созданная для обучения в сотрудничестве, - это нечто большее, чем просто сумма индивидуальностей. Это - команда, члены которой стремятся к достижению общей цели, к тому, чтобы каждый полностью реализовал все свои способности и добился максимально возможных успехов в учебе. Такая группа имеет несколько принципиальных характерных отличий.

Во - первых наличие общей цели - достижение максимальных успехов всех членов группы. Это является прекрасным стимулом для того, чтобы они «засучили рукава» и начали работать хоть немного лучше, чем если бы речь шла только об их личных достижениях. При этом на каждом ученике лежит ответственность не только за собственные действия, но и за действия всех его товарищей и группы в целом. У учеников нет ни малейшего сомнения в том, что они либо «выплывут вместе», либо «вместе пойдут ко дну». Они знают, что поражение одного обернется провалом и для всех остальных.

Во - вторых в группах сотрудничества одинаково важную роль играют и личная, и коллективная ответственность. Каждый член группы отвечает не только за качество собственной работы, но и за то, чтобы его товарищи тоже не «халтурили». Аналогичная ситуация и с достижением общей цели - здесь тоже действует принцип «один за всех, все за одного».

В - третьих, члены группы действительно работают вместе. Они встречаются не только для того, чтобы обменяться информацией и идеями, но и для того, чтобы сообща выполнить какую-то конкретную часть задания, помогая друг другу и поддерживая друг друга в стремлении сделать это как можно лучше. Поддержка, которую оказывают друг другу члены группы сотрудничества, не ограничивается только учебными делами. Она проявляется и в разных житейских ситуациях как выражение симпатии и взаимной привязанности.

В - четвертых, члены группы сотрудничества приобретают социальные навыки и используют их для координации своих усилий и достижения стоящих перед ними целей. Важен не только сам факт выполнения задания, но и то, как оно выполнялось: работала группа в единой команде или нет. Все члены группы в одинаковой мере имеют право претендовать на лидерство.

В - пятых, члены группы сотрудничества анализируют результаты своей совместной работы и оценивают ее эффективность. Подобные обсуждения происходят регулярно и являются необходимым условием систематического улучшения качества сотрудничества как в том, что касается успеваемости, так и в том, что непосредственно связано с навыками коллективного труда.

Сотрудничество и результативность неотделимы друг от друга. Достижение успеха затрудняется рядом причин:

- недостатком опыта. Чтобы группа смогла реализовать заложенные в сотрудничестве возможности, ее члены сначала должны приобрести необходимые для этого навыки коллективного труда. Краткосрочные группы, созданные впопыхах, как попало, обычно не успевают «сработаться», и поэтому им не удается продемонстрировать все, на что они способны;

- некритическим восприятием членами группы одного единственного мнения. Едва ли не самым серьезным препятствием на. пути к глубоким и прочным знаниям является некритическое отношение к какой-либо (или чьей-либо) точке зрения. Члены групп сотрудничества должны стремиться к тому, чтобы, выполняя любое задание, предлагать как можно больше способов решения стоящих перед ними задачи выбирать оптимальный;

социальным иждивенчеством - стремлением «спрятаться в толпе». Когда группа работает над выполнением коллективного задания, требующего максимальных усилий от всех, всегда есть шанс, что кто-то захочет «расслабиться» в надежде, что занятые делом товарищи этого не заметят. Такое социальное иждивенчество - весьма распространенное явление, когда речь идет о коллективных усилиях, складывающихся из усилий индивидуумов.

Достаточно вспомнить перетягивание каната и толпу, которая кричит и аплодирует;

- стремлением получить что-то даром. Когда возникает ситуация, при которой работа одного члена группы идет в зачет всем остальным, у этих остальных появляется реальная возможность «проехаться за чужой счет». Члены группы осознают, что их усилия необязательны, что общая победа (или поражение) практически не зависит от них, и решают не утруждать себя;

- нежеланием быть «донором». Когда в группе появляются недобросовестные учащиеся и любители легкой жизни, трудолюбивые и серьезные ученики поневоле начинают «сбавлять обороты», поскольку не желают, чтобы плодами их трудов пользовались лентяи;

- страхом перед дискуссиями. Члены группы могут настолько дорожить царящим между ними согласием, что начинают немедленно отвергать все, что может разрушить его, и избегают любых дискуссий из страха, что они могут перерасти в конфликт;

- однородностью состава. Чем более однородна группа по составу, тем меньше вклад каждого ее члена в общее дело. Чтобы решить стоящие перед группой задачи, участники должны уметь справляться с чисто академическими проблемами и иметь навыки работы в команде, причем эти умения должны присутствовать в определенной пропорции. Залогом того, что группа обладает разнообразными возможностями для успешной работы, является ее неоднородность;

- отсутствием у членов группы умения работать в команде. Нередко способные (в академическом плане) ученики при индивидуальном обучении добиваются больших успехов, чем в группе, если она образована из учащихся, не имеющих навыков межличностного общения, необходимых для работы в команде;

- неудачно подобранным количественным составом. Чем многочисленнее группа, тем больше вероятность того, что кое-кто начинает прятаться за спины товарищей, не обращая особого внимания на собственный вклад в общее дело. Кроме того, большие группы требуют более сложной организации и более совершенных навыков коллективного труда.

Педагоги заблуждаются и обманывают себя, если думают, что достаточно сказать учащимся «Работайте сообща», «Сотрудничайте» или «Будьте единой командой», как сразу же появится работоспособный коллектив. Настоящее сотрудничество невозможно без строжайшей дисциплины, без неукоснительного соблюдения совершенно определенных требований и правил. Основные элементы сотрудничества - это отнюдь не разрозненный набор рекомендаций учителю, желающему организовать группу для обучения в сотрудничестве. Это совокупность требований, которые только при строгом соблюдении способны создать условия для успешного сотрудничества.

Основными элементами, без которых плодотворная коллективная работа, невозможна являются: позитивная взаимозависимость; стимулирующие межличностные отношения; персональная и коллективная ответственность; использование социальных навыков; правильная организация коллективного труда.

Анализ процесса внедрения новых информационных технологий в образование свидетельствует о том, что он тесно связан с подбором адекватных методов обучения, использование которых определяет формирование нового качества в образовании и требует разработки соответствующих стандартов.

 

АВТОР: Шляхова И.С.