19.02.2012 4602

История становления и развития экстерната в России

 

В современных условиях модернизации образования все большую актуальность приобретает такая форма обучения в высшем учебном заведении как экстернат, который не является абсолютно новой формой получения профессионального образования, т.к. историей зафиксированы факты его становления и развития. Для выявления особенностей экстерната необходимо рассмотреть эти процессы. Изучая исторический аспект становления и развития экстерната в отечественном образовании, необходимо отметить, что в конце XVIII - начале XIX вв. эта форма обучения была распространена среди беднейших слоев населения, что было связано с недоверием к государственной школе. Власти преследовали за это «самозванных» педагогов. В дальнейшем эта форма обучения имела место в сельской местности, где не хватало школ. Как правило, обучение у такого рода домашних учителей давало только первоначальные знания в чтении и письме.

Существовал порядок о текущих испытаниях для лиц, получивших домашнее образование. Как правило, после сдачи экзаменов выдавалось свидетельство. Кроме обычных правил существовали и многочисленные дополнения. Например, разрешалось сдавать экзамены сразу за курс нескольких классов. В целом для экстернов не существовали возрастные ограничения. Оговаривалось только, что для сдачи экзаменов на «Свидетельство зрелости» возраст не должен быть ниже 16 лет. Верхний предел не указывался.

В целом допуск к экзамену был возможен при наличии свидетельства о сдаче экзаменов за предыдущий класс. В противном случае текущий экзамен должен был включать и материал предыдущего класса (если по одному предмету). При отсутствии «Свидетельства» в том, что сданы все экзамены за предыдущий класс, предоставлялась возможность сдать экзамены за несколько лет одновременно. При сдаче на свидетельство за IV,V, VI, VII классы, а также VIII необходимо было представить свидетельство, что все предыдущие классы успешно закончены. Переэкзаменовка для экстернов разрешалась только через год. Если экстерн на очередном экзамене показал знания ниже, чем за предыдущий год (если разделы за предыдущий класс входили в текущий экзамен), то было возможно в новое свидетельство включить старую оценку. Испытание на «Свидетельство зрелости» разрешалось всем, кто обучался дома. Документы необходимо было сдать за 1,5 месяца. Сюда входили: автобиография, метрика, «Свидетельство» о ранее сданных экзаменах или целых курсах (за I - VII классы), справка о прописке, две фотографии, 10 рублей (они шли на оплату учителям, остальные члены комиссии ничего не получали из этой суммы), свидетельство о бедности (если не было денег заплатить эти 10 рублей), свидетельство о благонадежности (политической). Деньги, вносимые за сдачу экзаменов, отдавались в местное казначейство на депозит гимназии, а квитанция представлялась директору гимназии (иногда он сам принимал эти деньги).

Разрешение на сдачу экзаменов экстерном выдавалось Педагогическим советом гимназии. Заявление на разрешение писалось, как правило, на имя директора гимназии. Целая категория людей не допускалась к сдаче экзаменов на «Свидетельство зрелости». К ним относились те, кто учился ранее в гимназии и по своим способностям не мог одолеть курс за VII класс, а также те, кто выбыл из гимназии за отрицательную успеваемость и дисциплину. Плохая автобиография, непорядок в документах также могли стать препятствием для сдачи экзаменов.

Если становилось известно, что кто-то из сдающих экзамены на «Свидетельство зрелости» ранее обучался в гимназии, то его лишали этого права. Бывали случаи, когда появлялись желающие получить по каким-либо причинам и второй «Аттестат». Это также не разрешалось. Если первоначально об этом было неизвестно, то администрация гимназии могла ходатайствовать перед судом о лишении такого человека второго «Аттестата» («Свидетельства зрелости»).

В ряде документов подчеркивалось, что число экстернов определялось в гимназии или в Исполнительном комитете при Управлении учебного округа. При этом также вносились 10 рублей в пользу учителей, принимающих экзамен. Местные жители (то есть данной губернии или учебного округа, куда входило несколько губерний) имели преимущество в сдаче экзаменов. При большом числе желающих из других городов им разрешалось сдавать экзамены в Испытательном комитете. Если и здесь все возможности были исчерпаны, то следовал отказ. Таким образом, сдача экзаменов экстерном разрешалась в любом учебном заведении России - на выбор самих экзаменующихся. Право на сдачу экзаменов предоставлялось в гимназиях один раз в год, а при Испытательных комитетах раз в полугодие. Повторный экзамен разрешался только через год. Те из экстернов, кто желал после сдачи экзаменов пойти учиться на историко-филологический факультет университета или в Историко-филологический институт, должны были сдать экзамен по греческому языку в гимназии или Испытательном комитете. В случае отсутствия специалистов в них - определенному лицу, знающему греческий. Объем экзаменационных требований для экстернов был примерно таким же, как и в государственных гимназиях.

Экстернам, не выдержавшим испытания на «Свидетельство зрелости», выдавались, по их желанию, «Свидетельства», где указывались успехи по всем предметам, по которым они сдали экзамены. Такое «Свидетельство» не давало никаких прав.

Испытания для девушек-экстернов разрешалось проводить в мужских гимназиях. Для этого им определялось то же время, что и для основного контингента учащихся (в конце года). При успешной сдаче всех экзаменов им выдавалось «Удостоверение», а не «Свидетельство». Такое удостоверение не давало прав для поступления в университет. В нем выставлялись лишь оценки за сдачу экзаменов. Девушкам также не разрешалось сдавать экзамены за полный курс гимназии в два приема. Плата за сдачу экзаменов для них была такая же, как и для юношей - 10 рублей.

Нужно отметить взаимосвязь экстерната как формы обучения с семейным образованием и самообразованием. В конце XIX - начале XX вв. одной из форм обучения, наряду с государственным и частным, было домашнее обучение и тесно связанная с ним система экстерната. Домашнее обучение в России получило распространение задолго до его официального узаконения. Как правило, его предпочитали наиболее обеспеченные слои населения.

Своеобразной и неповторимой формой получения образования в сжатые сроки во второй половине XIX века стали бестужевские курсы, обучение в которых продолжалось 3 года, ас 1881 года - 4 года. Открыты они были в 1878 году. Принимались женщины со средним образованием не моложе 21 года. Обучение было платным. С 1911 года «бестужевки» могли сдавать государственные экзамены в университете, получая соответствующие права.

В целях повышения общеобразовательного уровня учителей впервые на Всероссийском съезде в 1914 году обоснованно и обстоятельно названы содержание, организационные формы, цели и задачи повышения квалификации учителей через ускоренные курсы, совещания, обмен опытом, экскурсии, самообразование и коллективную работу учителей.

Архивные материалы свидетельствуют, что Октябрьскую революцию 1917 года приняли и приветствовали далеко не все учителя. Более половины членов Союза учителей во главе с В.И. Чарнолуским в знак протеста прекратили преподавательскую деятельность вообще. Возникла необходимость пополнить школы «красными учителями, стоящими на советской платформе». Многие из вновь пришедших учителей не имели специального педагогического образования и поэтому нуждались в помощи по овладению теоретическими знаниями и методикой преподавания предмета. Кроме того, требовалось изучение ими новых программ и учебников. После революции 1917 года (февральской и Октябрьской) в системе образования параллельно с обучением детей проходила ликвидация неграмотности и малограмотности среди рабочих и крестьян, организация обучения чтению и письму всего взрослого населения, которая также была направлена на ускоренное обучение взрослых. Все это обязывало Наркомпрос РСФСР во главе с А.В. Луначарским развернуть активную образовательную работу в короткие сроки с учителями, признававшими новую советскую власть и пришедшими в единую трудовую школу для обучения детей и взрослых.

В двадцатые годы ХХ-го столетия для повышения образовательного уровня рабочих и крестьян организованы вечерние одногодичные курсы. В содержание обучения составной его частью входило повышение политической грамотности.

В тридцатые годы широкое распространение получили вечерние школы повышенного типа, вечерние профессионально-технические курсы, вечерние рабочие факультеты - рабфак. Окончание их давало право поступления в вузы. Рабфаки явились тем звеном в системе народного образования, которое способствовало созданию в короткий срок кадров советской интеллигенции, выходцев из рабочих и крестьян.

Прототипом экстерната в годы Великой Отечественной войны являлись школы рабочей и сельской молодежи, которые приобрели в то время большое значение для образования взрослых. Открывались ускоренные классы, в которых за один учебный год изучалась программа двух классов (5-6, 7-8). Школы стали называться вечерние (сменные). Особо следует сказать о данном периоде, так как многие квалифицированные учителя ушли на фронт и для работы в школы вновь были направлены «краткокурсники». Системе повышения квалификации вновь пришлось переходить на оказание «скорой методической помощи» учителям.

Начало образовательного бума приходится на 50-е годы, когда научно-техническая революция охватила практически все индустриально развитые страны. Одновременно сформировалось общее направление в реформах, проводимых в образовательной сфере,- создание систем непрерывного образования.

В 60 - 70-е годы на первый план выступала компенсаторно-адаптивная функция экстерната, как особой формы обучения за короткий период времени, то есть функция оказания помощи взрослым в ликвидации недостатков, связанных со старением ранее приобретенных знаний. В этот период недостаточно высокий уровень образования и квалификации работников стал признаваться главной причиной слабого внедрения в практику научно-технических достижений. Был признан период полураспада компетентности. Термин заимствован из ядерной физики и означал продолжительность сохранения или старения знаний с момента окончания обучения. Как утверждает Л.Д. Филиппова, с появлением научной и технической информации компетентность специалиста снижается на 50%.

В 80-е годы ускоренное обучение взрослых слоев населения приобрело интегральный характер, так как наблюдается приобщение широких масс к культуре, наблюдаются технические и социальные преобразования. Наряду с этим возрастала роль информационного образования в процессе повседневной жизни: в семье, на производстве, при посещении учреждений культуры, через средства массовой информации, в процессе самообразования и т.д.

В 90-е годы в связи с обострением социально-экономических проблем в нашей стране наблюдается новый подход к высшему образованию. Безработица, межнациональные конфликты и появление горячих точек во многом определили отношение к ускоренным курсам обучения взрослых как возможности расширения сферы применения своих способностей в трудоустройстве, в самоорганизации, смены профессии с учетом рынка труда и т.д. Социальная роль получения образования за короткий срок проявлялась в том, что оно содействовало развитию общества и одновременно развитию личности.

В настоящее время образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Федеральным законом об образовании РФ предусмотрены следующие формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной образовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый Государственный образовательный стандарт. Перечни профессий и специализаций, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Личность, используя разные формы образования, имеет возможность освоить образовательные программы, независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из ее потребности в образовании.

На сегодняшний день экстернат как форма обучения в вузах получила большое распространение в России. 1 ноября 1995 года приказом Министерства образования Российской Федерации № 563 утверждено Положение о получении начального профессионального образования в форме экстерната. В указанном документе раскрыты общие положения, порядок организации экстерната, аттестация экстернов и финансовое обеспечение экстерната. 14 октября 1997 г. приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №2033 было утверждено Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации.

Экстернат - это форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

При этом необходимо отметить, что наиболее высокий результат процесса обучения экстернов достигается при соблюдении условия непрерывности образования. Характеризуя отвечающую современным и будущим требованиям систему образования, специалисты разных стран используют термины «продолжающееся», «дальнейшее», «перманентное», «непрерывное», «пожизненное» образование. Несмотря на разнообразие терминов, они отражают общую суть - образовательная система должна быть целостной и непрерывной, подчиненной потребностям человека на протяжении всей его жизни.

На наш взгляд, наиболее точно представляет целостную систему непрерывного образования Е. В. Калинкин, считая, что ее следует рассматривать: во-первых, как предоставление постоянных возможностей каждому члену общества изучать общеобразовательные, естественно-научные и специальные дисциплины исходя из общественных и личных потребностей; во-вторых, как совокупность динамично развивающихся звеньев народного образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность в обучении; в-третьих, как комплекс рычагов и стимулов, способствующих постоянному увеличению реального квалификационного потенциала народного хозяйства на основе экономической и социальной заинтересованности как отдельных граждан, так и общественного производства в использовании качественной совокупной рабочей силы. Непрерывность образования не ограничивается требованиями общественного производства, поскольку может иметь место только при условии последовательной реализации существующих форм и методов обучения отдельными гражданами. В этом случае непрерывность образования можно рассматривать как процесс удовлетворения общественных и личных потребностей в общей и профессиональной подготовке всех членов общества путем предоставления им возможности получить необходимые знания и навыки.

В ранних публикациях ЮНЕСКО и Совета Европы термины «непрерывное образование» и «непрерывное обучение» часто использовались один вместо другого.

J. A. Simpson в 1972 г. в ситуативном анализе, опубликованном Советом Европы, дал следующее определение: «Образование» подразумевает общее внутреннее побуждение человека к продолжению собственного развития на протяжении всей жизни. В этом смысле оно, собственно, сосуществует с самим жизненным процессом. «Обучение» же указывает на то, каким образом общество способствует индивидууму в образовании. Можно сказать, что термин «образование» имеет антропологический контекст, а «обучение» - социальный.

OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) в 1973 г. противопоставляет друг другу эти два термина. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удовлетворяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Экстернат при соблюдении условия непрерывности образования компенсирует изменение социальной роли человека, служит важным направлением использования свободного времени и др. Поэтому важнейшим элементом непрерывного образования является самообразование и необходимые для этого условия, например возможность в любой момент воспользоваться помощью государственных или общественных учебных заведений.. Непрерывность образования в сущности означает новый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование. Речь идет о совокупном образовательном процессе, обо всех его формах (утвердившихся и неутвердившихся).

В последние годы развивается ускоренными темпами совокупность учебных заведений, факультетов, курсов, школ, семинаров кружков, в которых осуществляется повышение квалификации и переподготовка занятых в общественном производстве. Значительные масштабы и многообразие форм их обучения обусловили возможность рассматривать эту часть народного образования как самостоятельную систему. Ее развитие определяется отдельными директивными документами, учитывающими особенности финансирования и организации целевого обучения взрослых.

Необходимо отметить, что структура системы повышения квалификации и переподготовки кадров довольно сложна. Она долгое время формировалась под воздействием межотраслевого и ведомственного подходов, стремления охватить все категории занятых в общественном производстве, ликвидировать недостаток знаний в отдельных областях. Поэтому развитие системы идет по отдельным направлениям. Во-первых, это повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов в учебных заведениях (подразделениях); во-вторых, непрерывное производственно-экономическое обучение, обеспечивающее постоянное обновление и пополнение экономических и научно-технических знаний, повышение профессионального мастерства трудящихся; в-третьих, организация целевого обучения занятых в области права, медицины, использования вычислительной техники и др. Во всех трех случаях повышение квалификации и переподготовку можно осуществить при помощи экстерната как формы обучения взрослых.

До недавнего времени в литературе широко использовался термин «послевузовское образование». В настоящее время повышение квалификации и переподготовку специалистов более правильно называть последипломным образованием. Повышение квалификации и переподготовка кадров является составной частью системы непрерывного образования, и ее дальнейшее развитие должно осуществляться в тесной взаимосвязи со всеми другими составляющими образовательной сферы. Важно учитывать специфику задач и структуру системы повышения квалификации и переподготовки кадров при организации экстерната в вузе.

Экстернат как форма обучения в высшей школе становится все более популярным в современном российском обществе. Но, не смотря на основные характеристики экстерната, его внедрение в учебный процесс различных вузов страны происходит в разных вариациях. Рассмотрим, каким образом экстернат как форму получения профессионального высшего образования можно реализовать в высших учебных заведениях. На приведенных ниже примерах показана вариативность внедрения экстерната в вузы.

Как один из вариантов организации экстерната можно привести в пример описание педагогического изобретения Н. Н. Халаджана (авторское свидетельство (Патент) № 101-0). Наименование педагогического изобретения: «Экстернатный способ построения учебного процесса с использованием авторизованных идео-граммно-опорных дидактических пособий» (Приоритет 26.06.91 г.). Изобретение относится к сфере педагогики школы, в частности, к разработке методов и организационных форм обучения на основе актуализации личного исследовательскипознавательного опыта обучающегося и предназначенного для организации индивидуализированного, творчески опосредованного (авторизованного) педагогического процесса.

Формирование изобретенного способа построения экстерной школы является пионерским, не получило аналогов в истории педагогики, проходило исключительно эвристически, так как сам термин «Экстернат» означает лишь прием или сдачу экзаменов без школьного обучения. Опыт экстерного обучения в средней и высшей школе, как он исторически сложился, прежде всего, означает самообразование. Широко известны две внешние его особенности. Первая - обязательная ориентация на системность подготовки в отношении какой-либо квалификации, и вторая - последующий официальный экзамен в регулярном вузе. Эти качества делают особо привлекательным экстерное образование. Однако из-за непознанности его педагогических и организационных условий оно существовало лишь опытом одиночек, не доступным широким массам. Самое главное, что послужило основание созданию общедоступной средней и высшей школы, явилась разработка универсального авторизованного обучающего метода, воплотившего все естественные ресурсы экстерната.

То, что воплотилось в реальном общедоступном методе, обобщило все основные свойства экстерного обучения - индивидуальность, самообразование (гибкость), авторизованностъ интерпретации. Однако для достижения этих очевидных ценностей создание нового метода означало разработку и специальной экстерной педагогики, отсутствие которой оборачивалось неодолимой преградой массовому образованию, за исключением одиночек, поставленных в экстремальное положение. В законченном виде то, что разработано и создано Н. Н. Халаджаном в качестве экстерного учебного заведения, означает принципиально новый индивидуально открытый творческий тип средней и высшей школы, с внутренней двухструктурной организацией академического стационара и персонального экстерната. Двухструк-турность экстерной школы - это высокопродуктивная организация образовательного процесса. Суть ее в том, что в двух частях или фундаментальных школьных структурах в одном учебном заведении моделируются автономно существующие академические средства обучения и экстернат. С этой целью школа разделена на две относительно автономные части - структуры. Одна, академическая структура, объединяет учебные или академиечские кафедры и ученый совет. Другая, экстерная структура, объединяет студии свободно обучающихся студентов (учащихся) под персональным научным или профессиональным руководством профессоров и доцентов школы и профессиональные советы факультетов. Отношения между академией и экстерном есть авангардная интеллектуальная антитеза со стороны студенческих объединений к фундаментальной ортодоксии факультетов и кафедр. Практически эти отношения строятся как непрерывное со стороны факультетов и кафедр удовлетворение запрашиваемой студиями учебной и научной информации. Тем самым в экстерной школе воспроизводится методологическая триада познания Гегеля: академия - несущая тезис информация, экстерные студии - ее критикующий антитезис, и творческое интеллектуальное приобретение студентом - синтезис объективного знания.

Эти положения, примененные в практике Московского экстерного гуманитарного университета дали более чем утроенный эффект по всем показателям организации образования. Так, по формуле экстерного вуза, прикрепленный к каждому студенту персональный педагог-наставник прогнозирует и планирует его психическое, моральное и профессиональное становление как гражданина и специалиста; совместно с ним он определяет стиль и календарь учебной работы, опираясь исключительно на его духовное дарование, интересы и способности. На этой основе студент свободно форсирует учебный план, выбирает соответствующую глубину и объем материала, его источника, его интерпретаторов, заказывая необходимые книги и консультации, избирательно посещая лекции, практикумы и другие публичные занятия. Самостоятельная работа по книгам и программам авторизованного обучения, являющаяся основной формой образовательной деятельности студентов, определяет доступность, а, в свою очередь, независимость от лекторов, учебников, свобода в определении времени, необходимого для изучения каждого курса и срока всего обучения - гарантируют достижимость необходимых знаний. Каждый студент МЭГУ учится в соответствии со своими способностями, возможностями, установками, стимулами и целями; сам определяет объем знаний в системе «должен» - «могу», а также порядок и темп изучения материала.

Прием на обучение в университет осуществляется в открытой форме без экзаменов и без ограничения возраста, на основе личного заявления, документа о среднем образовании, справки о состоянии здоровья и собеседования. Принимаются также учащиеся выпускных (11-х) классов средней общеобразовательной школы, техникумов и профессионально-технических училищ, свидетельство (аттестат) об окончании которых они представляют к завершению первого года занятий в университете. Абитуриентам, имеющим законченное среднее специальное или высшее образование по соответствующему профилю предоставляется право поступления на 2-ю ступень. Обучение в университете - платное, оно может финансироваться также спонсорами (меценатами), предприятиями, организациями, где работают студенты или их родители. Для этого университет заключает со студентом контракты на качественную подготовку его как специалиста.

Экстерная авторизованная форма работы университета принята из двух условий: 1 - таковым он может предоставить обучение значительным массам ищущих образованности людей; 2 - университет располагает приоритетным правом на экспрессивную педагогическую методику, высший образовательный эффект дающую именно в экстерном обучении, при этом обеспечивающую его фундаментальность и значительное ускорение (в 2-3 раза). Экстерная форма МЭГУ имеет основную, постоянно научную корректируемую программу подготовки специалистов. Но одновременно она обеспечивает свободную ориентацию личности в процессе обучения - в индивидуальном подходе к научным и практическим дисциплинам, конструировании собственных планов к профессиональной специализации и определении личных календарных графиков для завершения обучения. Такая осуществленная индивидуализация образовательного процесса и есть особая органичная функция двухструктурной экстерной организации МЭГУ, естественной круглогодичной непрерывности приема, подготовки и выпуска специалистов.

Экстернат Ставропольского государственного университета дает возможность в отдельных случаях по некоторым специальностям сотрудничать с профессорско-преподавательским составом на установочных и консультационных лекциях, лабораторных и практических занятиях.

Экстернат в Ставропольском государственном университете открыт Министерством общего и профессионального образования РФ по специальностям:

-021100 - «Юриспруденция», 021300 - «Регионоведение», 060800 - «Экономика и управление на предприятии» (приказ № 310 от 11.11.96 г.);

-061100 - «Менеджмент», 010100 - «Математика», «Психология*», 020700 -»История», 021700 - «Филология», 022300 - «Физическая культура и спорт», 030100 - «Информатика», 031000 - «Педагогика и психология», 031200 - «Педагогика и методика начального образования», 031300 - «Социальная педагогика» (приказ № 2329 от 11.09.98 г.);

-030900 - «Дошкольная педагогика и психология», «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит» (приказ № 616 от 12.03.99 г.).

Студенты, обучающиеся в университете на очной или заочной формах обучения, по окончании 3 курса имеют право на параллельное обучение в форме экстерната по другой специальности. Указанные абитуриенты принимаются как лица, имеющие незаконченное высшее образование, и могут претендовать на перезачеты дисциплин при условии полного соответствия учебным планам в установленном порядке на основании зачетной книжки или академической справки после получения диплома.

Условия аттестации экстерна в Ставропольском государственном университете в рамках получения первого высшего образования определяются решением Ученого Совета университета. Получение второго высшего образования оплачивается экстерном или с его согласия за счет средств предприятия, организации, учреждения, физического лица-благотворителя. Размер и условия оплаты устанавливаются договором. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору определяется сторонами в соответствии с гражданским законодательством.

Положение об экстернате в Ставропольском государственном университете разработано на основании положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.10.97 г. № 2033, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 30 октября 1997 г. №1403.

К основной образовательной программе подготовки специалистов экстернатной формы обучения в Ставропольском государственном университете предъявляются общие требования:

- Основная образовательная программа подготовки специалистов разрабатывается на основании Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

- Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалистов, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются Государственным образовательным стандартом.

Основная образовательная программа подготовки специалистов состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. О качественной и продуктивной работе экстерната в Ставропольском государственном университете может свидетельствовать анализ письма Управления высшего профессионального образования «О работе экстерната в вузах» (приказ 15-68 ин 15-11 от 11.06.99 г.).

Таким образом, можно подвести итог всему выше сказанному о становлении экстерната в отечественном образовании. Появление экстерната как формы обучения в учебном заведении в нашей стране имело место в XVIII - XIX веках. При этом в разное время обучение в форме экстерната носило разноплановый характер и было исторически обусловлено. На сегодняшний день обучение взрослых на экстернате может иметь характер непрерывного образования. Но при этом не исключаются варианты дискретности обучения взрослых. Обучение на экстернате в вузе может рассматриваться:

1) как получение первого высшего образования:

а) непосредственно сразу после окончания школы;

б) после окончания среднего профессионального учебного заведения;

в) через определенный промежуток времени после окончания школы или среднего профессионального учебного заведения.

2) как получение второго высшего профессионального образования:

а) по той же специальности (повышение квалификации);

б) по другой специальности (переквалификация или переподготовка). Причем, необходимо отметить, что основным видом учебной деятельности при обучении на экстернате является процесс самообразования.

Основными же задачами данной формы обучения в высшем учебном заведении являются следующие:

- Предоставить возможность экстернам совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

- Получить диплом о высшем профессиональном образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов.

- Получить качественное образование по различным направлениям вузовских программ.

Видится необходимость четкого обозначения и реализации педагогических условий для обеспечения качественного, эффективного обучения экстернов в вузе.

 

АВТОР: Шнайдер И.Р.