20.02.2012 46225

Понятие гуманизма и гуманности

 

Гуманистическая направленность современного Российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социального бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. В этом отношении сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является выявление гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала. Формирование специалиста через детерминацию значимосмыслового отношения к социально-духовным ценностям.

Анализ работ, посвященных данной проблеме, показывает довольно широкий спектр изучения вопроса как в историческом плане, так и в контексте современных представлений. В этой связи необходимо прежде всего рассмотреть содержание основополагающих понятий, касающихся темы исследования - это «гуманизм» и «гуманность».

Точный период представлений о понятии «гуманизм» (humanus, humanistas - человечный, человечность) наукой не установлен. В одном источнике можно прочесть, что еще римляне, в особенности Цицирон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. В другом - что понятие «гуманизм» возникло в эпоху Возрождения (XIV - XVII вв.) как совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью; учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.

Идеологи периода буржуазных революций XVII - XIX вв. (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк) понимали под гуманизмом естественное право человека на удовлетворение потребностей, соответствующих его природе, на свободу человеческой личности. И. Кант сущность гуманизма видел в том, что человек является для другого человека только целью, а не средством.

Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Ядро общечеловеческого содержания морали составляют идеи гуманизма. Они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, воплощаясь в нравственном сознании. Между тем в рамках отечественной науки понятие «гуманизм» трактуется неоднозначно. Об этом говорят, прежде всего, результаты метода словарного поиска, на основе которых и был сделан анализ понятия «гуманизм».

Определения понятия «гуманизм»

Взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества.

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни.

Человеческий, человечный - способствующий утверждению идей о высоком достоинстве и ценности человека, о его праве на свободное развитие.

Прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считающее благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности - желанной нормой отношений между людьми.

Признание человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага как критерия оценки общественных отношений.

Современность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.

Принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью обществ.

Совокупность идей, взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей.

Признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви...

Исторически изменяющаяся система воззрений. Признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

Развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.

Признание ценностей человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. Признание творческого потенциала человечества, ценности субъекта.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.

Рефлексированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

В научной литературе понятие «гуманизм» отражается также во множестве смысловых значений: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, цели; название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и т.д.

Исследования понятия «гуманизм» в науке в его методологической основе показывают, что в энциклопедическом отражении, философии, логике, политологии, юриспруденции, лингвистике, психологии и педагогике лежит дефиниция. Соответственно этим наукам определяются следующие взгляды: идеи проникнутые к достоинству человека; вопросы соотношения материальных и духовных ценностей, их роли в жизни человека; мировоззрение, основными принципами которого является любовь к людям; совокупность идей, взглядов, убеждений, утверждающих право на свободу, равенство, счастье, уважение достоинств человека; закрепление регулятивной функции государства в отношении к человеку в определенных правовых актах; человечность в общественной жизни; основные закономерности психологического развития личности, отражающиеся в гуманистической психологии; совокупность педагогических взглядов, основанных на признании ребенка высшей ценностью с правом всестороннего развития.

При этом понятие «гуманизм» истолковывается как развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям (энциклопедические понятия); фундаментальные человеческие ценности - добро, любовь, свобода, ответственность, совесть и счастье (философия); высшее проявление целевой детерминации человеческой деятельности, выдвижение на первый план экономии человека, экономики образования (логика); комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку, удовлетворение потребностей и свободного развития личности, повышение благосостояния (политология); права и свобода человека и гражданина, механизм их реализации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку (юриспруденция); целостность личности, открытость человека миру, ориентация мотивационной сферы человека на цели развития своего гуманистического творческого потенциала (психология); воспитание интеллектуальных, нравственных созидательно-творческих, духовных сил личности, образование, обращенное к человеку и т. п. (педагогика). Из всей суммы обобщенных признаков определения понятия «гуманизм» в энциклопедическом изложении наиболее характерными являются: человечность, человеколюбие, моральные качества. В философии: духовные ценности, нормы поведения, мораль, мировоззрение. В логике: общечеловеческие ценности, высшие критерии человечности. В политологии: стержень императива выживаемости общества. В юриспруденции: важнейшая сфера гуманистической регуляции действий человеческого общества. В лингвистике: гуманистический, гуманный, гуманизм, гуманитарный. В психологии: 1) комплекс качеств личности, определяющих ее поведенческую сторону, выражающуюся в отношении человека к человеку, 2) социально-нравственное развитие, 3) самореализация личности, 4) развитие творческих возможностей. В педагогике: достоинство, добродушие, милосердие, общительность. Отражение понятия «гуманизм» в практике: лежит в основе Конституции, законодательства (в энциклопедиях); позволяет выбирать гуманистическое мировоззрение как инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и общества (философия); определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты - человека, группу, живое существо (логика); служит базой для формирования политических идеалов общества, предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает право личности как внешний критерий оценки общественной деятельности (политология); лежит в основе Конституции, становление новой государственности в России (юриспруденция); лежит в основе индивидуального подхода к обучающимся и теории свободного воспитания (психология); составляет основу функционирования и развития педагогических систем, позволяет решать педагогические задачи с гуманистических позиций (педагогика).

В этом отношении основная гуманитарная цель общества и, в частности, педагогики и заключается в формировании мировоззрения гуманизма через систему знаний, убеждений и потребностей, создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс гуманистически ориентированного образования.

Гуманность - производное от понятия «гуманизм», которое по В. Далю означает - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердный.

В этом плане не может быть сомнения в том, что наиболее яркое отражение содержания гуманности человека находится в его нравственном идеале, чему свидетельствуют многие философские и психологические исследования, в которых идеал рассматривается как высшее проявление целевой детерминации человеческой деятельности. Именно в сфере деятельности по отношению к идеалу разрешается главная проблема нравственности - гуманистическая проблема общественного и личного. С другой стороны, специфика гуманистического нравственного идеала состоит в определяющем характере отражения исторически духовно сложившейся действительности. В ее содержании выражаются все стороны нравственных отношений между людьми, субъекта к обществу и общества к нему.

В.Н. Мясищев считал, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом».

Гуманность, с точки зрения Я.Л. Коломинского, - это, прежде всего комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку. Эти качества и проявляются, и формируются в сфере человеческих взаимоотношений.

В психологическом словаре под редакцией В.А. Мижерикова понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Понятие «гуманность» раскрывается и через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной, в жизни каждого индивида, и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Гуманность рассматривается и как качество личности, поскольку качество - объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Значительное число публикаций по психологии, педагогике, философии, социологии, этике и др. посвящены проблеме личности учителя. Среди них труды Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, А.П. Беляевой, А.А. Бодалева, В.И. Горовой, В.В. Давыдова, И.С. Кона, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна, В.А. Сластенина, и др.

Анализ литературных источников показывает, что с момента возникновения педагогической профессии учителя за ним закрепилась прежде всего гуманистическая воспитательная функция. На основе их обобщения можно заключить, что гуманистическая направленность личности педагога заключается в единстве личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит способность реализовывать принцип гуманизма, детерминирующий гуманистическое мировоззрение.

Известно, что первые выдающиеся педагоги-гуманисты появляются в эпоху Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский). Их идеи получили свое развитие во взглядах выдающегося чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Он говорил, что учителями должны быть люди честные, деятельные и трудолюбивые; живыми образами добродетелей, которые они должны привить другим. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Позже Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, которые поддержали идеи Яна Амоса Коменского, утверждали, что учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Они выдвигали общечеловеческую цель воспитания - служение истине, добру, красоте: «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям».

Особый вклад в гуманизацию Российского просвещения внес великий русский ученый М.В. Ломоносов, который придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям, указывал, чтобы «учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно, и своими поступками добрый пример показывали учащимся». Преподавать они должны так, чтобы не обременять «учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий». Программа действий для педагога XVIII в. послужила основой к деятелям и реформаторам школьного дела XIX в.

Н.Г. Чернышевский неоднократно в своих статьях отражал идею непрерывности интеллектуального развития человека. Педагогические статьи В.Г. Белинского проникнуты пафосом страстной борьбы за человечность, за гуманистическое образование, без чего он не мыслил ни счастья родного народа, ни счастья человечества. «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а цель - человечность...».

К.Д. Ушинский, великий педагог России, схоластичному школьному обучению противопоставлял реализм, связь с жизнью, такое обучение, ткоторое бы подготавливало человека к самостоятельной деятельности. Он так охарактеризовывал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства, и им живут целые поколения».

Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, находящее свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет любовь только к делу, - писал Л.Н. Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Выдающийся врач и педагог Н.И. Пирогов представлял учителя как человека с нравственной свободой мысли, верящего в правду, готового за нее к самопожертвованию. Главное, по мнению Н.И. Пирогова, в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое.

Яркий след в гуманизации образования оставил И.Н. Ульянов. Главной задачей просвещения он считал необходимость повышенного образования и культуры учителей.

Последовательным организатором гуманизации педагогического образования была и Н.К. Крупская, ее педагогическое наследие продолжает служить делу развития современной школы. Ею разработаны «мерила оценки педагога», среди которых выделают следующие:

- педагог должен уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной;

- должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему;

- учитель должен пользоваться их доверием и уважением. Ведущие принципы педагогической системы Я. Корчака также нацелены на гуманистический характер образования, стремление дать общее и нравственное развитие ребенку, воспитать в нем волевую активность, самостоятельность, самодеятельность; поиск новых путей совершенствовать методы воспитания.

Новый путь в гуманизацию образования проложили учителя - новаторы, Ш.А. Амонашвили, Ю.Г. Волков, М.В. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.А. Шаталов и др. Нет сомнения в том, что нельзя внедрить гуманизацию обучения и воспитания без реальных достижений демократической дидактики С.Н. Лысенковой, В.А. Шаталова, М.Н. Щетина и других сторонников педагогического сотрудничества.

М.П. Щетинин отмечает, что в основании образования должна лежать забота о ребенке, развитии его духовных и физических задатков, вера в ученика при любых, пусть даже самых «безнадежных», обстоятельствах. Педагог должен привести его к успеху, если будет честным перед своим народом, если каждый шаг, слово, действие, взгляд, улыбку будет соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в совместной с учеником деятельности.

Ф. Шаталов подчеркивает в своих педагогических разработках, что сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом; что самое главное - учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства.

Н. Лысенкова пишет, что настоящий современный учитель передает не только знания, он способствует воспитанию необходимых человеческих качеств. Вот почему воспитать гражданина-труженика - это одна из важнейших задач, поставленных перед современной школой в основных направлениях ее реформы.

Н.Б. Крылова, сосредоточивая внимание на проблеме гуманизации педагогического образования в 90-х годах, считает, что авторитарные отношения, складывающиеся в прошлом образовании, сформировали соответствующий тип учителя-администратора, озабоченного субординацией, требующего от всех соблюдения норм и инструкций, самоутвержденного (и часть с завышенной самооценкой), малотерпимого к чужому мнению и негибкого в обращении с тем, кто от него так или иначе зависит. И этот тип личности до сих пор существует в школах, хотя уже потерял прежние позиции. На смену ему идет другой тип личности - более гибкий, демократичный, творческий, ориентированный на уважение и защиту обучающихся.

О.С. Газман констатирует, что обуреваемый страхом перед административным или, еще хуже, политическим осуждением своих действий педагог, в течение многих лет руководимый чувством перестраховки, действовал в ущерб гуманистическим целям и педагогической логике. В результате тотального формализма обучающийся из цели воспитания превращался в средства реализации программ и учебных планов, в средство профессионального псевдосамоутверждения педагога, его социального приспособления.

В.И. Горовая проблему гуманизации образования видит в формировании личности будущего педагога.

Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицина считают, что в характеристике нового типа педагога следует учитывать еще одно качество - готовность к трансляции культуры на основе личностно-смыслового освоения таких ценностей, как Человек, Отечество, Мир, Красота, Познание. Нельзя не согласиться с тем, что социально-духовные ценности есть ориентиры в формировании гуманистической направленности в подготовке специалиста нового качества в области педагогического образования.

Таким образом, множество определений сущностных характеристик понятия «гуманизм» обусловливает необходимость его обобщения, уточнения предмета рассмотрения и выведения однозначной дефиниции его характеристики. В этом и заключается суть реального определения, если, конечно, при этом учитывать, что понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, основной логической функцией которой является выделением общего, достигаемого посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Вдаваясь в конкретизацию многообразия определения понятия «гуманизм», его ценностей, практически невозможно составить емкое и в тоже время краткое и четкое определение понятия предмета. Не облегчает положения и выборочное, на усмотрение авторов, включение одних и исключение других характеристик. Широкая же интерпретация термина подчеркивает прежде всего незавершенность представлений о предмете. По всей видимости, идти надо по пути системы определяющих соотношений (схем равенств) или шагов перехода (индукции), но при этом мыслить, как в точных науках, исходя из аксиом, то есть истин, не требующих доказательств, понятных и признаваемых всеми. И все же, следует признать, что каждое из известных в науке понятий «гуманизм» в определенной степени раскрывает его сущность, а из всей суммы обобщенных признаков наиболее часто выделяются следующие: человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека и забота о его благе, право на свободу, равенство, счастье, любовь, справедливость, развитие своих способностей; отчуждение эгоизма, отношения между людьми, система (совокупность) взглядов, идей, мировоззрение, прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений.

Исходя из этого, данное определение понятия предлагается нами в следующей формулировке: гуманизм - это социально исторически сложившаяся и развивающаяся система взглядов, формирующая мировоззрение, относящееся к духовно-нравственным качествам личности, регулирующая поведение людей во всех сферах общественной жизни, их отношения, основанные на человечности, человеколюбии, доброте, сострадании, равенстве, справедливости и уважении к достоинству и правам каждого человека, определяющие его высшей социальной ценностью права на счастье, здоровье, благо и свободное развитие, законодательно охраняемые государством.

К этому можно добавить и то, что гуманизм - это высшая социально-духовная ценность, основа и движущая сила развития человечества, т.е. то, что его отличает от животного мира и обеспечивает сохранность на земле.

На наш взгляд, в представленном определении понятия «гуманизм» черты, стороны вещей не находятся в хаотичной взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, т.е. содержание понятия имеет свой способ взаимосвязи существенных признаков.

Ситуация множества характеристик наблюдается и в отношении сути понятия «гуманность» - (латинское слово humanitas) - человеческая природа, человеческое достоинство: человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, качества личности.

На наш взгляд, слово гуманность в большей степени означает готовность проявлять гуманизм, заботу, сочувствие, помогать другим людям, оказывать уважение. Т.е. это реальная деятельностная сторона, характеризующая личностные, духовно-нравственные качества человека, его культуру в целом.

Данное понятие необходимо рассматривать с двух сторон. С одной - как социальное явление и феномен, а с другой - как качество личности. Гуманность с позиции социального явления следует характеризовать как отношение общества и государства к человеку, как отношения между людьми, основанные на идеях гуманизма.

Если рассматривать гуманность как качество личности, то прежде всего под этим следует понимать деятельностную сторону поведения человека, отражающую его духовно-нравственные ценности по отношению к другим людям и природе в целом, проявляющиеся в милосердии, человеколюбии, человечности, сострадании и доброте. При этом ведущим нравственным принципом выступает альтруизм - бескорыстное служение другим людям, добровольное решение поступаться своими интересами, что в целом и характеризует гуманистическую направленность личности.

Формирование гуманистической направленности личности в этой связи, что совершенно верно отмечает В.П. Зинченко, предполагает, во-первых, образование иерархической, многоуровневой системы регуляции поведения и деятельности, ее централизацию, а во-вторых, - противопоставление высшего уровня развития мотивационно-ценностного отношения стихийно формирующимся импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые «начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие к ней».

 

АВТОР: Шульженко А.В.