20.02.2012 7263

Современные тенденции гуманизации системы физической культуры и спорта

 

Идеи гуманизации Российского общества находят отражение и в системе физической культуры и спорта, профессиональном и непрофессиональном физкультурном образовании, воспитании детей и учащейся молодежи.

Педагогика характеризует воспитание как общественное явление, сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, трудовую деятельность, творчество и духовность. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно возникло из практической потребности приспособления, приобщения поколений к условиям общественной жизни и производства. Воспитание -категория вечная, необходимая и общая. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет общество. По своему содержанию воспитание носит конкретно-исторический характер и осуществляется за счет основных элементов социального опыта.

Воспитание отражает социально-экономические отношения общества, экономический базис, язык, формы общественного сознания, мораль и нравственность, религию, право, науку, культуру и искусство. Иначе воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Оно отражает проблемы и противоречия социума и обладает специфическими, присущими только ему проблемами и противоречиями развития; представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие субъектов и объектов воспитательной деятельности. Этот процесс в широком смысле слова является процессом социализации и формирования ее общественного сознания, культуры и активности в жизни. В результате чего появляются возможности и способности ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самообразование, самоконтроль и самокоррекцию своей жизнедеятельности. Лишь своевременное и гармоническое развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых - создает реальную основу для всестороннего становления личности. В этом отношении понятие «образование» в педагогике рассматривается как синоним понятий «становление личности», «воспитание» и «обучение» в широком педагогическом смысле. Определяется образование в науке и как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Этот процесс имеет сложную иерархическую структуру, характеризующуюся взаимопересекающимися компонентами: усвоением опыта (в форме знаний и умений); воспитанием качеств поведения; физическим и умственным развитием; такими базовыми сторонами передаваемой культуры, как познавательная, нравственная, преобразовательная (трудовая, коммуникативная, этическая и физическая). Известно, что ведущей деятельностью в образовании является учебная деятельность, или учение. Образование как всякий продуктивный процесс имеет свой продукт, свою технологию, свою методику и профессиональные кадры. Система образования есть социальный институт, призванный обеспечить этот процесс.

Таким образом, содержание образования представляет собой триединство целостного процесса - усвоения опыта, воспитания и развития, и в итоге становления личности. Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания образования, в котором должны быть целостно представлены ценности материальной культуры, в единстве науки, образования, искусства и производства, при этом важнейшее значение имеет физическая культура, пренебрежение которой, как показывает опыт, оборачивается угрозой психофизического здоровья народа (В.А. Шаповалов).

Специалистами отмечается, что процесс получения образования до настоящего времени является одним из сложных видов деятельности как для образовательных учреждений, так и для учащихся, остается недостаточно изученным, открытым для совершенствования и творческого поиска. И все же многовековой опыт человечества (от древнегреческих академий до современных дистантных образовательных систем) позволил выявить ряд фундаментальных принципов и характерных технологических действий, составляющих образовательный процесс, упорядочить его и систематизировать, наметить направления оптимизации. Хотя и сегодня образование еще остается во многом таинственным процессом становления неповторимой индивидуальности учащегося, можно уже изучать, оценивать, выбирать, улучшать образовательные технологии, что в полной степени относится и к физической культуре и спорту как особой образовательно-воспитательной технологической системе.

Физическая культура - это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен представляющий собой исторически определенный уровень материальных, духовных, научно-теоретических и практических достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки и интегрированных в культуру образа жизни и психофизическое здоровье общества.

Физическая культура имеет многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже в тот период существовали своеобразные системы физического воспитания.

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах представляет классический пример развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ребенок с 7-летнего возраста наряду с науками занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15-ти лет - борьбой и кулачным боем. Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции.

В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.

Свою систему физического воспитания имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими достоинствами - верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи - и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.

Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Как составная часть физической культуры получил широкое распространение спорт - особая сфера выявления и сравнения человеческих возможностей в условиях соревновательной деятельности, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения.

В быту народных масс России развивались лишь традиционные виды физических упражнений: плавание, кулачный бой, катание на санях и лыжах борьба, игры в мяч, городки и другие виды. Реформы Петра I способствовали развитию в России просвещения, науки и культуры, которые, в свою очередь, предопределили и становление физической культуры. В военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическое воспитание стало обязательным предметом. Разработанная позже А.В. Суворовым система военно-физической подготовки русской армии была более прогрессивной по сравнению с европейскими: российские ученые, педагоги, врачи и общественные деятели настойчиво боролись за улучшение физического воспитания в учебных заведениях. Однако их усилия также, как и система физического образования, научно-разработанная П.Ф. Лесгафтом, не были в достаточной мере поддержаны правительством. До П.Ф. Лесгафта в России не было не только отечественной системы физического воспитания, но и отсутствовала сколько-нибудь приемлемая школа подготовки преподавателей этой дисциплины. П.Ф. Лесгафт после долгих мытарств добился разрешения открыть в Петербурге «Курсы для подготовки руководительниц физических упражнений и игр». Произошло это в 1896 году.

Создание советской системы физического воспитания началось сразу после Октябрьских событий. Она имеет свою историю, свою динамику развития, подъем и спад, свои заслуги и недостатки, общие и частные противоречия. Являясь составной частью человеческой деятельности, она отражала ту общественно-политическую и экономическую формацию, в которой существовала. Постепенное углубление различного рода противоречий в СССР привело к упадку и советской системы физического воспитания. Декларируя, по сути, гуманные общекультурные ценности физического воспитания, она не смогла их реализовать, находясь в зависимости от политики, идеологии и того уровня экономики и благосостояния народа, в котором находилось общество в целом. Не меньше проблем в становлении и современной системы физической культуры и спорта в России.

В теории физической культуры понятие системы физического воспитания (современное понятие - система физической культуры спорта) «отражает в целом исторически определенный тип социальной практики, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации». В совокупность определяющих ее элементов включаются следующие характеристики: 1) социально-политические (идеологические основы -заинтересованность общества и государства в воспитании гармонически развитой и всесторонне физически подготовленной личности; 2) теоретико-методические основы представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях средств и методах физической культуры; 3) программно-нормативные основы -программный материал, отобранный и систематизированный согласно целевым установкам принятой концепции и нормативами, являющимися критериями физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результат физического воспитания; 4) организационные структуры, закрепляющие контролирующие процесс формирования физической культуры в обществе и подготовки высококвалифицированных спортсменов; 5) спортивная база: 6) кадры; 7)система финансирования; 8) законодательные основы.

С позиции системного анализа система физической культуры и спорта в своем теоретическом контексте обладает всеми признаками научного понятия «система». Она предполагает целостность, структурность, взаимосвязь, иерархичность и множественность. Как исторически определенный тип социальной практики она находится в зависимости от конкретных условий, т.е. имеют свою историю, динамику развития, подъемы и спады, свои заслуги и недостатки, общие и частные противоречия. Являясь составной частью человеческой деятельности, она отражает ту общественно-политическую и экономическую ситуацию, в которой существует. Состояние ее отдельных элементов определяет уровень развития системы в целом и в частности в отдельном технологическом звене образовательных заведений как по отношению к государственной системе, так и в целом к системе образования.

Система физической культуры и спорта имеет свою идеологию -информационную составляющую технологии. В современные принципы, на которые она опирается, входят: принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного (физического) компонентов в формировании физической культуры личности (психофизическое развитие личности студентов осуществляется не только посредством приобретения социально практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоения системы знаний); принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики (характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением в процесс самообразования, физического самосовершенствования, предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности; принцип вариативности и многообразия формирования физической культуры, основанный на индивидуализации и дифференциации (реализация данного принципа возможна при условии отказа от изменений унификации и стандартизации процесса воспитания, создания возможно большего числа альтернативных программ); принцип оптимизации формирования физического культуры (определяет необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, обеспечивает выбор оптимальных вариантов деятельности в конкретных условиях).

Не утратили свое значение и общие принципы предыдущей стратегии физического воспитания. Содержание их можно сформулировать на общих для двух структур-стратегий ассоциативных точках.

Принцип всестороннего гармонического развития личности предполагает обеспечение в процессе физического воспитания (с использованием межпредметных связей) формирования общекультурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей, сознания и поведения социализированной личности, а также единство общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой подчеркивает основную прикладную функцию формирования физической культуры, связанную с трудовым и патриотическим воспитанием.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания, актуализирует оздоровительную ценность физической культуры, регулирования функциональных нагрузок в соответствии с закономерностями укрепления, сохранения здоровья и обеспечения регулярности врачебно-педагогического контроля.

Современная стратегия физической культуры и спорта ориентирует всю педагогическую систему образования на формирование физической культуры личности, под которой М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым понимается, что это социально-детерминированная область обшей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивную деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье.

В данном определении понятия физическая культура личности представляется ими сложным системным образованием. Все включенные в нее элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует активность личности.

Основные концептуальные положения формирования физической культуры личности определяются: демократизацией процесса воспитания (переход отношений объекта и субъекта в субъект-субъектные отношения, к педагогике сотрудничества, к предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей); гуманизацией процесса воспитания (учет индивидуальных особенностей каждого студента, развитие самостоятельности, приобщения к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе); непрерывностью развития формирования физической культуры, представляющего собой динамическое движение многовариантного педагогического процесса, построенного на использовании инновационных технологий образования (обусловливает творческий поиск и новаторство педагогов, самостоятельность и инициативность занимающихся); гармонизацией содержания формирования физической культуры, обеспечивающей единство духовного и физического развития личности.

Таким образом, физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества, которые выполняют ряд важных социальных функций.

Специфическая функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в трудовой деятельности, в формировании способностей биосоциальной адаптации к изменяющимся условиям жизни и способности выжить в различных экстремальных условиях.

В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и др., что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной сложной техникой, более интенсивно и качественно трудиться.

Особое значение имеет физическая культура и спорт в профессионально-прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и формируются двигательные навыки, значимые для определенной профессиональной деятельности.

Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве.

В процессе воспитания физической культуры осуществляется умственное развитие занимающихся, которое имеет две стороны -образовательную и воспитательную.

Выявлено также, что систематические занятия физической культурой спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности.

При формировании физической культуры личности осуществляется и трудовое воспитание.

В процессе физического воспитания обеспечивается не только физическая подготовка, но и нравственное воспитание, формирование гуманистических ценностей морали, благородства, честности, уважения к сопернику, способности подчинить свое поведение нормам спортивной этики, коллективизму. Формируются такие черты характера, как смелость, сила воли, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность, общительность, справедливость, приветливость, скромность, чуткость, тактичность, чувство меры и т.п.

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности и для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях.

В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года отмечается, что не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости, что необходимо развитие моральных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям общества.

П.А. Рожков подчеркивает, что забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики Российского государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании совета при президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту 15 декабря 2002 года в этой связи отметил, что одна из главных наших задач и в масштабах государства, и в ходе работы Совета - это возрождение массового спорта, массовой физической культуры, что нам нужно, чтобы граждане страны, вне зависимости от материального благосостояния, имели возможность и доступ к спортивным учреждениям, могли свободно заниматься физической культурой и спортом.

В.А. Фетисов в статье «Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации» подчеркивает, что стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающих укрепление физического и нравственного здоровья, развитие умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи».

Здоровьеформирующая гуманистическая функция физического воспитания и массового детско-юношеского спорта в современных образовательных системах приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения экологии среды обитания человека и его внутренней экологии. Все это усугубляется существенным снижением объемов двигательной активности обучающихся, проблемами алкоголизма, табакокурения и наркомании.

Данная проблема может быть решена в принципиальном плане на основе энергичного и масштабного развертывания инновационных процессов в системах массового физического воспитания и детско-юношеского спорта при использовании теоретически глубоко обоснованных и экспериментально апробированных новейших педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию форм и гуманистическое содержание физического воспитания подрастающего поколения новой России.

Сегодня особое значение имеет перенесение центра тяжести усилий по модернизации систем физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России на формирование профессиональной культуры учителей физкультуры, тренеров. Требуются специалисты, владеющие не только основами педагогической теории и методики физического воспитания школьников и подготовки юных спортсменов, но и способные к освоению новых прогрессивных гуманно-ориентированных педагогических технологий физического воспитания и спортивной тренировки.

В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева отмечают, что использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается наиболее перспективным путем развития уже начавшегося движения физической и спортивной культур к их интеграции на основе общих интересов во имя блага человеку. Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных многолетней систематической работой задач над своим совершенствованием, умением побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства на 2001 год» отмечалось, что «...развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации, хотя, разумеется, это все взаимосвязано.

На заседании Госсовета России 30 января 2002 г., на котором был обсужден вопрос «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», отмечено, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения.

Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

На том же Госсовете было отмечено, что ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видео роликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Целью реформирования структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации является: в предельно короткий срок - 6-7 лет - обеспечить существенное повышение социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей и подростков и спорта высших достижений для молодежи. Главным направлением физкультурно-спортивной деятельности во всех ее сферах является формирование и совершенствование физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся. Содержательной основой для повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи является использование приемлемых технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании детей и подростков состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на основе нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровье формирующих и здоровье сберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание.

По мнению В.В. Рыбакова и Л.М. Куликова, высокий уровень здоровья и работоспособности должен стать стержнем, неотъемлемой чертой мировоззрения, миропонимания, мировосприятия, культуры современного человека и идеологии государства в целом. Должна быть сформирована национальная идея спортивного образа (стиля) жизни, разработана и реализована национальная спортивная доктрина. Спортивная деятельность должна выполнять познавательную функцию (знания роли и места спорта в жизни общества и отдельного индивида, биологических и других процессов, протекающих во время двигательной активности), функцию интеллектуализации (приобретение знаний и умение их реализовать в двигательной деятельности, развитие интеллектуальных процессов при занятиях спортом), прогностическую и информационную функции (получение представления о здоровье нации, ее двигательном потенциале, развитии науки, техники и культуры; создание моделей всесторонне развитого человека будущего, «спортивного» человека).

В статье B.C. Родиченко «Фэйр Плэй в спорте и повседневной жизни: императив или утопия, отмечет, что общественное движение Фэйр Плэй на мировом уровне ассоциирует с существующим более сорока лет Международным комитетом Фэйр Плэй, важнейшая функция которого -ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Фэйр Плэй или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующее распространению этих принципов.

В 1994 г. конституировалось и Европейское движение Фэйр Плэй. Сегодня в его составе 32 страны, преимущественно национальные олимпийские комитеты.

В 1992 г. при Олимпийском комитете России образован Российский комитет Фэйр Плэй. В 2002 г. за свою деятельность он награжден высшей европейской наградой Фэйр Плэй. Главное достижение этого периода - то, что с 1991 г. в Российской Федерации функционирует система ежегодного присуждения наград Олимпийского комитета и комитета Фэйр Плэй. Всего за 12 лет присуждено 309 наград. Среди награждаемых памятными призами и дипломами как спортсмены и команды, так и те лица и организации, которые пропагандируют или используют возможности спорта в деле нравственного воспитания. Например: 1) оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной, соревновательной ситуации; 2) исправление в пользу соперников судейской ошибки; 3) отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями; 4) отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия.

Примерно на такой же гуманистической основе развивается и спартианское движение, концепция которого разработана доктором философских наук, профессором В.И. Столяровым. В основе идеологии и программы спартианского движения лежат прежде всего идеи, идеалы и ценности гуманизма. Идеал разносторонне и гармонично развитой личности, активно участвующей в различных сферах творческой деятельности.

В связи с этим идеалом для участников спартианского движения являются те люди, которые добиваются успеха не в каком-то одном виде, а во многих видах творческой деятельности.

Ведущими положениями теории гуманистической организации соревнования, которые имеют особенно важное значение в концепции спартианского движения, считаются следующие:

- Соревнование помогает выполнять важные социальные функции: оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулировать их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. Позитивная роль агонистики (от греч. «агон» - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры.

- Соревнование обязательно должно дополняться разнообразными формами сотрудничества, единения людей.

- В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон. Кроме того, нередко оно проходит в таких условиях, которые затрудняют объективную сравнительную оценку способностей соперников.

- В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации соперничества, т.е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) сравнивать способности участников соревнования; б) объективно оценивать сопоставляемые способности; в) не унижать достоинства личности соперников, не наносить вреда их здоровью и по возможности избегать трагических последствий соперничества.

И.Д. Свищев констатирует, что возрождение Олимпийских игр на рубеже ХIХ-ХХ веков не было и не могло быть непосредственным копированием античных игр, ритуалов и мифологем. Идеалы либерализма, сформулированные европейским Просвещением (Локк, Монтескье, Вольтер и др.), такие, как правовое государство, терпимость, индивидуальные свободы совести, слова и собраний, частная собственность, равенство перед законом в этот период начали перемещаться из области доктринальной в сферу социальной практики.

По высказыванию основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена, «Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызывать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким».

В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью. Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Общую тревогу вызывают формы девальвации нравственных и духовных ценностей среди спортсменов. Сегодня все больше детей и молодежи включаются в спортивную жизнь и как ее непосредственные участники, и как зрители лишь потому, что здесь можно не только заработать деньги, приобрести материальны блага, славу, поднять свой авторитет, но и наблюдать и проявлять жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, продемонстрировать свое превосходство над другим человеком, одной команды над другой или нации. Существуют мнения, что спорт относится к «сфере несвободы», безличностной чувствительности; наносит вред сотрудничеству; формирует разделение людей на победителей и проигравших; способствует развитию таких негативных качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть; порождающий стремление победить любой ценой даже за счет собственного здоровья и здоровья других. Исходя из этого делается заключение, что спортивная направленность не может быть ведущей в процессе учебной работы по дисциплине «физическая культура». И обосновывается это тем, что дети, усвоив через механизм подражания некоторые нормы, вполне приемлемые в спорте, но находящиеся в противоречии с нравственностью (например, удары соперника в боксе или подножки в борьбе), нередко переносят их затем в свою сферу жизнедеятельности. И такая специфическая нормативность усваивается детьми гораздо раньше и быстрее нежели общекультурная.

Окончание XX века в нашей стране ознаменовалось тем, что на различных педагогических форумах остро поднималась проблема повышения качества образования через его гуманизацию и демократизацию. Анализ докладов: «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», «Положения о средней общеобразовательной школе», «Концепции общего образования как базового в единой системе непрерывного образования», «Академическая концепция», «Концепция общего среднего образования (ВНИКа)», «Концепция педагогического образования» и других дает основание утверждать, что гуманизация и демократизация были заявлены как принципы реформирования образования страны. Так в преамбуле Концепции общего среднего образования подчеркивалось, что в основе перестройки образования должны лежать такие идеи, как гуманизация и усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества; установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами...».

В статьях Закона «Об образовании» (1996 г.), закона «о физической культуре и спорте (1999 г.) делается упор на гуманистический характер этих сфер, отдается приоритет общечеловеческим ценностям жизни и здоровью человека, свободному развитию личности, воспитанию уважения к правам и свободам человека. Гуманизация провозглашается важнейшим принципом на пути к новому образованию. В физическом воспитании и спорте это должно было стать философией новой жизни, уводящей от негативных проявлений к гуманистической черте. Данная идея связана с именем Пьера де Кубертена, который считал, что спорт, наука, культура, искусство должны соединиться в прочный сплав силы и добра, который и будет называться олимпийским движением.

Историк физической культуры Ласло Кун отмечает, что Пьер де Кубертен толковал внутреннюю эстетическую культуру человека и этическую сущность спортивной жизни под знаком олимпизма на основе представлений иллюминизма о гуманности, в результате чего он и пришел к определению, согласно которому олимпийская идея не что иное, как «радость от тренировки, культуры и красоты мускулов, труд во имя семьи и общества, вернее, неразрывное единство всех этих элементов». Пьер де Кубертен, возродивший олимпийское движение, рассматривал его как одно из неполитических средств отвлечения народов мира от спорных вопросов военным путем.

Историческая реальность конца XIX - начала XX века, изобилующая многочисленными локальными войнами и военными конфликтами, разразившаяся в силу непреодолимых антагонистических противоречий государств в мировую войну, в определенной степени поколебала веру Пьера де Кубертена в олимпийское движение как существенный фактор предотвращения войн вообще. Поэтому французский гуманист в 20-х годах XX века обратился к педагогике в надежде на то, что положенные в ее основу общегуманистические принципы смогут воспитать будущее поколение в пацифическом духе обращения к любому военному и физическому насилию. Пьер де Кубертен заявлял, что гуманизм может воплощаться только в конкретных результатах, являясь плодом усилий и творчества мыслителей, художников, изобретателей, историков и др. Гуманизм предстает как главная форма проявления человеческих качеств и обеспечивает физическую тренированность разносторонне развитой личности, способствуя к тому же развитию дружеских спортивных контактов между народами. Однако эти контакты могут развивать только «неангажированные, не испытывающие влияния материальных факторов спортсмены-любители».

Как видно, гуманистические принципы олимпийского движения вошли в основу современной системы физической культуры и спорта Фэйр Плэй - чистая игра, международное движение; концепцию интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России; концепцию информационно-образовательной кампании по развитию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах РФ; каратэбику - это систему гуманистического воспитания подростков, соединяющую искусство танца и боевых движений (Н.Ю. Шумакова); СпАрт (спорт + искусство) и спортивное движение (В.И. Столяров).

Таким образом, современная тенденция гуманизации содержания физкультурно-спортивной деятельности определяется процессами демократизации в Российском обществе, гуманизацией системы образования и социально-духовными потребностями общества. Становление гуманно-ориентированной системы физической культуры и спорта в России, естественно, требует и соответствующей подготовки специалистов в этой области.

С одной стороны, принцип гуманизма в физическом воспитании и спортивной деятельности накладывает отпечаток на регламентированные и нерегламентированные межличностные отношения в процессе реализации своих физических, психологических, нравственных и других качеств. Но, с другой стороны, нигде в правилах не говорится о том, что соперник является обязательным партнером в спорте и относиться к нему следует, как к самому себе. Нигде не фиксируется то нравственно-эмоциональное воздействие спорта, которое приносит честная и заслуженная победа, одержанная максимальным напряжением всех физических и духовных сил. В современных условиях, считает В.П. Люкевич, спорт обесценивается, т. к. он наполняется «механическим содержанием» и преследует единственную цель - бить рекорды легальными или запрещенными методами, теряя тем самым свой «изначальный духовный гуманизм».

Мы полагаем, что отмеченные негативные стороны имеют место, но в том случае, когда спорт функционирует вне культурной направленности. Сам по себе спорт как сфера выявления человеческих возможностей (физических, психофизических и др.) не может быть антисоциальным. Он может быть таким, когда функционирует вне духовно-нравственных ценностей, не регламентируется и не наполняется ими. Негуманным его делают люди, а не он людей. Нет ничего плохого в том, если человек стремится быть первым в той или иной области человеческой деятельности. Соревновательный дух изначально заложен в сущности человека, в сравнении себя с другими, самоактуализации и самореализации. Дело совершенно не в этом, а в том, каким путем и какими средствами достигается цель. В спорте, к сожалению, как и в жизни к цели приходят и «с черного входа», поступаясь совестью нарушая правила и моральные нормы. Но в спорте это более заметно, потому что он является наглядным концентрированным выражением жизни (чувств, эмоций и поступков людей).

 

АВТОР: Шульженко А.В.