20.02.2012 2375

Национальное гимназическое образование: сущность и пути развития

 

Из всего многообразия факторов, оказывающих влияние на процессы становления национального гимназического образования, особо выделим те, без рассмотрения которых невозможно теоретическое моделирование инновационных процессов в этой области.

Этносоциальный аспект. Изменения, происходящие в России в области политики, экономики и социальных отношений вызвали рост национального самосознания этносов. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения. В связи с этим особую ценность для Российского государства приобретают политическая и социальная стабильность, мир и согласие между народами.

Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе выступает национальная система образования. Внимание к формированию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского и многонационального государства.

Следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование нравственной культуры межнациональных отношений и гуманистических принципов межличностного общения. В связи с этим вопрос о национальном самосознании требует обдуманного и взвешенного решения на основе гибкой национальной политики и, прежде всего, в области образования. Именно в период школьного обучения осуществляется проектирование личности с новым мировоззрением и миропониманием. При усиленном возрождении культуры этносов развиваются национальное самосознание и взаимопонимание между народами. Только взаимное согласие, сотрудничество людей разных национальностей, культуры, вероисповедания может выступить залогом содружества и мира на всей земле. Особенно остро стоит эта проблема в школах с полиэтническим составом учащихся. Такое положение характерно для большинства регионов России, особенно для национальных регионов Среднего Поволжья и Урала, где наряду с русскими живут татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, марийцы и др.

Такое переплетение народов ставит перед государством архисложные задачи формирования гуманистических отношений. Мы исходим из того, что целью формирования личности является не только воспитание универсального человека, а подготовка всесторонне развитого гражданина, с высоким нравственно-интеллектуальным потенциалом, принадлежащего определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону. Такое воспитание не может быть единообразным, оно зависит от многих объективных и субъективных факторов. Мораль и социально-этические нормы поведения складываются, прежде всего, семейными и национальными традициями, национально-психологическим укладом жизни. Следовательно, национальное гимназическое образование должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознания с целью сближения народов и их культур. А это означает, что необходимо обратить внимание на повседневную человеческую жизнь не только в своем этносоциуме, но и в многонациональном сообществе, включающем совместный труд, сострадание, сорадость, сопереживание и т.п.

Исходя из исторически сложившейся многонациональности населения России, а также признавая, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности Российской Федерации, национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур.

Многонациональная школа - исторически объективное явление. Национальная образовательная политика государства многие годы была инструментом достижения не столько целей всеобщего образования, сколько достижения идеологического единства всего общества. Например, в начале 30-х годов сталинская государственная доктрина выдвинула задачу создания в обозримом будущем социально-однородного «общества всеобщего равенства и благосостояния». В дальнейшем в духовной сфере выдвигается формула советской культуры как «национальной по форме и социалистической по содержанию». В конце 50-х годов национальная школа России, за некоторым исключением, быстро утрачивает старые качества, переходя на русский язык обучения; родной язык как предмет обучения становится факультативным. Русский язык рассматривается как второй родной язык. Обучение осуществляется на единообразном содержании, построенном на основе классовых пролетарских ценностей. Так постепенно сводится на нет национальная культура, ибо ее главный носитель - родной язык - становится лишним в единой идеологической лестнице образования.

Деятельность национальной школы по начертанной линии тоталитарной идеологии принесла ощутимые отрицательные результаты, так как несколько поколений людей были воспитаны вне родного языка и культуры, что привело к отрыву от национальных традиций. В то же время произошло ощутимое расширение зоны действия билингвизма, потенциальные возможности которого по приобщению к национальной культуре и общечеловеческим ценностям использовались недостаточно.

В действительности абсолютно все учащиеся занимались по единому учебному плану на русском языке. Дети разных национальностей оставались как бы вне своей культуры, так как содержание единого образования не учитывало многообразия культур народов России.

Возможно ли при обучении на русском языке обеспечить приобщение детей иной национальности к своему языку, этнокультурным традициям? Проблематично, но возможно, если будут учтены культурные традиции каждого народа, образование в этом случае должно быть направлено на формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе.

В условиях многонациональное, поликонфессиональности общества изменяется назначение школы. Исторически образовательная система и школьные реформы были решающим фактором, вызывающим изменения в традиционной системе воспитания. Современная национальная школа должна способствовать закреплению новых цивилизованных механизмов социализации личности растущего человека. Такой подход требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации образовательно-воспитательной системы, и изменения самого типа школы - открытия национальных учебных заведений нового типа: гимназий, школ-гимназий, лицеев. При этом учебно-воспитательный процесс должен осуществляться в форме диалога культур, особенно в такой полиэтнической стране, как Россия.

Если мы говорим о равноправном содружестве всех национальностей и народов, людей всех конфессий, значит разумно говорить и об их равноправии, в том числе религиозных культур, толерантности ко всем религиозным культурам.

Таким образом, социальная стабильность, мир в многонациональном, поликультурном государстве возможен только при толерантном сосуществовании различных культур, при их совместном созидательном содружестве, веротерпимости. В многонациональном сообществе ребенок формируется под огромным влиянием поликультурной среды и должен адаптироваться к ней. Критерием успешности воспитания может считаться только усвоение ценностей многих культур, а не замкнутость в рамках одной из них.

Аксиологический аспект. Понятие «этнические ценности» выводит нас из круга обыденных представлений на мировые социально-гуманистические процессы, как вечные непреложные ценности, зафиксированные в народных традициях и священных книгах. Эти ценности пронизывали каждую национальную культуру на протяжении веков и тысячелетий. Поэтому национальной гимназии должны быть присущи такие вытекающие из особенностей федеративного устройства России качества, как открытость, множественность и равноправность культур и этносов. Национальная гимназия должна стать местом встречи многообразных культур, где дети учатся совместному сосуществованию друг с другом, не теряя своей этноидентичности.

Стремление к возрождению этнического сознания требует не только анализа его истоков и причин, но и учета запросов национального сознания в повседневной жизни. Национальное гимназическое образование призвано реализовать государственную ценность равного доступа к повышенному уровню образования на родном языке представителям разных национальностей.

Новая образовательная политика - это политика равных возможностей граждан в получении образования, равная доступность к образовательным ресурсам. Возможности получения хорошего образования определяются только способностями детей. Образование становится тотальным: оно длится всю жизнь, доступно, непрерывно и возобновляемо с любого уровня подготовки.

Образовательная политика многонациональных государств - это политика уважения и развития всех национально-культурных школ. Многообразие национальных культур, языков, обычаев, традиций и религий является общим богатством. Система образования, развивая национальные культуры, усиливает и межнациональные коммуникации. Поэтому проблема взаимодействия этноспецифического и общечеловеческого играет ведущую роль для выработки теоретической концепции национального гимназического образования. Очень специфично решается эта проблема в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

В соответствии с Регистром жителей коренной национальности (РЖКН) ХМАО общая численность их составляет на сегодняшний день около 29 тысяч человек (1,9% от численности населения округа), в том числе ханты - 16,5 тысяч человек, манси - 11 тысяч человек, ненцы - 1,4 тысяч человек, селькупы - 14 человек, эвенки - 34 человека. Разрушение традиционного образа жизни, потеря этнопромыслов, угасание родного языка как языка повседневного общения и обучения привели к катастрофической для этих этносов ситуации выживания или исчезновения. В условиях Западно-Сибирского нефтегазового комплекса подобная ситуация усложняется самим процессом промышленного освоения территории за последние 40 лет. Все это диктует необходимость интенсивной теоретической разработки и столь же интенсивного практического возрождения всех сторон жизнедеятельности коренных этносов Среднего Приобья (ханты, манси, ненцы). Относительно быстрое их возрождение возможно лишь на основе деятельности интерактивных социальных институтов. В условиях почти полной утраты традиционных форм труда, национального быта, культуры и языка остаются лишь две формы: семья и школа, опираясь на которые, возможно осуществление возрождения малочисленных этносов. Школа - мощный системообразующий фактор; закрытие школы в том или ином поселке всегда приводит к мощной дестабилизации всего населения, открытие же школы всегда ведет к стабилизации и постепенно нарастающей концентрации всех социальных признаков: росту численности проживающих в поселении, оживлению этнокультурных факторов и т.д.

В эксперименте «Школа как средство возрождения этносоциума коренных народов Тюменского Севера», осуществляемом в Ханты-Мансийском автономном округе, авторы исходили из того, что школа является практически единственным материальным этновозрождающим фактором; формирование автономной этнообразовательной системы является обязательным условием возрождения так называемых «титульных» этносов в автономных округах. Следовательно, возникает необходимость законодательного определения статуса национальной школы. В ХМАО это закреплено распоряжением губернатора «Положение о статусе национальной школы», где определены критерии этношколы. Признается уникальность этношколы и ее индивидуальный характер.

Таким образом, национальная школа, реализующая этноориентированное образование, не только является государственно-общественной ценностью, но и выступает гарантом выживания и возрождения этносов.

Сохранение стабильности, достижение мира и согласия между народами возможно при установлении паритета между национальными, интернациональными и общечеловеческими ценностями. Формирование общечеловеческих и национальных интересов и их определенные, уравновешенные сочетания - важное условие успешного развития национального гимназического образования. Для этого необходимо формирование нового мышления. Гармоничному сочетанию национального и интернационального, особенно необходимому в духовной сфере, способствует свободное развитие национальных культур, уважение их самобытности и уникальности.

Взаимодействие культур различных этнических групп должно иметь демократическую основу. На любой территории России живут люди с различными вероисповеданиями, культурой, языком, своей особенной традицией и т.п. Естественным является сосуществование, содружество этих культур. Поэтому стержневым направлением гражданского воспитания в национальной гимназии должно стать формирование такой общественной ценности, как толерантность. Что интересно, в этнопедагогической культуре, особенно у народов исламской ориентации (у татар, башкир, народов Северного Кавказа и др.) воспитание терпимости является основой формирования личности: «Тот добивается заветной цели, кто терпелив в своих желаниях» («Сабыр иткен - моразына житквн»), - гласит народная поеловица. Основной постулат Корана - терпимость. Следовательно, народные воспитатели во все времена обращали большое внимание на воспитание терпимости у подрастающего поколения.

Национальная гимназия должна формировать у своих питомцев такие ценности, как гуманизм, непротивопоставление интересов государства личным интересам, благополучие членов общества, любовь к Родине, заботу о собственных святынях, уважение к чужим идеалам и убеждениям. Отстаивание собственной чести, достоинства, в сочетании с веротерпимостью, должны занять заслуженное место в воспитательной системе национального гимназического образования.

Таким образом, соотношение национальных и общечеловеческих структур в сознании личности, как единичного и общего, целесообразно формировать через осознание принадлежности человека любой национальности как к своему этносу, так и ко всему человеческому роду; признание единства судьбы человека данного этноса с исторической судьбой народа и всего человечества.

Культурологический аспект. Обращение к культурно-историческим достижениям других народов способствует более глубокому пониманию самобытности родного народа и повышает интернациональное сознание. Сегодня мы являемся свидетелями того, что человеческая цивилизация вступает в качественно новую фазу своего развития, когда она впервые в истории обретает всепланетарный, т.е. глобальный характер. Изолированное существование народов и культур становится невозможным. Каждому народу, независимо от его желаний, приходится жить рядом не только с непосредственно окружающими его народами, но и предельно далекими, оказывающими на него влияние как через экономику и политику, так и через культуру и образование. Такое тесное соседство народов обязано небывалому прежде в истории развитию системы коммуникаций, опоясывающих весь мир.

В этих условиях цель национального гимназического образования можно было бы сформулировать как социальный феномен уникального сочетания мировых образцов знания и культуры с достижениями культуры собственной; участие в развитии мировой культуры, в диалоге с ней; развитие поликультурного образования, обеспечивающего равноправие и содружество всех наций и народов.

Решение проблемы приобщения к мировому опыту и сохранения собственных культурных ценностей не тождественно проблеме сохранения национального своеобразия. Дело не в своеобразии этнотрадиционной культуры, а в исторически сложившейся ситуации, в которой ценности, проверенные жизнью народа, подтвержденные длительной исторической практикой, должны еще раз пройти трудное испытание на свою жизнеспособность и эффективность в совершенно уникальных современных условиях.

Социальные ситуации очень многообразны. Попытки нивелировки поведения народов или навязывания им единых ценностей являются ошибочными. Реалии нынешнего столетия показывают, что какова бы ни была интернационализация человечества, оно по-прежнему состоит из разных народов - больших и малых, этнических общностей, самобытных и неповторимых цивилизаций, каждая из которых создает свой микромир, свою модель мира, не менее уникальную, чем жизнь каждого человека, каждой цивилизации.

Специфика нового этапа развития человеческой цивилизации состоит не в унификации наций, а в эффективном использовании всего национально-культурного генофонда человечества, в умелом нахождении каждой нацией тех социальных и культурных задач, которые могут быть решены ею наиболее удачно. Именно в этом заключается источник выживания и дальнейшего прогресса традиционной культуры этносов. Здесь особенно большую роль играет этноориентированное гимназическое образование как наиболее оптимальный путь к усвоению духовных ценностей своего этносоциума и общечеловеческой культуры.

В иерархии общественных ценностей особое место занимает духовная культура. Это связано с обновлением общественной жизни по линии демократизации и гуманизации социальных отношений, в основе которой лежит удовлетворение национально-культурных потребностей, что приводит к росту национального, духовного самосознания. Духовная культура включает в себя религиозную культуру и опыт этнопедагогики, как социально-этическое творчество, которые отшлифовывались веками, передавались от поколения к поколению в ярко-эмоциональной форме (заповеди, поэзия, легенды, мифология и т.п.). Этот воспитательный потенциал соответствует здравому смыслу, гражданскому становлению растущего человека, раскрывает стремление этносоциума противостоять злу, помогает утверждать добро, веру в справедливость и, самое главное, создает образ совершенного человека, который воспет в произведениях народного творчества, в эпических сказаниях. При этих условиях приобретенные, сформированные социально-этические ценности, основанные на традициях духовной, в т.ч. религиозной культуры народа, принятые в своем социуме и усвоенные личностью, во взаимосвязи с культурой совместно проживающих народов являются ориентиром жизнедеятельности человека. Ценностная ориентация, духовная, в т.ч. религиозная культура, составляющая основу этно-этической, гражданской позиции человека, характерной для данного этноса, как нравственная цель, вера, определяет общую направленность его поведения, систему его поступков. Устойчивые, сформированные социально-этические нормы поведения как ценностная ориентация представляют собой фиксацию жизненного опыта человека, его духовный мир, национальное самосознание, что проявляется в социальной практике, в процессе созидательной, добротворческой деятельности.

Знание народных традиций, религиозной культуры, национально-культурных достижений и эмоционально-ценностное отношение к ним мы рассматриваем как основу формирования социально-этических норм поведения, мира растущего человека, а также важнейший ориентир в истории общечеловеческой цивилизации. Исходя из этого, мы считаем, что культурно-исторические традиции народа, их диалектическое единство со всеобщей человеческой культурой должны стать основой формирования содержания этноориентированного гимназического образования.

Потребностный аспект. Раскрывая проблему удовлетворения этнических потребностей в содержании национального гимназического образования, следует показать классификацию Л.М. Фридмана. Все потребности человека он подразделяет на личностные и родовые, присущие не только отдельным личностям, но и целым этносам.

Если личностные потребности по своему происхождению являются природными, органическими, то родовые потребности сформировались в процессе исторического развития этносов, а поэтому их проявление в каждом этносе имеет присущее ему своеобразие.

Первой родовой потребностью является потребность иметь и сохранить свою пространственную и духовную территорию. В результате исторического развития человечества, завоеваний одними народами других, массовых миграций, заселения поступающих земель, имеющих богатые природные сокровища и других явлений. В настоящее время на территории одного и того же государства проживают представители многих этносов. Каждый из этих этносов, как правило, имеет потребность в своей духовной территории - в сохранении сложившегося образа жизни, традиций и верований. Один из этносов, проживающих на территории государства, обычно является господствующим, основным, а все остальные этносы считаются национальными меньшинствами. Если потребность в духовной территории каждого национального меньшинства не ущемляется, то потребность в пространственной территории у него находится в латентном, т.е. скрытом, дремлющем состоянии. Но как только у какой-то личности или группы лиц возникает чувство ущемления духовной территории, о чем они громко и заявляют, обращаясь к членам своего этноса, у них актуализируется потребность в своей собственной, независимой территории, и этой потребностью они заражают подавляющее большинство членов своего этноса. Тогда актуализированная родовая потребность вызывает активный поиск пути и способа ее удовлетворения, заканчивающийся борьбой с господствующим этносом, зачастую вооруженной.

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России, приводящий к «этническому парадоксу», за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, в том числе гимназического образования.

Другой родовой потребностью этносов является потребность в свободе, т.е. в возможности в каждый момент своей жизни делать выбор в соответствии со своими целями, принципами, убеждениями и взглядами, и нести ответственность за последствия этого выбора. Свобода - это важнейшее и первейшее условие развития и прогресса народа. Вне свободы - нет творчества, нет развития. Однако нравственная свобода этноса ограничена, ибо каждый этнос окружен многими другими, которые, как и он, имеют ту же потребность в свободе. Поэтому свобода каждого кончается там, где начинается свобода других. Это значит, что каждый этнос имеет лишь ограниченный естественный круг свободы, внутри которого он подлинно свободен в выборе в соответствии со своими желаниями.

Третьей родовой потребностью этносов является потребность не просто жить, а жить полной жизнью, чтобы ощущать счастье жизни и наслаждение от нее. Подлинное счастье и радость, настоящее наслаждение люди получают в труде, в творчестве, в осуществлении больших дел и в достижении значимых целей.

Указанные три вида родовых потребностей взаимосвязаны и взаимообусловлены, и ущемление одной из них вызывает актуализацию всех других, что приводит к межэтническим противоречиям и конфликтам. Следовательно, содержание национального гимназического образования должно быть направлено на достижение баланса в обществе и гармонизацию межэтнических отношений.

Глубокий научный анализ образовательно-воспитательной системы, сложившийся в последние десятилетия, показывает (В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Волков, В.Д. Шадриков, В.В. Давыдов, М.С. Коган, Б.М. Неменский и др.), что массовое школьное образование утратило ценностную ориентацию и превратилось в утилитарно-целенаправленное обучение. Из всех задач реального развития общества, поставленных перед школой, чаще всего осознаются только две, самые простые: передача опыта знаний и опыта навыков. Другие задачи, не менее важные для экономики, нравственности, духовной культуры общества: передача творческого опыта, духовности, религиозной культуры, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру - школа, как правило, не решает. Однако без решения этих задач не может быть подлинного успеха в полноценном развитии творческой, духовно богатой гуманистической личности, без которой немыслимо построение гражданского общества, правового государства.

Опыт добротворчества так же как развитие человеческих чувств (сопереживание, сочувствие, сотворчество, милосердие, любовь к ближнему, терпимость, трудолюбие и т.п.), связанных с духовной, в том числе с религиозной культурой, является базисом формирования нравственно-ценностных основ личности, в том числе нравственного сознания, национального самосознания растущего человека. Чувства, эмоции - основа духовной культуры, не передаются через знания и навыки, не наследуются, они носят социальный характер, имеющий моральное, интеллектуальное, национальное и эстетическое содержание (например, нельзя познать нравственные проповеди религии, не познав ее воззрения, не изучив религиозные легенды).

Если исходить из того, что образование - это передача молодому поколению общечеловеческих ценностей, то в современных демократических обществах оно ориентировано на такие ценности как эмпатия, безусловное принятие «я» других, уважение мнения других, внимательное отношение к чужому мнению.

На основе анализа различных аспектов развития национального гимназического образования можно сделать следующие выводы.

Национальное гимназическое образование, функционирующее уже десять лет в системе непрерывного образования Российской Федерации, ориентировано на формирование ценностей, удовлетворение интересов и потребностей на четырех уровнях.

На уровне государства оно направлено на:

- достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами;

- установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями;

- обеспечение равного доступа к повышенному уровню общего образования на родном языке представителям разных национальностей.

На уровне общества функционирование национального гимназического образования способствует:

- повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов;

- преодолению замкнутости, изолированности, выходу в мировое образовательное пространство, т.е. открытости;

- повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала и переходу к гражданскому обществу.

На этническом уровне национальное гимназическое образование выступает:

- гарантом выживания и возрождения этносов;

- фактором гармонизации межэтнических отношений;

- инновационным пространством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

На личностном уровне национальная гимназия обеспечивает:

- формирование творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности;

- гуманистическое отношение к ученику, создание психолого-педагогических условий для его развития;

- формирование толерантной, бесконфликтной, коммуникабельной личности, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях.

 

АВТОР: Ялалов Ф.Г.