21.02.2012 11352

Деятельность социального педагога в ДОУ по преодолению последствий семейного насилия над детьми

 

Во всем мире социальная работа является главной организующей и исполнительной силой в деле защиты детей от домашнего насилия.

Под социальной работой понимается система практических мер воспитательного плана, педагогических и социальных действий, направленных:

-на воспитательную помощь человеку в его нравственном, психическом, физическом, интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии, духовном совершенствовании;

-гуманизации отношений в обществе, оздоровление, оздоровление и преобразование окружающей среды;

-удовлетворение жизненно важных потребностей человека и решение его социальных проблем.

Существуют различные подходы к пониманию сущности социально-педагогической работы.

В.Н. Гуров определяет социальную работу как процесс формирования и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека.

Гурьянова рассматривает социальную работу, прежде всего как область практики: Социальную работу следует рассматривать, прежде всего как систему социальной помощи и защиты человека в целом, его интересов, потребностей, как заботу о повышении благосостояния и раскрытии возможностей личности, семьи, общины, всего общества; это многогранная и психологически направленная сфера профессиональной деятельности по оказанию помощи людям, требующая серьезного индивидуального подхода к каждому клиенту».

В.Г.Бочарова определяет социальную работу по сути «личностной службой помощи людям», опирающейся в своем развитии не на какую либо одну, а на определенную совокупность наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико- оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической и другой поддежки личности.

В организационном плане В.Г. Бочарова рассматривает социальную работу как открытую и разветвленную систему сложных взаимосвязей на горизонтальном и вертикальном уровнях или как совокупность всех регулирующих нормативных и прочих положений, направленных на оптимальное достижение целей и задач по социальной поддержке и защите населения при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности и гуманности.

Среди зарубежных концепций можно выделить теорию Р.Рамзея. Согласно концепции Р.Рамзея, основной функцией социально -педагогической работы должна являться социализация и совершенствование взаимодействия между людьми и их окружением. Он исходит из того, что во всех системах имеется общая структурная константа, которая обеспечивает основополагающий порядок в ней. Такая же универсальная константа лежит и в основе глобальной модели социально - педагогической деятельности, что делает ей независимой от национальных государств, идеологий и культур и может трансформироваться применительно к локальным условиям в «местные варианты».

За рубежом в обязанности социального педагога входит прямое вмешательство в ситуацию жестокого обращения с детьми в семье. Социальные работники вправе вносить решение о необходимости обращения в суд и отстаивать права ребенка на нормальную жизнь в семье. Однако к применению самых острых радикальных мер следует относиться настороженно. Целесообразнее, определять отношение к жестоким родителям с учетом тщательного анализа конкретного случая с учетом мнений всех специалистов, исследующих обстоятельства насилия.

В России основным методом решения домашнего насилия остается такая мера, как лишение родителей юридических прав на ребенка с последующим помещением ребенка в государственное воспитательное учреждение. Многие педагоги считают, что наказание родителей и отлучение детей от семьи не является способом решения проблемы.

Педагоги считают, что ребенок, изъятый из привычной семейной обстановки получают еще массу психологических травм: дискомфорт в новой непривычной обстановке, разлука с родителями. Дети, хотя и испытывают страх перед родителями, которые жестоко с ними обращаются, они их любят и искренне привязаны. После разлуки с родителями дети чувствуют себя в полной изоляции, еще более никому не нужными. Наказанным оказывается не виновник, а жертва насилия.

В настоящее время в нашей стране нет специального ведомства на которое могло бы полностью возлагаться ответственность по решению проблем жестокого обращения и насилия над детьми.

В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Сообщать об этом надлежит в органы опеки и попечительства. Именно эти органы принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов в случае угрозы его жизни и здоровью.

Важнейшим элементом борьбы с семейным насилием является устранение последствий насилия и защита прав пострадавшего. Однако мы считаем, что социальная работа в дошкольном учреждении должна быть больше ориентирована на профилактику насилия над детьми.

Основным институтом в социальной адаптации ребенка является семья. В связи с этим одной из основных задач дошкольного учреждения является воздействие на семью, с целью повышения ее воспитательного потенциала.

Анализ педагогической литературы показывает, что такое воздействие возможно посредством организуемой с семьей социальной работы.

По мнению профессора В.Н.Гурова, основной целью деятельности социального педагога в дошкольном учреждении является внесение позитивного изменения в функционирование семьи с целью усиления ее влияния на ребенка; работа по организации педагогического просвещения, чтобы усилить воспитательный потенциал семьи; создание более комфортной нравственно психологической атмосферы в семье с целью более успешного усвоения норм и ценностей.

Работая с семьями, склонными к насилию над детьми, деятельность социального педагога должна быть направлена на защиту прав ребенка, развитие и реализацию внутреннего потенциала ребенка, оказание помощи и поддержки в кризисной ситуации, использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды.

Американские педагоги - психологи делят терапевтическое воздействие на детей - жертв семейного насилия и членов их семей на три фазы - раскрытие семейного насилия; диагноз, узнавание; реконструкция семейных отношений. Социальный работник обладает правом периодического посещения семьи, где имеет место жестокое обращение с детьми с целью проверки эффективности вмешательства в соответствии с разработанным им планом.

Фаза раскрытия насилия может занять от двух недель до трех месяцев, и используется индивидуальная терапия, кризисная терапия со всеми членами, групповая терапия. Целью этой фазы терапевтического воздействия является формирование у ребенка чувства уверенности и защищенности.

Фаза диагноза и узнавания может длиться от шести месяцев до полутора лет. Используется индивидуальная терапия с каждым членом семьи; групповая терапия; терапия виновника и жертвы, терапия супружеской пары, если есть цель восстановления семьи. Целью этой фазы ученые определили конфронтацию, выявление острых углов и болевых точек; определение причины жестокого обращения с ребенком; выработку цели терапии совместно с членами семьи; составление плана консультаций; обсуждение прогресса.

Фаза реконструкции семейной ситуации может длиться от полутора до двух лет, используется семейная терапия, дальнейшее продолжение обучение посредством контакта в группе. Целью этой фазы является подготовка семьи к воссоединению.

По нашему мнению, работа социального педагога с детьми перенесшими жестокое обращение условно можно разделить на три этапа: восстановление и повышение самооценки; восстановление доверия к окружающим и, в первую очередь, к собственным родителям; формирование у ребенка новых стереотипов поведения, которые способствовали бы вводу ребенка на нормативное понимание взаимоотношений между людьми, в том числе с родителями.

Содержание работы социального педагога с детьми, подвергшимися жестокому обращению должно работать на повышение самооценки ребенка.

Родительское влияние на самооценку ребенка значительно. Ребенок оценивает себя глазами окружающих. Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребенка, когда наказывают его физически или отвергают. Ребенок, лишенный уверенности, что импонирует собственным родителям, теряет самоуважение, уверенность в своей ценности, позитивный принцип по отношению к своему праву жить, быть радостным, иметь свои потребности, желания.

Педагоги и психологи считают, что именно самооценка управляет поведением личности, способствуют его формированию, и очень важно, чтобы к ребенку в семье относились как к достойному уважения. Адекватная самооценка формирует уверенность в своих силах, определенный взгляд на окружающий мир. Заниженная в результате насилия в семье самооценка неизменно ведет к конфликтности, попыткам компенсации заниженной самооценки, агрессивности.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, ему необходимо иметь положительную самооценку. Отклонения от позитивного взаимодействия с самим собой вызывают социальную неуверенность, нездоровье. Только самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач. Самооценка - это репутация, которую ребенок зарабатывает в собственных глазах. И насколько она высока, настолько позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями.

Помогая ребенку, социальный педагог должен стремиться повысить самооценку и укрепить самосознание путем обретения уверенности в своих силах, снижения страха перед необходимостью принимать решения. Средствами решения этих задач могут быть игровая терапия, техника обучения новым формам поведения. Важно подвести ребенок к принятию новых идей - насилие было не по моей вине, я не так плох, как обо мне говорили, ведь избивая ребенка, родители убеждают его в виновности в сложившейся ситуации, его плохом поведении.

Восстановление доверия к окружающим является немаловажным в реабилитации детей, переживших жестокое обращение. Как правило, дети, осознавшие, что с ними обошлись жестоко, испытывают чувство гнева и обиды к своему обидчику. А осознают дети жестокое обращение не всегда, взрослые внушают им виновность. И дети искренне считают, что они наказаны заслужено. На этом этапе педагогу важно научить ребенка выплескивать свои эмоции, не загоняя внутрь. Выплеснув гнев в игровой форме, ребенок учится правильно выражать свой гнев и контролировать свое поведение. Ребенок, переживший насилие, утрачивает доверие ко взрослым, воспользовавшимся его открытостью и своей властью над ним.

Процесс установления доверительных отношений с ребенком, пережившими жестокое обращение может быть болезненным, преодолеть свой страх, выразить свои чувства ребенок способен, если рядом человек, который полностью его принимает со всеми его проблемами и поддерживает.

Необходимо, чтобы ребенок ощутил свою безопасность, говоря о своей проблеме.

На этом этапе социальному педагогу необходимо привлечь к проблеме психолога. Только специалист может грамотно, чтобы не нанести еще одну травму, чтобы не позволить ребенку еще раз уйти в себя, вернуть утраченное доверие ко взрослым.

Дети, испытавшие насилие желают предугадать настроение, угодить взрослым. Необходимо убедить ребенка в том, что иметь свое мнение и выражать свои чувства - естественно. Научить ребенка выражать свои чувства без страха - это путь к восстановлению утраченного доверия.

Проблемы насилия над детьми можно решать только расширением социально-педагогической работы с семьей, ребенком. Это заставляет искать формы воздействия на семью с целью усиления его воспитательного потенциала.

С этой целью в ДОУ важно создание службы социально психолого-педагогической помощи семье. Это позволит иметь более тесные контакты с родителями. Совместно с психологом подбирается пакет диагностических методик, позволяющих провести диагностику семей, диагностику развития детей.

Диагностика позволяет дифференцировать семьи с учетом их воспитательного потенциала на «типы», выявлять типы нарушения семейного воспитания, выявлять нравственно-психологическую атмосферу семьи, положение ребенка в семье, и уже с учетом данных диагностики разрабатывать программу реабилитации и коррекции личности и семьи в целом.

Во - первых, необходимо дать определение понятию «семья».

Существует множество определений понятия «семья». Ожегов С.И. дает такое определение: семья- группа живущих вместе близких родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами».

В большой Российской энциклопедии дается следующее определение семьи: Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной, правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь с домашним производством, оставляя из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

Профессор Гуров В.Н. дает следующее определение семьи: «Семья является той формой общности людей, в которой соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью».

Гуров В.Н. подчеркивает, что семья имеет социальные функции. Подчеркивая генеративную, коммуникативную, рекреативную, экономическую и хозяйственно - бытовую функции, главной функцией семьи профессор называет функцию первичной социализации ребенка.

Семья - это система. Как и во всякой системе, ее элементы связаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Семейный коллектив играет особую роль в жизни человека.

Практика показывает: воспитатель может оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание ребенка при условии, если он хорошо знает не только ребенка, но и их родителей. Вот почему изучение семьи с целью выяснения его возможностей по воспитанию своих детей является одним из компонентов системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи и началом их совместной деятельности.

Понимание того факта, что семья играет большую роль в становлении личности ребенка, вынуждает дифференцировать семьи на типы соответственно деформированности семейных структур.

Изучение семьи дошкольников позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, воспитательные возможности, взаимоотношения дошкольника с родителями. При этом педагог может использовать комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование. Изучение семьи требует деликатного отношения, проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу необходимо помнить, что родители и дети не должны чувствовать себя объектом изучения. Изучение семьи должно быть целенаправленным, планомерным, систематическим, а методы изучения взаимосвязаны с методами воспитания.

В научно - педагогической литературе приводятся различные определения типов семей. В своей работе мы будем пользовать определением, которое приводит профессор Гуров В.Н.: Семьи первоначально подразделяются на две группы: благополучные и неблагополучные.

Конфликтные семьи - семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство, идет наслоение конфликтов, что выражается в виде скандалов, грубости, оскорблений. Семья разрушается изнутри. Дети, которые растут в этих семьях, нервозны, агрессивны, склонны ко лжи, часто нарушают нормы поведения в общественных местах.

Педагогически несостоятельные семьи. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что - либо изменить. Дети в этих семьях непослушны, грубы, неуважительны по отношению к другим.

Аморальные семьи. В этих семьях супруги вступают в противоречие не только друг с другом, но и с номами морали. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие стандарты жестокого обращения. Они не умеют и не желают согласовывать свой образ жизни с общепринятыми. Дети из таких семей часто агрессивны, претендуют необоснованно на лидерство, жестоки.

Внимательное изучение и дифференциация семей на типы значительно упорядочивает организацию деятельности социального педагога.

Зная тип деформированности семейной структуры, социальный педагог может прогнозировать возможность в этой семье применение насилия к детям. Своевременное прогнозирование и выявление случаев насилия позволяет оказать своевременную помощь семье и ребенку.

Особое внимание уделяется семьям группы риска. К таким психологи и педагоги относят педагогически неграмотные, асоциальные семьи, а так же семьи, где воспитание носит диктаторский характер. Чаще всего, именно этим описанным типам семей присуще насилие над ребенком.

Самыми очевидными показателями насилия являются ссадины, синяки, ушибы, ожоги; в этом случае мы можем говорить о физическом насилии.

Но насилие психологическое или эмоциональное отвержение не оставляют видимых следов на теле. Доказать этот вид насилия практически невозможно, но выявить его несложно. Обычно оно выявляется при решении других проблем - замкнутости, тревожности, детской агрессии, враждебности к окружающим, низкая коммуникативная способность, социально неуверенное поведение ребенка.

Что позволяет определить социальную неуверенность ребенка?

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка, приводят Е.В.Прима, Л.В.Филиппова:

На вербальном уровне. У ребенка речь тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная. Дети рассказывают очень мало или вообще ничего не рассказывают. Их затрудняет просьба назвать себя по имени, особенно просьба назвать ласково, не умеют выразить свое эмоциональное состояние.

На невербальном уровне. У детей пониженная моторная активность. Они сидят тихо, не привлекая внимания. Эти дети часто плаксивы, мимика лица ограниченная, не смотрят в глаза собеседнику, часто смущаются.

На уровне социальных контактов - не присоединяются к группе играющих детей. Тяжело устанавливают контакты с окружающими, не умеют выдвигать требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание. Эти дети беспомощны, впадают в панику в критической ситуации.

Педагоги считают, что мотивами социально неуверенного поведения являются страхи, возникающие при неадекватной социализации.

Работа социального педагога предполагает достижение следующих целей: выявление и преодоление последствий насилия над детьми, гармоничная жизнь семьи в целом и комфорт каждого члена семьи; осознание стереотипов взаимодействия и изменение их патологических форм каждым членом семьи.

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

-изменение детско - родительских отношений в проблемных семьях;

-педагогическое просвещение родителей; помочь детям и родителям учится ценить себя и хорошо к себе относится;

-побудить детей к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих;

-помочь осмыслить детям, что насилие - это неприемлемый способ решения конфликтов.

Работа социального педагога по данной проблеме предполагает три этапа работы: диагностический, коррекционно-профилактический, контрольный.

На диагностическом этапе используются тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; ведется анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей.

Обычно критерием отбора семей в группы коррекции является: социальная дезадаптация детей, дисгармоничные детско-родительские отношения, нарушение у детей определенных личностных качеств.

Это лишь первый шаг социального педагога, направленный на выявление и преодоление последствий насилия.

С этой целью создана программа влияния на семью, которая составляет второй - коррекционно-профилактический этап работы и предусматривает:

социальный патронат семей; педагогическое просвещение родителей посредством бесед, собраний, консультаций; организацию совместной деятельности детей и родителей; индивидуальную работу с детьми; работу с неблагополучными семьями.

Социальный патронат предусматривает выявление и определение фактов насилия в данной семье, сбор сведений о ребенке, оценку ситуации, в которой находится ребенок.

Для оценки ситуации, определения степени тяжести стресса, пережитого ребенком, привлекается медицинский персонал и психолог дошкольного образовательного учреждения. В дальнейшем согласовывается взаимодействие специалистов, которые будут работать с ребенком с целью преодоления последствий стресса.

Очень важным на этапе патроната является разработка программы социальной поддержки семьи и ребенка, обеспечение ребенка социальной и правовой защитой.

Важным на коррекционно-профилактическом этапе является работа с родителями, которая позволяет установить тесный контакт с семьей, глубже узнать семейную ситуацию. Разнообразные формы работы с родителями (круглый стол, деловая игра, объединение в клуб) улучшают взаимоотношения родителей и педагогического коллектива. Они делают возможным оказание комплексной помощи семье, повышают педагогическую грамотность родителей. Кроме того, групповая коррекционная работа направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка и имеет значение, так как позволяет родителям осознавать, что проблема насилия существует, что они не единичны в своей проблеме. Групповая работа позволяет затронуть тему, на котором негласный табу, осознать, что проблема разрешима и пути разрешения необходимо искать всей семьей.

Организация совместной деятельности детей и родителей (совместный досуг, спортивные соревнования с участием всей семьи) позволяет улучшить психологическую атмосферу в семье.

Для более целостного подхода к позитивным изменениям детско-родительских отношений, коррекционно-профилактическая работа с детьми должна осуществляться в единстве с консультированием, педагогическим просвещением родителей. Она должна быть направлена на углубленное понимание собственного ребенка, прогнозирование детско - родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, на устранение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка.

В качестве индивидуальной работы с родителями используется техника совместного анализа проблемных ситуаций, который проводится периодически по мере роста доверия между родителями и педагогам. Целью встреч является изменение сложившихся стереотипов в отношениях родителей и детей. Встречи помогают установлению теплых отношений в семье; обеспечению доверительной атмосферы, в которой можно обсуждать проблемы детско - родительских отношений.

Социальный педагог периодически посещает семью, где наблюдается жестокое обращение, наблюдает за положением ребенка в семье и проверяет эффективность вмешательства.

Индивидуальная работа на коррекционном этапе предусматривает изменение социальной среды ребенка, т.е. работу с родителями, их педагогическое просвещение, уменьшение факторов риска насилия. Применительно к каждому конкретному случаю разрабатывается программа помощи ребенку. Она разрабатывается совместно с психологом с учетом тяжести стрессовой ситуации.

Основной целью социального педагога на данном этапе является обучение ребенка навыкам и приемам поведения в семье, повышение чувства собственного достоинства. Необходимо оказание моральной поддержки ребенку для развития уверенности в себе, привлечение по мере необходимости других специалистов для преодоления стрессовой ситуации. В этом плане работа социального педагога неразрывно связана с психологом, который грамотно, по заранее разработанной конкретно для этого ребенка программе поможет пережить последствия стресса.

Восстановление доверия и воспитание положительного отношения к взрослым, в том числе и родителям, является ещё одним этапом преодоления последствий жестокого обращения.

К. Д. Ушинский отмечал, что мы учимся тремя путями: путем опыта и собственного наблюдения; нас учат; мы учимся, бессознательно подчиняясь влиянию сильных, образовавшихся характеров.

Н. К. Крупская считала, что наличие наглядного примера - основное условие воспитания.

Анализ изученной литературы и собственного опыта дает нам основание считать, подражание может служить предпосылкой для формирования положительного отношения к взрослому. Однако ребенок не всегда подражает взрослому, даже если он видит и общается с ним часто, чтобы у ребенка сформировалось подражание, необходимо, чтобы он больше знал о взрослом, чтобы этот человек стал ему эмоционально если не близок, то хотя бы привлекателен. Сколько бы ни был эмоционально привлекателен взрослый, ребенок примет его, если поведение и деятельность взрослого доступны его пониманию.

Мы можем выделить наиболее типичные виды деятельности, которые можно использовать при воспитании у детей эмоционально -положительного отношения к взрослым.

С. Козлова считает, что «это - во- первых, совместная деятельность детей и взрослых (игры, труд, художественная деятельность); во- вторых, коммуникативное общение; в-третьих, эпистолярное общение; в-четвертых, слушание художественной литературы; в-пятых, сюжетно - ролевые игры, в ходе которых дети отражают быт и труд взрослых; в-шестых, деятельность, предвосхищающая моральный результат (например, поделки для взрослых)». Формирование умения видеть результаты труда взрослых помогает с интересом относиться к взрослым. Важно научить детей проявлять внимание и заботу, учить сопереживанию. Такой опыт успешно формируется при воспитании эмоционально - положительного отношения к близким людям, к тем, кто заботится о них. На этой основе можно воспитывать доброжелательное отношение и к другим окружающим. Важно формировать положительное отношение к взрослым посредством организации совместной деятельности.

Из собственного опыта мы видим, что одним из наиболее эффективных способов повышения эмоционально - положительного отношения к взрослым, а в особенности к родителям, является акцентирование внимания детей на положительных, наиболее памятных эпизодах жизни.

С этой целью с детьми ведется «Альбом событий жизни ребенка». Идея его создания была взята из разработок авторских коллективов.

Целью работы является организация и системная работа самого ребенка, предметом которого является его собственная жизнь, её смысл и значение. Задачи: формирование адекватной самооценки; формирование образа «Я» и дифференциация «Я» от «Другие»; развитие эмоционально-чувственного познания мира. Значение «Альбома событий жизни ребенка» для работы с родителями также неоценима и может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи, так как позволяет увидеть родителям индивидуальность ребенка, взаимоотношения в семье и самих себя глазами ребенка.

Предлагая детям воспроизвести на рисунке лучшие моменты жизни, педагог помогает ребенку ещё раз пережить этот момент, создает предпосылку для эмоционально - положительного отношения к родителям.

Не менее важным этапом в преодолении последствий жестокого обращения является воспитание положительного отношения к сверстникам и налаживания разнообразных форм контактов с ними. Как правило, дети, пережившие жестокое обращение имеют различные проблемы общения со сверстникам. Одной из актуальных задач социального педагога является поиск путей адекватного поведения ребенка при взаимодействии со сверстниками. Приемы, традиционно используемые в воспитательном процессе - разъяснения, требования, показ эталонов - должны затронуть сферу переживаний самого ребенка. С ребенком, у которого нарушены контакты со сверстниками необходима серьезная воспитательная работа.

Целью этой воспитательной работы является открытие для ребёнка ровесника как партнёра, воспитание внимания и интереса к нему, поддержание и развитие эмоционального и делового контактов. И наиболее возможные приемлемые условия для решения этих задач можно создать деятельностью, специально организованной. На этом этапе социальный педагог привлекает к работе воспитателя и психолога. Совместно с психологом подбираются игры, соответствующие различным этапам преодоления эмоционального отчуждения между детьми, формирующие эмоциональную ориентацию на сверстника. Эти игры должны быть подобраны так, чтобы они развивали воображение, предвидение развития ситуации, предвосхищение эмоционального состояния сверстника на основе результатов. Необходимо научить детей, что главное в игре - партнёр, ориентация на партнера.

Ориентацию на партнера особенно предусматривают игры с правилами. Специфика этих игр в том, что отношения в них определяются нормами и правилами. Ребенок действует в игре с правилами так, как не умеет действовать в реальных условиях и контакты со сверстниками, возникшие во время игры не исчезают с её окончанием. Очень помогают построению новых стереотипов отношений и сюжетно-ролевые игры. Проникаясь ролевыми отношениями, дети демонстрируют правильное эмоциональное поведение, а эмоциональное отношение друг к другу, возникшее во время игры легко поддерживать в группе воспитателю.

В совместной игре дети учатся общению, построению отношений, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопомощи и взаимопониманию. Социальные педагоги и психологи используют игру, как ведущую деятельность ребенка для развития рефлексивного внимания ребенка. В ролевой игре возникают предпосылки для рефлексии, как человеческой способности анализировать свои собственные поступки, соотносить их с принятыми человеческими нормами и ценностями, потребностями и переживаниями других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в социуме.

Подбирая игры для развития способности построения новых отношений с окружающими, социальному педагогу необходимо помнить, что соревновательные игры этим детям нежелательны, так, как именно соревновательные ситуации вызывают недоброжелательность, зависть. Дети, пережившие стресс, слабы ещё морально, чтобы самим преодолеть негативные эмоции.

Возникшие во время игр положительное эмоциональное поведение дети переносят в дальнейшем в реальную жизнь. Для получения устойчивого эффекта в построении новых стереотипов поведения со сверстниками и в семье очень важно привлечь к играм родителей. Совместная игра благотворно влияет на детско - родительские отношения. Она способствует образованию у родителей точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре родители познают внутренний мир детей, отношения становятся теплее и содержательнее, дети и родители понимают и принимают друг друга. Только в единстве родителей с детьми, возможно перестроить эмоциональную сферу семьи, чем более теплая нравственно-психологическая атмосфера в семье, тем успешнее будет усвоение социальных норм и ценностей.

Помимо социального педагога и психолога необходимо привлечь к работе с детьми, пережившими жестокость, воспитателей группы. Именно воспитатели оказывают неоценимую помощь в повседневной кропотливой, ежеминутной работе по преодолению последствии жестокости. По плану, разработанному социальным педагогом и психологом, воспитатель может привлекать ребёнка к общению со сверстниками. Он может дать ребёнку поручение, предварительно ориентированное на сверстника; при этом нужно помнить, что взрослый направляет внимание ребёнка на сверстника и задаёт соответствующее настроение.

Деятельность воспитателей групп по развитию социальных навыков и умений детей, профилактике насилия над ними в семье, контролируют методист и руководитель ДОУ.

Методические материалы позволяют объединить усилия всех педагогических кадров ДОУ для создания благоприятной социальной ситуации развития для воспитанников, сделать управление социальным развитием детей более эффективным, удобным, оперативным.

Социальная ситуация развития детей в группе ДОУ оценивается по следующим параметрам:

-организация жизни детей в ДОУ;

-стиль взаимоотношений воспитателя с детьми;

-воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества;

-вовлечение родителей в образовательный процесс;

-стиль взаимоотношений воспитателей с родителями воспитанников;

-обучение по частным методикам.

На основании полученных оценок методистом предлагается перечень рекомендаций для воспитателей групп по каждой характеристике.

Воспитатели, социальный педагог и методист с помощью анкеты оценивают текущее состояние социального развития и личностных особенностей детей группы.

В роли экспертов выступают родители воспитанников ДОУ, так как их оценка не зависит от отношений в коллективе детского сада. Ответы родителей на вопросы анкеты статистически обрабатываются, по результатам выводится объективная нормированая оценка. Оценивается каждый параметр социального развития в группе по направлению. На основании этих оценок составляется профиль социальной ситуации развития детей в группе и заключение:

-по какому направлению работа воспитателей группы соответствовала стандарту;

-по какому направлению работа воспитателей группы может быть улучшена, и как это сделать;

-по какому направлению работа воспитателей должна быть скорректирована, как это сделать. Администрация осуществляет индивидуальный контроль за исполнением данного решения.

Не менее чем через шесть месяцев проводится повторная оценка социального развития личностных особенностей детей. Зафиксированные изменения являются следствием проведенных изменений в образовательном и воспитательном процессе. В данном случае личность ребенка отражает измененную социальную ситуацию развития в группе ДОУ.

Для объединения усилий всех участников образовательного процесса -воспитателей, методистов, родителей, заведующей - вокруг интересов воспитанников ДОУ, мы воспользовались методикой, предложенной Рылеевой Е.В., Барсуковой Л.С.. Эта методика позволяет объединить усилия воспитателей, методистов, руководителя ДОУ и родителей вокруг интересов воспитанников ДОУ. Обследование проводится методистом. Воспитатели привлекаются на последнем этапе на основании заключений, составленных по итогам обследования методист принимает решение и вносит изменения в планы работы учреждения по направлениям:

1.Текущий и итоговый контроль работы воспитателей по задачам по: -привлечению родителей к занятиям с детьми в условиях семьи; -просветительская работа с семьями воспитанников.

2.Работа по повышению педагогического мастерства сотрудников ДОУ, сотрудничество с семьями воспитанников: совместные досуги родителей с детьми, организация дополнительных услуг, тематические родительские собрания.

Проанализировав изученную литературу, и исходя из нашей практики, мы составили план индивидуальной коррекционной работы с ребенком, пережившим жестокое обращение. Этот план предусматривает три цикла занятий.

Первый цикл «Это - Я!» направлен на развитие положительного представления о собственном «Я», который определяется следующими факторами: чувством собственного достоинства, осознанием собственной компетенции, уверенностью в положительном отношении к нему окружающих.

Второй цикл занятий «Я + моя семья» направлен на объединение, эмоциональное сближение детей и родителей, преодоление эмоциональной замкнутости, снятие тревожности, развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми.

Третий цикл занятий «Я + мир « направлен на развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление эмоциональной замкнутости.

Для развития эмоционально - нравственной сферы и навыков общения у детей подобраны психогимнастические игры и упражнения. Они используются постепенно, с учетом последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения. Все этапы работы друг друга и плавно переходят из одного в другой.

Игры и упражнения, которые использовались нами, прошли апробацию в Городском психолого - педагогическом центре г. Барнаул, разработаны и предложены методистом - психологом Н. Колпаковой.

1.Назови себя ласково. Цель: Учить детей представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится. Как называю дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2.Позови ласково. Цель: Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику, ласково назвав его по имени.

3.Волшебный стул. Цель: Воспитание умения быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

4.Передача чувств. Цель: Учить детей передавать эмоциональные различные состояния невербальным способом. Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновения. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5.Перевоплощение. Цель: Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные дети отгадывают загадку, давая словесный портрет.

6.Моя любимая игрушка. Цель: Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные разгадывают.

7.Подарок другу. Цель: Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребенок становится именинником, а остальные дарят ему подарки, передавая движением и мимикой свое отношение к имениннику.

8.Скульптор. Цель: Учить детей договариваться в группе сверстников. Ход. один ребенок - скульптор, трое - пятеро детей - глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

9.Волшебный цветок. Цель: Учить детей выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

10.Разноцветный букет. Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

11.Свеча. Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды. Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

12.Солнечный зайчик. Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагается с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит. Что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его. Согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не уменьшается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

13.Пирамида любви. Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что- то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по - разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) а сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что - то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое имя и класть свою руку. Дети выстраивают пирамиду. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому, что мы любимы и любим сами.

14.Волшебники. Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, а Алеше- ловкости.

Опыт показал, что в начале работы дети скованы, замкнуты, испытывают трудности в общении. Эти дети в силу полученной психологической травмы, были неуверенны, не могли поддержать разговор. Неумение слушать и слышать собеседника не позволяло им поддерживать игровую ситуацию и выполнять задачи. Но систематические занятия, доброжелательное отношение педагогов, планомерное, постепенное сближение педагогов и детей дало свои результаты. Дети научились быстро и правильно выполнять задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу.

Контрольный этап заключается в тестировании с использованием всех диагностических материалов. Данные контрольного тестирования сравниваются с первоначальными данными диагностики. Анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми и определить рекомендации педагогам и родителям.

Для более успешной социализации детей, переживших насилие, необходимо увеличить количество социальных связей. Дошкольное учреждение должно быть связано как можно с большим количеством социальных людей, увеличит воздействие и обогатит социальное влияние. Социальные институты, с которыми должно быть связано дошкольное учреждение - это общеобразовательная школа, библиотека, дворцы детского творчества, театр кукол, детская поликлиника, музеи.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы зарубежного и отечественного передового педагогического опыта позволил сформулировать основную идею работы и сделать некоторые выводы:

-модельный подход может быть использован нами в качестве реального инструмента, способствующего достижению оптимальных результатов.

-деятельность социального педагога по выявлению и преодолению последствий различного вида насилия будет наиболее эффективной, если педагогическое просвещение родителей будет иметь системный, а не эпизодический характер;

-если в деятельности дошкольного образовательного учреждения будут использованы активные формы взаимодействия детей, родителей, социального педагога и общественных институтов;

-работа всех служб будет скоординирована и направлена на личностный рост ребенка, родителей, семьи в целом.

Для реализации нашего предположения было необходимо внести организационные изменения во всех структурных уровнях: администрации, педагогических работников.

Необходимым организационным условием эффективной деятельности социального педагога является создание на базе должностей социального педагога, медиков, психологов медико-психолого-педагогической службы, службы психолого-педагогического сопровождения родителей.

 

АВТОР: Тоторкулова М.А.