21.02.2012 6249

Диагностика ценностных ориентаций педагогов и студентов колледжа

 

Осознание субъектами образовательного процесса значимости воспитания и самовоспитания духовно-нравственных качеств личности актуализирует интеллектуальную деятельность педагогов и студентов. Содержание такой интеллектуальной деятельности, по справедливому замечанию Л.М.Митиной, Н.С.Ефимовой, включает комплекс структурных компонентов, раскрывающих его содержание:

- мышление в различных аспектах его проявления;

- умственные способности человека;

- способность ставить и решать новые задачи;

- общая осведомленность, уровень обученности и воспитанности;

- система познавательных процессов (в широком смысле);

- адаптивная система, обеспечивающая эффективное взаимодействие со средой (как природной, так и социальной).

Интеллектуальная активность личности, принявшей мотивированную ориентированность на усвоение ценностных ориентации - необходимое условие формирования гибкости мышления, поведенческой адаптации к динамичным условиям реальной жизни. Под гибкостью мышления, вслед за Н.А. Менчинской, мы понимаем проявление в целесообразном варьировании способов действий, легкость перестройки уже имеющихся знаний, легкость перехода от одного действия к другому, преодоление инерции предыдущего действия, формирование обратных связей. Важно отметить, что интеллектуальная гибкость в своей сущности отражает логику созидательных ориентиров духовно-нравственных ценностей.

Воспитательная работа, сопряженная с развитием интеллектуальной гибкости личности, предупреждает негативные факторы неготовности человека к изменениям программы действия в соответствии с жизненными ситуациями и существующими морально-этическими нормами общества. Воспитание интеллектуальной гибкости ослабляет причины проявления аффективной, мотивационной и когнитивной ригидности. Аффективная ригидность обусловливает излишнюю фиксированность личности на эмоциональную бесконтрольную оценку событий, что, в свою очередь, порождает неготовность личности к получению дополнительной информации, необходимой для ее ориентации и адаптации в сложившейся ситуации. Личность, не готовая к адекватному восприятию действительности, как известно, склонна к нарушениям признанных обществом норм морально-нравственного поведения. Уточним, что под ригидностью психологами понимается привязанность личности к ставшему неадекватным способу действий и относительная неспособность изменить действия или отношения, когда этого требуют субъективные обстоятельства.

Гибкость мышления взаимодействует с таким ценностным качеством личности, как открытость, которая стимулирует другие позитивные качества -находчивость, независимость суждений, интуицию, высокую работоспособность, легкую обучаемость, инициативу и настойчивость в достижении цели. Диагностика интеллектуальной гибкости субъектов образовательного процесса, как утверждают Л.М. Митина, Н.С. Ефимова, выявляет наличие у людей, характеризующихся наличием интеллектуальной гибкости, важных для педагога личностных качеств: сердечность, доброта, высокий интеллект, эмоциональная устойчивость, настойчивость, напористость, высокая совестливость, смелость, мягкосердечность, нежность, радикализм, самодостаточность, высокий самоконтроль поведения. Негибкость мышления, напротив, сопряжена с наличием у человека таких негативных качеств, как обособленность, отчужденность, низкий интеллект, покорность, зависимость, недобросовестность, робость, суровость, жестокость, самоуверенность, консерватизм, социабельность (зависимость от группы), низкий самоконтроль поведения. Психолого-педагогическое обоснование причинно-следственных связей интеллектуальной гибкости личности с ее потенциальными склонностями к выбору ценностных ориентации приобретает особую актуальность для настоящего исследования, так как:

- развитие интеллектуальных функций студента и преподавателя взаимообусловлено;

- развитию гибкости мышления способствует личностная деятельность, связанная с повышением уровня информированности и решением творческих задач;

- способность мышления пересматривать, перестраивать систему своих ценностных ориентации обусловлена социальной смелостью личности, ее активностью, склонностью к экспериментированию, креативностью;

- выбор стратегически значимого поведения определяется способностями принимать собственные решения, устойчивыми познавательными потребностями, наличием ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Характеристика самоактуализации личности в сфере овладения ею духовно-нравственными ценностями включает в себя качества, на основании которых становится возможной диагностика уровня воспитанности личности. В исследовании диагностировалась степень гибкости субъектов образования в реализации своих ценностей через поведение, взаимодействие с окружающими, способность адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. При этом подвергались анализу содержательные характеристики взаимоотношений (сопереживание, соучастие) и степень адекватности реакций на ситуации у преподавателей и студентов колледжа.

Результаты педагогической диагностики особенностей ценностных ориентации у преподавателей и студентов учреждений профессионального образования свидетельствуют о несовпадении аксиологических предпочтений преподавателей и студентов. Фактор такого несовпадения осложняет процесс гуманизации взаимоотношений преподавателей и студентов, необходимый для решения актуальных задач интеграции воспитания в культуру. В этой связи необходимо на основании изучения личностных и профессиональных качеств преподавателей и студентов составить социокультурный «портрет».

При диагностике динамических изменений личностных качеств педагогов устанавливалась степень развития интеллектуальных структур, которые позволяли педагогу рефлексировать свои сильные и слабые стороны. Увеличение объема информации о своих личностных качествах создавало возможности объективно осознавать и оценивать реальные пути своего профессионального роста (нацеленность на самопознание и рефлексию). У педагогов, достигших высокого уровня развития профессиональных качеств в условиях эксперимента, обнаруживалась сформированность нового сознательного опыта профессионального развития, основанного на саморазвитии. У них обнаруживались способности к взаимопониманию, взаимоподдержке. В целом, достигшие особых успехов участники экспериментальной группы (92%) отмечали в себе укрепление таких важных личностных качеств, как искренность и открытость. При этом ими принималась позиция о том, что искренность и открытость - это признаки сильной и здоровой личности (С. Джурард).

На всех этапах педагогического эксперимента его участники фиксировали изменения не только структуры и содержания личностных характеристик субъектов образовательной деятельности, но и решение проблем, которые были характерны для колледжа в период осуществления констатирующего этапа исследования. Обозначим проблемы, на которые указывали участники эксперимента в самом начале организации наблюдения и анализа условий жизни колледжа:

- отсутствие системы целенаправленной поддержки преподавателей в развитии их способностей осуществлять воспитательную работу в современных условиях;

- трудности в нахождении свободного времени для самообразования и недостаток времени для ознакомления с достижениями педагогической науки и практики;

- неэффективное расписание;

- недостаточный уровень обеспечения новыми методическими материалами;

- ограничения, обусловленные устаревшими административными инструкциями;

- неудовлетворительная оснащенность техническими средствами обучения.

Все участники эксперимента из числа педагогов при анализе трудностей своей работы указывали на рост агрессивности и недоброжелательности у современных студентов, на снижение у них интереса к профессиональной подготовке, на отсутствие взаимопонимания. В отношениях с руководством как негативное отмечалось, что в сложной ситуации преподаватели не всегда находят поддержку у администрации, имеют место случаи некорректного отношения руководства, которое «не понимает трудностей, испытываемых преподавателем». По всем позициям, выявленным как негативные на этапе констатирующего эксперимента, в ходе реализации экспериментальной программы была достигнута позитивная динамика, что подтверждается данными, зафиксированными в таблицах и диаграммах, которыми сопровождается описание результатов контрольного эксперимента.

В исследованиях, посвященных изучению влияния эмоциональной сферы учителя на интеллектуальную сферу учащихся, показано, что эмоции играют большую роль в общении учителя с учащимися в создании у них положительной мотивации к учению. В настоящее время определилась острая востребованность в изучении влияния эмоциональной гибкости педагога на результативность воспитательной работы. Вызывает удовлетворение то, что сегодня в педагогической практике широко используется научное знание о влиянии психологической устойчивости педагога на воспитание. Так, анкетирование студентов свидетельствует о том, что 90% из них отмечают необходимость наличия у преподавателей уверенности в себе как педагоге, у 28% преподавателей студенты замечают неуверенность перед студентами, только у 68% преподавателей студенты на этапе констатирующего эксперимента подтвердили наличие умения владеть собой (профессиональные качества саморегуляции, самоконтроля). Соответственно преподаватели указывали на то, что замечают неуверенность в себе у 70% студентов 1 курса, у 32% студентов 4 курса. По мнению преподавателей, чувство тревожности на занятиях испытывают 30% студентов 1 курса, 8% - студенты 4 курса. Участники анкетирования отметили, что отсутствие у преподавателей эмоциональной напряженности, порождающей раздражительность, невыдержанность, неуравновешенность, является обязательным условием успешного педагогического влияния на воспитание студентов. Однако этим качеством, считают студенты, владеют только 18% педагогов.

По мнению преподавателей, их влияние на воспитательный процесс во многом зависит от наличия у них таких волевых качеств, как целеустремленность, организованность, выдержанность, настойчивость, решительность, самообладание, терпимость. 54% преподавателей, участников констатирующего эксперимента, считают, что у них такие качества есть. В числе условий, мешающих преподавателю осуществлять эффективную воспитательную работу были названы неудовлетворенность педагогической деятельностью (72%), высокая утомляемость (68%). На вопрос о том, как повысить эффективность участия преподавателя в воспитательной работе, 92% респондентов выразили желание повысить свою профессиональную квалификацию в вопросах овладения ими технологиями коррекции способов эмоционального реагирования на педагогические ситуации. Практически 100% преподавателей, принявших участие в констатирующем эксперименте, отметили актуальность воспитательной работы, направленной на формирование у студентов эмоциональной устойчивости, терпимости (толерантности) в целях снижения порога агрессивности студентов.

Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил несколько причин недостаточного внимания к организации воспитания как процесса, нацеленного на достижение контролируемого, диагностичного результата. Среди этих причин - неудовлетворительное знание педагогами колледжа основных положений Закона «Об образовании РФ». Только 12% опрошенных преподавателей подтвердили знание и понимание нормативно-правовой базы воспитательной работы в учреждениях профессионального образования. Из 320 преподавателей только 6 отметили, что в первой статье этого Закона говорится, что «образование - это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения», указав при этом на то, что процесс воспитания стоит на первом месте, обучения - на втором.

В России принята Национальная доктрина образования. Об этом знают все преподаватели, но только 30% смогли отметить, что в этом документе обозначены обязанности государства обеспечить развитие и воспитание в российской системе образования на всех уровнях - от дошкольного до высшего и послевузовского. В ходе формирующего процесса Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования анализировались на семинарах и заседаниях методических объединений. В связи с принятием Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы экспериментальная работа по повышению правовой культуры преподавателей в сфере воспитания дополнилась практикумами по осмыслению значимости государственных документов, регламентирующих профессиональную деятельность.

На практикумах рассматривались также локальные нормативно-правовые акты региона. Назовем некоторые из них, действующие в Ставропольском крае: Региональный Закон «Образовании», Закон «Об организации опеки и попечительства в Ставропольском крае», Закон «Об оплате труда приемных родителей и льготах приемной семье», Финансовые нормативы минимальной бюджетной обеспеченности образовательных учреждений, Региональная Концепция развития образования.

Обогащенная теорией воспитания отечественная педагогика располагает потенциалом противостоять катастрофическому состоянию духовно обедненному современному обществу: в русле исследований российских ученых педагогов, психологов, социологов разрабатываются проблемы определения педагогических условий использования духовно-нравственных ценностей русской культуры для нормализации жизни человека и общества. В этой связи открываются возможности решения актуальной проблемы научного осмысления конкретных способов воспитания молодого поколения новой России, уточнения адекватных форм, выражающих эти способы. Следует заметить научную и практическую значимость подготовки педагогов, работающих в учреждениях профессионального образования к деятельности, связанной с воспитанием будущих специалистов различных отраслей профессионального труда. Очевидной сегодня стала необходимость специальной подготовки преподавателя учреждений профессионального образования к воспитательной работе через систему учебных курсов, программ, временную занятость аудиторными и внеаудиторными занятиями, через освоение способов диагностики и контроля духовно-нравственных качеств личности в целях объективной оценки и своевременной корректировки.

Изучение опыта воспитательной работы преподавателей многопрофильных колледжей Ставропольского края свидетельствует о признании необходимости усвоения ими теоретических основ научной организации управления процессом воспитания студентов колледжей, о востребованности научного знания и мотивированности формирования умения проектировать и реализовывать адекватные времени программы воспитания.

Приведем в качестве примера материалы преподавателей РМК г. Лермонтов - предложения в адрес коллектива, которому было поручено составление Концепции воспитания студентов в колледже. Так, А.Н. Демьянов при обсуждении проекта Концепции предложил следующую информацию: «Государственная политика нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России. Программа направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Считаю, что главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Но приоритет в образовании должен отдаваться воспитанию, которое необходимо осознать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Согласившись с мнением А.Н.Демьянова, в Концепцию было решено внести и предложение Т.Н. Назаренко: «Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения воспитательных задач, среди которых приоритетными являются формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». И.И. Полтавцева высказала следующее мнение: «Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности студента. Содержание современных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время».

При обсуждении проекта интересно было мнение СВ. Паршиной, которая проанализировала результаты воспитательной работы в колледже: «В нашем колледже воспитательный потенциал реализуется через выполнение учебных программ и мероприятий, проводимых на основе плана воспитательной работы. Качество выполнения, в целом, удовлетворительное. Мы успешно выступили на краевой олимпиаде по общеобразовательным дисциплинам, завоевав в упорной борьбе три призовых места, можем гордиться проведением первого научно-практического семинара студентов, который продемонстрировал рост теоретической подготовки наших студентов и их научных руководителей, а самый главный итог семинара заключается в том, что мы увидели большую заинтересованность студентов в подготовке и проведении подобных мероприятий. Так как они имеют большое воспитательное воздействие, мы будем практиковать их проведение в дальнейшей работе».

Л.И. Романова, преподаватель истории, организатор и руководитель музея «Связь времен - связь поколений», высказала следующую точку зрения: «Большой воспитательный заряд несут в себе общественные науки, где студенты получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет обеспечить личностно-эмоциональное осмысление опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества. Необходимо следовать принципу «обучая - воспитывать, а воспитывая - обучать». Ведь только совокупность педагогического мастерства и таланта воспитателя приносят положительные результаты в достижении поставленной цели».

В.В. Жигалкин отметил: «Постоянная наша работа над реализацией воспитательного потенциала образовательного процесса должна быть направлена на создание в колледже благоприятной воспитывающей среды, оформление целостной воспитательной системы, главной целью которой будет являться подготовка наших выпускников к самостоятельному жизненному самоопределению».

На этапе констатирующего эксперимента колледжем была принята идея усилить эффективность воспитания за счет научной разработки педагогических условий воспитания ценностных ориентации у студентов и преподавателей колледжа, что впоследствии нашло отражение в Концепции воспитания ценностных ориентации у студентов колледжа, в экспериментальной программе «Воспитание ценностных ориентации у студентов и преподавателей колледжа» и в плане опытно-экспериментальной работы, соответствующей целям и задачам исследования по теме «Педагогические условия воспитания ценностных ориентации у преподавателей и студентов учреждения профессионального образования».

Как показывает анализ воспитательной работы многопрофильных колледжей, преподаватели признают необходимость концептуального видения проблем воспитания студентов. Например, более 80% респондентов хотели бы профессионально овладеть технологиями практического использования нового научного знания о духовно-нравственных качествах современных студентов, об особенностях развития таких качеств у взрослых - членов педагогического коллектива. Востребованность в таком знании обусловлена объективными причинами: пониманием педагогов того, что духовно-нравственные качества у студентов может формировать такой педагог, которому эти качества свойственны.

Для осознания и самооценки своего собственного духовно-нравственного потенциала участникам эксперимента (преподавателям) предлагались следующие задания:

- назовите пять основных качеств студента, которые вы хотели бы в нем видеть;

- что вы имеете в виду под каждым из этих качеств;

- сформулируйте цель воспитания этих качеств, определите педагогические условия, способствующие достижению этой педагогической цели;

- какие психологические закономерности вам необходимо учитывать для достижении такой цели воспитания;

- какие педагогические условия, по-вашему, будут помогать воспитанию таких качеств студента;

- какие факторы могут препятствовать достижению целей воспитания таких качеств студента;

- на основании чего преподаватели могут узнать о желании и возможности студента принять воспитательную задачу как значимую для него;

- на основании чего вы оцениваете свой личностный и профессиональный потенциал для успешного решения воспитательных задач;

- умеете ли вы использовать свои сильные профессиональные и личностные качества в воспитательной работе;

- какие формы, методы, приемы, технологии вы используете при решении воспитательных задач;

- какие встречаете трудности в решении задач воспитания у студентов ценностей культуры и ценностей образования;

- что вас не удовлетворяет в воспитательной работе колледжа;

- что позволяет вам говорить о достижении результатов в воспитательной работе;

- по каким критериям вы определяете успешность результатов своей воспитательной деятельности;

- по каким критериям, на ваш взгляд, оценивается ваша воспитательная работа преподавателями колледжа.

Аналогичная система вопросов использовалась в беседах со студентами и их родителями. Так, родителям предлагалась анкета с включенными в нее вопросами о том, как изменилась жизнь сына или дочери в колледже (в сравнении с периодом обучения в школе), есть ли желание у родителей общаться с преподавателями колледжа для получения совета, помощи. Для получения необходимой информации от руководителей колледжа директорам и их заместителям по учебно-воспитательной работе адресовались следующие вопросы:

- как вы понимаете задачи использования ценностей образования ценностей культуры в воспитательной работе студентов;

- считаете ли вы, что студенты не понимают своих задач в развитии собственных духовно-нравственных качеств;

- как часто вы беседуете с преподавателями по вопросам их духовно-нравственного самовоспитания и духовно-нравственного воспитания ими студентов;

- как вы реагируете на просьбы педагогов оказать помощь в решении вопросов воспитания студентов;

- по каким критериям вы оцениваете результаты воспитательной деятельности преподавателей.

Используя известную в педагогической практике методику анализа и оценивания воспитательной деятельности преподавателей колледжа, в педагогическом эксперименте применялась трехбалльная шкала определения эффективности воспитательной деятельности преподавателей колледжа.

«2» - высокий уровень владения умением взаимодействовать со студентами в различных условиях осуществления воспитательного процесса;

«1» - средний уровень владения умением взаимодействовать со студентами в различных условиях осуществления воспитательного процесса;

«0» - низкий уровень владения умением взаимодействовать со студентами в различных условиях осуществления воспитательного процесса. По данным констатирующего эксперимента высокий уровень владения умением взаимодействовать со студентами в различных условиях осуществления воспитательного процесса отмечен у 32% преподавателей, средний - у 45%, низкий - у 23%.

В ходе педагогического эксперимента определялся уровень владения преподавателями конкретными знаниями и умениями, способствующими успешной воспитательной деятельности:

- знание о сущности и структуре ценностей образования и ценностей культуры;

- умение формировать позитивную мотивацию воспитательной деятельности в студенческой среде;

- педагогические способности формулировать цели, использовать средства и способы эффективного влияния на развитие духовно-нравственных качеств студента;

- умение предложить психолого-педагогические рекомендации студентам, их родителям, другим преподавателям;

- умение изучать состояние духовно-нравственной воспитанности и готовности к духовно-нравственному совершенствованию личностных качеств студента;

- способность анализировать процесс и результаты педагогического труда, направленного на усвоение студентами духовно-нравственных ценностей образования и ценностей культуры;

- умение осуществлять исследовательскую работу в области воспитания.

В соответствии с целями и задачами проектирования педагогических условий использования ценностей образования и ценностей культуры в воспитательной работе колледжа особое внимание уделялось наличию и развитию у преподавателей таких личностных качеств, как открытость, искренность в общении, соответствие поведения собственным переживаниям, готовность к позитивному принятию другого, прогнозирование результатов воспитательной работы по овладению студентами ценностями образования и ценностями культуры.

В ходе педагогического эксперимента преподаватели были ориентированы на саморазвитие качеств, способствующих успеху в воспитательной деятельности, для чего актуализировалось их знание о таких категориях педагогики, как педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая рефлексия, педагогическая находчивость.

Целостное восприятие воспитательного процесса конкретным преподавателем предполагало использование в педагогическом эксперименте научно обоснованного анализа конкретных воспитательных мероприятий. Для математической оценки эффективности проведенного мероприятия использовалась пятибалльная шкала и технология В.П. Симонова. Представим подробно основные позиции анализа воспитательного мероприятия.

При оценке основных личностных качеств воспитателя обращалось внимание на уровень его компетентности и эрудиции, степень заинтересованности в проводимом мероприятии, уровень содействия и помощи воспитанникам, степень демократичности и тактичности в общении с воспитанниками, а также на внешний вид воспитателя, культуру его речи, мимику и жесты.

В логике педагогического эксперимента комплексный анализ педагогических условий воспитания включал оценку основных характеристик воспитанников, содержания воспитательного мероприятия, способов деятельности воспитателя и воспитанников. При анализе целей и результатов проведенного воспитательного мероприятия особо выделялась социальная и воспитательная значимость цели, ее конкретность и четкость, оценивалась реальность и достижимость поставленной цели, а также выявлялась степень эмоционального, обучающего и развивающего воздействия данного мероприятия на учащихся.

Преподаватели, участвующие в эксперименте, осваивали методологию педагогического исследования по проблемам теории и методики профессионального образования, выступали в роли экспертов при анализе качества воспитательной работы многопрофильных колледжей Ставропольского края, вносили предложения по модифицированию и развитию методов исследования воспитательного процесса в своем колледже, составляли социокультурный «портрет» студента колледжа на всех этапах эксперимента для выявления динамики изменений ценностных ориентации студентов.

Диагностика качественных характеристик колледжа и его субъектов образования на этапе констатирующего эксперимента позволила выявить наличие условий, определяющих подготовленность колледжа к участию в педагогическом эксперименте. Так, 82% преподавателей, 94% студентов выразили согласие на участие в формирующем эксперименте. Позитивным фактором активного включения в эксперимент РМК г. Лермонтова было наличие развитой системы его внешних связей.

Например, администрация города Лермонтова традиционно уделяла большое внимание развитию образовательно-воспитательного потенциала учреждения, что сопутствовало целям и задачам динамических изменений учреждения образования - от филиала Минераловодского ПТУ до РМК г. Лермонтова, признание директора колледжа Л.С.Ушаковой лидером образования в 2001 году. Конструктивные отношения с администрацией Кавказских Минеральных Вод, с Правительством Ставропольского края, Министерством образования РФ развивались в русле поддержки педагогических инициатив, что укрепляло потенциал позитивного фактора внешних педагогических условий воспитания ценностных ориентации у преподавателей и студентов.

Социокультурный «портрет» студентов и преподавателей многопрофильного колледжа на этапе констатирующего эксперимента определился следующим образом. 34% студентов выразили желание работать по специальности в своем городе, 38% - в регионе Кавказских Минеральных Вод или в пределах Ставропольского края, 35% спланировали продолжить учебу в вузах, 15% по окончании колледжа решили работать и учиться. Не задумывались о планах применять полученную профессию 33%. Решили не работать по специальности 12%.

68% студентов положительно оценили свое отношение к будущей работе, 30% - отрицательно. При анализе обстоятельств, влияющих на принятие жизненно важных решений, ориентировались на мнения родителей и родственников 40% студентов, на мнения знакомых и друзей - 9%.

Годы учебы в колледже изменили отношение студентов к профессии: в лучшую сторону - 52%, в худшую - у 9%, не изменили у 21%.

Конкурентоспособность выпускников на рынке труда оценили как «высокую» 22% студентов, 30% преподавателей, 18% родителей, как «среднюю» соответственно 46%, 44%, 58%; как «низкую» - 12%, 8%, 14%.

Мнение преподавателей (по материалам наблюдений, анкетирования, бесед, официальной документации) о качестве внутренних педагогических условий воспитательной работы было следующим. Оценили инновационную обстановку колледжа как «благоприятную» 42% преподавателей, «удовлетворительную» - 36%, «неудовлетворительную» - 8%, затруднились дать ответ - 14%. На предложение «сформулировать принципы жизнедеятельности колледжа» не сумели дать ответ 62% преподавателей, столько же педагогов не сумели назвать главные функции колледжа по отношению к студентам, педагогам и внешней социокультурной среде. Хорошо представляли модель выпускника 78% преподавателей, 32% студентов. Свои знания о законодательной и нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность колледжа и субъектов образования, оценили как «достаточные» 18% преподавателей, 6% студентов; «недостаточные» соответственно 76% и 72%; «не знакомы с правовыми основами учебной и профессиональной деятельности» 6% преподавателей и 12% студентов.

Показателем воспитанности не считают такие качества человека, как трудолюбие 12% преподавателей, 62% студентов. Не понимали значения таких ценностей культуры, как «истина» 48% студентов, «добро» - 18%, «красота» -8%. Важнейшей ценностью образования студенты считают педагогическую поддержку - 82%. Стремление «быть счастливым» студенты не связывают со своими ценностными ориентациями (62%, в то время как 68% преподавателей отнесли такое стремление к числу приоритетных ценностей воспитания).

80% студентов заявили о том, что они умеют общаться с друзьями и сверстниками, но при этом 45% из них считают, что поведение их друзей часто бывает нетактичным. Все студенты хотели бы повысить уровень знаний о нормах русского литературного языка. Хотели бы учиться эффективному общению 28% студентов, неконфликтному общению - 40%. 83% преподавателей считают необходимой работу по повышению культуры своей речи.

Обобщение анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволило на основе Концепции воспитания ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа разработать Программу «Воспитание ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа» и определить план опытно-экспериментальной работы на период 2000 - 2004 год.

С учетом требований к определению цели и задач педагогического эксперимента цель и задачи разработанной программы характеризовались диагностичностью, содержательностью, реалистичностью, конкретностью, контролируемостью.

Программа экспериментальной работы отражала стратегический план осуществления процесса воспитания ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа. Разработанная программа «Воспитание ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа» отражала:

- актуальность и нацеленность на решение ключевых проблем колледжа в воспитании ценностных ориентации у его субъектов образования;

- специфику возможностей рационального использования ресурсов колледжа;

- реалистичность и реализуемость педагогических проектов;

- полноту и системность комплекса внутренних и внешних педагогических условий жизнедеятельности колледжа в сфере воспитания ценностных ориентиров культуры и образования у преподавателей и студентов;

- стратегию реализации концепции воспитания в конкретной деятельности участников эксперимента;

- диагностичность контролируемых результатов, подтверждающих эффективность разработанных технологий и методик воспитания ценностных ориентации у преподавателя и студентов;

- максимально возможную точность и операциональность задач, соответствующих цели;

- информационную достаточность в описании структуры и содержания опытно-экспериментальной работы;

- мотивированную логику притязаний на профессиональный успех, привлекательность личного участия в разработке актуальных проблем теории и практики профессионального образования.

Программа воспитания ценностных ориентации у преподавателей и студентов колледжа предусматривала обеспечение профессионально-педагогического подхода к осуществлению воспитания в условиях новой России. В Программе отражены такие направления, как:

- повышение компетентности профессиональной деятельности преподавателей колледжа в сфере воспитания у студентов ценностей культуры и ценностей образования;

- обеспечение структурно-содержательной целостности научных, методических, диагностических, коррекционных факторов в функциональных характеристиках педагогических условий.

В Программе: 1) определены культуросообразность и культуроемкость современного воспитания ценностных ориентиров у студентов колледжа; 2) охарактеризованы изменения в обществе, определившие актуальную значимость усвоения студентами ценностей культуры и образования; 3) сформулированы цель и задачи воспитания у взрослых преподавателей и взрослеющих студентов ценностных ориентиров с позиций самого воспитания и социума в целом; 4) дана оценка современному состоянию системы воспитания в учреждениях профессионального образования - колледжах; 5) представлено проектирование педагогических условий воспитания у преподавателей и студентов ценностных ориентации; 6) предложены механизмы оптимальной реализации разработанной системы педагогических условий воспитания у преподавателей и студентов ценностей культуры и ценностей образования.

 

АВТОР: Трунаева В.В.