25.02.2012 6290

Педагогические факторы совершенствования процесса обучения специалистов

 

Основной целью совершенствования учебного процесса является всемерное повышение его эффективности, как основного критерия качества образовательных систем. Однако при этом возникает проблема адекватной оценки степени достижения достигнутой эффективности требованиям, предъявляемым современными реалиями к качеству образовательных систем. В процессе анализа научно-методического обеспечения кафедры иностранных языков на основе информационных технологий учитывается ряд международных стандартов. Международные стандарты ISO-9000-9003 (стандарт ИСО сер. 9000, принятый Международной организацией по стандартизации в 1987 году) ориентированы на регламентацию процессов обеспечения качества, в них предусмотрена следующая система критериев оценки:

- соответствие стандартам учебных планов и образовательных программ;

- использование количественных показателей оценки качества при тестировании;

- доля самостоятельной работы студентов с обеспечением методического сопровождения по всем дисциплинам;

- наличие новых направлений и специальностей в системе профессиональной подготовки;

- оценка качества учебных материалов не только по отзывам специалистов, но и по успехам их реализации и т. д.

Под качеством подготовки специалиста понимают степень соответствия уровня его подготовки требованиям профессиональной среды, где он должен работать. Рыночная система резко подняла уровень профессиональных требований к специалистам, что обусловило четкие обязательства высшей школы по обеспечению согласования их с качеством предоставляемых образовательных услуг.

Однако однозначно понимаемого перечня показателей для оценки качества подготовки специалистов не существует, то есть отсутствуют четкие представления о том, какими достоверно оценивающими показателями оно выражается, какие количественно измеримые факторы влияют на него и в какой степени (с какими весовыми коэффициентами), какова, наконец, достоверность такой оценки, каковы ее доверительные границы.

Анализ подходов к градации эффективности, предложенных в ряде работ позволяет сделать вывод, что для оценки эффективности процесса обучения наиболее целесообразно использовать прагматическую эффективность - когда в качестве оценки принимается степень достижения поставленной цели (оценка по достигаемому результату).

В условиях внедрения инновационных педагогических технологий мы отмечаем специфичность построения педагогического процесса. Цели педагогического процесса и его содержание в структуре данной модели не остаются постоянными. Они изменяются в связи с переменами в обществе, формированием нового мышления и миропонимания, развитием психолого-педагогической науки.

Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупностей принципов управления. Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий их в определенных социально-экономических условиях.

Как известно, процесс обучения можно условно разделить на два этапа: этап подготовки и этап исполнения. Каждый из этих этапов имеет определенный характер и степень влияния на качество процесса обучения. Рассмотрим подробнее характер этого влияния.

Качество процесса обучения - совокупное свойство, определяемое свойствами этапа подготовки и этапа исполнения. Качество процесса обучения обусловливает прагматическую эффективность всей системы профессиональной подготовки специалистов. Другими словами, качество процесса обучения - это процессуальное свойство, а эффективность - это результирующее свойство.

Этап исполнения может характеризоваться свойством исполняемости, которое зависит от факторов: мастерство обучающих, выбранных методов и форм обучения, мотивации к учению обучаемых.

Этап подготовки может характеризоваться свойством функциональности. Функциональность - совокупное свойство этапа подготовки, состоящее в обеспеченности процесса обучения руководящими и планирующими документами, необходимой учебно-материальной и лабораторной базой (это свойство можно также назвать надежностью планирования и обеспечения).

То есть функциональность включает в себя такие свойства как плановость (качество формирования педагогической подготовки, расписания занятий и др.) и реализуемость (наличие и готовность учебно-материальной базы, дидактических материалов и т.п.). Реализуемость - свойство этапа подготовки, зависящее от факторов: обеспеченности процесса обучения средствами обучения, дидактическими материалами; готовности обучающих и обучаемых к осуществлению процесса обучения, а также от наличия системы планов, расписаний занятий, графиков, обеспечивающих наиболее продуктивное (рациональное) использование учебно-материальной базы, средств обучения и т.д.

Плановость - свойство этапа подготовки, включающее: наличие реальной цели, планируемой к достижению (фактор целеопределенности). Она задается квалификационными требованиями к специалисту:

- объем информации, усвоение которого наиболее необходимо для профессиональной деятельности специалиста (фактор содержательной целесообразности);

- совокупность документов или правил, обусловливающих правовое пространство взаимодействия субъектов процесса обучения, использования учебно-материальной и лабораторной базы, разработки и применения дидактических материалов (фактор организованности);

- совокупность документов или правил, обусловливающих принципы, порядок или способы формирования планов, программ, расписаний занятий (фактор технологичности).

Рассмотренная зависимость свойств, характеризующих этапы подготовки и исполнения процесса обучения, позволяет сделать вывод, что плановость прямо влияет на реализуемость и функциональность и опосредованно влияет на исполнительность и эффективность процесса обучения в целом. В современных условиях образовательное учреждение должно перейти на такую гибкую модель управления, которая сможет:

- с помощью процесса планирования определять в разных интервалах времени устремления образовательного учреждения и ее членов (требования к результатам и ожидаемые результаты);

- настойчиво осуществлять планы, которые подкрепляются ежедневным сознательным управлением делами, людьми и окружением;

- оценивать результаты для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятии.

Анализ исследований, показывает, что факторы, определяющие реализуемость и исполнительность процесса обучения являются необходимыми, но недостаточными для организации и осуществления процесса обучения с необходимым качеством и эффективностью. Их совершенствование позволяет, в основном, интенсифицировать процесс обучения. Для того, чтобы они значительно повлияли на его эффективность необходимы или принципиально новые средства обучения, или качественно новые педагогические технологии, или же обучающие и обучаемые новой формации. Именно такой процесс управления позволяет:

- обеспечить единое направление усилий всех членов образовательного учреждения к достижению общих идей - планирование;

- создать механизм внутреннего побуждения к действиям - мотивацию;

- предусмотреть три аспекта управленческого контроля:

- дать точное определение целей, которые должны быть достигнуты в каждый обозначенный отрезок времени, основывающихся на планах, разработанных в процессе планирования;

- измерить то, что достигнуто за определенный период, и сравнить достигнутое с ожидаемыми результатами;

- готовность к действиям, если они необходимы, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Проблема совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса на кафедре иностранных языков с использованием информационных технологий может быть рассмотрена и как управленческая проблема. Анализ работ по проблемам педагогического менеджмента и внутри вузовского управления показывает, что концепция управления научно-методическим обеспечением образовательного процесса на кафедре может быть представлена в форме теоретической модели системы, содержащей множество руководящих идей, определяющих основные черты системы этого управления, основные факторы, обеспечивающие ее построение и функционирование.

Отличительными особенностями такой системы управления являются: четырехуровневое управление (стратегическое, тактическое, оперативное, самоуправление); ориентированность на развитие деятельности учебного заведения и педагогического коллектива; реализация принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень контроля за реальным результатами; открытость, многофакторность, прогностичность, самовоспроизводимость модели.

Процесс управления представляет собой целостную информационно открытую систему. Основными функциональными компонентами системы управления в учебном заведении являются: принятая субъектом управления цель деятельности, субъективная модель значимых условий, программа исполнительских действий, система критериев достижения цели, контроль и оценка реальных результатов, решение о коррекции системы управления.

Все компоненты управленческого процесса, будучи информационными образованиями, диалектически взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостной системы управления.

Эффективность системы управления определяется тремя группами критериев: результативностью деятельности учебного заведения, организацией управленческого труда и развитостью профессионально-значимых качеств руководителей - субъектов управления.

Проведенное сопоставление функций управления в отечественной и зарубежной науке с учетом современных условий позволяет определить следующий состав: информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно коррекционную, мотивационно - целевую.

Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь:

- информационно-аналитическая функция предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;

- мотивационно - целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

- планово-прогностическая функция обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования;

- организационно-исполнительская функция относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;

- контрольно-диагностическая функция предполагает сочетание административного и общественного контроля с самоанализом участников педагогического коллектива;

- регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление с помощью оперативных линий.

Управление педагогическим процессом в научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности при достижении поставленных целей.

Анализ опыта работы позволяет выделить следующие методы управления: организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия:

- организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

- психолого-педагогические методы направляют коллектив на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;

- метод общественного воздействия характеризуется участием педагогов в управлении на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

Одной из тенденций совершенствования качества научно-методического обеспечения является децентрализация разработки планов и учебных программ кафедрами, что предполагает отказ от централизации процесса разработки учебных планов, разрешение использовать альтернативные учебные планы, учебники, технологии и методы преподавания, отражение региональных и национальных особенностей в учебных планах и программах. Однако в процессе совершенствования научно-методического обеспечения деятельности кафедры недостаточно используются возможности информатизации как радикального изменения сущности и организации процессов обучения и развития специалистов в системе профессионального образования. Поэтому одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка специалистов, обладающих высокой информационной культурой, готовых и умеющих применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления.

В настоящее время наибольшее влияние на эффективность процесса обучения оказывают факторы, определяющие плановость, то есть процесс планирования. Исследования доказывают значимость факторов целеопределенности, содержательной целесообразности и организованности при организации процесса обучения. В них приводятся подробные анализы этих факторов, предлагаются к внедрению разработанные методики и методические аппараты формирования квалификационных требований к специалистам, содержания их подготовки. Создана система правовых и законодательных документов, позволяющая организовать профессиональную подготовку специалистов. Однако в настоящее время недостаточно исследованным остается вопрос формирования учебных планов и программ (фактор технологичности). Задача распределения учебного времени между дисциплинами, разделами, темами и видами занятий является актуальной еще со времен Я.А. Коменского «Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа».

Выделение времени на изучение той или иной дисциплины из общего бюджета учебного времени подготовки специалиста в большей степени носит субъективный, эмпирический характер, что ведет к несоответствию направлений подготовки к функциям и задачам деятельности специалиста. Такое положение является следствием отсутствия методики формирования рациональных, с точки зрения распределения общего бюджета учебного времени между дисциплинами, разделами, темами, видами занятий и формами их проведения, учебных планов и программ. В то же время исследования показали необходимость разработки такой методики как основы повышения качества планирования и эффективности процесса обучения. Методика формирования рациональных учебных планов и программ должна позволить разрешить очень часто возникающее противоречие между необходимостью увеличения (в целях выполнения требований к образованности специалистов) объема учебного материала с одной стороны, и ограниченными сроками обучения - с другой. Все это определяет необходимость разработки научно - методического аппарата планирования профессиональной подготовки специалистов и методики формирования рациональных учебных планов и программ.

Современные методики формирования учебных планов и программ являются результатом исследований в области педагогики, психологии, акмеологии и кибернетики. В каждой из этих наук определена система теоретических и методологических предпосылок, на которой базируется любое конкретное научное исследование, и которое воплощается на практике.

 

АВТОР: Тугая А.В.