25.02.2012 2872

Формирование экологической культуры студентов географических специальностей

 

В практике работы вузов традиционно выделяется такое направление подготовки студентов к профессиональной деятельности как организация углубленного изучения базовых наук и передовых технологий предстоящего труда в той или иной сфере во внеаудиторное время.

В реализации этого направления используются как возможности учебного процесса, так и специально организуемые формы учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. С учетом того, какое место в вузовской системе образования отводится развитию творческого потенциала студентов, недооценивать эту сторону их профессионального развития было бы неверно. Обсуждая вопрос об ожидаемых результатах в указанной области, можно сказать, что их спектр может быть многообразным - от постижения наиболее актуальных профессионально важных научных проблем до совершенствования в области практических умений повышенного уровня сложности. Касаясь предмета нашего исследования, отметим, что овладение экологическими умениями -процедура достаточно сложная и интеллектуально трудоемкая, связанная с выполнением большой доли самостоятельной работы и постоянным самосовершенствованием в освоении элементов природоохранительной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность ценна для личности студента тем, что опирается не на обязательный характер занятий, а связана с его волеизъявлением, продиктованным глубинными интеллектуально-духовными потребностями.

Как отмечают исследователи, научная деятельность студентов не только способствует их творческому росту, но и способствует духовному развитию. Известно также, что готовность к проведению исследовательской работы сегодня переходит в ранг профессионально значимого качества личности профессионала, т.к. школа находится в состоянии реформирования, пересмотра прежних позиций и нуждается в творчески настроенных педагогах. Реформирование высшей школы также предполагает усиление внимания к организации участия студентов в научных исследованиях и повышению продуктивности как непосредственного труда студентов, так и всей системы в комплексе всех ее воспитательных и развивающих возможностей.

Среди основных задач научно-исследовательской деятельности студентов называются овладение диалектическим методом познания, творческое овладение программным материалом, обучение методике экспериментальной работы. Включение в исследовательскую деятельность способствует стимуляции индивидуального потенциала личности студента, его самоутверждению на пути к вершинам профессионального мастерства. Следует подчеркнуть то, что нелишне в оценке качества научно-творческой деятельности студентов делать акцент и на практической ценности достигаемых результатов, связывая ее с будущими активными действиями в изучаемой сфере. Этому моменту в эксперименте придавалось большое значение. Хочется подчеркнуть и то, что ряд проведенных исследований подтверждают, что студенты, принимающие активное участие в исследовательской работе, становятся не только высококвалифицированными специалистами, и хорошими руководителями, организаторами трудовой деятельности, но и эколого-культурной личностью.

Научно-исследовательская деятельность в вузе сегодня - планируемая часть педагогического процесса, что закрепляет его статус как закономерного звена подготовки будущего специалиста. В вузовской практике традиционно используются две подсистемы включения студентов в активную, творчески-познавательную деятельность: подсистема учебно-исследовательской деятельности, сопряженная с плановыми учебными дисциплинами (подсистема А); - подсистема нерегламентированного характера, основывающаяся на познавательно-профессиональных интересах студентов: научные кружки, проблемные группы, научные общества и др. (подсистема Б). Обе эти подсистемы были обогащены в эксперименте на основе экологической проблематики. Рассмотрим, какие именно преобразования нашли место в этой области в работе со студентами экспериментальных учебных групп. Использование возможностей приобщения студентов отделения географии к исследовательской деятельности как условие формирования их экологической культуры включало обе подсистемы, подвергшиеся изменениям в разной степени.

Первая подсистема традиционна и общепризнана и включает комплекс известных видов студенческих творческих работ, усложняющихся от курса к курсу: реферат - курсовая работа (проект) - дипломная работа (проект). Отражая в названных видах работ взятую исследовательскую задачу, нами были обусловлены возможные темы этих работ, которые предлагались студентам для разработки. На курсе эти работы носят реферативный характер и направлены на расширение знаний в области общей экологической проблематики и первоначального приобщения к умениям изучения окружающей среды, а также связаны с определенными естественно-научными и специальными предметами, изучаемыми на этих курсах (общее землеведение, геология, картография, география почв, и др.). Примеры тем: «Человек и биосфера», «Природные богатства России», «Состояние атмосферы и проблемы экологии», «Заповедники и их охрана» и многие другие. На этом этапе важно закрепить интерес студентов к дальнейшему углубленному изучению проблем экологии, вызвать потребность в самообразовании и в дальнейшем в сфере соответствующих наук. На этом же этапе в период полевых практик развиваются умения и навыки наблюдений за географическими явлениями и процессами, оформляемые в виде протоколов и мини-исследований.

Более сложный вид студенческой творческой работы - курсовая работа или курсовой проект. В ходе выполнения курсовой работы закрепляются и углубляются навыки самостоятельной работы в области изучения экологической науки, совершенствуются прикладные экологические умения, полученные на практических занятиях, лабораторных работах, полевых практиках. Курсовая работа носит самостоятельный характер и связана не только с анализом научных источников, но может включать и методически ценные или рационализаторские предложения, связанные с улучшением состояния окружающей среды, основанные на учете реального положения. В курсовой работе должны выдерживаться научные принципы и методы исследования. В ней должны находить отражение региональные проблемы, подтвержденные серьезными исследованиями сегодняшнего дня, их следует связывать по возможности с важными государственными программами в области охраны окружающей среды. Компетентность будущего учителя географии при этом должна распространяться на теоретические и прикладные аспекты экономической проблематики, как города, так и сельской местности.

При творческом подходе к выполнению исследовательских задач в рамках курсовой работы можно рассчитывать на достижение следующих результатов: умение увидеть актуальную проблему в сфере охраны окружающей среды; проводить мониторинг в области выявления важных экологических показателей; уметь правильно характеризовать возможные отрицательные последствия вмешательства человека в развитие естественных природных процессов; умение связывать экологические вопросы с производственными объектами и др.

Идея курсовой работы должна пройти стадию публичной защиты, что имеет важный воспитывающий эффект и мотивационно обязывает к продолжению начатого исследования. В процессе защиты студент пропускает выявленные идеи и положения через себя, живее ощущает личностную значимость проведенной работы. Это первая проба сил в аргументированной защите выдвигаемых решений.

Приведем примерную тематику курсовых работ, предлагаемых для разработки будущим учителям географии по учебным курсам профессионального цикла, ориентированных на углубленное изучение вопросов природоохранной деятельности.

Курс «Общее землеведение» (III курс):

Озоновый экран Земли и его изменения под воздействием человека.

Глобальные экологические проблемы атмосферного воздуха.

Истощение водных ресурсов как глобальная экологическая проблема.

Курс «Геология» (III курс):

Разработка нефтяных месторождений и загрязнение поверхностных и подземных вод.

Трансграничный перенос загрязнений и международное право.

Управление береговыми зонами современных морей.

Курс «Физическая география материков и океанов» (IV курс):

Природно-территориальные комплексы материка Северная Америка и их экологическая оценка.

Экологические проблемы зоны Сахеля.

Экологические последствия разливов нефти у берегов Западной Европы.

Курс «Физическая география России» (IV курс):

Колебания уровня Каспийского моря и связанные с ним экологические проблемы.

Природные ресурсы Западной Сибири и пути их рационального использования.

Озеро Байкал. Как преодолеть экологический кризис?

Требования к выполнению вышеназванных работ покажем на примере темы, выполнявшейся под нашим руководством по курсу «Общее землеведение» на тему: «Глобальные экологические проблемы атмосферного воздуха».

Итак, студенту была предложена для изучения весьма актуальная во всем мире проблема состояния атмосферы.

Успех выполнения курсовой работы, как и других достаточно объемистых видов творческой работы, зависит от логичности, последовательности и правильного развития поставленной темы. Тема «Глобальные экологические проблемы атмосферного воздуха» раскрывалась через следующую последовательность подтем, логически связанных между собой:

Общая физическая характеристика атмосферы (введение);

Озоновая дыра;

Парниковый эффект;

Загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами;

Кислотные дожди.

Выполненная работа не только способствовала углубленному изучению поставленной теоретической темы, но и была направлена в значительной мере на освоение методики и техники произведения расчетов в области изучения состояния атмосферы. Это довольно важная разновидность экологических умений для специалиста.

Аналогичные требования можно предъявлять и к другим работам подобного типа, выполняемых студентами, имеющими достаточно развитые исследовательские наклонности.

Самый высокий уровень достижений в научно-исследовательской работе в сфере учебной деятельности студенты демонстрируют, выполняя дипломные проекты и работы причем заметно в нашей экспериментальной работе мы стремились к тому, чтобы этот этап был органично связан с этапом выполнения курсовых работ. Это позволяет создавать за период обучения студентов единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных научно-прикладных тем, способствующих развитию высокой экологической культуры будущих педагогов.

Следует указать, что дипломная работа - это завершающий этап в подготовке специалиста и его профессионального становления. Вот почему можно сказать, что в дипломной работе особенно тесна связь теории с будущей профессиональной деятельностью, особенно в ее прикладной части.

При выполнении дипломной работы студент должен проявить умение глубоко ориентироваться в теоретических и прикладных разделах профилирующих дисциплин (в нашем случае дисциплин естественно-географического профиля); демонстрировать умения применять знания на практике (в нашем случае экологические умения); по возможности иметь достаточное представление о компьютерных технологиях; владеть методами теоретического анализа и владеть методикой экспериментальной работы.

На уровне дипломных работ, по нашему убеждению должен быть реализован в большинстве работ регионально-национальный компонент, т.к. большинству выпускников предстоит трудоустраиваться именно по месту учебы. В нашем случае речь может идти о региональных проблемах Ставропольского края на примере Нефтекумского района. Это и учитывалось в эксперименте при разработке проблематики дипломных работ.

Приведем ряд предложенных для разработки тем дипломных работ:

Особенности природных условий и типы землепользования Кировского района

История антропогенной трансформации животного населения Центрального Предкавказья

Проблемы развития экологического туризма в КЧР

Ландшафтно-экологический анализ оползневых процессов на Ставропольской возвышенности

Туристско-рекреационные ресурсы Ставропольской возвышенности (ландшафтный аспект)

Оценки природных комплексов верхнегорлыкского ландшафта Ставропольского края для рекреационного кадастра

Оценка природного потенциала ландшафтов степной провинции Ставропольского края для с/х землепользования

Природно-ресурсный потенциал степных ландшафтов Ставропольского края

Проблемы ландшафтной экологии г. Стрижамент

Дадим краткую характеристику уровня ряда выполненных дипломных работ в процессе проведения эксперимента, в которых особое внимание было уделено эколого-прикладным аспектам, что соответствовало стратегии профессионального развития студентов экспериментальных групп.

Рассмотрим тему «Геоэкологические проблемы Нефтекумского райна». Целью дипломной работы было дать целостное ландшафтно-экологическое описание Нефтекумского района. При выполнении дипломной работы было проведено географическое описание и ландшафтная характеристика района исследования, дана оценка ландшафтов и состояния географической среды, разработаны меры по оптимизации ландшафтов и сохранению природно-ресурсного потенциала. По результатам анализа геоэкологических проблем сделаны следующие выводы: 1) нерациональное природопользование и чрезмерное освоение территории привело к кризисному состоянию всех ландшафтов района; 2) исчерпание природно-ресурсного потенциала обусловило деградацию всей природной системы ландшафтов и т.д.

Дипломница в основном хорошо справилась с работой, дала правильную оценку ландшафтам и состоянию географической среды, разработала меры по оптимизации ландшафтов и сохранению природно-ресурсного потенциала. Как мы видим, в этой работе акцент был сделан на развитии практического, действенного отношения к экологическим проблемам. При такой постановке вопроса усиливается воспитательная роль дипломных работ, так как они способствуют формированию активной экологической позиции будущих педагогов.

Вторым направлением работы со студентами по формированию экологической культуры выступает внеаудиторная научно-творческая деятельность студентов. В экспериментальной работе нами были использованы формы и методы научно-исследовательской деятельности студентов, такие как проблемные группы и создание маршрутов экологических троп с организацией тематических экскурсий и др.

Сразу следует отметить, что подсистемы учебной и научно-исследовательской деятельности студентов ни в коем случае не противостоят; они тесно связаны и взаимопроникают друг в друга. Внеаудиторная научно-творческая деятельность студентов связана, как правило, с тематикой научных исследований кафедр географического факультета и, следовательно, ориентирована на решение реальных экологических проблем, особенно, тех, которые специфичны для данного региона.

Другой важной особенностью научно-исследовательской деятельности студентов является ориентация их проблематики на научную актуальность в сфере экологии, отмечаемую учеными Юга России, которая заостряется в докладах годичных собраний. Руководители студенческого научного общества следят за соответствующей информацией и стараются держать в курсе новейших событий в мире экологической науки своих подопечных.

Более подробно рассмотрим функции студенческой проблемной группы, которой в наиболее полном объеме отвечало поставленным исследовательским задачам.

Экспериментальное научное объединение студентов на географическом факультете работало по заранее спланированной программе.

Целью выступало как углубление экологических знаний, так и формирование сложных экологических умений в большем объеме, чем это позволяют рамки учебной программы. Один из вариантов предлагаемой программы содержится в методическом пособии.

В определении тематики опытно-исследовательских работ, исходными ориентирами выступали приоритетные направления, диктуемые современным экологическим состоянием жизни в регионе. Здесь следует учитывать и промышленную инфраструктуру, преобладание тех или иных производств, экологические программы, принимаемые на правительственном уровне. С учетом этого были выделены соответствующие направления опытно-экспериментальной работы студентов.

Отдавая предпочтение практической направленности объединение студентов получило название «Проблемы геоэкологии Северного Кавказа».

Работа группы строится поэтапно. На первом этапе ставятся задачи обучения студентов методике исследовательской работы и умениям самообразования с учетом профиля предстоящей опытно-экспериментальной работы. Основная тема была названа «Основы методики научных исследований в области геоэкологии».

На втором этапе разрабатывается тема исследовательской работы, при освоении которой углубляются знания из цикла естественно-научных дисциплин и дисциплин предметной подготовки (экология, геология, почвоведение, биогеография и др.).

На третьем этапе материал собирается в ходе полевых практик или специальных экологических экспедиций.

Рассмотрим, как была организована научно-исследовательская деятельность в рамках проблемной группы по решению наиболее интересных научных проектов экологического содержания.

Те или иные студенческие научные проекты, решаемые в проблемных группах различались и по степени сложности и по длительности сроков проводимых исследований. Выбор того или иного проекта, естественно, был обусловлен подготовленностью студентов к проведению исследовательской работы. Когда речь идет о студентах младших курсов, здесь следует подбирать проблемы более доступного уровня. Но при этом технология вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность должна соответствовать всем необходимым требованиям организации настоящего научного исследования.

Представим иллюстрацию тому, как осуществлялся один из проектов в работе группы, в котором принял участие студент IV курса. Исследование проводилось в течение одного года (в 2003-2004 уч.г.).

Научная проблема проекта звучала следующим образом: «Внутриландшафтная дифференциация мелких млекопитающих среднегорий Западного Кавказа». Поставленная проблема достаточно серьезна и актуальна. Известно, что в настоящее время большое внимание ученых уделяется проблемам сохранения биоразнообразия и экологического равновесия. В достижении этих целей необходимо понимать закономерности функционирования экосистем, для планирования разумной деятельности человека.

Объектом настоящего исследования послужил Тебердино-Аксаутский ландшафт, выбранный в качестве модельного участка среднегорий Западного Кавказа в силу достаточно хорошей сохранности природных комплексов. В результате проведенного исследования была изучена внутриландшафтная дифференциация хребта Малая Хатипара, путем анализа численности и видового разнообразия грызунов, а также рассмотрено влияние на нее растительного покрова, экспозиции склона и других факторов. Выделены доминантные группы мелких млекопитающих, дан сравнительный анализ внутриландшафтной дифференциации мелких млекопитающих в разных урочищах. Отработаны методики полевых исследований по отлову мелких млекопитающих.

С целью популяризации научного направления в 2005 уч. г. был создан сайт для более подробного ознакомления с работой группы на географическом факультете Ставропольского государственного университета.

Вывод: целенаправленное и систематическое участие студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности с выраженной эколого-практической направленностью не только способствует развитию их исследовательских наклонностей, но и весьма положительно сказывается на развитии общей экологической культуры студентов.

Это выражается в учебных успехах данных студентов, в их устойчивом интересе к дальнейшему исследованию практико-ориентированных проблем, в их экологической умелости при решении практических природоохранительных задач, в их нравственной зрелости, выражающейся в готовности быть активными пропагандистами действенного отношения к охране природного мира.

Вместе с тем, наиболее благоприятные педагогические условия для формирования экологической культуры студентов могут быть созданы в условиях полевой практики.

 

АВТОР: Удовыченко О.Д.