26.02.2012 8112

Повышение квалификации специалистов по проблеме социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных

 

Грамотное влияние на социальную реабилитацию безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних различного рода социальных институтов (учреждений социального обслуживания населения, органов внутренних дел, школы, социальных служб и т.д.) обусловливает решение острейшей проблемы - подготовки соответствующих кадров (в первую очередь, социальных педагогов и социальных работников).

В странах Западной Европы (Германии, Англии, Швейцарии, Австрии), США, Канаде накоплен достаточно богатый опыт подготовки социальных работников, поскольку социальная работа как вид профессиональной деятельности формировалась здесь, начиная с конца 19 - начала 20 столетия.

Социальному педагогу, социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в практической деятельности нужны специальные знания и умения, позволяющие изучить, проанализировать, оценить проблемы клиента, а затем локализировать их и использовать соответствующие системы ресурсов среды и психофизические потенции самого клиента в решении его проблем. Социальный работник должен в совершенстве владеть теорией, методикой и другими компонентами знаний и умений взаимодействия в области обеспечения социальной помощи нуждающемуся в этом.

В США выделяются два уровня подготовки социальных работников: обучение студентов и аспирантское образование, которое обычно продолжается 2 года. Основу учебного плана составляют знания и тренинг в следующих областях - поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, этика, а также поле практики.

Подготовка социальных работников в США ведется в основном в университетах, где предлагаются программы для получения степеней бакалавра, магистра, доктора или сразу всех трех уровней. По данным на 1989 год в США было 297 аккредитованных программ для получения степени бакалавра, 96 -степени магистра, 46 - степени доктора социальной работы (Школа социальных педагогов и социальных работников, 1991).

Рассматривая систему европейского обучения социальных работников можно сказать, что она осуществляется в пределах третичной системы образования и в большинстве случаев на уровне старших курсов. По подсчетам ряда специалистов, примерно 420 институтов Европы предлагают обучение социальной работе (не учитывая различные факультеты, подразделения, отделы и т.д. в пределах одного института).

В Австрии практикуется использование в качестве социальных работников учителей при условии прохождения ими специальных трехмесячных курсов по социальному воспитанию.

При годичном курсе все темы, касающиеся социального воспитания, прорабатываются глубоко с освещением исторического аспекта. При обучении приоритетное направление отдается индивидуализированной работе с отдельной личностью и в небольшой группе под руководством наставника-специалиста по социальной работе.

Главным источником людских ресурсов для социальных служб молодежной сферы, как правило, являются учителя, имеющие, кроме специального образования, другое и опыт работы. Для такой молодежи, как правило, характерны высокое чувство общественного энтузиазма, свежесть взгляда на житейские, бытовые и школьные проблемы. Работая в сфере культурно-досуговой и других видах и сферах социального обслуживания, они тем самым помогают разрабатывать новые методики в области образования и воспитания как в школе, так и в ее социуме, молодежных клубах.

В других странах Европы существуют различные модели профессиональной подготовки социальных работников. Например, в Швеции их обучение осуществляется в университетах, в специальных институтах социальной работы и длится 3-5 года. Набор студентов осуществляется независимо от возраста. В англосаксонских странах, наряду с аналогичной формой подготовки в высшие учебные заведения, готовящие социальных работников, принимаются люди, уже имеющие диплом бакалавра - первое университетское образование (чаще всего специализирующиеся в области социологии, психологии и административного управления социальным обеспечением). Среди них довольно много великовозрастных, то есть людей, которые уже имеют профессию, но решили освоить другую в качестве основной или же как дополнение к своей первой профессии (учителя, священника, администратора больницы и т.д.). Проводится жесткий отбор абитуриентов, учитывающий их личные качества. Каждый студент проводит половину учебного времени на занятиях в аудиториях, а остальное - в организациях, где работает под руководством квалифицированных социальных работников, обучаясь работе с клиентами на практике. Учеба продолжается, как правило, два года. Диплом выдается по совместному решению преподавателей и руководителей практики. Курс, который изучают студенты, включает теорию и практику этого дела, психологию, социологию, экономику, вопросы социальной политики и законодательства, методологию исследования.

Анализируя многолетний опыт подготовки социальных работников за рубежом (Швеция, ФРГ, Англия, Швейцария), особенно содержание их обучения, мы пришли к выводу, что существует многообразие школ, подходов, требований, критериев, сроков, форм аттестаций и других факторов, отличающих систему образования за рубежом (Бочарова, 1996).

Как показал анализ современного кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания населения специалистами в настоящее время в России в учреждениях социального обслуживания работают более 170 тыс. специалистов разного профиля, в том числе 73 тыс. в сфере социального обслуживания населения, но только 30% (18 тыс.) из последних имеют высшее образование, а из этого числа лишь 3,4% (примерно 2 тыс. чел.) - профильное (образование в области социальной работы), вместе с тем еще остаются вакантными почти 20 тыс. должностей (из них 8 тыс. по социальному обслуживанию семьи). Заметим, что в этих данных не учтены сферы образования, здравоохранения, службы занятости, правоохранительных органов, армейских подразделений и т.д., которым требуются специалисты по социальной работе (Торохтий, 2001; Образование и практика специалистов социальной работы, 2001).

Сегодня система подготовки кадров для социальной работы, в том числе и для работы с безнадзорными и беспризорными, представляется как мощная социальная структура, в значительной мере влияющая на государственную социальную политику и механизмы ее реализации. Она объединяет более 118 вузов (или факультетов в вузах) России, в том числе 65 университетов, где обучаются более 20 тыс. студентов и преподают около 3 тыс. специалистов, из которых более 650 имеют степень доктора и примерно 1,3 тыс. - кандидата наук.

Система образования в области социальной работы сегодня испытывает воздействие целого ряда факторов, влияющих на содержание, качество и тактику подготовки специалистов. В силу этого непрерывно обновляются структура и содержание учебного процесса. Основы содержания и организационные формы подготовки этих специалистов определены принципами высшего образования, положениями концепции социальной педагогики и социальной работы. Базой комплектования факультетов, курсов и т.п. по этим специальностям является в первую очередь на нынешнем этапе взрослое население, имеющее уже одно образование, но проявляющее интерес к работе социального педагога и социального работника, а также выпускники общеобразовательных и профессионально-технических школ.

Опираясь на положения, высказанные в работах В.А. Сластенина, нами были выделены принципы формирования личности социального педагога в процессе профессиональной подготовки: единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста в условиях широкой гуманитаризации педагогического образования; учет новейших тенденций развития и функционирования социума; фундаментализация педагогического образования во взаимосвязи с его практической направленностью; вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки социального педагога и социального работника в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее; демократизация педагогического образования, всего уклада жизнедеятельности педагогических учебных заведений, предполагающая развитие активности, инициативы и творчества участников педагогического процесса (Сластенин, 1987).

Содержание педагогического образования социальных работников должно обеспечивать органическое единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессионализма и общей культуры, широкой ориентации в подходах к постановке и решению новых проблем и задач.

Говоря о подготовке социального педагога, высшая школа России предусматривает воспитание и обучение профессионала, обладающего способностью интегрировать полученные знания и умения педагогических и многих других профессий. Предусматривается и обязательная специализация социального педагога, социального работника в одном из конкретных видов деятельности, избираемом им самим.

Как показал анализ литературы (Торохтий, 2001; Образование и практика специалистов социальной работы, 2001), в настоящее время повсеместно осваивается второе поколение государственных образовательных стандартов в области социальной работы. Отличительной особенностью этого процесса являются:

во-первых, ориентированность новых учебных программ и курсов на практическую работу, усовершенствование организации практики студентов в учреждениях, работающих с семьей, женщинами и детьми, на то, чтобы специалисты из учреждений социальной работы (УТСЗН, ЦСО, центров семьи и т.д.) не только знакомили студентов с особенностями своего труда, но и оказывали им квалифицированную помощь в совершенствовании технологий социальной помощи семье и детям;

во-вторых, взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями социального обслуживания. Это реализуется через введение целого ряда новых дисциплин, в частности: «Опыт социальной работы в различных сферах», «Опыт социальной работы с различными категориями населения (семей)», «Экономические основы социальной работы», «Правовые основы социальной работы», «Психологическое обеспечение социальной работы» и др. и предполагает участие практиков в учебном процессе на договорной основе;

в-третьих, предметность и технологичность изучаемых дисциплин (что также актуализирует авторитет специалистов-практиков), разработка и освоение технологических методик работы с семьей по конкретным проблемам, например «Методика формирования антиалкогольной установки у подростков», «Техника первичной беседы с родителями подростка с признаками алкогольной зависимости» и др.

Освоение нового поколения государственных образовательных стандартов проходит в противоречивой обстановке. С одной стороны - нарастающий позитивный фактор, в частности формирующаяся государственная социальная политика, постоянное наращивание сети учреждений социального обслуживания (со 107 в 1994 г. до 2240 в 2000 г.), активная роль семьи в общей системе социальной работы, использование отечественного и зарубежного опыта, развитие многоуровневой системы подготовки кадров и др., с другой - остающееся неизменным число факторов, снижающих качество учебного процесса, в частности недооценка доминантной роли семьи в социальной политике Российской Федерации; продолжающееся отождествление социальной работы с семьей и социальной работы среди различных категорий населения (особенно это очевидно в сфере образования); опережающие темпы роста числа социальных учреждений по сравнению с темпами подготовки кадров в одних регионах и, наоборот, неоправданный рост числа образовательных учреждений - в других (например, в Ярославле за последние годы отмечается переизбыток психологов и т.п.); подражание моде (внедрение неадаптированного зарубежного опыта без учета социально-психологических и экономических основ России); наличие конъюнктуры, спекуляции на социальных проблемах.

Проанализировав литературу, связанную с подготовкой кадров в системе социального обслуживания населения (Бочарова, 1996; Тетерский, 1996; Гуров, Шинкаренко, 1999; Торохтий 2001 и др.), мы выделили основные направления этой подготовки.

Формирование непрерывной системы подготовки специалистов различного профиля: а) начальное профессиональное образование. Вместо подготовки волонтеров в 10-11-х классах средних общеобразовательных школ и отчасти гимназий следует развивать систему социальных лицеев, выпускники которых будут ориентированы именно на работу в семье. Опыт такой подготовки есть в Чебоксарах, Сургуте, образовательных учреждениях Уральского округа; б) среднее специальное образование, обеспечивающее квалифицированными кадрами вакансии среднего звена учреждений социального обслуживания; в) высшее профессиональное образование в области социальной работы; г) послевузовское образование по подготовке научно-педагогических и научных кадров для социальной работы в аспирантуре и доктурантуре. Ежегодно эта форма образования дает социальной сфере России более 400 специалистов различного профиля, занимающихся социальной работой в учреждениях и организациях промышленности, здравоохранении, образовании, пенитенциарных учреждениях и т.д.; д) дополнительное образование, предполагающее переподготовку специалистов и повышение их квалификации. В этой форме обучения сегодня задействовано более 1 тыс. специалистов, в то время как реальная потребность составляет более 5-8 тыс.

Разумное использование зарубежного опыта социальной работы. Ежегодно за пределами России, в том числе при участии различных фондов (Евразия, ТАСИС, и др.), обучается более 4-6 тыс. человек. Причем по ряду позиций этот процесс проходит параллельно. Некоторые регионы (например, северный и восточный) напрямую решают вопрос подготовки специалистов в США, Англии, Бельгии и др.

Усиление семейного фактора как основы развития социальной работы вообще. Научные исследования по проблемам семьи становятся неотъемлемой частью дальнейшего развития системы подготовки специалистов различного профиля.

Сегодня необходимы серьезные научно-исследовательские изыскания в области нормативной базы и на этой основе упорядочение характеристик семей, которым требуется социальное обслуживание; исследование перспектив социальной работы с семьей - по какому сценарию будет идти развитие системы учреждений для семьи и детей, а также учреждений образования в социальной сфере. Важную роль приобретает интеграция усилий различных ведомств, учреждений в реализации образовательной политики Российской Федерации в сфере социальной работы с семьей.

Рассматривая проблему подготовки социальных педагогов и социальных работников в рамках Ставропольского края, В.Н. Гуров предложил Региональную систему непрерывного социально-педагогического образования, которая строилась на принципах целостности, системности, прогностичности, преемственности (Гуров, Шинкаренко, 1999). При разработке и развитии региональной системы им был включен для решения целый круг проблем, среди которых: создание модели системы непрерывного социально-педагогического образования таких специалистов, включающей в себя ее ступени; разработка соответствующих учебных планов и программ всех ступеней; учет взаимосвязи в них общественных наук, специальных и психолого-педагогических дисциплин.

Ведущая идея - заложить основные компоненты системы непрерывного социально-педагогического образования (допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка, постпрофессиональная). Цель - обеспечить развитие социально-педагогической работы в крае посредством подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов для этого вида деятельности с учетом региональных особенностей на основе созданной системы непрерывной подготовки их в образовательных заведениях.

Основную целевую установку разрабатываемой модели мы обозначили как подготовку социального педагога - личности с новым, многомерным мышлением, знающим и владеющим диагностическими методиками, позволяющими ему компактно взаимодействовать как с семьей, так и с отдельной личностью. И главное - сформулировать у него потребность к активному и сознательному совершенствованию своего профессионального мастерства.

В качестве задач были выделены: определение базовых школ, в которых будут созданы социально-педагогические классы (10-11 классы средней школы); разработка учебных планов и программ этих классов, отслеживание результатов обучаемости школьников в этих классах; открытие факультета социальной педагогики и социальной работы на базе СКИПКРО, Филиала Института Социальной работы (г. Москва); создание соответствующей кафедры открываемых специальностей («Социальный педагог», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе»); разработка соответствующих учебных планов и программ; отслеживание результатов обучения (на базе общего среднего, среднего специального и высшего образования); - разработка учебных планов и программ для последипломной подготовки.

В ходе исследования на наших экспериментальных площадках апробировалась и в настоящее время внедрена в практику модель системы непрерывного социально-педагогического образования по подготовке социальных педагогов и социальных работников, состоящая из следующих блоков-ступеней:

первая ступень (допрофессиональная подготовка из числа учащихся 10-11 классов по соответствующей программе);

вторая ступень (общеобразовательная на базе общего среднего, среднего специального и высшего образования);

последипломная (повышение квалификации в форме различных курсов). Опираясь на опыт, имеющийся в области кадрового обеспечения и теоретические положения, раскрывающие особенности социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, нами на муниципальном уровне была создана система повышения квалификации специалистов, работающих с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и их семьями.

В своей работе мы учитывали, что кадровое пополнение учреждений социального обслуживания, с одной стороны, осуществляется за счет студентов, окончивших Ставропольский государственный университет, Северо-Кавказский государственный технический университет, Филиал Московского социального университета и другие высшие учебные заведения края и страны, с другой - за счет специалистов, которые прошли переподготовку и получили возможность работать в данной сфере (например, на базе Ставропольского государственного университета, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования). Специалисты управления труда, социальной защиты и работы с населением руководят практикой, принимают участие в подготовке курсовых и дипломных работ слушателей. Совместно с учебными заведениями издаются методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в реабилитационном учреждении, по работе с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и их семьями.

Овладение знаниями и навыками по новой профессиональной деятельности позволяет специалистам учреждений социального обслуживания сократить период адаптации к работе.

На базе указанных высших учебных заведений проводятся зональные семинары и стажировки специалистов.

Очевидно, что переподготовка специалистов социальных служб по краткосрочной программе на базе уже имеющегося высшего профессионального образования помогает снять кадровый дефицит, но не решает проблемы систематического повышения их квалификации.

Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя не имеет ведомственной базы для подготовки и переподготовки специалистов. В структуру управления входит отдел социальной помощи и поддержки населения. Одно из направлений деятельности специалистов отдела - развитие системы учреждений социальной поддержки семьи и детей, информационно-методическое и кадровое обеспечение.

В течение ряда лет управлением ведется апробация собственной системы по обеспечению профессионального роста специалистов. Главное в этой системе - оказание реальной, действенной помощи специалистам, ориентированным на реабилитационный процесс и психологическую помощь, в развитии их профессионального мастерства и необходимых свойств и качеств личности.

Первый уровень системы повышения квалификации - курсовая подготовка. На основе договора к данной деятельности привлекаются специалисты кафедры социальной и коррекционной педагогики и кафедры психологии Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.

Основная идея повышения квалификации, организационно-методической работы управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города - признание, что социальная работа включает содействие и создание нормальных условий для жизни человека в обществе, выявление социальных проблем, предотвращение конфликтов, развитие коммуникативности, поиск и освоение источников помощи и принимая во внимание разделение социальных мероприятий с детьми и их родителями на две дополняющие друг друга категории: а) косвенный метод, т.е. возможность влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении, и б) непосредственный метод (воздействие «ума на ум»), т.е. предложения, советы, уговоры, а также рациональные дискуссии с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решения.

При организации повышения квалификации мы исходили из того, что компетентность специалиста, работающего с безнадзорными и беспризорными проявляется в: трансляции оптимальных способов решения кризисных ситуаций, демонстрации самопринятия и самоуважения, конструктивности и конкурентоспособности, поскольку только психологически и социально здоровый взрослый может воспитывать здорового и счастливого ребенка; эмпатийности и толерантности в общении с несовершеннолетними, позволяющими обеспечивать ребенку развивающую событийность со взрослым; психолого-педагогической поддержке несовершеннолетнего в формировании конструктивной индивидуальной реальности, включающей жизненные планы, образ Я, адекватную самооценку себя и других, принятие окружающей действительности и себя в ней; актуализации мотивации личностного роста, прогнозирования позитивного образа достижений в будущем.

При этом, учитывая уже наработанные в общей педагогике подходы в решении совершенствования процесса подготовки учителя, воспитателя в системном подходе (О.А.Абдуллина, Б.С.Гершунский, В.Я.Ляудис, Е.М.Павлютенков, В.А.Сластенин и др.), мы в своей работе по повышению квалификации социальных педагогов и социальных работников акцентировали внимание на том, что:

социальный педагог - специальность, совершенно новая для нашей страны и наиболее личностно-ориентированная из всех других педагогических профессий;

социальный педагог должен быть советчиком и помощником «человек в социуме» семейном, семейно-соседском, общинном. Он обязан помочь человеку (семье в целом) преодолевать трудности в жизни, научить его это делать самостоятельно;

подготовка социального педагога не может идти в отрыве от той практики социальной работы, которая осуществляется в городе различными социальными институтами и ведомствами и должна учитывать как уже сложившийся опыт, так и прогностические заявки на изменение и развитие;

необходимо привлечь к участию в обучении, повышении квалификации помимо государственных структур различные неправительственные организации, интегрировать потенциальные возможности их в этом деле;

имеются особые специфические отличия Ставрополя, как части Ставропольского края и Юга России.

В ходе изучения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних нами было выделено содержание направлений повышения квалификации:

овладение совокупностью знаний в области теоретических и эмпирических исследований в отечественной и зарубежной науке по проблемам социальных, психологических, педагогических детерминант безнадзорности и беспризорности;

развитие профессиональной компетентности в области современных технологий, ориентированных на психолого-педагогическую поддержку ребенка, оказавшегося в социально опасной ситуации;

формирование толерантных установок и навыков конструктивного поведения как основы оптимизации взаимодействия социальный педагог, психолог - ребенок «группы риска»;

развитие профессиональных умений и навыков сотрудничества с ребенком по моделированию позитивного индивидуального жизненного пути; ознакомление с современными диагностическими, консультативными, коррекционными формами и методами.

Проведя предварительный анализ запросов на повышение квалификации нами в учебный план были включены спецкурсы, повышающие профессиональную компетентность по следующим позициям: овладение методикой ранней диагностики детей потенциальных беспризорных; выявление детей с феноменом «психологическая беспризорность»; овладение техникой адаптации беспризорных детей в образовательном учреждении и социальной реабилитации; овладение техникой работы с педагогами по повышению толерантности и развитию умений психолого-педагогической поддержки ребенка.

Таким образом, был разработан план повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения по проблеме социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных.

В систему повышения квалификации кадров были включены методы активного обучения по разработке и принятию оптимального решения: «Мозговой штурм», «Банк идей», «Ролевая игра», «Экспертное совещание», «Методический инструктаж» и т.д.

В качестве эффективной формы обучения ними были использованы, так называемые, «круглые столы», деловые игры. Эти формы работы имеют ряд преимуществ в педагогическом обучении: значительно повышается мотивация деятельности специалистов, их социальной и познавательной активности, так как включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникативных способностей; в беседе за «круглым столом», в игре шире реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной рабочей обстановке не находят применения и развития; общаясь друг с другом в непринужденной обстановке, специалисты приобретают опыт коллективной деятельности, взаимного понимания и уважения, товарищеской поддержки, того сотрудничества, без которого невозможно общение и любая деятельность в человеческом обществе; общение за «круглым столом» в процессе деловой игры создает атмосферу раскованности, что снимает усталость, насыщает процесс обучения, получения информации в атмосфере взаимного уважения и понимания.

«Круглые столы», деловые игры предполагают деловую настроенность в беседе, неформальное постижение учебного материала во взаимодействии обучаемых и преподавателей.

Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя организуют такие формы повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения под руководством представителей науки, администрации, учитывая состав слушателей, их подготовленность, психологическое состояние и т.п.

Подобные «круглые столы» были проведены в СРЦ «Доверие», Социальный приют для детей и подростков «Росинка», Центре социальной помощи семье и детям. В рамках этих круглых столов рассматривались следующие вопросы:

Социальный педагог в структуре учреждений социального обслуживания населения.

Изучение микрорайона и составление его характеристики.

Создание банка данных о детях и семьях находящихся в социально опасном положении.

Личность социального педагога:

психологические особенности;

характерологические особенности;

коммуникативные способности;

организаторско-управленческие способности;

особенности этико-эстетического восприятия и отражения процесса жизни.

Выступления социальных педагогов.

Подведение итогов.

Приведем пример деловой игры по теме: «Планирование работы социального педагога с безнадзорными и беспризорными».

Цель: Разработка основных разделов плана работы социального педагога с безнадзорными и беспризорными.

Условие:

План должен отражать работу социального педагога соответственно задачам социальной службы, в состав которой он входит. Сюда относятся:

медико-психолого-педагогическая семейная служба;

служба культурного досуга и педагогической анимации;

служба профессиональной ориентации и социальной адаптации;

служба правовой и экономической защиты семьи;

служба профилактики;

служба развития детских и молодежных инициатив;

служба психологического и физического здоровья.

В каждой из служб обязательно в план включается раздел «Работа с семьей».

Необходимо связать разрабатываемый план с планом работы учреждения.

Необходимо спланировать взаимодействие социального педагога с учреждениями, находящимися в социуме.

Ход игры:

Распределение всех играющих на группы соответственно по службам.

Соответственно сама игра (составление плана работы).

Подведение итогов:

Анализ результатов деятельности (отчет групп о проделанной работе).

Примерный план работы (обсуждение). Задание на дом.

Разработать план работы на первое полугодие. Необходимо учесть: в работе с семьей - психологическую установку: главный воспитатель - родитель и отсюда - планирование; работа с семьей начинается с научной диагностики семьи и условий семейного воспитания (цель: составление паспорта семьи); дифференциацию семей на типы; в работе с детьми - изучение личности несовершеннолетнего (через установление контакта с ним).

Участники «круглых столов» и деловых игр в процессе обучения на деле убеждались в необходимости работы с родительской общественностью, коллегами по работе, используя предложенные формы, в том, что подобные формы общения с родителями, способствуют интенсификации социально-педагогической деятельности, диагностированию, формированию личностных качеств.

«Круглые столы», деловые игры стали для социальных педагогов учреждений социальной защиты населения начальным этапом социально-педагогической работы социальных служб с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и их семьями.

Опыт проведения практических занятий по такому принципу свидетельствует, что дискуссионный метод обсуждения решений способствует преодолению рецептурного подхода к методике, развивает у специалиста способность к творчеству, аналитическому мышлению.

В качестве следующего уровня повышения квалификации мы выделили подготовку и проведение городских методических семинаров, используя схему, предложенную членом-корреспондентом РАО Н.Алексеевым: замысел - исполнение - рефлексия.

В качестве одного из альтернативных вариантов предполагается создание условий для профессиональной самостоятельности руководителей учреждений социального обслуживания населения, служб социальной помощи семье и детям, социальных педагогов, психологов и т.д. по осмыслению ситуации, сложившейся в социальной сфере, овладению основами проектирования и программирования, формированию идей и замыслов в организации реабилитационного процесса, работе с семьей.

Для каждого занятия разрабатывается пакет методических рекомендаций по организации жизнедеятельности детей в социально-защитных учреждениях. Рекомендации носят незавершенный характер, предполагают привязку к особенностям социальной сферы и построены на принципе снисходительности взрослых по отношению к детям.

На базе Ставропольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» проводились следующие семинары:

Семинар по теме «Как работать с гиперактивным ребенком». Проводил семинар педагог-психолог СРЦ «Доверие» - Т.В.Гриценко На семинаре осуществлялось ознакомление специалистов с причинами гиперактивности, особенностями ее проявления, освещались теоретические аспекты работы с гипертимными детьми и их родителями, ознакомление с диагностическими и коррекционными методами и приемами, с технологией работы с гиперактивными детьми.

Семинар «Психологические аспекты лжи». Организатор - педагог-психолог СРЦ «Доверие» - Е.А.Бойко. В рамках семинара рассматривались следующие вопросы: теоретические аспекты проблемы лжи, формирование у специалистов навыков по выявлению лжи, эффективные методы коррекции лжи.

Семинар «Проведение в образовательных учреждениях занятий с учащимися по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни». Организатор зав. отделением диагностики и социальной реабилитации СРЦ «Доверие» - М.И.Кострикина. Участники семинара обсуждали актуальность данной проблемы, осуществлялось обучение социальных педагогов формам работы с данными проблемами, проходила выработка алгоритма взаимодействия социального педагога Центра со специалистами других учреждений.

Семинар «Профориентационная работа». Организатор - педагог-психолог СРЦ «Доверие» - Волынец СВ. В ходе семинара обсуждались следующие вопросы: понятие профессиональной ориентации, основные профориентационные концепции, этапы профориентационной работы, методы профконсультирования несовершеннолетних.

«Виды и формы взаимодействия Ставропольского социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» с общественными учреждениями г. Ставрополя по организации работы с детьми и подростками. Перспективы сотрудничества». В рамках данного семинара проходила презентация каждого отделения Центра в рамках обозначенной проблемы, осуществлялся обмен опытом.

На базе Центра социальной помощи семье и детям был проведен обучающий семинар по теме «Сотрудничество учреждений социальной защиты населения и подразделений по делам несовершеннолетних в направлениях работы с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов» (сентябрь 2004 г.).

Кроме этого на базе учреждений социального обслуживания были организованы семинары краевого уровня. Например, «Опыт работы СРЦ «Доверие» по проблемам психоактивных веществ. Работа с со-зависимыми членами семьи». На семинаре обсуждались эффективные виды и формы работы в области психопрофилактики и просвещения по проблеме ПАВ. Специалистами центра были проведены мастер-классы по организации групповой работы в рамках тренинга «Участие в группе личного опыта» по программе формирование здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках обучающей программы «Стиль 2000 - здоровый выбор».

Результатом подобных семинаров становится появление новых программ и проектов в сфере социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, поддержки детей, оказавшихся в кризисной ситуации.

Следующий уровень повышения квалификации - это проведение семинаров, методических объединений, практикумов открытых занятий, конкурсов в рамках самих учреждений социального обслуживания. Приведем пример. В Социальном приюте для детей и подростков «Росинка» на методических объединениях обсуждались материалы «Всероссийских педагогических чтений имени А.А.Католикова» и научно-методического сборника «Вестник» №1, где поднимались вопросы подготовки педагогических кадров для работы с трудными детьми, а также создание развивающей среды, определение путей и механизмов социализации трудных подростков.

Кроме этого для специалистов приюта был организован семинар «Коммуникативная культура - как условие эффективного взаимодействия с детьми», «Приемы и методы коррекционно-реабилитационной работы с детьми «группы риска» и др. С целью обмена опытом и повышения квалификации проводятся открытые занятия: «Земля - наш общий дом» (воспитатель Н.И.Черникова - 22.04.2004 года), «Каков я на самом деле?» (педагог-психолог Н.В.Подшивалова - 19.05.2004 года).

Важным дополнением в работе педагогов приюта являются памятки, инструкции следующей направленности: «Способы остановки и преломления неадекватного поведения», «Действия воспитателя при инцидентах и кризисных ситуациях», «Памятка для воспитателя по организации жизнедеятельности воспитанников в условиях приюта». Все это помогает своевременно и качественно осуществлять работу по оформлению документации розыскного характера, и в случаях неадекватного поведения детей на возросшую опасность.

Также, важным является привлечение специалистов, работающих с безнадзорными и беспризорными, к участию в научно-практических конференциях. Так, специалисты учреждений социального обслуживания населения участвовали в Областной межведомственной научно-практической конференции «Опыт и проблемы межведомственного взаимодействия в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ростовской области», состоявшейся в 2002 г., в Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый город: план действий сегодня», которая проходила в г. Ставрополе в июне 2004 г.

Также специалисты центра участвовали в семинаре «Активные методы образования взрослых в формировании здорового образа жизни», состоявшемся в марте 2003 г. в г. Твери, где рассматривались следующие проблемы: особенности работы со взрослыми, эффективные методики, модели изменения поведения, стратегии профилактики и др.

Еще одной эффективной формой повышения квалификации специалистов, работающих с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними является написание творческих проектов. В качестве примера можно привести разработанные специалистами СРЦ «Доверие» проект программы «Туристический лагерь»; проект программы «Ура! Каникулы!», поданный на соискание Национальной премии в области социальной политики «Гелиос» в номинации «Добро детям» - за личный вклад в становлении гармонично развивающегося детского поколения нашей страны. Целью проекта является социальная адаптация и реабилитация детей и подростков в свободное от учебы время и в период школьных каникул; проект программы «В поисках себя» для участия в конкурсе «Социальный форум», организованном партией «Единая Россия». Основной целью проекта является социальная адаптация и реабилитация детей и подростков через активную форму деятельности в спортивных секциях и кружках творческой направленности; проект программы «Когда ты не один, когда мы вместе» для участия в конкурсе программ, организованном международным благотворительным фондом EVERYCHILD. Основной целью проекта является социально-психолого-педагогическая и правовая поддержка детства; социально-экономическая поддержка семей группы «риска» (финансовая и натуральная помощь, организация детского и семейного досуга и отдыха, решение вопросов трудоустройства подростков и их родителей и т.д.).

Все эти формы повышения квалификации, на наш взгляд, способствуют осмыслению опыта работы по данной проблеме. Неслучайно во всех учреждениях изданы методические пособия, методические рекомендации по проблемам социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. Так, специалистами Центра социальной помощи семье и детям разработаны и изданы методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов, а специалистами Социального приюта для детей и подростков «Росинка» в 2004 году завершена работа по созданию рекомендательного пособия «Психологическое сопровождение детей и подростков в кризисных учреждениях».

Новизна идей, определяющих суть предложенной нами системы повышения квалификации, состоит, прежде всего, в принципиально ином подходе к оценке эффективности этой работы, которая определяется не показателями процесса (количество проведенных мероприятий, их частота, охват и т.д.) - акцент переносится на конечный результат, выражающийся не только в приобретении новых знаний и умений специалистами, но и в уровне адаптации детей, с которыми они работают как профессионалы. Это заставляет специалистов данного профиля менять свое отношение к процессу социальной поддержки - переходить от простого перераспределения различных видов помощи к созданию условий для социальной реабилитации ребенка.

На наш взгляд, апробированная в г. Ставрополе структура повышения квалификации специалистов учреждений социальной защиты, работающих с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и их семьями, рациональна, ибо в ней прослеживается стремление обеспечить повышение квалификации по всем необходимым направлениям без необоснованных затрат времени и сил, денежных средств и перегрузки специалистов. Это важно сейчас, когда цена любого управленческого решения приобретает особое значение, тем более, когда оно касается проблем семьи, материнства, детства.

 

 

АВТОР: Ульянченко И.И.