26.02.2012 14053

Особенности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений

 

В современных условиях Российская пенитенциарная система характеризуется следующими видами исправительных учреждений: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно - исправительные учреждения, следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных. Е.И. Холстова так пишет об исправительных учреждениях: «Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений».

Кроме этого, на них возложено обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных. Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений.

Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными, достигшими совершеннолетия. Они подразделяются на: колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими; колонии строгого режима, где содержатся осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления; колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, или которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно; колонии поселения, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний (ИК) общего и строгого режима; тюрьмы, где отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний (Ж). Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, осуждавшиеся к различным срокам лишения свободы, - в колониях усиленного режима». Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ, со специфичными особенностями деятельности работающих в ней профессионалов.

Профессиональная деятельность начальника отряда представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения в психологическом смысле представляет форму взаимосвязи личности с окружающей социальной средой. Существует два аспекта ее изучения -личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу деятельности и отношений, которые в ней реализуются. Деятельность начальника отряда во многом специфична, определяется не только психологическими концепциями, но и юридическими нормами. В учреждении пенитенциарной системы специалист исполняет свои функции в рамках служебных обязанностей и на основании ведомственных приказов.

Успешное выполнение воспитательной деятельности требует, чтобы начальник отряда глубоко овладел: нормативно - правовой базой; теорией познания и педагогическими науками; умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; умением органически связывать полученную информацию в единую систему взглядов; умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для эффективного воздействия на сознание осуждённого, с целью усиления его общественной активности и самостоятельности. Воспитательная деятельность начальника отряда фактически не подвергалась научным исследованиям с точки зрения ее продуктивности и профессионализма. Отметим, что данная проблема озвучена на мировом уровне. Так на международной конференции в Гааге, проходившей 17 - 19 ноября 1994 года, был принят проект «Руководства для пенитенциарных работников по соблюдению международных тюремных правил», в котором говорилось о том, что «подготовка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следующие компоненты: знание конституционного права, уголовного права, уголовно-исполнительного права и правил, действующих в тюрьмах: - умение распознавать потенциальных самоубийц: умение обращаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу».

Вопрос о профессионализме начальника отряда, его продуктивности и факторах, влияющих на достижение результативности в деятельности, является крайне важным и малоизученным. В работе начальника отряда большое место занимает руководство деятельностью самообслуживания, бытовой, трудовой, а также деятельностью общения спецконтингента. Основной задачей выступает воспитательная деятельность, направленная на последующую успешную интеграцию осужденного в гражданское общество.

Осуждённые ограниченны в общении, передвижении и основная задача воспитателя состоит в том, чтобы приобщить их к жизни в обществе и подготовить к будущей деятельности на свободе. Перевоспитание - процесс многоплановый, целостный и непрерывный. Это кропотливый процесс, требующий от начальника отряда умения понимать осуждённых, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них.

Правоприменительная деятельность работников государственно - правовых структур, занимающих различное должностное положение, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение начальником отряда должностных полномочий рассматриваются как нарушение закона, свидетельствуют, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует установку строго придерживаться правовых норм, воздействующую на поведение, направленность личности сотрудника исправительного учреждения. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников пенитенциарной системы, их ответственности перед обществом, нормативности поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности начальника отряда. Особенно велика роль развитого правосознания, стремлению воспитателя к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска.

Нормативность поведения, таким образом, выступает в качестве основной особенности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.

Другой значимой особенностью профессиональной деятельности воспитателей выступает властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц исправительных учреждений. Использование начальником отряда, работающим в уголовно-исполнительной системе, своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы граждан (самих осуждённых, родственников осуждённых, адвокатов и др.). Поэтому представление начальнику отряда соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование в рамках закона с учетом особенностей самого осуждённого, сложившейся ситуации, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера. Известно, что малейшее отступление от требований закона при использовании служебных полномочий должностным лицом может привезти к тяжелым последствиям, причинить моральный вред, нравственные страдания человеку, его близким, отрицательно повлиять на авторитет репутацию среди окружающих, сформировать негативное мнение о таком воспитателе. Поэтому принятие решений в ситуациях конфликтного характера, с использованием, в соответствии с законом и собственной совестью, властных полномочий, требует от начальника отряда не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств: аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоционально-волевой устойчивости, справедливого и уважительного отношения к людям, нормативности собственного поведения.

Особенностью деятельности воспитателя является также ее экстремальный характер. Профессиональная деятельность начальников отрядов, в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Как правило, нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, особенно в периоды, когда объявляется сбор сотрудников, привлекаемых к пресечению массовых беспорядков, к пресечению захвата важных объектов, к розыску и задержанию вооружённых и иных особо опасных преступнжов, совершивших побег из - под охраны или при конвоировании, к ликвидации бандитских формирований, к освобождению лиц захваченных и удерживаемых в качестве заложников в учреждениях УФСИН, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний.

Поэтому начальники отряда должны отличаться хорошим физическим здоровьем, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Еще одной особенностью деятельности воспитателя является творческий, нестандартный характер профессионального труда. Профессиональный труд начальника отряда необходимо с позиций затраты сил для достижения профессиональных целей, т.е. как осуществляемую через энергозатраты систему привычных приемов, процедур, средств, которые соответствуют средней, корпоративно одобряемой подготовленности начальников отряда и используются для выполнения различных правовых действий. Воспитателю пенитенциарного учреждения приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, требующими творческого подхода к их разрешению, внимательного изучения вшникших правоотношений. Поэтому ему необходимы не только сугубо профессиональные правовые, но и специальные знания из различных областей науки, техники, культуры и т.д., развитый интеллект. Например, начальник отряда должен хорошо знать субкультуру осуждённых.

В.В. Романов выделяет 4 подструктуры профессиональной деятельности в правоохранительных органах: познавательная подструктура; коммуникативная подструктура; организационно - управленческая подструктура; воспитательная подструктура, каждая из которых содержит свои трудности.

Познавательная подструктура.

Трудностями здесь являются дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации), противодействие заинтересованных лиц (осуждённых) процессу доказывания объективного установления истины в случае возникновения конфликтных ситуаций, нарушения осуждёнными режимных требований отбывания наказания и т.д.; особый эмоциональный фон, сопутствующий процессу познания воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально - психическую напряженность; общественный резонанс (в отряде, в секторе, в учреждении), нередко сопутствуюпшй познавательной деятельности работников пенитенциарных учреждений. Изучение социальных явлений, субкультуры в коллективе осуждённых их правовой анализ, предполагают наличие определенных когнитивных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности начальника отряда. К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности начальника отряда.

Профессиональная деятельность начальника отряда в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда - профессиональным общением. Во многих случаях общение для начальника отряда приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. Например, в ситуациях бытового устройства, вопросы, связанные с межличностным взаимодействием осуждённых и т.д. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры воспитательной деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, но и как процесс взаимодействия, принятия людьми друг друга.

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда воспитателей, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Значительный удельный вес в деятельности начальника отряда занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц. Умение работать с людьми - важнейшее качество, которым должен обладать начальник отряда. Ведь он помимо установления официальных и межличностных контактов с осуждёнными, представителями различных, отделов и служб учреждения, предприятий, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей осуждённых, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими поставленных задач. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности начальника отряда играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического, психологического характера, прогнозируя их последствия. Поэтому начальнику отряда, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего, это: умение оказывать управляющее воздействие на коллектив осуждённых, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать на достижение поставленных воспитательных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Составной частью познавательного процесса является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности (подструктуре). В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность начальника отряда «обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции».

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности начальников отрядов и требующих от них определенных личностных качеств, являются: строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов); ретроспективный характер процесса познания, мысленное моделирование событий прошлого; Важную роль в структуре организаторских способностей играют другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность, эмоционально - волевая устойчивость, высокий интеллект, адекватная самооценка, мотивация достижения успеха. Напротив, качествами, существенно снижающими эффективность его управленческого воздействия, организаторские возможности начальника отряда, являются: эмоционально - волевая неустойчивость, повышенная агрессивность, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная подструктура деятельности начальника отряда. Воспитательная функция в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений определяется, прежде всего, целями и задачами концепции отбывания наказания в исправительных учреждениях строгого режима. Участие начальников отряда в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого образовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть средствами общения.

Такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд начальников отряда, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремящихся работать в воспитательной системе, создать надёжную систему профессионального психологического отбора в уголовно - исполнительную систему.

Анализ особенностей профессиональной деятельности начальников отрядов показал, что специфическими особенностями профессиональной деятельности воспитателей являются: высокий уровень нормативности поведения, властный, обязательный характер профессиональных полномочий, экстремальный характер деятельности, нервно-психические перегрузки, творческий, нестандартный характер профессионального труда. Специфика профессиональной деятельности может негативно влиять на личность профессионала, приводя к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной нестабильности, фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний. Профессиональная деятельность воспитателя требует от начальника отряда не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и хорошего физического здоровья, высокой работоспособности, особых личностных качеств: аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, высокого уровня нервно-психической, эмоциональной устойчивости, справедливого и уважительного отношения к людям, нормативности собственного поведения.

Выделяются четыре подструктуры профессиональной деятельности в правоохранительных органах; познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая, воспитательная подструктура каждая из которых содержит свои трудности. В соответствии с этим делением, к личности воспитателя предъявляются специфические требовании. Так, познавательная подструктура деятельности предполагает наличие определенных когнитивных качеств - разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция; коммуникативная подструктура - способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность; организационно-управленческая - умение оказывать управляющее воздействие на коллектив осуждённых, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать на достижение поставленных воспитательных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки; воспитательная - предполагает наличие высокого образовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции, умения выступать перед аудиторией, свободно владеть средствами общения и воздействия на сознание осужденных.

Перечисленные качества, в значительной мере влияют на продуктивность труда воспитателей, выступают важнейшими факторами их профессиональной пригодности.

 

АВТОР: Фёдоров А.Ф.