27.02.2012 20767

Проблема активизации учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки

 

Вопросы активизации учебной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной дидактики. Активизировать, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, - побудить к активности, усиливая деятельность, оживить. Активность выступает как важное условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

В педагогике активность рассматривается как качество личности, проявляющееся в деятельности. В «Педагогической энциклопедии» активность понимается как важнейшая черта, которая проявляется в способности «изменять окружающую действительность» в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д.

В психологии активность рассматривается в двух аспектах: в личностном плане, как состояние и качество личности, которое характеризуется способностью и готовностью к активным внешним и внутренним действиям, и как определенный вид деятельности.

Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Основной формой проявления активности человека, его социального назначения, способом познания окружающей действительности является деятельность. Поэтому в психологии активность рассматривается во взаимосвязи с деятельностью, как динамическое условие ее становления. Р.С. Немов считает, что деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Общая теория деятельности, разрабатываемая философией, психологией, социологией и другими науками, для современной теории и практики обучения является методологической, теоретической и реально-практической основой, способной обеспечить решение задач, поставленных современным информационным обществом перед общеобразовательной и высшей школой. Особое значение в связи с этим приобретает учебная деятельность. Учебная деятельность является одним из специфических видов человеческой деятельности. Впервые понятие учебной деятельности как определенное психологическое понятие было введено в работах Л.С. Выготского, С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В психолого-педагогической литературе понимание учебной деятельности достаточно широко и неоднозначно. Этой проблеме посвящены работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф.Талызиной, А.Н. Леонтьева, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, Г.Н. Александрова и др.

Учебно-познавательная деятельность - это основной вид деятельности студентов. При этом она, в отличие от учебно-познавательной деятельности школьников, является в значительно большей мере само организуемой и самоуправляемой. В связи с этим проблемы эффективной организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов вузов требуют к себе повышенного внимания со стороны исследователей. Учебно-познавательной деятельности студентов вузов и вопросам, непосредственно связанным с ней, посвятили исследования многие ученые, среди них С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, М.М. Анцибор, В.Я. Ляудис, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Талызина, П.И. Пидкасистый и др.

Ю.К. Бабанский определяет учебно-познавательную деятельность как «систему познавательных действий учащегося, направленных на решение учебно-воспитательных задач,... в ходе учения происходят обобщения, анализируются связи и устанавливаются открытые в науке законы и закономерности». В отличие от Ю.К. Бабанского, большинство ученых трактуют понятие учебно-познавательной деятельности несколько шире. Это объясняется тем, что оно рассматривается ими также с точки зрения воспитания и формирования активной и творческой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию в процессе обучения. По мнению П.И. Пидкасистого в процессе учебно-познавательной деятельности «учащиеся не только усваивают предметные знания и умения, но и овладевают способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания». Того же мнения придерживается и В.В. Давыдов. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами».

Некоторые ученые связывают учебно-познавательную деятельность с постановкой и решением учебно-познавательных задач (Г.А. Балл, В.М. Глушков, А.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, СЛ. Рубинштейн и др.). В таком случае, на наш взгляд, эффективность учебного труда студентов будет зависеть от того, как при решении учебно-познавательной задачи студент сумеет само организоваться, проанализировать данную задачу, оценить качество собственного решения, его достоинства и недостатки, сумеет сделать обобщения и перенос, т.е. самостоятельно, рационально организовать, оценить, проконтролировать и откорректировать свою учебно - познавательную деятельность.

Ряд ученых Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Е.И. Машбиц, Т.И. Шамова и др. являются сторонниками подхода к обучению как к процессу управления. Они исходят в определении учения из принципа активности и сознательности в обучении. Это означает, что одной из основных целей обучения и воспитания является перевод человека из позиции объекта педагогического воздействия в позицию субъекта воспитания, обучения, самовоспитания, самообучения. Следовательно, если студента перевести в позицию субъекта управления собой и своей деятельностью (самоуправление), он становится носителем всех основных функций управления, включая функции организации и контроля, которые в случае отнесенности их к самому субъекту учения принимают форму самоорганизации и самоконтроля.

С позиции теории управления процесс учения представляет собой сложную динамическую систему. Деятельность ученика в этой системе протекает по схеме: получение информации, ее переработка, получение информации о ходе познавательной деятельности, внесение в деятельность определенных корректив на основе имеющегося запаса знаний или дополнительной информации, вновь получение информации о ходе деятельности и т.д., пока не будет достигнута познавательная цель. При этом подтверждает Т.И. Шамова, для учащегося процесс учения является результатом его внутренней активности, и может осуществляться только при условии, если он будет самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. С ее точки зрения, «процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения». Для целей нашего исследования наиболее адекватным представляется определение учебной деятельности, данное Т. В. Габай: «Учебная деятельность - это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого, то есть осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения». Таким образом, согласно Т.В. Габай, процесс учебной деятельности состоит из двух компонентов: процесса деятельности обучения и процесса деятельности учения. «Учебная деятельность есть составная деятельность. Ее основной функциональный компонент - учение, или «деятельность учения»; подготовительные функциональные компоненты объединяются в обучение, или «деятельность обучения». При этом учебная деятельность, рассматриваемая как деятельность учащегося, есть познавательная деятельность, так как она направлена на изменение его собственного опыта. Процесс обучения, как показала Н.Ф. Талызина, двусторонний, он охватывает деятельность как преподавателя, так и учащегося.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В настоящее время значительная часть педагогов и психологов считают, что учебная деятельность - это, прежде всего, деятельность, и в силу этого она имеет свои цели, потребности и мотивы, структуру и средства, свою единицу, позволяющую осуществлять ее анализ. Все эти компоненты связаны и взаимообусловлены, что должно быть учтено при построении модели учебно-познавательной деятельности на основе новой методической системы. Традиционно под методической системой понимают совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения. При выборе способа организации учебно-познавательной деятельности и построении модели этой деятельности для конкретного учебного курса, в том числе с использованием компьютерных программ учебного назначения (КПУН), согласно Е.А. Ракитиной, следует определить:

- цели курса, вытекающие из общих целей современного образования;

- задачи курса, непосредственно зависящие от социального заказа общества к системе образования;

- место курса в ряде других учебных дисциплин;

- программу преподавания, то есть структуру, содержание и основные понятия курса;

- особенности методического построения курса;

- оптимальные для данного курса формы, методы и приемы обучения;

- необходимые для успешной реализации целей и задач программы курса учебно-информационные, учебно-справочные, дидактические материалы.

Учебная деятельность направлена (ее цели и задачи) на усвоение обучаемыми предметного содержания знаний и способов деятельности, развитие самого субъекта деятельности, на включение его в систему общественных отношений и в открытую коллективную деятельность. Общую структуру деятельности с позиций подхода к ней, предлагаемого Г.Н. Александровым (в качестве единицы психологического анализа учебной деятельности выбрано «действие-умение» или просто «умение», формируемое у учащихся в процессе решения «учебно-познавательных задач»), можно представить следующим образом.

Такая структура отражает понятия: познавательная деятельность; общение; отношения; управление; мотивационная система. В контексте структуры учебной деятельности активность определяется исследователями как способ овладения каким-либо объектом или установления коммуникативных связей. При этом отмечается необходимое присутствие альтернатив «активность-пассивность» в любом акте деятельности, в том числе и учебной. Активной принято считать систему, воздействующую на другую, пассивную систему, испытывающую воздействие. В подобной трактовке активность и пассивность совпадают с действием и испытанием действия, поэтому активность целесообразно связывать с выбором самоуправляемой системой программы действий, поведения. При этом существенным аспектом активности такой системы является ее способность самопроизвольно менять свою программу с учетом полученных результатов: «деятельная система активна, если ее поведение избирательно, и пассивна, если оно лишено избирательности, однозначно определяется внешними условиями и внутренне нерегулируемыми факторами».

Средством достижения целей совместной деятельности выступает система форм взаимодействия преподавателя со студентами. И.Ю. Сероусов предлагает следующую модель взаимодействия «преподаватель - студент».

В этом взаимодействии выделены три сферы личности преподавателя и студента, в которых происходит первичный контакт. Это мотивационно - установочная, операционно-информационная, эмоциональная.

В учебном процессе, понимаемом как совместная деятельность процесса преподавания и процесса учения, важно объединение, рассмотрение в единстве таких категорий как «активизация познавательной деятельности» и «познавательная активность».

Р.А. Низамов определяет активизацию учебной деятельности, как «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Решение этой проблемы, - считает он, - зависит от: а) разработки дидактической системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности студентов; б) вооружения преподавателя выработанными дидактикой способами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя; в) обеспечения активной учебной работы студента, вооружения его способами, приемами, активного добывания знаний и выработки необходимых умений и навыков». Умения самостоятельно перерабатывать (осмысливать, переконструировать) информацию из различных источников и, прежде всего, умения самостоятельно работать с текстом выступают определенным синтезом умений, обеспечивающих всю учебную деятельность. Это одно из высших качеств человека, характеризующих его возможности самостоятельно добывать знания.

Г.И. Щукина рассматривает проблему активизации учебно - познавательной деятельности как проблему необходимости осуществления при изучении процесса, направленного на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и студента (взаимодействие), на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.

Если понятие «активизация познавательной деятельности» относится к деятельности преподавателя в учебном процессе, то понятие «активная познавательная деятельность» - к деятельности студента.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разные авторы с разных позиций подходят к рассмотрению сущности понятия «познавательная активность».

М.И. Лисина, например, изучая познавательную активность, признает, что она занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности и выражает состояние готовности к познавательной деятельности, проявляющееся в наличии внимания, интереса, настроя на работу. Польский дидакт В.Оконь считает, что в основе подлинной активности лежит такое положение дел, когда целью обучающихся является учение - осознание усваиваемого материала, интеллектуальная удовлетворенность, получаемая от процесса обучения, положительное эмоциональное отношение к учению. Активность как состояние личности - это предпосылка всей учебной деятельности, в том числе и умственного развития.

Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность «как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении субъекта к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной деятельности». Она видит в познавательной деятельности и цель деятельности, и средство ее достижения, и результат активизации учебно-познавательной деятельности.

В понимании Абульхановой-Славской познавательная активность есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Она отражает готовность к энергичному, деятельному, творческому познанию, само настроенность на активное участие, что в перспективе формирует активную жизненную позицию.

В рамках нашего исследования актуально мнение Г.И. Щукиной, согласно которому познавательная активность определяется как интегральное свойство личности, влияющее на весь учебный процесс, одновременно выступающее как предпосылка и результат развития. Она характеризуется поисковой направленностью в учении, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во вне учебной деятельности, эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

По определению Р.А. Низамова: «Активность студента в обучении - это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности».

Характеристика уровней развития познавательной активности студентов обусловливается логикой процесса обучения, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности. Выделяют следующие три уровня познавательной активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают высокие и стойкие познавательные интересы.

Решение проблемы активизации учебной деятельности студентов зависит от:

- разработанной системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности студентов;

- выявления наиболее эффективных условий и средств обучения;

- активности деятельности самого преподавателя;

- обеспечения активной учебной работы, научного поиска студента, вооружение его способами, приемами активного добывания знаний, формирования умений и навыков.

Отсюда активизация учебной деятельности будет зависеть как от активных действий преподавателей, так и активности студентов.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). В связи с чем, стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

В контексте активности личности особое значение приобретает высшая форма учебной деятельности - самостоятельная работа студентов. С позиций субъекта деятельности, самостоятельная работа может быть определена как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» Согласно В.М. Рогинскому: «Самостоятельная работа студентов (СРС) - это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата».

Самостоятельная работа студентов в современной дидактике рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации. Однако, как справедливо отмечается в работе, главный признак самостоятельной работы как дидактической категории проявляется вовсе не в том, что студент работает без помощи преподавателя, а в том, что его деятельность несет в себе одновременно и функцию перевода информации в знания, умения, и функцию управления этой деятельностью. Следует подчеркнуть, что такая самостоятельность формируется постепенно, проявляется у студентов в разной степени. Как форма учебно-познавательной деятельности в высшей школе, самостоятельная работа студентов обладает наибольшими возможностями для развития творческих познавательных способностей обучаемых, позволяет максимально реализовать личностно-ориентированное обучение.

Эффективность самостоятельной работы зависит от того насколько хорошо она оснащена не только учебником, монографией, но и оборудованием, например, компьютерными программами, пособиями по автодидактике, таблицами, другими иллюстративными материалами, аудиовизуальными средствами. В условиях информатизации образования особое значение приобретают умения приема и переработки информации, раскрытия или установления связей и отношений между различными сведениями. Продуктивная самостоятельная работа студентов - эффективное средство овладения такими умениями. Кроме того, «самостоятельная работа - главное условие интеграции знаний-описаний и знаний-инструментов, формирования ключевых компетенций, т.е. способности применять знания, умения на практике, в конкретных ситуациях. Одним из важнейших результатов формирования готовности студентов к самостоятельному научно-информационному поиску должен стать достаточный уровень их информационной культуры».

 

АВТОР: Харченко Г.И.