27.02.2012 16703

Понятие и сущность информационной культуры педагога

 

В информационном обществе собственная культура личности остается едва ли не единственным механизмом регуляции поведения человека. Но в то же время актуализируются проблемы культурной компетентности личности, формирования толерантности к иным культурам и системам ценностей, воспитания социально ответственной личности с более четкими ценностными ориентирами, адаптации человека к перенасыщаемой информационной среде, предполагающие разумную редукцию избыточной информации, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью.

Цели образования в контексте построения информационного общества, сохранения мировой цивилизации и культуры в основе своей имеют формирование целостной личности как субъекта культуры, создание условий для наиболее полной реализации ее потенциальных возможностей. Выход в содержательном плане на понятие «культура», когда личность образовывает себя, овладевая «культурой», созданной человечеством, по мнению И. Роберт, является перспективным и современным для сегодняшнего образования. На существование точного соответствия между образованием и культурой указывал С.И. Гессен: «Образование есть не что иное, как культура индивида». Именно образование является одной из значимых форм трансляции культуры. Исследователь В.П. Фомин отмечает, что образование, с одной стороны, является необходимым условием существования культуры, с другой - средством ее сохранения и исторической жизнеспособности. Состояние образования определяется типом культуры. И разные типы культуры предлагают различные модели такого воспроизведения

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В сферу философского знания понятие «культура» вводится самыми различными способами через:

- производство (материальное и духовное или только духовное);

- деятельность;

- ценности;

- творчество;

- знаковые системы;

- технологию;

- информацию

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

- опыта ценностного отношения к миру.

Любая компетентная профессиональная деятельность в современных условиях принципиально неотрывна от социально-культурного контекста.

Осуществление связи с широким культурным контекстом в процессе обучения человека компетентным профессиональным действиям возможно посредством компьютерных и коммуникационных технологий. Эти технологии обеспечивают доступ человека к огромным массивам самой разнородной информации, позволяют ее целенаправленно обрабатывать и использовать для решения конкретных проблем.

Современные информационные системы, базы и банки данных, аккумулирующие информацию о самых различных аспектах современного мира, тем самым обеспечивают связь процесса обучения с широким социально-культурным контекстом деятельности современного человека.

Информация становится важнейшей сущностью нашего мира. Неслучайно, что современное общество отводит информации роль фактора социального развития не менее, а даже более важного, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Создание, обработка и передача информации с помощью средств новых информационных технологий составляет центральное ядро процесса перехода от индустриального общества к информационному.

Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. В связи с этим одним из важнейших компонентов культуры сегодня становится информационная культура. Эффективное функционирование и развитие современной системы образования невозможно без высокой информационной культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Изменения в обществе связаны с изменениями в культуре, особенности которой определяются системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую жизнедеятельность в рамках определенного типа общества. Распространение в различных сферах жизнедеятельности таких информационных технологий как мультимедиа, гипертекста и компьютерной коммуникации позволило выделить некоторые тенденции развития культуры в информационном обществе.

Мультимедиа обеспечивают переход от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» - на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиа-текста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней.

Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (широкий обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста), интертекстом (взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъемкость гипертекста). Главной характеристикой гипертекста является не протяженность, а нелинейность, связность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры. Самой важной чертой технологий мультимедиа и гипертекста является то, что они охватывают большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии; «их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой»; обеспечивают комплементарность рационально-логического и эмоционально-образного мышления.

Компьютерная коммуникация предполагает культурный полиморфизм, открывающий простор для трансформации монолога в диалог и полилог (природа - культура, культура - общество, наука - искусство, культуры элитарная и массовая, восточная и западная, национальные и т.п.). Человек в информационном обществе осваивает виды опыта владения своими и чужими ценностями, что стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.

Сегодня мы можем наблюдать феномен формирования виртуальных сетевых сообществ. Позитивной стороной их существования является то, что это способствует укреплению культурно доминирующих социальных связей, росту их глобализации, взаимопроникновению культур, объединенных вокруг общих целей, интересов, мнений.

С развитием компьютерных коммуникаций сложилась такая социально-культурная ситуация, которая позволяет человеку увидеть культуру в единстве многообразия и воспринять все лучшее, что способны дать этническая, национальная и транснациональная культуры.

Благодаря простоте и доступности языка электронных средств массовой информации транснациональная массовая культура может стать отправной точкой, с которой начнется вхождение человека в мир высокой культуры. Но отметим, что электронные средства коммуникации способствуют проявлению в культуре противоположных процессов. Интеллектуальная деятельность и ее продукты все настойчивее стремятся принять «доходчивую» коммуникативную форму; высокое, элитарное в культуре стремится установить прямую связь с массовой культурой, снизойти к ней, во что бы то ни стало угодить массе (под властным воздействием экономических факторов), что может привести к редукции культуры, а также «унижению» национальных культур «транснациональной».

Происходят в культуре информационного общества изменения и негативного характера компьютерная наркомания (увлечение компьютерными играми, пропагандирующими агрессию и насилие, Интернет - зависимость); виртуализация общения, возникновение асоциальных субкультур виртуальных сообществ (хакеры, любители порнографии, экстремисты и т.д.), компьютерная преступность и др., которые могут привести к разрушительным тенденциям в культуре, хаотизации социальной жизни. Компьютер в жизни и социализации подростка XXI века будет занимать, по мнению Г. Аркадьева, гораздо большее место, чем его ближайшее социальное окружение. Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры в информационном обществе неотделим от закономерностей фило- и онтогенеза. В прошлом человек воспринимал определенную структуру ценностей культуры, которая не менялась несколько столетий, регулируя ориентации многих поколений. Сегодня на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, под воздействием информатизации изменяется приоритет ценностей в культуре.

Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи называют следующие:

- понимание человека как самостоятельно - деятельностной личности, осуществляющей в гармонии с природой и цивилизацией познание и преобразование окружающего мира и стремящейся к новому опыту, к внутреннему удовлетворению;

- ценность образования, объективного научного знания, установка на постоянное его приращение;

- восприятие природы как закономерного и упорядоченного «поля объектов», выступающих материалом и ресурсами преобразующей деятельности человека на основе ее гуманитарной экспертизы;

- ценность инноваций и прогресса;

- стремление личности к автономности и сохранение тяготения к общности, принятию участия в совместной выработке решений с участниками информационного взаимодействия;

приоритетность свободной самореализации, творчества и т.п. Современному информационному обществу соответствует особый характер человеческой деятельности. Это, прежде всего, инновационно-творческая деятельность, носящая проектировочный характер и предполагающая альтернативность и много вариантность решений в новых информационных условиях, имеющая личностные смыслы в соответствии с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Перечисленные выше изменения в информационном обществе обусловливают необходимость становления информационной культуры педагога, т.к. решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Потребность развития информационной культуры педагога, согласно исследованиям, диктуется следующими положениями:

- увеличением массовой доступности персональных компьютеров, появлением различных систем мультимедиа, наличием всевозможного программного продукта как профессионального, так и игрового;

- знакомство многих учащихся с этими техническими средствами задолго до их изучения по соответствующим дисциплинам в учебных заведениях;

- частым несоответствием личной, более современной электронной техники учащихся и той, которой оснащены общеобразовательные учреждения, что приводит к отсутствию интереса и желания обучаемых работать с ней;

- увеличением числа отечественных хакеров, основной контингент которых составляют учащиеся средних учебных заведений.

Под информационной культурой педагога мы понимаем проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств. Предложенная Е.В. Данильчук модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

когнитивно-операциональный,

инструментально-деятельностный,

прикладной,

коммуникативный

мировоззренческий.

Когнитивно-операциональный компонент определяется общими представлениями педагога о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога. Этот компонент предполагает наличие у педагога фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, ситуативно обеспечивающих опыт деятельности и ориентировку в информационной среде, оценивания явлений и процессов в ней; осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности, выявление сочетания алгоритмического, системного мышления и выработки нестандартных решений.

Инструментально-деятельностный компонент связан с компетентностью педагога в области методологии, организации разнообразных видов своей информационной деятельности: использование в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных) поиска, обработки, манипулирования, представления, управления и хранения информации; развитость речевой культуры и владение правилами делового общения и творческого сотрудничества; отбор и аккумуляция необходимых сведений о возможностях информационных технологий в удовлетворении профессиональных и общекультурных запросов, общении; владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек - компьютер». Этот компонент проявляется во владении педагогом сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, рефлексии сочетания целей деятельности с постановкой профессиональных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде.

Прикладной компонент определяется представлениями педагога об эффективной информатизации педагогической технологии: владение целостным системным методом ее проектирования, реализации, коррекции и последующего воспроизводства на информационной основе; ориентация ее на развитие личности обучаемого, гуманного отношения к нему; компетентность в области проектирования, применения, адаптации, экспертизы, методического инструментария новых информационных и коммуникационных технологий в образовании; оптимальность их сочетания с другими традиционными видами педагогической деятельности. Этот компонент регулирует деятельность педагога при решении различных задач в информационной образовательной среде и включает в себя мотивационную и практическую готовность к анализу информационной обстановки в сфере своей педагогической деятельности; к гуманному сотрудничеству педагога и ученика в процессе учебной деятельности; к осознанному выбору технологий обучения; к рефлексии и прогнозированию результатов своей информационно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, к постоянной неудовлетворенности достигнутым, поиску все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе.

Коммуникативный компонент предполагает компетентность педагога в гибком и конструктивном ведении диалога «человек - человек» (информационная проблематика), «человек - компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек - компьютер - человек» (опыт коллективной и групповой коммуникации и совместной деятельности в информационной образовательной среде), представление об этике, такте и толерантности в компьютерной коммуникации, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Этот компонент проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных, культурных, профессиональных и др.) контактов и отношений педагога с людьми, окружающим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем трем типам компьютерного диалога; опыте цивилизованного разрешения конфликтных, сбойных, неопределенных ситуаций технического, психофизиологического, социального и т.п. характера в компьютерной коммуникации, целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в информационной среде и формировании его у обучаемых.

Мировоззренческий компонент определяется выработкой у педагога собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников. Этот компонент связан со знаниями педагога о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Мировоззренческий компонент проявляется в рефлексии педагогом мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей информационной деятельности как с пользой для других и общества, так и в интересах креативности и личностной самореализации; сочетании личностной свободы, ответственности и самоограничения человека как опыте саморегуляции в информационной среде; обретении собственной позиции в различных ситуациях информационной деятельности, осознанного нравственного выбора личностью индивидуальной точки зрения и линии поведения, и в этом педагог должен быть примером для обучаемого.

Авторы выделяют три основных уровня информационной культуры педагога: ориентировочно-инструментальный, профессионально-прикладной и творческо-рефлексивный.

Сформированность когнитивно-операционального и инструментально-деятельностного компонентов в структуре информационной культуры педагога определяет ее ориентировочно-инструментальный уровень (уровень общей компьютерной грамотности). Критериями достижения данного уровня являются универсальность, межпредметность информационной деятельности, ее методологический, инструментальный характер в структуре разнообразных видов деятельности человека. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики осуществления личностью своей информационной деятельности.

Сформированность компонентов ориентировочно-инструментального и прикладного уровней определяет профессионально-прикладной уровень информационной культуры, для которого критерием достижения является владение профессиональной спецификой информационной деятельности (как инвариантной - общепрофессиональной, так и вариативной - с учетом предметной специализации будущего педагога); такая деятельность педагога носит практико-ориентированный характер при решении образовательных задач. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики и стратегии осуществления личностью своей информационной деятельности в педагогической области.

Сформированность всех компонентов определяет творческо - рефлексивный уровень информационной культуры педагога. Критериями достижения этого уровня являются интегративный, синтетический, полифункциональный характер информационной деятельности, меж предметность и универсальность которой достигают высокой степени свободной ориентировки в информационной среде, подлинной личностной свободы и творчества в ней. Данный уровень информационной культуры педагога связан с его способностью к выработке стратегии целостного осуществления личностью любых видов информационной деятельности в информационной среде на определенной стадии ее развития, наличием ценностно-смысловых, рефлексивных аспектов информационной деятельности.

Ю.С. Брановский определяет информационную культуру как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

По мнению Ю.С. Брановского, «информационная культура, в узком смысле, - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в котором мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего». По определению А.Л. Семенова, под информационной культурой следует понимать «общее представление об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, СМИ, системе морально-этических и юридических норм, ценностной ориентации».

З. Коган и В.А. Уханов в своей работе «Человек: информация, потребность, деятельность» приходят к выводу, что информационная культура есть единство «информационных способностей и творческой информационной деятельности, реализуемых в информационном взаимодействии субъектов в процессе создания, хранения и использования информации в обществе».

Д. Карагозов определяет общую информационную культуру личности следующим образом: «Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности».

Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

В связи с этим Ю.С. Брановский выделяет три уровня приобщенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с ЭВМ), компьютерную грамотность и информационную культуру.

Компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Информационная культура - это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на ПК, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать.

Под проникновением в суть процессов обработки информации мы понимаем: умение правильно воспринимать различную информацию, выделять в ней главное с одновременным исключением второстепенного; применять различные виды формализации информации; широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений; разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК; анализировать полученные результаты; проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Ю.С. Брановский выделяет ряд структурных компонентов информационной культуры.

Одним из важнейших компонентов содержания информационной культуры, по его мнению, является умение пользоваться автоматизированными информационными системами - системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации. Их совершенствование и развитие оказывает существенное влияние на характер производства, научных исследование, образование, культуру, быт, социальные отношения и структуры. Это оказывает как прямое влияние на содержание образования, связанное с уровнем научно-технического прогресса, так и косвенное, связанное с проявлением новых информационных и производственных технологий, новых профессиональных умений и навыков, потребность в которых резко возрастает.

Не менее важной составляющей информационной культуры человека являются умения выбирать и формулировать цели; осуществлять постановку задач; строить информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем и интерпретировать полученные результаты; предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы; использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, знаний, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования данных и знаний, понимание сущности информационного моделирования, способов представления данных и знаний.

Еще одной важной составляющей информационной культуры является способность человека, владеющего необходимым инструментарием, предвидеть последствия собственных действий, умения подчинять свои интересы тем нормам поведения, которым необходимо следовать в интересах общества.

Рассмотренные компоненты основ информационной культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение.

К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры В.А. Шаповалов относит следующие.

Первая и самая главная - это проблема формирования тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающей общую и специальную ориентировку личности в окружающей инфосреде. Здесь первостепенное значение приобретают количественные и качественные характеристики человеческого знания, обеспечивающие комфортность существования личности в современных условиях, его уровни, стадии развития, возможности управления этим процессом.

Другая крупнейшая проблема - умение осуществлять информационную деятельность: формулировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты.

Третья проблема состоит в подготовленности личности эффективно использовать любые (традиционные и компьютерные) источники информации, базы и банки данных.

Четвертая проблема состоит в разумном регулировании информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм.

И, наконец, пятой, очень важной является проблема реализации индивидуальности личности в ее информационной деятельности. Тип личности, одаренность, темперамент, условия воспитания - все имеет значение для формирования индивидуальной информационной культуры, которая вносит свою лепту в общую информационную культуру человечества.

Таким образом, становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека и одной из приоритетных задач системы образования. Информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.

Информационная культура личности пронизана информационной деятельностью - процессом, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды - объектом своей деятельности. Информационная культура дает возможность наиболее полно реализовать в такой деятельности свои способности, потребности и стремления (как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих).

Обеспечение ответствующего уровня информационной культуры, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности, является социальным заказом информационного общества для системы высшего образования.

 

АВТОР: Харченко Г.И.