26.11.2010 1831

Роман Д.Р. Локка «Демагог» как образец сатирической биографии

 

Роман Д. Р. Локка «Демагог» (1891) - это и роман карьеры, и роман-биография в самом полном значении этого слова. Жизнь главного персонажа подробно прослеживается от момента рождения (с этой сцены начинается книга) и до смерти, показанной как закономерное самоубийство.

История Мейсона - это история его взлета, разоблачения как преступника, закономерного падения и смерти как наказания за совершенные мерзости.

В «Демагоге» четко выделяются этапы судьбы, точнее - карьеры главного персонажа, политика Калеба Мейсона. Соответственно строятся и главы романа. Первый этап биографии героя связан с его рождением, воспитанием в семье и обучением в школе.

Смыслом жизни Мейсона-ребенка становится преодоление своего положения, утверждение в обществе. Резко отличаясь от своих братьев-хулиганов, Калеб рано понял, что образование и деньги могут возвысить человека. Потому он так серьезно относится к школе, его появление в которой описано явно с долей американского гиперболического юмора: « У стройного коренастого мальчика на ногах были один туфель и один ботинок, оба предназначенные для взрослых, оба дырявые на пальцах и порванные сбоку» [1, С.28]. В этой западной школе с дикими нравами, где основной проблемой было «заполучить учителя, которого ученики не смогли бы вышвырнуть в окно» [1, С.23], Калеб быстро заставил себя уважать. Физически крепкий, упрямый и упорный, он на глазах у всего класса избивает грозу-учителя, а затем по очереди всех насмешников. Чувствуя свое превосходство, Калеб, тем не менее, усердствует на уроках. «Только он каким-то образом знал, что образование делает людей, стоящих над другими людьми, а он вынес для себя безусловное решение - стать вышестоящим (Superior) человеком « [1, С.27].

Заранее подпилив доску моста, Калеб организует спасение девочки из реки, попадает к ней в дом. Теперь он принят, хорошо одет, начинается его карьера. Отец Сары помогает ему устроиться в газету, а затем и секретарем известного политика. Это уже второй этап биографии Мейсона - становление его как политика - демагога.

Судья Рэйни предсказывает карьеру Мейсона в политике: «Мейсон - человек из тех, что бросаются в нее, вроде утки, ныряющей в воду» [1, С.105]. Талантливый ученик, Мейсон быстро познает механизмы власти, методы политической агитации, манипуляции общественным мнением. Параллельно заканчивается формирование его человеческой личности. «Его натура была такой, что он в одну минуту мог бы убить вдову из-за ее имущества и в другую рыдать над могилой несчастной девушки, чья жизнь безвременно оборвана чахоткой» [1, С.215] . Мейсон быстро проявляет талант оратора, становится «прекрасным образцом популярного идола». Влияние его растет. С ним начинают считаться «отцы города», в частности влиятельное семейство Харви, держащее в руках все нити власти. Сначала недооценив его, а затем, испугавшись, Харви пытаются с ним поладить. Стремление взаимно. Ради карьеры Калеб, как и положено одержимому политикой, предает свое счастье, чувства и отказывается жениться на Саре, предпочитая соединиться ради денег и влияния с Еленой Харви, которая была «так же амбициозна, как Люцифер» [1, С.150] и надеялась с помощью Мейсона попасть в высший свет. Именно в этот момент Калеб и совершает преступление, возмездие за которое настигнет его в финале романа - он фактически убивает отца Сары Данлэпа, сознательно не подав ему лекарство во время дежурства у постели больного. С этого момента фабула романа раздваивается. Одна линия повествования связана с дальнейшей политической карьерой Мейсона, а другая - с противостоящими ему порядочными людьми, долго готовящими его разоблачение. Обе линии стыкуются лишь в самом конце произведения.

К рабам-неграм Мейсон ни испытывает малейшего сочувствия, но несколько дней говорит только о них, зарабатывая популярность среди избирателей. В связи с этой проблемой слово берет сам автор, который считает, что первые аболиционисты «разожгли огонь, раздули его, подложили дров, а когда он разгорелся, пришли другие люди и погрелись у его пламени « [1, С.313] .

Выдвижению Мейсона способствуют объективные обстоятельства. По мысли Локка, сама американская действительность порождает подобный тип личности. Корни зла находятся, считает сатирик, в специфической американской социальной психологии. «... Средний американец всегда считает себя вполне компетентным, чтобы занять в своей стране любую должность - от констебля до президента» [1, С.407], - эта мысль Локка перекликается с выводами о невежестве американских политиков Дефореста.

Действие романа «Демагог» связано с конкретно-историческим фоном. Политические реалии времени получают в книге достаточно подробное освещение (движения, законопроекты и так далее). В одном из эпизодов романа Мейсон с женой своими глазами видят убийство Линкольна во время театрального представления. Но все-таки для автора главное - показать закономерности выдвижения и неизбежного падения личности политика-интригана, суть которого воплощает Калеб Мейсон.

Вторая сюжетная линия в романе связана с персонажами, поставившими перед собой цель разоблачения демагога и преступника. В разработке этой линии Локк значительно менее удачлив, чем в критической биографии Мейсона. Несколько наивно он выводит персонажей, начинающих с ним борьбу. В первую очередь, это преданная им Сара, которая, правда, продолжает его любить и требует лишь восстановления справедливости (возвращения денег, похищенных Мейсоном у ее отца). Во-вторых, это молодой человек Сэм Глисон, когда-то соперник Калеба в любви к Саре, в начале своей карьеры бывший подчиненный Мейсона, завидовавший ему и мечтавший сделать ему пакость из зависти, а потом познавший грязь и мерзость политических интриг, бросивший карьеру и соединившийся в браке с Сарой. Как у Г. Адамса, здесь явно проявляется стремление автора найти положительного героя в персонаже, бегущим от политической деятельности к личному счастью, частной жизни. Но если убедительный образ Мейсона - несомненное достижение Локка-сатирика, то попытка разработать ему альтернативы выглядит менее удачной.

Но в целом значение «Демагога» для развития жанра политического сатирического романа в американской литературе представляется немаловажным. В « Энциклопедии американских юмористов» (1988) в главе о Д. Р. Локке эта книга справедливо характеризуется как «один из лучших образцов художественной литературы социального протеста своей эпохи, скептически рассматривающей движущие мотивы бизнесменов и политиков Позолоченного Века» [2, С.287] .

Литература

1. Locke D. R. The Demagogue.- N. Y.: Literature House/Gress Press, 1970.

2. Encyclopedia of American Humorists/ Ed. by S. Hale. N. Y.- L.: Garland Publishing, Inc., 1988.