27.02.2012 13089

Дидактические принципы разработки учебно-методических комплексов

 

Анализ педагогической практики использования программных средств учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественных (с педагогической точки зрения) компьютерных программ являются, во-первых, частичное, а порой и полное игнорирование при их разработке дидактических принципов обучения и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер. Судя по всему, одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПК, так и полная замена этих подходов новыми конструкциями. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. При этом программным средствам (системам, комплексам), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции, и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к педагогическим программным средствам. Вместе с тем, методика преподавания каждого учебного предмета, в свою очередь, учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому правомерно говорить о методических требованиях к педагогическим программным средствам, которые отражают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета. Определяя педагогические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, необходимо учитывать также обоснование выбора темы для педагогических программных средств, аргументированное определенными методическими целями, и обеспечивать проверку педагогической эффективности использования педагогических программных средств.

Помимо этого, при разработке педагогических программных средств следует учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к студенту, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки. Все это обусловливает позитивный фон общения пользователя с ПК, определяя эргономические требования к содержанию и оформлению педагогических программных средств. Большое значение при разработке педагогических программных средств необходимо уделять таким характеристикам как удобный интерфейс, простота использования, защита от несанкционированного доступа, надежность, возможность отмены ошибочных действий, рассылки по сети (в условиях использования сетевых технологий), аппаратной переносимости.

Разработка программных средств, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, специалистов по эргономике, дизайнеров. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым педагогическим программным средствам, чтобы их использование не вызывало отрицательных (в психолого-педагогическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило бы целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого.

Итак, рассмотрим дидактические принципы организации обучения с использованием информационных технологий, под которым будем понимать исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения с использованием компьютера. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

Большинство исследователей данной проблемы, как правило, идут по пути создания особой системы принципов, отражающих специфику компьютерного обучения или разработки частных принципов применения в учебном процессе отдельных информационных средств. Оценка существующих при этом подходов позволяет усомниться в правильности данного направления, так как уже сегодня таких принципов насчитывается не один десяток. Причем в подавляющем большинстве случаев, как показывает проведенный анализ, заявленные принципы по существу не являются совершенно новыми, а лишь в определенной степени дополняют, уточняют, конкретизируют или развивают принципы традиционной дидактики.

На современном этапе развития педагогики высшей школы при определении методологических требований к применению в учебном процессе ИТО речь должна идти не о замене традиционных дидактических принципов новыми, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.

В качестве первоосновы для этого будут приняты общедидактические принципы, изложенные в, а также отдельные идеи, предложенные в теориях поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения. Такой подход обусловлен тем, что именно последние теории в настоящее время применяются в качестве базовых при реализации компьютерного обучения. При этом система требований к процессу использования информационных технологий обучения в вузе будет рассмотрена с позиций системного подхода, то есть как целостному явлению, протекающему в рамках педагогической системы.

Выделим основные принципы, используемые в ходе дидактического процесса, касающиеся дидактической системы (системы методов, средств и форм обучения). К ним следует отнести:

Соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения.

Главная суть проявления закономерностей учения состоит в поэтапном овладении обучаемыми научным содержанием учебной дисциплины, носителем которой является компьютерная обучающая программа. Отсюда следует, что цель обучения при использовании информационных технологий должна достигаться поэтапно, путем решения ряда частных дидактических задач.

Принцип ведущей роли теоретических знаний, единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Изучение любой темы с использованием информационных технологий должно начинаться с представления о теоретическом содержании темы в целом, на промежуточном этапе следует уделить внимание отдельным видам содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах довести изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения.

При выборе методов обучения с применением информационных технологий, а также при разработке и создании компьютерных обучающих программ следует учитывать, что обучение как дидактический процесс выполняет не только образовательную, но и воспитательную, а также развивающую функции. Будучи носителями преобразованного в учебный материал содержания обучения, они реализуют не только процессуальный, но также целевой и содержательный аспекты образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

В кругу специалистов компьютерного обучения бытует мнение о том, что обучающие системы на базе персонального компьютера не обладают воспитательными возможностями. Этот подход глубоко ошибочен, на наш взгляд. Действительно, личность может воспитывать только человек, а не машина. Но обучающая программа, реализованная на «бездушной машине», в том или ином виде опосредовано представляет личный опыт преподавателей-разработчиков и обязательно оказывает воздействие на чувства и эмоции обучаемых. Опыт проведения экспериментального обучения в рамках исследования подтверждает этот тезис. Так, например, по мнению студентов, работа с компьютерным лабораторным практикумом, включенным в состав образовательных информационных технологий, способствует развитию у них умственных способностей, совершенствует стиль мышления, вырабатывает привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным, точным расчетом, формируя таким образом многие нравственные качества: добросовестность, ответственность, честность, гордость за выбранную профессию и другие. Отрицание данного факта не просто ошибочно, но и вредно тем, что снимает ответственность с разработчиков за достижение воспитательных целей в обучающей программе. Если сегодня эти заблуждения негативно не сказываются на воспитательной стороне обучения (что уже ощутимо в системе образования на Западе), то только по причине относительно малого времени работы обучаемых на персональном компьютере.

Из сказанного ясно, что данный принцип имеет исключительно важное значение для разработки, создания и применения как компьютерных обучающих программ, так и информационных технологий в образовании.

Реализация его позволит обеспечить продуктивный переход знаний через чувства и эмоции в убеждения и навыки.

Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению.

В обучении с применением информационных технологий делается акцент на учете трех групп мотивов учения: социальных, профессиональных, познавательных. Их рекомендуется учитывать при проектировании средств образовательных информационных технологий еще на стадии постановки дидактической задачи, а также непосредственно в ходе дидактического процесса.

На стадии постановки дидактической задачи реализуются целевой и содержательный аспекты рассматриваемого принципа. Здесь закладывается основа для стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и реализации дидактического процесса. Это достигается четким заданием систем целей обучения через систему умений, которыми должен овладеть обучаемый. При этом каждое из умений представляется как действие (деятельность), имеющее жизненный смысл для обучаемого, успешность выполнения которого зависит от уровня усвоения им изучаемого содержания учебного материала.

Ставя дидактическую задачу, преподаватель должен отчетливо представлять, что должны получить обучаемый в результате изучения учебной дисциплины или ее смысловой части и зачем это ему необходимо. Предусмотренные процедуры целеполагания, отбора и структурирования научного содержания курса, установления внутрипредметных и межпредметных связей, указания роли и места изучаемого материала для овладения деятельностью, предписанной государственным образовательным стандартом специальности, позволяют ответить на вопросы: что и зачем будет изучаться обучаемым, - а значит предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. Оно должно рассматриваться как процесс проявления активной деятельности обучаемого, отвечающий мотиву. Задача преподавателя заключается в том, чтобы инициировать такую деятельность вначале изучения каждой смысловой части изучаемого материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего дидактического процесса. При этом первостепенное значение придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации для использования информационных технологий, позволяющей вызвать у обучаемого познавательный интерес за счет стимулирования социальной и лично значимой сферы, новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении проблемных задач.

Принцип проблемности, соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении.

Этот принцип требует от преподавателя при проектировании средств образовательных информационных технологий изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать (интенсифицировать) учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности.

Принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью, ориентированности обучения на активность личности.

Он ориентирует проектировать средства образовательных информационных технологий таким образом, чтобы была возможность использовать ее как при проведении плановых занятий под руководством преподавателя, где последний будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и в части самостоятельной подготовки обучаемых без участия педагога.

Проектирование образовательных средств информационных технологий изначально должно быть нацелено на развитие личности, выявление особенностей обучаемого (способностей, интересов, потребностей) как субъекта, признание его субъективного опыта как самобытного и самоценного, построение педагогических воздействий с максимальной опорой на этот опыт (постоянное согласование в ходе обучения двух видов опыта - общественного и индивидуального), раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы. Задаваемое в обучении содержание (понятия, правила, приемы), фиксирующее результаты общественно-исторического опыта научного познания, обязательно переосмысливается в ходе его усвоения и применения. Информационные технологии в образовании, направленные на личностно-развивающее обучение, предполагают не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развития его познавательных способностей. Обучающая среда при таких технологиях не навязывает будущему специалисту нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляющие ему возможность самому определять траекторию индивидуального развития. Преподаватель, опираясь на выявленные интересы и субъективный опыт обучаемого, формирует содержание обучения (научное знание), которое должно быть принято обучаемым как личностно-значимое для него, «пропущенное» через собственный субъективный опыт. Такое содержание будущий специалист усваивает с помощью форм, методов и средств активного обучения.

Принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе.

Практическая реализация требований этого принципа возможна лишь в том случае если создание учебно-информационной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, разрабатываемых преподавателями.

В связи со сказанным следует выделить основные дидактические требования, предъявляемые к информационным средствам в образовании:

мотивированность в использовании различных дидактических материалов,

четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных обучающих программ;

ведущая роль педагога в проведении занятий;

тесная взаимосвязь конкретного класса компьютерных обучающих программ с другими видами применяемых технических средств обучения;

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

учет того, что введение в комплект учебных средств компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и другие. Применение общедидактических принципов обучения и реализация

обозначенных требований к использованию в образовательном процессе вуза информационных технологий будет способствовать повышению качества подготовки специалистов. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности.

Методические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, связаны с необходимостью учета своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования ее закономерностей, реализации современных методов обработки информации. При разработке педагогических программных средств необходимо аргументировать педагогическую целесообразность их использования и методические цели, достижение которых осуществимо только при реализации возможностей системы новых информационных технологий.

Проведя анализ возможностей использования программных средств, отражающих наиболее распространенные тенденции их применения в учебных целях, следует отметить следующее:

- программные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование компьютерной грамотности, развитие умений принимать оптимальное решение в сложных реальных условиях; приобретение умений и навыков самостоятельной работы, в частности, по обработке информации, осуществление самоконтроля, самокоррекции результатов учебной деятельности выработку умений и навыков работы с информацией;

- усиление дидактической значимости программных средств достигается в результате реализации возможностей средств современной компьютерной графики, создания моделей изучаемых объектов, процессов, систем управления базами данных, прикладных программ, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией;

- значительное внимание авторами программных средств и систем уделяется организации различных видов «экранного творчества», способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения;

- подавляющее большинство программных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение интерактивной деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;

- характерной особенностью проанализированных программных средств является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы с компьютером;

- использование большинства программных средств не «привязано» к определенной методике их применения и не предполагает использования дополнительных или других средств обучения.

 

АВТОР: Шаравин В.В.