27.02.2012 3345

Использование сетевых учебно-методических комплексов в вузе

 

Использование новых технологий существенно влияет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях. Требуется пересмотр способов создания электронных пособий, и методик обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых.

В среде российских педагогов-практиков, существует ряд мифов педагогического порядка, которые уже сейчас мешают разработке сетевых учебно-методических комплексов, негативно влияют на общие тенденции развития. К таким мифам прежде всего следует отнести следующие:

- что сетевые учебно-методические комплексы можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения;

- что существующие учебные предметы делятся на пригодные и непригодные для создания сетевых учебно-методических комплексов;

- что при одинаковых критериях обученности сетевые учебно-методические комплексы должно давать лучшие показатели, чем традиционное очное.

Реализация различных видов занятий с применением учебно-методических комплексов позволили сформулировать педагогические условия использования информационных технологий:

- наличие психологических барьеров у субъектов педагогического процесса при работе с компьютером;

- необходимость освоения особой культуры общения в сети;

- достаточный уровень компьютерной грамотности преподавателя;

- выявление и учет особенностей перспективных процессов при работе с компьютером у человека при проектировании занятий (в литературе описывается так называемый «эффект пресыщения»);

- умение представить содержание учебного курса соответственно выбранной форме занятия;

- наличие соответствующей материально-технической базы;

- моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание курса;

- принятие во внимание при организации занятий возможных тендерных различий при использовании новых информационных технологий (существуют исследования, показывающие особенности восприятия и взаимодействия с информационными технологиями юношей и девушек).

Содержание подготовки будущих специалистов имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объема теоретических знаний у обучаемых должны быть сформированы развитые практические навыки и умения, позволяющие творчески использовать их в различных учебных и реальных условиях. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки обучаемых по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершенностью. Все это требует того, чтобы в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых при информационных технологий, комплексно использовались самые различные компьютерные учебно-методические комплексы в особенности сетевые (информационные, экспертно-обучающие, тренажерные, помогающие производить расчеты, проектировать и др.).

К сожалению, подходы к трактовке самого понятия «применение учебно-методического комплекса и тем более сетевого учебно-методического комплекса» до сегодняшнего дня остаются весьма различными и полной ясности в истолковании его дидактической сущности не вносят. В данной статье сделана попытка определить ее с учетом специфических особенностей информационных технологиях обучения.

Анализ педагогической литературы показывает, что одни авторы понимают под применением учебно-методического комплекса наличие и использование в информационных технологиях обучения полноценного комплекта компьютерных и информационных средств, предназначенных для решения дидактических задач с целью достижения заданного уровня обученности студентов. Другие считают, что это объединение нескольких компьютерных и информационных средств обучения для совместной работы с целью получения новых дидактических возможностей. Более точной представляется первая трактовка данного понятия из которой вытекает, что комплексность в прямой постановке зависит от того какие дидактические цели поставит преподаватель, как он расположит материал, как и когда будут применяться сетевой учебно-методический комплекс, т.е. какова сама логика проектирования информационных технологиях обучения.

Кратко остановимся на других существующих подходах. Нередко использование связывают с возможностью одновременного воздействия на несколько органов чувств (каналов восприятия) обучаемого, например зрение, слух и др. Между тем, хорошо известно, что даже одиночное применение персонального компьютера в сочетании со словами преподавателя осуществляет воздействие одновременно и на слух, и на зрение, и на осязание обучаемого. Поэтому большинство исследователей проблемы использования учебно-методического комплекса усматривают его сущность в другом. Одни полагаю, что применение учебно-методического комплекса - это совместное использование различных средств обучения, позволяющее решать новые дидактические задачи, порознь не решаемые ни одним из средств комплекса. Некоторые утверждают, что применение учебно-методического комплекса - это прежде всего превращение материала, поданного с их помощью, в неотъемлемую часть данного занятия как единого целого, когда весь наглядный и звуковой материал становится необходимым фоном на котором развертывается его содержание. Третьи считают, что учебно-методический комплекс тогда используются в полном объеме, когда они взаимно дополняют друг друга. Ряд же исследователей убеждены, что комплексное использование -это применение различных аппаратов на всех видах занятий по учебной теме в сочетании с традиционными наглядными пособиями в соответствии с общим дидактическим замыслом.

Приведенные примеры свидетельствуют о сложности данного понятия и о разнообразии подходов к его трактовке: техническом, содержательном, методическом, организационно-плановом и других, отражающих соответствующие его стороны.

Представляется, что проблема использования сетевого учебно-методического комплекса при информационных технологиях обучения не сводится только к технической стороне обучения, хотя их применение предполагает достаточно высокий уровень оснащения учебных помещений и рабочих мест обучаемых компьютерной техникой и сопутствующими аксессуарами.

Не сводится проблема и к методической стороне, хотя отсутствие, к примеру, принтера или сбой программы могу коренным образом изменить методику решения дидактической задачи.

Содержательная сторона предусматривает органическое единство предъявляемого с помощью сетевого учебно-методического комплекса содержания информационно-дидактических материалов с содержанием и логикой самого занятия. При этом содержание информационно-дидактических материалов, формы и методы его предъявления обучаемым должны способствовать созданию проблемно-деятельностной основы решения дидактической задачи в целом.

Не менее важна и организационно-плановая сторона применения сетевого учебно-методического комплекса, т.е. четкое определение моментов начала и прекращения использования того или иного из средств комплекса, параллельного их ввода в процесс решения дидактической задачи.

Существенное значение имеет психологическая сторона использования сетевого учебно-методического комплекса. Воздействие на зрительный, слуховой, тактильный и иные каналы восприятия помогают формировать у обучаемых целостное отражение изучаемого объекта, явления или процесса и на этой основе интенсифицировать процесс познания.

Все это вместе взятое, диктует необходимость педагогического подхода к истолкованию сущности использования сетевого учебно-методического комплекса в рамках информационных технологиях обучения. Только такой подход способен объединить все стороны данного понятия, преломить их в педагогическом плане, подчеркнуть ведущую, определяющую роль преподавателя как организатора активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Сущность применения сетевого учебно-методического комплекса связывается в настоящей работе с их способностью, в сочетании с организующим и направляющим началом преподавателя, активизировать мышление обучаемых, придать проблемно-деятельностный характер учебно-познавательному труду студентов.

Исходя из изложенного, под применением сетевого учебно-методического комплекса предлагается понимать направленную на решение целостной дидактической задачи систему планомерных педагогических воздействий на обучаемых, осуществляемых преподавателем с использованием специального взаимообусловленного сочетания компьютерных и информационных средств на протяжении всего процесса обучения, которые обеспечивают оптимальное достижение учебных целей.

Остановимся на некоторых особенностях применения сетевого учебно-методического комплекса. Прежде всего определим целесообразные сферы их использования.

Анализ показывает, что основными из них являются: демонстрация труднодоступных для непосредственного наблюдения процессов и явлений с помощью математических и физических моделей; исследование объектов, процессов и явлений на различных видах практических занятий и в процессе подготовки к занятиям; решение задач проектирования; формирование навыков и умений различного характера; всестороннее обеспечение игровых форм занятий; самостоятельная работа студентов без регистрации их деятельности с целью изучения учебного материала и самоконтроля полученных знаний и др.

В зависимости от конкретных дидактических задач, решаемых с использованием информационных технологий обучения, могут эффективно применяться все ранее названные учебно-методические комплексы или их сочетание. При этом необходимо сознавать, что комплексное их применение может выполнить свою роль в формировании творческой личности только в том случае, если оно будет естественной составной частью всего учебного процесса. Фрагментарное, эпизодическое, не связанное единым замыслом их использование в информационных технологиях обучения не только не даст необходимого эффекта, но и может привести к обратному результату.

Говоря о применении сетевого учебно-методического комплекса, нельзя не остановиться и на другой проблеме, возникающей параллельно. Речь идет о соединении традиционных форм обучения с компьютерными и построение на этой основе целостной эффективной дидактической системы. В условиях компьютеризации важно создать у обучаемых адекватные психологические установки при работе с сетевым учебно-методическим комплексом, избежать конфликта в содержании и организации различных форм обучения, найти оптимальные виды их применения.

Анализ опыта использования персонального компьютера в вузах, проведенный в НИИ ВО, свидетельствует о возможности использования учебно-методических комплексов практически во всех традиционных формах организации обучения с различными весовыми соотношениями между традиционным и компьютерным их видами. К организационным формам обучения, которые можно использовать, авторы относят лекцию, семинары, специальные занятия по расчету и проектированию, курсовые и дипломные работы, научно-исследовательские и лабораторные работы, все виды самостоятельного обучения (аудиторного и внеаудиторного), а также работу в режиме «тренажер».

С появлением учебно-методического комплекса расширилось возможное многообразие форм и методов организации учебного процесса. Какие из них наиболее эффективны? Возможно ли сочетание традиционного и компьютерного обучения, и если да, то на какой основе?

На поставленные вопросы высказываются различные точки зрения. Так, А.Г.Молибог отмечает, что преподаватель в информационных технологиях обучения должен сочетать занятия в автоматизированных классах с занятиями, не требующими применения машин, так как формализация, свойственная машине, может привести к оскудению языка. По мнению О.П.Таркаевой, эффективное применение учебно-методического комплекса зависит от организационной формы обучения, реализованной с их помощью. Л.В.Стрикелева более категорична и считает, что учебно-методические комплексы окажут принципиальное воздействие на учебный процесс только в том случае, если будут включены в новую модель обучения. Б.Ц.Лалов как бы нивелирует две предыдущие точки зрения, подчеркивая, что внесение новых элементов в учебную систему требует пересмотра существующих взаимоотношений между элементами этой системы и соответствующих изменений. Без этого невозможно стабилизировать и координировать взаимодействие во вновь построенном комплексе.

Многие трудности, возникающие при использовании сетевого учебно-методического комплекса, происходят вследствие того, что новые средства применяют с использованием старых методов, что на чисто эмпирической основе подходят к решению крупной научной проблемы, принимая во внимание современные потребности педагогической практики. Поэтому очень актуально и своевременно предупреждение В.П.Беспалько о необходимости соблюдения принципа целостности проектирования и использования педагогической технологии. Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая все дидактические возможности компьютера.

Интересен подход к использованию сетевого учебно-методического комплекса в образовательном процессе основанный на использовании в учебном процессе компьютеризированного учебника, состоящего из двух дидактически взаимосвязанных частей-текстовой и компьютерной.

Согласно данной модели предлагается после проведения лекционных занятий с использованием динамических и статических кадров компьютерной части учебника организовывать и проводить самостоятельную подготовку обучаемых под руководством преподавателя с применением всего набора модулей компьютерной части учебника и его текстовой части. Закрепление материала предлагается проводить на семинарских, классно-групповых или лабораторных занятиях, используя при этом, в зависимости от решаемых дидактических задач, требуемые сетевым учебно-методическим комплексом (например, компьютерные лабораторные практикумы, компьютерные функциональные тренажеры или компьютерные задачники и т.п.). Применение комплекта комплекса определяется методическими указаниями, содержащимися в текстовой части учебника. Для подготовки к групповым видам учебных занятий студентам рекомендуется во внеурочное время самостоятельно работать с учебником, получив доступ к нему в сети. Данная модель предложена с учетом того, что применение сетевого учебника только для самостоятельной работы вне плановых занятий означало бы сужение использования его дидактических возможностей. Результаты экспериментального обучения с применением данной технологии свидетельствуют о том, что подобный подход позволяет не только интенсифицировать процесс обучения, но и активизировать познавательную активность обучаемых, способствует развитию их творческих способностей и желанию глубже изучить учебный материал.

Резюмируя сказанное, а также опираясь на опыт применения в ходе экспериментального обучения следует констатировать, что только комплексное, связанное единым дидактическим замыслом использование комплекса позволяет повысить эффективность компьютерного обучения в системе профессиональной подготовки специалистов.

 

АВТОР: Шаравин В.В.