27.02.2012 12545

Политико-правовые средства преодоления бюрократизма в российском обществе

 

Исследование сущности бюрократизма в России связано с рационализацией бюрократической деятельности, которую необходимо рассматривать в качестве одного из важнейших условий минимизации явления бюрократизма в сфере государственного управления. Поскольку бюрократическая деятельность характеризуется забвением социальной значимости как главного признака государственно-управленческой деятельности, поэтому необходимо бороться с бюрократизмом, подчиняя профессиональную деятельность интересам личности и общества.

По мнению А.В. Оболонского, бюрократизм есть порождение определенной системы общественных отношений, искоренение которого возможно лишь с исчезновением породивших его условий. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без системы соответствующих мер и средств противодействия негативным проявлениям бюрократизма. Проблему средств и путей преодоления бюрократизма в России необходимо решать комплексно, во взаимосвязи с решением задачи рационализации государственно-управленческой деятельности.

В России при всех имеющихся у общества и государства возможностях противодействия бюрократизму необходимо выделить невостребованность эффективных социально-экономических, политических и юридических мер воздействия на поведение бюрократии. К решающим следует отнести политико-правовые средства, поскольку природа и сущность явления бюрократизма связана с недостатками в этой сфере.

В условиях современного общества функционирование бюрократии невозможны вне демократического политического режима, гарантирующего реализацию основополагающих демократических принципов формирования и деятельности государственного аппарата. По утверждению Аристотеля значимость такого демократического принципа организации государственного управления, как выборность высока. Идея о необходимости выборности всех государственных служащих исторически всегда обосновывалась в русле проблемы противодействия произволу государства и его представителей.

В России имеются все основания для того, чтобы этот принцип имел не только свое теоретическое обоснование, но и находил как можно большее практическое воплощение в качестве одного из средств деятельности российской бюрократии. При этом речь идет о применении данного принципа с учетом пределов необходимого и возможного, исходя из характера осуществляемых бюрократией полномочий, поскольку распространение данного принципа на всех без исключения государственных служащих было бы неправильным. Данный принцип должен быть востребован применительно к руководящему составу бюрократии нижнего и среднего звеньев, от которого, в конечном счете, зависит качественный состав всей бюрократии в целом.

Выборность, как организационно-политический принцип, предполагает реальное право отзыва представителей бюрократии, провинившихся в систематическом нарушении прав управляемых. Причем отзыв представителей руководящего состава бюрократии необходимо увязать с принципом автоматической отставки рядового состава бюрократии, находившегося под началом отозванного руководителя. Это способствует исключению застойных явлений в кадровом составе, может служить основанием и средством обновления кадров, а также выступает фактором не только профессионального самосовершенствования постоянной работы, но и обеспечения ответственности бюрократов.

Функционирование российской бюрократии свидетельствует о том, что выборность, равно как и назначаемость представителей государства, предполагает специальную подготовку и аттестацию претендентов на государственные должности. Воля электората не может быть проигнорирована, или преодолена какими-либо нормативными установлениями, ибо попытки введения образовательного ценза окажутся антиконституционными. Российский опыт государственного управления свидетельствует о том, что российское общество, государство страдают от присутствия в бюрократическом аппарате лиц с явно недостаточным уровнем образованности не только в вопросах государственной деятельности.

Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусмотрено, что высшее специальное образование по профилю является необходимым условием деятельности государственных должностей. Согласно указанному закону допускается среднее профессиональное образование по специализации государственной службы.

По мнению В. Гимпельсона, происходит резкое падение образовательного уровня государственных служащих. При этом, чтобы исключить формализм самих кандидатов к делу обучения, необходимо упорядочение допуска к замещению бюрократических должностей под условие их аттестации на основе соответствующих экзаменов и заключения контрактов, предусматривающих условие об ответственности за пагубные последствия бюрократизма.

Выборность предполагает периодическую сменяемость. В этой связи встает вопрос о сроках замещения тех или иных должностей. Продолжительность сроков замещения должностей зависит, и определяться с учетом степени социальной значимости должностей характеру или роду осуществляемых функций. С таких позиций срок пребывания во многом может расцениваться в одних случаях как негативный фактор бюрократизации управления, а в других как фактор предупреждения бюрократизма.

Следовательно, систематическое обновление бюрократии есть способ ее рационализации и, прежде всего, преодоления застоя в деятельности не только отдельных чиновников, но и всего государственного аппарата. Вместе с тем одна лишь сменяемость, равно как и выборность, не может сама по себе устранить бюрократизм, если деятельность бюрократии ни по содержанию, ни по форме не предполагает в качестве принципа функционирования ее ревизию. Ревизия, в свою очередь, предопределяет подотчетность бюрократии, среди организационно-политических факторов систематическая подотчетность бюрократии имеет существенное значение в демократизации бюрократической деятельности.

Значение подотчетности как фактора эффективности бюрократической деятельности трудно переоценить. Она заключается в том, что ревизия в любом виде социальной деятельности играет роль стимулятора самоконтроля субъектом содержания и характера своей деятельности на предмет соответствия ожидаемым результатам. Самоконтроль предполагает наличие соответствующих факторов, побуждающих субъекта осуществлять предписанную деятельность в необходимой общественно-значимой форме, соизмеряя свои действия с возможно-должной моделью поведения, поскольку деятельность бюрократии урегулирована в нормативно-правовом порядке.

При таких условиях обретает смысл суть такой меры противодействия бюрократизму, которая восходит своими историческими корнями к идее политических мыслителей о должности «наблюдателей», осуществляющих функции контроля, за деятельностью должностных лиц государства. В современной трактовке она находит свое выражение в идее о контрольной власти. Контроль, за деятельностью бюрократии, как средство борьбы со злоупотреблениями бюрократии, безусловно, необходим как-со стороны государства, так и со стороны общества.

Для преодоления негативных тенденций в работе бюрократического аппарата необходимо осуществлять контроль, за его работой с целью проверки исполнения требований законодательства, решений, принимаемых государственными органами и их руководителями, предупреждение и пресечение нарушений, анализа их причин, принятия мер по их устранению, усилению ответственности чиновников повышению результативности деятельности исполнительных органов власти. Государственный контроль осуществляют его все государственные органы в пределах своей компетенции.

В условиях, когда госслужащие выведены из-под общественного контроля, когда контроль осуществляется только внутри самой бюрократической системы, когда чиновник, а не свободная и ответственная личность является главной опорой государства, само наказание служащего за злоупотребление властью и коррупцию выступает не как объективная неотвратимость, а как случайность и отступление от правил политической системы. Такая безответственная практика будет воспроизводиться до тех пор, пока бюрократия сохраняет свое монопольное право не отвечать за свои решения и действия. Вот почему необходимо сделать государство открытым, поставив под публичный контроль граждан. Тем самым будет преодолена традиция всевластия и безответственности бюрократии.

Принципиальным шагом в установлении четкого гражданского контроля над властью является открытость и доступность для контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо реализовать следующие принципы: во-первых, в стране не должно быть ни для кого монополии на информацию; во-вторых, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой. Соблюдение этих норм создаст качественно новую среду во взаимоотношениях личности, общества и государственной власти. Суть законопроекта в том, что государственные органы власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности.

По мнению В.И. Лукьяненко, контроль обеспечивает решение следующих задач: во-первых, стабильность государственного устройства, своевременное вскрытие отклонений от заданных органам власти правил и процедур, внесение в них необходимых корректив; во-вторых, повышение эффективности работы чиновников посредством сокращения их численности, совершенствования их структуры, противодействия бюрократизации аппарата; в-третьих, эффективное использование государственных средств.

Однако для того чтобы он мог служить интересам эффективности, а не являлся самоцелью, необходима продуманная система мер реагирования на результаты контроля, обеспечивающая его состоятельность. К важным аспектам в организации бюрократизма относится ответственность бюрократии перед обществом. Проблема ограничения бюрократизма предполагает наряду с обеспечением действенности объективных принципов функционирования бюрократии рационализацию самой бюрократии, которая невозможна без учета субъективных аспектов ее специфической деятельности. Важное значение имеют интеллектуально-нравственный уровень кадрового состава бюрократии, ее подготовленность в вопросах политологии, правоведения, социологии. Например, реализация концепции демократического правового государства в России невозможна, если основными принципами ее теоретической конструкции не овладеют, прежде всего, сами государственные служащие, представляющие это демократическое правовое государство.

Другим важным фактором преодоления бюрократизма, по нашему мнению, являются свободные и честные выборы. Свободные и честные выборы это основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов органов государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях необходимо законодательно и на практике решить следующие задачи:

- усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, подсчете голосов и итогах выборов в СМИ;

- обеспечить придание гласности всех нарушений в период избирательных кампаний;

- отменить досрочное голосование, как механизм возможной фальсификации;

- ужесточить ответственность СМИ за нарушение гарантий равенства кандидатов;

- усилить административную и уголовную ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушения избирательных прав граждан.

Следовательно, чтобы преодолеть бюрократизм, заставить государство служить обществу, сделать его эффективным, необходимо поставить власть под контроль граждан.

В ходе исследования природы бюрократизма существенную роль играет чрезмерная формализация управленческих процедур. Реализация всех обозначенных мер невозможна при отсутствии правовых рамок, вне нормативно-правового регулирования условий и порядка их претворения на практике, позволяющих обеспечить их состоятельность и действенность. Отсутствие юридической ответственности бюрократии и правовая незащищенность граждан от бюрократизма служат благоприятной предпосылкой для воспроизводства бюрократизма.

Такое положение, может объясняться тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, определяющие понятие бюрократизма, ориентируясь на который можно было бы предпринимать соответствующую правовую оценку неправомерных актов бюрократической деятельности. В этой связи наряду с проблемой интерпретации феномена бюрократизма можно констатировать наличие проблемной ситуации на стыке политической теории и практики функционирования российской бюрократии, овладение которой может расцениваться в качестве важнейшей предпосылки в направлении не только научного познания, но и решения проблемы противодействия бюрократизму в сфере государственного управления. Суть ее в том, что, во-первых, существующие в отечественной науке трактовки бюрократизма при всем их многообразии не соотносятся со сферой конкретно-практической материализации данного феномена, в качестве которой выступает сфера функционирования бюрократии - государственно-управленческие правоотношения; во-вторых, несмотря на практическое воплощение некоторых проявлений бюрократизма, данное обстоятельство до сих пор не нашло своего отражения в науке. Следовательно, сегодня актуальной остается необходимость правовой оценки бюрократизма и моделирования понятия бюрократизма как неправомерного деяния бюрократии.

С момента возникновения государства, независимо от исторических условий развития и специфики социальных систем, власть была и остается в конфликте с обществом. Различна лишь степень напряженности этого конфликта на различных этапах развития общества и государства. Во многом этому конфликту власть обязана именно бюрократии, выступающей в качестве одного из факторов, детерминирующего их противостояние между обществом и государством в современных условиях. Последняя, по нашему мнению, служит потенциальной предпосылкой для политического отчуждения общества, роста негативных проявлений бюрократической деятельности.

В современном российском законодательстве предприняты определённые шаги в обеспечении защиты гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в качестве одного из принципов организации государственной службы в Российской Федерации выступает приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Здесь же в качестве принципа закрепляется и соответствующая должностная обязанность государственных служащих «обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан». В соответствии с п.5 ст. 14 закона «государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан». Вместе с тем закон конкретно не определяет объективную сторону негативных проявлений бюрократической деятельности, за которые может наступить ответственность государственного служащего, равно как не определяет и конкретные формы юридической ответственности, что свидетельствует об актуальности проблемы теоретико-правовой интерпретации сущности бюрократизма.

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года, право граждан на обжалование имеет особое значение в ряду юридических гарантий защиты прав и свобод от неправомерных действий бюрократии, деятельность которой имеет профессиональный характер и не ограничивается какими-либо сроками. Однако в то время как «право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты служит действенной формой контроля, за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью». Этот Закон дополнительных указаний на конкретные объективные признаки неправомерных действий не содержит. Поскольку вопрос о предмете оснований судебного обжалования по данному закону остается открытым, то соответствующее нарушение прав, которые могут подпадать под судебное обжалование, требует соответствующих разработок как теоретического, так и практического характера.

Само по себе право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц, как это предусмотрено в приведенном законе, не исчерпывает претензий потерпевших от бюрократизма. Отсутствие нормы права, определяющей понятие бюрократизма, приводит к тому, что любая попытка добиться восстановления своих нарушенных прав несостоятельна, как несостоятельна и попытка привлечения к ответственности виновных в этом должностных лиц. Поэтому сегодня актуальной остается необходимость в разработке проблемы ответственности бюрократии за неправомерные акты деятельности, нарушающие права или законные интересы участников государственно-управленческого процесса.

Процессу реализации конституционных прав, свобод и законных интересов необходимы действенные правовые гарантии, обеспечивающие их надежную правовую защиту от бюрократизма. В качестве одной из таких гарантий выступает юридическая ответственность бюрократии за неправомерные формы бюрократической деятельности.

Поскольку бюрократизм есть порождение определенной системы общественных отношений, то искоренение его возможно лишь с исчезновением породивших его условий. Следует стремиться ограничить причиняемый бюрократизмом вред обществу, не подрывая при этом основ пока единственно возможной бюрократической системы управления. Главное заключается в ограничении бюрократизмам, сокращении сферы деятельности и влияния бюрократов. Основной путь к этому лежит через разгосударствление экономики и других сфер жизни общества. Хотя, например, приватизация не стала подлинным разгосударствлением собственности. Более того, бюрократия получила дополнительные возможности распоряжаться общественным достоянием.

По утверждению Т.Н. Неровня и В.М. Белоусова, отделение управления от собственности развитие управленческой сферы во вред собственникам, составляет содержание бюрократизма независимо от формы общества, в котором он реально существует. Новые политические и экономические функции по управлению социальными и общественными процессами создают основания для развития бюрократизма. Собственник средств производства первоначально был одновременно и управляющим, но со временем функции собственности и управления разделились, и по мере накопления капитала наряду с бюрократией политической, возникла прослойка экономических бюрократов, управляющих от имени собственников крупными предприятиями и государственной собственностью.

Всякий объединенный труд нуждается в управлении. По мнению К. Маркса отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр» нуждается в дирижере. Лишь наличие эффективного собственника, то есть фигуры не только непосредственно заинтересованной в процессе производственных сил, но и берущей на себя за это ответственность, способно обеспечить политическую и экономическую стабильность. Если возвышение такого собственника не происходит, его функции должна взять на себя политическая власть. Сращивание политической и экономической власти формирует особый социальный бюрократический слой, обладающий неограниченными возможностями по определению развития страны. Бюрократическая деятельность становится неподконтрольной народным массам, а собственность принадлежит тому, кто ее контролирует и потребляет.

До тех пор, пока в общем плане ситуация не изменится, попытки радикально преодолеть чиновничьи коррупцию и произвол обречены оставаться благими намерениями. Но все же есть некоторые дополнительные меры, которыми не надо пренебрегать. Необходимо активизировать деятельность контрольных органов, в частности, прокуратуры, расширить и сделать практически более эффективным судебный контроль. Вместе с тем при всех оправданных заботах о создании стабильной и эффективной системы государственной службы, укомплектованной квалифицированным персоналом, не следует делать работу в аппарате чересчур привлекательной для карьеристов и лиц, чрезмерно ориентированных на личное обогащение.

В России следует совершенствовать условия и порядок прохождения государственной службы таким образом, чтобы теснее увязывать результаты работы с оплатой, служебной карьерой и перспективой. Видимо, было бы продуктивным более детально изучить вопрос о качествах, которыми должны обладать различные категории государственных служащих, и разработать соответствующие перечни, которые могли бы использоваться при приеме на работу и в процессе квалификационных процедур.

Федеральный Закон «Об основах государственной службы  Российской Федерации» предписывает, назначение на должности государственной службы путем осуществления по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. И лишь назначения на самые младшие должности, могут производится соответствующим должностным лицом без конкурса. В Законе перечислены формальные характеристики, необходимые для различных государственных должностей, которые включают профессиональное образование, стаж, опыт работы по специальности, знание Конституции и Федеральных Законов Российской Федерации.

Преодоление бюрократизма это постоянная проблема, необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом. К числу первоочередных мер преодоления бюрократизма, относятся повышение общей управленческой культуры, использование средств автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения. К специфическим способам преодоления бюрократизма необходимо отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе. Хотя, например, по утверждению Аристотеля, любые правильные формы правления имеют тенденцию вырождаться и искажаться, поэтому полностью уничтожить бюрократизм невозможно.

К важнейшим условиям ликвидации бюрократизма как системы власти относятся фундаментальные, коренные преобразованиях общественной жизни, сочетание общих, групповых и личных интересов людей, полная ликвидация форм отчуждения трудящихся в процессе переустройства общества и создание такого политического строя, в котором общественная жизнь становилась все более самоорганизующейся, самодействующей.

Основной смысл осуществляемых в России перемен состоит в создании предпосылок подлинной демократизации общества, ликвидации отчуждения человека от власти, ликвидации основ существования бюрократии. Процесс преобразования не предопределяет автоматически положительных результатов, это зависит от исхода борьбы между силами, с одной стороны, выражающими устремления бюрократии, с другой - демократическими силами, выражающими интересы большинства слоев населения. Преодоление бюрократизма невозможно без глубокой и последовательной демократизации всей системы общественных отношений.

По нашему мнению, в преодолении бюрократизма важнейшее значение имеет сменяемость кадров. Подавляющее большинство людей не способно противостоять воздействию власти, причем длительное пребывание у власти портит даже хороших в прошлом людей. Сменяемость должна стать нормой жизни для всех звеньев управленческого аппарата, от самых высоких и до низших.

Говоря о сменяемости как методе борьбы с бюрократизмом, следует отметить, что поочередная смена позиций из подчиненного во властвующего, и, наоборот, во многом предопределила отношения управляемых и управляющих. Еще Аристотель подчеркивал, что «кто хочет прекрасно повелевать, должен сначала научиться повиноваться, а всякая власть может осуществляться, с одной стороны, в интересах властвующего, с другой - в интересах подчиненного».

В современной России, по мнению В. Воротникова, сложно определить принципы формирования государственной бюрократии. При Б. Ельцине правительства менялись, не просуществовав и полгода, на министерские посты возвращались однажды уже уволенные, показавшие свою профессиональную несостоятельность люди. При переходе страны к устойчивому политическому развитию чрезвычайно важно сформировать систему комплектования бюрократии, которая есть не что иное, как исполнительная власть.

Коренными признаками бюрократии являются существование и рост бюрократов как привилегированного и оторванного от народа чиновничье-административного слоя. Говоря о бюрократизации аппарата, необходимо отметить», что борьба с бюрократизмом не означает борьбу с аппаратом как таковым. Без профессионального аппарата не может быть управления как неотъемлемого атрибута общества. Борьба с бюрократизмом требует постоянной и неформальной работы по улучшению, совершенствованию аппарата. Ни один руководящий орган власти не может обойтись без специального, профессионально подготовленного бюрократического аппарата. В начале 90-х гг. XX в. были сделаны первые попытки внедрения в политику системы управления начал гуманизма, моральных принципов, устранения обмана, секретности, тайны. Однако эти попытки быстро иссякли, и бюрократический аппарат превратился в абсолютно неподконтрольную обществу категорию.

Существенное значение в преодолении бюрократизма имеют, безусловно, уровень образования и культуры населения, характер политических знаний, оценок и действий людей, содержание социальных механизмов, традиций и норм, которые регулируют политические отношения. Один из важных путей преодоления бюрократизма является рационализация управления, проведение канцелярских реформ. Этот процесс предполагает установление ответственности каждого за выполнение определенных, четко очерченных заданий и практических дел.

В политической науке вопрос о соотношении государства и общества -это самый важный, самый принципиальный и ключевой  вопрос в политическом отношении. По мнению A.M. Миграняна, при осуществлении социальной революции в результате вытеснения частной собственности и прежних господствующих классов именно в рамках гражданского общества наступают кардинальные изменения. Происходит полное раскрепощение гражданского общества, и тем самым в исторической перспективе отпадает необходимость в специальном органе - государстве, которое поддерживало бы доминирование и господство в гражданском обществе одних классов над другими.

Успех борьбы с бюрократизмом во многом зависит от того, по какому пути пойдет общество, насколько будут реализованы идеи его обновления, принципы самоуправления. Меры по преодолению бюрократизма могут стать действенными лишь при условии повышения общественно-политической активности граждан, новых взаимоотношений центра и периферии. Следствием бюрократизации политической жизни и одновременно основой процветания бюрократии является отсутствие гласности, призванной быть важной формой всенародного контроля. В России нет действенных правовых актов, гарантирующих гласность, обеспечивающих реальную возможность высказывать свое мнение по любому вопросу общественной жизни. Например, для работников государственных учреждений даже малейшие замечания в их адрес расцениваются как покушение на их авторитет.

По мнению В. Смолькова, борьба против бюрократизма будет постоянной характеристикой общественно-политической жизни российского общества, к ней нужно относиться как к нормальному противоречию общественного функционирования. Она включает в себя дальнейшее развитие демократии, снятие особой значимости и таинственности с управления.

Существенное значение в ограничении бюрократизма приобретают стиль работы и личностный тип руководителя. Принимались меры ограничения бюрократизма в экономической сфере, когда был издан Указ вице-президентом Инвистиционно-банковского управления и Банка Корпоративного Финансирования О. Сеньковым о преодолении банковского бюрократизма. Хотя ограничение бюрократизма нельзя сводить лишь к критике бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям государственного аппарата. По нашему мнению, для ограничения бюрократизма важное значение имеют следующие меры:

- во-первых, развитие самоуправленческих начал в обществе, в том числе на производстве;

- во-вторых, выявление, согласование и реализация интересов основных социальных групп общества, а не только привилегированных;

- в-третьих, преимущественно конкурсный отбор и продвижение государственных служащих;

- в-четвертых, аттестация государственных служащих независимыми комиссиями;

- в-пятых, борьба с коррупцией в государственном аппарате;

- в-шестых, формирование новой культуры взаимоотношений между властью и обществом;

- в-седьмых, развитие институтов гражданского общества;

- в-восьмых, формирование социально-правового государства.

Гораздо сложнее выработать политику, направленную на формирование новых отношений между сферой управления и населением. В самом обобщающем виде система мер, направленных против бюрократизма, включает восстановление и развитие основных функций саморегулирования общества; таких как оптимально сбалансированное разгосударствление собственности, ее подлинное обобществление, возвращение значительной части властных функций населению; внедрение рыночных регуляторов управления; демократизация всех сторон жизни общества; возможность участия социальных слоев и групп в формировании концепции управления.

Таким образом, выявленные в ходе анализа наиболее характерные черты бюрократизма, позволяют определить его как общественное явление, воспроизводящееся в сфере управления на основе монополии на осуществление отчужденных от масс властных функций. Борьба с бюрократизмом представляет собой не борьбу с нравами за новые методы и стили управления, а борьбу за новый общественный порядок, политическую борьбу, за новую власть.

Негативные последствия бюрократизма для общественного развития, его социальная опасность обусловливают необходимость в комплексной системе мер, ориентированных на рационализацию бюрократической деятельности и противодействие бюрократизму. Среди них решающими, по нашему мнению, являются именно те, которые предопределяются совокупностью условий генезиса бюрократизма в рамках системы государственно-управленческих отношений.

 

Автор: Алиева М.В.