27.02.2012 6781

Политическая культура и развитие женского движения в России: традиции и новации

 

Движение женщин - это феномен XX века. Женское движение отражает широкий спектр проблем, не только непосредственно касающихся положения женщин в различных сферах жизни, их роли и места в обществе, утверждения собственных экономических и политических интересов, но и связанных с общими закономерностями социального прогресса, перспективами человечества. И это придает выступлениям женщин общечеловеческую, глубоко гуманистическую направленность.

За один век женщины отвоевали право на образование, экономическую независимость, политические права, право на планирование семьи. В результате полностью изменилось социальное положение и поведение женщин, которые стали носителями новой психологи, возросшего самосознания.

Российское женское движение - национальная часть общего международного движения женщин. Очевидно, что в последнее десятилетие мы явились свидетелями его становления, развития и укрепления. Современные женщины России - высокообразованные с развитым чувством собственного достоинства, возросшим самосознанием, гражданской ответственностью - сознательно и активно включаются в политические процессы, происходящие в обществе. Женское движение России, как неотъемлемый элемент нарождающегося гражданского общества, является барометром настроения женских масс, по которому должны сверять свою политику властные структуры.

Именно в этом отличие российского женского движения от женского движения европейских стран и США. Там женские организации действуют в условиях давно утвердившихся гражданских, демократических структур. В России женским организациям приходится не только защищать права женщин, которые стали в ходе реформ наиболее дискриминируемой группой населения, но одновременно и параллельно женское движение закладывает основы политической культуры. Как выразилась на одной из конференции координатор консорциума женских неправительственных организации Е. Ершова, «вне демократии, вне гражданского общества мы никогда не реализуем конституционный принцип равных прав, и равных свобод, равных возможностей. И только через развитие гражданской ответственности, как отдельных личностей, так и общественных организации, избавляясь от психологии социальных инвалидов, мы сможем утвердить в России демократию». Женское движение призвано стать аккумулятором, выразителем, защитником интересов различных групп женщин, важным средством их самозащиты в обстановке экономической и политической нестабильности. Участвуя в нем, женщины имеют возможность само реализоваться, бороться за равноправие с мужчинами, превратиться из объекта социальной защиты в активно действующую личность. Анализ состояния разработки темы показывает, что длительное время в России отсутствовал объект для подобного исследования. Женское движение, выражавшееся в форме независимых организации или движении, не существовало. И только в конце 80-х начале 90-х годов все большее внимание исследователей стали привлекать принципиальные проблемы становления гражданского общества и ведущей роли в них политических партии и общественных движении, в том числе женских. Можно констатировать, что в 90-е годы сложилась отечественная школа феминистских исследовании, представленная рядом научных центров и получивших признание ученых - женщин. Среди них необходимо назвать - Московский центр тендерных исследовании, Ивановский государственный университет, Тендерную лабораторию МГУ и другие. Несмотря на обилие литературы, данная тема на уровне научного анализа и обобщения разработана недостаточно. Не изучены проблемы становления общественных движений и в частности женского движения в его современном состоянии. Не дается целостного, системного научного анализа причин, факторов, способствующих становлению движения женщин, его взаимодействие с институтами гражданского общества и государственной власти. Важным моментом становления гражданского общества и демократизации общественной жизни является развитие женского движения. Первые представления о равноправии в гражданском обществе развил Платон, которому принадлежит жизнеописания наиболее известных женщин античного периода.

В процессе формирования гражданского общества у граждан появляются права и экономические свободы. Однако под правами граждан имелись в виду права мужчин. Женщины были лишены гражданских прав. Эта несправедливость вызвала негодование у просвещенной буржуазии. В 1789 году секретарь французской Академии наук Ж.-А. Кондорсе опубликовал статью. О допуске женщин к гражданским правам», в которой обстоятельно доказывал, что женщинам необходимо предоставить политические права. «По какому праву - восклицал он, - женщин хотят исключить из общественной жизни»? Великая французская революция, проходившая под лозунгом свободы, равенства и братства, оказала влияние на развитие теории о правах человека и гражданина. Большим достижением стала «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые права. Но она фактически осталась декларацией прав мужчин. Не случайно «в 1792 году Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщин и гражданина», в которой содержались, требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты». Большое влияние на развитие идей гражданского общества, оказала либеральная философия Джона Локка, Жан-Жака Руссо и особенно работа Джона Стюарта Милля «О подчинении женщин», в рамках которой развивались основы теории прав человека. Зарождение и формирование феминистских теорий в значительной степени было подготовлено развитием различных социально-философских и политических концепций предшествующих столетий. При этом женское движение воспринимало и либеральные и радикальные и социалистические идеи. В России задачи женского движения были сформулированы в XIX веке на страницах демократической публицистики. Взгляды А.И. Герцена, П.Н. Ткачева, Н.Г. Чернышевского и других оказали значительное влияние на формирование российского движения, которое развивалось, несмотря на ограниченные возможности в условиях самодержавия и отсутствие демократических свобод. Формировались общенациональные женские организации: Российская лига равноправия женщин, Российское общество защиты женщин, Русское женское взаимно благотворительное общество, Союз равноправия женщин, Российское общество улучшения участий женщин и другие, оказавшие большое влияние на формирование самосознание российских женщин, с энтузиазмом воспринимавших идеалы демократии и свободы.

Исследование общественно-политического положения женщин на различных этапах политической истории России позволяет утверждать, что вопреки существующим сильным патриархальным традициям, женщинам удалось добиться определенного положения в обществе, государстве, участвовать в политических процессах.

Несмотря на утвердившиеся в обществе патриархальные отношения, поставившие женщину в зависимое положение от мужчины, профессиональный и интеллектуальный потенциал отдельных женщин был настолько высок, что, разбивал существующие представления об их роли, значении. Об этом свидетельствует деятельность княгини Ольги, Анны, Е. Полоцкой в Киевской Руси. Женщины, не взиравшие на существующие запреты, управляли государством, защищали Родину, занимались наукой, искусством.

Ренессансом участия женщин в политических процессах в России можно назвать конец XVII- XVIII веков. Царевна Софья, императрицы - Екатерина I, Анна Иоановна, Елизавета I, Екатерина II - не только управляли государством, но пытались превратить Россию, как это делала Екатерина. И в просвещенное государство, где женщине принадлежало бы достойное место.

Усилению общественно-политической роли женщин в России в XIX веке способствовали: развитие просветительских идей; Французская революция 1789 года и участие в ней женщин; Отечественная война 1812 года и подвиги женщин, разделивших судьбу своих мужей; возникновение революционных кружков, демократического движения, участницами которых были женщины. Формами выражения общественно-политической активности женщин была благотворительность, создание патриотических обществ, женских кружков, ассоциаций, коммун, артелей, воскресных школ, явившихся предпосылкой для возникновения женского движения в России.

Огромное влияние на изменения общественно-политической роли женщин оказали демократические кружки 30-50-х годов, возглавлявшиеся В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.А. Некрасовым, Д.И. Писаревым, участницами которых были женщины. Революционеры-демократы требовали для женщин права на труд, образование, равноправие в общественно-политической и семейной жизни, утверждая, что этого можно добиться только путем кардинальных общественно-политических изменений.

Представители либерального направления - А. Пальховский, И. Иловайский, В. Водовозов, Ф. Буслов, Е. Тур, также выступавшие за эмансипацию женщины считали, что равноправие женщин можно добиться путем просвещения, реформы женского образования, изменения права наследования, трудовой деятельности. Все эти тенденции привели к появлению во второй половине XIX века женского движения, у истоков которого стояли три женщины - М.В. Трубецкая, Н.В. Стасова, А.П. Философова. Его особенность состояла в том, что являлась частью общедемократического движения, у него отсутствовала программа, но выделялась его социальная, антифеодальная, демократическая направленность. В своем освобождении женщины ставили на первый план требование о предоставлении им равных прав и равных возможностей с мужчинами. Задачами женского движения, кроме того, была борьба за право на труд, получение высшего образования, равный брак.

Требования права на труд, на равное мужское образование были главными в женском движении в годы высшего подъема революционной ситуации в России. Они не утратит или своего актуального значения и в последующие десятилетия. Впервые в истории высшего образования в 1895 году женщины регулярно стали посещать лекции в Петербургском университете. Появление девушек на университетских скамьях было настолько необычным явлением, что вызвало самые различные суждения в обществе. Первым студенткам пришлось столкнуться как с горячей поддержкой, приветствиями, дружеской помощью со стороны демократического студенчества, так и с насмешками со стороны обывателей. По-разному к ним относились и профессора. Уже первая попытка русских женщин добиться высшего образования была связана с их активным участием в освободительном движении в России. Жажда знаний, народолюбие, упорство в достижении цели, стремление к просветительской деятельности среди трудящихся - наиболее характерные черты, которые были им присущи. Первые студентки Петербургского университета были организаторами и руководителями кружков демократически настроенной молодежи.

Университетский устав 1863 года закрыл для женщин доступ в университеты, а к 1864 году они были изгнаны из всех учебных заведений. Так царизм отплатил первым русским студенткам - шестидесятницам за сочувствие животрепещущим вопросом эпохи, за их горячие молодые сердца, протестовавшие против социального неравенства и угнетения женщин. Однако первые студентки не были сломлены. Впоследствии они с гордостью называли себя «шестидесятницами», и на различных поприщах - будучи писательницами, врачами, педагогами - всегда стремились сохранять в своей душе, распространять среди окружающих их людей высокие и гуманные идеалы своей молодости, идеи равноправия женщин.

Передовая русская общественность была возмущена, запрещением женщинам слушать лекции в университетах. Однако открыто это в печати мог выразить только «Колокол». По поводу университетского устава в номере от 15 декабря 1863 года была напечатана заметка «Университетские постановления», в которой были намечены следующие слова издателей, наполненные горечью: «Русская женщина должна оставаться судомойкой или барыней.

Она может научиться не до того, чтобы быть повивальной бабкой и помогать другим женщинам в болезнях (на это есть немки); она не должна ничего знать, чтобы не воспитывать своих сыновей в благородном направлении, которое для правительства опасно. Первый опыт учебы студенток шестидесятниц в Петербургском университете не прошел бесследно, он имел большое значение во все последующие годы, когда велась широкая общественная агитация за равноправие, за высшее образование. При содействии университетских учениц в 60-70 годы XIX в. были созданы медицинские, а в 1878 г. высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт - Петербурге.

Значительно научную, методическую, моральную и материальную помощь оказывали им ученые естественных факультетов - Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, А.И. Бекетов, A.M. Бутлеров, А.Е. Фаворский, А.Е. Ферсман и гуманитарных - Б.Д. Греков, Н.К. Пинсаков, Е.В. Тарле и многие другие. Женщины входили во все существующие организации («Большое общество пропаганды», «Земля и воля», «Черный предел», «Народная воля»); участвовали в студенческих волнениях, ходили в народ, за что привлекались по всем судебным политическим процессам.

Процесс капитализации России на рубеже XX в. внес новые изменения в положение женщин: усилился приток женщин в различные отрасли промышленности; увеличилось число женщин, получивших высшее образование; возросла их общественно-политическая активность. С одной стороны, продолжало развиваться женское движение, боровшееся за равноправие, с другой стороны - женщины становятся членами созданных партий разной идеологической направленности, участвуя в обще-демократическом процессах общества. Однако положение женщин оставалось по - прежнему дискриминационной во всех сферах. За одинаковый с мужчинами труд они получали меньшую заработанную плату, многие профессии, учебные заведения были им не доступны, отсутствовала охрана труда женщин, материнства, младенчества, бракоразводные законы охраняли интересы мужчин. Несмотря на то, что вопрос о женском равноправии поднимался на заседаниях I, II, III, IV Государственной Думы женщины не приобрели политических прав.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом поменяла положение женщин. Конституция 1918 г. установила полное равенство политических и гражданских прав мужчин и женщин; декретами Советской власти были решены вопросы социально - экономического положения женщин, защиты материнства и детства, представлены гарантии для получения женщинами образования, профессии.

Проводилась огромная работа по общественно- политическому воспитанию женщин, под лозунгом энтузиазма женщина страны Советов получает новый статус и ее роль в общественно - политической жизни страны резко возрастает. Женщины стали все больше привлекаться к участию во всех сферах общественной жизни. Были созданы: комиссия по пропаганде и агитации среди женщин, делегатские собрания, клубы, женотделы, жен сектора. Многие женщины стали членами партии, комсомола, профсоюзов, участвовали в выборах в Советы.

Женщины были привлечены в хозяйственную деятельность - в промышленность, сельское хозяйство, освоив новые профессии, участвуя в Стахановском движении. Образ женщины - труженицы был закреплен в литературе, искусстве, театре, кинематографе. Женщины выступали в роли труженицы, участницы митингов, шествий, демонстраций. Организаторы массовых выступлений в дореволюционный период, такие как Крупская Н.К., Ульянова А.И., Самойлова К.Н., и другие перешли на руководящие должности. Одна из выдающихся деятельниц общественно-политического движения в России, участница революционных событий, первая в мире женщина - посол A.M. Коллонтай в своих трудах, посвященных женщинам России, описывает, какое положение женщины занимали в обществе на протяжении многих десятков лет. В частности, она пишет, что в начале XX века работница сторонилась политики и революционной борьбы, однако, начиная с первых социалистов 70-х годов XIX века и начала XX века, когда марксизм пустил свои глубокие корни «тогда еще работницы - пролетарки участвовали в движении лишь как единицы». К началу 30-х годов в общественном сознании утвердилась идея, что вопросы равноправия мужчин и женщин решены и женщина стала полноправной участницей строящегося нового общества. Это было закреплено в Конституции 1930 года. В советский период вопросами женщин занимались КПСС, цель которой - вовлечение женщин строительство нового коммунистического общества. Вопросы об улучшении положения женщин были предметом обсуждения партийных съездов. Женщины участвовали в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, сочетая функции матери, домохозяйки, труженицы, что считалось достижением Советской власти. Большой вклад в решение женского вопроса внес комитет советских женщин, представляющий независимое женское общество. Целая плеяда писателей описывают подвиги женщин в годы Великой Отечественной войне, которые приняли самое активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В этот период наблюдается повышенная политическая активность женщин. Число женщин вступающих в ряды партии увеличилось почти вдвое. Они вели за собой беспартийные массы, способствуя успешному выполнению заданий фронта, приближению победы над врагом. В 70-80-е годы в стране стали наблюдаться застойные явления, начался необратимый процесс упадка нравственных ценностей, на съездах решаются по сути одни и те же вопросы, повсеместно развернулись социалистические соревнования, много говорилось о благосостоянии советского народа, в том числе женщин.

В 80-годы в период перестройки партия пыталась пересмотреть некоторые подходы в отношении женщин, создав партийно-государственный механизм решения женских вопросов. С этой целью были организованы Постоянная комиссия по вопросам женщин и проблемам семьи в ЦК КПСС, отдел по проблемам женского движения в ЦК КП РСФСР и соответствующие отделы на местах; приняты государственные программы по улучшению положения женщин; проведены научные исследования, конференции, «круглые столы». Была перестроена работа Комитета советских женщин, создана единая общесоюзная система советов женщин (30 января 1987 г. на всесоюзной конференции утверждено Положение о советах женщин). Комитет провел активную работу по созданию женсоветов, что было поддержано решениями XXVII съезда КПСС. В результате в 1989 году в СССР насчитывалось 240 тысяч советов (2,3 млн. активисток).

По негласным, но обязательным правилам среди кандидатов во все выборные партийные, государственные и общественные органы на безальтернативных выборах выдвигался определенный, жестко заданный процент женщин самых разных профессий, и, прежде всего из рабочей среды. Некоторые посты традиционно почти всегда предоставлялись женщинам: пост заведующего отделом культуры, отделом школьного и высшего образования в районных, областных, краевых и республиканских комитетах партии. Однако, искусственно насаждаемая квота женщин в выборных органах не отражала их подлинной политической и общественной активности и реальной роли в принятии политических решений. Интересно, что первые же альтернативные и свободные выборы сократили долю женщин в Верховном Совете СССР и России.

Проанализировать отношения российской женщины к власти и политической деятельности поможет изучение участия женщин в диссидентском движении в бывшем Советском Союзе. Их выбор носил чаще всего не политический, а нравственный характер, однако, именно моральное противостояние тоталитаризму сыграло огромное политическое значение.

Вот что говорит об этом социолог, старый участник движения, Вячеслав Игрунов: «Нравственные чувства особенно сильно развиты у женщин. Возмущение нарушением справедливости, издевательства над человеческим достоинством, сострадание, жертвенность вызывали у женщин стремление к политической активности». Всегда и везде диссидентские движения рекрутировали своих сторонников и активистов, прежде всего из среды людей, которые по тем или иным причинам не вписались в сложившуюся среду.

Женщины, как правило, более социализированы, легче интегрируются в систему налаженных связей и отношений, гибче, лабильнее, чем мужчины. Профессиональное самоутверждение не является для них столь важным, потому что главный смысл их жизни придают дети и семья. Но если уж женщина связывала свою судьбу с движением, она отдавалась опасной деятельности целиком и полностью. Женщины были эмоциональными лидерами движения и наиболее твердыми его сторонниками. Известны мужчины-диссиденты, дававшие показания в КГБ на своих товарищей, однако женщины от сотрудничества с властями отказывались чаще. Женщины, ввязавшиеся по тем или иным причинам в политическую борьбу, тяготеют к радикализму, переходящему в ряде случаев в экстремизм. Они были особенно сильны и точны в замысле и исполнении конкретных дел: сбор информации, посылки, распространения самиздата. По мере ослабления репрессий в движение приходило все больше мужчин - идеологов и организаторов. В 1989-90 годы, когда диссидентство вышло на арену открытой политической жизни, именно эти мужчины выдвинулись, стали известными политическими деятелями. Женщины, прошедшие через диссидентство в суровых условиях тоталитаризма, как правило, не стали активными деятелями пост советского периода; многие из них практически отошли от политической деятельности.

Был еще один канал влияния женщин на политический курс руководства страны, также не специфический для женщин и редко ими используемый. Речь идет о лучших профессионалах страны, к которым руководство время от времени обращалось за прогнозами, аналитическими разработками, а иногда просто за советом, разумеется, без всяческих гарантий, что этим советом действительно воспользуются. Именно из этой среды профессионально ориентированных и достигших в своей профессии серьезных успехов женщин, работающих в экономических, социологических, исторических науках, впоследствии вышли политические деятели. В списке наиболее популярных женщин, игравших заметную роль в общественно - политической жизни страны в 1991 году, составленном в результате опроса Службы изучения общественного мнения места распределились следующим образом:

Первое место - Галина Старовойтова; второе - место - Раиса Горбачева; третье место - экономист Татьяна Корягина; четвертое место - Светлана Горячева; пятое место - Элла Памфилова. Единственная диссидентка, попавшая на «женский Олимп» 1991 года - Елена Боннэр, вдова Андрея Сахарова, - политическая деятельница, несгибаемо и последовательно занимавшая радикально демократические позиции. Седьмое и восьмое места заняли два профессионала, соприкасающиеся с политикой в связи с профессиональной деятельностью, - Татьяна Заславская и Белла Куркова, создавшая одну из наиболее популярных в свое время художественно-публицистических телепередач «Пятое колесо». Последние два места заняли Нина Андреева, фанатичная сталинистка, и Елизавета Гаер, представительница малых народов Севера парламента бывшего СССР. К женщинам - политической деятельности, следует отнести также и Валерию Новодворскую, лидера Демократического Союза, широко известную своими радикальными убеждениями и экстравагантными политическими спектаклями и журналистку Лидию Графову. Несколько позднее, чем проводился опрос, приковала к себе внимание романтическая либералка Лариса Пияшева. Усилению общественно- политической роли женщины способствовали создание в 1993 году женской фракции в Государственной Думе, попытки наиболее активных женщин (Т. Базилевой, Э. Памфиловой, Г. Старовойтовой, И. Хакамады) баллотироваться в 1996, 2000, 2004 годах на пост Президента РФ, постоянное и активное участие женщин в выборах в законодательные органы власти на всех уровнях. Однако, анализ общественно-политического, социально-экономического положения женщин показывает, что, несмотря на существующую законодательную международную и отечественную базу, призванную, гарантировать равные права и возможности женщинам и мужчинам, развитие неправительственного женского движения, в целом положение женщин остается дискриминационным. Это выражается в следующих процессах:

1. В сокращении числа женщин в органах законодательной, исполнительной, судебной власти. Если в Федеральном Собрании Российской Федерации первого созыва женщины составляли 11,4% то второго - 7,2%. При этом в Государственной Думе первого созыва женщины составляли 13,6%, второго- 10%, третьего-7,6% (в Верховном Совете СССР в 1985 г. женщины составляли 33%, в 1989 г. -15%). В Совете Федерации (лето 2001 г.) представлены 3 женщины. Такая же картина наблюдается, в органах власти субъектов РФ. Между тем в мире наблюдается положительная динамика участия женщин, в работе законодательных органов власти.

Россия, одна из первых стран мира, провозгласившая принцип равноправия полов («Сталинская» Конституция 1936 года провозгласила достижение равноправия женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества). Главным показателем уровня равноправия с тех пор и до конца 80-х годов считалась степень вовлеченности женщин в общественное производство. Этот показатель был одним из самых высоких в мире. Сталин определил роль женщин в обществе, «как колоссальный резерв трудовых сил», а их предназначение было в том, чтобы «стать плечом к плечу со своим мужем, отцом или братом в борьбе за новую жизнь»), через 80 лет оказалась позади многих стран. В 1995 году по данным ООН, Россия занимала 52 место в мире по уровню реализации политики равноправия. К 2000 году наша страна, по данным Международного парламентского союза, «скатилась» на 74 место из 177 стран мира по уровню представительства женщин в структурах власти.

2. В исполнительных органах власти Российской Федерации тоже наблюдается сокращение женского представительства. Так в Представительстве РФ (осень 2001 г.) представлена одна женщина, нет ни одной женщины - министра. Мужчины занимают 94% «высших», 85% «главных», 68% «ведущих» должностей. Наибольший удельный вес женщин сосредоточен в «старших» (49%) и «младших» (80,6%) группах. В органах судебной власти наибольшая численность женщин сосредоточена на низших ступенях. Однако мировая практика свидетельствует об иных процессах.

3. В кризисе женского движения: отсутствует консолидирующая идея, нет общепризнанного лидера, не поддерживается связь с рядовыми женщинами, деятельность женских организаций носит корпоративный характер и отстранена от решения общероссийских проблем, отсутствует финансовая база, преемственность поколений, существует зависимость от иностранных фондов.

Причинами дискриминации женщины, являются: невыполнение Конституции РФ (ст. 19,3), утвердившей равные права и возможности мужчин и женщин, международных документов, ратифицированных Россией; невостребованность женщины как общественно-политической силы со стороны власти; неконкурентноспособность женщины по сравнению с мужчиной, недостаточная профессиональная подготовка, невысокий уровень образования; отсутствие женской солидарности, что выражается в разобщенности женского движения, оторванности женщин - политиков от рядовых женщин; дискредитация образа женщины в СМИ, искусстве, литературе, кинематографе. Активности женщин мешает также инерционность патриархального общественного сознания. Многие женщины и сами не хотят вовлекаться в сферу политической борьбы, в том числе и за свои специфические интересы. Они в большинстве отрицательно относятся к женщинам, занимающимся государственными делами. Многих раздражает идея выдвижения женщины на пост президента. Однако ситуация меняется, когда задеты конкретные животрепещущие проблемы, связанные например, с жизнью детей. Так, множество женщин включилось в борьбу с прядками в армии. Из чего следует, что общественная активность российской женщины направлена не столько на самовыражение, достижение высоких постов, наконец, отстаивание собственных интересов, сколько на опеку и защиту более слабых. Участие женщин на уровне принятия решений привносит в политическую практику элементы миротворчества, миро созидания, помогает использовать такие политические методы, как компромисс и консенсус при решении сложных и спорных вопросов.

Успешная политическая практика женщин - глав государств отдельных западноевропейских стан, о которых говорилось выше. Показала способности принимать решения, направленные на защиту принципов миротворчества и миро созидания. Несомненный вклад в выдвижение женщин на уровень принятия решений внесла конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята ООН в 1979 году, согласно ч. II ст. 7, все государства участники конвенции принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Однако статистические данные ООН свидетельствует, что доля женщин- парламентеров во всем мире уменьшилась с 12,5% в 1975 г. до 10,1% в 1993 г. По состоянию на ноябрь 1993 г. правительства возглавлялись женщинами в шести странах, и лишь восемь из 184 государств- членов ООН имели постоянных представителей из числа женщин. Представительство женщин в правительстве составляет менее половины от представительства в национальных органах, а почти в 100 странах вообще нет. Понятна серьёзная озабоченность женщин тем, что важнейшие политические решения принимаются без учета мнения половины населения либо от их имени.

Политолог В. Константинова, анализируя западную феминистскую литературу, приводит пять основных аргументов для обоснования более активного участия женщин в принятии решений и управлении государством:

- во-первых, эгалитаризм, равенство полов, связанных с полноправной реализацией универсальных прав человека. Женщины составляют около половины населения, и они должны быть пропорционально представлены на уровне принятия решений;

- во-вторых, обоснование легитимности политического строя, соблюдение представительной демократии. В условиях демократии должен проводится постоянный анализ и контроль над тем, кто легитимно представляет людей и принимает решения от их имени. Недостаточное представительство женщин поднимает обоснованный вопрос о том, насколько легитимны существующие политические институты;

- в-третьих, различия в интересах. Известно, что женщины имеют специфические интересы. И определение более объективно у женщин, чем у мужчин;

- в-четвертых, новый взгляд на концепцию политики, ее фокуса. Известно, когда женщины достигают 30-40% в составе политических структур, то меняется само понимание политики, изменяется культура принятия решений. Меняется стиль руководства, поскольку женщины отличаются склонностью к компромиссу, к коллективизму, большей чувствительностью к нуждам человека. Мужской стиль, напротив, отличается иерархичностью, авторитаризмом, централизмом;

- в-пятых, эффективное использование человеческих ресурсов. Мужчины и женщины имеют различный опыт, знания, интуицию. Учет видения тех и других может привести к более сбалансированной и посвященной государственной политике. Статистика свидетельствует, что женщины слабо представлены на уровне принятия решений во всем мире. Это означает, что решения по государственной политике, которые связаны с вопросами равенства мужчин и женщин, все еще находятся в руках мужчин, не имеющих такого, как женщины, стимула заниматься этими вопросами. Ситуация может существенно измениться, если больше женщин займет высокие посты в государственном секторе и если женщины - избирательницы используют возможности выборов, как в своих собственных интересах, так и в интересах всего общества в целом.

В России, как и в большинстве стран, женщины недопредставлены на уровнях государственного управления, особенно в министерствах и других органах исполнительной власти. Законодательная власть в регионах - это мужской парламент. Женщины представляют максимум 10 депутатов, а в ряде региональных парламентов вообще отсутствуют. Среди таких регионов - традиционно мужские территории: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Омская, Волгоградская, Липецкая, Самарская, Ленинградская и Ивановская области. Региональный парламент - это парламент начальников: руководители предприятий и подразделений разного профиля и уровня составляют большинство депутатов. Представители государственной власти разного уровня составляют свыше 23 депутатского корпуса.

Неоправданно низкая представительность на руководящих должностях в местных органах власти не позволяет женщинам существенно влиять на многие институты. Несмотря на то, что женское движение России уже достаточно давно фигурирует на общественно-политической сцене, приобрело опыт координации действий, формирования политического движения и работы парламентской фракции, ему пока не удалось достичь необходимого уровня влияния на государственные структуры с тем, чтобы внести некоторые подвижки в сознание российской политической элиты и российского чиновничества относительно равноправия женщин в политической сфере.

Живучесть стереотипа «политика - мужское дело» объясняется не только особенностями менталитета, присущего все еще патриархальной России, но и, безусловно, объективными социально - экономическими условиями беспрерывного кризиса, создающего экстремальные ситуации, разрешение которых не всегда под силу и мужчинам.

В постперестроечный период сформировался достаточно большой слой политически активных женщин, которых с полным правом можно назвать женской политической элитой. Особенностью этой элиты является то, что в нее входят женщины, которые в разные годы так или иначе соприкасались с женским движением, либо участвовали в его формировании, либо непосредственно работали в нем.

Современное женское движение в Российской Федерации позволило активизировать самовыражение этих женщин и сформировать группу лидеров, способных к принятию решений на всех уровнях, повлиять на общие процессы демократизации жизни нашего общества, создать адекватное общественное мнение по актуальным проблемам положения женщин в обществе и политической активности женщин, реализовать ряд важнейших социальных, экономических и гуманитарных проектов.

В настоящее время каналами продвижения женщин в политику являются политические партии, общественные организации, выборы в законодательные органы. Еще одним каналом продвижения может служить государственная служба, позволяющая женщинам сделать не только профессиональную карьеру. Каждый из этих каналов предоставляет женщинам определенные возможности для получения и формирования необходимых знаний, навыков, опыта руководящей работы, развития личности, расширения границ общения, круга связей, необходимых для поддержания высокого социального статуса в этой специфической корпоративной деятельности. Однако, как мы выяснили, имеется много как объективных, так и субъективных препятствий, необходимых преодолеть женскому движению и его лидерам на пути в политику.

К объективным причинам относятся экономические и правовые причины. Не будем останавливаться на экономических причинах, т.к. понятно, что преобладание среди женщин малообеспеченных не дает им возможности заниматься общественно-политической деятельностью в том объеме, который необходим. Только наличие благоприятных социально- экономических условий позволит разработанным в настоящее время юридическим нормам, касающимся прав женщин, претвориться в жизнь, и в общественное сознание. По нашему мнению правовые механизмы могут помочь существенно изменить неравенство женщин в этой области, узаконить специальные меры, выравнивающие шансы женщин (при отсутствии у них необходимых экономических ресурсов) для участия, а политико-управленческой сфере.

Не случайно женское движение (в лице лидеров организаций) целенаправленно работает над законодательной базой, вносит свои предложения в проекты законов, включилось в разработку тендерной экспертизы законопроектов. Эта большая работа, и она требует, чтобы, чтобы они заботились о повышении своей собственной профессиональной квалификации.

Женскому движению, без сомнения, хотелось бы иметь дееспособную женскую элиту - профессионально подготовленных лидеров. Наличие такой элиты в руководящих слоях - фактор стабильности общества и его безопасности, так как главные цели женщин: упрочение государственности, создание благоприятных условий для развития личности и общества в целом. Исходя из этого, отстаиваемая женскими организациями цель минимум - это обеспечение соответствия женщин- руководителей различных степеней и сфер общественной жизни их удельному весу в составе трудоспособного населения, а также в составе лиц, имеющих высшее и среднее образование. На достижение этой цели направлены усилия многочисленных женских организаций, выражение, а совместных резолюциях, принимаемых на различных форумах женщин.

Так, в резолюции Всероссийского женского конгресса «Труд, занятость, безработица» в частности, было высказано в адрес правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти на местах предложение: «обеспечить эффективность федеральных, региональных и местных структур по проведению государственной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». В обращении 2-го Всероссийского конгресса «Женщины в политике, политика для женщин» констатировалось: «Почти полное отсутствие женщин в структурах власти, не позволяет им добиться позитивных изменений в развитии страны. Между тем общество не может быть демократическим, если женщины играют пассивную роль в политике (только как избиратели), не участвуют в управлении государством, не занимают руководящих постов в экономике, имеют подчиненное положение в семье». В резолюции 3-го Всероссийского женского конгресса «Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие», выражено предложение в адрес президента Российской Федерации, к законодательным, исполнительным и судебным властям всех уровней обеспечить «разработку» и реализацию программ, повышающих и расширяющих участие женщин во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни в качестве равноправных партнеров и обеспечивающих их доступ ко всем ресурсам, необходимым для полного осуществления основных прав, а также созидание механизма продвижения женщин в системы государственной власти и управления». В обращении к президенту Б. Ельцину участницы конференции «Перспективы паритетной демократии в России» отметили: «Необходимо принять срочные меры для устранения самых кричащих противоречий между юридическим и фактическим статусом российских женщин». В связи с этим женские организации предложили ввести специальные квоты, регулирующие представительство женщин и мужчин на государственной службе, а также, в партийно-политических структурах и списках кандидатов в депутаты. Попутно отметим, что, настаивая на квотах, женщины внесли существенное изменение в прежнее их понимание. Если раньше отстаивалась позиция о специальных квотах для женщин, то в настоящее время отстаиваются квоты для лиц обоего пола, то есть так называемые тендерные квоты. Тендерные квоты призваны регулировать представительство мужчин и женщин на государственной службе, обеспечивать их равное представительство в партийно-политических структурах и списках кандидатов в депутаты. Особенно важно отрабатывать механизм реализации тендерных квот на региональном уровне, но там, где для этого складываются благоприятные условия. Местные органы власти могут вводить тендерные квоты самостоятельно, поскольку это не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни федеральным законам; предпринять шаги по формированию женского кадрового резерва с тем, чтобы обеспечить продвижение женщин в структуры власти на высокопрофессиональной основе; создать министерство по делам женщин, семьи и молодежи, которое возьмет на себя разработку и реализацию национальной стратегии действий в интересах женщин, семьи и детей.

В том же обращении подчеркивалось, что «речь не идет о второстепенной проблеме, которую можно отложить до лучших времен». Речь идет, как особо отметили, о социальной базе российской демократии. «Игнорирование интересов и высокого социально потенциала женщин снижает шансы на успешное решение острейших социально-экономических проблем общества».

В обращении «К гражданам России» участницы конференции «От равных прав к равным возможностям» (Москва, 26 ноября 1998) выразили протест против ущемления гражданских прав, свобод и возможностей женщин. Они отметили, что, несмотря на указы президента, постановления правительства Российской Федерации, направленные на повышение социального статуса женщин, а также на повышение на взятые международные обязательства и конституционные гарантии, «в годы реформ усугубляется неравенство возможностей женщин и мужчин, как в социально-экономической сфере, так и сфере политической». Почти целое десятилетие женские организации увещевают, призывают, требуют, чтобы выполнялись те законодательные акты, которые уже приняты в интересах женщин, но положение меняется чрезвычайно медленно.

Между тем усилия государства, целенаправленно решающего проблему женского равноправия, могут сократить период и ускорить процесс интеграции женщин в политико-управленческую сферу. «Однако эффект от государственной деятельности в этом направлении, если иметь в виду достаточно массовое и реальное участие в органах политической власти, может быть достигнут при высокой степени демократизации общественных отношений и высоком уровне экономического развития, позволяющих существенно менять его потребности в образовании, в профессиональной и общественной деятельности». Особенно нежелательным является усиление патриархального подхода к женщинам. Идеологическая подпитка патриархальных стереотипов является сдерживающим фактором, мешающим продвижению женщин в политическую сферу.

При этом патриархальный взгляд на общественную роль женщины имеет прямых и косвенных сторонников не только среди определенных групп населения, в том числе и самих женщин, но и среди депутатов представительных органов власти, лидеров политических партий и движений, руководителей исполнительной власти, включая правительство Российской Федерации, которые выступают в качестве субъективного фактора торможения. Продвижение женщин на руководящие должности в сфере государственных секторов экономики, как известно, наиболее подвластно деятельности первых лиц государства и других руководителей хозяйственных структур.

Какой бы прогрессивной риторикой в отношении общественного положения женщин ни прикрывались представители властных структур и общественно-политических движений, их дела говорят сами за себя: высшие должности в структуре исполнительной власти по-прежнему занимают главным образом мужчины. Так, на конец 1995 г. было три женщины- руководителя федеральных органов власти, среди заместителей руководителей их насчитывалось 12%. Незначительна доля женщин среди руководителей предприятий (примерно 8-11%). В составе депутатов, избранных в Государственную Думу в декабре 1999 г. по партийным спискам, на женщин приходится менее 7%.

Таким образом, в отечественных политических кругах сохраняется отношение к женщинам, как к менее квалифицированным и менее перспективным в профессиональном продвижении работникам. Продолжает сохраняться устойчивый взгляд на ограниченные возможности женщин быть руководителями высокого ранга.

Другими субъективными причинами выступают социально- профессиональные характеристики и неподготовленность к политической карьере самих женщин.

Несмотря на хорошие предпосылки - высокий образовательный статус, исторически длительное существование законодательно оформленных политических прав, доступность практически всех видов и направлений высшего образования, массовое вовлечение в экономику и освоение новых профессий и видов деятельности, позволяющих достигать высоких результатов в профессиональном труде, - очень медленно меняется стереотип самих женщин, которые еще не связывают продвижение с собственными личными усилиями, поэтому не могут, в полной мере воспользоваться своими политическими правами, не имеют опыта конкурентной борьбы за депутатские места в выборных органах законодательной власти.

«Подножки» женщинам ставят и сами женщины. Не редкость в женском движении межличностные конфликты, недоверчивость к возможностям женщин, подозрение в невостребованности и отсутствии самодостаточности, обвинения в отсутствии женской реализации (как жены или матери). Это мешает женским организациям работать над формированием женской солидарности, преодолевать присущие движению внутренние противоречия.

При реальной возможности прийти к власти 60% женщин сами не хотят занимать руководящие посты, а при довольно высоком рейтинге женщин-политиков во время предвыборного социологического опроса (1995 г.) на самих выборах они не набрали голосов вообще.

По данным Центра стратегического анализа и прогноза, в 1993 г. в качестве президента Российской Федерации А. Федулову видели 0,1%; в феврале 1994 г. -1,4%; в июне - 0, 4%; в декабре - 0,6%. Это было больше, чем у Лужкова, Лебедя и Тулеева. В других аналогичных опросах фигурировала Э.Памфилова: август 1994- 3%(!), а в январе и феврале 1995- она не получила голосов вообще. Наиболее известные лидеры женского движения вновь попытались избираться в депутаты Государственной Думы на выборах 1999 года. Среди них - Е. Лахова, А. Федулова, Г. Карелова, Т. Малютина, а также сотрудничавшие с женскими организациями известные политики - Э. Памфилова, И. Хакамада, С. Умалатова, О. Сергеева. Каждая их этих женщин - личность, которая неоднократно проходила «горнило» выборов. У каждой из них за плечами по 8-10 лет профессиональной законодательной работы в парламенте, обширные знания в сложной политической сфере, практический опыт принятия решений. К сожалению их оценивают необъективно, большей частью эмоционально - сравнительно («почему она, а не я», «такая же женщина, как я»). На наш взгляд дело здесь в недостаточно развитом коллективном сознании женского движения - над этим необходимо целенаправленно работать, а также научиться преодолевать свои недостатки.

Международная практика свидетельствует о том, что существует тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений. Для активизации политического участия женщин необходима поддержка со стороны социальных и экономических структур, отсутствие дискриминации женщин на уровне законов, а также устранение негативных стереотипов в отношении женщин в системе образования и средствах массовой информации. Многое зависит и от самих женских организаций.

 

Автор: Гулиева М.М.