28.02.2012 8256

Структура и функции системы управления качеством образования в регионах России

 

Социально-экономическая ситуация в России, доступ к современным технологиям, интенсивное развитие техники и телекоммуникаций, создание всемирных информационных баз данных требует новых подходов к качеству подготовки специалистов. Уровень развития системы образования в государстве и регионе тесно связан с развитием экономики, социальной сферой. Эволюция экономики, развитие высоких технологий приводят к изменению структуры занятости населения и росту интеллектуального и духовного потенциала общества. Модернизация сложившейся модели управления системой образования в регионе становится одним из основополагающих факторов развития отечественного образования.

Разработка проблемы управления качеством образования в научных исследованиях ведущих ученых России - В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, B.C. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.А. Караковского, В.А. Качалова, В.Г. Кинелева, Б.Б. Коссова, М.М. Поташника, Л.Л. Редько, Н.А. Селезневой, В.М. Соколова, А.И. Субетто, Ю.А. Тихомирова, Е.А. Ямбурга и др. - осуществлялась в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; единство системы обучения и качества образования; формы и способы эффективного взаимодействия средней и высшей школы для достижения фундаментализации образования и его качества; факторы, обусловливающие высокое качество образования; рыночная среда и качество образования; механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования; система управления качеством образования и др.

Управление - это воздействие на управляемую систему в целях обеспечения требуемого ее поведения. Рассмотрим национально - региональный подход в управлении образовательными системами. Регионы отличаются друг от друга географическими, социально-экономическими, демографическими, природными и другими характеристиками. Учет этих характеристик и понимание специфики процессов, протекающих внутри регионов, позволяет выделить региональные особенности для построения образовательных систем и управления ими. Поэтому модель управления качеством образования в регионе должна соответствовать этим особенностям.

Согласно Закону РФ об образовании система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Она управляется государством в лице Правительства РФ, Федерального собрания и т.д., состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктуры системы образования (научно-методические центры, ресурсные центры, ремонтные, снабженческие службы и т.д.), и образовательной сети.

Основная цель деятельности органов управления образованием - обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Одним из основных вопросов является распеределение полномочий и ответственности между элементами системы управления образованием: федеральным министерством, кравевыми, областными комитетами и управлениями, городскими (районными, поселковыми) отделами и управлениями образования. Согласно Закону РФ «Об образовании».

Министерство должно сосредоточить свою деятельность на разработке стратегии развития системы образования, определении приоритетных направлений этого развития, проведении социально - педагогических экспрериментов, анализе общественного мнения и информировании общественности о текущем состоянии перспективах развития образования. Министерство образования РФ решает проблемы финансирования отрасли в целом, материально-технического и кадрового обеспечения, формирует системы переподготовки и повышения квалификации. В функции Министерства образования и науки России входит подготовка и издание учебников по всем учебным предметам, разработка документов, регламентирующих организационно - педагогическую и финансово - хозяйственную деятельность учебных заведений.

Для системы образования субъектом управления (управляющим органом) являются государство и общество, а для образовательной сети - органы управления образованием. Направления деятельности органов управления образованием достаточно обширны, перечислим лишь некоторые из них:

- разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;

- обеспечение и контроль качества профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации;

- государственная аккредитация образовательных учреждений, оказание содействия их общественной аккредитации;

- установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;

- формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально - технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

- прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых финансовых средств на нужды развития образования в регионах;

- контроль исполнения законодательства РФ в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

- реализация единой государственной политики в области образования в рамках имеющихся полномочий, создание системы непрерывного образования населения;

- обеспечение и контроль качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в управляемых учебных заведениях, применение различных форм взаимодействия учебных заведений с наукой и производством;

- реализация программы всеобщего среднего образования молодежи как фундамента для последующего профессионального обучения, разностороннего развития личности;

- помощь районным органам образования в систематическом обновлении содержания образования, внедрении новых методов воспитания, обучения, развития;

- финансирование программ и проектов развития образования в соответствии с имеющимися полномочиями, также лицензирование, аккредитация, аттестация и экспертиза управляемых учебных заведений; координация управленческой деятельности, взаимодействие с местной властью, депутатскими комиссиями по вопросам социальной политики.

Под системой управления образованием будем понимать совокупность человеческих, материальных, технических, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции. Следом за П.И. Третьяковым и Л.Л. Редько будем понимать «управление как деятельность, направленную на достижение конкретного состояния объекта управления или спрогнозированного результата».

Образовательная сеть соответствующего уровня - это совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности. Единицей образовательной сети с позиции управления следует считать образовательное учреждение, характеристиками которого являются: набор образовательных программ, их пропускная способность, цена, качество и др. Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие».

Выделим три типа структуры образовательной сети:

- территориальная структура: федерация, регионы, субрегионы, межмуниципальные образования, муниципалитеты;

- уровневая структура: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные учреждения трех уровней и т.д.;

- профильная структура: профильные общеобразовательные учреждения, профильная направленность специальностей и профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда профессиональных общеобразовательных учреждений и т.д.

С ростом степени интеграции образовательных учреждений образовательная сеть превращается в образовательный комплекс. В Краснодарском крае был создан единый орган управления всей образовательной системой - Департамент образования и науки, который осуществляет управление всеми учреждениями как общего, так и профессионального образования и учреждениями науки, независимо от собственности и ведомственной принадлежности.

Структура региональной системы управления образованием представлена и изображена целостная система образования Приморского края, в которой органы управления образованием представлены в форме управлений народного образования администрации Приморского края, районных (городских) управлений народного образования и методическими кабинетами.

Представлена структура управления системой образования Краснодарского края (Департамент образования и науки). Данная управленческая структура состоит из ряда управлений и отделов, каждый из которых отвечает за реализацию определенной части деятельности по управлению системой образования края.

Следует отметить, что часть подразделений департамента занимается поддержкой собственно управленческой деятельности (управление экономики образования и финансов), а другая - работает непосредственно с управляемой системой (отдел общего среднего образования, развития образования и инноватики т.д.). Департамента образования и науки Краснодарского края с образовательными учреждениями начального профессионального образования.

Основными ведущими функциями управления традиционно выступают: планирование, организация, мотивация, контроль.

Под функцией управления (от латинского «совершение, исполнение») понимается отношение между управляющей системой и управляемым объектом (объектами), требующее от нее выполнения определенного набора действий для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов. При каждом акте реализации функции управления решается управленческая задача, то есть соотношение между тем, чего требуется достичь и тем, что для этого имеется в наличии. Управленческие функции в системе образования регионального уровня предложена П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Данная классификация достаточно полно отражает функционально-содержательное наполнение деятельности по управлению образовательными комплексами. Не останавливаясь на детализации, перечислим основные функции: мотивационно-целевая, информационно - аналитическая, планово - прогностическая, организационно - исполнительская, контрольно - диагностическая, регулятивно - коррекционная.

Следует различать функции управления и функции органа управления. Функции управления являются базовыми и общими для всех управляющих систем, хотя и имеют определенную специфику в каждой отрасли. В то время как функции органа управления различны для различных сфер человеческой деятельности. Но основополагающим здесь является тот факт, что каждая из функций органа управления проходит преломление через призму функций управления, реализуется и материализуется через последовательное осуществление функций управления. А результативность управления зависит от степени взаимодействия функций управленческого цикла, среди которых информационно-аналитическая занимает особое место, обеспечивая выполнение всех остальных функций, являясь основой управленческой деятельности, так как сбор и обработка информации составляют основу работы управляющего органа.

 

АВТОР: Хлопова Т.П.