28.02.2012 4070

Система критериев оценки профессиональной деятельности органов управления образованием региона

 

Система показателей оценки профессиональной управленческой деятельности специалистов органов управления образованием разрабатывалась исследователями как у нас в стране (В.П. Воробьев, Н.В. Кузьмина, В.А. Малинин и др.), так и за рубежом (Hermann J.J., Pophman W.J., Rammer R.A., Ratclif J.L., Serqiovanni T.J., Tyler R.W., Wragg E. и др.).

Необходимость совершенствования системы контроля за деятельностью сотрудников доказывается в трудах ведущих ученых-управленцев: Т.П. Афанасьевой, И.Л. Елисеевой, B.C. Лазарева, Н.В. Немовой, Ф.Г. Паначина, М.М. Поташника, Т.И. Пуденко, С.И. Сергеевой, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой, В.М. Шепель, Т.Н. Макарова и др. Авторы в научных публикациях считают объективное оценивание результатов профессиональной деятельности и потенциала управленческих кадров одной из приоритетных проблем в развитии управления образованием.

Значительный вклад в переосмысление подходов к управлению образовательными системами внесли работы сотрудников Московского педагогического государственного университета. В опубликованной под редакцией П.И. Третьякова в 2001 году коллективной монографии «Регион: управление образованием по результатам» не только подчеркивается необходимость системного подхода к вопросам контроля, но и предлагаются пути к решению этих проблем.

Специфика современного этапа решения рассматриваемой проблемы определяется тем, что поиски эффективных путей совершенствования системы оценки управленческой деятельности и профессионально - управленческой подготовки сотрудников органов управления образованием ведутся в русле глубокого преобразования системы образования в целом, обусловленной изменением социального заказа средней школы, созданием системы непрерывного образования. В этих условиях недостатки существующей системы контроля и механизмов управления образованием на региональном уровне стали особенно заметны.

Глубокое социально-философское осмысление проблемы, ее показ в контексте развития региональной образовательной системы выполнен в ряде публикаций и диссертационных исследований, например, в работах Е.И. Михайловой «Теория и практика мониторинга качества в региональной системе образования» и Т.Н. Макаровой «Формирование системы показателей оценки профессиональной деятельности муниципальных органов управления образованием».

Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в ряде монографий и статей последнего десятилетия, значительно расширяющих сложившиеся подходы к оценке управленческой деятельности (М.В. Артюхов, И.М. Бадаян, Н.А. Воронова, И.В. Жуковский, Н.Д. Малахов, Т.В. Сидорина, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.).

Анализ источников свидетельствует о том, что в них достаточно полно освещены организационный и содержательный аспекты формирования системы контроля управленческой деятельности, показана социальная обусловленность ее развития, использован богатый статистический материал. В названных источниках не рассматривается процесс разработки системы показателей управленческой деятельности в его целостности, что затрудняет выявление причинно-следственных связей развития региональных органов управления образованием. Всем предлагаемым методикам присущи одни и те же недостатки: отсутствие системности, высокая степень субъективизма и формализма при проведении проверки по предлагаемым показателям, затруднения при определении количественных оценок, невозможность объективного сравнения профессиональной подготовленности сотрудников (отделов). Основное отличие состоит в подходах к определению показателей, оценке их значений, методах выставления общей оценки.

В качестве системообразующего фактора предлагаемого набора показателей определяются деятелъностный и функциональный подходы, которые позволяют оценить профессионализм сотрудников исходя из направления их деятельности по всему составу выполняемых функций от мотивационно целевой до регулятивно-коррекционной (по П.И. Третьякову).

Определить понятие качества управленческой деятельности и оценить его позволяет квалиметрический подход. Методологически квалиметрический подход применительно к исследованиям в области педагогики предполагает определение концептуальной основы исследования; описание понятия «качества управления образованием» и его структурирование; оценивание качества управленческой деятельности и определение ее эффективности. Для оценки эффективности профессиональной деятельности (Э.В. Литвиненко, Е.В. Яковлев) необходимо разработать систему показателей, определить шкалу, по которой эти показатели будут оцениваться, а также разработать критерии, на основании которых будут обрабатываться полученные результаты, делаться выводы и приниматься управленческие решения для дальнейшего развития системы образования в целом.

Самоконтроль, самоанализ и самооценка результатов управленческой деятельности требуют использования еще одного методологического подхода - рефлексивного. При использовании рефлексивного подхода сотрудники муниципальных органов управления образованием должны оценить себя и результаты своей деятельности и именно по тем показателям, по которым будут анализировать результативность их работы внешние эксперты.

При оценке муниципальных органов управления образованием немаловажное значение имеет региональный подход. Этот подход позволяет учесть социальные, экономические, культурные, правовые, управленческие и другие образовательные потребности более широких по отношению к муниципальной системе регионов при формировании системы показателей.

Важным моментом является выделение ключевых результатов, которые могут быть трех типов: ключевые результаты функциональной деятельности; ключевые результаты коммерческой деятельности; ключевые результаты поддержки.

В системе управления качеством образования такими ключевыми будут результаты функциональной деятельности органов управления: образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с госстандартом и евростандартом, адаптивность региональной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и др.

Выделим уровни управления по результатам. Первый определяется умением видеть миссию деятельности организации. Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества оказываемых услуг. Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей, исходя из удовлетворения их запросов. Показано, что чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание сотрудниками целей деятельности организации. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление в определенном контексте информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, организации исполнения, контроля и коррекции.

Для разработки технологии оценивания профессиональной управленческой деятельности сотрудников использованы положения теории «поддержания успеха» М.Х. Мескона и Ф. Хедоури Согласно этой теории одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Поскольку органы управления образованием любого уровня создают условия для реализации образовательного процесса, для их оценки возможно использовать шесть комплексных показателей качества управленческой деятельности на муниципальном уровне:

- показатель эффективности мотивационно-целевой деятельности;

- показатель качества информационно-аналитической деятельности;

- показатель качества планово-прогностической деятельности отдела;

- показатель эффективности организационно - исполнительской деятельности;

- показатель качества контрольно-диагностической деятельности;

- показатель качества регулятивно-коррекционной деятельности.

Каждый комплексный показатель позволяет оценить определенное направление управленческой деятельности и включает в себя несколько частных показателей. Например, значение комплексного показателя эффективности мотивационно-целевой деятельности определяется по следующим частным показателям:

- соответствие поставленной цели решаемым задачам;

- создание комфортной вещно-пространственной рабочей среды, благоприятный психологический климат в коллективе;

- творческая атмосфера, поддержка руководством отдела (управления) новых идей и инновационных, проектов;

- наличие системы повышения квалификации, построенной на альтернативной основе;

- создание методической службы, стимулирующей инновационную педагогическую деятельность.

При выборе частных показателей оценки учитывалось, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение квалификационной категории, служебный рост, увольнение и т.п.) и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются показатели. Оценка частных показателей производится в баллах. Высшему баллу соответствует работа на уровне, превышающем должностную инструкцию, низшему - работа на уровне существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции.

Использование разработанных показателей позволит не только оценить профессиональную деятельность отделов управления образования округа, но и эффективность принимаемых ими решений, своевременно вносить коррективы в планы работы отделов, вскрывать недостатки в работе и принимать меры к их устранению, полнее использовать возможности и резервы всей образовательной системы округа (района) в целом.

Проектирование такой процедуры оценивания работников региональных органов управления образованием даст возможность обеспечить получение обоснованных индивидуальных выводов, прогнозов и рекомендаций, с одной стороны, самими аттестуемыми (в целях повышения эффективности их профессионального самосовершенствования) и, с другой стороны, органами, проводящими мероприятия по повышению квалификации (в целях большей ее продуктивности благодаря внедрению в нее индивидуально-группового планирования, основывающегося на объективных диагностических данных).

Для оценки отделов и региональных органов управления образованием в целом был разработан второй контур оценивания, в основу которого положены три группы показателей (по П.И. Третьякову): обобщенные (здоровье и здоровый образ жизни, воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей, образованность в соответствии с личностными способностями и возможностями, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях, адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности); отраслевые (образовательные, социальные, экономические, правовые) и показатели собственно управленческой деятельности, прямо или косвенно влияющие на обобщенные и отраслевые показатели. Методики оценки обобщенных и отраслевых показателей достаточно хорошо проработаны в педагогической теории и практике (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова и др.).

 

АВТОР: Хлопова Т.П.