28.02.2012 12468

Особенности социального воспитания в детских объединениях

 

Сущность социального воспитания в детских объединениях состоит в создании условий для позитивной социализации личности с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации детей и подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды. Понятие «позитивная социализация» используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого подростками социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе (А.В. Мудрик).

В условиях неблагополучия первичной социализации необходимо активизировать компенсаторную функцию гуманистической воспитательной среды, осуществляющей педагогическую поддержку, коррекцию самовосприятия подростков, интегрирующую воспитательные влияния микросоциума на позитивную социализацию воспитуемых. Такой гуманистической воспитательной средой, своеобразным «центром кристаллизации» (А.В. Мудрик) может стать детское объединение. Оно выступает одновременно агентом как первичной социализации, компенсируя недостатки социализации детей в семье, так и вторичной социализации, способствуя развитию «Я» - концепции подростка на основе идентификации с другими и осознания своей индивидуальности.

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация социального-опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); осуществление взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д.; стимулирования саморазвития.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этнической и социально-культурной принадлежности.

Формирование социального опыта представляет собой педагогически организованный цикличный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды детского объединения. Воспитывающая среда предстает здесь источником и активным транслятором объективированного социального опыта посредством деятельности ее субъектов и содержательных характеристик ее компонентов, таких как предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное окружение.

Процесс накопления социального опыта развивается как в специально созданных и педагогически организованных условиях, так и стихийно. Существенная разница заключается в результативности процесса и систематичности приобретаемого личностью опыта.

Цикличность изучаемого процесса заключается в повторении механизма интериоризации объективированного социального опыта при усложнении и расширении присваиваемых компонентов. Данный механизм содержит ряд этапов.

Трансляция личностью общественно выработанного социального опыта в форме знаний, образцов деятельности, её результатов. При этом осуществляется презентация, с одной стороны, и принятие, с другой стороны, совокупности адекватной системы обоюдно принятых символов для обозначения такого рода активности личности.

Соотнесение объективированного и индивидуализированного опыта в процессе реализации деятельности. На данном этапе происходит деятельностная интериоризация приобретенных знаний, умений и образцов деятельности, включение их в структуру индивидуализированного опыта и одновременно осознание субъективных трудностей, потребностей в дальнейшем расширении индивидуализированного опыта.

На данном этапе ребенок практически включается в деятельность, организуемую в детском объединении. На данном этапе актуализируются социальные ресурсы воспитывающей среды детского объединения как пространства организации и реализации деятельности.

Рефлексия наличного индивидуализированного опыта личности. Главным недостатком стихийного накопления социального опыта является его рефлексивная «необработанность». Такой опыт не прошел стадию кодировки в адекватных и приемлемых знаках и стадию вербализации. Это уменьшает возможности его развития и переноса в новые обстоятельства. При появлении такой системы выявления и кодировки индивидуализированного опыта возникает возможность его осознания и на этой основе обогащения.

На данном этапе активизируются нормативные ресурсы воспитывающей среды детского объединения. Участники детского объединения демонстрируют образцы аналитической и рефлективной деятельности в качестве нормы в процессе проведения осуществления любой деятельности, стимулируют вербализацию полученного опыта у вновь включающихся в деятельность детского объединения детей, выявление причин успехов и неудач, осмысление собственного эмоционального состояния в процессе деятельности и общения, мотивов поведения, оценку полученных результатов, источников удовлетворенности или неудовлетворенности ими и т.д.

Далее этапность замыкается в цикл «трансляция объективированного опыта - интеграция объективированного опыта в индивидуализированный опыт - рефлексия».

Успешность развития человека и мера позитивности его социализации в детском объединении в определенной мере зависит от того, какой быт в нем сложился. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.

Быт - это уклад повседневной жизни входящих в него людей. Он включает в себя имеющиеся пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий его членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Предметно-пространственная составляющая быта детского объединения выполняет ряд функций:

- утилитарную - создание условий для образовательного процесса, которая включает в себя требования к достаточности аудиторного фонда и учебного оборудования, санитарно-гигиенические требования и др.;

- создания оптимальной атмосферы для образовательного процесса (доминирование спокойных тонов в дизайне, организованность, строгость и порядок в расположении мебели и оборудования, чистота и аккуратность и другое);

- наглядного информирования (расположение в учебных и рекреационных помещениях, залах стендов, плакатов, досок объявлений и другое);

- ценностно-символическую (включение в дизайн помещений символов, знаков, несущих определенный смысл для субъектов воспитывающей среды детского объединения).

Пространственно-семантический компонент среды детского объединения должен быть организован так, чтобы, с одной стороны, объединять сообщество детского объединения, а с другой стороны, позволять каждой личности и группам, входящим в него, автономизироваться через утверждение собственной индивидуальности. Информация, включенная в пространственный компонент среды должна отражать содержание и результаты деятельности подростков. Предметные условия, окружающие ребенка, будут влиять на процесс формирования социального опыта, когда они станут предметом приложения сил подростка и результатом его самостоятельной деятельности.

Быт детского объединения определяется архитектурно - планировочными особенностями помещений и организацией предметно - пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в центре и другими параметрами. Уклад определяет временной режим: его гибкость, общность выполнения, определенность функционирования.

Важным элементом в организации пространства является наличие у каждого объединения фиксированной персонифицированной территории, которая играет огромную роль как во внутригрупповых, так и в межгрупповых процессах взаимодействия, способствует формированию групповой идентичности, сплоченности коллектива, снижению частоты агрессивного поведения внутри коллективов и между ними; более интенсивному использованию вторичных территорий; организации социальных взаимоотношений.

Данное пространство характеризуется наличием единого знаково-символьного пространства (символика учреждения в оформлении помещений, на стенных газетах, стендах, выставках, «экранах» достижений, символика каждого детского объединения на индивидуализированной территории и информационных материалах о нем, использование цветовых блоков, ограничивающих персональную территорию детского объединения, включение овеществленных символов достижений детских объединений в дизайн помещений и так далее). В дизайне помещений должны преобладать спокойные цветовые тона, благоприятно влияющие на жизнедеятельность ребенка.

Среда детского объединения должна подталкивать ребенка к проявлению активности в ее организации. Это может выражаться в привлечении детей к ремонту, уборке, оформлению комнат и помещений, отведенных для них. Но, как правило, такая деятельность ограничивается оформлением помещения результатами прикладного и художественного творчества детей и подростков.

Уклад жизни детского объединения во многом определяет временной режим его функционирования, который учитывает возрастные и психолого-физиологические особенности подростков и состояние их здоровья. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности подростков в детском объединении. Режим в детском объединении должен быть точным, так как его точность предполагает строгое соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения установлений, что приучает подростков к четкому организованному поведению и своевременному выполнению различных дел и обязанностей. Общность режима означает выполнение его норм и предписаний всеми участниками объединения. Определенность состоит в точном и конкретном распределении времени в течение дня, недели и всего периода работы детского объединения, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования.

Участие ребенка в работе детского объединения создает условия для многообразия и многовариантности взаимодействия его с другими людьми в разнообразных видах деятельности и свободном общении.

Ведущую роль в усвоении социального опыта участниками детских объединений играет разнообразная деятельность (учебная, игровая, творческая, художественная, спортивная, трудовая и т.д.), в которую они включаются с первых минут нахождения в них. Специфика названных видов деятельности состоит в том, что создается такая ситуация, при которой подростки и старшие школьники не только усваивают социальный опыт, но и воспроизводят его за счет активного воздействия на других людей, на окружающую действительность через свою деятельность. В результате положительного воздействия группы школьников на каждого участника деятельности, а также каждого школьника друг на друга, у них повышается личная активность, меняется система отношений со взрослыми и сверстниками, возникают новые мотивы поведения, установки и ценностные ориентации.

В рамках детского объединения у ребенка существуют возможности заниматься одновременно одним или несколькими видами деятельности, однако, как показывает опыт, в большинстве случаев кроме одного вида деятельности ребенок на основании индивидуальных особенностей и устремлений выбирает предпочтительный для него вид деятельности. Такой осознанный выбор становится благоприятным фоном для формирования социального опыта в той сфере, которая изначально органична потребностям личности.

Деятельность детей и педагогов является основой среды детского объединения. Под вариативностью, вслед за А.В. Волоховым, мы понимаем наличие выбора подростком сферы, направленности, содержания деятельности, в которой он участвует или которую он инициирует (социально-ориентированная, познавательная; творческая; спортивная и др.). Подросток может включиться в одну или сразу в несколько видов деятельности. Для оптимизации выбора (достижения максимально возможного соответствия деятельности потребностям и интересам ребенка) педагоги - руководители различных структур, в рамках которых организуется и реализуется деятельность, презентуют свои направления, рассказывают о возможностях самореализации в конкретных видах деятельности. Просоциальный характер деятельности, организуемой в нем, представляет собой альтернативу асоциальных траекторий самореализации личности. Вариативная деятельность организуется в рамках разнообразных программ дополнительного образования.

Разнонаправленная по содержанию деятельность детей организуется так, чтобы спектр людей, взаимодействующих с ним в процессе ее реализации, не ограничивался педагогом и сверстниками. Разновозрастное и полипрофессиональное взаимодействие расширяет социальный опыт подростка, позволяет ему приобрести новые поведенческие навыки, выступить в новых социальных ролях. Деятельность в среде детского объединения институционализируется посредством работы постоянно и временно действующих школ, клубов, кружков, секций, организуемых педагогами.

В детском объединении создается широкий субкультурный эмоционально значимый для ребенка фон для освоения образования. Деятельность, предлагаемая детям в детском объединении, призвана удовлетворить возрастные потребности детей в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые); в разнообразных самостоятельных и достаточно сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование); в материализации результатов деятельности (выполнение практических работ); в диалоге (информационном, научном).

Детское объединение можно рассматривать как звено образования со своими целями и задачами, так как там осуществляется дополнительное образование детей через систему кружков, клубов, мастерских, школ.

Содержание образования разнообразно, оно соответствует запросам и интересам детей. Это является одним из требований к его организации в детском объединении.

Чтобы могли быть решены задачи образования и реализованы заложенные в детском объединении воспитательные потенциалы, к предлагаемому детям широкому спектру направленной деятельности предъявляются следующие требования:

- посильность для конкретной личности;

- сложность (содержательная и технологическая) для личности, требующая определенного интеллектуального, физического, эмоционального напряжения;

- возрастная привлекательность содержания, форм и методов дополнительного образования,

- соответствие интересам личности, четко выраженный эффект ' новизны;

- свобода выбора видов и содержания деятельности, темпа продвижения;

- возможность вариативности в выборе способов достижения заданных целей;

- удовлетворение потребности личности в самоутверждении и творческом самопроявлении;

- добровольное включение детей в деятельность;

- свобода общения;

- творческий характер деятельности;

- сотрудничество детей и взрослых;

- возможность перехода в другое объединение, возможность выхода;

- отсутствие довлеющей обязательной оценки;

- практическая направленность, получение конкретного результата;

- демонстрация результата в лагере;

- интегрированность свободы, самостоятельности, творчества и ответственности за сделанный выбор;

- создание эмоциональной и предметно - эстетической среды;

- полная защищенность каждого человека от произвола, простой, приветливый тон отношений, знание каждым своих сверстников.

В детском объединении может проводиться обучение по программам следующего уровня содержания: начально-ознакомительного, базового, общекультурного, углубленного, профессионально-ориентированного.

С точки зрения организации образования детские объединения могут иметь значительные различия. По отношению к специфике образования можно выделить два основных типа детских объединений: объединения «кружкового» (кружок, секция, ансамбль и др.) и «клубного» (клуб, «гостиная» и др.) типов.

В кружки ходят дети по желанию в определенное время для удовлетворения своих интересов к определенному виду деятельности. В результате занятий дети должны научиться чему-то конкретному: вышивке, конструированию из бумаги, изготовлению кукол, моделей, игре в футбол. Для ребенка важно, чтобы уходя из кружка, он мог принести домой изделие, сделанное своими руками, или документальное подтверждение своих новых умений: сертификат, диплом, грамоту. Руководитель кружка работает в соответствии с планом, в который включаются не только учебные занятия, но и организация выставок, творческих отчетов, соревнований, участие в делах лагеря. Для ребенка участие в кружке имеет не только прикладное, утилитарное значение. Кружок - это возможность расширить границы общения, изменить ситуацию взаимодействия. Часто активными членами кружка оказываются дети, не принимаемые в классе. Засчет кружка происходит компенсация недостатков общения со сверстниками и педагогами. Руководители кружков поставлены в ситуацию, когда им важно сохранить и расширить контингент детей, посещающих данное объединение, поэтому для руководителей кружка характерна иная позиция в общении с детьми, нежели для учителя. Общение с учителем может быть желаемо для ребенка, однако, изначально оно обязательно, а общение с педагогом дополнительного образования - результат личного выбора. Это требует от «кружковода» более внимательного, понимающего, помогающего, поддерживающего отношения к ребенку. Чаще всего в лагере в кружках мы имеем группы, в которых собираются дети с разными индивидуальными особенностями. Педагогу важно уделить внимание каждому ребенку, удовлетворить его потребности в общении, познании, самосовершенствовании или самореализации. Для этого педагоги используют внутреннюю дифференциацию, то есть выявление сходных особенностей детей в группе, выявление детей, которые не соответствуют особенностям большинства, и осуществляют отбор учебного материала, приемов и методов работы с учетом этого. Педагоги используют следующие методы и приемы:

- изменение темпа работы для отдельных детей в группе;

- использование различных по сложности вариантов заданий;

- использование специальных дидактических материалов (технологические карты, наглядность...);

- организацию взаимопомощи на занятии;

- групповую, коллективную работу детей;

- дозировку помощи;

- поддержку детей.

Каждый педагог определяет наиболее эффективные методы работы с детьми. При этом учитываются не только индивидуальные особенности ребят, но и личные особенности педагога, особенности изучаемого предмета.

В отличие от базового образования обучение является личностно ориентированным; личностно деятельностным (каждый ребенок может проявить себя в интересной для него деятельности в той степени, в которой он способен это сделать); направлено на развитие творческих способностей (идет от репродукции к творчеству); данная система обучения гибкая и может быть быстро изменена в зависимости от условий; кроме того, обучение здесь неразрывно связано с воспитанием, само по себе оно является воспитывающим и переходит в специально организованную воспитывающую деятельность.

В кружке ребенок, как правило, успешен и чувствует себя принятым, защищенным, самостоятельным.

Клуб - место (пространство) свободного общения, встреч, объединения по интересам, самодеятельности и самоорганизации, активного общественного участия в решении индивидуальных и коллективных проблем. Прежде всего, клуб - это сообщество и способ самоорганизации интересов в групповые и поддержки друг друга в решении собственных проблем его членами, в том числе проблем взросления. Тип клуба зависит от его предназначения, проектной идеи, исповедуемой в данном клубе, основного адресата, специализации профессионалов. Целью деятельности клуба является создание условий для оказания социально - педагогической поддержки детям в решении актуальных проблем взросления (формирование собственного «Я», построение отношений со сверстниками и взрослыми, реализация интереса).

Клуб по интересам - это форма организации, добровольно объединяющая в свободное время людей, межличностные отношения которых опосредованы общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной групповой деятельности. Клуб удовлетворяет социокультурные потребности участников.

Объединение по интересам является формой организации досуга, члены такого объединения, пытаясь вести себя адекватно, стремятся к созданию в нем наиболее благоприятного психологического климата. А так как характеры, жизненные принципы различных людей нередко бывают взаимоисключающими, то каждый из них, если он хочет оставаться членом не просто клуба данного профиля, а еще и возможно более бесконфликтного, психологически комфортного, - становится перед необходимостью выбора или создания вновь наиболее подходящей для себя группы.

Мотивы, обусловливающие участие человека в деятельности той или иной неформальной группы, достаточно хорошо изучены. К ним относятся следующие:

- потребность в общении (коммуникативная) в самых широких пределах - от попытки убить время за приятным разговором до надежды обрести духовно созвучного спутника жизни или, в крайнем случае, просто надежного друга;

- желание чему-либо научиться; информационная потребность, в частности, в сфере основного клубного интереса;

- жажда реализации своих способностей, будь то организаторский талант или талант поэта, музыканта, художника, исследователя, изобретателя, педагога;

- потребность в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе, которого он почему-либо лишен в иных сферах;

- стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью.

Мы видим, что функции клуба, связанные с удовлетворением практически всех этих запросов, носят компенсаторный характер; причем, вряд ли какое другое социальное изобретение человека является столь же универсальным и в то же время эффективным. В то же время кроме компенсаторной клуб выполняет и другие функции. Образовательная функция - содействие определению жизненных планов, самоопределению. В процессе активного взаимодействия с другими (сверстниками, взрослыми, младшими) человек познает себя, приобретает опыт сотрудничества. В клубе должны быть представлены возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Воспитательная функция - содействие нравственному становлению личности, развитие творческих способностей молодого человека; содействие формированию жизненных перспектив. Досуговая функция - организация полезного интересного досуга, формирование знаний, умений, потребностей в проведении индивидуального, группового одобряемого обществом досуга. Защитная функция - защита человека от негативных влияний среды.

Основой клубных программ является свободное межличностное и групповое общение детей и взрослых, в процессе которого рождаются интерес, коллективное дело, определенные коллективно выработанные нормы, правила организации жизни клуба, разделение ответственности и компетентности.

В созданной атмосфере «клубности» реализуется конкретное содержание деятельности клуба, которое неоднородно и зависит от профиля клуба.

Содержание деятельности клуба включает несколько аспектов: культурно - образовательный, досуговый и социальный.

В условиях деятельности лагеря клубы в последние годы стали одной из популярных форм работы. Через эту форму, с одной стороны, ребята обеспечиваются информацией о различных видах социальной деятельности, удовлетворяются их интересы, а с другой, создаются ситуации, требующие от них осознанного выбора как вида деятельности, так и смысла данной деятельности (ребенок может выбрать клуб, деятельность которого связана с развитием организаторских способностей, либо приносит конкретный практический результат, а может использовать клубы в качестве поля социальных проб, удовлетворения собственных интересов).

Третьей формой социального воспитания в детском объединении является индивидуальная помощь. По мнению А.В. Мудрика, индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач: естественно - культурные, социально - культурные и социально - психологические, а также источники опасностей: семью, общество сверстников, воспитательные организации.

В соответствии с выделенными группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать норме возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности - фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним. В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

Задача педагога, осуществляющего индивидуальную помощь, состоит не в том, чтобы решить проблемную ситуацию за ребенка, а в том, чтобы помочь воспитаннику получить собственный опыт преодоления трудностей, опыт достижения успеха. В ситуации организации индивидуальной педагогической помощи необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок на основе субъектной позиции разрешал проблемную ситуацию в собственном развитии и, в конечном счете, возрастные задачи, стоящие перед ним. Функция того или иного ресурса для нас - это возможность его использования в педагогическом процессе. Любая же форма осуществления образовательного процесса - это конкретный способ взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимоактуализации наличных ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и их взаимодействия.

Специфика воспитательного процесса в детском объединении обеспечивает возможность развития воспитанника как субъекта деятельности и отношений. Воспитанник имеет возможность выбирать объединение, вид/виды деятельности, время и меру собственного участия в работе объединения, темп освоения содержания образования в соответствии с интересами, уровнем притязаний.

Однако не всегда ребенок способен и готов воспользоваться предоставляемыми ему возможностями по причине отсутствия опыта самопознания, самоопределения, реализации себя в деятельности и взаимодействии. Современное понимание воспитания как процесса субъект - субъектного взаимодействия ставит перед педагогом особую задачу по оказанию ребенку помощи в функционировании, развитии и осуществлении себя в меняющемся мире.

Индивидуальная педагогическая помощь будет предполагать восстановление педагогом возможности воспитанника использовать внутренние, смешанные и внешние ресурсы, имеющиеся в его индивидуальной ситуации.

Среди общих проблемных ситуаций условно можно выделить три основные группы. Особенность этих ситуаций в том, что причины и предпосылки проблем находятся вне детского объединения.

Первая группа проблем связана с негативным отношением ребенка к себе, это такие ситуации, как потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, непринятие себя, связанные с самыми различными причинами. Например, причиной может быть непринятие подростком своего тела и происходящих изменений, ощущение заброшенности со стороны родителей, отвержение сверстниками при отсутствии принадлежности другим группам, что порождает ощущение одиночества. Это внутриличностные конфликты, в основе которых лежит неуспех в тех или иных сферах жизнедеятельности, значимых для человека или для других значимых лиц.

Индикатором в проявлении указанных проблем в учреждениях дополнительного образования является диалогичность взаимодействия педагога и ребенка, то, что воспитанник ощущает интерес педагога и испытывает потребность поделиться своими переживаниями с человеком, которому небезразличен. В случае отсутствия индикатора данная проблема может разрешаться по опасному для ребенка сценарию.

Ко второй группе относятся проблемы в сфере самопознания, определения себя в актуальной жизни, ситуации отсутствия или потери перспектив. Часто причина кроется в отсутствии соответствующего опыта самопознания, самоопределения, проектирования перспектив. В учреждениях дополнительного образования данные проблемы становятся актуальными для воспитанника вследствие необходимости осуществлять самоопределение в различных ситуациях. Ярким примером здесь может быть ситуация, когда воспитанник, попадая в многопрофильное учреждение, пытается посещать несколько объединений. В итоге ребенок устает, не может организовать свое время, не достигает значительных успехов ни в одном из видов деятельности. Такое положение вещей обозначит воспитаннику необходимость определиться в своих интересах и перспективах.

Третья группа проблем обнаруживается в процессе общения и связана с некомпетентностью воспитанника в этой сфере. Наиболее часто встречающиеся здесь проблемы могут быть описаны через социальные роли, которые исполняют воспитанники. Это роли «юноша» - «девушка» (некомпетентность в сфере полоролевого поведения), «товарищ» -«товарищ» (агрессивное или неэтичное поведение по отношению к сверстникам), «собеседник» - «собеседник» (грубость, использование жаргона, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно. и уважительно), «товарищ» - «старший товарищ» (конфликтность с педагогами, неготовность сотрудничать с ними).

Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый их воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Препятствием в процессе установления взаимопонимания с окружающими выступают стереотипы воспитанника, перенесенные им из других ситуаций.

Одним из условий эффективности индивидуальной педагогической помощи, как отмечает А.В. Мудрик, является наличие у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, наличие установок на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж. В условиях детского объединения реализации данного условия способствует особый диалоговый характер отношений между педагогом и воспитанником, добровольность участия воспитанника, необязательность академических успехов.

Следовательно, воспитанник не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью и взаимодействием воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами образ педагога дополнительного образования отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, взаимного интереса и интереса обеих сторон к осваиваемому ребенком предмету.

Еще одно условие состоит в комплексном использовании личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних предполагают изучение и учет тех или иных особенностей человека (групповых, возрастных, индивидуальных), а личностный подход имеет в виду безусловное отношение к воспитаннику как к самоценной личности. Реализация данного условия в учреждениях дополнительного образования обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15-16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Процесс взаимодействия педагога и воспитанника при осуществлении индивидуальной педагогической помощи должен строится с учетом ряда идей.

Открытость взаимодействия. Воспитаннику должен быть понятен смысл совместной деятельности, характер отношений с педагогом. Определенность смысла различных ситуаций педагогического взаимодействия позволяет ребенку осознанно вступать в общение с педагогом. «Прозрачность» педагогических воздействий, поддержание искренности в отношениях педагога и воспитанника обеспечивают атмосферу доверия.

Актуализирующий характер взаимодействия предполагает побуждение ребенка к самопознанию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию. На первый план выходит актуализация соответствующих потребностей и мотивов воспитанника. Тогда актуализация знаний, умений, ценностных отношений и мировоззренческих позиций ребенка приобретает средственный характер.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей предполагает, что педагог должен обладать умениями:

- апеллировать к потребностям и мотивам, актуальным относительно развития подростка в данный конкретный период;

- основываться на ресурсах, имеющихся у ребенка в его индивидуальной ситуации развития;

- сопровождать ребенка в продвижении к субъектности, исходя из индивидуальных темпов развития.

Оказание индивидуальной педагогической помощи воспитанникам в детском объединении не является особым, стоящим отдельно направлением работы педагогов. Поскольку затруднения воспитанников обнаруживаются и связаны с жизнедеятельностью учреждений, то и преодоление затруднений должно проходить в этом же пространстве.

Итак, сущность социального воспитания в детских объединениях состоит в создании условий для позитивной социализации личности с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации детей и подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды.

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация социального опыта представляет собой педагогически организованный цикличный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды детского объединения.

Быт детского объединения во многом обусловлен характером той организации, в котором это объединение функционирует, но, как правило, имеет ряд общих черт:

- детское объединение чаще всего имеет персонифицированную территорию, которая используется только им или разделяется с другими объединениями;

- пространство жизнедеятельности детского объединения ограничено от вторичных пространств единством символики, дизайна;

- пространство детского объединения информационно насыщенно; - пространство детского объединения - предмет целенаправленной деятельности участников объединения.

Режим в детском объединении характеризуется цикличностью его функционирования, определенной, как правило, расписанием работы объединения. Различные типы объединений имеют большую или меньшую степень регламентированности режима функционирования. Кружковые объединения работают по жесткому графику занятий, тогда как клубы более свободны в определении частоты и времени встреч.

Режим жизни детского объединения часто зависит от событийной структуры той среды, в которую он включен. Знаковые презентационные события учащают встречи и продолжительность занятий. Повседневность с устойчивым и неизменным ритмом создает ощущение стабильности, размеренности.

Основой организации социального опыта в детском объединении является разнообразная по формам и содержанию деятельность. Накопление опыта происходит, с одной стороны, заснет предметного содержания деятельности, а с другой стороны, за счет социального взаимодействия, которое в ее контексте осуществляется. Ролевая и позиционная структура объединения определяется основными функциями, выполняемыми его участниками в осуществлении совместной деятельности и самоуправлении. По отношению к ценностям, нормам традициям объединения выделяются позиции «инициируемого», «носителя», «инициатора».

В детском объединении создается широкий субкультурный эмоционально значимый для ребенка фон для освоения образования. Дополнительное образование вариативно по своему содержанию и формам организации, оно призвано компенсировать недостатки базового образования.

В детском объединении может проводиться обучение по программам следующего уровня содержания: начально-ознакомительного, базового, общекультурного, углубленного, профессионально-ориентированного.

Третьей формой социального воспитания в детском объединении является индивидуальная помощь.

Среди общих проблемных ситуаций условно можно выделить три основные группы: проблемы, связанные с негативным отношением ребенка к себе; проблемы в сфере самопознания, определения себя в актуальной жизни, ситуации отсутствия или потери перспектив; проблемы в процессе общения, связанные с некомпетентностью воспитанника в этой сфере. Особенность этих ситуаций в том, что причины и предпосылки проблем находятся вне детского объединения.

Образ педагога дополнительного образования отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, взаимного интереса и интереса обеих сторон к осваиваемому ребенком предмету, это позволяет более эффективно устанавливать помогающие отношения. Педагог в детском объединении, как правило, работает с небольшой группой детей, что позволяет более адресно относится к ситуации каждого ребенка, уделять индивидуальным формам работы и личному общению больше времени.

В целом специфика воспитательного процесса в детском объединении обеспечивает возможность развития воспитанника как субъекта деятельности и отношений. Воспитанник имеет возможность выбирать объединение, вид/виды деятельности, время и меру собственного участия в работе объединения, темп освоения содержания образования в соответствии с интересами, уровнем притязаний.

 

АВТОР: Холичева А.М.