28.02.2012 2284

Экспериментальная работа по обеспечению разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях

 

Нами были изучены возможности организации разновозрастного взаимодействия в специфическом типе образовательного учреждения - школе полного дня «Центр образования» № 1602 г. Москвы. «Центр образования» существует на протяжении 85 лет в районе Ухтомский города Москвы. Район вырос из дачного поселка московской интеллигенции. Сейчас в его составе две социальные группы: «коренные» жители микрорайона, традиционно занимающиеся умственным трудом, и относительно новые группы рабочих вертолетного завода и сельскохозяйственного предприятия «Косино».

Район далеко расположен от московских центров культуры, поэтому особое место в воспитательных воздействиях на ребенка занимает семья и ее обычаи, традиции: домашние музыкальные вечера и концерты, конкурсы и турниры, экскурсии и паломничества. Это стало основой воспитания ребенка в Центре образования №1602, работающего в режиме полного дня, начинавшего свою деятельность в 1919 году как сельская школа им. Михельсона при железнодорожной станции Подосинки.

В «Центре образования» в рамках основной образовательной программы работают «Детская школа» (дошкольники и младшие школьники), «Подростковая школа» (5-9 классы), «Высшая школа» (10-11 классы в рамках программы «Школа-вуз»), «Родительская школа».

В «Центре образования» работают дошкольные группы и начальные классы; общеобразовательные, гимназические и профильные классы (педагогические) в основной и старшей школе через начальное профессиональное образование в 8-9 классах.

В образовательном пространстве «Центра образования» интегрируется базовое и дополнительное образование, урочная и внеурочная жизнь детей. Занятия в «Центре образования» идут в смешанном режиме, то есть уроки чередуются с занятиями в клубах, студиях, кружках, секциях, ансамблях; традиционное учение - с индивидуальными занятиями, экскурсионной, физкультурно-оздоровительной, художественной, проектно-исследовательской, предметной деятельностью. Организационно это оформляется в едином расписании занятий базового и дополнительного образования.

Управленческий модуль «Центра образования» состоит из двух частей: традиционной - функционально-административной и общественной, где создаются органы общественного соуправления. Ученическое соуправление развивается посредством реализации игры «Новая цивилизация».

Воспитательная деятельность Центра образования совместно с другими субъектами социального воспитания микрорайона Ухтомский складывается из нескольких направлений и множества повседневных дел. Такими приоритетами стали следующие:

- воспитание гражданина и патриота;

- воспитание семьянина;

- художественно-эстетическое воспитание;

- воспитание труженика-созидателя;

- воспитание здорового образа жизни.

В рамках нашей опытно-экспериментальной работы в ГОУ «Центр образования» № 1602 функционировали детские творческие объединения, которые можно разделить на три основные группы по доминирующим видам деятельности:

- художественно-эстетическое творчество (музыкальное: хор «Планета детства», клуб «Лира», ансамбль «Ложкари»; хореографическое - ансамбль «Грация»; изобразительное: клуб «Живопись», кружок росписи по дереву; театральное: клубы «Театр», «Арлекино» и др.);

- научное творчество (техническое: радиокружок, клуб юных программистов «БИТ»; гуманитарное: клуб «По странам и континентам», литературная гостиная, клуб «Фольклор», клуб «Художественная речь»; естественно-научное: клуб «Животные», клуб «Интеллект» с отделениями «Физика», «Химия», «Математика» и др.);

- социальное творчество (военно-патриотическое: клуб «Встреча», музей военно-патриотической и трудовой славы; гражданское - клуб «Мое Отечество» и др.). Большинство данных объединений имели одновозрастный характер.

Диагностика наличного состояния ресурсного фонда осуществлялась нами с помощью комплекса методов: наблюдения, экспертных оценок, анализа документации, анкетирования, интервьюирования, анализа результатов предметной деятельности учащихся, методики изучения внутригрупповых отношений (метод социометрических изменений, определение индекса групповой сплоченности, определение психологического климата группы, определение атмосферы в группе с помощью бинарных пар), методики изучения компетентности в общении (тест В.Ф. Ряховского, определение ценностно-ориентационного единства группы).

Выявление группы потенциальных ресурсов достигалось с помощью групповой аналитической работы с педагогами, руководящими детскими объединениями. Данная работа основывалась на использовании дискуссионных форм: обсуждении уровня, качества работы с творческими объединениями и деятельности творческих объединений; проектного семинара, в ходе которого выявлялись потенциальные ресурсы оптимизации деятельности творческого объединения, и разрабатывалась программа их (ресурсов) актуализации. Кроме того, в процессе данной работы были выявлены «угрозы» внедрению разновозрастного принципа в деятельность школьных творческих объединений.

В результате проведенной диагностики к актуальным ресурсам обеспечения разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях нами отнесены следующие ресурсы: наличие достаточного количества творческих объединений с разнообразной деятельностью, лежащей в их основе; наличие традиционной событийной структуры в «Центре образования», которая включает в себя регулярные, цикличные, исключительные события, которые становятся основой для презентации деятельности школьных творческих объединений, средством для вовлечения; наличие информационной инфраструктуры «Центра образования» (школьное радио, школьная печать, стенная печать); высокий профессиональный уровень работающих с творческими объединениями детей педагогов; наличие действующих структур самоуправления в «Центре образования»; достаточный уровень освоения основной образовательной программы среднего общего образования, который становится базой освоения дополнительных образовательных программ; наличие материально-технической базы творческих объединений; наличие сплоченных групп старших учащихся, которых можно назвать «старожилами» творческих объединений; высокая результативность деятельности творческих объединений, их признание на открытых творческих конкурсах; программная обеспеченность деятельности школьных творческих объединений.

Анализ потенциального ресурсного фонда позволил нам определить следующие направления реализации стратегий актуализации и развития ресурсов:

- специальную подготовку педагогов для работы в разновозрастном объединении;

- оснащение библиотеки и методических кабинетов «Центра образования» специальной методической литературой;

- создание программ дополнительного образования, рассчитанных на разновозрастное объединение учащихся;

- инициацию создания органов самоуправления в объединениях, поиск возможностей включения представителей объединений в систему школьного соуправления;

- развитие знаково-символической системы среды «Центра образования», которая станет выражением принадлежности к творческому объединению и позиционной структуры в нем;

- подготовку старшеклассников к реализацию позиции «старшего» во взаимодействии с младшими в творческом объединении (разработка ролевой структуры взаимодействия в объединении);

- подготовку деятельностной «ниши» для каждого из участников объединения с различным уровнем подготовленности (разработка позиционной структуры деятельности);

- расширение связей объединений с внешней социальной средой, как пространством приложения творческой активности и самореализации.

- модернизацию событийной структуры «Центра образования» таким образом, чтобы обозначить значимые вехи жизни творческих объединений (сбор-старт, ярмарка-презентация объединений, отчетный концерт и научно-техническая выставка, выставки произведений изобразительного и прикладного творчества и др.)

Экспериментальная часть нашей работы заключалась в реализации названных стратегий актуализации и развития ресурсов разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях.

Работа по актуализации кадрового ресурса заключалась в проведении ряда организационных мероприятий с целью привлечения педагогов дополнительного образования к идее внедрения в практику деятельности творческих объединений детей разновозрастного принципа. Обсуждение данного вопроса в дискуссионных формах в методических объединениях педагогов позволило сформулировать ряд затруднений, связанных с созданием разновозрастных объединений. В первую очередь, это отсутствие специальных знаний и умений для такой работы, во-вторых, отсутствие программ дополнительного образования, адаптированных к совместной деятельности разновозрастных участников.

Появилась необходимость организации деятельности по повышению квалификации педагогов дополнительного образования. В результате сотрудничества с Институтом повышения квалификации работников образования Северо-восточного округа г. Москвы были организованы и проведены в октябре 2003 года курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования «Центра».

На базе «Центра образования» действует постоянно действующий семинар для педагогов дополнительного образования, для педагогов и руководителей воспитательных и социально ориентированных организаций микрорайона Ухтомских, родителей.

В результате получения специальной подготовки педагогами в течение октября-декабря 2004 года были модернизированы программы дополнительного образования, среди которых программы «Интеллект», «Познай себя», «Театр», «Живопись», «Гончар», «Грация», «Музыкальная народная культура», «Страницы подвигов и побед» и др.

Модернизация программ строилась на нескольких технологических приемах:

- выявлении тем для детей разных возрастов, предполагающих раздельное освоение, однако объединенных общей тематикой (так, в программе «Музыкальная народная культура» лейтмотивом стал народный календарь в русском музыкальном искусстве или в программе «Театр» среди общих «сквозных» тем - «Элементы внешней техники актера», «Работа над ролью и создание образа героя», «Работа над пьесой и создание образа спектакля» и др.);

- выявлении тем для совместного освоения, доступных и интересных детям разных возрастов, часто это занятия, связанные с восприятием визуальных или звуковых образов, которые потом становятся предметом обсуждения участниками объединения; экскурсионные программы и другое;

- выявлении содержания совместной деятельности детей (например, совместное предметное творчество в рамках программы «Гончар» или совместное художественное творчество (сводные репетиции хоровой студии, разновозрастного ансамбля «Грация», совместная постановка спектакля детьми разных возрастов)), в этом случае основным требованием к содержанию организуемой деятельности будет наличие разноплановых по содержанию и уровню требований к исполнителю «ниш», функций, ролей в ее рамках, чтобы дети с разным уровнем подготовленности нашли свое место в ней;

- выявлении вероятностных функций детей во взаимодействии друг с другом в процессе совместной деятельности, среди таких функций могут быть следующие: обучение одними детьми других каким-то конкретным элементам творческой деятельности (предусматривается практически во всех программах, например, обучение старшими детьми младших приемам лепки в рамках программы «Гончар»); организация старшими детьми деятельности младших (проведение игровых занятий в программе «Музыкальная народная культура»); индивидуальная работа старшего ребенка с младшим в процессе подготовки к какому-либо презентационному мероприятию (конкурсу, фестивалю) или в процессе повседневной работы; реализация детьми разного возраста совместного проекта в рамках деятельности объединения.

В процессе подготовки к созданию разновозрастных объединений возникла потребность во внесении изменений в организацию учебного и внеучебного времени учащихся. Если раньше каждый класс работал по собственному расписанию учебных и дополнительных занятий, строившимся на принципе смены видов деятельности, то теперь возникла потребность соотнесения занятий разных классов, поэтому для начальной и средней школы было выделено шесть чередующихся блоков академических занятий и занятий по программам дополнительного образования. При этом продолжительность и время данных блоков совпадает у всех классов. В рамках блоков занятий по программам дополнительного образования согласован график совместных и раздельных занятий детей.

Таким образом, с 2004 года принцип интеграции и чередования детской деятельности в «Центре образования» реализуется через единое расписание, где уроки базового компонента, школьного и дополнительного образования идут попеременно, меняясь в первой и во второй половине дня. Чтобы не было перегрузок, в расписании первой половины дня есть наряду с предметами базового компонента облегченные предметы дополнительного образования.

Был сформирован заказ на специальное оборудование для одновременной работы детей разного возраста, в библиотеке осуществлена подборка научно-методической литературы по теме организации разновозрастного взаимодействия учащихся.

После этого нами была поставлена задача подготовить старших участников группы к появлению «новых» ребят. Обсуждалось изменение структуры занятий, определялось, какие именно роли в совместной деятельности может выполнять каждый член объединения. В рамках каждого объединения проводилась серия занятий под девизом «Чему я могу научить другого?».

По отношению к участникам объединения приглашение в их группы новых участников и введение в связи с этим новых принципов организации деятельности группы: появления новых обязанностей, ответственности за младшего, новых возможностей (научить кого-то тому, что умеешь сам, передать опыт, оставить о себе память в школе, сохранить и передать традиции объединения, совершенствовать качество и результативность деятельности) - дискутировалось, и решение принималось коллегиально.

Для того, чтобы актуализировать желание учащихся заниматься в творческом объединении (по данным анкетирования такое желание продемонстрировали 75,6% учащихся начального звена, 69,8% учащихся среднего звена и 56,2% учащихся старшей школы), нами использовались информационные потенциалы среды (наглядное информирование, радио-и устные сообщения), ресурсы событийного ряда (самопрезентация объединений в ходе ярмарки, сбора-старта, творческих отчетов в различной форме).

Активный этап создания разновозрастных объединений хронологически реализовался в 2004-2006 гг. В это время внесены изменения в расписание базовых и дополнительных занятий, соотнесены графики занятости старших и младших классов. В ноябре 2004 года был проведен месяц творчества, в ходе которого каждое творческое объединение презентовало результаты своей деятельности и приглашало к участию новых членов. Концерты, выставки, экспозиции стали событийной основой месяца творчества, одновременно в каждом объединении проводились открытые занятия, которые позволяли желающим попробовать себя в новой деятельности. Открытые занятия стали, одновременно пробой старших участников группы в роли организаторов деятельности новых участников.

Изменение ролевой структуры детского объединения стало реакцией на потребности в организации собственной жизни разновозрастного коллектива детей. Это было связано с введением института кураторства -передачи некоторых функций организации деятельности младших учащихся в руки старших. С помощью этого педагоги добились установления сначала деловых, а потом личных связей, развития контактов, основанных на содержании деятельности, а не на принадлежности к классному коллективу. В результате хор стал основой для возникновения нескольких вокальных групп и ансамблей разновозрастного состава.

Система соуправления в «Центре образования» построена в форме игры «Новая цивилизация». Комплексная политико-экономическая игра «Новая цивилизация» - это новая версия игры «Демократическое государство». В ходе игры школьники знакомились с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне, получали навыки ведения официальной документации, элементарные знания культуры деловых отношений, представления об основных демократических процедурах современного гражданского общества. Это происходило благодаря тому, что были смоделированы экономические и политические процессы, созданы условия для активной самостоятельной деятельности всех участников - граждан игрового государства.

Была создана школьная демократическая республика. Пресс-центр республики регулярно выпускал газету «Ухтомский меридиан», проводил ежедневные социологические опросы населения, пресс-конференции. Избирательная комиссия организовывала и проводила избирательную кампанию: встречи с кандидатами, конкурс предвыборных программ, выборы.

Всем гражданам была предоставлена возможность работы над составлением законопроектов, текстом Устава и Декларации Демократической республики. Во время игры школьники учились грамотно защищать свои права, что давало возможность использования их в других сферах жизни (право быть избранным, право на свободный и оплачиваемый труд, законотворческую инициативу).

В результате этой игры в школе действовал Совет министров во главе с Президентом, который участвовал в решении всех школьных вопросов в составе Совета школы наряду с педагогическим советом, попечительским советом и родительским комитетом.

Нашей целью стало использование сложившейся системы соуправления для развития деятельности разновозрастных объединений. Для этого существующие органы соуправления пополнились представителями детских объединений. Они составили ряд социально ориентированных «Министерств»: Министерств культуры, образования, социальной защиты, информации и спорта. При участии этих «Министерств» организовывалась деятельность разновозрастных объединений.

Структура деятельности модернизировалась путем выделения разнообразных по уровню требований к личности позиций в ее рамках. Позиция определялась содержанием конкретного вида деятельности и характером участия воспитанника в ней. Например, в прикладном творчестве младшие дети выполняли отдельные действия или операции, работали под руководством старших. Овладевшие определенными навыками, усложняли свои задачи, наиболее умелые выполняли самую ответственную, требующую мастерства часть работы. Творческий характер деятельности позволил подчеркнуть значимость вклада каждого в общее дело.

Событийная структура воспитывающей среды «Центра образования» изменялась путем включения в нее новых мероприятий, соответствующих целям организации разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях, а также внедрения новых форм и содержательных элементов в традиционные дела.

Календарь традиционных мероприятий «Центра образования» включал в себя следующие:

- в сентябре - День знаний, День города, День здоровья, праздник песни и танца, вступление в международную игру «Цивилизация»;

- в октябре - День рождения школы, День учителя, День здоровья, «Интеллектуальная среда»;

- в ноябре - цикл открытых встреч Литературной гостиной, «Интеллектуальная среда», конкурс бального танца;

- в декабре - День здоровья, празднование Нового года (для учащихся, для ветеранов, для родителей и семей);

- в январе - Рождество (для учащихся, для ветеранов, для родителей и семей), традиционный музыкальный салон «Татьянин день», конкурс «Хрустальная капелька», «Интеллектуальная среда», «Путешествия» по классам;

- в феврале - вечер встречи с выпускниками, вечер встречи с выпускниками 1941-45 гг.;

- в марте - праздник 8 марта, День здоровья, Интеллектуальная игра;

- в апреле - День земли, конкурс песни и танца, праздник «Книжкины именины»;

- в мае - праздник День победы, встречи с ветеранами войн, Последний звонок;

- в июне - выпускной вечер.

Среди новых дел, включенных в событийную структуру «Центра», появился сбор-старт деятельности детских творческих объединений. Основной задачей данного дела стало торжественное открытие ежегодного цикла деятельности объединений. Сбор-старт проводится в середине сентября в форме концертного шоу. К этому времени уточнялся состав участников прошлогодних объединений, школьники подтверждали свое желание остаться участником того или иного объединения или перейти в другое. Сбор-старт позволял презентовать содержание деятельности объединений и ее результаты первоклассникам, новым ученикам школы, в том числе, десятиклассникам, которые перешли в «Центр» из неполных средних школ пригорода. В течение месяца во всех объединениях проводились открытые занятия, которые посещались новыми учениками, а также желающими сменить вид деятельности и объединение.

Посвящение первоклассников было перенесено с декабря на ноябрь и одним из его элементов стало представление новых участников объединений и их кураторов-старшеклассников.

Кроме того, в событийной структуре «Центра образования» недостаточно системно были представлены дела, на которых могли быть презентованы результаты деятельности объединений. Художественное творчество было основой многих дел: музыкальных салонов, конкурсов песни и танца, Дня города, Дня рождения школы, Дня земли, Дня победы и всех других празднований (Новый год, Рождество, 8 марта, 23 февраля и др.). Тогда как объединения, в основе которых лежит прикладное, интеллектуальное и социальное творчество, не находили пространства для презентации результатов своей деятельности. Для преодоления этой ситуации были внесены следующие изменения в календарный план мероприятий и в их содержание. Празднование Дня города, Дня земли, Дня школы и Дня победы стали носить более социально ориентированный характер. Добровольческие объединения «Центра» к этим событиям приурочивали крупные социальные акции, в которые вовлекались и художественные (например, концерты для ветеранов) объединения и объединения прикладного творчества (благотворительная ярмарка продуктов прикладного творчества детей). Таким образом, эти праздники стали, с одной стороны, центром серии разноплановых дел и центром взаимодействия между детскими творческими объединениями различной направленности.

«Интеллектуальная среда», которая проводилась ежегодно с октября по январь в третью среду месяца, основывалась на форме интеллектуальных игр в классных параллелях. С 2004 года организаторами «Интеллектуальной среды» стали педагоги и участники объединений научно-познавательного творчества учащихся (клуб юных программистов «БИТ»; клуб «По странам и континентам», литературная гостиная, клуб «Фольклор», клуб «Художественная речь»; клуб «Животные», клуб «Интеллект» с отделениями «Физика», «Химия», «Математика» и др.). «Интеллектуальная среда» стала проводится в форме научно-технических и исследовательских выставок, презентации научно-исследовательских проектов, открытых экспериментов и др.

С 2004 года расширились география, содержательная направленность и уровень конкурсов, в которых участвовали творческие объединения «Центра образования». Традиционным для участия детей из микрорайона Ухтомский был окружной конкурс «Хрустальная капелька». По инициативе педагогов количество номинаций расширилось до семи. Теперь этот конкурс включал в себя семь номинаций по различным направлениям детского творчества.

В процессе организации деятельности творческих объединений использовались потенциалы муниципалитета и управы Косино-Ухтомский, Домов культуры «Перовский» и им. Косарева, «Искра», бассейнов в Новокосино и Реутове, музыкальной школы №2, музеев школы, округа и города, Московского государственного педагогических университета, Ухтомской библиотеки и библиотеки им. Ленина, агрофирмы «Косино», Совета ветеранов, Клуба выпускников, альманаха «Трехозерье». Эти учреждения и организации стали пространством для внешней реализации творческих достижений, объектом социальных инициатив учащихся, партнерами по организации различных дел.

В содержание праздника, посвященного последнему звонку, включена часть, в которой творческие объединения благодарят и провожают своих старших кураторов. Выпускники в этот день символически передают свои функции по руководству и организации деятельности объединения в руки заранее выбранных кураторов и участников самоуправления объединения.

В январе-феврале 2005 года в «Центре образования» проводился открытый конкурс на символику детского творческого объединения. Как правило, в качестве эмблемы школьниками использовался символ деятельности, которой они занимались в объединении: кисть - для художников, лира - для музыкантов и др. Изображение также обозначало статус школьника в объединении (его участие в управлении объединением, выполнение функций кураторства), позицию в деятельности (например, для прикладного творчества - ученик, подмастерье, мастер). Каждое объединение получило пространство для оформления собственного информационного стенда. Некоторые объединения, например, клуб «Интеллект» включили символику клуба в повседневную школьную одежду.

В результате реализации названных стратегий управления ресурсным фондом разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях по данным итоговой диагностики (октябрь 2005 года) произошел ряд качественных и количественных изменений, позволяющих говорить об эффективности использованных стратегий управления ресурсами в процессе социально-педагогического обеспечения разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях.

 

АВТОР: Холичева А.М.