28.02.2012 28756

Общественные объединения детей и молодежи: история развития и опыта работы

 

Общественным объединениям детей и молодежи, их истории, анализу опыта работы, разработке научных, методических основ деятельности в разное время посвятили свои исследования: Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, М.В. Богуславский, Т.П. Вернигорова, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, И.Г. Гордин, В.А. Дергунов, В.В. Дружинин, Т.В. Дурова, Н.Г. Емузова, В.А.Зорин, Г.М. Иващенко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, М.Е. Кульпединова, В.В. Лебединский, Р.А. Литвак, Т.А. Лубова, В.А. Луков, М.Р. Мирошкина, И.Н. Никитин, М.И. Рожков, Е.А. Солодова, СВ. Тетерский, А.Л. Уманский, И.И. Фришман, Е.Е. Чепурных, В.Е. Черных, Б.Е. Ширвиндт и многие другие ученые и практики.

Детское и молодежное движение возникло давно. Одни исследователи полагают, что первые случаи общественной практики детей существовали еще в древней Спарте, в период создания военизированных формирований из числа подростков и юношей. Другие источники отсылают современных исследователей во времена крестовых походов, когда священники-католики организовали крестовый поход детей для поднятия духа взрослых. Пример подействовал, а дети погибли в пути или были проданы в рабство. Однако истоки массового детского и молодежного движения следует отнести ко второй половине XIX века, когда в странах Европы возникла революционная ситуация, обусловившая участие всех слоев населения в борьбе за преобразования общества.

Изучение и анализ большого количества исторических и научных источников позволили нам в ходе исследования выделить основные направления развития мирового детского и молодежного движения с точки зрения их влияния на детей и подростков.

К концу XIX века обозначились, по крайней мере, четыре ведущих направления развития детских и молодежных организаций: религиозные, социал-демократические; скаутские и объединения коммунистической (социалистической) ориентации. Приведем несколько примеров деятельности подобных организаций.

1.Религиозные организации

В конце XIX века создаются «Бригады девушек» при англиканской, методистской, баптистской церквях. Женские церковные организации также создаются во Франции, Голландии, Дании, в английских доминионах (девочки и девушки от 8 до 21 года).

В этот же период создаются межцерковные Ассоциации молодых женщин-христианок и Ассоциации молодых мужчин-христиан.

В начале XX века католическая, протестантская, еврейская и мусульманская церкви расширяют работу с детьми и подростками, проводят ее во Франции, Италии, США, Германии, Польше. Так, в 1891 году возникли Церковные бригады юношей, Бригады еврейских юношей (1895), Католические бригады мальчиков (1896) и др.

2.Социал-демократические организации

В 1887 г. по инициативе военного ведомства Германии была создана детская организация «Перелетные птицы». Прогулки детей по живописным местам сочетались с военными играми. В «Перелетных птицах» насаждался культ германских рыцарей прошлых веков, рассказывалось о военных походах и завоеваниях. Эта организация положила начало массовому движению «Соколов» и «Орлов».

«Соколы» - название международного объединения детских и юношеских организаций социал-демократической ориентации. С 1953 года она получила свое новое название - «Международное движение «Соколов» -социалистический интернационал воспитания».

Задачи движения - борьба за социализм, мир, свободу, национальную независимость, против возрождения фашизма, за разоружение.

Сегодня это - ассоциация организаций, объединяющих свыше 200 тысяч человек в возрасте от 6 до 30 лет. Возрастные группы: от 6 до 15 лет – «Соколы»; от 15 лет и свыше - «Социалистическая молодежь».

Возникнув как воспитательное движение, «содействующее духовному и всестороннему благополучию ребенка», сегодня ИФМ-СЕИ является политической воспитательной ассоциацией, которой в каждой стране поручены вопросы, относящиеся к воспитанию детей. Базой деятельности «Соколов» является клубная работа: клуб, учебный центр, центр экскурсий, кружок «Умелые руки», драмкружок и т. д.

Основой программ этой организации является воспитание у детей и молодежи стремления к свободе решений, самостоятельности, самоотверженности. В качестве ведущего подхода используется метод игры. Широко практикуются деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.

3.Скаутские организации

В 1901 году известный американский писатель, художник и натуралист Эрнст Сеттон-Томпсон дал начало детскому природоохранительному движению «знатоков» леса, перенявшему все яркое и необычное из обычаев североамериканских индейцев.

Впоследствии он писал, что здравый смысл новой воспитательной системы заключался в ее игровом красочном характере, в самоуправлении, которое предоставлялось мальчишкам в конкретных делах. А главное, в нем учитывалась слабая струнка мальчишек - любовь к славе. Она учила их жить и думать.

В 1902 году Э. Сеттон-Томпсон опубликовал серию статей о «знатоках леса», имевшую большой успех. Позднее он издал «Берестяной свиток» (руководство для индейских племен), где в занимательной форме излагались правила игры. Вскоре была создана общенациональная организация. Пробным камнем в здании скаутизма было создание в 90-х родах XIX века в

Великобритании «Бригад мальчиков», которые первыми начали соединять строевую подготовку, атлетизм, единую форму.

Скаутизм - старейшее массовое детское и молодежное движение прошлого века. За время существования через него прошло более 200 миллионов человек. В настоящее время скаутские объединения насчитывают 119 национальных организаций в 150 странах мира.

Скаутизм возник как программа для мальчиков 11-18 лет в 1907 году. Основатель скаутизма, военный по профессии, педагог по призванию Р. Баден-Пауэл коренным образом переработал идею писателя Сеттон-Томпсона в соответствии с военным духом, ввел военную терминологию, военизированные игры. Все это стало основой нового воспитательного движения, в основе которого лежит идея воспитания ответственности и гражданственности.

Главная цель движения скаутов - «внести вклад в развитие молодых людей, в раскрытие в полной мере их физического, интеллектуального, социального и духовного потенциала как индивидуумов, ответственных граждан и членов своих местных, национальных и интернациональных сообществ».

Путь к достижению целей скаутского движения основывается на определенных принципах - это долг перед Богом, долг перед другими людьми, долг перед самим собой.

Закон скаутов определяет основные нравственные качества, которые должны быть присущи каждому из них, а именно: «скаут - надежен, верен, полезен, дружелюбен, благороден, добр, послушен, бодр, экономен, смел, чистоплотен, религиозен».

Всемирная Ассоциация девочек-скаутов была создана в 1910 году (ее возглавила жена основателя скаутизма, Олав) и в настоящее время состоит из 118 национальных организаций девочек-скаутов во всем мире общей численностью 8 миллионов человек.

Членство в организации доступно для всех, особое внимание обращается на тех девочек, которые находятся в сложной жизненной ситуации из-за отсутствия образования, слабости здоровья и экономических трудностей. Движение поощряет самоопределение, личную ответственность, саморазвитие, демократию; способствует нравственному развитию личности; предоставляет девочкам и девушкам возможность овладеть мастерством руководителя.

4.Коммунистические и социалистические организации

Детское и молодежное коммунистическое движение возникло в Швейцарии (1919), а затем получило достаточно большое распространение в Германии.

Самые глубокие его корни, несомненно, в России, где в течение около 70 лет комсомол и пионерия удерживали монопольные позиции в воспитании и развитии детей и молодежи.

Отдельно от выделенных четырех направлений следует рассмотреть организацию «4 Н» (США). Мы выбрали ее не случайно.

Во-первых, потому, что по сравнению с общественно-политическими («Соколы»), конфессиональными (религиозными) и общественно-государственными (пионерское движение) организациями, это - пример государственной организации.

Во-вторых, это организация, изначально предназначавшаяся для сельских детей.

В-третьих, это организация, которая имеет длительную многолетнюю историю, большое количество членов и распространена более чем в 80 странах мира. Только в США более чем 5 миллионов членов и 600 тысяч лидеров вовлечены в ее деятельность, а за всю историю существования организации в ней было более 40 миллионов питомцев.

Название организации составляет аббревиатура от четырех слов, которые начинаются с одной буквы - h: «Моя голова (head) яснее думает, мое сердце (heart) становится преданнее, мои руки (hands) больше служат, мой образ жизни улучшает мое здоровье (health), - для моего клуба, моей общины, моей страны и моего мира!» - таков текст закона организации, который знает каждый ее член.

Организация «4 Н» существует с 1907 года под патронатом Департамента сельского хозяйства США. Это серия клубов-организаций, которые действуют по всей стране - как в сельской местности, так и в городах.

Миссия «4 Н» - содействовать молодежи в получении знаний, развитии жизненных умений и формировании отношений, которые способны помочь им стать самостоятельными и включиться в жизнь общества в качестве полноправных его членов. Эта миссия обеспечивается посредством вовлечения родителей, добровольных лидеров и других заинтересованных лиц, которые организуют и ведут различные проекты (образовательно-воспитательные программы, как краткосрочные, так и долговременные) в общине и в семейном окружении. В США каждый шестой взрослый привлечен к работе в «4 Н».

В свою очередь в России история детских и подростковых объединений восходят к XVI веку, когда в России возникли «школьные товарищества». Наибольшее развитие они получили в 60-х годах XIX века; одни были клубами гимназистов (г. Чернигов); другие - юных орнитологов (г. Глухов); третьи - спортивно-молодежные (г. Москва). Так, в 1893 году П.Н. Лесгафт создает «Общество содействия физическому развитию детей».

С 1907 года формируются самостоятельные юношеские организации социалистической и социал-демократической ориентации. Позднее при них возникают детские группы и союзы. Однако начало массовому движению* молодежи в России положили не они, а религиозные организации юношества. Христианское молодежное движение возникло в самом начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ), присланными в Россию в 1900 г. Вскоре ХСМЛ преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». В 1922 г. на Дальнем Востоке был зарегистрирован Христианский Союз Молодых Женщин (общество «Женский Маяк»). Христианские союзы «Маяк» просуществовали на территории России до 1923 г.

Особенно массовыми в 20-е годы были «сектантские» молодежные организации - объединения евангелистских христиан, адвентистов, баптистов и другие, продержавшиеся до начала 30-х годов. Общая численность этих союзов была намного больше численности ВЛКСМ - 3 млн. человек. При этом официально признавалось, что в религиозных организациях состояли, как правило, высококвалифицированные, с более высокими, чем в комсомоле, моральными и нравственными устоями молодые люди.

Религиозные молодежные организации и движения продержались в условиях тоталитарного режима дольше всех прочих некоммунистических объединений юношества в СССР.

Другим, довольно многочисленным, направлением в молодежном движении России было культурно-просветительное. Ученические волнения 1905-1906 гг. вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся средних учебных заведений и разрешить деятельность культурно-просветительных учреждений. Так, в ноябре 1906 г. в России было зарегистрировано Московское общество «Сетлмент» (так за границей называли добровольные общества интеллигенции, которые вели культурную работу среди городской бедноты, в том числе среди детей и подростков). Это был первый в России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория. Создали клуб два замечательных русских патриота: СТ. Шацкий и А.У. Зеленко.

Их идеи, а также практика культурно-педагогической работы с молодежью Г.С Виноградова в Восточной Сибири, опыт работы московского «Сетлмента» и детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и заложили по существу основу культурнопросветительной и спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью.

«Сетлмент» представлял собой систему кружков по интересам на основе самоуправления с организацией летней оздоровительной работы. Общество «Сетлмент» прекратило свое существование в декабре 1908 г., однако в том же доме, в Вадковском переулке Бутырского района Москвы, поздней осенью 1909 г. было образовано общество «Детский труд и отдых», подобное «Сетлменту». В 1911 г. СТ. Шацкий, продолжая развивать свои идеи о «детском царстве», создает летнюю колонию (дом отдыха) для детей «Бодрая жизнь» в Калужской области. Зимой большинство колонистов посещали клубы общества «Детский труд и отдых». В 1916 г. он предпринимает попытку открыть в Калуге «Дом учащихся».

Одним из крупных подростковых объединений, структура и характер деятельности которого во многом и существенном перекликались с наработками СТ. Шацкого - А.У. Зеленко был рязанский «Дом юношества» (ДЮ), начавший работу в феврале 1916 г. Работа ДЮ осуществлялась по пяти основным направлениям: 1) филантропическая деятельность, 2) умственное развитие, 3) умственная гимнастика, 4) физическое воспитание, 5) эстетическое воспитание. Были открыты кружки: литературный, научный, богословский, помощи жертвам войны, музыкальный, драматический, ремесленный. Кроме того, действовали бюро труда, книжная лавка, школьная касса и журнальная комиссия. Многие кружковцы стали впоследствии известными специалистами, учеными и писателями.

Юноши и девушки изучали театральное искусство, теорию музыки и искусства, устраивали спектакли, концерты, литературно-музыкальные вечера. ДЮ выполнял немало полезной работы для города. На огороде при ДЮ ребята выращивали овощи и для своей столовой, и с благотворительной целью: для «Общества попечения о бедных детях г. Рязани», детского приюта. Кроме того, в ДЮ были открыты мастерские для работы на нужды армии; организовывались сады, ясли и очаги для детей беженцев и воинов, ушедших на фронт, где старшеклассницы с пользой применяли свои умения и энергию; создавались сельскохозяйственные дружины для помощи семьям воюющих солдат. В ноябре 1917 г. ДЮ был закрыт новой властью, посчитавшей его кадетской контрреволюционной организацией.

Известна и история самого крупного культурно-просветительного объединения юношества - петроградского «Труда и света», деятельность и судьба которого во многом оказались сходны с деятельностью и судьбой рязанского «Дома юношества», с той только разницей, что «Труд и свет» состоял преимущественно из молодых рабочих и являлся массовым союзом. «Труд и свет» был образован в мае 1917 г. на базе районных молодежных организаций Петрограда, объединив в единый союз от 16 до 20 тыс. молодых людей. Организация выработала свою программу, устав, провозгласив ориентирами своей работы «всемогущий труд» и «нелицеприятный свет науки». «Труд и свет» имел явно культурническую, самообразовательную направленность и был аполитичен. В результате вмешательства революционеров в дела самодеятельной неполитической организации ровно через три месяца после создания «Труд и свет» распался.

Идея Дома юношества нашла своих сторонников во многих городах и прежде всего среди учащихся средних учебных заведений, их педагогов и родителей. Подобные объединения в разное время возникали в Астрахани, Самаре, Кузнецке, Красноярске. Но почти все они были закрыты после октября 1917 г. под предлогом их «контрреволюционности».

Культурническую линию различных «домов» после октября 1917 г. продолжили разнообразные культурно-просветительные кружки (КПК, «культурки», как их называли комсомольцы), повсеместно и стихийно образовывавшиеся как в городах, так и на селе. Но к концу 1925 года их деятельность в России - СССР была прекращена.

Среди неполитических движений своей зрелостью и массовостью выделялось скаутское. Скаутизм пришел в нашу страну из Великобритании. Главным его содержанием являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом), привитие учащимся рыцарского духа. Широко использовались яркие и многообразные игровые формы.

Днем рождения скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 г., когда капитан О.И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из семи мальчиков. «Московская дружина юных разведчиков» была организована в 1910 г. штаб-ротмистром Г.А. Захарченко при Александровском юнкерском училище.

В августе 1914 года под покровительством генерала Воейкова О.И. Пантюхов организует «Общество содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут».

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герл-скаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. - в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов (то есть в два с лишним раза больше, чем комсомольцев в 1918 г.).

Русские скаутские дружины существенно различались по содержанию деятельности: традиционный скаутизм (создание отрядов и дружин, мастерских, где дети и подростки получали трудовые навыки); объединения «лесных братьев» (последователей Э. Сеттон-Томпсона); юкизм (так называемый «новый скаутинг по-пролетарски»).

В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них просуществовали до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты и репрессии скаутмастеров и скаутское движение ушло в подполье.

И, наконец, мы подошли к обзору исторического развития наиболее известных организаций детей и молодежи, когда-либо существовавших в России - пионерии и комсомола.

В контексте нашего исследования это крайне важно, т. к. именно эти организации были основными заказчиками и потребителями рожденной ими системы информации и методического обеспечения.

РКСМ создавался в разгар гражданской войны как орудие защиты еще не устоявшейся советской власти, поэтому не случайно в первые годы жизнедеятельности он напрямую идентифицировал себя с передовым вооруженным отрядом революции. Милитаристская направленность его функций исчерпала себя с окончанием гражданской войны и началом мирного социалистического строительства. Показав себя эффективным орудием разрушения старого порядка и защиты нового строя, молодежный союз пережил мучительный процесс переориентации на решение задач мирного строительства. Потребовались гигантские усилия, чтобы направить энергию «передового отряда молодежи» в русло «созидательных будней».

Сформированный как безусловно политическая организация, комсомол надежно обеспечивал неотчуждаемость молодого поколения от советской власти. Более того, комсомол до последних дней своих оставался активным субъектом (носителем) власти, властных отношений, что, несомненно, облегчало выполнение им функции защитника интересов и прав молодых людей. Можно бесконечно спорить о том, насколько хорош или плох был ВЛКСМ, но в памяти многих поколений понятие «райком (горком, обком) комсомола» прочно ассоциируется с понятием «справедливость». Таким образом, комсомол выполнял роль посредника («связующего звена») между властью и молодыми поколениями.

Комсомол по определению считался и фактически являлся резервом правящей Коммунистической партии. На самом деле его политические функции простирались гораздо шире: он был мощным средством объединения молодежи того времени.

Основанная в 20-х годах пионерская организация была создана, исходя из неформального стремления детей и подростков к социально-значимым действиям, работе вместе с взрослыми по реализации грандиозных планов построения нового общества.

Сущность пионерства первоначально определялась так: быть первооткрывателем неизведанных тайн, чудес, человеческого счастья; отдать все силы на осуществление благородных помыслов, порывов; испытать и проявить себя в настоящем деле; иметь надежных и верных друзей, готовых защитить человеческое достоинство; найти свое место в жизни.

В детском коммунистическом движении 20-х годов заслуживает внимания нацеленность на преобразование окружающей жизни, активное стремление сделать ее лучше, яркая эмоциональная романтически-игровая атмосфера, реальная помощь взрослым, работа с детьми по месту жительства, реальные общественно-полезные дела: помощь беспризорным, участие в кампании ликвидации безграмотности, в шефстве над малышами и т.д.

Однако с 30-х годов организация теряет свою самостоятельность и становится частью государственно-бюрократической системы. Пионерия получает постоянную «прописку» в школе, происходит сдвиг задач на решение школьных проблем, у детей отнимают право выбора того, в какую организацию вступать. У подростков появляется больше обязанностей, чем реальных прав, что порождает отчужденность, безразличие, формализм во взаимоотношениях детей и взрослых. Единая детская организация вырабатывала в основном идеологические умения и навыки, явно недооценивалось значение прикладной подготовки подростков к будущей взрослой жизни. Организация «отвергла» личность ребенка, подростка.

В 50-е - 70-е годы происходит переосмысление и попытка преодоления недостатков предшествующего этапа. Пионерское и комсомольское движение в этот период выражается в стремлении заботиться о людях, совершать добрые дела. Эффективные формы работы по социализации личности ребенка и подростка предлагала «коммунарская методика» И.П. Иванова, разработанная в 1957 году в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда. Основными целями ее были: включение детей и подростков в коллективную творческую деятельность, отказ от формализма, реальное сотрудничество со взрослыми, органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью.

В практической жизни пионерской организации были накоплены многие интересные формы работы, способствующие социализации личности ребенка и подростка. Так, нельзя отрицать важность тимуровского движения, особенно в тот период, когда оно было неформальным, основывалось на гуманистических мотивах и побуждениях. Шефская работа формировала у детей и подростков уважительное отношение к общечеловеческим ценностям. Важную роль в социализации личности играл возрастной подход к работе в пионерской организации. Большое значение имело участие пионеров в разнообразных формах сельскохозяйственного труда: ученические производственные бригады, пионерские колхозы, пионерские фермы.

Но в силу преобладания негативных тенденций как в пионерской организации, так и в общественной жизни в целом, все положительные начинания либо не получали должного распространения, либо превращались в заорганизованные кампании. Именно поэтому во Всесоюзной пионерской организации к концу 80-х годов сложилась кризисная ситуация:

- пионерская работа в школе все чаще стала рассматриваться как часть учебно-воспитательного процесса при условии жесткого педагогического контроля;

- сфера общественной деятельности пионеров ограничилась рамками школы в то время, когда детей и подростков все больше волновали общественные проблемы;

- пионерские организации сосредоточились на тотальном контроле за деятельностью пионера, а не на создании условий для его развития;

- возрастной подход в деятельности был ограничен негибкой и недемократичной идеей «ведущего вида деятельности»: для младших - игра, средних - учеба, старших - труд и профессиональная ориентация;

- организация в школе перестала быть средой делового общения, дети и подростки все чаще стали реализовывать свои социально значимые интересы в различных неформальных объединениях.

Решением X Всесоюзного слета пионеров в октябре 1990 года ВПО им. В.И. Ленина была упразднена. Был создан Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций) СССР (впоследствии Международный Союз детских общественных объединений). С появлением этой организации, с историей ее развития связаны современные тенденции развития детского и молодежного движения.

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

СПО-ФДО - самое крупное детское общественное объединение, действующее на территории Российской Федерации, членами СПО-ФДО являются более 80 детских общественных объединений стран СНГ, республик Российской Федерации, региональных детских объединений, профильных детских объединений по интересам.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО разрабатывает и внедряет содержательные программы деятельности детских объединений - от авторских и региональных до программ для всего Союза.

Стали популярными такие программы, как: «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Игра - дело серьезное», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасется», «Древо жизни», «Мир без опасности», «Каникулы», «Свой голос», «Экология и дети», «Познай себя», «Я и Мы», «Рост», «Хочу делать свое дело», «Лидер», «Достижени-Я», «Золотая игла», «Дети ради детей» и другие.

С началом «перестройки» 90-х годов, приведшей к ослаблению государственного контроля над обществом в целом и отдельной личностью в частности, свойственного для тоталитарного строя, начался процесс демонополизации и дифференциации детского и молодежного движения в России.

Демонополизация выражается, прежде всего, в потере комсомолом и пионерией своих позиций единственных (молодежной и детской) организаций в стране, контролирующих все детское и молодежное движение. С провозглашением принципов плюрализма («множественности» в противоположность единообразию) во всех сферах общественной жизни происходит бурный процесс создания новых и возрождения старых, дореволюционных общественных формирований детей и молодежи, призванных стать альтернативой переживающим глубокий кризис пионерии и комсомолу. Создается множество профильных объединений детей и юношества по интересам: юнкоровских, экологических и т.д.

Кроме того, происходит процесс деполитизации и разгосударствления детского и молодежного движения. Оно освобождается от всеохватной диктатуры политических сил, хотя нарождаются и новые молодежные политические организации, как правило, при политических партиях и движениях взрослых (демократических, анархистских и др.).

Разгосударствление проявляется в потере государством контроля над детским и молодежным движением.

Эти процессы сопровождались существенным сокращением государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений, потерей ими традиционной материальной, финансовой, кадровой базы. Отмирание старых отношений между детскими и молодежными объединениями и государством (прямое бюджетное финансирование, информационное обеспечение, предоставление помещений, баз отдыха и т.д.) приводит к необходимости поиска новой модели взаимодействия между ними, поиску альтернативных источников привлечения необходимых ресурсов, в том числе информационных.

Современный этап развития детского и молодежного движения характеризуется процессом утверждения в общественном сознании новой педагогической концепции общественных объединений детей и подростков, в центре которой находится личность ребенка и молодого человека, обеспечивающая самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности. Приведем примеры деятельности наиболее известных в стране современных детских и молодежных организаций.

Союз детских организаций «Юная Россия» (до недавнего прошлого -Федерация детских организаций «Юная Россия») - общественное, самоуправляемое, самодеятельное добровольное объединение самостоятельных территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), региональных, межрегиональных, международных, национальных, функциональных (по интересам, на основе общего социально значимого дела) пионерских, детских, подростковых, иных организаций и объединений, действующих на территории России, участвующих в реализации целей и задач Союза.

Устав Союза принят на конференции представителей пионерских, детских и подростковых объединений и организаций России 26 апреля 1991 года.

Цель Союза - развитие пионерского, детского, подросткового движения гуманистической направленности в России в интересах детей, подростков и общества в целом, защита прав и интересов детей и подростков.

Деятельность Союза строится на принципах: приоритета интересов детей и подростков; приоритета общечеловеческих ценностей; открытости для детских, подростковых, иных организаций, разделяющих цели и задачи Союза; неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и ненависти.

Союз детских организаций «Юная Россия» работает по программам: «Я сам» («Школа социального успеха»), «Маленький принц Земли», «Возрождение», «4+3», «Коллеги» и др.

Российский Союз Молодежи (РСМ) - крупнейшая молодежная общероссийская общественная организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах РФ, в программах РСМ участвуют около пяти миллионов молодых людей.

Российский Союз Молодежи создан 31 мая 1990 года и является официальным правопреемником ВЛКСМ (комсомола).

Сегодня РСМ - общественная неполитическая организация, основная цель которой - создать условия для становления личности молодого человека, помочь молодым найти свое место в жизни, дать возможность проявить себя.

Цель деятельности РСМ достигается через систему программ: центральных (более 20) и региональных (около 30).

Одни из программ направлены на развитие у молодых людей качеств лидера (программа «Кадры»), другие - на возрождение патриотизма и любви к Отчизне (программа «Служу Отечеству» и проведение оборонно-спортивных лагерей), третьи - на социальную защиту молодежи (международная программа скидок «Молодежная карта EURO 26», дисконтная программа «RUS26+», «Молодежный туризм»).

Существуют программы молодежного сотрудничества («Международные молодежные лагеря» и «Молодежные обмены»), программы расширения информационного молодежного пространства («Молодежь-информ» и программа поддержки региональных молодежных СМИ «Молодежка»).

В РСМ на правах коллективных членов входят Ассоциация учащейся молодежи (АУМ) «Содружество» и Ассоциация студенческих организаций.

Ассоциация студенческих организаций объединяет деятельность различных студенческих организаций в разных направлениях. Так, программа «Лидер» помогает развивать самоуправление в вузах, техникумах, на уровне регионов, ежегодно проводится Всероссийский студенческий лагерь «РОСТ», фестиваль по программе «Российская студенческая весна», направленной на поддержку студенческого творчества. В регионах работают программы «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

Ассоциация учащейся молодежи помогает созданию организаций Российского Союза Молодежи в учебных заведениях, отстаивает на различных уровнях права и интересы учащейся молодежи. Во многих регионах России популярны программы профилактики наркоалкогольной зависимости «Спасибо, нет», физической и духовной реабилитации «Школа выживания», развития творческих способностей «Стартинейджер», лидерских качеств «Лидер».

Российский Союз Молодежи тесно связан с Союзом молодых служащих земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), с молодежными организациями Франции, Словении, Китая, Японии; является коллективным членом Европейской конфедерации молодежных клубов и Европейской ассоциации молодежных карт.

Ассоциация юных лидеров - это молодежная неполитическая неправительственная организация, образовавшаяся в 1992 году как результат развития и распространения программы лидерской подготовки школьников в России, начавшей развиваться двумя годами раньше благодаря совместной работе с Калифорнийской ассоциацией школьных советов (CASC). С 1990 года проведено 14 совместных с CASC и более 70 самостоятельных конференций, в программе работает около 5 тысяч школьников и студентов из Москвы и 25 регионов России, а также Казахстана. Лидерская программа АЮЛ проводится с целью оказать влияние на формирование характеров и самостоятельности во взглядах молодых людей, способствовать развитию активного подхода к жизни, расширению кругозора, развитию смелости в подходах к проблемам и уважения к чужому мнению, умения работать в коллективе. Работа по программе ведется в форме занятий с ребятами от тринадцати лет, объединяющимися в малые группы (8-12 чел.), и на «общих сессиях» (100-200 чел.). Проводятся воскресные встречи, на которых ребята знакомятся с фрагментами программы и ее основными направлениями, - таким образом происходит привлечение в Ассоциацию новых членов. Для освоения всего объема лидерской подготовки, для «погружения» в программу, проводятся конференции, длящиеся 4-5 дней (70).

Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) -правопреемница первого русского скаутского отряда, основанного в 1909 г. О.И. Пантюховым. Это старейшая детская организация России.

В России от Анапы до Владивостока насчитывается более 200 отрядов и групп ОРЮР, объединенных в шесть отделов.

ОРЮР в настоящее время - это часть российского и всемирного скаутского движения, она ставит своей целью внешкольное воспитание детей и молодежи в национальном духе, воспитание всесторонне развитой личности, сильной как физически, так и нравственно.

Идеология организации основывается на христианском православном миропонимании, приверженности к историческим ценностям российской культуры и государственности, служения делу возрождения и процветания России.

Отличительной чертой ОРЮР является то, что она действует не только в России, но и на всех континентах, где живут русские люди (зарубежная ветвь ОРЮР). Организация имеет четкую структуру, систему разрядов и специальностей («разведческая лестница»).

Программа обучения ОРЮР включает в себя следующие направления: Закон Божий, разведчество, родиноведение, туристическая практика, ориентирование, «лесная мудрость», первая медицинская помощь, самооборона и психологическая подготовка, школа выживания.

Программа реализуется через систему курсов - от курсов для вожаков до высших курсов для опытных руководителей, особую систему палаточных лагерей, которые каждое лето открываются по всей России, издание методической литературы, вестников скаутского движения России.

Национальный Совет молодежных и детских объединений России является так называемой «зонтичной» структурой российских молодежных и детских организаций. Он был создан 10 января 1992 года по инициативе восьми организаций.

Сегодня Национальный Совет объединяет 72 организации: политические, студенческие, профсоюзные, детские, культурные и др., из которых 43 представляют собой общероссийские и межрегиональные организации, а 29 - региональные координационные советы (круглые столы), объединяющие молодежные и детские организации в субъектах Российской Федерации.

Миссия Национального Совета - поддержка и координация деятельности молодежных и детских организаций России с целью обеспечения защиты и реализации их интересов, прав детей и молодежи.

Национальный Совет как представитель интересов большей части детских и молодежных общественных объединений России активно сотрудничает с Министерством образования РФ, Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ и Администрацией Президента РФ.

Основные направления деятельности Национального Совета:

- Законодательство. Взаимодействие с законодательными органами власти, подготовка предложений для законопроектов по вопросам, затрагивающим проблемы молодежи и государственной молодежной политики.

- Образование и тренинги. Организация семинаров, курсов, конференций по различным вопросам деятельности молодежных организаций, обеспечение участия их представителей в семинарах Совета Европы и Европейского Молодежного Форума.

- Информация. Издание информационных бюллетеней, методических сборников. Обеспечение информационного обмена между членскими организациями.

- Юридическая поддержка. Оказание помощи членским организациям в правовых вопросах.

- Международное сотрудничество. Участие в работе Европейского Молодежного Форума и Всемирной Ассамблеи Молодежи. Установлены контакты с Молодежным Директоратом Совета Европы, Европейской комиссией, Молодежным подразделением ООН. Реализуются двусторонние программы с национальными молодежными советами Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Финляндии, Швеции, Германии и других стран.

- Активность, многообразие детских и молодежных общественных организаций и объединений стали побудительной причиной разработки (впервые за вековую историю существования в России) законодательной базы их деятельности. Нами были проанализированы нормативные и правовые акты федерального и регионального уровня. Считаем необходимым представить (в сжатом виде) основные положения законодательных актов и ведомственных инструкций, на которых будем ссылаться в нашем исследовании, и которые составляют сегодня правовую и юридическую базу деятельности детских и молодежных общественных объединений.

По действующему российскому законодательству общественная организация является одним из видов общественного объединения, которое в свою очередь относится к некоммерческим организациям. Некоммерческая организация не имеет целью извлечение прибыли в качестве приоритета своей деятельности и не распределяет полученную прибыль среди своих участников. Кроме общественных объединений к некоммерческим организациям относятся еще 11 видов организаций: потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, религиозные организации, профсоюзы и т.д.

Понятие «общественное объединение» означает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения Федеральный закон «Об общественных объединениях». Общественное объединение должно обладать следующими признаками:

- Быть добровольным - добровольность вхождения в организацию, выхода из нее, добровольность участия в деятельности организации;

- Быть самоуправляемым - наличие условий для участия всех членов объединения в управлении его деятельностью, отсутствие внешнего руководства;

- Быть некоммерческим - создаваться не с целью получения прибыли;

- Создаваться для решения общих проблем, реализации общих интересов;

- Действия общественного объединения должны регламентироваться его уставом.

Кроме того, деятельность общественных объединений также должна основываться на принципах равноправия, законности и гласности, информация об объединении и его деятельности должна быть общедоступной (то есть предоставляться по первому требованию не только самим членам организации, но и всем заинтересованным лицам). Общественные объединения сами определяют свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы деятельности.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» - основной закон, регулирующий деятельность общественных объединений в нашей стране, предусматривает следующие виды организационно-правовых форм общественных объединений:

- Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, объединившихся граждан.

- Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга людей, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

- Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

- Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членство общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

- Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Как показал анализ документов общественных объединений, наиболее приемлемая форма для детского или молодежного общественного объединения - это либо общественная организация, либо орган общественной самодеятельности.

- Общественные объединения, как и другие организации и отдельные лица, основывают свою деятельность, строят свои взаимоотношения с государством и обществом на основе различных юридических норм. Эти нормы могут быть зафиксированы как в законодательных актах, так и в собственных учредительных документах общественного объединения.

К числу основных законодательных актов, затрагивающих вопросы создания и деятельности общественных объединений, относятся:

- Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Основным учредительным документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать:

- Название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

- Структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

- Условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

- Компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

- Порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

- Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

- Порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Помимо перечисленных обязательных требований, в уставе общественного объединения могут предусматриваться и иные положения, не противоречащие законам и относящиеся к деятельности объединения. Например, устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения и многое другое.

Кроме устава, высший руководящий орган общественного объединения может принимать и другие учредительные документы: декларации, программные заявления, концепции организации и т. д., затрагивающие вопросы деятельности объединения, не освещенные в его уставе.

Общественное объединение имеет право пройти государственную регистрацию в органах юстиции и приобрести, таким образом, статус юридического лица.

Детское (молодежное) общественное объединение - общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместной деятельности, удовлетворения своих социальных потребностей. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет.

К детским (молодежным) объединениям относятся: организации, общества, клубы, союзы, команды, ассоциации, отряды и др.

Детские и молодежные объединения также являются разновидностью общественных объединений. Кроме того, детские и молодежные общественные объединения имеют особый, по сравнению со всеми остальными, статус (что зафиксировано в законодательстве РФ) и специфику организации деятельности. С чем это связано?

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет», а «детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет». Но в тоже время их учредителями могут быть граждане никак не моложе 18 лет, что, несомненно, ограничивает права младших возрастов на собственное объединение и вьигуждает привлекать в свои ряды как минимум троих восемнадцатилетних (или старше).

Это обосновывает необходимость наличия у детского (молодежного) объединения взрослого (совершеннолетнего) руководителя, наставника, который может решать все вопросы финансовой и юридической сторон деятельности объединения. Так же на практике обнаруживаются существенные отличия общественных объединений от творческих коллективов детей и подростков.

Остановимся на рассмотрении отличий общественных объединений от творческих коллективов.

Достаточно часто термин «общественное объединений» подменяют термином «творческое объединение». На самом же деле это не одно и то же.

Любительский кружок можно считать лишь первой стадией развития общественного объединения, и превратится кружок в него или нет, зависит от многих факторов, в том числе от позиции и стремления руководителя этого объединения. Подтверждение этому выводу могут служить представленные материалы по развитию детских и молодежных общественных объединений.

Следовательно, подводя итог анализу международного и отечественного опыта детских и юношеских организаций по активизации общественной деятельности детей и молодежи, можно констатировать, что:

Современное детское общественное объединение представляет собой особый социальный институт воспитания, помогающий детям и юношеству войти в общество. Общественные объединения создают условия для социального творчества детей и юношества. В настоящее время современное общественное движение детей и юношества характеризуется высокой степенью дифференциации, многообразием организационных форм существования и деятельности. Так же изменяются формы социальной активности подрастающего поколения в условиях информационного общества.

 

АВТОР: Хомутова К.В.