28.02.2012 10258

Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений

 

Фактором развития детских общественных объединений является обеспечение их участников социально значимой информацией и навыками использования ее возможностей в приоритетных сферах жизнедеятельности детей и подростков. Информационно-методическое обеспечение в широком смысле представляет собой комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком - состоит во внедрении в деятельность детских общественных объединений информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на них.

Информационно-методическое обеспечение общественной деятельности детей и подростков представляет собой часть процесса информатизации общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов динамики развития общественного устройства. Предпосылки явления «информационного взрыва» наметились в конце XVIII века, когда переработка всей новой информации стала непосильной для одного человека. Наиболее широкие масштабы этот процесс принял в XX веке. Возникшая повышенная потребность в развитии социально-экономической сферы потребовала разработки информационных средств для создания, передачи, обработки, тиражирования, хранения информации и автоматизации процессов.

Такая потребность обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т.п.) и «пленочном» (фото, кино) предоставлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и т.д.)- Сегодня термин «новые информационные технологии» все чаще связывается с использованием ЭВМ (компьютеры) в сочетании с различными «периферийными» устройствами (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графических и звуковых форм представления информации в числовую и обратно).

В 80-х годах XX века в отечественной науке происходит осмысление понятия «информатизация», которое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий» (А.П. Ершов). В 1990 году группой ученых создается концепция развития новых информационных технологий, связанная с информатизацией общества (Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев, С.К. Ландо, И.С. Орешков, В.В. Рубцов, АЛО. Уваров и др.).

Авторы определили ближайшие этапы информационного обеспечения, не уточняя их временных границ, таких как: массовое освоение новых информационных технологий, развертывание исследовательских работ по их педагогическому внедрению, активное усвоение и фрагментарное введение средств НИТ, на их основе - новых методов и организационных форм воспитательной и учебной деятельности.

В это же время стало активно развиваться медиаобразование как направление педагогики, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.).

Основные задачи медиаобразования: подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, оказание помощи человеку в ее понимании, осознание воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барга, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе. В 70-е годы сложились два основных подхода к организации медиаобразования - интегративный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета). Термин «медиаобразование», как показало наше исследование, до 1987 года в отечественных публикациях не употреблялся.

Исторический опыт не мог не сказаться на путях развития информационного обеспечения работы с российской молодежью.

Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью заключается в способностях и возможностях субъектов социального взаимодействия оказывать влияние на детей и подростков, их поведение и деятельность с помощью информации.

Информационно-методическое обеспечение как социальное явление проявляется в информировании широких слоев российского общества в целом о деятельности детских общественных объединений в создании единого информационного пространства деятельности детских общественных объединений.

Детские общественные объединения реализуют программы, в которых участвуют десятки и сотни тысяч молодых людей, сами находясь в «информационной блокаде». Средства массовой информации, в первую очередь это касается центральных, размещают либо негативную, скандальную, либо оплаченную информацию. Поэтому общество получает информацию только об экстремистских объединениях молодежи, при том, что в них реально участвуют, согласно статистическим данным, не более 4,2 % молодежи.

Подавляющее большинство молодых граждан заинтересованы в образовании, карьере, создании семьи, обеспечении ее жильем, но они также находятся в информационном вакууме. Во многих СМИ существует криминальная хроника, но ни в одном нет рубрик, содержащих социальную информацию, материалы об общественной деятельности детей и подростков. Все попытки лидеров детских общественных объединений осветить какие-либо молодежные мероприятия и программы, даже масштабные и массовые, но не скандальные, не имеют успеха. Исключение составляют профессиональные средства массовой информации (журналы «Внешкольник...», «Воспитание школьников» и другие), которые редко читают люди, далекие от воспитания и образования.

В иных случаях информация рассматривается, прежде всего, как товар, который необходимо продать, и он должен быть куплен оптом в виде оплаченных заранее материалов, либо в розницу потребителями, которым интереснее скандал и «страшилки». Административный ресурс органов власти в государстве, которое в последнее время стало больше внимания уделять проблемам детей и молодежи, к сожалению, не направлен на обеспечение информационной поддержки молодежного и детского движения в Российской Федерации. Вся конструктивная, позитивная работа детских и молодежных общественных организаций находится в информационной изоляции. Как следствие, во-первых, взрослое общество дезинформировано о реальной ситуации в молодежной среде, молодежном и детском общественном движении. Во-вторых, большая часть российской молодежи остается не включенной в общественное движение страны, так как не имеет доступа к необходимой для этого информации. Достаточно большой процент детей и подростков ввиду своей занятости готов получать информацию из легко доступных источников информации (телевидение, радио, газеты, журналы) и в основе своей не имеет возможности и желания использовать затратные по времени способы получения информации.

Следующий аспект проблемы информационно-методического обеспечения детского общественного движения, выделенный нами, -внутреннее информационное пространство общественной деятельности детей и подростков. Если в 90-х годах XX века налицо была несогласованность и разрозненность в работе, то в последние годы общественные детские и молодежные объединения активнее взаимодействуют, информируя друг друга и взаимодействуя в рамках программной деятельности. В этом направлении серьезную роль играет Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Важным фактором является распространение и все более широкое использование Интернета. Это позволяет обмениваться информацией более оперативно, создает информационное поле общественной деятельности детей и подростков, на котором можно найти информацию о деятельности молодежных и детских общественных объединений. Однако следует учитывать, что далеко не все общественные объединения имеют возможность оплачивать содержание собственной страницы в Интернете.

Законом Российской Федерации о СМИ предусмотрено размещение в прессе и электронных СМИ материалов для детей и молодежи. Сегодня трудно представить себе хотя бы одно средство массовой информации, в котором не отводилось бы место молодежной тематике. Объем материалов и их качественный уровень различен. Качество информации зависит от многих факторов: актуальности и значимости для молодежной аудитории освещаемых журналистами тем, компетентности и профессионализма работников теле-радио компаний и редакций, глубины изучения освещаемых ими проблем, фактуры участников информационного процесса, но результат работы, в конечном счете, зависит от профессиональной подготовленности журналиста, его идеалов, ценностей, целей и приоритетов.

В проекте Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2006-2010 гг.) обозначены приоритеты, один из которых - оптимизация работы по созданию системы информационного обеспечения молодежи. В проекте говорится о необходимости сотрудничества со СМИ; принятии специальных законодательных актов, определяющих объемы социальной рекламы, направленной на пропаганду общественной деятельности детей и молодежи; производстве программ телевидения и радиовещания; проведении выставок для детей и молодежи; создании молодежного медиа-холдинга, включающего в себя редакции газет и журналов для детей, молодежи, семьи, Интернет-портал для молодежи, редакции детских и молодежных программ теле-, радиоканалов.

Качественное состояние влияния детских общественных объединений на детей и подростков во многом определяется информационным взаимодействием институтов гражданского общества, органов власти, СМИ и самой молодежи. Интерактивный характер такого взаимодействия должен обеспечиваться доступностью информации для детей и молодежи и оперативностью информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

Недостаточность внимания к профессиональной информационной поддержке, активной пропаганде детских и молодежных программ и деятельности различных общественных объединений со стороны СМИ -важнейшая проблема, которая не позволяет эффективно взаимодействовать субъектам процесса информационно-методического обеспечения.

Так, например, широкое социологическое исследование, проведенное нами в 2004 г. в Московской области, показало, что среди средств массовой информации лидирующее положение у детей и подростков в качестве источника получения информации занимает телевидение. Хотя оно лишь эпизодически освещает события, происходящие в молодежной среде, -различного рода соревнования, конкурсы, фестивали, конференции, муниципальные новости, касающиеся некоторых сфер жизни молодежи (например, досуговой деятельности, работы учреждений дополнительного образования детей). Иногда по заказу какого-либо структурного подразделения муниципалитета выходит серия тематических передач для молодежи (например, по проблемам наркомании, экологии). Ни в одном из муниципальных образований, где проводилось социологическое исследование, комитеты по молодежной политике не взаимодействуют с телевидением, не доводят до сведения молодежи информацию о своей деятельности, не выходят в «прямой эфир», поэтому респонденты невысоко оценивают деятельность данных социальных институтов государства.

Показателен тот факт, что практически все респонденты отводят ведущую роль в решении проблем детей и подростков системе информационного обеспечения. Например, подростки г. Серпухова, участвовавшие в фокус-группе, единодушно пришли к выводу о том, что многие серьезные проблемы молодежи, такие как наркомания, преступность, ранняя беременность, алкоголизм и др., можно было бы решить благодаря своевременной, достоверной, качественной информации. Таким образом, результаты социологического исследования по теме «Роль информации в решении проблем молодежи» позволили сделать вывод о несоответствии информационных потребностей молодежи и возможностей их удовлетворения. Подавляющее большинство респондентов хотели бы иметь возможность получения разнообразных информационных услуг, а, следовательно, ожидают расширения их номенклатуры. В ответах преобладает заинтересованность в информации об образовательных услугах, службах занятости и трудоустройства, о законодательных документах по социальной защите молодых людей и возможности решения некоторых важных личных проблем.

Средства массовой информации как опосредующие массовую коммуникацию оказывают значительное влияние на протекание возрастной адаптации. Через СМИ осуществляется информационно-психологическое воздействие на субъекты коммуникации, вызывающие, в зависимости от целей информатора, разнообразные психологические переживания. Этот факт выводит на первый план вопросы особенной организации информационной среды детских общественных объединений, задачи выявления закономерностей и тенденций формирования детской и подростковой аудитории, а также причины разной эффективности воздействия различных СМИ на массовое сознание детей и подростков.

Средства массовой информации формируют образ реальности, который внедряется в массовое сознание. Стараясь повысить рейтинг издания, производители ориентируются на приемы воздействия, привлекающие внимание, но искажающие образ социальной действительности и наносящие травму детской аудитории. Проблема заключается в том, что СМИ отражают социальные процессы таким образом, что усиливают негативные социальные установки детей и подростков, истощают их психический ресурс и адаптационный потенциал, препятствуя социально-психологической адаптации. Соотношение нестабильного реального мира и нестабильного его образа порождает многообразные поведенческие (адаптационные) модели жизнедеятельности детей и подростков, в том числе и девиантного характера.

Исследуя работу отечественных средств массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, мы пришли к выводу о том, что СМИ зачастую используют эту особенность психологического воздействия во вред населению, вследствие чего в научный оборот введен термин «асоциальность СМИ».

Как показало наше исследование, проблема формирования системы информационно-методического обеспечения тесно связана с политическим и идеологическим аспектами. Безусловно, государство не может вмешиваться в этот процесс. В то же время информация о деятельности детских общественных объединений должна пониматься в качестве ключевого приоритета. Продуманное согласованное действие СМИ (взаимодействие телепрограмм, периодических и сетевых изданий) позволяет молодому поколению сознательно выстраивать определенную линию жизни, формировать активную гражданскую позицию. Очевидно, что эту проблему невозможно решить только с помощью создания новой вертикали власти в области работы с детьми и подростками и укрепления ее информационной поддержки, проводимой сверху. Необходимо больше внимания уделять налаживанию четкого взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями и их поддержке.

Также по итогам анализа источников, литературы, документов детских общественных объединений следует отметить крайне низкий уровень коммуникации государственных органов и детских общественных объединений. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что постоянно поддерживают такое взаимодействие не более 40 % организаций, аналогичное количество - существуют «сами по себе». Отсутствие специально подготовленных данных о состоянии информированности детей и подростков, их информационных потребностях влияет на принятие управленческих решений в сфере общественных интересов детей и подростков. В связи с чем бесспорна значимость информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, создания для них системы информационных продуктов и услуг.

Важно подчеркнуть, что государство заинтересовано в деятельности детских общественных объединений как трансляторе влияния на детей и подростков (в плане формирования идеологии, воспитания жизненных ценностей и установок) с одной стороны и источнике обратной связи - с другой.

Возможными направлениями решения изучаемой нами проблемы являются создание собственных информационных молодежных агентств, а также систематическое проведение встреч, форумов, создание круглых столов. Все это позволит вывести ситуацию с информационно-методическим обеспечением на качественно новый уровень, позволит повысить социальную активность молодых людей.

Примером может служить весьма успешный Байкальский экономический форум и его молодежная секция (г. Иркутск). Именно здесь реализуется диалог между молодежью и властными структурами, молодежью и представителями бизнеса, определяются ведущие проблемы, в данном случае - это экологическая безопасность и экономическая политика в регионе. Широко освещаемый в СМИ Байкальский форум демонстрирует, что молодежь способна стать активным социальным партнером государства.

Анализ позитивного опыта позволил нам сформулировать и реализовать идею (значительно повлиявшую на содержание изучаемого процесса) о том, что обеспечить поддержку детским и молодежным общественным объединениям позволит максимальное использование всех возможностей СМИ, среди них:

- создание Национального Интернет-портала;

- привлечение к информационной деятельности большого числа общероссийских газет и журналов для детей, молодежи, семьи, которые помогут высказываться той части молодежи, которая ранее не имела такой возможности;

- использование потенциала детских и молодежных телевизионных передач на общефедеральных и региональных каналах телевидения и радио.

Достаточно глубокое и подробное изучение уже сложившейся практики информационно-методической поддержки детских общественных объединений свидетельствует о том, что пока нет системы этой работы, но эффективные элементы ее уже апробированы. Например, программы, поддерживаемые государством на федеральном и региональном уровнях, наиболее развитые из которых:

- программы, созданные различными СМИ;

- программы, ориентированные на создание собственных информационных ресурсов, в дальнейшем обеспечивающие поддержку деятельности детских общественных объединений в контексте развития государственной молодежной политики.

В основе своей эти программы отражают сложившиеся на сегодня суть и содержание процесса информационно-методического обеспечения деятельности общественных объединений.

Весьма интересна для исследования программа Ханты-Мансийского автономного округа, изученная нами в ходе разработки Концепции информатизации молодежи, «Молодежные информационные ресурсы: взаимодействие и сотрудничество».

Цель программы: конструктивное сотрудничество со СМИ и развитие специализированных молодежных СМИ.

Задачи программы:

- проведение регулярных мониторинговых, социологических исследований;

- создание и совершенствование работы молодежных информационных центров.

- создание молодежного портала для освещения деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В ходе реализации программы был организован и проведен конкурс творческих работ по освещению социально значимых проектов детей и молодежи и информационному сопровождению социальной политики округа в молодежной сфере.

Конкурс проводился по следующим номинациям:

«Лучшее телевизионное освещение социально значимых проектов для молодежи» (репортаж, серия передач; лучшая журналистская работа на молодежную тематику в телевизионном эфире);

«Лучшее освещение в радио-эфире социально значимых проектов для молодежи» (репортаж, серия передач; лучшая журналистская работа на социальную тематику в радио-эфире);

«Лучшая статья, освещающая социально значимые проекты для молодежи» (лучшее освещение социально значимых для молодежи вопросов в печатном издании);

«Лучшее молодежное СМИ» (лучшее периодическое издание для молодежи, освещающее социально значимые проекты).

Комитетом по информационным ресурсам совместно с Комитетом по молодежной политике округа начата работа по созданию молодежного портала, главной целью которого является информационное обеспечение государственной молодежной политики округа; организация и развитие процессов реализации государственной молодежной политики и повышения квалификации кадров, занятых в молодежной политике. А также повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы, в частности молодежной политики, за счет их комплексной автоматизации и интеграции информационных ресурсов как внутри отраслей, так и между ними. Единый молодежный портал с доступом к окружным информационным ресурсам и сервисам обеспечит сбор и накопление информации из различных источников, персонализацию и управление доступом, а также инструменты интерактивного взаимодействия пользователей и властей. При этом учитывается перспектива интеграции молодежного портала в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру округа и России.

Сотрудниками Комитета по информационным ресурсам Администрации губернатора Ханты-Мансийского округа был создан официальный сайт округа. Материалы сайта являются важнейшим источником информации для традиционных СМИ автономного округа. Большое внимание на сайте уделяется окружной детской, молодежной и семейной политике.

Регулярно обновляемый молодежный раздел содержит:

- доклады и отчеты по молодежной политике, анализ системы управления государственной молодежной политикой, планы основных мероприятий Комитета по молодежной политике;

- основные мероприятия по поддержке молодой семьи, содействию трудовой занятости молодежи, защите прав молодежи, организации свободного времени молодежи, реализации молодежной политики в муниципальных образованиях округа и т. д.

Особые разделы сайта содержат документы по защите прав детей (включая информацию о работе детских общественных приемных на территории округа - подраздел «Деятельность детских общественных приемных»).

Таким образом, сайт содержит полный комплект документов по реализации общественной деятельности молодежи, детей, подростков на территории округа, причем этот комплект регулярно пополняется и обновляется. Любой пользователь имеет возможность, используя поисковую систему сайта, найти все необходимые ему материалы, касающиеся социальных льгот, пособий и т. п., получить представление о том, как реализуются программы для детей и молодежи не только на территории округа в целом, но и в отдельных муниципальных образованиях.

Кроме того, на сайте открыт специальный раздел «Дискуссионный клуб», в котором каждый посетитель может высказать свое мнение по основным проблемам жизни округа, в том числе и тем, которые касаются детей и молодежи. Любой молодой житель округа через сайт может обратиться с письмом непосредственно к губернатору Ханты-Мансийского округа, что обеспечивает не просто информирование молодежи, но ее интерактивное взаимодействие с органами власти.

Так же в Ханты-Мансийском автономном округе действует «Образовательный портал». Презентация Окружного образовательного портала состоялась в сентябре 2003 г. в Москве, на III Международной выставке-форуме «Инфокоммуникации России - XXI век».

Основные программные цели и задачи определяют перспективные направления развития портала:

1. Портал должен обеспечивать учащихся, студентов, педагогов, работников учреждений образования, науки, социальной сферы, различных отраслей экономики как собственными информационными ресурсами, так и средствами доступа к информационным, научным, образовательным, педагогическим, методическим и законодательным ресурсам, размещенным в сети Интернет.

2. Портал должен не просто открывать доступ к информации, но обеспечивать интерактивное взаимодействие пользователей.

3. На основе портала запланировано организовать систему дистанционного обучения и тестирования учащихся, а также обеспечить оперативное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами исполнительной власти округа, муниципальными образовательными структурами.

4. С помощью портала будет проводиться сбор данных обо всех достижениях в области образования, осуществляться дистанционный мониторинг деятельности образовательных учреждений.

В перспективе портал должен превратиться в централизованный банк всех педагогических и научно-методических ресурсов округа, что обеспечит проведение телеконференций, создание дистанционных подготовительных курсов, проведение тестирования поступающих в вузы, организацию Интернет-клубов при образовательных информационных центрах и многое другое. Тем самым будет завершено формирование новой образовательной среды и значительно повышено качество образования и эффективность образовательного процесса.

Следующей программой, проанализированной нами и иллюстрирующей сложившуюся современную практику реализации проблемы данного исследования, стала молодежная программа «Православное просвещение в Уральском Федеральном округе» (г. Екатеринбург), которая имеет развитую систему информационной обеспеченности. Задачи программы:

1. Содействие формированию единой системы информационного обеспечения в области воспитания и обучения посредством создания:

-региональной и общепархиальной баз данных по детским и молодежным программам;

- совместных печатных изданий и учебно-методических пособий;

- серверов и страниц в электронной сети;

- теле- и радиопрограмм;

- постоянно действующей экспозиции «Православное просвещение в УрФО» на областном, городском и районном уровнях;

- совместного информационного вестника, адресованного городским и районным управлениям образования.

2. Проведение совместно с Синодальным Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви семинаров по освещению актуальных вопросов молодежной политики для представителей СМИ.

3. Проведение ежеквартальных совместных пресс-конференций и брифингов, посвященных проблематике церковно-государственных отношений в области воспитания и обучения.

4. Распространение на региональном уровне успешного опыта по созданию и деятельности православных детских и молодежных организаций: «Братство Православных следопытов», «Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», «Реставросъ», «Семейный клуб Воскресение».

Первые результаты реализации задуманного представляются нам значительными.

Мероприятия, проводимые в рамках программы, освещаются такими периодическими изданиями Русской Православной Церкви, адресованными детской и молодежной аудитории, преподавателям средних и высших учебных заведений, представителям государственной и исполнительной власти:

- журнал Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви «Сретение»;

- журнал Отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата «Церковь и время»;

- газета «Московский церковный вестник»;

- приложение к журналу Московской Патриархии журнал «Прозрение», который содержит информацию о тоталитарных сектах и анализ их деятельности;

- журналы для студенчества, миссионеров и преподавателей школ и вузов «Альфа и Омега», «Православная беседа»;

- миссионерские журналы «Фома», «Встреча», «Ступени», «Татьянин день», «Миссионерское обозрение», «Китайский благовестник»;

- газета «Воскресная школа»;

- газеты Екатеринбургской епархии «Православная газета», «Покров» и «Голос Православия».

В ходе исследования автором был изучен и обобщен опыт реализации программ, ориентированных на создание собственных информационных ресурсов, в дальнейшем обеспечивающих поддержку развитию детских общественных объединений. Как пример, приведем опыт региональной программы Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» (г. Волгоград).

Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» - это негосударственное некоммерческое самоуправляемое общественное объединение граждан. Клуб имеет отделения в городах Волгоградской области: Волжском и Камышине.

Цель создания Клуба: совершенствование правозащитной и благотворительной деятельности в интересах детей в регионе для решения социально значимых проблем детства и семьи.

Задачи:

- защита прав и гражданского достоинства детей, терпящих социальные и иные бедствия;

- совершенствование законодательства в защиту прав и интересов детей, внедрение механизмов независимого общественного контроля.

- распространение идей и принципов ЮНЕСКО, поддержка развития культуры мира и ненасилия в интересах детей;

- поддержка гражданских инициатив в интересах детей; развитие сетей взаимодействия между однонаправленными НПО;

- развитие партнерства в интересах детей между НПО и государственными структурами, расширение взаимодействия с бизнесом и СМИ.

Работа Клуба предполагает издание собственных информационных бюллетеней в рамках программы «Юнеско - детям». Программа предусматривает регулярный выпуск Информационного листка Клуба с материалами о волгоградских новостях НПО, новых документах и программах ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ в отношении детей. Клуб проводит поиск актуальной научной информации, осуществляет собственные исследования, привлекает академическую науку для исследований в сфере детства.

Первыми позитивными результатами можно считать следующие: Клуб регулярно издает Информационный бюллетень с материалами, освещающими опыт волгоградских и российских общественных организаций, помогающих детям; активно использует такой ресурс информации, как проведение конференций, круглых столов, научно-практических семинаров.

В 2005 году по инициативе Клуба была проведена конференция «Гражданское общество - детям Волгограда», участниками которой стали более 300 человек из 35 волгоградских общественных объединений, представители администрации Волгоградской области и города Волгограда, журналисты. Итогом Конференции стало создание Коалиции Волгоградских общественных объединений, действующих в интересах детей, - «Права -детям».

Особый интерес в контексте нашего исследования представляет Программа общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» ДИМСИ «Третий сектор и СМИ».

Главной целью третьего сектора (НКО) является поддержка достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распределении материальных благ; общественный контроль за соблюдением законов. Общественные движения и объединения позитивной направленности могут стать в России мощным инструментом социального развития общества, сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Средства массовой информации - СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) в странах с развитой демократией отражают, прежде всего, интересы третьего сектора. Потенциал СМИ велик, и его использование в интересах развития третьего сектора -главная цель проекта «Третий сектор и СМИ».

Третий сектор в России не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации. Это тем более характерно для детских общественных объединений. В то же время возникшее и развивающееся в соответствии с социальным вызовом общественное движение социальных инициатив детей и молодежи нуждается в достойной поддержке средств массовой информации и всех без исключения социальных - как сила, способная реально оздоровить общественную ситуацию в психологическом и морально-нравственном планах.

Системная работа известных журналистов, писателей, издателей, редакторов СМИ, социальных работников с детьми и молодежью, имеющими склонность к журналистской работе и литературному творчеству, должна быть направлена на развитие и укрепление взаимодействия СМИ и структур зарождающегося гражданского общества, формирование демократических норм и ценностей в социальной среде, активное вовлечение журналистов и всей творческой интеллигенции в процесс воспитания юного поколения на основе фундаментальных общечеловеческих ценностей, привлечение внимания к социальным проблемам детей и молодежи и детско-молодежного общественного движения.

Цель программы: укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного движения со средствами массовой информации на федеральном, региональном и местном уровнях.

Задачи программы:

- разработка эффективного механизма подключения детей, молодежи, общественных объединений к деятельности средств массовой информации;

- формирование силами общественных объединений через средства массовой информации образа современного молодого человека, озабоченного судьбой России и мирового сообщества, пропаганда ролей и возможностей третьего сектора в построении гражданского общества в России, осуществление общественного контроля за исполнением решений законодательной, судебной и исполнительной власти всех уровней в сфере молодежной политики;

- привлечение СМИ к проблемам третьего сектора и повышение его роли в укреплении и развитии демократических структур и ценностей.

За десять лет существования в рамках общероссийских, межрегиональных и локальных программ ДИМСИ успешно апробированы различные формы взаимодействия средств массовой информации и общественного движения детских и молодежных социальных инициатив: совместное проведение акций, регулярные брифинги и пресс-конференции, подготовка рекламы и пресс-релизов, выпуск спецномеров газет и журналов, распространение информации через Интернет и т. д. За три года существования у ДИМСИ собственного печатного органа - газеты «Здравствуй, друг!» - выпущено при поддержке профессиональных журналистов 45 номеров, проведено 16 презентаций газеты, в том числе 10 -в регионах России. Опубликовано свыше 500 статей о ДИМСИ в различных общероссийских и региональных печатных изданиях.

Уникальность программы «Третий сектор и СМИ» заключается в интеграции ключевых позиций программ ДИМСИ и усилий СМИ, направленных на поддержку третьего сектора (общественного движения) в целях развития гражданского общества в России.

Эффективность информационно-методического обеспечения организаторы программы оценивают по следующим критериям и результатам:

- научное обоснование и методическое обеспечение совместной деятельности детско-молодежных общественных объединений и средств массовой информации: создание научно-методических рекомендаций по реализации программы «Третий сектор и СМИ» в общественных объединениях и государственных учреждениях; разработка проекта типового договора о сотрудничестве между общественным объединением и средствами массовой информации;

- разработка детско-молодежными общественными объединениями и СМИ локальных и региональных программ в рамках всероссийской программы ДИМСИ «Третий сектор и СМИ» с возможностью оформления заявок для участия в программах и конкурсах государственных, общественных и коммерческих объединений и учреждений, негосударственных фондов (всего 15 программ);

- создание компьютерного банка данных об участниках проекта: общественных объединениях, средствах массовой информации, а также органах государственной власти, учреждениях культуры, образования и здравоохранения, службах занятости и трудоустройства, имеющих отношение к успешной реализации проекта (всего около 1000 адресатов с краткой информацией об информационных, образовательных и коммерческих услугах структурных подразделений проекта);

- формирование через Интернет единой информационной сети участников проекта с подключением органов государственной власти и управления, общественных и религиозных объединений, организаций и учреждений, негосударственных фондов;

- поддержка независимой детско-молодежной прессы (оказание научно-методической, образовательной, информационной, юридической, экономической и другой консультационной помощи);

- образование и практическое обучение лидеров детско-молодежных средств массовой информации - детей и взрослых, организация обмена опытом с использованием лекций, практических занятий, социально-педагогической практики, психологических тренингов, деловых игр и др. по вопросам продуктивного взаимодействия общественных объединений и СМИ с сертификацией по итогам обучения и социально значимой деятельности Российской квалификационной комиссией профессионального развития и подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников России - члена Международной Федерации социальных работников;

- пропаганда волонтерского социально-педагогического движения, достижений по программе в среде молодежи и подростков;

- укрепление связи с общественностью, СМИ, представителями творческой интеллигенции, педагогами и социальными работниками, коммерческим сектором.

Данная программа успешно действует с 1998 года и рассчитана до 2008 года.

Анализ программных материалов информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков, проведенный в ходе исследования, позволил сформулировать общие тенденции, связанные с изучаемым процессом и характеризующие ведущие направления его содержания:

Полноценное осуществление государственной поддержки информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений сегодня невозможно без интеграции процессов воспитания, обучения, социального и творческого развития личности ребенка. Одна из основных задач - формирование системы педагогических условий, позволяющей удовлетворять информационные запросы любого представителя молодого поколения и тех, кто работает с детьми и подростками, детскими общественными объединениями. Решение вопросов гражданского и патриотического воспитания, организации международных молодежных обменов, реализации программ поддержки молодежного научного и художественного творчества, формирования банков данных, проведения мониторингов положения детей и подростков невозможно без современного информационно-методического обеспечения.

Многие государственные ведомства и общественные объединения не всегда достаточно скоординировано участвуют в осуществлении информационного обеспечения общественной деятельности детей и подростков. Одна из основных причин такого положения - информационная разобщенность не только представителей государственных и общественных структур, но и государственных ведомств, разные критерии и показатели эффективности их деятельности.

Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (т. н. информационный потенциал) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Такое распределение соответствует концентрации основных научных и информационных центров России и не учитывает потребностей населения и органов управления.

В целях интеграции информационных ресурсов, выравнивания информационного потенциала в регионах России с нашим участием был разработан проект Концепции информационного обеспечения молодежи и формирования единого молодежного информационного пространства Российской Федерации, сформулирован комплекс мер по ее реализации. Концепцию предлагается рассматривать как совокупность идей, подходов к процессу информатизации молодежи Российской Федерации, удовлетворения ее информационных запросов, как систему мер, позволяющую качественно повысить уровень информационно-технического и информационно-аналитического обеспечения общественной деятельности подрастающего поколения.

В разработке проекта Концепции принимали участие специалисты Департамента по молодежной политике Минобрнауки России, управления по информационной политике Минсвязи России, информационно-аналитического управления МПТР России, Минпромнауки России, Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы Российской Федерации, Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, региональных молодежных информационно-аналитических центров, Института информатизации образования Минобрнауки России, а также специалисты молодежных общественных объединений и средств массовой информации. Таким образом, речь идет о реализации межведомственного и межсекторного подходов к решению проблем детей, подростков и молодежи, удовлетворению запросов молодежи и поддержке ее инициатив.

В основу Концепции были положены актуальные проблемы информационно-методического обеспечения и передовой опыт, существующий в рамках Российской Федерации. Остановимся на нем более подробно.

В условиях возрастания роли средств массовой информации в формировании общественного мнения, развитии воспитательных, образовательных функций, возможностей прессы, телерадиовещания возникает потребность в специальном изучении информационной среды, которую создали современные средства массовой информации для молодежи, социальных последствий их деятельности. Отсутствие мониторинга не позволяет оптимально выделить приоритеты вещателей в целях создания социально ориентированного телерадиовещания для молодежи.

Действующее законодательство в сфере средства массовой информации недостаточно регулирует вопросы информационной безопасности, защиты морального, нравственного, умственного и физического развития молодежи и несовершеннолетних на страницах прессы, в передачах телевидения и радио, в Интернете. В практике ощущается острая необходимость в регулировании времени транслирования таких программ, запрете показа телепрограмм, способных нанести вред воспитанию и развитию подрастающего поколения.

Авторы Концепции отмечают недостаточную степень информированности редакций периодических изданий, телерадиокомпаний о мерах, предпринимаемых на федеральном и региональном уровне по решению актуальных проблем общественной деятельности детей и юношества. Решению данной проблемы могла бы способствовать координация работы пресс-служб министерств, ведомств, общественных организаций, участвующих в реализации предлагаемой Концепции.

Регулярное взаимодействие общественных объединений и СМИ в регионах Российской Федерации осуществляется по-разному.

В большинстве регионов Российской Федерации (Волгоградская, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области, гг. Москва, Санкт-Петербург, Удмуртская, Чувашская Республики) в региональных печатных и электронных СМИ регулярно издаются детские и молодежные приложения (страницы, полосы, передачи), публикуются пресс-релизы, проводятся пресс-конференции. В ряде регионов Российской Федерации (Вологодская, Калужская, Костромская, Курская, Магаданская, Самарская области, Республики Дагестан, Татарстан, Чувашская Республика) издаются специализированные детские и молодежные печатные и электронные издания. В ряде регионов России соучредителями подобных изданий выступают детские и молодежные общественные объединения (Вологодская, Курская, Липецкая, Оренбургская области). Для реализации вышеперечисленных задач в регионах Российской Федерации создается молодежная корреспондентская сеть в региональных СМИ (Вологодская область), формируется система регулярных печатных и электронных молодежных изданий на муниципальном уровне (г. Санкт-Петербург), практикуется поддержка таких изданий в образовательных учреждениях (Магаданская область).

Особой приметой сегодняшнего дня является стремительное освоение ресурсов сети Интернет и использование ее возможностей для взаимного информирования молодежи и общества (Самарская область, Чувашская Республика).

В большинстве регионов Российской Федерации на телевизионных и радиоканалах имеются как отдельные молодежные передачи, так и специализированные программы, студии, например, учебная студия детского телевидения при Калужском областном информационном центре; «Сироп», «Такая фишка» - на Магаданском телевидении; авторское молодежное телевидение в Оренбургской области; молодежный радиоканал в Республике Дагестан; молодежный спортивный и музыкальный телеканал в Самарской области; телепередача «Студент ОПППЕ» в г. Санкт-Петербурге). Нередко возможности телевидения используются для социальной рекламы - так, в Костромской и Самарской областях под эгидой органов по делам молодежи создаются социальные рекламные ролики (по поддержке молодых инвалидов, молодых семей).

Для полноценного информационного обеспечения в регионах России создаются информационно-аналитические пресс-центры как на региональном, так и на муниципальном уровнях - в г. Москве наряду с Московским молодежным пресс-центром аналогичные структуры имеются в округах; в Белгородской и Самарской областях молодежные пресс-центры и информационные агентства действуют в районах. Содействуют наиболее полному информационному обеспечению молодежи и общества общественные Ассоциации детской и юношеской прессы (Архангельская, Вологодская, Пензенская области), создаваемые общественными объединениями пресс-центры (в Белгородской области - пресс-центр областного Союза студентов).

Обобщение и пропаганда опыта СМИ по наиболее информационному обеспечению молодежи и общества в регионах Российской Федерации осуществляется посредством организации и проведения региональных конкурсов на лучшую публикацию на страницах печати и телерадиопрограмму, освещающую проблемы детей и молодежи, детских общественных объединений (Калужская, Оренбургская, Орловская области, Республика Дагестан, Чувашия). Подобные конкурсы, а также фестивали детской, юношеской и молодежной прессы («Голос моря» в Архангельской области, «СМИ в третьем тысячелетии» в Костромской области, «Алтын калэм» («Золотое перо») в Республике Татарстан) являются стимулом не только дальнейшего развития взаимодействия СМИ и общественных объединений, но и поиска, отбора и профессионализации кадров молодых журналистов. В этих целях в Костромской области организуется летний специализированный лагерь «Телецентр» для молодежи и подростков -юных журналистов. В Чувашской республике в рамках конкурсов и фестивалей юных журналистов существует номинация «Молодежный Интернет-сайт Чувашии». Таким образом, Концепция определяет круг приоритетных задач по развитию социального и творческого потенциала молодых журналистов.

В тоже время поддержка проектов детских общественных объединений, связанных с информационным обеспечением интересов детей и подростков на федеральном уровне, в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России», программы «Электронная Россия» до сих пор не дает реальных результатов. Во многом это связано с объективными, техническими проблемами - трудностями формирования каналов связи на больших территориях и т.д. Формирование единой системы информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений без финансовой, технической и организационной поддержки на уровне регионов и конкретных муниципальных образований, деятельность которых охватывает достаточно значительные территории, где развертывание сети информационных услуг для молодежи требует гораздо больших затрат, чем это могут позволить себе общественные объединения, работающие с детьми и молодежью.

Во многом эффективность общественной деятельности детей и подростков определяется ее адекватным освещением в СМИ, особенно ориентированным на молодежь, учащихся, студентов. Содержание информационно-методического обеспечения в большей степени определяют СМИ, особенно электронные. В то же время в сфере общественной деятельности детей и молодежи ощущаются потребности в профессиональных кадрах и в профессиональных СМИ общероссийского масштаба. Особую роль в информационном взаимодействии субъектов процесса обеспечения играют современные информационные технологии. Неслучайно в проекте федеральной целевой программы «Молодежь России» (2006-2010 годы) развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе современных технологий и компьютерных сетей названы приоритетными направлениями. Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: В настоящее время существует несколько источников информации о деятельности детских общественных объединений. Имеющиеся публикации в средствах массовой информации большей частью выполняют функцию привлечения внимания государственных структур, образовательных учреждений к фактам общественной активности детей и подростков, зачастую требуя немедленной реакции на изложенные материалы. Несомненно, это важная задача, однако проблема информирования социума не может и не должна сводиться к отдельным случаям общественной практики детей и подростков. Основываясь на прецедентах, невозможно получить целостную картину информационно-методического обеспечения в целом.

Одним из основных источников информации о деятельности детских общественных объединений являются тексты нормативных материалов. Они обладают разной степенью доступности. Среди международных документов наиболее доступна Конвенция о правах ребенка, различные ее адаптации и комментарии, поиск остальных международных документов весьма затруднен.

Российские законы представляют собой фактические источники для всех категорий населения. Доступ к региональным нормативным документам, регулирующим общественную деятельность детей и подростков, в значительной степени затруднен. Познакомиться с ними можно только изучая публикации в местной прессе. Также осложнена процедура поиска правовых актов образовательных учреждений, несмотря на существующую необходимость регулярного информирования родителей, учащихся, педагогов об их праве на объединение со сверстниками. Еще одним источником является рекламные и информационные материалы, которые доступны, но выполняют в большей степени просветительскую функцию для различных возрастных групп детей и подростков, родителей, педагогов. Авторами их являются различные детские и молодежные общественные объединения. Также источником информации выступают материалы отдельных социологических исследований об общественной активности подрастающего поколения. В последнее время результаты таких исследований публикуются в СМИ. Однако их крайне мало и информация о них явно недостаточна. В широкомасштабных исследованиях о деятельности детских общественных объединений вопросы информационно-методического обеспечения в той или иной мере затрагиваются, но они представлены в контексте решения конкретных исследовательских задач. Эту группу источников информации можно рассматривать как источник формирования общественного мнения.

Обращаются к ним чаще всего специалисты-исследователи, так как материалы публикуются в специальных и научных изданиях. Еще одним источником информации служит Интернет, в котором содержится широкий спектр нормативных и информационных материалов, существуют несколько сайтов, целиком или частично посвященных исследуемой проблеме. Однако этот источник информации нельзя считать распространенным для практиков ни по качеству, ни по номенклатуре необходимой информации.

Ни один из вышеперечисленных источников не ставит своей задачей систематизацию информации об общественной деятельности детей и подростков, распространение информации с целью принятия конкретных управленческих решений, не дает возможности прогнозировать ситуацию, влиять на развитие информационно-методического обеспечения, не позволяет оценить эффективность передового и массового опыта, связанного с решением вопросов по улучшению ситуации ни на основе динамики развития ситуации, ни на основе межсистемного сравнения. Для оценки эффективности системы информационно-методического обеспечения нам потребовалось прогнозирование ожидаемых результатов ее внедрения в широкую педагогическую практику.

Для достижения ожидаемых результатов, как показала опытно-экспериментальная работа, необходима разработка постоянно действующих информационных источников, межведомственных информационных программ, основными функциями которых являются: гуманистическая, познавательная, защитная, регулятивная, прогностическая, и касаются они эффективности изучаемого нами процесса.

Повышение уровня информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений через внедрение в практику вариативных программ, содержащих обязательные информационные, познавательные, деятельностные компоненты, приведет к позитивным изменениям в решении рассматриваемой проблемы.

Следовательно, на основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что сущность процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений заключается в интеграции процессов воспитания, обучения, социального и творческого развития личности.

Принципиальной особенностью изучаемого процесса является его направленность не столько на приобретение детьми и подростками знаний и способов работы с различными источниками информации, сколько на развитие личностно-значимых качеств, которые могли бы служить залогом приобретения ими необходимых знаний или способов деятельности в различных жизненных ситуациях.

 

АВТОР: Хомутова К.В.