01.03.2012 25431

Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования

 

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

- исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья обучающихся;

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Однако педагогическая наука и практика остро нуждается в интеграционно-методических и концептуальных исследованиях проблемы формирования культуры здорового образа жизни. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.

Отчасти это связано с тем, что данный вопрос раскрывается с позиции более высокого уровня теории культуры. В литературе же присутствуют зачастую противоречивые взгляды на культуру. «Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а так же результаты, представляющие ценность, как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель. В своем исследовании мы используем следующее понятие культуры. «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: поведение, восприятие, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди совершенно по разному отражают действительность. Но самое, пожалуй, главное то, что один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разные периоды жизни реагирует совершенно по-разному Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

Проводивший исторический анализ сущности «здоровье» И.Г. Сигерист писал (1945): «По многочисленным высказываниям древних мыслителей и врачей, да и, в конечном счете, по современным воззрениям, здоровье - есть состояние совершенного равновесия. Когда силы (динамики) или жидкости, или что-либо еще, составляющее человеческое тело, находятся в состоянии полного равновесия - человек здоров. Нарушение этого баланса приводят к болезни. Именно это является наилучшим из имеющихся общих объяснений. Мыслит ли медицина в терминах жидкостей, жизненных сил или физики и химии - имеет небольшое значение. Здоровье представляется состоянием совершенного баланса».

Но в результате важнейших медико-биологических открытий, развития философских и психологических наук в веке произошло значительное переосмысление этой категории. Оно трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе социальном, нежели биологическом. Ведь человек как существо сугубо социальное не может не зависеть от множества социальных факторов: уровня экономического развития, политической ситуации, культурного и духовного состояния, стремления человека к познанию и творчеству. Оно обогатилось понятием «благополучие». Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Однако, по мнению А.Р. Пассмора, Э.Л. Эрде, Дж. Коппестона это определение, безусловно, обладает рядом недостатков: наделено вполне очевидной абстракцией, не отражает всех возможных состояний человека и отсутствует критерий количественного измерения.

И все же состояние благополучия - гармоничное сочетание физической, социальной, психической, духовной составляющей жизни - оказывает самое существенное влияние на здоровье и полноценность жизни человека. Выдающийся отечественный мыслитель конца XVI- начала XVII в. Феофан Прокопович писал «... состоит человек из души и тела, чтоб быть счастливому, надобно ему иметь в обоих хорошее состояние. А потому, во-первых, должен он быть и разумом превосходен и волею непорочен, и здравием одарен телесным, по именем которого расположение и красоту разуметь должно».

На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:

- гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын):

- процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);

- как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р.М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);

- целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина).

В педагогике существует свое определение понятия «здоровье». В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред.

Где духовный компонент определяется личностным уровнем, строящимся на основе целей и ценностей жизни, нравственной ориентацией, менталитетом по отношению к себе, природе и обществу личности. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психологический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности и эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации личности в обществе, сформированностью значимых для полноценной и долговременной активности в социуме качеств личности. Рассматривая взаимосвязь этих компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития можно проследить изменчивость их взаимовлияний и иерархии уровней здоровья. Таким образом, в основе формирования и обучения навыкам здорового образа жизни лежат учет указанных выше взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития.

Вернемся к определению понятия «здоровый образ жизни». Можно выделить наиболее полные определения данного понятия:

- здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;

- здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;

- здоровый образ жизни - социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь;

- здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально-психологической ситуаций.

В нашем исследовании за основу взято выведенное Г. М. Соловьевым определение понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни определяется им как часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в результате воспитания, образования, самовоспитания. На формирование мировоззрения как системы знаний и усвоенных культурных ценностей и направлена воспитательная и образовательная деятельность учреждений системы образования.

При разработке и внедрения здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих педагогических технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни педагогика столкнулась с рядом проблем, вызывающих разногласия. Одной, из которых является особенность влияния факторов окружающей среды на детский организм. В изучении вопросов влияния факторов окружающей среды на детский организм обозначилась очевидная значимость объединения сил ученых медицинских, педагогических, психолого-социальных наук. Так как существует два основополагающих момента, отличающих детское население от взрослого:

- сложность взаимоотношений факторов окружающей среды антропогенного и природного происхождения с детским организмом заключается в том, что механизмы адаптации, заложенные природой еще до рождения, крайне несовершенны. Поэтому детский организм крайне неустойчив и ранним к воздействию факторов окружающей среды различного происхождения;

- социальное положение, характеризующееся интенсивным процессом целенаправленного обучения и длительное пребывание в условиях образовательного учреждения.

Многофакторность и чрезвычайное многообразие окружающей среды ребенка (Ю.П. Лисицин, Г.Г. Щербаков и др.) требуют классифицирования данного множества по наиболее общим признакам и значимости с целью оптимизации влияния факторов в повседневной работе с детьми.

Рассмотрим каждый из представленных в схеме факторов окружающей среды, влияющих на детский организм.

Образ жизни ребенка есть не что иное, как некий способ интеграции потребностей и соответствующим им формам деятельности. Структура образа жизни выражается в отношениях субординации и координации между разными видами деятельности. Это выражается в распределении временного бюджета между видами жизнедеятельности, предпочтении определенным видам работ и отдыха. Обладая определенной автономностью и мировоззрением, личность ребенка формирует свой образ действий и мышления. Жизнедеятельность ребенка характеризуется частичной неупорядоченности и хаотичной организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание (старший школьный возраст), недостаточная двигательная активность, малое по времени пребывание на свежем воздухе, злоупотребление курением, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Это является следствием не совершенности развития мотивационной сферы, ценностной ориентации и социальных установок. Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Функционирование организма подвержено ритмическим изменениям, что требует четкого распределения видов деятельности: сон, прием пищи, учебная деятельность, трудовая деятельность, занятия спортом, прогулки и т.д. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек, опасных для здоровья ребенка. Каким образом составлен режим дня ребенка, как соблюдается режим дня и конечно личное отношение ребенка к соблюдению режима дня, во многом определяет заинтересованность ребенка в организации здорового образа жизни.

Вторым фактором, влияющим на здоровье ребенка, является наследственность, определяющая популяционное здоровье людей. Патогенная значимость этой группы факторов составляет 20 % (Лупундин). Этот фактор приобрел в настоящее время достаточно большой удельный вес, в связи с расширение круга заболевание генного характера, обусловленных:

- интенсификацией использования природных ресурсов, переработка которых обусловила скопление колоссального количества отходов, вредных для здоровья человечества. Появление соединений искусственного синтеза, к которым человек и весь животный и растительный мир не адаптированы в процессе эволюции;

- расширением круга вредных привычек: курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания.

Уровень здоровья человека зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности и влияния факторов внешней (природной и социальной) среды. Согласно современным представлениям, большую роль в формировании адаптивных механизмов с учетом генетических особенностей, определяющих способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов (примерно на 50%) играет период раннего развития - 5-8 лет. Поэтому так остро стоит проблема формирования у ребенка навыков и умений в проведении мероприятий, направленных на укрепление здоровья и подавления агрессивности поврежденных генов, наследуемых от родителей.

Третьим фактором, влияющим на здоровье ребенка, является экологический фактор. В настоящее время накоплен достаточно большой научный материал, доказывающий воздействие факторов окружающей среды (климат, погода, электромагнитные излучения, экологическая обстановка) на здоровье человека (в том числе и на детей), который необходимо использовать и учитывать в работе с детьми. Влияние на здоровье как непосредственно экологических факторов, так и тех, которые опосредованно воздействуют через экологию.

С древних времен известно о многообразии влияния климата на здоровье человека. Климат характеризуется определенным сочетанием метеорологических факторов - интенсивность солнечной радиации, электрическим состоянием атмосферы, влажностью, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, наличием осадков. Как совокупность метеорологических, географических и ландшафтных условий данной местности, климат оказывают непосредственное влияние. И обусловлено оно, прежде всего, воздействием на условия теплообмена человека со средой - на кровообращение, кровоснабжение кожных покровов дыхательную систему, потоотделение.

Объемы экологического неблагополучия приобрели такие масштабы, что становятся определяющими в перспективах выживания всего живого на земле (ВОЗ). Загрязнения, относящиеся к факторам малой интенсивности (концентрация вредных веществ в организме), не вызывающие острого расстройства здоровья, нарушают природную гармонию функционирования, являясь причиной формирования хронических заболеваний. Причинно-следственную цепь этой патологии можно представить так: факторы агрессии^ нарушение обмена веществ развитие аутоксикации срыв адаптации^ появление признаков клинической патологии. В отдельных регионах нашей страны, где объемы загрязнения окружающей среды составляет 5-10 ПДК (предельно допустимое количество), экопатологическая заболеваемость приобрела форму эпидемий. Так в нашем регионе число проб, превышающих ПДК находиться на уровне 3,2%, а проб, превышающих пятикратный уровень ПДК увеличилось по сравнению с 1997 годом в 10 раз.

На основании многочисленных исследований (Л.А. Матвеева, А.А. Машин, Л.Н. Морозова и др.) о взаимосвязи здоровья детского населения и загрязнения окружающей среды можно сделать выводы:

- рост иммуннозависимых заболеваний и условной патологии;

- значительное увеличение уровня заболеваемости детей респираторными заболеваниями в эколого - неблагополучных регионах;

- увеличение процента неврологической патологии;

- значительную долю заболеваний составляют заболевания органов дыхания.

Четвертой группой факторов, влияющих на здоровье детского населения являются факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу факторов образуют: учебно-воспитательная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум).

Из наиболее опасных факторов, формирующихся в условиях учебно-воспитательного учреждения и воздействующих на детский организм от 4-х до 10 часов в сутки, можно выделить:

- гигиенические факторы: запыленность воздушной среды образовательного учреждения, несоответствие мебели гигиеническим нормам, недостаточная освещенность рабочих мест, нарушение систем водоснабжения и отопления учебных помещений, несоответствие калорийности и полноты вложения в рацион школьного питания и др.;

- учебно-организационные факторы: превышение максимально допустимой нагрузки в режиме учебного процесса, организационно-педагогические условия проведения занятий;

- психолого-педагогические факторы: психологический климат в классах и в школе в целом, личностные, психологические особенности учителей и характер их эмоциальных проявлений, профессиональная подготовленность учителя и др.

Отклонения от санитарных норм и правил, разработанных гигиенической наукой приводят к формированию школьной среды, на которую организм ребенка, учитывая его лабильность, морфологическое и функциональное несовершенство, отвечает развитием нарушений в состоянии здоровья, экзогенного характера. На основании многочисленных исследований в этой области в нашей стране сформировалась определенная ранжировка заболеваний школьников, вызванных особенностями учебно-воспитательного учреждения, в зависимости от возраста детей:

- у младших школьников (7-10 лет) преобладают заболевания органов дыхания, нарушение осанки;

- у средних школьников (10-14 лет) преобладают заболевания органов зрения, лор-заболевания, заболевания нервной системы;

- у старших школьников (15-17 лет) - заболевания органов зрения (за счет миопии), нервной системы и органов чувств (за счет психических расстройств); нарушение осанки.

Рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений и хронических заболеваний основных систем организма у учащихся начальной школы и старших классов можно представить следующей диаграммой.

Прогрессировать заболеваний с возрастом идет за счет болезней органов зрения и слуха, сердечно - сосудистой и эндокринных систем организма. Следует отметить, что данное распределение видов заболеваемости имеет свои специфические изменения или дополнения в каждом регионе России, связанные с социально-экономической и экологической ситуацией в регионах. Общим для всех регионов является ситуация значительного роста за время обучения в школе детей с близорукостью в 5 раз, нарушением опорно-двигательного аппарата в 1,5 раза, с аллергическими заболеваниями в 3 раза, с заболеваниями крови в 2,5 раза, с нервными заболеваниями в 2 раза. Подытоживая приведенные результаты исследования состояния здоровья школьников можно сделать заключение: « Среди школьников здоровыми могут считаться лишь 10 % выпускников школ, морфофункциональные отклонения имеют 50 %, хроническую патологию - 40%» (Государственный доклад «О санитарно-эпидимиологической обстановке в Российской Федерации» за 1995-1998 годы).

Ближайшим окружением ребенка является семья. Как уникальное социальное образование, семья имеет определенные социальные функции: генеративную (воспроизводство людей), рекреативную (взаимопомощь различного рода, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелитологическую, экономическую и главную - первичная социализация ребенка. Происходящие в семье на современном этапе изменения (В.В. Бобров, В.Н. Гуров, А.М. Полеев, Ю.П. Прокопенко, З.Я. Янкова и др.): преобладание семей нуклеарного типа, развитие кризисных явлений в семье, коренные изменения в сфере экономической функции, смена эмоционально - психологических проявлений, увеличение числа неполных семей, негативно сказываются на процессе нормальной социализации и развития личности ребенка. Тем самым вызывают у детей явления психастении, депрессии, подозрительности и другие заболевания нервной системы. Так же снижение качества и содержания семейного воспитания порождают уменьшение объема знаний и умений детей по вопросам гигиены, санологии, организации свободного времени, что проявляется в неправильном питании, адинамии (малоподвижность), игнорировании использования систем закаливания, злоупотребление лекарственными средствами, отсутствие индивидуально подобранного режима дня, неразборчивость в выборе круга общения и т.д. Что приводит к приобретению вредных привычек, к росту заболеваний простудного и вирусного характера, заболеваний желудочно-кишечного тракта и появления дисграмонии физического развития.

Второй проблемой, тормозящей активное внедрение здоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений является недостаточная разработанность вопроса о структуре культуры здорового образа жизни. Несмотря на, кажущуюся простоту этого вопроса в педагогической практике до сих пор нет однозначности в понимании и определении структуры культуры здорового образа жизни. Например, исследователи, работающие в системе дошкольного образования склонны определять ее следующим образом. Где в понятие «культура здоровья» входит «осознание ребенком себя как часть природы и понимание своей уникальности, выполнение определенных правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы « Человек - природа». Культура телосложения включает понимание ребенком красоты человеческого тела, его целостности, гармоничности, наличие у него двигательных способов, создающих формы тела, поддерживающих их в состоянии достаточно высокого эмоционального тонуса и корректирующих точность, выразительность, ловкость движений.... Двигательная культура - это умение воспринимать движения как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел: наличие правильной осанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использование его для предупреждения заболеваний».

В нашем исследовании процесса формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждения дополнительного образования средствами физической культуры мы склонны определять культуру здорового образа жизни как совокупность значимых для формирования мировоззрения в области здорового образа жизни элементов личной физической культуры, гигиенической культуры, культуры межличностных отношений, культуры психофизической регуляции. Многообразие в определении понятий: «физическая культура личности», «культура психофизической регуляции», «психическое здоровье» осложняет выделение необходимых нам компонентов.

В современный период сложность феномена физической культуры личности определяет различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Наиболее «плодотворными» подходами являются подходы связывающие физическую культуру личности:

- с деятельностью, направленной на физическое совершенствование (Зеленов Л.А., Лебедев Ю.А.);

- с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;

- с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений;

- с формами ее организации - физическим воспитанием, физической рекреацией, спортом;

- с сознательной организацией и управлением жизнедеятельность человека и так далее.

Взяв за основу понимание природной и социальной детерминации личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков) и исследовав имеющиеся представления на физическую культуру личности (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.И. Столаров, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич и др.) Г. М. Соловьев дал следующее определение:

«Физическая культура личности - это социально-детерминированная область физической культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем социальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье». Ее основные составляющие представлены в следующей конструкции. В своей работе мы основываемся именно на этом подходе к определению понятия «физическая культура личности».

Таким образом, элементам личной физической культуры, входящими в понятие культуры здорового образа жизни, в нашем исследовании являются: Знания в области:

- влияния физических упражнений на основные системы организма;

- проведения и организации самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием;

- гигиена самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- гигиена труда и отдыха, организация сна, режим питания, личная гигиена.

Умения и навыки:

- в организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки в течении учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия;

- в организации и проведении физкультурных мероприятий, досугового и развлекательного характера: подвижные игры на свежем воздухе, народные игры;

Мотивационно-ценностные ориентации:

- потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;

- отношение к своему здоровью как к ценности.

Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, которые реализуются индивидуумом в различных видах общении:

- умение правильно воспринимать окружающих людей;

- умение применять адекватный стиль и тон общения;

- потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении;

- наличие социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам других людей;

- образность и правильность речи;

- умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях, выбирать адекватные способы сотрудничества.

Формирование этих элементов культуры межличностного общения в системе воспитания и формирования культуры здорового образа жизни позволит ребенку избежать в жизни конфликтных и стрессовых ситуаций связанных с деловым и эмоциональным общением, которые в свою очередь могут вызвать психосоматические расстройства. Ведь психологическое здоровье ребенка оказывает огромное влияние и на его физическое здоровье.

Исследования в области детской психологии большое значение отводят культуре психофизической регуляции. Анализ результатов исследований, посвященных возникновению и течению заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на преодоление возникшей проблемы. Мышечная деятельность тесно связанна с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние тревоги и взволнованности выражается в напряженности мышц, а их расслабление служит внешнем показателем положительных эмоций, общего покоя. Отсюда, систематическое чередование сменяющих друг друга фаз «расслабление - напряжение» есть не что иное, как использование физиологических механизмов для тренировки основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Наиболее доступными способами такой тренировки являются регулярная физическая нагрузка и психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. Таким образом, основными знаниями и умениями, которыми должен обладать ребенок, ведущий здоровый образ жизни являются:

- навыки в проведении психогигиенической гимнастики;

- навыки в проведении аутогенной тренировки, основанной на активном самоубеждении на фоне полного или частичного мышечного расслабления;

- знание основных правил дыхательной гимнастики: полное дыхание, попеременное дыхание, успокаивающее дыхание.

 

АВТОР: Рихтер О.В.