01.03.2012 15573

Программа физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования

 

Разработка и внедрение физкультурно-оздоровительных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни детей в условиях образовательного учреждения невозможна без соблюдения следующих условий:

- образовательная деятельность должна осуществляться на основе программ, реализующих интегративный подход к обучению, предусматривающий взаимосвязь различных областей науки (педагогики, медицины, психологии) и культуры;

- программы физкультурно-оздоровительной направленности должны предусматривать активное участие родителей воспитанников в учебно-воспитательном процессе и специалистов по валеологии, санологии, психологии.

Анализ отечественной педагогической литературы, посвященной вопросам реализации физкультурно-оздоровительных программ, указывает на то, что огромную возможность в решении данной проблемы в инфраструктуре образовательного пространства имеют учреждения дополнительного образования.

Во-первых, уникальные по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности учреждения дополнительного образования имеют наибольший удельный вес в организации образовательной деятельности в сфере свободного времени детей, которая основана на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей. В сравнении с общеобразовательными учреждениями, обладающими жесткой регламентацией целей, содержанием и условиями образовательной деятельности, система дополнительного образования отличается высокой степенью свободы выбора, разнообразием объектов выбора, возможностью выбора темпов и режимов образовательной деятельности для ребенка.

Многообразие видов учреждений дополнительного образования, ведущих образовательную деятельность физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной направленности, а так же развивающаяся инфраструктура дополнительного образования общеобразовательных школ и попытки интеграции данных видов образовательных учреждений в единое образовательное пространство, позволяют более полно подойти к вопросу создания системы деятельности по формированию культуры здорового образа жизни детей средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Во-вторых, сформированная на базе сети внешкольных учреждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992год) система дополнительного образования имеет их кадровый и программно-методический потенциал, традиции и опыт воспитательной работы с подрастающим поколением, налаженную систему связи с различными социальными институтами.

Берущая свое начало в 30-40 годы прошлого столетия государственная и общественная система внешкольной работы, выполняя задачи «содействия воспитанию здорового, физически сильного, идейно и морально стойкого молодого поколения» развивала сеть физкультурно-спортивных детских объединений. Это и спортивные секции в составе Домов и Дворцов пионеров, культуры, клубов, детских парков. Это и профильные спортивные детско-юношеские школы, спортивные лагеря.

Наработанный опыт деятельности данных детских объединений, созданная база программно - методических материалов, материально - техническая база физкультурно-спортивной работы послужила точкой опоры для развития физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности современных учреждениях дополнительного образования. Наибольшую ценность представляют:

- система подготовки спортсмена, которая включала в себя четыре этапа. Первый этап - предварительная спортивная подготовка, второй - начальная спортивная специализация, третий - углубленная спортивная специализация, четвертый - совершенствование спортивного мастерства.

- система отбора детей. Параметрами, по которым с достаточной достоверностью предсказывались спортивные успехи ребенка, являлись: длина тела, физическое развитие, психологические особенности личности. Например, для определения задатков к занятиям циклическими видами спорта устанавливался исходный уровень выносливости, темп прироста физической работоспособности.

- система комплектования детских групп. Весь контингент учащихся спортивных школ делился на группы начальной подготовки (кроме Школ высшего спортивного мастерства), учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования, группы высшего спортивного мастерства (только в ШВСМ). Переход из одной группы в другую определялся сроком обучения, приемными и выпускными нормативами.

Дифференциация спорта (Л.П.Матвеев, 1999) выразилась на сегодняшний день в появлении своеобразных подразделов общедоступного спорта и спорта высших достижений. Полученная многогранность современного спорта позволила удовлетворить любые современные образовательные запросы населения в сфере физической культуры и спорта.

В-третьих, представляя собой, персонализированный компонент общего и профессионального образования, находящееся вне рамок образовательных стандартов дополнительное образование обладает более мобильной, вариативной, системой обучения, воспитания и развития. Данным учреждениям проще сориентироваться в потоке новшеств в педагогической науке, внести изменения в образовательные программы, открыть деятельность новых направлений, учитывая социальные заказы и реальные образовательные запросы воспитанников, их родителей. Это в полной мере относится и к системе физического воспитания и образования в данных учреждениях. Но, столкнувшись с проблемами ухудшения демографических показателей страны, ухудшения состояния здоровья детей за период обучения в образовательных учреждениях, расширения и ужесточения требований общества к образовательным учреждениям, связанных с подготовкой жизнеспособного и социально активного молодого поколения, система учреждений дополнительного образования вынуждена переориентировать направление деятельности с физкультурно-спортивного на физкультурно - оздоровительную. Широко используя инновационную, экспериментальную деятельность современные учреждения пытаются создать новую концепцию физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни с учетом региональных экономических, национально-культурных, демографических и политических особенностей развития общества.

учреждениям дополнительного образования помогло развитие и совершенствование нормативно-правовой базы:

- Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы (приказ Минобразования России от 18 октября 1999года №574). В которой целью дополнительного образования определено развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

- Концепция модернизации российской системы образования (заседание Госсовета Российской Федерации от 29 августа 2001 года). В которой определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы. В которой одним из основных ценностных приоритетов системы дополнительного образования определено воспитание культуры здорового образа жизни. В рамках реализации данной программы были приняты постановления Правительства Российской Федерации:

- «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» (приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002г. №2715). Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания выделены:

- создание в образовательных учреждениях... условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;

- формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.

- « Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (приказ Минобразования Российской Федерации от 15 марта 2002года №867).

Все это позволило выработать концепцию развития физической культуры в системе дополнительного образования детей. Целью, которой, является повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, улучшение физической подготовленности и физического развития детей и молодежи, подготовка спортивного резерва страны. Основными направлениями деятельности являются:

- создание организационно-управленческих, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей, в том числе и инвалидов, в регулярные занятия физической культурой;

- обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой детей и учащейся молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Необходимым условием реализации новой концепции развития физической культуры в условиях учреждений дополнительного образования является разработка и реализация вариативных и дифференцированных программ по оздоровлению подрастающего поколения. На сегодняшний день сушествует множество программ обучения здоровью детей, молодежи, взрослых, но не все из них отвечают элементарным требованиям к содержанию образовательных программ. Одним из часто встречающихся недостатков таких программ является информационная перегруженность, не учитывающая факта последующего практического использования полученных знаний обучающимися. Типовой программой для разработки физкультурно-оздоровительных программ с целью формирования культуры здорового образа жизни явилась междисциплинарная программа «Здоровье», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для средних образовательных учреждений. Программа разработана группой авторов под руководством доктора медицинских наук, профессора В.Н. Касаткина. Представленные, в предложенной к обсуждению и апробации программе, элементы содержания и требования к желательному уровню усвоения содержания раскрыты для трех возрастных групп: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Каждая возрастная программа содержит 7 разделов. Так же данная программа содержит психологические рекомендации по усвоению программы, элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе.

Так же разработанной специалистами и апробированной на практике программой, содержащей раздел обучения здоровью, является «Основы безопасности и жизнедеятельности». Содержание данного курса включает теорию и практику здорового образа жизни, а именно:

5-9 классы

- основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (18 часов);

- факторы, разрушающие здоровье (4 часа);

- охрана репродуктивного здоровья подростков (6 часов). 10 классы

- здоровый образ жизни и его составляющие (3 часа);

- биологические ритмы и работоспособность человека (3 часа);

- значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека (2 часа);

- вредные привычки, их влияние на здоровье и их профилактика (3 часа).

11 класс

- правила личной гигиены и здоровье (1 час);

- нравственность и здоровье (1 час);

- болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики (1 час);

- СПИД и его профилактика (1 час);

- Семья в современном обществе и законодательство о семье (1 час).

Но, несмотря на разработанное учебно-методическое сопровождение программы, наличие поддержке данной предметной области на федеральном уровне, данная программа «дискредитировала» себя в глазах учащихся и уделяет недостаточно внимания вопросам формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Большой интерес для практиков физкультурно-оздоровительной работы с детьми в целях формирования культуры здорового образа жизни представляет ряд физкультурно-оздоровительных образовательных проектов: «СпАрт», «Олимп». Концепция спортивно-оздоровительного образовательного проекта «Олимп», разработанного в 1997 году, «устремлена, прежде всего, к активизации различных форм двигательной активности - от спонтанных, неорганизованных игр до регулярно выполняемого минимума физических упражнений. Занятия должны иметь не столько спортивную, сколько восстановительную и оздоровительную направленность» и направлена на реализацию философии здорового образа жизни. Проектом предусмотрены следующие направления занятий: детский и юношеский спорт, занятия спортом в свободное время, физическая культура на производстве, занятия физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте, спорт для инвалидов. Нормативная база данного проекта - олимпийский зачет - является обобщением и синтезом практики комплекса ГТО и его зарубежных аналогов, таких как «Еврофит» и включает в себя: 1. Бег на 1 стадий (192м 27см).

- Бег на 1000м.

- подтягивание на перекладине (хватом сверху) для юношей и удержание тела в положении виса на согнутых руках для девушек.

- Поднимание и опускание туловища.

- Прыжок в длину с места.

Выполнение комплекса гигиенической гимнастики или лечебной физкультуры.

Однако описанный проект нашел свое применение пока лишь в школах Москвы.

Разработанный группой ученых и практических работников физической культуры под руководством профессора РГАФК В.И. Солярова, проект «СпАрт» своей целью имеет гуманизацию современного спорта, ориентированного на разностороннее и гармоничное развитие человека, и его интеграции с искусством. «Спартанская» программа предусматривает целый комплекс форм и методов культурно-спортивной работы: «Спартанские Игры», «Спартанская семья» и др. Двумя взаимодополняющими себя компонентами системы социально-педагогического воздействия на участника программы являются работа, основанная на использовании спорта и спортивных игр и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусством. Данным проектом накоплен опыт проведения «Спартанских» игр районного, регионального (игры «Спартанская семья», г.Набережные Челны, 1993г.), всероссийского («Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта», г.Анапа, 1991г.), международного (Международный фестиваль молодых инвалидов, г.Москва, 1992г.) значения. В целях подготовки специалистов по организации «спартанского» движения и повышения профессиональной гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в 1994 году на базе Российской государственной академии физической культуры создан Гуманитарный центр «СпАрт».

Наиболее интересен для учреждений дополнительного образования опыт реализации данного проекта в Пермской области. Центр дополнительного образования «СпАрт» для детей 8-13 лет, созданный в селе Юсьва, ориентирован на гармоничное духовное и физическое развитие подрастающего поколения. Основными разделами программы являются: спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей), хореографическая подготовка, народные подвижные игры, сценическое искусство, правила этикета, энциклопедия здоровья, основы экологической культуры.

Региональный опыт разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных образовательных программ представляет комплексная программа «Образование и здоровье» города Ставрополя, утвержденная решением Ставропольской городской Думы от 28 ноября 2001 года №166. Основными направлениями деятельности городских органов власти, образовательных учреждений города по сохранению и укреплению здоровья детей являются:

- мониторинг здоровья детей и подростков, педагогов;

- совершенствование городских нормативно-методических материалов по проблеме здоровья детей;

- предоставление возможности получения качественных медицинских услуг;

- развитие массовых видов детского, молодежного спорта и туризма как одного из средств формирования здорового образа жизни;

- учебно - методическое и информационное обеспечение профилактической работы, взаимодействие со СМИ с целью их активного подключения к проблемам здоровья;

- улучшение условий и качества санитарно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях; проектирование сети экспериментальных площадок по освоению здоровье сберегающих технологий с целью их

- внедрения в образовательный процесс;

- создание моделей школ, содействующих здоровью.

Решение оздоровительных задач программы средствами физической культуры с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности отразилось в развитии направлений внеклассной работы по формированию культуры здорового образа жизни детей, а так же в открытии в городе девяти экспериментальных площадок, шесть, из которых рассматривают проблему внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. Общеобразовательные школы:

Лицей №16: «Интеграция процессов развития, обучения и природного оздоровления»;

Лицей №10: «Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях лицея с медицинским направлением открытого типа».

Дошкольные образовательные учреждения

ДОУ №54: «Формирование валеологической культуры ребенка в системе непрерывного образования»

ДОУ №60: «Современные подходы к диагностике и оценке состояния здоровья, психических возможностей детей дошкольного возраста, их коррекциях и совершенствования средствами физической культуры и валеологии»;

ДОУ №76: «Реализация валеологического и лечебно-оздоровительного подхода в развитии детей с начально-обусловленными заболеваниями двигательной сферы и умеющих нарушения соматического здоровья в процессе комплексного и коррекционного развивающего воздействия». Учреждения дополнительного образования ГДДТ: «Внедрение в образовательный процесс учреждения дополнительного образования предметной области - «Здоровье».

Анализ деятельности указных экспериментальных площадок свидетельствуют как о качественных изменениях в педагогическом отношении к факторам оздоровления, так и увеличении объема знаний и умений у детей в области использования возможностей физической культуры в укреплении здоровья.

Анализ опубликованных результатов реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности в учреждениях общего и дополнительного образования говорит о необходимости более серьезного и всестороннего научного обоснования программно-методических основ оздоровительной физической культуры. При разработке и реализации физкультурно-оздоровительных программ исследователи сталкиваются с довольно широким кругом научных проблем.

Одной из них является качественная и количественная характеристика двигательного режима, определенного программой. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж, остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0-3,0 МДж в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. Двигательный режим существенно отличается не только у людей разной возрастной категории, но и у людей одного возраста. На сегодняшний день, до сих пор, не выведена общепринятая методика определения всего многообразия факторов, определяющих двигательный режим человека, в том числе и детей. Ведь дети очень разные, каждый из них в полной мере обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе - физические.

Второй научной проблемой является выбор системы оценки исходного состояния организма и результатов использования какой-либо оздоровительной программы или методики. Обобщая, принятые и широко используемые в практике оздоровительной физической культуры тесты, можно дать им следующую условную классификацию.

Создание единой системы тестирования в оздоровительной физической культуре наталкивается на ряд факторов, заводящих попытки создания такой системы в тупик, например:

- существенные различия в физическом развитии представителей этнических групп, принципиально различающимся по антропологическим и морфофункциональным характеристикам;

- постоянное изменение возрастно-половых характеристик, учитывающихся при составлении нормативов тестов;

- невозможность сформулировать целевую функцию тестов;

- любая система тестов должна удовлетворять принципам: максимальная простота, валидность, надежность, достоверность и объективность.

На наш взгляд, основными направлениями исследования результатов использования физкультурно-оздоровительной программы являются. Оценка физического развития. Под термином «физическое развитие» понимают «комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека». Физическое развитие является одним из наиболее информативных показателей здоровья человека, потому что его параметры отражают степень соответствия биологического и возрастного развития, определяют физическую работоспособность на момент обследования. Основными методиками изучения уровня физического развития являются: методика антропометрических измерений (измерение длиннотных размеров, обхватных размеров, массы тела), методы оценки типа телосложения, методика изучения осанки.

Антропометрические измерения как основа соматометрических методов изучения физического развития человека позволяют получить объективные данные о морфологических параметрах тела. Основными показателями антропометрических исследований являются длиннотные размеры (длина тела, длина нижних и верхних конечностей, высота головы, длина туловища), обхватные размеры (обхват груди, обхват головы, обхват талии, обхват таза, обхват бедра), масса тела.

Оценка типа телосложения опирается на существующие типы соматической конституции. Наиболее известна классификация морфотипов по М.В. Черноруцкому (1928г.), которая включает в себя: - астенический тип - отличается относительным преобладанием длины тела над поперечными размерами: конечности тонкие и длинные, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, эпигастральный уголь острый, мышцы развиты слабо, осанка часто нарушенная, шея тонкая, голова узкая, таз узкий, жироотложение пониженное;

- нормостенический тип - характеризуется пропорциональностью длины и поперечных размеров тела, достаточно широкими плечами и развитой грудной клеткой с прямым эпигастральным углом, хорошо развитой мускулатурой и умеренным жироотложением;

- гиперстенический тип - характеризуется относительным преобла-данием поперечных размеров тела над продольными, конечности и пальцы рук относительно короткие и толстые, плечи широкие, грудная клетка короткая и широкая, таз широкий, мускулатура хорошо развита.

Для определения типа телосложения по данной классификации необходимо провести оценку формы грудной клетки, формы живота, формы спины, формы ног, степени развития мышечного компонента. Применительно к детскому контингенту, исследуемому на тип соматической конституции, в последние годы используют классификацию морфотипов по В.Г. Штефко, включающий в себя:

- астеноидный тип, который характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, узкой грудной клеткой, слабым развитием мускулатуры, острым эпигастральным углом;

- торакальный тип, характеризующийся длинной грудной клеткой, небольшим животом, достаточно развитой мускулатурой, почти прямым эпигастральным углом;

- дигестивный тип, отличающийся крупной головой и короткой шеей, развитой нижней челюстью, широкой и короткой грудной клеткой, хорошо выраженными жировыми отложениями, тупым эпигастральным углом;

- мышечный тип, имеющий развитое туловище и мускулатуру, широкие плечи, эпигастральный угол близкий к прямому.

Для определения вида осанки используются показатели: положение туловища, выраженность изгибов позвоночника, положением линии остистых отростков, симметричность лопаток. Выделяют четыре вида осанки:

- правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удержанием головы и туловища в прямом положении. Грудь выпадает вперед, живот втянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади, и находятся на одном уровне. Позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз);

- выпрямленная осанка характеризуется ровной спиной, вызванной сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника или их отсутствием вообще. Грудная клетка уплощена, угол наклона таза уменьшен;

- сутуловатая осанка характеризуется увеличением глубины шейного изгиба, сглаживанием поясничного отдела, наклоном головы вперед, опущением плеч и сведением их кпереди, живот выпячен, уплощением ягодиц;

- кифотическая осанка характеризуется опущением плеч, наклоном головы вперед, выпяченным животом, уплощением грудной клетки, увеличением глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Определение видов осанки производится путем осмотра, при этом измерение глубины физиологических изгибов позвоночника проводят по методике З.П. Ковальковой, используя нормы изгибов позвоночника по Анисимову-Терентьеву, классификацию степени сколиоза по В. Д. Чаклину (1 степень - угол искривления до 175°, 2 степень - до 155°, 3 степень - до 100°).

Немаловажное значение имеет выбор методики оценки индивидуального уровня физического развития. В практике предпочтение отдается методу сигмальных отклонений, основанному на сравнении полученных показателей физического развития ребенка со средними показателями стандартных оценочных таблиц. Данный метод позволяет выделить уровни физического развития: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Так же методу оценки с помощью шкал регрессии (корреляции), основанному на оценке физического развития по величине отдельных признаков и с учетом их взаимосвязи. Данный метод позволяет определить нормальное физическое развитие и отклонения физического развития.

Оценка развития физических качеств. При определении набора тестовых методик оценки уровня развития физических качеств педагогу-практику, осуществляющими физкультурно-оздоровительную работу с детьми, следует обратиться к спортивно-оздоровительной программе «Президентские состязания», разработанной в 1995 году группой авторов под руководством Ю.Н. Вавилова, девиз которой - «Здоровый стиль жизни смолоду!».

Оценка функционального состояния организма (кардиореспираторная система). Для исследований уровня возможностей кардиореспираторной системы в практике физкультурно-оздоровительной работы с детьми чаще используются такие параметры сердечно-сосудистой системы как частота сердечных сокращений (ЧСС), динамика ее позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма и артериальное давление систолическое и диастолическое. Уже зарекомендовавшими себя методиками изучения являются: измерение ЧСС в покое, реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку и определение артериального давления.

Так же немаловажное значение для разработки физкультурно-оздоровительной программы имеет определение соответствия содержания и построения физкультурно-оздоровительной программы целям и задачам, поставленным в ней, оценка эффективности физкультурно-оздоровительных технологий.

Насчитывающие многие сотни на сегодня программы такого направления деятельности страдают рядом характерных недостатков: часто программы имеют либо слишком узкие и конкретные цели, сковывающие творческий потенциал всех участников данной программы, либо охватывают слишком большие, несвязанные между собой направления деятельности; используемые в программах оздоровительные методики либо не имеют достаточной степени апробации, чтобы использовать в детских учреждениях, либо не имеют достаточного объема методического обеспечения для их реализации, либо вообще не имеют научной основы. При составлении программ данной направленности следует обращаться к программам уже прошедшим этап экспериментальной работы или принявшим статус региональных или государственных стандартов, авторские программы физкультурно-оздоровительной направленности для учреждений дополнительного образования, типовые программы по лечебной физической культуре. Оздоровительными системами, уже зарекомендовавшим себя в многолетней практике их использования, являются:

- гимнастика Ушу, Хатха-йога;

- дыхательная гимнастика по методики А. Стрельниковой, К. Бутейко, американской системы «Бодифлекс»;

- ритмическая гимнастика;

- атлетическая гимнастика, гимнастика «Изотон»;

- система «Стретчинг».

Четвертой научной проблемой является использование информационных технологий в реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности.

Не каждый педагог, работающий над реализацией программ физкультурно-оздоровительной направленности, имеет достаточного опыта, времени, готового набора методик для того, чтобы оценить эффективность процессов обучения и воспитания по данным программам. Использование современных информационных технологий (компьютерные экспертные системы) позволит педагогу дополнительного образования в полном объеме отслеживать динамику физического развития и двигательной подготовленности каждого ученика; получать объективную оценку выполнения двигательных заданий на основе специфических для каждого типа конституции требований (оценочных шкал), определять тип конституции каждого ребенка, разрабатывать для него индивидуальный план занятий; автоматизировать формирование типологических групп, занятия с которыми должны различаться методически; помогут в выборе адекватных двигательных режимов, ведения документации и оформлении результатов работы. Разработанные в настоящее время во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры компьютерные экспертные системы «ВИТА-КОМПЛЕКС» для взрослых и «ДЕТСАД» для детей 3-7 лет, «ШКОЛЬНИК» при грамотном использовании помогут решить многие проблемы реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности.

Кроме того, используя информационные технологии, педагоги имеют возможность передачи информации несколькими способами:

- декларативный способ, ориентированный на последовательное предъявление отдельных частей учебной информации и контроль за ее усвоением (компьютерные учебники, справочники, учебные видеофильмы, тестовые программы);

- процедурный способ, предъявляющий учебный материал в виде моделей изучаемых процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды, тренажеры и игровые программы).

Что позволяет им повысить эффективность физкультурно - оздоровительной деятельности, используя целый ряд принципиально новых дидактических приемов, индивидуализируя образовательный процесс и развивая интеллектуальные и творческие способности воспитанников, формируя навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

Большую помощь в разработке и реализации физкультурно - оздоровительных программ окажут федеральные информационные сетевые ресурсы, размещенные:

- на сайте Центра развития системы дополнительного образования детей Министерства образования России и журнала «Внешкольник»;

- на информационно-методическом сайте Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования России.

А так же, сайты государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования, крупнейшие из которых созданы Московским городским дворцом творчества детей и юношества, Санкт-Петербургским дворцом творчества юных, Всероссийскими детскими центрами «Орленок» и «Океан», Ярославским областным центром дистанционного обучения детей.

Однако активному использованию современных информационных технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования препятствуют отсутствие в распоряжении данных учреждений средств сетевого взаимодействия (не более 3% учреждений дополнительного образования имеют данную возможность) и компьютерной грамотности у подавляющего большинства педагогических кадров.

 

АВТОР: Рихтер О.В.