03.03.2012 11782

Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка

 

Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.

Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.

Во всех видах спорта сезон включает в себя три-четыре выступления, а все остальное время идет подготовка, у нас же соревнования у некоторых опытных танцевальных пар доходят до частоты два раза в неделю. И потому в спортивных танцах, другой подход к выступлениям.

Однако существуют некоторые, общие для всех видов спорта, особенности соревновательной деятельности. Эти особенности, в основном, психологические.

В самой общей форме психологический аспект спортивного соревнования выражается в непосредственном или опосредованном взаимодействии соревнующихся противников, при котором каждая из соперничающих сторон стремится к одной и той же цели - достичь превосходства над соперником.

Как отмечают современные авторы, спортивные соревнования являются основой существования и развития спорта. Специально организованные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных физических возможностей человека, группы людей (команды), демонстрацию и сопоставление уровня подготовленности, достижения высших результатов или победы в регламентированных специальными правилами условиях неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта.

Несмотря на довольно широкое развитие исследовательских работ в области психологии спорта в целом и танцевальном спорте в частности, вопрос о специфических особенностях и о психологической структуре соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах до настоящего времени остается недостаточно исследованным. Между тем спорт в его различных видах представляет собой благоприятную базу для психолого-педагогического анализа данной специфической деятельности человека. Этому способствует высокая конкретность и определенность соревновательной деятельности, разнообразие ее видов, обусловленность участием всех без исключения психических функций человека, наличие обостренных ситуаций. Все это облегчает возможность наблюдать и исследовать психолого-педагогические функции и черты личности спортсменов в самых различных взаимосвязях.

Современный этап развития высших достижений в танцевальном спорте характеризуется переходом на профессиональную основу. Это предъявляет повышенные требования к качеству управления подготовкой танцевальных пар, непременным условием которого является объективная оценка достигнутого уровня мастерства. Основу такой оценки, наряду с другими показателями, составляют результаты контроля соревновательной деятельности, так как только в условиях острого соперничества в полной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности спортсменов.

Содержание программ подготовки танцевальных пар высокого уровня исполнительского мастерства в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, полученной в результате контроля соревновательной деятельности танцоров. В танцевальном спорте в качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности и спортивного мастерства танцоров специалисты рекомендуют использовать показатели эффективности и результативности. Вопросы контроля и оценки соревновательной деятельности танцоров находились прямо или косвенно в центре внимания многих специалистов. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишь отдельных частных задач, которые стояли перед исследователем.

Вместе с тем, насущные требования работы с танцевальными парами обусловливают необходимость системного подхода к решению данной проблемы как с позиции оценки вклада каждого спортсмена в конечный результат выступления пары, так и с позиции управления учебно-тренировочным процессом.

Многие специалисты рассматривают соревновательную деятельность, возводя её в ранг интегрального показателя, а спортивный конкурсный результат - как один из ведущих критериев эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе соревновательной деятельности танцевальной пары и отдельных танцоров, так как только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов.

И только лишь глубоко изучив соревновательную деятельность, можно разработать адекватную ей систему тренировок. Однако здесь необходимо отметить, что оценка уровня подготовленности отдельных партнеров в танцевальных парах на основе контроля их соревновательной деятельности представляет значительную трудность. Вместе с тем, перспектива разработки этой проблемы привлекает внимание многих специалистов танцевального спорта.

Наиболее же убедительной представляется точка зрения В.Н. Платонова, который считает, что спортивный результат зависит от целого ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга. А поэтому существует необходимость установить чёткие субординационные отношения между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности.

Далее, по мнению В.Н. Платонова, необходимо выявить факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности танцоров. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна тесным образом увязываться с необходимостью установления условных компонентов соревновательной деятельности, так как между ними существуют чёткие субординационные взаимоотношения:

- спортивный результат, как интегральная характеристика подготовленности танцора;

- основные компоненты соревновательной деятельности;

- интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности;

- основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение программы соревнований;

- частные показатели.

На основании этого, следует признать правомерным мнение специалистов, которые указывают, что полное решение проблемы о критериях эффективности тренировочного процесса танцевальных пар, являющегося в значительной мере фундаментом спортивного результата, может быть обеспечено лишь при комплексном контроле, который не только не отрицает, но, наоборот, предполагает обязательный учёт показателей деятельности танцоров в соревнованиях. Причём, оценке эффективности и соответствующей коррекции могут подвергаться различные компоненты учебно-тренировочного процесса танцевальных пар высокого уровня танцевального мастерства.

Так, например, можно рассматривать показатели соревновательной деятельности танцоров с позиции оценки эффективности различных вариантов предстартовой разминки.

С другой стороны можно указать на необходимость учёта специфики конкурсных ситуаций при подборе адекватных средств тренировки. Можно рекомендовать использовать показатели соревновательной деятельности для соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем, представляется, что использование результатов контроля соревновательной деятельности танцоров не ограничивается лишь возможностью оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, контроль соревновательной деятельности в танцевальном спорте должен быть направлен, кроме прочего, и на определение вклада каждого танцора в общий результат танцевальной пары.

Анализ специальной литературы показал, что процесс оценки соревновательной деятельности в танцевальном спорте специалисты рассматривают с двух позиций: во-первых, с позиции выбора критериев оценки, во-вторых, с позиции выбора способа оценивания.

Так, например, сопоставление показателей соревновательной деятельности с параметрами выступления других пар и отдельных танцоров позволяет, видимо, определить характер и величину различий между сравниваемыми показателями: больше - меньше, лучше - хуже и т.п.

Достаточно очевидно, что подобная информация позволяет лишь разрабатывать стратегию и тактику выступления пары на соревнованиях. Но её явно недостаточно для того, чтобы управлять учебно-тренировочным процессом или оценить вклад каждого из спортсменов в конечный результат танцевальной пары.

Сопоставление показателей соревновательной деятельности, регистрируемых в процессе последовательных изменений с результатами контроля на предыдущих турнирах, позволяет определить лишь направленность изменений и степень сдвигов регистрируемых величин: больше - меньше, выше - ниже, лучше - хуже и т.п.

В последнее время в практике танцевального спорта всё чаще применяется подход с позиций оценки показателей соревновательной деятельности, которая основывается на сопоставлении реальных величин с определённым эталоном или модельными параметрами, характерными для эффективности соревновательной деятельности. Очевидно, что эти модели показывают тот уровень соревновательной деятельности, к которому нужно стремиться для достижения успеха.

Вместе с тем, очевиден тот факт, что использование модельных характеристик позволяет получить лишь относительную оценку показателей соревновательной деятельности, не отражающую качественных изменений в подготовленности танцоров.

Представляется, что с этой позиции наиболее приемлемым выглядит такой способ оценки, который позволяет полученный показатель соревновательной деятельности отнести к конкретному уровню отличия от применяемого эталона. Очевидно, что подобный подход позволяет получить оценку показателей соревновательной деятельности квалифицированных танцоров в абсолютных величинах, указывающих на меру необходимого совершенствования отдельных сторон их подготовленности.

Таким образом, в настоящее время в спортивных танцах разработаны такие способы оценки показателей соревновательной деятельности, которые могут быть применены для определения как вклада каждого партнера в конечный результат выступления танцевальной пары, так и для внесения корректив, оптимизирующих учебно-тренировочный процесс.

Анализ педагогической и психологической структуры соревновательной деятельности в танцевальном спорте не может быть выполнен, если соответствующие исследования не будут опираться на анализ человеческой деятельности вообще.

В психолого-педагогической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую.

Трудовая деятельность является основным видом деятельности, которая выступает в единстве трех аспектов:

- предметно-действенном (как процесс, в котором человек при помощи средств труда, вызывает заранее намеченное изменение предмета труда);

- физиологическом (как функции человеческого организма);

- психологическом (как осуществление сознательной цели, проявления воли, внимания, интеллектуальных свойств человека и т.д.). Для нашего исследования последний аспект, несомненно, играет ведущую роль, так как именно с этих позиций предметом психолого-педагогического анализа деятельности можно рассматривать личность танцора как субъект соревновательной деятельности.

В психолого-педагогической литературе, деятельность рассматривается как единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире; как система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие; как позиция по отношению к людям, к обществу, которую человек утверждает всем своим существом, в деятельности проявляющемся и формирующемся; как процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Философское понимание деятельности конкретизировано в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками на основе развиваемых ведущими психологами (Л.Г. Выготский, С.Л. Рубинштейн) и физиологами (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) взглядов на системность строения психики, на понимание психических функций как сложных функциональных динамических систем.

Основные принципы анализа деятельности, развиваемые А.Н. Леонтьевым, заключаются в следующем. Исходной и основной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Внутренний план деятельности, внутренние психические операции и действия формируются в процессе интериоризации. В деятельности выделяют следующие компоненты. Мотив предмет, который побуждает деятельность и на который направлена цель, представление о результате действия; объективно-предметные условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются средства достижения цели.

Цель, данная в определенных условиях, составляет задачу деятельности. Перечисленные компоненты составляют предметное содержание деятельности, которое может быть различным в зависимости от особенностей каждого из них и взаимоотношений между ними. Отношения между компонентами деятельности являются подвижными, изменчивыми. То, что является целью деятельности, может при других условиях стать ее способом, и наоборот, способы деятельности могут становиться действиями. Подвижность этих отношений выражается также в том, что одна и та же цель может достигаться разными способами, как одними и теми же способами могут быть достигнуты разные цели. Аналогичным образом можно представить взаимоотношения целей и мотивов деятельности. Они могут совпадать друг с другом, когда цель является одновременно и мотивом, побуждающим субъекта к деятельности; они могут быть и разведены, тогда отношения между ними будут более или менее содержательными.

В общем потоке деятельности А.Н. Леонтьев выделил три типа специфических единиц, которые теснейшим образом связаны с перечисленными компонентами, являющимися элементами структуры целостного акта деятельности и характеризует ее строение. Отдельная деятельность может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов; действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции - непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей.

Положения о структуре деятельности, выдвинутые А.Н. Леонтьевым и развитые С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, показывают, что деятельность является той системой, внутри которой получает свое назначение, функционирует и развивается психика. То есть соревновательная деятельность есть то необходимое условие и пространство, в котором формируется и развивается личность конкурсного танцора.

Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по различным признакам: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временным и пространственным характеристикам, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако, как отмечает А.Н. Леонтьев, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. По предложенной автором терминологии предметом деятельности является ее действительный мотив, который может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Таким образом, в исследовании соревновательной деятельности необходимо, прежде всего, уделять внимание мотивам и целям, которые представляют собой специфические формы субъективного отражения самой деятельности.

Мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению различных аспектов деятельности человека, большое внимание уделяется вопросам целеобразования. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую играет цель в формировании психологической системы деятельности. Цель является системообразующим фактором, который подчиняет себе функционирование всех остальных элементов деятельности и как закон определяет способы и характер его действий. В понятии цели отображается побуждающее и направляющее начало активного субъекта.

В философском понимании цели на наиболее общем методологическом уровне проявляется тенденция к интеграции в соответствующем понятии всех его естественных смыслов, к объединению побуждающего и направляющего значений.

В педагогике, как и в психологии, цель понимается как образ того продукта, который удовлетворяет определенный мотив и потребность. В таком понимании цели всегда присутствует момент представления конкурсной танцевальной парой и отдельного танцора в частности образа будущего результата.

Однако, существуют разногласия в подходах к пониманию цели у ряда авторов, если рассматривать цель как центральное понятие сознательной деятельности человека. Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, цель представляется как личностное образование, и рассматривать ее необходимо в тесной связи с позиций личности в целом.

У А.Н. Леонтьева изучение цели приобретает самостоятельное значение в связи с включением внешних предметных действий в сферу психологического изучения деятельности. Автором были подробно проанализированы механизмы взаимодействия мотива и цели, установления личностного смысла, рассмотрены вопросы, связанные с конкретизацией общей цели. В частности он отмечал, «... что цели не изобретаются, не становятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем, выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий её достижения».

Обобщая работы психолого-педагогической направленности, посвященные теоретическим аспектам цели, можно сделать следующее заключение о её структуре и процессах формирования. В данной литературе цель выступает как системообразующий фактор. Она представляет личностное образование, которое формируется под влиянием мотивов, ценностей, способностей человека и общественных требований, поставленных перед ним. Как сложное образование, цель можно рассматривать в единстве двух ее сторон: содержания цели и уровня её достижений. Содержание цели детерминируется ценностями и направленностью личности, а уровень достижений -волевыми характеристиками и способностями человека. Указанные компоненты тесно взаимодействуют друг с другом, что порождает важное свойство цели - её способность к инвариантности и изменчивости. В соревновательной деятельности цель для конкурсного танцора и танцевальной пары в целом, с одной стороны, должна сохранять некоторое постоянство, чтобы выполнять регулирующую функцию, но с другой стороны, цель должна обладать способностью перестройки в связи с изменением условий выполнения соревновательной танцевальной хореографии.

Одним из факторов, обусловливающих трансформацию цели, является мотив, который определяет отбор информации, необходимой для получения желаемого результата, что убедительно показано отечественными и зарубежными учеными при изучении познавательных процессов.

По мнению А.Н. Леонтьева мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Мотив, прежде всего, влияет на установление уровня достижений цели и характеризует её содержательный компонент.

По мнению другого автора, задача выбора мотивов не может решаться на основе одного мотива, «... а предполагает действие «над мотивационных» процессов». Данное утверждение справедливо и для соревновательной деятельности, которая сама выступает в качестве побуждающего фактора для конкурсного танцора и детерминирует процесс целеполагания. Общим итогом выбора мотивов, их актуализации, уверенности в успехе является состояние готовности к соревнованиям как танцевальной пары в целом так и каждого танцора в отдельности.

Основной единицей в психологическом складе личности, является черта характера, которая формируется на основе генерализации ситуационно обусловленных мотивов и, далее, представляет собой тенденцию к совершению в определенных условиях определенных поступков. Природа такой тенденции остается в данной концепции неясной, как неясны и взаимоотношения между осознанными и неосознанными мотивами. Что касается выбора мотивов, то он осуществляется на основе устойчивого прошлого опыта поведения.

Содействуя развитию физической подготовленности танцевальных пар, совершенствованию психических и двигательных функций, нравственному воспитанию, соревновательная деятельность определяет развитие спорта, рост спортивных результатов, а также способствует личностному росту каждого танцора. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются одновременно способом воздействия общества на формирование человека.

Спортивные соревнования являются важнейшей и неотъемлемой частью спортивной деятельности танцоров. Обучение и тренировка в условиях танцевального коллектива не имеют значения сами по себе, они являются лишь подготовительной работой, цель которой обеспечить успешный исход спортивного соревнования. Соревнования в танцевальном спорте направлены на проверку качества учебно-тренировочной работы, способствуют повышению спортивного мастерства конкурсной пары, и в то же время выступают в качестве средства учебно-воспитательной работы, оказывая значительное влияние на совершенствование моральных и волевых качеств личности каждого танцора, его характера.

Как отмечают ряд авторов, соревнования имеют ряд общих педагогических и психологических особенностей:

- спортивное соревнование в танцевальном спорте обладает стимулирующим влиянием.

- целью выступления танцевальной пары в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата.

- соревнования всегда социально значимы (их результаты получают общественную оценку, влияют на статус танцора в обществе).

- результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для танцоров.

- спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим эмоционально-волевые состояния, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное действие на результат танцевальной пары в общем и каждого танцора в частности.

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в обществе: борьбы, побед, поражений, взаимовыручки, направленности к постоянному совершенствованию и достижению высшего результата. Соревнования в танцевальном спорте опираются в своей основе на нравственные правила общества и кроме своей основной функции - сравнительной - несут и другие социальные функции.

Следует подчеркнуть, что вся система спорта реализуется под знаком состязательности. Это борьба за приоритет в эффективности средств и методов подготовки спортсменов, организации и управления, отбора для занятий спортом, подготовки кадров тренеров, материально-технического, научно-методического и медицинского обеспечения. Соревновательная деятельность является не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсменов, совершенствования спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д.

Для любой профессиональной деятельности, к которой можно отнести и деятельность танцора, процесс формирования ее психологической системы не заканчивается после завершения этапа подготовки. По мере приобретения практического опыта развивается и совершенствуется и психологическая структура деятельности. Так результаты исследований показывают, что именно в условиях реальных соревнований у большинства танцевальных пар путем естественного приобретения опыта формируются специальные навыки и умения действовать в соревновательных ситуациях, развиваются способности к саморегуляции, психологическая устойчивость к стрессу и т.д.

Во-первых, соревнования в танцевальном спорте могут рассматриваться как часть процесса подготовки, когда допускается несколько небольших турниров перед одним крупным. В этом случае маленькие турниры нужны для того, что бы перед крупными соревнованиями пара наработала определенную стабильность своего психологического состояния в атмосфере турнира. Не так легко бывает выступить, выполнив всю информацию на полной физической отдаче, отработав всю информацию, которую удалось в последний период втренировать, и при этом еще и быть актером, и что б ничто не волновало, когда у танцора или у пары нет достаточного опыта турнирных выступлений, или у них позади большой перерыв, или они недавно стоят в паре, или только что поставили новые вариации.

Для того чтобы выйти на соревнования, у конкурсной танцевальной пары могут быть несколько причин, среди которых не только ориентир на результат. На турнир можно выходить еще и за тем, что бы тренироваться выступать на турнире.

Отличительной чертой деятельности человека является активное взаимодействие внутренних механизмов жизнедеятельности. Целесообразное приспособительно-преобразующее взаимодействие возможно только потому, что внешний мир через разнообразнейшие параметры своего воздействия «входит» в организм в форме тончайших информационных процессов. Поэтому, как и любая другая деятельность, соревновательная деятельность проходит в условиях восприятия информации о внешней и внутренней среде, принятия решения и его воплощения в соответствующих действиях.

Все это определяет содержание соревновательной деятельности в информационном аспекте: восприятие среды, поведения соперников, динамики собственного состояния и действий; анализ полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований; выбор на этом основании и принятие мысленного решения; его воплощение в соответствующих специализированных действиях.

Для характеристики соревновательной деятельности необходим анализ условий, в которых она выполняется.

Исследования ряда авторов показали, что для конкурсного танцора основными условиями деятельности являются:

- необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарастающего утомления, особенно в конце соревнования, когда пройдено уже несколько отборочных туров, а впереди самый важный старт -финал. Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию - это его мышцы. Мало знать, что передать зрителю, мало хотеть это передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом-телом;

- необходимость на основании информации, поступающей в процессе танцевания на турнире и прохождения отборочных туров, принимать определенные решения и исполнять их для достижения максимально возможных результатов;

- необходимость регулярного выполнения большого объема физической нагрузки, для танцевальных пар важнейшее значение приобретает физическая подготовка. Количество занятий физической подготовкой примерно равно количеству занятий собственно танцем, поскольку, кроме того, чтобы знать и уметь, как выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру, чтобы иметь возможность ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом

- показать эту технику;

- необходимость овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.

Спортивный бальный танец является сложно-координационным видом спорта и требует как от танцора, так и от танцевальной пары в целом постоянного анализа и контроля всех положений и действий, от которых зависит эффективность спортивной деятельности.

В условиях повышенных требований к точности выполнения определенных двигательных или умственных операций, а так же при исполнении сложных танцевальных фигур, особенно поддержек, танцоры, прежде всего, должны уметь владеть собой. Большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями особенно в условиях соревнования. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. От воли танцоров не зависит появление того или иного чувства.

Возрастная категория, класс мастерства и классификационная группа являются основными системообразующими категориями построения учебно-тренировочного и соревновательного процессов в танцевальном спорте.

Под классом мастерства в спортивных танцах понимается определенный уровень физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности танцора, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танцы определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена.

Если танцевальная пара выходит на соревнование с целью потренироваться, а не за результатом, то основная задача на этом выступлении - проверить свою подготовку, сравнивая себя только с самим собой, оценить, что мешало танцевать на турнире, а что наоборот, помогло. Цель - использовать всю полученную на этом турнире информацию для подготовки к более серьезному соревнованию.

Если же танцевальная пара выходит на турнир с целью выяснить, каково место этой пары на данный момент по сравнению с соперниками, то это уже накладывает определенный настрой и вызывает излишнее напряжение. В этом случае, основной задачей спортсменов при настрое на такие соревнования является не допустить, что бы напряжение повлияло на качество исполнения танца.

Все действия конкурсных танцоров на соревнованиях заранее определены, многократно отрепетированы и в значительной мере освоены, их внешне наблюдаемый «объем» по сравнению с другими видами спорта значителен. Для того чтобы напряжение не влияло на танец, на турнире необходимо быть уверенным во всем.

В танцевальном спорте много аспектов и параметров оценки танцевальной пары на соревнованиях, определены для судейства лишь основные из них, и они тоже имеют весьма размытые определения. В танцах не измеряют объем мышц сантиметром, скорость вращений по секундомеру, артистизм и эмоциональный накал по каким-то психометрическим приборам, одним словом, не определяют цифрами, насколько одна пара лучше другой так, как это можно сделать в других видах спорта. На площадке танцует несколько пар, и для того, что бы судья мог оценить танец каждой, он успевает уделить паре всего несколько секунд своего внимания. И если танец пары неровен, нестабилен, то нет никакой гарантии того, что эти несколько секунд будут лучшей частью танца данной конкретной пары.

Спортивные танцы как вид соревновательной деятельности требует от танцоров значительных затрат и нервной энергии, сохранение которой необходимо, как в предстартовом периоде, так и во время заключительных финальных выступлений.

В отличие от многих видов спорта успех в спортивных танцах зависит не только от физических данных спортсмена, но и от его психологических качеств, таких как умения концентрировать внимание, делать выбор и принимать решения в сложных ситуациях, тонкой сенсомоторной координации, точного анализа своих ощущений, умение сохранять и вызывать особую психологическую атмосферу - чувство танца, чувство себя в нем, умение выдерживать конкуренцию и, наконец, устойчивости всех этих процессов в стрессовых ситуациях, формирование эмоциональной соревновательной устойчивости.

Исследования подтверждают, что физические нагрузки танцевальной пары на соревнованиях достаточно велики, однако, не меньший груз ложится на центральную нервную систему. Авторы подчеркивают, что недостаточный уровень эмоциональной устойчивости нередко становится причиной неудачного выступления спортсменов на соревнованиях.

Эмоции, переживаемые во время соревнований, могут оказывать разное влияние на психическое состояние танцоров. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма, способствую наиболее успешному выполнению деятельности, в то время как астенические - понижают, препятствуют.

Особую значимость для эффективности регуляции деятельности в спортивных танцах, как и во многих других видах деятельности, имеют эмоционально-волевые особенности личности. По мнению многих авторов, важнейшим требованием, предъявляемым к спортсменам, является умение показать высокий спортивный результат в самых напряженных условиях соревнований. Следовательно, возрастает зависимость эффективности деятельности конкурсного танцора от индивидуально-психологических качеств, в частности, от индивидуальных свойств нервной системы, особенностей темперамента, имея ввиду спорт высших достижений.

Существует мнение, что необходимым условием достижения высоких результатов в спорте является наличие сильного типа нервной системы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Однако за последнее время накоплено много данных о том, что среди юных танцоров и в массовом спорте значительное количество лиц со слабой нервной системой добиваются высоких результатов. Очевидно, что инертность и неуравновешенность нервной системы не является противопоказанием для успешности танцевальной соревновательной деятельности. В некоторых спортивных специальностях, в том числе и в спортивных танцах, это положение распространяется и на танцоров высокого класса мастерства, вплоть до лучших пар страны, что можно объяснить компенсаторными возможностями психики человека.

Высокие достижения современного танцевального спорта постоянно предъявляют требования к научно-педагогическому подходу к вопросам подготовки и участия юных танцоров в ответственных соревнованиях. Даже опытные танцевальные пары не всегда способны показать результат, соответствующий их подготовленности. Поэтому вопрос об оценке, прогнозировании и повышении соревновательной эмоциональной устойчивости юных танцоров, надежности соревновательной деятельности танцевальных пар является одной из наиболее важных научно-педагогических проблем.

Изучение эффективности, надежности и результативности соревновательной деятельности конкурсных пар обусловлено необходимостью иметь информацию о вероятности сохранения ими в напряженных условиях соревнований высокого уровня работоспособности, эффективности технических действий. Уметь прогнозировать эмоциональную устойчивость танцора в соревновательной борьбе на протяжении длительного периода, разрабатывать научно-педагогические и практические методы повышения эффективности и устойчивости его деятельности.

По мнению авторов, надежность соревновательной деятельности танцора в спортивных танцах связана хорошей физической и технической подготовленностью, а так же с высоким уровнем развития таких качеств как мышление, концентрация внимания, волевые усилия, психологическая активность, эмоциональная устойчивость.

Выступление на крупных соревнованиях, где принимает участие большое количество танцевальных пар и проходящих в течение длительного времени, предъявляет повышенные требования к вниманию танцора. В течение всего турнира спортсмену приходится во время подготовки к каждому новому танцу многократно сосредотачивать свое внимание на основных технических характеристиках, хореографических композиционных элементах, исполнению определенных ролей, соответствующих характеру каждого танца.

Танцоры контролируют очередность заходов выхода на площадку для исполнения каждого нового танца, выбирают самое удобное место на паркете для исполнения своей конкурсной композиции, следят за танцующими рядом парами и уходят от возможных столкновений.

Реакция танцора на различные отвлекающие факторы при исполнении танца обычно внешне не проявляется вследствие его усилий, однако нередко нарушается ритм, музыкальность, иногда очередность исполнения фигур в композиции, что может привести к ухудшению впечатления, производимого парой и потере результативности. В связи с этим можно отметить, что устойчивость и концентрация внимания является одним из ведущих факторов надежности выступления.

Авторы считают, что к наиболее необходимым и целесообразным психическим действиям в спортивных танцах следует отнести, прежде всего, умение полностью концентрировать внимание на предстоящих действиях или событиях, «отключаться» от всех помех и окружающей среды, а также овладение приемами самоубеждения, идеомоторной тренировки и другими подобными элементами психологической подготовки. Концентрация на негативе исходит уже из самой спортивной системы, где есть только один принцип: «Выигрывает лучший». Таким образом, сама фиксация на выигрыше предполагает концентрацию на преодолении своего несовершенства, что, как ни странно, и ведет к снижению соревновательной устойчивости.

«Быть, чтобы победить» - это серьезная стрессовая ситуация существующая на большинстве спортивных состязаний. Танцевальный спорт не исключение такому размышлению. Быть, чтобы победить - желание быть высоко оцененным. Многие нуждаются в этом, чтобы достичь дальнейшего успеха. К сожалению «быть, чтобы победить», часто путают с желанием стать лучше, чем другие. Это ожидает и конкурентоспособных спортсменов, которые хотят победы и начинающих танцоров.

Жажда победы, амбиции юных танцоров зачастую выше по показателям, относительно их технической и физической подготовки. Каждый второй танцор мечтает быть победителем но, к сожалению, первое место только одно, а желания работать над собой, добиваться признания путем прохождения трудностей, имеют единицы.

Как отмечает большинство специалистов, для ведения успешной соревновательной деятельности в танцевальном спорте очень важным моментом является развитие памяти.

Основной элемент танца - работа мышц. Мышечная память складывается из запоминания определенных мышечных ощущений, возникающих в процессе выполнения тренировочных и соревновательных фигур и элементов, но мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму (обычные каждодневные нагрузки), когда мышцы нагружаются до предела. На этом основан тренинг во всех двигательных видах спорта. Мышцы не любят бессмысленных повторений: если танцор одно и то же движение делает с одинаковой нагрузкой, не увеличивая растяжение, или сокращение, или силу, скорость, амплитуду - мышцы не запоминают это движение. Танцор может запомнить его зрительно, но для мышц оно остается чужим, неудобным, не ляжет в основу танца. Если идет упор на зрительное запоминание движения, мышечная память выключается или, по крайней мере, не работает в полном объеме.

Эксперименты показывают, что один и тот же танцор, разучивающий движение перед зеркалом, ошибается гораздо чаще, чем когда он занимается без зеркала, - он словно охватывает свое тело внутренним взглядом, через мышцы чувствует, что и как он делает, контролирует движение изнутри.

Кратковременная память позволяет спортсмену сохранить на некоторое время довольно полную картину увиденного, например, распределение судейской бригады на танцевальной площадке, от чего зависит тактически верное расположение пары на паркете для исполнения конкурсной композиции.

Исследования ряда специалистов показали, что для спортивных танцев характерны значительные мышечные усилия. Выступление танцора на соревновании сводится к многократному выходу на танцевальную площадку для поочередного исполнения всех танцев программы, каждый из которых должен быть основан на хорошем уровне физической и технической подготовке. Танцевальной парой должны быть продемонстрированы ритм, скорость, сила, растяжка, взаимодействие в паре, чувство танца, артистизм и энергетика.

Кроме того, во время исполнения танца большое значение имеет взаимопонимание, синхронность и станцованность пары.

У танцевального спорта существует качество, не присущее более ни одному виду спорта - невозможность быть спортсменом одному, необходимость пары. Например, в фигурном катании есть одиночное катание, а в спортивных танцах его нет. Потому что в этом случае спортивный танец потерял бы свое основное качество и черту - смысл, который в него заложен исторически. Это качество есть и достоинство и недостаток. Достоинство парного танцевания заключается в красоте взаимодействий и взаимоотношений между партнером и партнершей, в контрасте мужского и женского танца, богатстве переплетений характеров, задаваемых тем или иным танцем. Недостаток же парного танцевания заключен в тех препятствиях, которые танцорам приходится преодолевать для того, чтобы добиться взаимопонимания как личностного, так и танцевального характера.

Таким образом, одним из составляющих соревновательной эмоциональной устойчивости и залогом успешной танцевальной карьеры являются прочные отношения в паре. Пара, которая долгое время танцует вместе, показывает лучшие результаты в силу станцованности, высокого уровня взаимопонимания как простого, человеческого, так и танцевального - лучшего чувствования партнера.

Хочется обратить внимание на финальные выступления танцоров, предъявляющих ряд определенных требований, прежде всего, к психике спортсменов.

Исследования подтверждают, что это обусловлено следующими причинами:

- финальные выступления проходят после проведения отборочных туров соревнования, а значит на фоне определенного утомления, так как времени между отборочными соревнованиями и финальным туром недостаточно для полного восстановления танцора;

- на выступление танцевальной пары в финале, влияет место, на котором пара попадает в финал, после полуфинальных соревнований;

- в финале танцевальная пара исполняет пять основных танцев программы подряд, с лимитированными перерывами в несколько секунд, что повышает физическую и психическую напряженность танцоров.

Надежность соревновательной деятельности обеспечивается высоким уровнем развития технических, тактических, физических и психологических компонентов подготовленности спортсменов. Однако на современном уровне развития танцевального спорта различия в технической и физической подготовке спортсменов нивелируются, и наиболее четко проявляются психологические особенности. Поэтому, особо важное значение для обеспечения общей надежности соревновательной деятельности в настоящее время приобретают ее психологические составляющие, неразрывно связанные с остальными.

Важность психологического аспекта в изучении надежности обусловлена ещё и тем, что в сложных видах человеческой деятельности повышенные требования предъявляются к психическим процессам, функциям человека, особенно в сфере управления и регуляции целенаправленной деятельностью.

Одной из характеристик спортивного соревнования является высокая общественная и личностная значимость самого процесса борьбы её исхода достижение наивысшего результата. Однако стремление к высшему достижению всегда связано с максимальными физическими и психическими нагрузками, подчас превосходящими возможности спортсмена.

Важная особенность соревновательной деятельности в спортивных танцах состоит в том, что спортсмен выполняет не три попытки, как во многих других видах спорта. Каждый танец в отборочных соревнованиях и в финальном туре исполняется только один раз. Таким образом, соревнование по спортивным танцам разворачивается, как продолжительная деятельность, состоящая из действий, каждое из которых может быть либо успешным, либо неудачным. Естественно, что успешный и хорошо исполненный танец спортсмен старается воспроизвести, а неудачный исправить при следующей попытке.

Как и в любом виде спорта для соревновательной деятельности танцоров характерны возникающие в ходе исполнения танцев трудности, снижающие у ряда спортсменов психическую устойчивость и мастерство танца.

А.Ц. Пуни под трудностями понимает внутренние затруднения, возникающие у спортсмена, как правило, при преодолении препятствий, когда он не располагает достаточным резервом нужных возможностей. Трудность выражает понятие, производное от внешних и внутренних условий спортивной деятельности, определенное их соотношение.

Среди разновидностей трудностей, встречающихся в спорте Б.Н. Смирнов выделяет: биодинамические и психологические трудности. К первой группе он относит физические, технические и тактические трудности, а ко второй - познавательные, эмоциогенные и моральные.

Соревновательная деятельность в танцевальном спорте проходит в процессе жесткой конкурентной борьбы, где ответственность возрастает после каждого неудачного (или даже относительно неудачного) танца. По мере продолжения соревнований увеличивается усталость танцора, а значительные психические нагрузки требуют от него высокого развития таких волевых качеств как целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.

Таким образом, соревновательная деятельность как танцора, так и танцевальной пары предъявляет ряд существенных требований к личности, что вызывает необходимость её изучения с целью обеспечения эффективности и надежности соревновательной деятельности.

Если обратиться к литературе, связанной с практикой танцевального спорта, то её анализ показывает, что большинство исследований связано с изучением особенностей физической подготовки, технической подготовки, способов и методов контроля за уровнем спортивного мастерства.

В ряде работ рассматриваются вопросы психологического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности танцевальных пар.

Несмотря на это, в специальной литературе практически отсутствуют объективные данные о характере соревновательной деятельности танцоров на основе теории деятельности, недостаточно исследованы механизмы эмоционально-волевой регуляции деятельности, не раскрыты вопросы, связанные с личностно-типологическими особенностями спортсменов.

В то же время дальнейшее развитие танцевального спорта ставит перед собой задачи выявления неиспользованных резервов эффективности деятельности, которые мы видим в изучении индивидуально-личностного уровня психической регуляции деятельности как каждого танцора в отдельности, так и танцевальной пары.

 

АВТОР: Ронь И.Н.