03.03.2012 8013

Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности танцевальных пар

 

Современный танцевальный спорт предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к психическим качествам конкурсных танцоров. В ряде исследований показана зависимость успеха в деятельности спортсменов от ряда свойств нервной системы и темперамента. Прежде всего, это касается силы нервной системы и тех ее проявлений, которые определяют высокую работоспособность, способность сохранять высокий уровень достижений в состоянии нервно-психического напряжения.

Большинство исследователей признают, что ни один из тренировочных методов не пойдет на пользу и не даст желаемых результатов, если не учтены индивидуальные психологические особенности спортсмена.

Конкретная задача индивидуализации подготовки конкурсных танцевальных пар состоит в необходимости учета всех потенциальных возможностей, личностных резервов танцора, а также дополнительно индивидуально подобранных методов обучения, принимая во внимание особенности характера, темперамента, психического состояния в конкретной ситуации, равно как и планируемые цели и задачи.

Уровни индивидуализации работы в подготовке и воспитании танцоров могут быть различны. Можно с каждым спортсменом работать индивидуально, исходя из тщательной оценки его индивидуальных особенностей, его специфической реакции и индивидуального характера подготовки. В этом случае речь идет о высоком уровне индивидуализации. Можно разделить танцоров на отдельные группы с учетом характерных моментов. В этом случае происходит индивидуализации по типу (типичным признакам). Наконец, при работе со спортсменами правомерно и дифференцирование. Например, при специальной подготовке необходимо принимать во внимание ряд различий в общих признаках: пол, возраст, соревновательный опыт, образовательный уровень занимающихся.

Исследования свидетельствуют о том, что успех в танцевальном спорте, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов обучения, воспитания, тренировки и подготовки к соревнованиям. По мнению авторов, эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента занимающихся.

Многие исследователи, считают, что свойства темперамента относятся к числу психических свойств, которыми один человек отличается от остальных и определенная группа людей от других групп. Это индивидуальные и типические свойства. Индивидуально-типичные психические свойства весьма разнородны. Люди отличаются друг от друга по тому, как они ведут себя в одних и тех же обстоятельствах.

С.Л. Рубинштейн определяет темперамент как динамическую характеристику личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности. Прежде всего, темперамент человека проявляется в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Импульсивность характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. С.Л. Рубинштейн характеризовал холерический темперамент сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.

В основу классификации типов нервной системы И.П. Павлова положено три основных критерия - сила, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих признаков определены четыре основные типа нервной системы:

- живой (сильный, уравновешенный, подвижный);

- слабый, медлительный (сильный, уравновешенный, инертный);

- возбудимый, безудержный (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением);

- слабый тип.

Данные типы нервной системы И.П. Павлов связывает с темпераментом. Он отождествляет возбудимый тип с холерическим темпераментом, тормозной - с меланхолическим, а две формы центрального типа - спокойную и оживленную - с флегматическим и сангвиническим.

В специальной литературе чаще всего встречается такая характеристика типов темперамента.

Меланхолический темперамент отличается глубиной и медлительностью эмоциональных переживаний и всех психических процессов. Меланхолик замкнут и необщителен, он скрывает свои чувства, легко уязвим. Таким людям не хватает решительности в действиях, они сосредоточены, в основном на своих личных переживаниях.

Для сангвиника характерна быстрая смена эмоционального состояния; он реагирует на внешние раздражители, легко входит в контакт с другими людьми. Сангвиники жизнерадостны, способны поддерживать рабочее настроение в коллективе, преодолевать трудности.

Человек с флегматическим темпераментом медлителен, спокойно реагирует на внешние раздражители.

Холерик отличается бурными вспышками чувств, глубоко и сильно переживает радости и печали, быстро реагирует на внешние раздражения, стремителен в своих движениях. Холерик инициативен, действует с большим эмоциональным подъемом. Занятия спортом содействуют развитию положительных черт холерического темперамента.

Многочисленные наблюдения за конкурсными танцевальными парами различного возраста и квалификации, беседы, анкетирование также не выявили закономерности между отдельными свойствами темперамента и уровнем спортивных достижений.

Свойства темперамента очень консервативны и обусловлены врожденными особенностями нервной системы. Кроме того, успех в деятельности конкурсных танцевальных пар определяется взаимоотношением ряда свойств темперамента. Воздействуя с целью тренировки на отдельные свойства, можно нарушить закономерные и необходимые связи между свойствами темперамента и тем самым вызвать дополнительные недостатки в деятельности. Отдельные свойства темперамента и их взаимоотношения определяют эффективность деятельности танцоров в различных условиях и ситуациях. Из этого следует, что тренировка не может служить основой эффективного приспособления темперамента к спортивной деятельности.

Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности занимающихся, когда в процессе обучения и воспитания конкурсному танцору создаются такие условия, при которых усиливаются положительные проявления темперамента. Этот путь приспособления темперамента к требованиям деятельности лежит в основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса. На основании длительного и всестороннего изучения особенностей деятельности конкурсных танцоров различного темперамента были сделаны следующие рекомендации по организации психофизического тренинга.

Холерики, сангвиники: Для спортсменов-танцоров с данными типами темперамента характерны такие свойства как реактивность, неуравновешенность, сензитивность. Для них самое главное - «снять» излишнее напряжение, стабилизировать свое психическое состояние, научиться тормозить ненужные импульсы, поэтому им особенно полезны упражнения на релаксацию, физическое расслабление.

Саморегуляция в таком случае основывается на использовании приемов отвлечения, переключения внимания на другие объекты.

Конкурсные танцоры данной группы часто торопят ход событий, проявляют нетерпение, ставят перед собой завышенные цели, что может вызвать излишнее возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, а иногда и нервные срывы. Индивидуальный стиль деятельности переделать трудно, но по возможности вышеуказанной категории танцоров необходимо стараться выполнять рабочие движения немного медленнее, чем хотелось бы. Также важным является контроль за темпом речи и мимикой.

Меланхолики: Для меланхоликов наиболее характерным является сочетание невротичности, тревожности, мнительности и эмоциональной неустойчивости. В случае наличия интравертированности данные характеристики усугубляются. Главное, что определяет поведение и настроение представителей данной группы - это тревожность. Она нарушает самоконтроль, не дает танцору проявить себя в полной мере его потенциальных возможностей. Незнание исхода деятельности и боязнь того, что он не будет соответствовать ожидаемому, выводят из равновесия.

Наиболее эффективно ликвидация негативного влияния тревожности в данной группе достигается применением комплекса релаксирующих средств, медитацией. Из вербальных средств наибольшее значение имеют сублимация, рационализация, катарсис, тонизация.

Флегматики: У спортсменов данной типологической группы отмечаются такие свойства темперамента, как эмоциональная устойчивость, резистентность, инертность, ригидность. К особенностям этой группы можно отнести медленную врабатываемость, несвоевременное переключение при быстрой или неожиданной смене обстановке, но при этом же стабильность и устойчивость. Общеизвестно, что изменить генетически заложенные психодинамические свойства (такие как, например, инертность нервных процессов) практически невозможно. Но при этом данной категории Конкурсных танцоров рекомендуется приспосабливать к своей индивидуальности нужный стиль - вырабатывать тактику упреждающих действий в ответ на смену обстановки, начинать период врабатывания задолго до начала деятельности, приучать себя находить малейшие признаки изменяющейся ситуации.

Наиболее полезными из психологических воздействий в данном случае будут упражнения на совершенствование различных свойств внимания, моделирование разнообразных и непредвиденных ситуаций с выбором эффективного решения и идеомоторная тренировка с разнообразными упражнениями, как по двигательной структуре, так и по быстроте и силе выполнения.

Кроме того, результаты исследований показали, что:

- в одних и тех же условиях (тренировка или соревнование) разные свойства темперамента оказывают одинаковое (например, положительное) влияние на деятельность танцоров;

- одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образом (либо положительно, либо отрицательно);

- в одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства темперамента могут влиять на деятельность одинаково.

На основании этих данных были сделаны соответствующие для каждого танцора индивидуальные приемы педагогического воздействия.

Особенность достижения результата в спортивных бальных танцах заключается в том, что техника исполнения находится в большой зависимости от психического состояния танцевальной пары. Даже у очень опытных танцоров результат конкурсных выступлений подвержен влиянию эмоционального состояния. Однако эти спортсмены отличаются способностью регулировать свое состояние и демонстрировать лучшую технику на соревнованиях. Танцоры высокого класса отрабатывают ее в различных условиях на тренировке, доводя до автоматизма. Вместе с тем известно, что совершенно спокойное состояние не способствует достижению высоких результатов при исполнении конкурсной программы. Необходимо, чтобы психическое состояние танцора перед выходом на паркет и во время соревнований имело оптимальный уровень возбуждения. Именно в этом состоянии у танцора в наибольшей степени проявляются и обостряются все ощущения, координация, технические навыки.

У людей разного типа темперамента не может быть совершенно одинаковых свойств темперамента, так как психологическая характеристика каждого отдельного свойства зависит от его соотношения с другими свойствами. Так, повышенная эмоциональная возбудимость сангвиника, благодаря ее сочетанию с экстраверсией, имеет совершенно иной характер, чем болезненная чувствительность, сенситивность меланхолика, обусловленная ее взаимосвязью с интроверсией.

Как и любое психическое свойство, свойства темперамента обусловлены свойствами организма в целом и наиболее непосредственно свойствами нервной системы. Но психическая деятельность представляет собой более гибкую форму активного приспособления к среде, чем деятельность физиологическая. Психическая деятельность более дифференцированно изменяется в зависимости от изменений внешних условий. Любая система психических свойств более открыта, чем система свойств организма или нервной системы. Отсюда вытекает, что более консервативное и устойчивое свойство организма или нервной системы не может однозначно определять более гибкое и изменчивое психическое свойство.

От одного и того же свойства организма или нервной системы зависят различные психические свойства, и, наоборот, одно и то же психическое свойство зависит не от одного, а от нескольких различных физиологических свойств.

Так, от силы нервных процессов зависят темп действий, их разнообразие, потребность в деятельности, работоспособность, сосредоточенность и распределение внимания. В то же время работоспособность, сосредоточение и распределение внимания зависят также и от уравновешенности нервных процессов по силе.

Типологические свойства не представляют собой чего-то неизменного: они несомненно могут изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Однако изменение типологических свойств, с одной стороны, и выработка новых систем связей, с другой - процессы существенно различные. Прямая задача воспитания, если выразить ее в физиологических терминах, есть выработка определенных систем связей, а изменение типологических свойств как результат тренировки их в процессе выработки новых условных связей может быть вторичным, производным результатом решения этой основной задачи.

А.Е. Ольшанникова и Л.Т. Ямпольский, рассматривая эмоциональность как важнейшую составляющую темперамента - главной характеристикой эмоциональности считают качество (знак, модальность) доминирующих у человека эмоций.

В то же время А.В. Родионов эмоциональную устойчивость относит к типичным свойствам характера, а в качестве наиболее значимых свойств темперамента рассматривает экстра-интроверсию, пластичность-ригидность, эмоциональную возбудимость, тревожность и добавляет такое свойство как невротичность.

Таким образом, свойства нервной системы и темперамент в спортивной деятельности танцевальных пар можно признать фактором, детерминирующим направление и степень влияния психологического стресса на уровень достижений танцоров, т.е. от них во многом зависит толерантность к стрессу. Можно сказать, что свойства темперамента определяют индивидуальные стрессовые пороги танцоров в соревнованиях, обусловливают динамику психических состояний, в том числе и ситуативной эмоциональной устойчивости.

В современной психолого-педагогической науке четко определены функции эмоциональных процессов участвующих в регуляции жизнедеятельности человека. Ряд авторов определяют в своих исследованиях организующие функции эмоций, оптимизирующие деятельность и поведение, другие (Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу, Л. Фресс, О.А. Черникова, др.) обращали внимание на дезорганизующую функцию эмоций.

Дезорганизующее влияние эмоций проявляется в острой форме в виде растерянности, аффекта неадекватности, скованности, нарушения координации движений, замедления протекания психических процессов, несдержанности в общении, агрессивности и многое другое. Эти факторы обусловили возникновение проблемы формирования эмоциональной устойчивости, особенно в танцевальном спорте. Если физиологические механизмы эмоций исследованы достаточно подробно, то психолого-педагогические аспекты требуют дальнейшего детального изучения.

Существующее понятие психических состояний в отечественной науке предложенное Н.Д. Левитовым используется для обозначения актов психической жизни, имеющих временное значение.

Таким образом, состояния являются важнейшей частью регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения.

В распространенном делении психических явлений - процессы, состояния и свойства - выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений, т.е. состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

Понятие психическое состояние как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление определил В.А. Ганзен. Такое определение, по мнению автора, позволяет считать психическое состояние человека объектом системного описания. Срезом исследования, дающим возможность получить полный набор характеристик объекта, становятся имеющиеся формы описания психического состояния человека различного уровня обобщенности.

Л.В. Куликов определяет состояние как форму саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации.

В танцевальном спорте понятие психического состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности, т.е. психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностями личности танцора находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, можно говорить о решительности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности в целом.

Однако, соответствие между психическим состоянием и чертой личности не всегда является правилом, отмечает Н.Д. Левитов.

Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые и индивидуальные. Общим для всех состояний то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя трансситуативную и ситуативную составляющую. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделить состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные - в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная - доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий.

В регуляции психических состояний целесообразно различать три основных уровня: организмический, индивидный и личностный.

Личностная регуляция психических состояний осуществляется в разных планах. И свойства личности, и её содержательное наполнение определенным образом влияют на возникновение и устойчивость психических состояний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, намерения - каждый из этих факторов влияет на возникновение и динамику состояния. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния - состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переконструирование мотивов и целей.

Спортивные бальные танцы, как в организационном плане, так и по сложности подготовки конкурсных танцевальных пар, безусловно, является высокопрофессиональной деятельностью и со стороны педагогического состава, и со стороны самих танцоров. Для успешного конкурсного выступления необходимо всестороннее обеспечение подготовки, спортсмена, в том числе и психологическое.

Важнейшим вопросом психологического обеспечения конкурсной танцевальной пары в тренировочный период является формирование психического состояния. Достаточно часто в качестве самостоятельного класса психических состояний выделяют эмоциональные состояния. К этой группе относят большое число состояний.

Эмоции и состояния неразрывно связаны в танцевальном спорте. И те, и другие имеют интегративные функции и обеспечивают реагирование танцора как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию, на все воздействия, направленные на него. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую. Эмоциональные состояния - это класс состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план, отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.

Связь эмоций с процессами внимания в данном виде спорта очевидна. Физиологические исследования показывают, что внимание теснейшим образом связано с ретикулярной формацией. Эмоции, органически вплетаясь в мотивы волевых действий, оказывают влияние на все этапы волевого акта. Сами по себе действия, которые выполняет танцор, могут носить характер тяжелого, напряженного труда, но когда они связаны с сознанием возвышенности целей борьбы, большими положительными эмоциями, возникает уверенность в успехе.

Многие авторы обращались к рассмотрению временных характеристик состояний. Кроме того, в состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или процентах.

Иногда во временной характеристике эмоций подчеркивается та или иная ее качественная особенность. В результате возникают понятия «состояние напряженности», «состояние тревоги», «состояние боевой готовности», «состояние апатии» и т.п.

В зарубежной литературе широко обсуждается так называемое состояние «беспокойства и тревоги».

Таким образом, отрицательная эмоция является его преобладающим компонентом. Беспокойство провоцируют, например, предвидение неприятности, изменение привычной обстановки деятельности, неожиданность, отсрочка подкрепления и др. Зарубежные авторы применяют для выяснения «степени тревожности» специально разработанные тесты, так например, тест «Manifest Anxiety Scule», представляет опросник из 50 пунктов, требующих положительных или отрицательных ответов, существует так называемая «шкала ситуаций и шкала реакций».

К состоянию «тревоги» близко стоит «психическая напряженность». Ее появление провоцируют трудные условия деятельности, умственная и эмоциональная перегрузка, необходимость быстрого выбора решений, высокая ответственность, опасность, наличие помех.

Можно проследить зависимость напряженности от уровня мотивации деятельности. Если ставится задача преодоления трудностей, доведения работы до конца, возникает интенсивная напряженность. В случае отказа от деятельности показатели напряженности резко ослабляются, имеют значение качество подготовки к деятельности и особенности темперамента.

Напряженность проявляется крайне разнообразно: увеличивается частота сердечных сокращений и вариативность сердечного ритма, возрастает частота дыхательных движений, уменьшается их глубина, появляются задержки дыхания, изменяется температура кожи, повышается основной обмен.

В мышечно-двигательном аппарате также наблюдаются изменения: увеличивается электрическая активность мышц, особенно лестничной мышцы шеи, лобных мышц и мышц предплечья, сокращается величина латентных периодов двигательных реакций, возникает общая мышечная скованность, нарушается дозировка усилий, координация движений, что является особенно актуальным для танцевального спорта.

Поскольку, весь комплекс изменений развертывается одновременно, возникает «реакция ожидания», характеризуется симптомами напряженности.

В связи с фактором психической напряженности целый ряд авторов считает правомерным говорить о проблеме эмоциональной устойчивости.

Специфика спортивных бальных танцев и особенности соревновательной деятельности танцевальных пар, дают нам возможность говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий танцора.

Факты разнонаправленных физиологических и психологических реакций в одинаково сложной обстановке дают в одном случае эмоциональный срыв, сопровождающийся ухудшением показателей результативности действий, угнетением физиологических показателей, в других - возникает реакция мобилизации психических и физиологических функций, деятельность протекает на более высоком уровне.

Возникновению состояний чрезмерного возбуждения способствуют некоторые особенности личности танцора, рассматривая свойства темперамента можно подчеркнуть роль слабости нервной системы, неуравновешенности нервных процессов, значение баланса нервных процессов.

Психолого-педагогические исследования спортивной и соревновательной деятельности подтверждают решающую роль приобретенных свойств личности, что позволяет говорить о необходимости применения психолого-педагогических воздействий для формирования эмоциональной устойчивости спортсменов, танцоров в частности.

Неадекватная самооценка (высокая или низкая в одинаковой мере) способствует возникновению чрезмерного возбуждения. Наличие высокого уровня притязаний при слабой подготовленности или низкой самооценке ведет к неуверенности в себе. Повышенное самолюбие обуславливает чувствительность к неуспеху. Неадекватная самооценка и связанные с ней мнительность, навязчивая неуверенность, смущение перед зрителями также провоцируют чрезмерную напряженность и возбуждение. В этом же направлении оказывают отрицательное действие и недостатки волевых качеств личности танцора: слабость воли, нерешительность, безынициативность.

В процессе конкурсных выступлений часто возникают неожиданные ситуации, требующие изменения привычного стереотипа действий. Фактор неожиданности, новизна ситуации, изменение динамического стереотипа неизбежно провоцируют эмоциональную напряженность, безусловно - рефлекторную ориентировочную активность. Неподготовленность танцевальной пары, или одного из партнеров к возможным переменам в обстановке его действий усиливают эффект неблагоприятных эмоций.

Среди условий неблагоприятных эмоций особое место занимают внешние воздействия, чрезмерно стимулирующие степень значимости предстоящего конкурса, турнира и ответственность за результаты выступления.

Также, важно отметить неблагоприятное воздействие тренеров - педагогов и других членов танцевального коллектива, влияние соперников, зрителей и т.д. К ним относятся: требования абсолютной победы, установка на недопустимость поражения, чрезмерное подчеркивание сильных сторон противника, навязчивое внушение значимости состязания, преднамеренные воздействия противника (демонстрация в период подготовки к встрече сильных сторон своей техники, физической подготовленности, преимуществ в спортивном инвентаре и т.п.), предвзятое отношение зрителей.

Рассматривая проблему формирования эмоциональной устойчивости необходимо отметить значение состояния спортивной формы танцора для ее оптимальных проявлений.

В понятие спортивной формы конкурсной танцевальной пары входит, в том числе, и способность к максимальной мобилизации усилий воли, активная направленность сознания танцоров на характер деятельности и условия, в которой она развертывается, высокая степень тренированности ее физического, технического и тактического компонентов, отличное состояние органов и систем организма и многое другое, что в конечном итоге проявляется в высокой степени эмоциональной устойчивости, отсутствии неблагоприятных эмоций. Потеря спортивной формы неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии танцоров.

В современной психолого-педагогической науке все чаще говорят об эмоциональной устойчивости как свойстве личности, которое обеспечивает высокоэффективную деятельность и целенаправленное поведение человека в условиях стресса. Существует целый ряд определений эмоциональной устойчивости:

- свойство, качество или способность, характеризующая темперамент;

- свойство личности, способствующее успешному осуществлению деятельности и характеризующееся не уменьшением, а увеличением работоспособности в напряженной обстановке;

- невосприимчивость нервной системы к неприятным впечатлениям;

- степень волевого владения личности своими эмоциями, способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения;

- надежное выполнение сложной задачи;

- оптимальное сочетание эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, нравственных, психофизиологических и других способностей.

Большинство исследователей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности, отмечается также, сосуществование в определении эмоциональной устойчивости различных взглядов или формулировок. Неоднозначность прежде всего проявляется в том, что хотя большинство исследователей употребляют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в напряженных условиях, некоторые из них наряду с этим включают в его содержание термин «устойчивость эмоций», который по сути своей означает некоторое постоянство эмоциональных переживаний человека, его предрасположенность к переживанию того или иного качества. Хочется отметить, что однозначного понимания природы этого феномена нет.

Эмоциональная устойчивость - это системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности, эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре системы саморегуляции. Поскольку эти механизмы содержат приспособительный эффект, выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности.

Анализ научной литературы позволяет выделить 2 основные группы факторов возникновения и особенностей проявления эмоциональной устойчивости: внешние и внутренние.

К внешним факторам, вызывающим отрицательные эмоциональные состояния и дезорганизующим деятельность человека, а также исключающим возможность обычного адекватного его поведения, относятся те, которые могут быть категоризованы как объективно существующие. Среди них: экстремальные или напряженные условия, обозначаемые как «чрезвычайные раздражители», «стрессоры», «фрустраторы», «эмоциональные ситуации» и т.п. К внутренним условиям следует отнести все, сопряженное с субъективным переживанием активности индивида, и не являющееся абсолютно точной зеркальной копией объективной действительности.

Исследованиями А.Б. Гандельсмана и К.М. Смирнова было установлено, что эмоции, становясь чрезмерными и исчерпав возможности реагирования нервной системы, могут вызвать ухудшение результатов спортсменов во время выступления в соревнованиях. А.Ц. Пуни, В.М. Игуменова и др. доказано, что эмоциональное возбуждение различной степени, сопровождающее спортсмена на всех этапах деятельности, наиболее ярко проявляется во время соревнований. По мнению Ф. Генова, выполнение даже заученного движения в этих условиях всегда сопровождается определенными эмоциональными реакциями человека.

Для конкурсной танцевальной пары психическое состояние, переживаемое до начала соревнования, выражается и в отношении к предстоящему выступлению, и в оценке своих возможностей, и в усилении процессов возбуждения, и в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой информации. Однако, все вышеуказанные факторы составляют единое неразделимое предстартовое состояние.

Во время конкурсных выступлений танцоры большую часть своих нервных сил затрачивают на преодоление соревновательного волнения; поэтому, показывая высокий уровень исполнительского мастерства на тренировках, в условиях соревнований нередко выступают ниже своих возможностей. Ряд авторов отмечает существенную разницу в состоянии танцевальных пар на тренировке и на соревновании.

Соревновательная деятельность танцевальных пар сопровождается целым рядом условных раздражителей (присутствие судей и зрителей, лимит времени), вызывающих изменения в психическом состоянии танцора, которые в условиях обычной тренировки отмечаются крайне редко, что может существенно отразиться на динамике развития ситуационной эмоциональной устойчивости.

Анализ состояния изучаемого вопроса показал, что соревновательная деятельность танцевальных пар как вид специфической деятельности танцора характеризуется такими компонентами, как цель, задачи, средства достижения цели, мотивы. При этом отношения между этим компонентами являются изменчивыми.

Соревновательная деятельность в спортивных бальных танцах имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных спецификой данного вида спорта. Таким образом, учитывая мнения специалистов психическая надежность конкурсных выступлений танцевальной пары обусловлена высоким уровнем развития внимания, мышления, мотивации, волевых усилий, способности к саморегуляции, чувства времени и т.д.

Повышенная эмоциональная напряженность соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах предъявляет ряд требований к личностно-типологическим особенностям танцоров, и особое внимание уделяется темпераменту.

Современные исследователи признают темперамент фактором, во многом определяющим успешность спортивной деятельности в танцевальном спорте, свойства которого оказывают значительное влияние на динамику предстартовых состояний, в том числе и на состояние ситуационной эмоциональной устойчивости.

Особенно значимыми факторами, связанными с формированием эмоциональной устойчивости специалисты выделяют тревожность, невротизм, и др. Особо, необходимо отметить, что если в таких видах спорта как легкая атлетика, борьба, фехтование, бокс влияние и формирование эмоциональных состояний (как одного из классов психических состояний) и методика управления ими относительно изучены, то в спортивных бальных танцах данное направление требует проведения самостоятельного исследования.

Таким образом, следует предположить, что исследование по формированию соревновательной эмоциональной устойчивости в зависимости от личностно-типологических особенностей позволит определить методику психологической подготовки юных танцоров, что в целом положительно скажется на эффективности соревновательной деятельности.

 

АВТОР: Ронь И.Н.